Рабочая учебная программа
методическая разработка

Танзырын Диана Саяновна

Рабочая учебная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svarshchik_fingr.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 Основы финансовой грамотности

Шагонар - 2020г.

РАССМОТРЕНА                                                         ПРИНЯТА

Цикловой комиссией                                                Методическим советом

общепрофессиональных и                                                техникума

 профессиональных дисциплин                                                        

Председатель                                                                 протокол №1

______________ Седен Р. С.                                        от «___» _________ 2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» и рабочим учебным планом техникума, утвержденным 01.09.2020 года.

Организация-разработчик: Филиал ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум» в г.Шагонар.

Разработчики:

Седен Р.С. – председатель ПЦК общепрофессиональных дисциплин

Танзырын Д.С.  – преподаватель дисциплины  ОП.08 «Основы финансовой грамотности»

СОДЕРЖАНИЕ

1.        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………….4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………...................................13

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08 Основы финансовой грамотности»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «ОП.09 Основы финансовой грамотности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)».

Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются

Код

Наименование результата обучения

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:

Примерная тематика самостоятельной работы:

сообщения, кроссворды, опорные конспекты, решение  практических задач

Консультации

12

Итоговая аттестация в форме   дифференцированного зачёта                                 2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

обучающихся

Объем

часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО.

Раздел 1. Семейная экономика.

19

Тема 1.1. Личное финансовое планирование.

Содержание учебного материала

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать свой доход, остающийся после уплаты налогов. Структура доходов населения России. Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. Права и обязанности наёмных работников по отношению к работодателю. Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы.

Практическое занятие:

1.«Источники денежных средств семьи».

2

Самостоятельная работа:

1.Работа с конспектом.

2.Составление контрольных вопросов по теме.

1

Тема 1.2. Контроль семейных расходов.

Содержание учебного материала

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные деньги.

Практическое занятие:

1.«Контроль семейных расходов».

2

Тема 1.3. Семейный бюджет.

Содержание учебного материала

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета.

Практическое занятие:

1.«Построение семейного бюджета».

2

Самостоятельная работа:

1.Выполнение творческого задания-проекта по теме «Бюджет моей семьи».

1

Тема 1.4. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи.

Содержание учебного материала

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Роль денег в нашей жизни. Мечта и цель: их отличие. Постановка личных (семейных) финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства.

Практическое занятие:

1.«Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи»

2

Самостоятельная работа:

1.Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по темам «История происхождения денег», «Денежная валюта разных стран», «Финансовый план моей семьи».

1

Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции.

37

Тема 2.1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Содержание учебного материала

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Инвестиции – сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад, процентная ставка. Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход. Страхование жизни.

Практическое занятие:

1.«Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций».

Решение задач на определение процентного дохода по вкладам.

2

Самостоятельная работа:

1.Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ».

1

Тема 2.2. Валюта в современном мире.

Содержание учебного материала

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков.

Практическое занятие:

1.«Валюта в современном мире».

2

Самостоятельная работа:

1.Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ».

2

Тема 2.3.

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости.

Содержание учебного материала                

4

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд.

Практическое занятие:

1.Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости».

2.Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения».

2

Самостоятельная работа:

1.Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению).

2

Тема 2.4.

Банковская система РФ.

Содержание учебного материала

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской системе РФ. Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека.

Практическое занятие:

1.«Расчет кредита».

2

Тема 2.5. Финансовые риски и способы защиты от них.

Содержание учебного материала

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы сокращения финансовых рисков.

Самостоятельная работа:

1.Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме: «Банкротство», «Финансовое мошенничество»

2

Тема 2.6.

Бизнес, тенденции его развития и риски.

Содержание учебного материала

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль,организационно-правовые формы предприятия, налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании.

Практическое занятие:

1.«Собственный бизнес».

2

Самостоятельная работа:

1.Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес».

2

Тема 2.7. Страхование как способ сокращения финансовых потерь.

Содержание учебного материала

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика.

Практическое занятие:

1.«Страхование как способ сокращения финансовых потерь».

2

Дифференцированный зачет

2

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11

Всего

54

  1.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

        Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения

Интернет-ресурсы

  1. catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет

Основные источники:

  1. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие – М.: Просвещение, 2019
  2. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации – М.: Просвещение, 2016
  3. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2016

Дополнительные источники:

  1. Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебноепособие по элективному курсу для 8–9 классов общеобразоват. учрежд.:Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
  2. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
  3. Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К, 2009.
  4. Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2012.
  5.  Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  6. Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2004.
  7. Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие.8–9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  8. Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие. 8–9 классы. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  9. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы:учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2005.
  10.  Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценкирезультатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»:

  • рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся в распоряжении после уплаты налогов;
  • контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;
  • отличить плановую покупку отимпульсивной, купить нужный товар по более низкой цене; рассчитать общую стоимость владения (ОСВ);
  • правильно обсуждать и согласовывать с другими членами семьи финансовые вопросы;
  • составлять бюджет семьи, оценивать его дефицит (профицит), выявлять причины возникновения дефицита бюджета и пути его ликвидации;
  • определять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным расходам; пользоваться методом замкнутого круга расходов;
  • достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом.

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания

  • пользоваться своими правами на рабочем месте и в случае увольнения;
  • использовать профсоюз для защиты прав работников и улучшения условий их труда;
  • получить пособие по безработице в случае необходимости;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания
  • выбрать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитать процентный доход по вкладу;
  • оценить, что предпочтительнее в данный момент
  • сберегательный вклад в банке, вложение денег в ПИФ или страхование жизни;
  • правильно выбрать ПИФ для размещения денежных средств.
  • отличить средства граждан в банках, которые застрахованы ССВ, учесть сумму страхового лимита при размещении денег на банковских депозитах, получить страховое возмещение по вкладу;
  • получить необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по страхованию вкладов и выбрать банк для размещения своих сбережений.

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания
  • различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные накопления, альтернативные способы накопления на пенсию;
  • определить размер своей будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором;
  • делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и правильно выбрать НПФ;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания
  • рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определить, может ли семья позволить себе кредит;
  • различать банковский кредит, кредит в торговых сетях и микрокредит;
  • воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания
  • распознать разные виды финансового мошенничества и отличить финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания
  • различать организационно-правовые формы предприятия и оценить предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания.
  • защитить себя от рисков утраты здоровья, трудоспособности и имущества при помощи страхования;
  • различать обязательное и добровольное страхование;
  • правильно выбрать страховую компанию.

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ

Учебная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального  профессионального образования (далее – НПО) 260...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД И ГАРНИРОВ ИЗ КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ, ЯИЦ, ТВОРОГА, ТЕСТА

Учебная  программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального  профессионального образования (далее – НП...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУПОВ И СОУСОВ

Учебная программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии (профессиям) НПО Учебная программа профессионального м...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень

Основные цели  изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :        - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...

Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...

Рабочая учебная программа учебной практики

Рабочая учебная программа по профессиональному циклу: учебной практики и производственной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ УП 01.01/ ПП 01.01;  ПМ 03. Выполнение малярных работ УП 03.0...

Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.

07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы  содержание предмета, ф...