Рабочая тетрадь по МДК 01.02 Организация торговли по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
учебно-методическое пособие

Сингур Марина Вячеславовна

Рабочая тетрадь предназначена для обучающихся в ГБПОУ КК ССХТ по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) для выполнения практических занятий с целью контроля усвоения теоретического и практико-ориентированного материала.

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой профессионального модуля 01 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью» по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).                                                

Для решения заданий и тестов данной рабочей тетради обучающийся должен использовать теоретический материал учебного пособия, а также опираться на список дополнительной литературы, приведенный 
в учебном пособии и рабочей программе.

Решение заданий и тестов, приведенных в рабочей тетради, является практической работой, которая должна быть обязательно выполнена и проверена преподавателем до сдачи обучающимися дифференцированного зачета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_mdk_01.02_kommertsiya.docx395.13 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Славянский сельскохозяйственный техникум»

Рабочая тетрадь 

по МДК 01.02 Организация торговли

по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

                                                   

Обучающегося_____________________________________________________

Группы_______________________

                                                                                             

   

2020 год

Введение

Рабочая тетрадь предназначена для обучающихся в ГБПОУ КК ССХТ по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) для выполнения практических занятий с целью контроля усвоения теоретического и практико-ориентированного материала.

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой профессионального модуля 01 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью» по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).                                                

Для решения заданий и тестов данной рабочей тетради обучающийся должен использовать теоретический материал учебного пособия, а также опираться на список дополнительной литературы, приведенный 
в учебном пособии и рабочей программе.

Решение заданий и тестов, приведенных в рабочей тетради, является практической работой, которая должна быть обязательно выполнена и проверена преподавателем до сдачи обучающимися дифференцированного зачета.

Тематический план практических занятий

№ п/п

Наименование тем практических работ

Время аудиторной работы (ч.)

1

Распределение инфраструктуры оптовой коммерческой деятельности.

2

2

Документальное оформление приемки товара

2

3

Организация приемки товаров по количеству.

2

4

Организация приемки товара по качеству.

2

5

Организация отпуска товара со склада.

2

6

Разработка схем, маршрутов товароснабжения торговых сетей.

2

7

Распределение специализации магазинов розничной сети.

2

8

Изучение устройства и технологических планировок магазина.

2

9

Решение ситуаций по приемки товаров в розничном торговом предприятии.

2

10

Пути рационального хранение товаров в розничной сети

2

11

Подготовка товаров к продаже.

2

12

Правила продажи товаров.

2

                                                                                                                                    Всего

24


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: Роль и содержание оптовой торговли 

Наименование работы: Распределение инфраструктуры оптовой коммерческой деятельности.

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта, купюры.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература:  Коротких, И.Ю. Основы коммерческой деятельности.

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой

Последовательность и содержание выполнения работы

  1. Продолжите следующее предложение

Инфраструктура оптовой торговли в условиях рынка

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите задачи развития инфраструктуры оптовой торговли.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Охарактеризуйте следующие формы оптовой торговли:
  • прямые связи между изготовителями и покупателями

__________________________________________________________________________

  • через посреднические организации и предприятия

__________________________________________________________________________

  • коммерческие контакты субъектов рынка

__________________________________________________________________________

  1. Выполните тестовые задания

А. Выберите типы оптовых предприятий         

1.Посреднические оптовые структуры

2.Оптовые предприятия общенационального масштаба

3.Оптовые предприятия регионального масштаба

4.Организаторы оптового оборота

Б. Выберите виды оптовых предприятий         

1.Организаторы оптового оборота 2.Оптовые предприятия общенационального масштаба

3.Оптовые предприятия регионального масштаба 4.Посреднические оптовые структуры

В. Какие структуры входят в состав организаторов оптового товарооборота?         

1.Торговые агенты 2.Оптовые ярмарки 3.Предприятия-брокеры 4.Аукционы

Г. Какие структуры относят к оптовым представителям?         

1.Агентов 2.Брокеров 3.Дилеров 4.Ярмарки 5.Аукционы

Д. Кто принимает право собственности на товар?         

1.Агент 2.Дилер 3.Брокер 4.Комивояжер

  1. Решите ситуацию.

Карельский крайпотребсоюз решил продать в Санкт-Петербурге на открытом аукционе пушнину (голубая норка) в количестве 2000 штук. Какой порядок оформление товаров на аукцион? Какой порядок формирования цены на пушнину (голубая норка)?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Укажите отличие в понятиях дистрибьютор и брокер.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: Технологические работы склада.

Наименование работы: Документальное оформление приемки товара 

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Реализуемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК 1.1, ПК 1.2

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта, купюры.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература:  Коротких, И.Ю. Основы коммерческой деятельности.

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой.

Последовательность и содержание выполнения работы

Краткие теоретические сведения

Применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора или контракта. Акт составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем организации.

При заполнении строки «Сертификат» (документа, удостоверяющего качество товара в соответствии с принятыми стандартами) обязательно указывается его номер, наименование органа регистрации, выдавшего этот документ и срок его действия.

По строке «Способ доставки» указывается вид транспортного средства, доставившего товар (в вагоне, составе, автофургоне, рефрижераторе, на судне и т.д.).

Приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении отклонений по количеству, качеству, массе покупатель (покупатель-посредник) обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к  предотвращению его смешения с другим однородным товаром (продукцией), вызвать  представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта.  Если по каким-то уважительным причинам работа по приемке прерывалась, причины, условия хранения и перерывы фиксируются в акте соответственно. Количество составляемых актов и комплектность документов обосновывается фактической ситуацией.

Задание: В соответствии с договором № 22 от 18 мая 2019 г «Завод конфет» г. Кирова поставил ООО «ОГОНЕК» оптовой базе № 5 г. Кирова конфеты  в следующем количестве.

Груз прибыл отправлен автомобильным транспортом.

По результатам проверки составить акт ф. ТОРГ-1

 

Получатель –  ООО «Огонек» склад № 5 г. Кирова.  

Дата отгрузки – 24  июля. Дата выдачи груза – 24 июля.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.1

Тема: Технологические работы склада.

Наименование работы: Организация приемки товаров по количеству.

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Реализуемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК 1.1, ПК 1.2

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта, купюры.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература:  Коротких, И.Ю. Основы коммерческой деятельности.

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой.

Последовательность и содержание выполнения работы

Краткие теоретические сведения

Применяются для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров от организации транспорта и почтовых отправлений от организаций связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на  транспорте и в организациях связи.

Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии фактическим

наличием товаров, данными, содержащимися в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к

качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.

Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

В графах 6, 7, 8 (12, 13, 14) указывается краткая характеристика товара  - основные сведения, характеризующие товар: артикул товара; сорт, категория; размер, рост; полнота, модель и т.п.

Графы 10, 11 (16, 17), 21, 23 заполняются в соответствии с  правилами приемки импортных товаров (в части указания цены и стоимости импортного товара в денежном выражении).

Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается  отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям, перечисленным в сопроводительных документах поставщика, расхождений в количестве и качестве нет".

При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз. Акт по форме N ТОРГ-2 составляется на отечественные товары.

Количество составленных актов и комплектность документов определяется в каждом конкретном случае.

Описание ситуации и постановка задачи

В соответствии с заключенным договором поставки № 98 от 9 сентября Каневской сахарный завод Краснодарского края 6 октября отгрузил вагон сахара на станцию Белгород в адрес оптовой базы Белгородского облпотребсоюза.

Груз прибыл на станцию назначения 15 октября в исправном вагоне с неповрежденными пломбами грузоотправителя и, согласно Уставу железных дорог, выдан грузополучателю 15 октября без проверки веса груза в 9.00 ч.

Вагон с грузом был подан к складу Белгородского ОПС и вскрыт 15 октября в 10.00 ч.

В процессе приемки товаров на складе оптовой базы 15 октября работниками склада установлено, что фактическое количество поступивших мест (ящиков) не соответствует количеству, указанному в транспортной накладной и в счете-фактуре поставщика. Поступившая с товаром тара была в исправном состоянии. Обнаружена недостача 10 ящиков с сахаром по 50 кг в каждом, о чем работники склада составили акт. В 15.00 они приостановили приемку и доложили руководству базы. Сахар разместили отдельно от других товаров и обеспечили его сохранность.

В тот же день, 15 октября, с базы была направлена телеграмма № 78 поставщику с уведомлением об установленной недостаче и с просьбой направить представителя для участия в окончательной приемке товара.

Руководство базы поставило перед коммерческим отделом задачи, организовать приемку сахара в соответствии с действующим порядком и оформить ее необходимыми документами: предъявить претензию поставщику.

Требуется выполнить поставленные задачи, используя исходные данные, приведенные ниже. Исходные данные

1. Выписка из железнодорожной накладной на перевозку груза

Накладная № 411386. Скорость доставки – грузовая.

Вагон № 1435339.   Грузоподъемность вагона – 62 т.

Станция отправления – Каневская Северо-Кавказская железная дорога.

Отправитель – Каневский сахарный завод.

Наименование груза – сахар.  Станция назначения – г. Белгород

Получатель – оптовая база Белгородского облпотребсоюза.

Почтовый адрес получателя – г. Белгород, ул. Коммунальная, 8.

Пломба отправителя с оттиском «431».

Количество мест

Упаковка

Наименование груза

Вес груза, определенный отправителем кг

400

Ящики картонные

Сахар-рафинад прессованный в пачках

20 000

400

Мешки тканевые

Сахар-песок рафинированный

20 000

200

Ящики картонные

Сахар-рафинад прессованный быстрорастворимый

10 000

Итого 1000

Брутто Тара

Нетто

51 000

1 000

50 000

2. Выписка из счета-фактуры № 736 от 6 октября

Поставщик – Каневский сахарный завод.  Грузоотправитель – Каневский сахарный завод.

Покупатель – оптовая база Белгородского облпотребсоюза

Наименование товара

Единица измерения

Количество

Цена,

руб.

Сумма,

руб.

Сахар-рафинад прессованный в пачках

кг

20 000

24

480 000

Сахар-песок рафинированный

кг

20 000

20

400 000

Сахар-рафинад прессованный быстрорастворимый

кг

10 000

22

220 000

Итого

50 000

1 100 000

Ящики картонные

шт.

600

10

6000

Мешки тканевые

шт.

400

100

40 000

Итого к оплате за товар и тару

1 146 000

3. Данные о результатах окончательной приемки

В результате окончательной приемки поступившего сахара 18 октября комиссией установлено следующее его количество:

  1. сахар-рафинад прессованный в пачках — по 50 кг в каждом ящике. Всего — 19 500 кг, 390 ящиков;
  2. сахар-песок рафинированный нерасфасованный — по 50 кг в каждом мешке. Всего - 20 000 кг, 400 мешков;
  3. сахар-рафинад прессованный быстрорастворимый в пачках — по 50 кг в каждом ящике. Всего — 10 000 кг, 200 ящиков. По результатам проверки составить акт ф. ТОРГ-2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.2

Тема: Технологические работы склада.

Наименование работы: Организация приемки товара по качеству.

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Реализуемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК 1.1, ПК 1.2

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта, купюры.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература:  Коротких, И.Ю. Основы коммерческой деятельности.

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой.

Последовательность и содержание выполнения работы

Методические рекомендации

Приемка продовольственных товаров на складе по качеству. Ситуационная задача

В соответствии с договором № 19 от 16 мая Каневский сахарный завод поставил оптовой базе Белгородского облпотребсоюза вагон сахара.

Груз прибыл на станцию Белгород в исправном вагоне с неповрежденными пломбами грузоотправителя и, согласно Уставу железных дорог, выдан грузополучателю без проверки. Вагон был подан под; загрузку на ветку базы.

При проверке качества поступившего сахара на складе базы в момент разгрузки в ящике № 1 обнаружена недоброкачественность сахара — ярко выраженное потемнение, что не соответствует требованиям действующего стандарта.

В связи с обнаруженной недоброкачественностью сахара работники склада приостановили приемку, разместили сахар отдельно от других товаров, создали надлежащие условия его хранения и доложили об этом руководству базы.

Руководство базы поставило перед коммерческой службой задачи: организовать проверку качества всей партии поступившего сахара и оформить его приемку в соответствии с действующими правилами; по результатам приемки сахара по качеству подготовить претензию поставщику.

Требуется выполнить поставленные задачи, используя исходные данные, приведенные ниже. Исходные данные

1. Выписка из железнодорожной накладной на перевозку груза

Накладная № 2614304.   Скорость доставки — грузовая.

Вагон № 2009750.   Грузоподъемность вагона — 62 т.

Станция отправления — Каневская Северо-Кавказской железной дороги.

Отправитель — Каневский сахарный завод.

Наименование груза – сахар.   Станция назначения — Белгород

Получатель — оптовая торговая база Белгородского облпотребсоюза.

Почтовый адрес отправителя — Московская область, г. Пушкино, ул. Речная, 12.

Пломба отправителя с оттиском "431".

Количество

Упаковка

Наименование груза

Вес груза, определенный отправителем, кг

500

ящики картонные

Сахар-рафинад прессованный быстрорастворимый

25 000

500

Мешки тканевые

Сахар-песок рафинированный

Тара с товаром

25 000

1000

Итого 1000

Брутто

Тара Нетто

51000 1000

50 000

Дата отгрузки — 12 июля.  Дата выдачи груза — 18 июля.

1. Выписка из счета-фактуры №641 от 12 июля

Поставщик – Каневский сахарный завод.  Грузоотправитель Каневский сахарный завод.

Получатель – оптовая торговая база Белгородского облпотребсоюза.

Наименование товараdata:

Ед. изм.

Количество

Цена, руб.

Сумма, руб.

Сахар-рафинад прессованный быстрорастворимый в пачка

кг

25 000

24

600 000

Сахар-песок рафинированный

кг

25 000

20

500 000

Итого

50 000

I 160 000

Ящики картонные

шт.

500

10

5000

Мешки тканевые

шт.

500

100

50 000

Итого к оплате за товар и тару

1 155 000

3. Данные о результатах приемки сахара по качеству

В результате приемки сахара по качеству, проведенной с участием представителя поставщика, было установлено:

  1. сахар-рафинад прессованный быстрорастворимый в пачках (100 ящиков по 50 кг каждый; всего 5000 кг) имеет ярко выраженное потемнение;
  2. сахар-песок рафинированный (500 мешков по 50 кг каждый; всего 25 000 кг) имеет ярко выраженное потемнение, повышенную влажность, на ощупь липкий, с комками непробеленного сахара, с посторонними примесями.

Методические указания

Прежде всего необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию, ознакомиться с Положением о поставках товаров народного потребления и инструкцией "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству".

Затем на основе исходных данных работа выполняете в следующей последовательности.

  1. Составляется акт об обнаруженном бое шифера.
  2. Составляется для отправки поставщику уведомление.

Назначается комиссия для приемки шифера в соответствии с инструкцией "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству". Комиссия должна проверки качество шифера.

  1. По результатам проверки качества составляет акт, содержание которого должно отвечать требованиям, изложенным в инструкции "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству".
  2. Производится расчет по начислению суммы санкций за поставку недоброкачественных товаров в размерах, предусмотренных положением о поставках товаров народного потребления, расчет суммы санкций оформляется в виде таблицы, образец которой приведен выше, в табл. 15.
  3. Составляется претензия поставщику за поставку недоброкачественных товаров.

При составлении и оформлении любых документов, в том числе и претензии, необходимо соблюдать ряд требований и правил, предусмотренных Единой государственной системой делопроизводства. В частности, документ должен иметь следующие обязательные реквизиты:

  • наименование учреждения — автора документа;
  • название вида документа или унифицированной формы документа;
  • заголовок к тексту; дату; текст; отметки о согласовании текста документа;
  • подпись; отметки об исполнении документа и направление его в дело;
  • другие реквизиты, если того требует назначение документа.

Решите ситуацию и обоснуйте решение в соответствии с положениями инструкции

В МУП № 1 «Гастроном» (ул. Ленина , 26. Тел. 26-14-20.) поступила партия макаронных изделий (вермишель ГОСТ 875-92, группы А Б В, кл 1) производства ОАО Самарская макаронная фабрика по счету № 07256 от 10 января. Всего поступило 450 мест,
(масса нетто одного места 5 кг.), на сумму 36000 руб. Срок хранения 1 год. Дата выработки 4 августа прошлого года. При приемке 11.01. установлено, что макароны имеют затхлый запах, следы плесени и реализации не подлежат.

Адрес поставщика: г. Самара, ул. Восточная, 5. Тел (3012)332138. Факс (301-2) 33-17-97

Ответьте на вопросы

1. Как следует поступить работникам магазина?

2. В какой срок необходимо уведомить поставщика?

3. В какой срок должен явиться представитель поставщика для двусторонней приемки?

4. Как следует поступить в случае неявки представителя поставщика?

Выполните задание

1. Рассчитайте размер претензии поставщику, если по договору поставки согласован штраф за поставку некачественных товаров в размере 20% их стоимости. Учтите, что расходы на экспертизу составили 700 руб., транспортные расходы на вывоз некачественных товаров 1260 руб.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Технология отпуска товара со складов.

Наименование работы: Организация отпуска товара со склада.

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Реализуемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК 1.1, ПК 1.2

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература Н.Э. Абоимова 

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой.

Последовательность и содержание выполнения работы

1. Перечислите операции, которые  необходимо выполнить при отпуске товаров со склада. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Продолжите предложение: Оформление продажи (отпуска) производится путем ___________________ или _______________ складу на отборку.

3. В чем разница механизированной и ручной отборки товаров с мест хранения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Опишите  действия отборщика товаров на складе, который использует индивидуальный и комплексный метод товаров.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Существует несколько способов хранения и укладки сырья и продуктов. Опишите их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Дополните предложения недостающими выражениями или словами.

При укладке товаров на хранение необходимо придерживаться следующих основных требований:

  1. однородные товары должны быть уложены в ___________ по ___________________;
  2. при укладке товаров вручную их следует размещать в ячейках стеллажей по __________, с тем чтобы они находились в одной или в нескольких рядом расположенных секциях;
  3. на верхних ярусах стеллажей должны размещаться товары _____________, а также товары, отпускаемые со склада крупными партиями;
  4. тарные места должны укладываться (при любом способе хранения) __________________.
  5. Картофель, овощи, соль и другие насыпные грузы _____________________.
  6. Для хранения керосина, бензина, олифы, растительного масла используются ___________.

7. Перечислите последовательно операции отгрузки товаров со склада:

  1. Обработка заказов по наличию товаров на складе;
  2. ____________________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________________
  5. ____________________________________________________________________
  6. ____________________________________________________________________
  7. Оформление упаковочных листов, закладка их в грузовые места и крепление на грузовых местах;
  8. ____________________________________________________________________
  9. ____________________________________________________________________
  10. ____________________________________________________________________
  11. ____________________________________________________________________
  12. ____________________________________________________________________
  13. ____________________________________________________________________
  14. Оформление транспортной накладной.        

8. Назовите функции упаковки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Осуществите проверку штрихкода продукции: 9785040949526,  4607091483970.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Тема: Технология отпуска товара со складов.

Наименование работы: Разработка схем, маршрутов товароснабжения торговых сетей.

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Реализуемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК 1.1, ПК 1.2

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература Н.Э. Абоимова 

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой.

Последовательность и содержание выполнения работы

Задание № 1. Дайте определение понятию Товароснабжение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Охарактеризуйте формы товароснабжения: транзитная, складская.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.Дополните схему. В чём их отличие?

Методы товароснабжения

Задание № 4. Определите формы товароснабжения в магазинах продовольственными товарами.

  1. Условия и исходные данные:

Розничное торговое предприятие (РТП) имеет сеть магазинов по торговле производственными товарами. На рис.1, представлены магазины А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И; собственный распределенный склад - Т.О.https://vuzlit.ru/imag_/12/38865/image001.jpg

  1. Поставщиками продовольственных товаров для данного РТП являются розничные предприятия оптовой торговли производственных товаров (хлебозавод, молокозавод, цех по производству колбасных изделий, цех по производству безалкогольных напитков, цех по производству овощных консервов).
  2. Товарные группы, по которым необходимо организовывать товароснабжение:
  1. - кондитерские товары в ассортименте;
  2. - сахар;
  3. - безалкогольные напитки;
  4. - консервы мясные в ассортименте;
  5. - консервы овощные;
  6. - молоко и молочные продукты;
  7. - колбасные изделия;
  8. - хлеб и хлебобулочные изделия;
  9. - крупы;
  10. - макаронные изделия.
  1. Возможные схемы завоза товара в магазины:

1 схема:  предприятия оптовой торговли - распределительный склад РТП - магазин.

2 схемы: предприятия оптовой торговли - магазин.

3 схема: предприятия промышленности - распределительный склад РТП - магазин.

4 схема: предприятия промышленности - магазин.

  1. Описание установленного порядка снабжения магазина: основная часть груза, как правило, поступает в розничную торговую сеть РТП со складов предприятия торговли, однако, некоторые товары могут поступать транзитом.

В нашем случае продукты предприятия (хлебозавод, молокозавод и т.д.) доставляется непосредственно в магазины. Исключение составляет продукция цеха по производству овощных консервов, которая сначала поступает на склад распределительного центра, а затем в магазин.

Консервы мясные РТП закупает у изготовителя, накапливает, а потом развивает по магазинам. Ассортимент кондитерских товаров и круп приобретается у оптовиков, завозится на склад распределительного центра, а затем доставляется в магазин.

Таблица 1

Формы товароснабжения и схемы завоза продовольственных товаров в розничную товарную сеть

№ п/п

Наименование

Форма товароснабжения

Схема завоза

Кондитерские товары в ассортименте

Сахар

Безалкогольные напитки

Консервы мясные в ассортименте

Консервы овощные

Молоко и молочные продукты

Колбасные изделия

Хлеб и хлебобулочные изделия

Крупы

Макаронные изделия.

Задание 5. Охарактеризуйте этапы разработки мероприятий по внедрению централизованной доставки товаров

№ п/п

Часть

Мероприятий по внедрению

Аналитическая часть

Дислокация торговой сети, характеристика торговых предприятий, группировка торговых предприятий по типам, объему товарооборота, режимам работы.

Расчетная часть

Технологическая часть

Организационная часть

Экономическая часть

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Тема: Типизация и специализация розничных торговых предприятий.

Наименование работы: Распределение специализации магазинов розничной сети.

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Реализуемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК 1.1, ПК 1.2

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература Н.Э. Абоимова 

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой.

Последовательность и содержание выполнения работы

Задание № 1. Выбрать правильный вариант ответа.

1.Виды стационарной торговой сети.
А) магазины - вагоны, авто-магазины, магазины-суда;

Б) магазины, палатки, киоски, павильоны, ларьки, торговые автоматы.

В) автомагазины, палатки, ларьки.

2.Виды  передвижной розничной сети.
А) посылочная, стационарная;           Б) развозная, разносная                В) стационарная, разносная.

3.Виды  торговли в зависимости от цели, с которой приобретаются товары.

A) оптовая и розничная;

Б) государственная, частная, потребительская кооперация;

B) передвижная, стационарная, посылочная.

4._______ - это сооружение легкого некапитального типа с торговым залом и неторговыми помещениями; может быть одно- или двухэтажным, а его конфигурация - прямоугольной, круглой, многогранной.

А) магазин;                              Б) киоск;                           В) павильон.

5.Типизация магазинов – это ______.

А) разделение предприятий по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров;

Б) система мероприятий, направленных на отбор рациональных типов магазинов, которые являются экономически эффективными и обеспечивают высокий уровень обслуживания населения.

В) система мероприятий по доставке товаров от предприятия-изготовителя до покупателя.

6.Смешанный магазин – это ______.

А) магазин, ведущий торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами;

Б) магазин, осуществляемый торговлю товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому      спросу.

В) магазин, осуществляющий торговлю товарами одной группы.

7.___________ - это предприятие с узким или ограниченным несколькими группами ассортиментом продовольственных товаров, площадью торгового зала 50м2.

А) супермаркет;                    Б) гипермаркет;                     В) минимаркет.

8.Вид планировки торгового зала магазина, которая предусматривает размещение оборудования в виде островков прямоугольной, овальной или круглой формы.

А) боксовая планировка;        

Б) островная планировка;                

В) линейная планировка.

9.___________ - эта площадь, представляющая собой сумму всех площадей полок, горок, прилавков, витрин, на которых выложены товары, она составляет 60-75% торговой площади магазина.

А) площадь для выкладки товаров;    

Б) установочная площадь;      

В) площадь для покупателей.

10.Вид линейной планировки, при которой оборудование торгового зала устанавливается вдоль зала.

А) комбинированная;  

Б) поперечная линейная планировка;    

В) продольная линейная планировка.

Задание № 2. Дополнить следующие определения:

11.________ - проверяет исправность контрольно-кассовых машин, получает разменную монету, выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки.

12.________ - это одно из направлений совершенствования розничной торговой сети, которое предусматривает ограничение деятельности торговлей отдельными группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

Задание № 3. Установить соответствие.

13.Соответствие между группами помещений и их видами.

Группы:                                                             Виды:

1.Администротивно-бытовые                       А.кладовые, фасовочные, приемочные

2.Технические                                                Б.здравпункт, главная касса, гардеробные

                                                                         В. радиоузел, холодильное отделение,

                                                                         машинное отделение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Дать понятие.

14. Розничная торговая сеть – это _________.

15. Универмаг – это __________.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

Тема: Торговые здания и сооружения.

Наименование работы: Изучение устройства и технологических планировок магазина.

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Реализуемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК 1.1, ПК 1.2

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература Н.Э. Абоимова 

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой.

Последовательность и содержание выполнения работы

  1.  Перечислите принципы планировки торгового зала.
  2. Охарактеризуйте основные типы планировок торгового зала. Рисунок №1

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Дайте названия основным зонам торгового зала, обозначенных на рисунке №2. Охарактеризуйте их.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дайте определение следующим понятиям:
  1. Товары повседневного спроса - __________________________
  2. Товары периодического спроса - _________________________
  3. Товары импульсивного спроса - __________________________
  1. Предложите на ваш взгляд расположение товарных групп в продуктовом магазине самообслуживания площадью до 500 кв.м

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Зарисуйте зонирование товарных категорий для ювелирного магазина.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Тема: Технологический процесс в розничном торговом предприятии.

Наименование работы: Решение ситуаций по приемки товаров в розничном торговом предприятии.

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Реализуемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК 1.1, ПК 1.2

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература:  Н.Э. Абоимова, стр. 140-147

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой.

Последовательность и содержание выполнения работы

Задание № 1. Заполните следующую таблицу, используйте опорные конспекты,

тема: «Приемка товара по количеству», «Приемка товара по качеству»

Состояние товара и тары, место, этапы приемки товара

Действия материально ответственных лиц при приемки товара

  1. Товары поступили без сопроводительных документов

  1. Товары поступили без тары, либо в поврежденной таре.

  1. Товары принимаются на  складе поставщика
    первый этап приемки

Второй этап приемки

  1. Какие документы необходимо оформить при обнаружении товара ненадлежащего качества?

Задание № 3. Ситуационные задания.

1. Во время приемки печенья  обнаружено, что в упаковке образовался лом печенья. Почему образовался лом и крошки печенья? Как вы поступите в данном случае?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  По результатам приемки обнаружено, что вишневое варенье в упаковке засахарилось. Допускается ли дальнейшая реализация этого варенья?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как вы поступите, если обнаружите в упаковке (пакете) сухарей много лома, горбушек?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

Тема: Хранение товаров в магазине.

Наименование работы: Пути рационального хранение товаров в розничной сети.

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Реализуемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК 1.1, ПК 1.2

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература:  Н.Э. Абоимова, стр. 149-163

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой.

Последовательность и содержание выполнения работы

Задание № 1. Заполните следующую таблицу, проставляя буквенные ответы напротив

каждого задания, используя учебник Н.Э. Абоимова «Организация и технология розничной торговли», опорный конспект по теме: Размещение товаров на хранение.

 Таблица 1

Задание № 2. Нарисуйте способы штабельной укладки товаров на складе:

  • прямой способ укладки;
  • перекрестный способ;
  • обратный способ укладки.

Задание № 3.

Используя направляющий текст, письменно ответьте на следующие вопросы:

- Что указывают на упаковке расфасованных товаров?

- От чего зависит объем расфасованных товаров?

- Какие товары реализуют без предварительной переборки?

- Какие данные указывают на ярлыках ткани?

- Назовите товарную группу, в которой необходимо проверять пробирное

клеймо?

- Назовите товарные группы с наличием инструкции по применению

товаров?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4.  Ответьте на тестовые вопросы.

1.Температура хранения моркови, капусты:

а) от +2 до +3;   б) от -1 до +1;    в) 0

2. Температура хранения фруктов (яблоки, груши):

а) от +1 до +2;    б) от 0 до -1;    в) 0

3. Сроки хранения фруктово-ягодного мармелада:

а) 2 месяца;    б) 3 месяца;   в) 15 суток.

4. Опасные в пожарном отношении товары следует хранить:

а) на стеллажах;  б) в изолированных помещениях;   в) не имеет значения, где хранить.

5. Дайте определение срока годности.

6. Сортировка товара - это…:

а) освобождение от внешней тары;     б) удаление смазки;  в) группировка изделий по размерам.

7. Устранение мелких неисправностей производится:

а) в магазине при предварительной подготовке товаров к продаже;

б) товар отправляют поставщику;

в) товар выкладывают в продажу без устранения неисправностей.

8. Как называется документ, оформленный вследствие порчи, боя, лома

товаров:

а) акт о порче, бое, ломе;        б) спецификация;      в) договор.

9. Товары, запасы которых реализуют сравнительно медленно, размещают:

а) ближе к дверям;     б) в глубине помещения;      в) на нижних полках стеллажей.

10. В какой из групп товаров продавец должен проверять сохранность пломб

и ярлыков:

а) изделия из меха;     б) изделия из драгоценных металлов;  

в) технологически сложные товары.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

Тема: Оформление ценников.

Наименование работы: Подготовка товаров к продаже.

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Реализуемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК 1.1, ПК 1.2

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература:  Н.Э. Абоимова, стр. 159-163

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой.

Последовательность и содержание выполнения работы

Задание № 1. Используя направляющий текст тема: «Предварительная подготовка

товара к продаже», заполните таблицу 2.

Таблица 1

Группа товаров

Действия материально-ответственного лица по подготовке товаров к продаже

  1. Картофель и плодоовощные товары

  1. Масло животное и маргарин

  1. Молоко и молочные товары

  1. Мясо и мясные продукты

  1. Колбасные изделия и копчености

  1. Кондитерские изделия

  1. Швейные товары; трикотажные изделия из меха; обувь

  1. Текстильные товары

  1. Изделия из драгоценных металлов и камней

  1. Технически сложные товары

  1. Товары бытовой химии

  1. Мебель

Задание 2. Используйте для работы инструкцию по оформлению ценников.

Инструкция по оформлению ценников

Ценник – это информация о товаре. Информация должна содержать:

  • наименование товара;
  • сорт;
  • вес товара или продукта;
  • информация о наличии ГМО;
  • страна;
  • изготовитель;
  • подпись владельца;
  • дата написания ценника;
  • дата изготовления товара;
  • сроки годности продукции.

На этикетке можно предоставить параметры или характеристики товара, по желанию фирмы.

Информация о поставщике или фирме производителя указываются в требовательных случаях. Для дополнительных сведений продавец должен иметь при себе прейскурант, который заверяется предприятием и подписью ответственного лица.

Вариант 1.Оформите ценники на  молочные товары (кефира и молока).

Вариант 2. Оформите ценник на обувь (туфли женские, ботинки мужские).

Образец

https://pbs.twimg.com/media/DyFQO8IXcAAcMdp.jpg:large

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

Тема: Услуги розничной торговли.

Наименование работы: Правила продажи товаров.

Метод проведения: Индивидуальный, самостоятельная работа студентов.

Реализуемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК 1.1, ПК 1.2

Норм времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта.

Правила техники безопасности: Соблюдать правила по технике безопасности.

Литература:  Н.Э. Абоимова, стр. 181-196.

Форма контроля знаний студентов: Проверка тетрадей, наблюдение за работой.

Последовательность и содержание выполнения работы

Методические указания по выполнению практической работы

 

Изучаются Правила продажи отдельных видов товаров, утверждённые постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г., а также вспоминается материал, предусмотренныйдля изучения дисциплиной Основы законодательства по защите прав потребителей (Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном  предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об  их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружениям в товарах существенных недостатков, утверждённых постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924.  Даются ответы на приведённые выше вопросы.

Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:

1. Изучить особенности продажи продовольственных товаров и ответить на следующий вопрос:  

1.1  В чем заключаются особенности продажи развесных товаров?  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Изучить особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, ответить на следующий вопрос:  

2.1  Какую информацию должны содержать образцы товаров, размещённые в торговом зале?  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Изучить особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения и ответить на следующий вопрос:  

3.1  Что передаётся покупателю при покупке технически сложных товаров?  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Изучить особенности  продажи парфюмерно-косметических товаров и ответить на следующий вопрос:  

4.1  Какие дополнительные сведения должна содержать информация о парфюмерно-косметических товарах?  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 Изучить особенности продажи товаров из драгоценных металлов и драгоценных камней.  

5.1  Какая дополнительная информация об ювелирных изделиях должна быть доведена до покупателей?  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Дать обоснованное заключение по представленным ситуациям.  

Ситуация 1. Покупательница, приобретая с лотка батон нарезной, потребовала, чтобы продавец упаковал покупку в целлофановый пакет. Продавец отказался выполнить данное требование, ссылаясь на то, что у него нет сейчас пакетов.  Кто прав в данной ситуации?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2. 18 мая в магазине «Всё для вас» покупательница приобрела косметический набор, а 21 мая она обратилась в магазин с просьбой обменять этот набор на аналогичный, ссылаясь на то, что упаковка набора была разорвана. Администрация магазина отказала покупательнице в этой просьбе. Как вы расцениваете данную ситуацию?  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 3.  Покупательница при покупке чистящего средства в аэрозольной упаковке попросила продавца проверить функционирование упаковки в торговом зале. Как должен поступить продавец? Каким документом он должен руководствоваться при принятии решения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) по ПМ.01 МДК.01.03

Рабочая тетрадь по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) по ПМ.01 МДК.01.03...

Олимпиада по дисциплине «Организация торговли» для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Олимпиада по дисциплине «Организация торговли» для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) может быть использована для контроля знаний обучающихся...

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.05. Рекламная деятельность, тема "Организация выставочной деятельности" специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) ППССЗ базового уровня

Представленный материал даёт ответы на вопрос: "Для чего в современном мире так много внимания уделяют проведению выставок, демонстрации своих достижений как предприятия, так и отрасли, националь...

Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочное обучение)

Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочное обучение)...

Рабочая программа МДК 01.02. Организация торговли для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Рабочая программа является частью профессионального модуля ПМ.01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью(далее рабочая программа) является частью программы подготовки специалисто...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) для студентов, обучающихся по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Рабочая программа производственной практики (преддипломной) является частью  основной профессиональной образовательной   программы  в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02...