Рабочая программа "Экономика организации"
рабочая программа на тему
Разработанна для студентов специальности "Автоматизация технологических процессов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ekonomika_organizatsii_as.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образование и науки РФ
ФГОУ СПО «Дятьковский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Экономика организации
(базовый уровень)
для специальностей подготовки 220703
г. Дятьково
2012
Программа разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом СПО специальности подготовки 220703
Составитель: преподаватель экономических дисциплин Мамцева О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | Стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
_________________________________________
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) (базовой подготовки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки работников при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы организации производственного и технологического процесса;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их использования;
- принципы обеспечения и устойчивости объектов экономики;
- основы макро- и микроэкономики.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 122 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 61 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 61 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения программы учебной дисциплины Экономика организации является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.5 | Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов дисциплины | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение дисциплины | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности),** часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 8 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ОК 1-ОК 10; 4.5. | Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка | 9 | 6 | 20 | 3 | 10 | |||
Раздел 2. Основы организации производства | 12 | 8 | 2 | 4 | |||||
Раздел 3. Производственные и трудовые ресурсы организации | 35 | 22 | 8 | 10 | |||||
Раздел 4. Производственная программа и производственная мощность | 11 | 8 | 2 | 3 | |||||
Раздел 5 Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность -основные показатели деятельности организации (предприятия) | 26 | 20 | 6 | 6 | |||||
Раздел 6.Финансовые ресурсы организации | 5 | 3 | 2 | ||||||
Раздел 7. Капитальные вложения и их эффективность | 14 | 9 | 2 | 5 | |||||
Раздел 8. Макроэкономика | 10 | 5 | 5 | ||||||
Всего: | 122 | 61 | 20 | 20 | 61 | 10 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план дисциплины Экономика организации
3.2. Содержание обучения по дисциплине
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка | 9 | |||
Тема 1.1. Особенность работы организации (предприятия) в условиях рынка | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Отраслевые особенности организации (предприятия) , влияющие на формирование ее экономического потенциала | 4 | 2 | |
2 | . Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Механизм функционирования предприятия. | |||
Тема 1.2. Организационно-правовые формы организаций (предприятий) | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Организационно-правовые формы хозяйствования: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные, муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования. | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 Выполнение домашних заданий по разделу 1. Изучение ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998, «Об акционерных обществах» №208 –ФЗ от 26.12.1995 | 3 | |||
Раздел 2. Основы организации производства | 17 | |||
Тема 2.1. Основы организации производственного и технологического процесса | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Понятие производства и виды производственных структур. Типы организации производства. Формы организации производств | 8 | 2 | |
2 | Производственный цикл и его содержание. Длительность производственного цикла. Виды движения предметов труда. | |||
3 | Организация технологических процессов .Частичные технологические производственные процессы. Частичные нетехнологические процессы. | |||
4 | Основные принципы организации производственного процесса. | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Расчет длительности технологического цикла и выбор рационального метода движения предметов труда | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2: выполнение домашних заданий по разделу 2. Составление графика планово-предупредительного ремонта Составление мероприятий по экономии электроэнергии Оформление практических работ | 5 | |||
Раздел 3. Производственные и трудовые ресурсы организации | 34 | |||
Тема 3.1. Основной капитал | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура | 2 | 2 | |
2 | Оценка основного капитала. Износ основного капитала. Амортизация основного капитала. Показатели использования основного капитала. | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Расчет стоимости основных средств, суммы амортизационных отчислений и показателей эффективного использования основных средств. | |||
Тема 3.2. Оборотный капитал | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Определение потребности в оборотном капитале | 4 | 2 | |
2 | Оценка эффективности использования оборотных средств. Пути улучшения использования оборотных средств. | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Оценка эффективности использования оборотных средств в производстве | |||
Тема 3.3 Трудовые ресурсы организации (предприятия) | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. | 2 | ||
2 | Рабочее время и его использование. Нормирование труда. Методы нормирования труда. | |||
3 | Производительность труда: понятие, значение и методы измерения. Факторы роста производительности труда. Резервы роста производительности труда. | |||
4 | Формы и системы оплаты труда. Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. | |||
5 | Бестарифная система оплаты труда. Фонд оплаты труда и его структура. Премирование на предприятии | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Расчет показателей производительности труда и норм труда | |||
2 | Расчет оплаты труда работников разных категорий | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела 3.: выполнение домашних заданий по разделу 3. Выполнение индивидуального задания по расчету стоимости основных средств и амортизационных отчислений. Выполнение расчета норматива оборотных средств по элементам и общей суммы оборотных средств текущего года Составление схемы классификации трудовых ресурсов организации и выбор форм и систем оплаты труда для разных категорий работников организации Разработка тарифных сеток для основных и вспомогательных производственных рабочих Изучение трудового кодекса РФ Оформление практических работ. | 5 | |||
Раздел 4. Производственная программа и производственная мощность | 9 | |||
Тема 4.1. Производственная мощность | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие и виды производственной мощности. Расчет производственной мощности. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 | |||
1 | Расчет производственной мощности и эффективности ее использования. | |||
Тема 4.2 Производственная программа | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Понятие и показатели производственной программы. Этапы составления производственной программы предприятия | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела4.: выполнение домашних заданий по разделу 4. Оформление практической работы: Расчет производственной мощности и эффективности ее использования. Разработка производственной программы производственного участка Решение профессиональных задач: Оценка производственной мощности для выполнения производственной программы | 3 | |||
Раздел 5 Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность -основные показатели деятельности организации (предприятия) | 26 | |||
Тема 5.1 Издержки производства и реализации продукции | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат на производство продукции. Смета затрат и методика ее составления | 4 | 2 | |
2 | Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования. Значение себестоимости и пути ее оптимизации. | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Расчет калькуляции себестоимости продукции | |||
Тема 5.2 Ценообразование в организации | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Ценовая политика организации. Ценообразующие факторы | 4 | 2 | |
2 | Методы формирования цены. Экономическое содержание и виды цен. | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Расчет цен на продукцию | |||
Тема 5.3 Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Сущность и значение прибыли, принципы ее формирования. Факторы, влияющие на прибыль. Распределение и использование прибыли. | 6 | 2 | |
2 | Налогообложение прибыли. Виды и показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции и производства. | |||
3 | Контрольная работа | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Расчет прибыли и рентабельности | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела 5.: выполнение домашних заданий по разделу 5. Изучение методики составления калькуляции на продукцию и оформление практической работы Расчет точки безубыточности и критического объема, построение графика безубыточности. Составление схемы распределения доходов предприятия | 6 | |||
Раздел 6. Финансовые ресурсы организации | 5 | |||
Тема 6.1 Финансы организации | Содержание учебного материала | 3 | 1 | |
1 | Понятие финансов предприятия, их значение и функции. Источники финансирования. Займы и кредиты. Функции кредита, его формы. | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела 6.: Составление схемы финансы организации | 2 | |||
Раздел 7. Капитальные вложения и их эффективность | 15 | |||
Тема 7.1 Инновационная и инвестиционная политика предприятия | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Сущность и классификация инноваций. Инновационная деятельность предприятия. | 8 | 2 | |
2 | Источники инвестиций. Эффективность капитальных вложений. | |||
3 | Экономическая сущность и принципы аренды | |||
4 | Нематериальные активы | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Расчет эффективности капитальных вложений | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела 7.: Оформление практической работы: Расчет эффективности капитальных вложений. | 5 | |||
Раздел 8. Макроэкономика | 10 | |||
Тема 8.1 Система показателей макроэкономики | Содержание учебного материала | 5 | ||
1 | Специфические черты макроэкономики | 2 | ||
2 | Система показателей макроэкономики. | |||
3 | Экономический рост. | |||
4 | Безработица: виды и причины. | |||
5 | Инфляция и способы ее регулирования. | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела 8.: Рефераты по разделу Макроэкономика | 5 | |||
Примерная тематика курсовой работы: 1.Расчет экономической эффективности от внедрения мероприятий по автоматизации технологического процесса. 2.Экономика создания и функционирования предприятия. 3.Исследование эффективности использования основных средств организации. 4.Планирование кадров организации. 5.Организация оплаты труда на предприятии. 6.Расчет эффективности капитальных вложений. 7 Пути увеличения прибыли организации. 8.Автоматизация производства - основной путь интенсификации производства. 9.Политика ценообразования организации. 10. Пути снижения себестоимости. 11.Значение стимулирования труда для повышения эффективной деятельности организации. 12. Основные показатели деятельности организации. | 20 | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой | 10 | |||
Всего: | 122 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины не требует наличия специального учебного кабинета «Экономика организации».
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
-видеотека по курсу;
-учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины.
Технические средства обучения:
- компьютер, мультимедиа комплекс.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
- Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е.Экономика организации. - М.: Инфра-М, 2008.
- Софронов Н.А. Экономика организации (предприятия). - М.: Экономичность, 2007.
- Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Экономика предприятия.- М.: Дашков и К, 2006.
- Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия).- М.: Финансы и статистика, 2008.
- Максютов А.А. Экономика предприятия.- М.: Альфа-пресс, 2005.
- 7.Загородников С.В., Миронов М.Г. Экономика отрасли (машиностроение).- М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.
Дополнительные источники:
- ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998
- ФЗ «Об акционерных обществах» №208 –ФЗ от 26.12.1995
- Терещенко О.Н. Чечевицына Л.Н. Практикум по экономике предприятия.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Максимцев И.А., Шухгальтер М.Л., Комаров А.Г., Назаров В.Л., Морозова В.Д., Карлик М.А., Белов А.М., Клейнер Г.Б., Карлик А.Е., Горбашко Е.А. Государственное регулирование. Ценообразование и ценовая политика. Экономика предприятия: Маркетинг, инвестиции и инновации - СПб.: Питер, 2009.
- Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник + Практикум - М.: Финансы и статистика, 2008.
- Корнеева И.В., Арсенова Е.В., Балыков Я.Д. Экономика организации (предприятия).- М.: Экономичность, 2007.
Интернет-ресурсы
1. http://www.consultant.ru – Справочная правовая система «Консультант
Плюс»/ правовые ресурсы; обзор изменений законодательства; актуализированная справочная информация.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | |
Рассчитывать эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов | Текущий контроль в форме: -защиты практических работ; Защита курсовой работы. |
Находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации | Выполнение индивидуальных заданий преподавателя по поиску современной информации о деятельности предприятий отрасли. |
Знания | |
Основы организации производственного и технологического процесса | Текущий контроль в форме: -защиты практических работ; -тестирование по темам дисциплины. |
Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их использования | Текущий контроль в форме: -защиты практических работ; -тестирование по темам дисциплины. |
Принципы обеспечения и устойчивости объектов экономики | Текущий контроль в форме: -защиты практических работ; -тестирование по темам дисциплины. |
Основы макро- и микроэкономики | Текущий контроль в форме: -тестирование по темам дисциплины -контрольная работа по разделам дисциплины |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.5. Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации |
| - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях. - выступления с сообщениями (докладами) на занятиях; оформление и презентация портфолио; |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач
| Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - эффективный поиск необходимой информации -использование различных источников, включая электронные | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Использование различных источников, включая электронные. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами - готовность к работе в коллективе | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - организация самостоятельных занятий при изучении дисциплины | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - анализ инноваций в области разработки и моделирования несложных систем автоматизации | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по учебным дисциплинам: Техническое оснащение и организация рабочего места, «Организация хранения, контроль запасов и сырья», «Технология приготовления пищи».
Игра предназначена для обучающихся 2-го курса по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».Цель – формирование учебных и профессиональных компетенций у обучающихся по специальн...
Рабочая программа "Организация и технология работ на егерских участках"
Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по про...
2016 ОП 17 Рабочая программа Организация продаж банковских продуктов и услуг специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация продаж банковских продуктов и услуг (практикум)» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спе...
Рабочая программа «Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров на воздушном транспорте»
специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной п...