Материалы " Из опыта работы": Формирование цифровых навыков в процессе преподавания экономических дисциплин
материал

Музалевская Людмила Николаевна

Формирование цифровых навыков у обучающихся профессиональных образовательных организаций осуществляется через цифровизацию образовательного процесса, развертывание на уровне учреждения цифровой образовательной среды. И это главное условие качества работы по организации образовательного процесса, результатом которого является формирование у обучающихся ключевых компетенций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг» «Формирование цифровых навыков в процессе преподавания экономических дисциплин» Музалевская Людмила Николаевна преподаватель ОГАПОУ « Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»

Слайд 2

Распространение принципов цифровой экономики и цифрового общества по всему миру требует от нас владения определенным набором цифровых навыков, позволяющих добиться успеха в работе и в жизни. В мире работы цифровые навыки не только служат квалификацией при трудоустройстве в традиционном секторе, но и открывают двери к участию в возникающих секторах экономики и даже к открытию собственного бизнеса. Люди, обладающие более продвинутыми цифровыми навыками, могут воспользоваться более широким набором возможностей, связанных с постоянным развитием цифровых технологий, платформ и устройств. Цифровые навыки особенно важны в перспективе меняющегося характера рабочей среды, включая резкий рост использования труда внештатных сотрудников и людей, участвующих в экономике свободного заработка, а также более широких структурных изменений, которые значительно повлияют на рабочие места в будущем.

Слайд 3

Люди, обладающие необходимыми цифровыми навыками, получают - надежный доступ к новостям и информации, -возможность общаться с друзьями и семьей, - возможность пользоваться важными услугами, связанными -с электронным здравоохранением, -электронным правительством, -цифровыми финансами, -агротехнологиями, -умным транспортом и иным образом получать преимущества от участия в глобальном обществе, основанном на знаниях Сегодня мы вынуждены постоянно пересматривать и обновлять комплект цифровых навыков в учебных программах, и связано это с появлением новых технологий и инновациями: искусственный интеллект, большие данные, блокчейн , облачные вычисления, интернет вещей, машинное обучение и мобильные приложения

Слайд 5

Базовые навыки Базовые цифровые навыки позволяют нам функционировать на минимальном уровне в обществе. К базовым навыкам относятся работа с аппаратным обеспечением (например, умение пользоваться клавиатурой и управлять функциями сенсорного экрана), программным обеспечением (например, работа с приложениями обработки текста, управление файлами на ноутбуке, настройки безопасности на мобильном телефоне) и базовыми онлайновыми операциями (например, умение пользоваться электронной почтой, поиском или заполнять онлайновые формы). Базовые навыки обогащают нашу жизнь, позволяя нам взаимодействовать друг с другом и получать доступ к государственным, коммерческим и финансовым услугам. Промежуточные навыки Промежуточные навыки дают возможность пользоваться цифровыми технологиями в еще более значимой и выгодной форме и включают способность критически оценивать технологию или создавать контент. Это фактически навыки готового к работе специалиста, так как охватывают те умения, которые необходимы для выполнения рабочих функций, таких как компьютерная верстка, цифровой графический дизайн и цифровой маркетинг. В большинстве своем такие навыки являются общими, то есть овладение ими готовит человека к выполнению более широких цифровых задач, необходимых для участия в качестве вовлеченного гражданина и производительного работника. Однако такие навыки не имеют жестких характеристик. Напротив, одной из их характеристик является то, что они расширяются согласно технологическим изменениям. Например, навыки, связанные с обработкой данных, становятся все более выраженными по мере того, как революция в мире данных набирает обороты, формируя спрос на навыки, необходимые для производства, анализа, интерпретации и визуализации большого количества данных

Слайд 6

Продвинутые навыки К продвинутым относятся те навыки, которые необходимы для профессионалов в области ИКТ, например программирование и управление сетями. Продвинутые навыки, как правило, приобретаются в рамках формальных форм высшего образования, тем не менее есть альтернативные каналы образования, такие как учебные курсы для начинающих по кодированию, которые являются практически целесообразным вариантом для многих стран. Еще одним набором навыков в категории продвинутых является цифровое предпринимательство , которое объединяет традиционное предпринимательство с новыми цифровыми технологиями. Стратегии, направленные на воспитание цифровых предпринимателей, требуют включения определенного набора навыков. В их числе нецифровая составляющая в форме экономических, финансовых и налоговых знаний, часто связанных с соответствующими цифровыми инновациями. Такой набор включает предпринимательские навыки, например готовность принимать риск, адаптивность и критическое мышление, и продвинутые цифровые навыки, такие как анализ данных, облачные вычисления, социальные сети, цифровой маркетинг и разработка сетевых решений и приложений. Движение в направлении цифрового предпринимательства уже послужило стимулом для появления большого количество специализированных программ и соответствующих курсов по цифровым технологиям для бизнеса

Слайд 7

В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации»» содержится определение и перечень ключевых компетенций цифровой экономики, которыми должны владеть выпускники системы среднего профессионального образования Перечень ключевых компетенций цифровой экономики Вид компетенции характеристика 1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей 2. Саморазвитие в условиях неопределенности Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций 3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов. 4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач. 5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных.

Слайд 8

Цифровая экономика и цифровое общество предъявляют объёмный, динамично меняющийся комплекс требований к выпускникам системы профессионального образования, на основе которого могут быть сформированы два типа дидактических целей (ожидаемых образовательных результатов). При этом среднее профессиональное образование ориентировано на достижение обоих типов целей Типы дидактических целей (ожидаемых образовательных результатов) профессионального образования Тип дидактических целей (ожидаемых результатов) Источники информации об ожидаемых результатах СПО Актуальные Перспективные 1. Общая готовность к жизни в цифровом обществе и эффективной деятельности в условиях цифровой экономики - НРК РФ* - ФГОС СПО (общие компетенции) - БМК** (универсальные компетенции) - ФГОС СПО (общепрофессиональные компетенции) 2. Функциональная подготовленность к решению конкретных типов задач профессиональной деятельности (в рамках определенной профессии/ трудовой функции) ФГОС СПО (Профессиональные компетенции) - профессиональные стандарты - требования конкретного заказчика (работодателя) - профессиональные стандарты -требования конкретного Заказчика (работодателя) - персональные образовательные потребности обучающегося *Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК РФ). Утверждена в форме документа «Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N° 148н. ** Базовая модель компетенций (БМК) - нормативный документ, устанавливающий систему единых требований к формированию, непрерывному и преемственному наращиванию компетенций цифровой экономики в течение всей жизни человека. Необходимость разработки БМК установлена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N° 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Слайд 9

Цифровые компетенции, как части общих и профессиональных компетенций, формируются в течение всего срока обучения студентов. Сопоставление требований к освоению общих компетенции, перечисленных во ФГОС СПО и ключевых компетенций цифровой экономики позволяет сделать вывод, что формирование последних является своего рода «надстройкой» процесса формирования общих компетенций. Дидактические единицы образовательной программы (учебные дисциплины, модули), которые направлены на формирование общих компетенций, могут соответственно нести «нагрузку» по формированию ключевых компетенций цифровой экономики. Рассмотрим используемые технологии/методы обучения, содержание учебного контента, направленные на формирование ключевых навыков цифровой экономики у обучающихся профессиональных образовательных организаций

Слайд 10

Ключевые компетенции цифровой экономики Содержание учебного контента. Используемые технологии/методы обучения. 1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде -нормативно - правовая база Интернет – коммуникаций; - понятия: аккаунт, информационное сообщение, информационная система, Интернет-ресурс, ИКТ, логин, мессенджер, Интернет-СМИ, облачные технологии, мобильное приложение, пароль, почтовый сервер, спам, сервер, форум, чат, пост; - навыки общения ( communication skills ), создания и развития сообществ ( networking skills ); ( соц.сеть ВКонтакте) - электронная почта, социальные сети, мессенджеры; - онлайн-приложения; - электронный документооборот, сервисы для совместной работы, электронные рассылки, подписка; - электронные библиотеки; - этикет в сети и этикет деловой переписки в сети Интернет; - защита информации и персональных данных, защита от Интернет-угроз. -правила оформления электронных документов/писем -использование словарей и проверочных сервисы порталов Грамота.ру , Орфограммка.ру , или иных сервисов для рецензирования текстов Для формирования компетенции используются следующие технологии/методы обучения : - технология активного обучения (мозговой штурм); - методы проектного обучения - интерактивный круглый стол (дискуссия, дебаты); - игровые технологии; - кейс-технологии

Слайд 11

2. Саморазвитие в условиях неопределенности - самоактуализация, саморазвитие и самопрогнозирование личности; - работа с информацией, как способ личностного развития(отслеживание новостей об изменениях и появлении новых разработок в области будущей профессиональной деятельности, новых образовательных сервисов (поиск новостей по тегам, управление подписками и рассылками, мониторинги новостей).; - психология саморазвития (пирамида потребностей Маслоу); - риски негативного влияния на психологическое самочувствие, эмоциональное благополучие, здоровье и даже жизнь человека (в том числе: Интернет-зависимость, синдром компьютерного стресса) и их профилактика; - цифровые средства достижения образовательных целей, образовательные платформы (использование Интернет-платформ для получения / расширения знаний и освоения практических навыков.(РЭШ, ЁСтади ) ; использование различных Web -приложений и онлайн-сервисов для постановки целей и задач, планирования расписаний, выстраивания самостоятельной стратегии обучения и отслеживания результатов, цифровых сервисов для самотестирования); - нормативно-правовое регулирование в сфере онлайн- и дистанционного образования; - средства поиска контента для саморазвития в цифровой среде, использование государственных и частных цифровых услуг в сфере образования; - цифровые образовательные ресурсы и инструменты (электронные библиотеки, дистанционное обучение) Для формирования компетенции используются следующие технологии/методы обучения : - развивающее обучение; - «Перевёрнутое обучение» ( flipped learning ); - модульное обучение; - кейс-технологии; - методы проектного обучения;

Слайд 12

3. Креативное мышление - основные виды контента, как создавать и редактировать тексты, таблицы, диаграммы и мультимедийный цифровой контент (презентации, ролики); - разработка, представление и продвижение проекта с помощью цифровых инструментов; - авторские права и лицензии, законодательство об авторском праве. -предложение нескольких способов решения задачи, достижения цели. -выдвижение альтернативных вариантов решений или действий. Для формирования компетенции используются следующие технологии/методы обучения : - технология активного обучения ( групповая дискуссия, мозговой штурм и его виды и др.); - технология творческого проектирования; - технология исследовательской деятельности; - игровые технологии (деловые, ролевые игры) - метод кейсов (метод конкретных ситуаций).

Слайд 13

4. Управление информацией и данными - понятия: алгоритм, видеоконференцсвязь, видеоконференция, всемирная паутина, гиперссылки, видеочат, Skype , Viber , WhatsApp , WiFi , операционная система, каталоги ссылок, сайт, электронный документ, облачный архив; - инструменты для поиска, просмотра, получения, обработки и анализа информации: крупнейшие цифровых экосистем «Яндекс» и « Google »; онлайн- энциклопедии; - алгоритм поиска информации по интересующей теме, работа браузера: адресная строка, строка поиска, ссылка, вкладка, закладки; - виды поисковых запросов; - типы компьютерной коммуникации: одновременной коммуникации (чаты, игры, аудио- видеоконференции в режиме онлайн), последовательной коммуникации (электронная почта), облачные архивы, традиционные СМИ в Интернет (сайты, блоги или группы); - службы (сервисы) коммуникаций: e- mail , соцсети, видеоконференции, мессенджеры, приложения для обмена сообщениями. - оформление и представление информации в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения (тексты, графики, изображения, диаграммы, блок-схемы, таблицы, презентации, видеоролики, видеопрезентации и т.п.) - распространенные ошибки, приводящие к утечке или потере информации, возможные меры защиты. Для формирования компетенции используются следующие технологии/методы обучения : - исследовательские (поисковые) методы; - методы проектного обучения; - игровые технологии; - кейс-технологии. - сравнительные диаграммы-тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами; -баскет-метод (имитация ситуации)

Слайд 14

5. Критическое мышление в цифровой среде системное и предметное мышление, критическое мышление: базовые принципы и приёмы; - понятия: информация, достоверная информация, недостоверная информация, государственная информационная система, конфиденциальная информация, надёжные источники информации, информационные системы общего пользования; - методы и инструменты оценки информации: авторские лицензии ( Creative Commons ), -анализ информации, формулировка вывода и принятие решения на основе проверенной и достаточной информации. -сравнение информации из нескольких источников, определение противоречия, отделение фактов от их интерпретации. -связывание между собой данных и информации из различных источников, выбор данных, в наибольшей степени подкрепляющих аргумент/гипотезу. -выбор оптимального способа/варианта действий для достижения целей. -аргументация выбора данных/ средств/ методов/ решений/ цифровых сервисов и т.п. Для формирования компетенции используются следующие технологии/методы обучения: - методы проектного обучения; - технология проблемного обучения; - метод кейсов; - метод свертывания информации ( синквейн ); - метод развертывания информации (кластер); - метод «мозгового штурма»; - метод шести шляп (Эдварда де Боно); - метод дискуссии

Слайд 15

Формирование цифровых навыков у обучающихся профессиональных образовательных организаций осуществляется через цифровизацию образовательного процесса, развертывание на уровне учреждения цифровой образовательной среды. И это главное условие качества работы по организации образовательного процесса, результатом которого является формирование у обучающихся ключевых компетенций.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"

"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...

Применение метода кейсов в преподавании экономических дисциплин в СПО

На сегодняшний день стратегическим направлением модернизации образования в России остается воспитание самостоятельности, ответственности и развития профессионального потенциала, интеллектуальных и эко...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов)...

"Формирование компетенций WorldSkills по профессии парикмахер в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин"

В настоящее время в Мире активно развивается движение WorldSkills, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путём формирования компетенций,...

Реализация педагогических технологий 21 века: из опыта работы центра цифрового обучения IT-куб

Использование современных цифровых технологий в реализации образовательных программ начального общего,  основного общего и среднего общего образоыания (из опыта работы Центра цифрового образовани...

ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год

ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год...

ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год

ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год...