Рабочая учебная программа
методическая разработка
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Основы финансовой грамотности
Шагонар - 2020г.
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА
Цикловой комиссией Методическим советом
общепрофессиональных и техникума
профессиональных дисциплин
Председатель протокол №1
______________ Седен Р. С. от «___» _________ 2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» и рабочим учебным планом техникума, утвержденным 01.09.2020 года.
Организация-разработчик: Филиал ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум» в г.Шагонар.
Разработчики:
Седен Р.С. – председатель ПЦК общепрофессиональных дисциплин
Танзырын Д.С. – преподаватель дисциплины ОП.08 «Основы финансовой грамотности»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………….4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...5
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………11
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………...................................13
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08 Основы финансовой грамотности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.09 Основы финансовой грамотности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)».
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
Код | Наименование результата обучения |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК 11. | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 62 |
Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
в том числе: | |
Примерная тематика самостоятельной работы: сообщения, кроссворды, опорные конспекты, решение практических задач Консультации | 12 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО. | |||
Раздел 1. Семейная экономика. | 19 | ||
Тема 1.1. Личное финансовое планирование. | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать свой доход, остающийся после уплаты налогов. Структура доходов населения России. Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. Права и обязанности наёмных работников по отношению к работодателю. Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы. | |||
Практическое занятие: 1.«Источники денежных средств семьи». | 2 | ||
Самостоятельная работа: 1.Работа с конспектом. 2.Составление контрольных вопросов по теме. | 1 | ||
Тема 1.2. Контроль семейных расходов. | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные деньги. | |||
Практическое занятие: 1.«Контроль семейных расходов». | 2 | ||
Тема 1.3. Семейный бюджет. | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета. | |||
Практическое занятие: 1.«Построение семейного бюджета». | 2 | ||
Самостоятельная работа: 1.Выполнение творческого задания-проекта по теме «Бюджет моей семьи». | 1 | ||
Тема 1.4. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи. | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Роль денег в нашей жизни. Мечта и цель: их отличие. Постановка личных (семейных) финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства. | |||
Практическое занятие: 1.«Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи» | 2 | ||
Самостоятельная работа: 1.Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по темам «История происхождения денег», «Денежная валюта разных стран», «Финансовый план моей семьи». | 1 | ||
Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции. | 37 | ||
Тема 2.1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Инвестиции – сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад, процентная ставка. Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход. Страхование жизни. | |||
Практическое занятие: 1.«Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций». Решение задач на определение процентного дохода по вкладам. | 2 | ||
Самостоятельная работа: 1.Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ». | 1 | ||
Тема 2.2. Валюта в современном мире. | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков. | |||
Практическое занятие: 1.«Валюта в современном мире». | 2 | ||
Самостоятельная работа: 1.Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ». | 2 | ||
Тема 2.3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости. | Содержание учебного материала | 4 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд. | |||
Практическое занятие: 1.Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости». 2.Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения». | 2 | ||
Самостоятельная работа: 1.Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению). | 2 | ||
Тема 2.4. Банковская система РФ. | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской системе РФ. Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека. | |||
Практическое занятие: 1.«Расчет кредита». | 2 | ||
Тема 2.5. Финансовые риски и способы защиты от них. | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы сокращения финансовых рисков. | |||
Самостоятельная работа: 1.Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме: «Банкротство», «Финансовое мошенничество» | 2 | ||
Тема 2.6. Бизнес, тенденции его развития и риски. | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль,организационно-правовые формы предприятия, налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании. | |||
Практическое занятие: 1.«Собственный бизнес». | 2 | ||
Самостоятельная работа: 1.Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес». | 2 | ||
Тема 2.7. Страхование как способ сокращения финансовых потерь. | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 |
Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика. | |||
Практическое занятие: 1.«Страхование как способ сокращения финансовых потерь». | 2 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК.11 | |
Всего | 54 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Интернет-ресурсы
- catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет
Основные источники:
- Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие – М.: Просвещение, 2019
- Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации – М.: Просвещение, 2016
- Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2016
Дополнительные источники:
- Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебноепособие по элективному курсу для 8–9 классов общеобразоват. учрежд.:Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
- Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
- Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К, 2009.
- Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2012.
- Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
- Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2004.
- Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие.8–9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие. 8–9 классы. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы:учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2005.
- Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценкирезультатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»:
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ
Учебная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) 260...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД И ГАРНИРОВ ИЗ КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ, ЯИЦ, ТВОРОГА, ТЕСТА
Учебная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НП...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУПОВ И СОУСОВ
Учебная программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии (профессиям) НПО Учебная программа профессионального м...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень
Основные цели изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на : - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...
Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...
Рабочая учебная программа учебной практики
Рабочая учебная программа по профессиональному циклу: учебной практики и производственной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ УП 01.01/ ПП 01.01; ПМ 03. Выполнение малярных работ УП 03.0...
Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.
07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы содержание предмета, ф...