Рабочая тетрадь по учебной практике ПМ 04, специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
методическая разработка на тему

Рабочая тетрадь для студентов по практике ПМ специальность 100701 Коммерция

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24»

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

ПМ.04 Выполнение работ по одной или

нескольким профессиям рабочих, должностях служащих

 специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

СТУДЕНТ: ………………………………………………………..

группа № 33 специальность   100701 «Коммерция (по отраслям)»_______

шифр наименование

Москва 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Характеристика предприятия

Раздел 2. Подготовка, размещение и выкладка товаров

Раздел 3. Работа на торгово-технологическом оборудовании, в том числе на контрольно-кассовой технике

Раздел 4. Обслуживание покупателей и предоставление достоверной информации

Раздел 5.Проверка знаний, необходимых в практической деятельности

Раздел 6. Индивидуальное задание

Раздел 1. Характеристика предприятия

Тема 1.1. Знакомство с торговой организацией

1.Заполните таблицу.

Наименование               торгового предприятия

Юридический адрес. Режим работы

Организационно правовая форма

Наименование организационной структуры

Назовите уровни управления

Связи/ Звенья

2.Изучите права и обязанности продавца: должностные инструкции, содержание контракта.

Проанализировав вышеуказанные документы, составьте квалификационные требования к продавцу торгового зала

Тема 1.2.Организация рабочего места продавца

1.Перечислите виды торгово-технологического оборудования и инвентаря, используемого на рабочем месте

Таблица 1

Торгово-технологическое оборудование розничного предприятия

Вид оборудования

Назначение

Характеристика


Таблица 2

Оборудование рабочих мест и виды инвентаря.

Группа инвентаря

Вид инвентаря,

назначение

Место использования

2.Раскройте сущность подбора упаковочных материалов для различных групп товаров с учётом их свойств и особенностей

Тема 1.3. Приемка товаров по количеству и качеству

(по каждой товарной группе)

1.2.1. Применение нормативной документации при проверке количества и качества товаров.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции по количеству и качеству».

  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству П-6;
  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству П-7.

Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях, или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров.

Качество товара должно соответствовать сертификату качества, ГОСТу, гигиеническому сертификату.

Задание. Заполнить предложенный шаблон на примере одной товарной единицы.

Например,

В магазине была произведена приемка по количеству и по качеству следующего товара: _______________________________________. Приемка осуществляется путем пересчета каждой товарной единицы с помощью сканера по баркоду (штрих коду). Информация со сканера заносилась в базу данных в программу «SAP».

 Состав (сырье):________________________________. Соответствует гигиеническому сертификату качества. Товар соответствует ГОСТ  или ТУ                            Во время приемки брака выявленного не было. Расхождения с сопроводительными документами ТТН не было.

Оформление товарно-сопроводительных документов.

Принятые товары в соответствии с правилами работы магазина приходуются в день их поступления, на основании проверенных сопроводительных документов поставщика.

Задание на день:Оформить товарно-транспортную накладную, счет-фактуру, акт на недостачу.(шаблоны найдите в интернете)


Раздел 2. Подготовка, размещение и выкладка товаров

  1. Раскройте особенности подготовки товаров к продаже (по конкретной группе товара)

  1. Раскройте требования, предъявляемые к оформлению ценников

  1. Оформите ценники на 2 вида конкретного товара

Образец №1

Образец № 2

  1. Раскройте требования, предъявляемые к оформлению ярлыков цен на товары, реализуемые в расфасованном виде.

  1. Проанализируйте санитарное состояние торгового предприятия

  1. Раскройте особенности размещения и выкладки товаров в торговом зале с учётом требований СанПиНа и направлений мерчандайзинга.

  1. Проанализируйте подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку товаров в торговом зале.

  1. Назовите виды товарных потерь, которые возникают на товарной стадии технологического жизненного цикла товаров (по конкретной группе товаров)

  1. Раскройте методы утилизации и способы уничтожения отходов однооборотной тары и производственной упаковки

Раздел 3. Работа на торгово-технологическом оборудовании, в том числе на контрольно-кассовой технике.

 «Работа на торгово-технологическом оборудовании»

Изучить права и обязанности продавца-кассира и заполнить таблицу.

Ситуация

Ваши действия

1. Обрыв контрольной ленты в течение дня

2. Претензия покупателя к кассиру о неправильно выданной сдачи

3. Покупатель обратился с просьбой принять (внести за покупку) порванную купюру

4. Отсутствие разменной монеты при обслуживании покупателя

5. Покупатель просит вернуть деньги по чеку с неясными реквизитами

6. Проверяющий с налоговой инспекции, предъявив удостоверение, обратился с просьбой произвести подсчет фактической денежной выручки

7. Кассиру необходимо покинуть рабочее место


Раздел 4. Обслуживание покупателей и предоставление достоверной информации

Тема. Обслуживание покупателей и предоставление достоверной информации о качестве, потребительских свойствах товаров.

Задание 1:

Ознакомиться с правами и обязанностями продавца и заполнить таблицу.

Ситуация

Ваши действия

1. Покупатель обращается к продавцу грубо, оскорбляя…

2. На рабочем месте отсутствие ценника на товаре…

3. Продавцу необходимо покинуть рабочее место (очереди нет, покупателе в зале мало)…

4. Закончился упаковочный материал…

5. На рабочем месте разбилась бутылка (уборщицы нет)…

6. При контрольной закупке обсчет покупателя на сто рублей. Ваше объяснение в акте?

7. Магазин открылся, продавец, не реагируя на покупателей, производит выкладку товара, расстановку на рабочем месте.


Тема.Этапы обслуживания покупателей. Законодательное регулирование торговой деятельности.

Этапы обслуживания:

  1. Встреча, приветствие покупателя.
  2. Выявление спроса у покупателя.
  3. Предложение и показ товара.
  4. Консультация о свойствах товара.
  5. Предложение сопутствующих товаров.
  6. Подготовка товаров к отпуску.
  7. Расчет с покупателем.
  8. Отпуск товара.
  9. Предложение дополнительных услуг.

  1. Продавец должен приветливо встречать каждого покупателя.
  2. Находясь в торговом зале, за прилавком, нельзя вести частые разговоры, принимать пищу, читать.
  3. Если покупатель обратился  со справкой о товарах, продаваемых в других отделах, или с другими вопросами , касающимися работы магазина, продавец должен дать справку или направить покупателя к администратору. Справки должны быть исчерпывающими и правильными.
  4. При осмотре и выборе покупателями товара продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным. Показ товара сопровождать краткой характеристикой. Продавая технически сложные товары, необходимо проверить их качество, комплектность, продемонстрировать их действие, а так же сделать соответствующие отметки в гарантийном талоне или паспорте.
  5. Необходимо быть одинаково внимательным ко всем покупателям, независимо от стоимости приобретаемой покупки, длительности  выбора товара, внешности и возраста покупателя.
  6. Отпуская товар и производя расчеты с покупателем, строго соблюдайте розничные цены, правила торговли, очередность обслуживания. При получении покупки покупателем его следует поблагодарить.
  7. Отпуск товаров необходимо производить чистым весом и полной мерой. По просьбе покупателя продавцы обязаны производить нарезки гастрономических товаров. Взвешивание и обмеривание товара за прилавком производится в присутствии покупателя.
  8. Следует предлагать покупателю сопутствующие товары, разъяснить свойства новых товаров, способ их употребления.
  9. При отсутствии товара, необходимо покупателю предложить равноценный заменяющий товар или сообщить адрес магазина, торгующего товарами аналогичного ассортимента.

10.Обмен и возврат товаров производить с разъяснением  действующих правил. Если покупатель остался недоволен, направьте его к администрации магазина.

11.Рекомендуйте покупателю пользоваться дополнительными услугами магазина.

12. Продавец может уходить с рабочего места, только закончив обслуживание покупателей. Уходя  на короткое время, необходимо в вежливой форме предложить очередному покупателю перейти к другому продавцу.

В своей работе продавцы и другие работники торговли должны руководствоваться следующим документом: «Закон РФ « О защите прав потребителей». Утвержден Президентом РФ 07.02.1992 г. № 2300-1.

Настоящий закон регулирует отношения между потребителями и предпринимателями, устанавливает права и механизм реализации этих прав.

«Правила работы предприятий, осуществляющих торговую деятельность в городе Москве»

(Постановление правительства №611)

1. Общие положения.

        Каждое торговое предприятие должно соответствовать товарному профилю, иметь лицензию на право торговли соответствующими товарами, иметь на входной двери режим работы, юридический адрес собственника.

        Режим работы согласовывать с местными органами администрации. Закрытие предприятия в строго установленные часы. Предприятие должно обслуживать всех покупателей. При закрытии магазина на санитарный день( дата согласовывается с местными органами администрации) покупатели извещаются за пять дней. В предприятиях должна быть следующая информация:

        - указатели расположения отделов;

        - ф.и.о. работников торгового зала;

        - перечень и стоимость оказываемых услуг;

        - правила, регламентирующие работу предприятия.

        На видном месте должна быть книга жалоб и предложений и контрольные весы, координаты и адреса вышестоящей организации, телефон Мосгорторгинспекции.

2. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже.

Приемка по количеству и качеству производится в соответствии с нормативами по фактическому количеству и приходуются в день поступления.

Режим хранения должен отвечать стандартам, не допуская снижения качества. Товар перед поступлением в торговый зал должен быть подготовлен к продаже

3. Продажа товаров.

Предприятие должно иметь ассортиментный перечень, утвержденный Госсанэпидемнадзором., производить продажу всем гражданам на общих основаниях.

К моменту открытия предприятия в торговом зале должна быть произведена выкладка, подготовлен инвентарь, товары снабжены ценниками, подготовлено кассовое оборудование.

Отбор товаров в зале самообслуживания  должен производится в инвентарную корзину. Не разрешается проводить досмотр личных вещей на выходе. Все товары, подлежащие сертификации, должны ее иметь. Запрещается продажа товаров с истекшим сроком реализации.

Денежные расчеты производятся только  через ККМ. Все кассы должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Возврат денег из кассы производится только с разрешения администрации магазина. При продаже в обязательном порядке выдается кассовый чек. Обмен непродовольственных товаров производится в соответствии с законом «О защите прав потребителей».

4.Требования, предъявляемые к продавцам.                        

        На предприятии должна быть единая форма одежды, продавец обязан следить за ассортиментом товаров, давать консультацию, запрещается прием пищи на рабочем месте.

Продавец должен знать правила подготовки товаров к продаже, правила хранения,

правила гигиены и технологической безопасности. Также правила пользования  и обмена, правила расшифровки маркировки, основные виды сырья, виды брака и т.д.

5. Контроль за соблюдением настоящих правил.

Контроль осуществляют органы Комитета РФ по торговле, стандартизации, метрологии и сертификации, Госкомсанэпидемнадзор РФ и другие контролирующие органы. Предприятие должно содействовать  проверяющим лицам в проведении проверки и принимать меры к их устранению.

«Штрафные санкции за нарушение правил торговли в работе потребительского рынка и услуг в г. Москве»

        100 минимальных месячных размеров оплаты труда за:

        - осуществление торговли без лицензии;

        - завышение регулируемых цен на продукцию;

        - нарушение порядка обслуживания льготных категорий населения;

        - отсутствие сертификата качества;

        - отсутствие ценника на товаре.

        50 минимальных месячных размеров оплаты труда за:

        - нарушение правил обмена, возврата товаров;

        - отсутствие вывески с названием предприятия, торгового профиля, режима работы.  

        30 минимальных месячных размеров оплаты труда за:

        - использование в рекламных целях алкогольных и табачных изделий.

        25 минимальных месячных размеров оплаты труда за:

        - неудовлетворительное санитарное состояние торгового зала, подсобных помещений;

        - отсутствие предпродажной подготовки товаров;

        - неправильная установка весов.

        15 минимальных месячных размеров оплаты труда за:

        - неправильно оформленный ценник на товаре:

        - отпуск товаров покупателю без упаковочного материала или взимание с покупателя денег за упаковку, неподлежащую оплате.

        10 минимальных месячных размеров оплаты труда за:

        - отсутствие, хранение в недоступном месте книги жалоб и предложений:

        - не выдача кассового чека;

        - не соблюдение товарного соседства, нарушение температурного режима хранения.  

Задание 1: Приобрести навыки обслуживания покупателей в торговом зале. Заполнить таблицу.

1. Приобрести навыки обслуживания покупателей в торговом зале.

Ситуация /Вопрос

Ваши

действия

Документ, на основе которого разрешена ситуация

Задание 2. Решите ситуации

Ситуация № 1 
За 10 минут до закрытия магазина был прекращен допуск покупателей 
в торговый зал. 
Правильно ли поступила администрация магазина? 
  
Ситуация № 2 
При снятии кассы обнаружены излишки денежной суммы в размере 50 
рублей. 
Кассир объявил, 
что это его деньги. 
Прав ли кассир? 
 
Ситуация №  3 
Покупателю не был продан товар, выставленный в витрине. 
Правильно ли поступил продавец? 
  
Ситуация №  4 
Покупатель попросил продавца продать ему дезодорант из 
парфюмерного набора фабричного производства.  
Продавец отказал. 
Прав ли продавец? 
 
 
Ситуация № 5 
При покупке в магазине мягкой мебели покупатель оставил ее на 
хранение на 1 сутки. 
С покупателя была взята плата за хранение. 
Правильно ли поступила администрация магазина? 
  
Ситуация № 6 
Продавец по просьбе покупателя не нарезал ему купленный батон 
колбасы, объясняя это тем, 
что это не входит в его обязанности. 
Прав ли продавец? 

Раздел 5.Проверка знаний, необходимых в практической деятельности

Задание 1.

Определите какие банкноты являются неплаежеспособными?

              А                                                                               Бhttp://www.expertiza.ru/images/changemoney.jpg

http://www.expertiza.ru/images/wellmoney.jpg

Задание 2. Решите задачи

        1.Покупатель приобретает лак для волос (2 шт.), зубную пасту (4 шт.), шампунь, порошок (2 шт.), духи, пудру, кондиционер для волос (2 шт.), краску для волос (2 шт.). Подсчитать сдачу с 5000 рублей и выбить товарный чек.

Товар

Цена

Отдел

1 в.

2 в.

3 в.

Лак для волос

120

100

150

1

Зубная паста

30

28

16

2

Шампунь

150

100

110

3

Порошок

40,50

28,50

10,50

2

Духи

2050

3000

1050

1

Пудра

190

100

150

1

Кондиционер для волос

250

150

160

2

Краска для волос

180

100

85

3

        2.Покупатель приобретает 3 пылесоса, 2 телевизора, 1 тостер, 3 настольных лампы, 4 музыкальных центра.

        Ему предоставляется скидка 7% на все товары.

        Подсчитайте сдачу с 500000 рублей.

Товар

Цена

Отдел

1 в.

2 в.

Пылесос

12000

13000

3

Телевизор

11000

12300

2

Тостер

3200

4100

1

Настольная лампа

8400

2200

3

Музыкальный центр

6000

8400

4

        3.Покупатель приобретает соковыжималку, видеомагнитофон, электрическую плиту, миксер, электрический чайник, видеокассету. На чайник предоставляется скидка 10%. В конце покупки покупатель просит товарный чек. Подсчитать сдачу с 50000 рублей.

Товар

Цена

Отдел

1 в.

2 в.

3 в.

Соковыжималка

1800

2500

400

3

Видеомагнитофон

3300

1500

8900

4

Электрическая плита

10000

18000

3400

1

Миксер

2000

230

2000

2

Электрический чайник

3200

4000

3200

5

Видеокассета

100

380

150

6

        4.Покупатель приобретает в магазине тостер, компьютер, видеомагнитофон, миксер, блендер, соковыжималку, электрический чайник. На компьютер ему предоставили скидку 10% и скидку на электрический чайник 5%. Кассир ещё не успевает нажать клавишу «ИТОГО» как покупатель отказывается от миксера. Кассир пробивает чек, и покупатель просит товарный чек на приобретённые товары.

Товар

Цена

Отдел

1 в.

2 в.

3 в.

Тостер

1100

1200

1400

3

Компьютер

16100

17000

17200

6

Видеомагнитофон

2100

2300

2500

7

Миксер

600

1050

900

8

Блендер

1300

1400

1700

3

Соковыжималка

800

100

1300

5

Электрический чайник

1500

1300

1800

7

Задание 3.

Решение предложенных ситуаций с применением статей №№ 7, 10, 14, 20.25

Повторить Закон РФ «О защите прав потребителей».

1.Ознакомиться с содержанием ситуации.

2. Определить главу, статью и пункт, которым следует пользоваться при решении ситуации.

3.В тетради указать подробно эти данные в процессе решения ситуации.

4.Решить указанные ниже ситуации.

Ситуация №1

Покупательница приобрела в магазине крем для лица. Вечером нанесла его на кожу, а утром обнаружила, что лицо отекло и покрылось красными пятнами. Покупательница попыталась вернуть некачественный товар в магазин, но там его не взяли, мотивируя это тем, что проданный товар обмену и возврату не подлежит, о чём имелась табличка. Правы ли в этом случае продавцы?

Ситуация №2

На упаковке печенья, которое приобрёл покупатель, было написано «Акционерное общество открытого типа «Большевик», ГОСТ 24901 – 89, масса нетто 200 г, калорийность 425 ккал. В 100 г продукта: белка 7,5г., жира 12, 1 г., углеводов 71,2 г., дата изготовления. А какая вообще информация должна быть на упаковке?

Ситуация № 3

Когда покупательница приобретала губную помаду, продавец ей сказала, что она изготовлена на основе натуральных веществ. Позднее у неё возникли сомнения в достоверности сказанного, и она отдала купленную помаду на экспертизу. Экспертиза установила, что в химический состав помады натуральные компоненты не входят. Может ли покупательница потребовать вернуть зря потраченные деньги?

Ситуация № 4

Покупатель отдал для производства гарантийного ремонта свой телевизор в мастерскую при магазине, где он был куплен. Определите, в какой срок должен быть произведён гарантийный ремонт и правда ли, что покупателю на время ремонта должны предоставить другой телевизор?

Ситуация № 5

В электронном магазине покупатель приобрёл беспроводную мышку с клавиатурой с гарантией сервисного обслуживания на 6 месяцев. Клавиатура вышла из строя. Покупатель принял товар на сервис на 2-3 недели. Имеет ли покупатель право на данный период требовать для использования другую временную рабочую клавиатуру и мышку?

Ситуация № 6

Покупатель пробрёл три метра ткани на костюм, но жена посчитала мой выбор неудачным и с отрезом отправилась, чтобы заменить другой тканью, для меня подходящей. Чек был сохранён. Но в магазине, несмотря на то, что с момента покупки прошло несколько часов, покупку обменять отказались.

Кто прав в этой ситуации покупатель или магазин?

Ситуация №7

Клиент заказал изготовить и установить у себя в квартире металлические двери. Работы были выполнены в срок. Но очень скоро клиент обнаружил, что замок в двери некачественный. Потребовал его заменить, но фирма ему отказала. Кто прав в этой ситуации?

Ситуация №8

Родители купили детскую коляску за 17 тысяч рублей. Через неделю она расползлась по швам. В магазине коляску принять обратно отказались, ссылаясь на то, что коляска вся грязная испачканная гадостями ребёнка. Покупатели призвали на помощь СМИ и вместе с ними потребовали провести экспертизу, которую провели за счёт магазина. Товар приняли, а деньги вернули. Какой статьёй Закона РФ «О защите прав потребителей» пользовались покупатели в этой ситуации?

Ситуация №9

В ювелирном магазине девушка купила золотой браслет. Когда дома она стала его примерять, браслет разломился, а внутри оказался какой-то другой металл. В магазине товар обратно не приняли, ссылаясь на то, что бирка на товаре нарушена. Покупатель в соответствующих органах за свой счёт провела экспертизу, которая установила, что браслет изготовлен из сплава меди и золота. Продавец заставила менеджера позвонить поставщику и при этом предъявила акт экспертизы. Факт подделки был доказан, а покупателю вернули деньги. Каким нормативным актом пользовалась покупательница, чтобы доказать свою правоту?

Ситуация №10

Покупатель приобрёл в магазине автоматическую зубную щётку. Дома он обнаружил, что щётка не работает. В магазине товар не приняли, ссылаясь на то, что медицинские товары возврату и обмену не подлежат. Правы ли работники магазина?

Ситуация №11

Покупатель заказал по интернету телевизор. Через 4 дня телевизор сгорел.

Когда покупатель обратился на страничку, где заказывал товар, она была пуста. Кто виноват в данной ситуации?

Раздел 6.Индивидуальное задание

  1. Подготовить презентацию для защиты отчета по практике

Содержание презентации должно отражать выполненные задания по всем разделам отчета:

Раздел 1. Характеристика предприятия,

Раздел 2. Подготовка, размещение и выкладка товаров

Раздел 3. Работа на торгово-технологическом оборудовании, в том числе на контрольно-кассовой технике

Раздел 4. Обслуживание покупателей и предоставление достоверной информации

Раздел 5.Проверка знаний, необходимых в практической деятельности

  1. Разработать инструкции по работе на кассовом аппарате

Инструкция должна содержать последовательность начала и окончания работы на кассовом аппарате, все операции возможные на данном аппарате и обозначение клавиш.(меркурий 130К и WAB 8)

АКТ О НЕДОСТАЧЕ ТОВАРА

В случае обнаружения покупателем недостачи при приемке товара должен быть составлен акт недостачи. В акте необходимо указать номер документа, по которому был получен товар, состояние упаковки и расхождения с накладной по артикулам, количество полученных мест. Акт должен быть скреплен круглой печатью предприятия и иметь не менее 3-х подписей членов комиссии.

Образец Акта о недостачи.

Акт №        от        20        г.

о недостаче товара.

  1. Название организации        ИНН        КПП        
  2. Комиссия в составе:        ,        ,        

при получении товара от ООО «Мир открыток» по накладной №        

от        сч.ф.№        от        определила:

  1. Состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки, исправность пломб        
  2. Количество полученных мест фактически        наименование

документа        (почтовая квитанция)        №        

  1. Количество мест по документам поставщика        
  2. Подробное описание полученного товара по артикулам:

Артикул товара

Ед.измер.

Цена с НДС

По документам

Фактически оказалось

Разница

Кол-во

Сумма с НДС

Кол-во

Сумма с НДС

Кол-во

Сумма с НДС

Итого Сумма недостачи, руб. (прописью) составляет        в том числе

НДС, руб. (прописью)        .

Подписи членов комиссии:

Должность        подпись        Ф.И.О.

Должность        подпись        Ф.И.О.

Должность        подпись        Ф.И.О.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24»

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

ПМ 03. «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранности товаров»

 специальность 100701 «Коммерция (по отраслям)»

СТУДЕНТ: ………………………………………………………..

группа № 33 специальность   100701 «Коммерция (по отраслям)»_______

шифр наименование

Москва 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Организационно-правовая деятельность торгового предприятия (организации)
  2.  Формирование и управление ассортиментом товаров в торговом предприятии (организации)
  3. Организация и управление торгово-технологическими     процессами в предприятии
  4. Экспертиза потребительских товаров

Заключение студента по итогам практики и пожелания

Заключение руководителя практики от торгового предприятия

Отзыв руководителя практики от вуза о качестве выполнения студентом   программы практики

Дневник студента

Приложение  

I. Характеристика торгового предприятия (организации)

  1. Изучите основные данные, характеризующие работу торгового предприятия (организации): Устав, организационно-правовая форма деятельности (соответствие предприятия статусу юридического лица, порядок регистрации, наличие лицензии), товарный профиль, режим работы, охрана труда, техника безопасности, охрана предприятия.

Название предприятия_______________________________________________________

Местонахождение___________________________________________________

Режим работы магазина______________________________________________

Организационно-правовая форма (форма собственности)__________________

Порядок открытия и закрытия магазина; порядок сдачи магазина под охрану

  1. Ознакомьтесь с организационным построением и структурой аппарата управления (штатным расписанием) торгового предприятия (организации)

Схема организационной структуры предприятия

  1. Ознакомьтесь с устройством торгового предприятия (организации): состав помещений, площадь, емкость, техническая оснащенность. Проанализируйте соответствие материально-технической базы предприятия общетехническим требованиям устройства.

Тип магазина___________________________________________________________

Площадь магазина___________________________________________________________

Форма обслуживания______________________________________________________

Методы продажи товаров, применяемые в магазине______________________

Планировка магазина____(фото)___________________

Рис. 1. Схема планировки магазина

II. Формирование и управление ассортиментом товаров в торговом предприятии (организации)

  1. Изучите порядок формирования и регулирования ассортимента товаров в торговом предприятии (организации).

Задание. Проанализируйте классификации продовольственных товаров по основным группам. Результаты занесите в таблицу:

Таблица 1

Формирование ассортимента продовольственных товаров

Группа товара

Вид товара

Ассортимент товара

Потребительские свойства

  1. Установите количественное соотношение между отдельными группами и подгруппами товаров. Определите ассортимент сопутствующих товаров.

  1. Проанализируйте широту, стабильность и новизну ассортимента по любой группе потребительских товаров (учитывается ассортимент, имеющийся в торговом зале магазина на момент обследования).

  1. Изучить работу торгового предприятия (организации) по обновлению ассортимента товаров.

  1. Изучите маркировку на отдельные группы товаров, приведите примеры маркировки товаров (2-3 образца)

  1. Установите соответствие маркировки требованиям законодательных и нормативных актов.

  1. Сравните упаковку и маркировку 2х -3х конкретных разновидностей продовольственных товаров отечественного производства с аналогичными изделиями иностранных фирм. (В ответе должны быть затронуты вопросы влияния упаковки и маркировки на удобство транспортирования, хранения продажу, эксплуатацию или потребление, привлекательность для потребителей, идентификация).

  1. Проанализируйте маркировку на этикетках любых аналогичных видов продовольственных товаров отечественного и импортного производства и выявите информацию: основополагающую, коммерческую и потребительскую.

  1. Сопоставьте информацию аналогичных товаров на достаточность, достоверность, доступность.

  1. На упаковке 3-4 товаров найдите информационные знаки и охарактеризуйте их по всем существующим классификационным признакам.

  1. Расшифруйте структуру штрихового кода, проверьте подлинность товара.

12.Изучите виды тар по назначению (транспортную, потребительскую) и сырью изготовления, а также функциональным назначениям (кратности использования, специализации). Результаты занесите в следующую таблицу:

Таблица 2

Виды и назначение тары /упаковки продовольственных товаров

Название тары

Назначение тары

Материал изготовления

Кратность оборота

Объем

(вместимость, емкость)

Эскиз

III. Организация и управление торгово-технологическими     процессами в предприятии

  1. Раскройте основные этапы технологического жизненного цикла товаров

  1. Ознакомьтесь с организацией приёмки товара от поставщиков, документальным оформлением; видами транспортных средств, осуществляющими доставку товара в магазин.

  1. Проанализируйте сопроводительные документы по качеству по следующим признакам: вид документа, достаточность информации о товаре и его качестве.

  1. Раскройте свои действия в случае расхождения по количеству и качеству при приёмке товара

  1. Раскройте особенности подготовки товаров к продаже (по конкретной группе товара)

  1. Назовите виды товарных потерь, которые возникают на товарной стадии технологического жизненного цикла товаров (по конкретной группе товаров)

  1. Назовите условия хранения отдельных видов продовольственных товаров

Таблица 3

Оптимальные режимы хранения отдельных видов продовольственных товаров

Наименование

 товаров

Температура

 воздуха, о С

Относительная

влажность воздуха, %

  1. Проверьте условия хранения и сроки годности по различным группам (4-5 образцов)

Выводы:

  1. Технология возврата товара в магазин (опишите)

IV. Экспертиза потребительских товаров

  1. Примите участие в товароведческой экспертизе товаров.

  1. Определите фальсификацию потребительских товаров.

Задание 1. Изучить стандарт на продовольственный товар, проанализировать и заполнить таблицу.

Таблица 4

Характеристика показателей качества

ГОСТ и наименование продукта

Наименование показателей стандарта

Характеристика

Задание 2. Изучение маркировки (товар по выбору студента 2 образца)

Идентификация начинается с осмотра состояния упаковки и изучения маркировки. Изучите информацию, имеющуюся на этикетке и сравните ее с требованиями ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».Результаты изучения маркировки и упаковки занесите в таблицу 5 и 6.

Таблица 5

Изучение маркировки потребительской тары товара

Требования к информации на этикетке

Фактические результаты

Заключение

Сделайте заключение о наличии или отсутствии информационной фальсификации.

Таблица 6

Результаты полноты маркировки потребительской тары товара

Наименование

показателей

Фактические

результаты

Требования

ГОСТа

Состояние упаковки

Маркировка

Сделайте заключение о наличии или отсутствии информационной фальсификации.

Задание 3. Анализ упаковки и маркировки товара по выбору студента (1 образец), определение массы нетто упаковки.

Сначала внимательно изучите упаковку, ее состояние и имеющуюся на ней информацию. Сравните информацию, имеющуюся на упаковке с требованиями ГОСТа. После чего определите соответствие массы продукта указаниям массы на упаковке.Полученные результаты оформите в виде таблицы 7.

Таблица 7

Изучение маркировки и упаковки товара

Показатели

Требования нормативного документа

Фактическиерезультаты

Состояние упаковки:

Целостность

Маркировка

Масса нетто, г

Сделайте заключение о наличии или отсутствии информационной фальсификации.

Задание 4. Провести идентификацию зашифрованных образцов товаров (2 образца одной группы.

Идентификация начинается с изучения потребительской упаковки и ее маркировки на соответствие ГОСТ Р 51074. При этом обращают внимание на пищевую ценность и калорийность, указанную на маркировке. Рассчитывают теоретическую энергетическую ценность (приложение 1) по данным маркировки и сравнивают ее с заявленной калорийностью на упаковке. Затем проводят детальную оценку органолептических показателей, идентифицируют вид продукта, сорт и т.д. Результаты идентификации образцов оформить в виде таблицы 8.

Таблица 8

Результаты идентификации товара

Показатели

Фактические

результаты

Требование нормативных документов

Упаковка

Маркировка

Энергетическая ценность, ккал

Цвет

Вкус и запах

Консистенция

Сделайте заключение о наличии или отсутствии информационной фальсификации.

Задание 5. 

Изучив основные виды фальсификации товаров, определите характерные особенности и способы обнаружения. Результаты оформить в виде таблицы.

Таблица 9

Вид фальсификации

Характерные особенности

Способ обнаружения

Конкретные примеры

Задание 6. Выберите любой товар и разработайте памятку для покупателя «Как купить качественный товар» (приложение 2) Памятка должна быть создана в виде буклета, брошюры, бюллетеня.

  1. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины

  1. http://www.rospotrebnadzor.ru/ Официальный сайт Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс].
  2. http://www.gost.ru/ Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс].
  3. http://www.interstandart.ru/ Официальный сайт информационной службы «Интерстандарт» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс].
  4. www.stq.ru/ Официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество» [Электронный ресурс].
  5. www.spros.ru/ Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос» [Электронный ресурс].
  6. http://www.ozpp.ru/ Официальный сайт Общества защиты прав потребителей [Электронный ресурс].
  7. www.ozppou.ru – Общероссийская общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» [Электронный ресурс].
  8. www.cnpe.spb.ru – Центр независимой потребительской экспертизы [Электронный ресурс].
  9. http.//www.mozp.org – Московское общество защиты прав потребителей. [Электронный ресурс].
  10. www.turistprav.ru – Общественная организация содействия защите прав потребителей в сфере туризма «Клуб защиты прав туриста». [Электронный ресурс].
  11. www.spros.ru – Журнал для потребителей «СПРОС» [Электронный ресурс].
  12. www.asq.org. – Официальный сайт Американского общества качества [Электронный ресурс].
  13. http://www.1gost.ru/ На данном сайте представлено большое количество национальных стандартов и других документов по стандартизации в РФ
  14. http://www.znaytovar.ru/ На сайте представлена подборка статей, посвященных характеристике потребительских свойств товаров, вопросам экспертизы и идентификации, обнаружения фальсификации товаров.
  15. Система КонсультантПлюс. Версия Проф и Эксперт-приложение

Приложение 1

ТЕМА. Расчет энергетической ценности изделий

     Энергетическая ценность продукта — это количество энергии (ккал), которая освобождается из пищевых веществ продукта в процессе полного биологического окисления и используется для обеспечения физиологических функций организма.

     Для расчета энергетической ценности пищевого продукта необходимо знать его химический состав и коэффициенты энергетической ценности компонентов пищи, т.е.  то количество энергии, которое образуется при биологическом окислении 1г основных пищевых веществ.

     Химический состав изделия берется из таблиц химического состава пищевых продуктовили рассчитывается по методике представленной в разделе 1.1. Коэффициенты энергетической ценности основных компонентов пищи с учетом их средней усвояемости приведены в таблице  

ТАБЛИЦА

Коэффициенты энергетической ценности.

Компоненты пищи

Коэффициент энергетической ценности, ккал / г

Белки

Жиры

Углеводы «по разности»

Сумма моно-и дисахаридов

Крахмал и декстрины

Клетчатка

Органические кислоты

4,0

9,0

4,0

3,8

4,1

0,0

3,0

.    С точки зрения пищевой ценности углеводы подразделяются на усвояемые и неусвояемые. К усвояемым относятся: простейшие растворимые сахара (главным образом глюкоза, фруктоза и сахароза) их еще называют моно- и дисахариды; полисахариды , крахмал и продукты его частичного гидролиза (декстрины) – их объединяют в группу «крахмал и декстрины»; а также гликоген. К неусвояемым относятся целлюлоза (клетчатка), гемицеллюлозы, пектин, инулин, маннан, гумми и слизи – их называют «пищевые волокна». В тех случаях, когда отсутствует информация о наличии усвояемых углеводов в сырье или изделиях приводятся данные общего количества углеводов –углеводы « по разности». При расчете количества углеводов «по разности» от 100 г продукта отнимается сумма веществ, состоящая из воды, белков, жиров, органических кислот, клетчатки и общего количества минеральных веществ(золы).

    Энергетическую ценность пищевого продукта ЭЦ, ккал, рассчитывают на 100 г продукта

  ЭЦ=Б х 4,0+Ж х 9,0+С х 3,8+К х 4,1+ОК х 3,0 ,                     (1)

где,

Б- содержание белков в 100 г продукта ,г;

Ж- содержание жиров в 100г продукта, г;

С- содержание моно- и дисахаридов(сахаров) в 100 г продукта г;

К- содержание крахмала и декстринов в 100 г продукта, г;

ОК- содержание органических кислот в 100 г. продукта, г.

Пищевые продукты по энергетической ценности классифицируются на группы:

1.Особо высокоэнергичные – 400-900 ккал в 100г продукта;

2.Высокоэнергетичные –250-400 ккал в 100 г продукта;

3.Среднеэнергетичные - 100-250 ккал в 100 г продукта;

4.Низкоэнергетичные - до 100 ккал в 100 г продукта.

Пример расчета энергетической ценности

     Рассчитываем энергетическую ценность продукта на примере шоколада «Детский». Энергетическую ценность шоколада «Детский» рассчитываем согласно формуле (1) на основании данных таблицы 3.

 ЭЦ=2,9 х 4,0+33,9 х 9+56,4 х 3,8+2,9 х 4,1+0,5 х 3,0=544,4=544

    Энергетическая ценность  выражается в целых числах. Таким образом, энергетическая ценность 100 г шоколада «Детский» составляет 544 ккал. В соответствии с классификацией шоколад является особо высокоэнергетичным продуктом.

     Рассчитанные величины химического состава и энергетической ценности изделия представляем в форме  таблицы 5.

 ТАБЛИЦА 5 – Химический состав и энергетическая ценность

                               шоколада «Детский»

Пищевые  вещества, ед. измерения.

Содержание в 100 г. шоколада

Белки, г

Жиры , г

Усвояемые углеводы ,г:

в том числе моно- и дисахариды, г;

крахмал и декстрины, г

Клетчатка ,г

Органические кислоты , г.

Витамины , мг

В1 (тиамин)

В2 (рибофлавин)

РР (ниацин)

Минеральные вещества, мг

калий

кальций

магний

натрий

фосфор

железо

Энергетическая ценность , ккал

2,9

33,9

56,4+2,9=59,3

                56,4

2,9

0,7

0,5

0,02

0,06

0,40

290,4

3,7

11,2

1,5

101,0

1,6

544

Приложение 2

  1. http://www.technoshop.ru/media/pic_middle/0/113.jpgКак выбрать молоко в магазине

Казалось бы, чего там выбирать – пришел в магазин и взял с полочки пачку, которая приглянулась с виду и по цене подходит. Именно так поступает больше 50% покупателей. Еще 30% обратят внимание на жирность и удостоверятся, что срок годности в порядке. И только менее одной пятой людей подходят к вопросу выбора молока со всей серьезностью. В итоге оказывается, что некоторые из нас, даже не подозревая об этом, вместо цельного коровьего молока пьют разведенный порошкообразный напиток. Кроме того, от многих хозяек можно часто услышать советы, какое именно молоко нужно взять для приготовления того или иного блюда. И это вовсе не личные предпочтения. Дело в том, что обработка молока на заводе сильно влияет на его качества. Из одного молока получается очень вкусная каша, а другое просто приятно пить. Чтобы всегда оставаться довольным используемым молоком, всего-то нужно – почитать этикетку, ну и иметь небольшое представление о терминах, используемых в молочной промышленности. Вот именно об

этом и пойдет речь ниже.Внимательно прочитайте информацию на упаковке молока

Пошаговое решение

Цельное молоко. Это самое натуральное молоко, которое только может быть после заводской обработки. Молоко в чистом виде разлить по пакетам нельзя. Ведь каждая корова дает свой неповторимый по вкусу напиток: одна доится молоком с 4% жирностью, вторая – с 2,5%, третья – с 5% (это зависит от корма, породы животного, сезона). Чтобы молоко имело четкий, обозначенный на упаковке процент жирности, оно подвергается гомогенизации (превращение в однородную массу). Цельное молоко за небольшим исключением практически никогда не поставляют в магазины, из него делают нормализованное молоко.

Отборное цельное молоко. Редко, но встречается на прилавках. Это то исключение, когда цельное молоко все-таки поступает в продажу. Разливается в пластиковые бутылки. Никаких добавок при его производстве не используется, степень обработки минимальна. Срок хранения не более 10 дней. Жирность у такого напитка естественная (т.е. процесс сепарации отсутствует), она указывается для каждой конкретной партии молока (прописывается на крышке бутылки).

Нормализованное молоко. После того как цельное молоко прошло процесс гомогенизации, следует сепарация – процесс разделения молока на обезжиренное молоко и жир. Чтобы привести напиток к определенной стандартной жирности, обезжиренное молоко смешивают с цельным или со сливками. Полученный в результате продукт называется нормализованным молоком.

Восстановленное молоко. Производитель должен написать на этикетке не «молоко», а «молочный напиток». Сегодня молочный напиток — большая редкость. Но если увидели такую надпись на пачке, то лучше пусть эта пачка так и останется на магазинной полке. Эти слова означают, что перед вами продукт, который произведен из сухого молока, концентрированного или сгущенного с помощью добавления воды или молочной сыворотки. Хотя по калорийности и минеральному составу такое молоко не слишком отличается от нормализованного, но пользы от него практически нет. Ведь при высоких температурах в процессе высушивания молока исчезают многие ценные вещества.

Пастеризованное молоко. Любое молоко в обязательном порядке подвергается тепловой обработке. Это нужно для очистки продукта от бактерий и увеличения срока хранения. Одни пачки можно хранить без холодильника аж полгода, а другим показан только низкотемпературный режим. Как именно было обработано молоко, всегда указано на упаковке. Слово «пастеризованное» обозначает, что обработка шла в течение нескольких минут при температуре 65-90 градусов. В результате подавляющее большинство вредных бактерий погибло, при этом сохранились полезные молочнокислые микроорганизмы. Срок хранения 10-14 дней. Пастеризованное молоко лучше всего использовать для приготовления супов и каш. Для приготовления домашнего кефира, простокваши или творога нужно брать именно пастеризованное молоко, т.к. оно ближе по своим качествам к сырому. Часто такое молоко называют питьевым.
Ультрапастеризованное. Такое молоко нагревается до 125-138 градусов. При этом время воздействия термообработки составляет около секунды. Это позволяет продлить срок годности молока, сохранив полезные бактерии. Его можно пить, не подвергая кипячению.
Стерилизованное. Можно сказать, что после такой обработки, молоко является стерильным. Его неоднократно нагревают до температуры выше 100 градусов. Но при такой процедуре гибнут практически все бактерии: не только вредные, но и молочнокислые. Поэтому польза от такого молока не велика. Зато хранится пачка с таким напитком полгода, при употреблении в пищу кипятить его не нужно. Открытый пакет в холодильнике может долго стоять, а молоко в нем не скиснет. Но вот вкусной простокваши из этого молока не получится никогда.

Топленое молоко. Это молоко, выдержанное более 3 часов при температуре 85-98 градусов. После такого воздействия напиток приобретает нежный кремовый оттенок и особый вкус и запах. Топленое молоко противопоказано диабетикам.

Витаминизированное молоко. Иногда производители крупными буквами на пачке пишут о том, что напиток внутри обогащен витаминами, йодом, белком и др. При этом добавление в молоко полезных веществ никак не повлияет на его цвет, консистенцию и вкус. Однако большинство врачей сходятся во мнении, что синтетические витамины не слишком хороши, а молоко само по себе весьма полезный продукт и в улучшении не нуждается. Поэтому переплачивать за витаминизированное молоко не стоит.
Безлактозное молоко. Некоторые люди, а чаще маленькие детки, страдают непереносимостью молока, а именно сахара лактозы. В их организме не хватает фермента, отвечающего за расщепление сахаров. Лактоза в кишечнике начинает «бродить», возникает урчание, боли, диарея. Причем для наступления неблагоприятных последствий иногда достаточно выпить даже полстакана напитка. Выход очень прост. В последние годы молокозаводы наладили выпуск низколактозного молока, из которого молочный сахар удален.
Упаковка. Выбирая тару, в которую разлито молочко, руководствуйтесь, в первую очередь, принципом удобства хранения. Любая упаковка, применяемая сегодняшними производителями, защитит продукт от попадания вредных веществ (при условии сохранности ее целостности). Молоко, разлитое в полиэтиленовые мешки, будет стоить дешевле, но и разместить его в холодильнике порой довольно проблематично, пакет так и норовит запасть набок и потечь. Кроме того, такую упаковку очень легко повредить. До сих пор встречающиеся стеклянные бутылки тяжело транспортировать. Хотя теоретически именно они считаются самым лучшим хранилищем для молока. Стекло — инертный материал, который не вступает в реакции с находящимся в ней содержимым. Некоторые люди испытывает сложности с открытием тетрапака, уголки которого надо аккуратно разорвать, чтобы получить доступ к напитку. Но именно такая упаковка надежно защитит молоко от проникновения извне бактерий, а также от разрушительного действия света и тепла. Пластиковые бутылки с завинчивающимися крышками идеально подходят для людей, которые используют молоко часто и небольшими порциями – открыл бутылку, налил, закрутил обратно.

Срок хранения. Информацию о том, до какой даты нужно использовать молоко, вы всегда найдете на упаковке. Обычно производитель ставит и дату изготовления, и срок годности. Важно помнить, что вы на упаковке видите срок хранения запечатанной пачки молока. Как только упаковка была вскрыта, молоко нужно хранить исключительно в холодильнике (даже стерилизованное) и не более 2-3 дней для питьевого и 5-6 для стерилизованного.

Объем упаковки. Мы привыкли, что молоко продается в литровых или пол-литровых упаковках. Однако последнее время производители, чтобы не повышать цену на свой товар, идут на определенную уловку – уменьшение объема продукта при неизменной цене. Таким образом, появились пачки молока номиналом в 0,95 л., 0,8 л.,0,85 л. Однако из-за формы упаковки покупателю бывает незаметно недостающего объема.

Жирность молока. Это один из показателей, на которые покупатели всегда обращают внимание. В обычном супермаркете вы найдете молоко с содержанием жира от 0,05% до 6. Выбор жирности – личное дело каждого потребителя. Важно помнить, что в обезжиренном напитке содержатся практически те же самые микроэлементы и витамины, как и в его высокожирном собрате. Но вот жирорастворимых витаминов A и D здесь нет. Поэтому обезжиренное молоко не дают детям. А вот дамам на диете весьма целесообразно сделать выбор в его пользу.


Обратите внимание

Не стоит пытаться найти промышленное молоко, по вкусу идентичное свежему деревенскому. Даже качественно произведенное на заводе молоко будет отличаться от коровьего. Ведь особый вкус парного молока обусловлен содержанием в нем довольно больших жировых шариков. В ходе гомогенизации вся жидкость перемешивается до однородной массы, при этом жировые шарики разбиваются в пыль. Кроме того, на вкус молока влияет также и тепловая обработка.

Молоко – отличный абсорбент, поэтому при хранении распечатанной пачки постарайтесь плотно закрыть ее и разместите как можно дальше от продуктов с сильными запахами (копчености, рыба, соленья). В противном случае уже через пару часов молоко приобретет их аромат.

Молоко частенько разбавляют водой. Есть простой тест, который поможет определить, насколько же много воды в напитке. Провесит его можно в домашних условиях. К столовой ложке молока добавьте 2 ложки спирта и перемешайте. Около 30-40 секунд интенсивно взбалтывайте, а затем вылейте на блюдце. В неразбавленном молоке через 5 секунд образуются хлопья. Чем больше воды добавлено в молоко, тем больше нужно времени для появления хлопьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению дипломного проекта (работы) для студентов специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»

Методические указания устанавливают единые нормы, структуру, порядок выполнения и оформления выпускной квалификационной (дипломной) работы с учетом требований ФГОС стандарта среднего профессионального...

тест по дисциплине «Менеджмент» для специальности 100701 Коммерция (по отраслям)

Тест, состоящий из 100 заданий позволяет, установить уровень знаний по менеджменту, теоретическим основам управления, методам воздействия на объект менеджмента в организации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) базов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Интегральное исчисление») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специал...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Пределы и непрерывность») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно- научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специали...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Материал рабочей программы ПМ.01. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью предназначен для обучения студентов специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базового уровня подготовки...