Рабочая учебная программа
рабочая программа
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
2020г.
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА
Цикловой комиссией Методическим советом
общепрофессиональных и техникума
профессиональных дисциплин
Председатель протокол №1
______________ Седен Р. С. от «___» _________ 2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 05.Основы экономики разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» и рабочим учебным планом техникума, утвержденным 01.09.2020 года.
Рабочая программа предназначена для специальности:
08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования»
Организация-разработчик: филиал ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум» в г.Шагонар
Разработчик: Танзырын Д.С. – преподаватель дисциплины ОУД 05. Основы экономики
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 12 |
| 14 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.05. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Требования к результатам освоения образовательной программы
Общие компетенции
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегам, руководством |
1.4. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие принципы организации производственного и технологического процесса;
- механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
- цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 50 |
Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Примерная тематика самостоятельной работы: сообщения, кроссворды, опорные конспекты, решение практических задач Консультации | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 2 |
2.2. Структура дисциплины
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка студента | Внеаудитор ная (самостоятельная) работа студента | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия (работы), часов | Консультация | Экзамен | ВКР | Всего, часов | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
ПК. 1.3, ПК. 1.4, ПК. 1.7. | Раздел 1.Экономика и ее роль в жизни общества | 4 | 4 | 4 | - | ||||||||
Раздел 2.Микроэкономика | 8 | 6 | 2 | 4 | |||||||||
Раздел 3.Распределение доходов в обществе | 6 | 4 | 2 | 2 | |||||||||
Раздел 4.Макроэкономика | 6 | 4 | 2 | 4 | |||||||||
Раздел 5. Международная экономика | 4 | 4 | 2 | ||||||||||
Раздел 6.Основы менеджмента | 2 | 2 | |||||||||||
Производственная практика (по профилю специальности) (концентрированная) | |||||||||||||
Всего: | 32 | 24 | 6 | 16 |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | Осваиваемые компетенции | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ОК-1 | |
Введение | ||||
1-2 | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности | |||
Раздел 1.Экономика и ее роль в жизни общества | 4 | |||
Раздел 1. Тема 1.1. Собственность и ее виды | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
Собственность и ее виды | ||||
3-4 | Собственность как основа социально-экономических отношений между людьми. Права собственников и их закрепление в законодательстве страны | |||
Самостоятельная работа Подготовить сообщение по вопросу: «Коренное преобразование государственной собственности в 1990-х годах в России». | 2 | ОК-4 | ||
Раздел 1. Тема 1.2. Организация хозяйственной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
Организация хозяйственной деятельности | ||||
5-6 | Типы организации хозяйства: натуральное и товарное производство. Их роль в решении хозяйственных задач: какие блага, как и для кого производить. Сравнительный анализ натурального и товарного производства. Преимущества товарного производства. Управление экономикой. Место управления в организации хозяйственной деятельностью | |||
Самостоятельная работа Подготовить презентацию: «Разделение труда и его связь с научно- техническим прогрессом. Эффективность разделения труда. Формы современного общественного разделения труда» | 2 | ОК-4 | ||
Раздел 2. Микроэкономика | 12 | |||
Раздел 2. Тема 2.1.Рынок | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
Рынок | ||||
7-8 | Современный рынок как единая совокупность особых отраслей торговой деятельности. Свободное развитие рынка и его регулирование. Зарождение рыночного обмена товаров и возникновение денег. История развития денег (товарные деньги, золотой стандарт, современные денежные средства, электронные деньги). Механизм рыночного ценообразования. Рыночная цена и ее воздействие на индивидуальный спрос покупателя и индивидуальное предложения продавца. Законы спроса и предложения | |||
Практическое занятие | 2 | ОК-4,6 | ||
9-10 | Построение кривых спроса и предложения товара | |||
Раздел 2. Тема 2.2. Конкуренция и монополия | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
Конкуренция и монополия | ||||
11-12 | Конкуренция: ее сущность и формы. Индивидуальная конкуренция, ее условия и результаты рыночной игры. Сущность и последствия национальной конкуренции. Зависимость рыночной цены от массового спроса и массового предложения. Причины образования и виды монополий. Абсолютная монополия и коренное изменение механизма образования рыночных цен. Антимонополистическое регулирование | |||
Самостоятельная работа Используя различные источники информации, подготовить конспект: «Новое во взаимосвязи конкуренции и монополии во второй половине ХХ века». | 2 | ОК-4 | ||
Тема 2.3. Экономические основы бизнеса | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
Экономические основы бизнеса | ||||
13-14 | Коммерческое предпринимательство. Коммерческий расчет. Процесс создания (новой) добавленной стоимости, экономические и правовые условия производственного бизнеса. Простое и расширенное воспроизводство капитала фирмы. Основной и оборотный капитал. Амортизация и обновление основного капитала | |||
Самостоятельная работа Дать анализ социальным проблемам накопления капитала: источники и структура. Подготовить устное сообщение на тему: «Повышение эффективности накопления в условиях научно- технического прогресса» | 2 | ОК-4 | ||
Раздел 3. Распределение доходов в обществе | 8 | |||
Раздел 3. Тема3.1. Распределение доходов в микроэкономике | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
Распределение доходов в микроэкономике | ||||
15-16 | Заработная плата работников. Формы оплаты труда. Факторы увеличения оплаты труда. Роль форм вознаграждения за труд в стимулировании деятельности рабочих и специалистов. Номинальная и реальная заработная плата. Образование и распределение прибыли фирмы. Норма прибыли и ее экономическая роль. Рентабельность торгового бизнеса. Кредит, виды кредита. Процент по обслуживанию кредита. Прибыльность банковского капитала | |||
Практическое занятие | 2 | ОК-1,6 | ||
17-18 | Расчет заработной платы различным категориям работников. | |||
Самостоятельная работа Подбор производственных ситуаций на тему: «Доходы от ценных бумаг. Рынок ценных бумаг и курс акций. Земельная рента и цена земли» | 2 | |||
Раздел 3. Тема3.2. Налоговая система | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
Налоговая система | ||||
19-20 | Налоги, значение. Виды налогообложения физических и юридических лиц. Ставки налога. Кривая Лафера. Влияние ставки налога на предложение труда, капитала и сбережения. Налоговая реформа | |||
Раздел 4. Макроэкономика | 10 | |||
Раздел 4. Тема 4.1. Макроэкономическая нестабильность | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
Макроэкономическая стабильность | ||||
21-22 | Циклическое развитие национального хозяйства. Особенности экономических кризисов в России в конце 20 и начале 21 века и пути выхода из них. Безработица и занятость населения. Причины и виды безработицы. Государственная политика занятости населения. Инфляция и устойчивость денежного обращения. Уровень инфляции. Пути снижения уровня инфляции | |||
Практическое занятие | 2 | ОК-4 | ||
23-24 | Определения уровня безработицы и уровня инфляции. | |||
Самостоятельная работа Подготовить презентации: Особенности типа собственности, кооперации и разделения труда, форм организации труда и управления в государственном секторе страны. Основные направления экономической политики государства. Угрозы экономической безопасности страны и меры по их преодолению. Новые показатели макроэкономики | 2 | ОК-4 | ||
Раздел 4. Тема 4.2. Финансы и денежно – кредитная система | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
25-26 | Финансы и их роль в регулировании экономики. Государственный бюджет: его доходы и расходы. Бюджетный дефицит и профицит. Российский бюджет. Денежно – кредитная система России. Роль банков в этой системе. Регулирование количество денег в обращении | |||
Самостоятельная работа Подготовить доклад на тему: «Мировая валютная система. Валютный курс. Внешнеэкономическая политика России» | 2 | ОК-4 | ||
Раздел 5. Основы менеджмента | 6 | |||
Раздел 5. Тема 5.1. Стили управления | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
Стили управления | ||||
27-28 | Понятие «стиль управления». Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный. Характеристика каждого стиля управления. Преимущества и недостатки различных стилей управления. Стили управления и факторы их формирования | |||
Ссамостоятельная работа Подготовить реферат на тему: «Особенности менеджмента в области агрономии» Подготовить схему: «Методы управления: административно-организационные, экономические и социально- психологические» Подготовить сообщения: Авторитет, псевдоавторитет. Власть, типы власти | 2 | ОК-4 | ||
Раздел 5. Тема 5.2. Коммуникативность и общение | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
Коммуникативность и общение | ||||
29-30 | Понятие общения и коммуникации. Информация, ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Деловое общение, его характеристика. Принципы делового общения. Этапы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения | |||
Раздел 6. Основы маркетинга | 2 | |||
Раздел 6. Тема 6.1. Основы маркетинга | Содержание учебного материала | 2 | ОК-6 | |
Основы маркетинга | ||||
31-32 | Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом. Задачи и направленность маркетинговых исследований. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации. Реклама, виды рекламы. Функции рекламы | |||
Всего | 32 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация Программы предполагает наличие учебного кабинета общепрофессиональных дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству мест для обучающихся;
- рабочее место для преподавателя.
- персональный компьютер:
- ноутбук;
- плазменная панель;
- мультимедиа проектор;
- экран переносной;
- образцы нормативно-правовых актов;
- карточки-задания;
- тесты;
- контрольно-оценочные материалы;
- методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
ЧередановаЛ.Н. «Основы экономики и предпринимательства: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. , М.: Академия, 2004;
- Кожевников Н.Н. «Основы экономики»: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, М.: Академия, 2014
Дополнительные источники:
- Носов С.С. «Основы экономики»: учебник для студентов учреждений СПО. М.: Владос, 2002
- Камаев В.Д. «Основы экономики»: учебник для студентов образовательных учреждений СПО. М.: Владос, 2005
- Косьмин А.Д. «Менеджмент»: учебник для студентов учреждений СПО. М.: Академия, 2014
Интернет-ресурсы:
Https://studfiles.net/preview/1700696/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Умения: | |
Находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда | Рассчитывает заработную плату на рабочем месте сварщика с учетом квалификационного уровня работника, коэффициента трудового участия, фактически отработанного времени. Рассчитывать, себестоимость работ с учетом стоимости материалов, ресурсов, работ, амортизации оборудования. Рассчитывать возможности ресурсосбережения на рабочем месте. |
Знания: | |
Общие принципы организации производственного и технологического процесса; | Демонстрирует знания об общих принципах организации производственного и технологического процесса. |
Механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях; | Использует механизмы ценообразования на продукцию при расчете стоимости выполняемых работ. |
Цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли. | Использовать принципы энергосбережения при организации технологического процесса. |
Утверждаю
_________Балдан А.Б.
Календарно-тематический план
Дисциплина: «Основы экономики»
Курс 2 Группа№: ЭЛЕКТРИК
Год реализации: 2020-2021 учебный год
Преподаватель: Танзырын Диана Саяновна
№ | Название раздела, темы | Домашнее задание | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | ||||
1-2 | Введение | Проработка лекции | 2 | ||
Раздел 1.Экономика и ее роль в жизни общества | |||||
3-4 | Тема 1.1. Собственность и ее виды | 2 | |||
5-6 | Тема 1.2. Организация хозяйственной деятельности | 2 | |||
Раздел 2.Микроэкономика | |||||
7-8 | Тема 2.1.Рынок | 2 | |||
9-10 | ПЗ №1. Построение кривых спроса и предложения товара | 2 | |||
11-12 | Тема 2.2. Конкуренция и монополия | 2 | |||
13-14 | Тема 2.3. Экономические основы бизнеса | 2 | |||
Раздел 3.Распределение доходов в обществе | |||||
15-16 | Тема3.1. Распределение доходов в микроэкономике | 2 | |||
17-18 | ПЗ №2. Расчет заработной платы различным категориям работников. | 2 | |||
19-20 | Тема3.2. Налоговая система | 2 | |||
Раздел 4.Макроэкономика | |||||
21-22 | Тема 4.1. Макроэкономическая нестабильность | 2 | |||
23-24 | ПЗ №3 Определения уровня безработицы и уровня инфляции. | 2 | |||
25-26 | Тема 4.2. Финансы и денежно – кредитная система | 2 | |||
Раздел 5.Основы менеджмента | 2 | ||||
27 | Тема 5.1. Стили управления | 1 | |||
28 | Тема 5.2. Коммуникативность и общение | 1 | |||
Раздел 6.Основы маркетинга | |||||
29-30 | Тема 6.1. Основы маркетинга | 2 | |||
31-32 | Контрольная работа | 2 | |||
Итого | 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ
Учебная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) 260...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД И ГАРНИРОВ ИЗ КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ, ЯИЦ, ТВОРОГА, ТЕСТА
Учебная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НП...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУПОВ И СОУСОВ
Учебная программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии (профессиям) НПО Учебная программа профессионального м...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень
Основные цели изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на : - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...
Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...
Рабочая учебная программа учебной практики
Рабочая учебная программа по профессиональному циклу: учебной практики и производственной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ УП 01.01/ ПП 01.01; ПМ 03. Выполнение малярных работ УП 03.0...
Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.
07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы содержание предмета, ф...