Рабочая программа "Экономика организации"
рабочая программа на тему

Оксана Викторовна Мамцева

Разработанна для студентов специальности "Автоматизация технологических процессов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ekonomika_organizatsii_as.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образование и науки РФ

ФГОУ СПО «Дятьковский индустриальный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


Экономика организации

 (базовый уровень)

для специальностей подготовки 220703

 

г. Дятьково

2012


        Программа разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом СПО специальности подготовки 220703

 

Составитель: преподаватель экономических дисциплин Мамцева О.В.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

13

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

_________________________________________

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) (базовой подготовки).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки работников при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- рассчитывать эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

- находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основы организации производственного и технологического процесса;

- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их использования;

- принципы обеспечения и устойчивости объектов экономики;

- основы макро- и микроэкономики.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 122 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 61 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 61 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения программы учебной дисциплины Экономика организации является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.5

Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов дисциплины

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение дисциплины

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),**

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

8

5

6

7

8

9

10

ОК 1-ОК 10; 4.5.

Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка

9

6

20

3

10

Раздел 2. Основы организации производства

12

8

2

4

Раздел 3.

Производственные и трудовые  ресурсы организации

35

22

8

10

Раздел 4. Производственная программа и производственная мощность

11

8

2

3

Раздел 5 Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность -основные показатели деятельности организации (предприятия)

26

20

6

6

Раздел 6.Финансовые ресурсы организации

5

3

2

Раздел 7. Капитальные вложения и их эффективность

14

9

2

5

Раздел 8. Макроэкономика

10

5

5

Всего:

122

61

20

20

61

10

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематический план дисциплины Экономика организации

3.2. Содержание обучения по дисциплине

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка

9

Тема 1.1. Особенность работы организации (предприятия) в условиях рынка

Содержание учебного материала

6

1

Отраслевые особенности организации (предприятия) , влияющие на формирование ее экономического потенциала

4

2

2

. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Механизм функционирования предприятия.

Тема 1.2. Организационно-правовые формы организаций (предприятий)

Содержание учебного материала

2

2

1

Организационно-правовые формы хозяйствования: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные, муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования.

Самостоятельная работа при изучении раздела 1

Выполнение домашних заданий по разделу 1.

Изучение ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998, «Об акционерных обществах» №208 –ФЗ от 26.12.1995

3

Раздел 2. Основы организации производства

17

Тема 2.1. Основы организации производственного и технологического процесса

Содержание учебного материала

12

1

Понятие производства  и виды производственных структур. Типы организации  производства. Формы организации производств

8

2

2

 Производственный цикл и его содержание. Длительность производственного цикла. Виды движения предметов труда.

3

Организация  технологических процессов .Частичные технологические производственные процессы. Частичные нетехнологические процессы.

4

Основные принципы организации производственного процесса.

Практические занятия

2

1

Расчет длительности технологического цикла и выбор рационального метода движения предметов труда

Самостоятельная работа при изучении раздела 2: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Составление графика планово-предупредительного ремонта

Составление мероприятий по экономии электроэнергии

Оформление практических работ

5

Раздел 3. Производственные и трудовые  ресурсы организации

34

Тема 3.1. Основной капитал

Содержание учебного материала

2

1

Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура

2

2

2

Оценка основного капитала. Износ основного капитала. Амортизация основного капитала.  Показатели использования основного капитала.

Практические занятия

2

1

Расчет стоимости основных средств, суммы амортизационных отчислений и показателей эффективного использования основных средств.

Тема 3.2. Оборотный капитал

Содержание учебного материала

6

1

Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Определение потребности в оборотном капитале

4

2

2

Оценка эффективности использования оборотных средств. Пути улучшения использования оборотных средств.

Практические занятия

2

1

Оценка эффективности использования оборотных средств в производстве

Тема 3.3 Трудовые ресурсы организации (предприятия)

Содержание учебного материала

6

1

Структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор.

2

2

Рабочее время и его использование. Нормирование труда. Методы нормирования труда.

3

Производительность труда: понятие, значение и методы измерения. Факторы роста производительности труда. Резервы роста производительности труда.

4

Формы и системы оплаты труда. Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики.

5

Бестарифная система оплаты труда. Фонд оплаты труда и его структура. Премирование на предприятии

Практические занятия

4

1

Расчет показателей производительности труда и  норм труда

2

Расчет оплаты труда работников разных категорий

Самостоятельная работа при изучении раздела 3.: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Выполнение индивидуального задания по расчету стоимости основных средств и  амортизационных отчислений.

Выполнение расчета норматива оборотных средств по элементам и общей суммы оборотных средств текущего года

Составление схемы классификации трудовых ресурсов организации и выбор форм и систем оплаты труда для разных категорий работников организации

Разработка тарифных сеток для основных и вспомогательных производственных рабочих

Изучение трудового кодекса РФ

Оформление практических работ.

5

Раздел 4.  Производственная программа и производственная мощность

9

Тема 4.1. Производственная мощность

Содержание учебного материала

4

1

Понятие и виды производственной мощности. Расчет производственной мощности.

2

2

Практические занятия

2

1

Расчет производственной мощности и эффективности ее использования.

Тема 4.2 Производственная программа

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие и показатели производственной программы. Этапы составления производственной программы предприятия

Самостоятельная работа при изучении раздела4.: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Оформление практической работы: Расчет производственной мощности и эффективности ее использования.

Разработка производственной программы производственного участка

Решение профессиональных задач: Оценка производственной мощности для выполнения производственной программы

3

Раздел 5 Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность -основные показатели деятельности организации (предприятия)

26

Тема 5.1  Издержки производства и реализации продукции

Содержание учебного материала

6

1

Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат на производство продукции. Смета затрат и методика ее составления

4

2

2

Калькуляция  себестоимости и ее значение. Методы калькулирования. Значение себестоимости и пути ее оптимизации.

Практические занятия

2

1

Расчет калькуляции себестоимости продукции

Тема 5.2 Ценообразование  в организации

Содержание учебного материала

6

1

Ценовая политика организации. Ценообразующие факторы

4

2

2

Методы формирования цены. Экономическое содержание и виды цен.

Практические занятия

2

1

Расчет цен на продукцию

Тема 5.3 Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

8

1

Сущность и значение прибыли, принципы ее формирования. Факторы, влияющие на прибыль. Распределение и использование прибыли.

6

2

2

Налогообложение прибыли.

Виды и показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции и производства.

3

Контрольная работа

Практические занятия

2

1

Расчет прибыли и рентабельности

Самостоятельная работа при изучении раздела 5.: выполнение домашних заданий по разделу 5.

Изучение методики составления калькуляции на продукцию и оформление практической работы

Расчет точки безубыточности и критического объема, построение графика безубыточности.

Составление схемы распределения доходов предприятия

6

Раздел 6. Финансовые ресурсы организации

5

Тема 6.1 Финансы организации

Содержание учебного материала

3

1

1

Понятие финансов предприятия, их значение и функции. Источники финансирования. Займы и кредиты. Функции кредита, его формы.  

Самостоятельная работа при изучении раздела 6.:

Составление схемы финансы организации

2

Раздел 7. Капитальные вложения и их эффективность

15

Тема 7.1 Инновационная и инвестиционная политика предприятия

Содержание учебного материала

10

1

Сущность и классификация инноваций. Инновационная  деятельность предприятия.

8

2

2

Источники инвестиций. Эффективность капитальных вложений.

3

Экономическая сущность и принципы аренды

4

Нематериальные активы

Практические занятия

2

1

Расчет эффективности капитальных вложений

Самостоятельная работа при изучении раздела 7.:

Оформление практической работы: Расчет эффективности капитальных вложений.

5

Раздел 8. Макроэкономика

10

Тема 8.1 Система показателей макроэкономики

Содержание учебного материала

5

1

Специфические черты макроэкономики

2

2

Система показателей макроэкономики.

3

Экономический рост.

4

Безработица: виды и причины.

5

Инфляция и способы ее регулирования.

Самостоятельная работа при изучении раздела 8.:

Рефераты по разделу Макроэкономика

5

Примерная тематика курсовой работы:

1.Расчет экономической эффективности от внедрения мероприятий  по автоматизации технологического процесса.

2.Экономика создания и функционирования предприятия.

3.Исследование эффективности использования основных средств организации.

4.Планирование кадров организации.

5.Организация оплаты труда на предприятии.

6.Расчет эффективности капитальных вложений.

7 Пути увеличения прибыли организации.

8.Автоматизация  производства - основной путь интенсификации производства.

9.Политика ценообразования организации.

10. Пути снижения себестоимости.

11.Значение стимулирования труда для повышения эффективной деятельности      организации.

12. Основные показатели деятельности организации.

20

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой

10

Всего:

122


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины не требует наличия специального учебного кабинета «Экономика организации».

Оборудование учебного кабинета:

 -рабочие места по количеству обучающихся;

 -рабочее место преподавателя;

 -комплект учебно-методической документации;

 -наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;

 -видеотека по курсу;

 -учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины.

Технические средства обучения:

- компьютер, мультимедиа комплекс.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  2. Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е.Экономика организации. - М.: Инфра-М, 2008.
  3. Софронов Н.А. Экономика организации (предприятия). - М.: Экономичность, 2007.
  4. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Экономика предприятия.- М.: Дашков и К, 2006.
  5. Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия).- М.: Финансы и статистика, 2008.
  6. Максютов А.А. Экономика предприятия.- М.: Альфа-пресс, 2005.
  7. 7.Загородников С.В., Миронов М.Г. Экономика отрасли (машиностроение).- М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

Дополнительные источники:

  1. ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998
  2. ФЗ «Об акционерных обществах» №208 –ФЗ от 26.12.1995

  1. Терещенко О.Н. Чечевицына Л.Н. Практикум по экономике предприятия.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  2. Максимцев И.А., Шухгальтер М.Л., Комаров А.Г., Назаров В.Л., Морозова В.Д., Карлик М.А., Белов А.М., Клейнер Г.Б., Карлик А.Е., Горбашко Е.А. Государственное регулирование. Ценообразование и ценовая политика. Экономика предприятия: Маркетинг, инвестиции и инновации - СПб.: Питер, 2009.
  3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник + Практикум - М.: Финансы и статистика, 2008.
  4. Корнеева И.В., Арсенова Е.В., Балыков Я.Д. Экономика организации (предприятия).- М.: Экономичность, 2007.

Интернет-ресурсы

1. http://www.consultant.ru – Справочная правовая система «Консультант

Плюс»/ правовые ресурсы; обзор изменений законодательства; актуализированная справочная информация.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

Рассчитывать эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов

Текущий контроль в форме:

-защиты практических работ;

Защита курсовой работы.

Находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации

Выполнение индивидуальных заданий преподавателя по поиску современной информации о деятельности предприятий отрасли.

Знания

Основы организации производственного и технологического процесса

Текущий контроль в форме:

-защиты практических работ;

-тестирование по темам дисциплины.

Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их использования

Текущий контроль в форме:

-защиты практических работ;

-тестирование по темам дисциплины.

Принципы обеспечения и устойчивости объектов экономики

Текущий контроль в форме:

-защиты практических работ;

-тестирование по темам дисциплины.

Основы макро- и микроэкономики

Текущий контроль в форме:

-тестирование по темам дисциплины

-контрольная работа по разделам дисциплины

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 4.5. Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации

  • Взаимодействует с обучающимися,  преподавателями
  • Решает профессиональные задачи в области автоматизации
  • Принимает решения в измененных ситуациях
  • Умеет организовывать работу коллектива на выполнение профессиональных задач

- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

- выступления с сообщениями (докладами) на занятиях;

оформление и презентация портфолио;

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

  • -  оценка эффективности и качества выполнения

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- эффективный поиск необходимой информации

-использование различных источников, включая электронные

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • - Умение самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно – популярных статьях.
  • Эффективный поиск необходимой информации.

Использование различных источников, включая электронные.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами

- готовность к работе в коллективе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- организация самостоятельных занятий при изучении дисциплины

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- анализ инноваций в области разработки и моделирования несложных систем автоматизации

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по учебным дисциплинам: Техническое оснащение и организация рабочего места, «Организация хранения, контроль запасов и сырья», «Технология приготовления пищи».

Игра предназначена для обучающихся 2-го курса по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».Цель – формирование учебных и профессиональных компетенций у обучающихся по специальн...

Рабочая программа "Организация и технология работ на егерских участках"

    Рабочая программа  междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по про...

2016 ОП 17 Рабочая программа Организация продаж банковских продуктов и услуг специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация продаж банковских продуктов и услуг (практикум)» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спе...

Рабочая программа «Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров на воздушном транспорте»

специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной п...