Лекция. Принципы и методы управления
учебно-методический материал
Лекция. Принципы и методы управления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекция. Принципы и методы управления | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы и методы управления.
Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. Принцип (от лат. principium) — это: 1) основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.
Соблюдение принципов менеджмента можно рассматривать как залог успеха управления. Принципы менеджмента представляют собой руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.
К основным принципам управления относятся следующие:
- 1) принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации, т.е. оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. Централизованное управление — это процесс, при котором глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре и передаются из него многочисленным объектам управления. Такая форма организации управления чаще всего используется небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, технологический процесс которой тесно связан с предприятиями, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности и ориентирующимися на местный или национальный рынок. Децентрализованное управление — это процесс, при котором существенное количество управляющих воздействий, относящихся к данному объекту, вырабатывается самим объектом на основе самоуправления. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации;
- 2) принцип единоначалия — у каждого подчиненного должен быть только один непосредственный начальник, и весь персонал организации подчиняется первому руководителю, который несет персональную ответственность за работу организации;
- 3) принцип научной обоснованности, т.е. управленческие действия должны осуществляться на базе научных методов и подходов;
- 4) принцип плановости — установление основных направлений, задач развития организации в перспективе;
- 5) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Каждый сотрудник в организации наделяется конкретными обязанностями и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач;
- 6) принцип стимулирования. Чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее работает организация. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное — в основном на психологическом воздействии на работников;
- 7) принцип демократизации управления — привлечение к управлению организацией всех сотрудников;
- 8) принцип системности — менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.
Сущность менеджмента проявляется в его функциях. Менеджмент предполагает выполнение ряда функций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают и условия для эффективного труда занятых в организации работников, и получение результатов, соответствующих целям.
Функции менеджмента представляют собой обособленные, относительно однородные направления управленческой деятельности, составляющие процесс менеджмента. В настоящее время используется классификация функций менеджмента, в целом повторяющая классификацию А. Файоля, хотя и несколько трансформированную. Принято говорить о таких функциях менеджмента, как:
- • планирование;
- • организация;
- • координация;
- • мотивация;
- • контроль.
Осуществление менеджмента через его функции показано на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Функции менеджмента
- 1. Планирование — это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявления возможностей, условий и факторов.
- 2. Организация представляет собой вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.
- 3. Координация является центральной функцией менеджмента, обеспечивающей его бесперебойность и непрерывность. Главной задачей координации выступает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей.
- 4. Мотивация — это деятельность, цель которой заключается в том, чтобы активизировать людей и побудить их эффективно трудиться для достижения конечных целей.
5. Контроль представляет собой управленческую деятельность, задачами которой являются количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции — это наблюдение, проверка, учет и анализ. Контроль является процессом обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Под методом (от греч. methodos — буквально путь к чему-либо) понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.
Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач.
Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых (приказ, стимул) предполагается непосредственный результат воздействия; вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).
Можно также выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т.д.
Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются. Успешное использование методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы). В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, и на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы:
- • административные;
- • экономические;
- • социально-психологические.
- 1. Административные методы (организационно-административные или организационно-распорядительные) оказывают прямое воздействие на объект менеджмента через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, а также систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. К административным методам можно отнести регламентирование, нормирование, инструктирование, распорядительное воздействие.
- 1.1. Регламентирование деятельности предприятия — это установление правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (устав, положения, инструкции и т.д.).
- 1.2. Нормирование деятельности предприятия. Оно заключается в разработке и реализации норм, т.е. правил и нормативов, устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления более гибок, чем регламентирование. Он неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении.
- 1.3. Инструктирование. Оно сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера — наиболее мягкая форма административного воздействия.
- 1.4. Распорядительное воздействие. Это форма повседневной организации административной работы. Она включает подготовку, издание и реализацию всевозможных постановлений, директив, приказов, указаний, резолюций, распоряжений.
- 2. Экономические методы менеджмента представляют собой совокупность экономических рычагов (способов, приемов), с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования индивидов, их групп и трудового коллектива в целом. Экономические методы руководства в отличие от организационно-административных предусматривают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Данные методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления и базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Здесь выделяются следующие методы: хозяйственный расчет, капитальные вложения, плата за фонды; система амортизационных отчислений; использование фондов развития производства; системы материального стимулирования, распределения прибыли и др. К экономическим методам управления относятся также ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление материальных санкций. Каждый из перечисленных методов специфичен. Часть из них возможно использовать только в широких масштабах управления — народное хозяйство, отрасль и т.д., другие же используются независимо от уровня управления.
- 3. Социально-психологические методы менеджмента предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в широком использовании неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления. Речь идет о направлениях деятельности, методах, приемах, инструментах влияния на поведение людей в организациях, определяющих сферу компетенции современного менеджера и специалиста по персоналу. Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе благоприятного социально-психологического климата, благодаря которому можно решать организационные, экономические и даже воспитательные задачи.
Социально-психологические методы позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать верные управленческие решения. Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии. Такие методы требуют, чтобы во главе коллектива стояли люди, умеющие использовать разнообразные инструменты менеджмента и обладающие способностями к системному видению проблемы.
Социально-психологические методы включают:
- 1) социальное планирование и социальную поддержку;
- 2) развитие потенциала коллектива, групп и работников;
- 3) формирование и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в организации;
- 4) соучастие работников в принятии решений;
- 5) формирование команд;
- 6) формирование привлекательной миссии и видения будущего коллектива, группы, организации;
- 7) повышение качества трудовой жизни;
- 8) индивидуальный подход к работникам;
- 9) обеспечение высокого уровня качества трудовой жизни и т.п.
В практике управления зачастую одновременно применяют различные методы и их комбинации. В зависимости от ситуации руководитель должен уметь правильно и творчески выбирать и применять различные методы управления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция по дисциплине: "Психология управления", на тему: "Психологические аспекты человеческого общения"
Лекция по дисциплине: "Психология управления", на тему: "Психологические аспекты человеческого общения"...
Лекция по теме "Методы контроля. Методы и принципы организации ремонта"
Написать конспект по теме и ответить на вопросы....
Лекция: Принципы рациональной организации основного производства.
Лекция: Принципы рациональной организации основного производства для студентов очной формы обучения специальности 13.02.02 ТТО по МДК 04.01 Организация и управление работой трудового коллек...
Конспект лекции Принципы паллиативной медицины
Принципы паллиативной медицины...
Конспект учебного занятия - Понятие, предмет, принципы и метод жилищного права. Источники жилищного права
Конституция РФ закрепляет такие основополагающие для жилищного права положения, как неприкосновенность жилища, запрет на произвольное лишение жилища, доступность и гарантированность объектов жилого фо...
План-конспект УЗ по МДК 01.01 Основы композиции. Принципы и методы стилизации
План-конспект УЗ по МДК 01.01 Основы композиции. Принципы и методы стилизации...
Принципы обеспечения и управления качеством товаров и услуг на современном рынке
Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Он включает: планирование; организацию; контроль; управление воздействием.Управл...