План-конспект УЗ по МДК 01.01 Основы композиции. Принципы и методы стилизации
план-конспект занятия

Жданова Эльвира Николаевна

План-конспект УЗ по МДК 01.01 Основы композиции. Принципы и методы стилизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_zanyatie_19_printsipy_i_metody_stilizatsii_1.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

учебного занятия по МДК 01.01.

Основы композиции

ТЕМА: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СТИЛИЗАЦИИ

Преподаватель: Жданова Э.Н.

Группа: 25 Д

Специальность 54.02.01. Дизайн

Дата проведения 18.02.2022

г. Строитель, 2022 г.

Ход учебного занятия

  1. Не раз, каждый человек слышал такое слово, как стилизация. В музеях, в школах и других местах. Так что же это такое?

Стилизация в искусстве…? Для начала давайте вспомним, что слово стиль переводится с греческого как «палочка для письма». Со временем оно приобрело другой смысл, связанный с индивидуальностью идейно-художественных особенностей творческой личности. В широком же смысле данное понятие связано с различными веяниями в искусстве и культурой разных времен. Теперь мы можем вывести термин, что же такое стилизация?

Стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм, символичность, знаковость - характерные черты стилизованного рисунка.

Основная цель стилизации – это преобразование реалистичного изображения в выразительный и эмоциональный объект. Это происходит путем отражения сути. Для отображения такого объекта необходимо сконцентрироваться на самом главном в нем. Для того чтобы не копировать натуру, художники должны включать ассоциативное мышление и достать из памяти сохранившиеся впечатления.

Метод художественной стилизации в русской культуре впервые был широко использован членами Мамонтовского кружка в конце XIX века. Как учебная дисциплина предмет «Стилизация» был привнесен в Строгановское училище непревзойденным мастером этого метода - Михаилом Врубелем, который в 1898 году был приглашен для преподавания новых предметов — «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации». С тех пор этот курс входит в учебные программы художественных учебных заведений, являясь частью курса композиции. На современном этапе развития искусства и дизайна, стилизация находит все более широкое применение.

  1. Итак, мы отметили, что для стилизации характерно абстрагирование, мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения автора произведения признаков, с целью выявления более значимых, отражающих суть предмета элементов.

Здесь термин «СТИЛИЗАЦИЯ» трактуется как «декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых отношений». И это вид декоративной стилизации.

Но СТИЛИЗАЦИЯ – это еще и производное понятие от СТИЛЯ. Вспомним, что стиль – это фундаментальная категория искусства, выражающая идейную сущность художественного творчества через взаимосвязь содержания и формы, изобразительных приемов, мировоззрения, как отдельной личности, так и целой эпохи. В данном контексте «стилизация» может видоизмениться до поверхностной, формальной и применяться как способ намеренной имитации формальных признаков образной системы чего-либо (художественного стиля эпохи, авторского стиля художника) в новом, необычном художественном контексте.

Но мы сейчас говорим более не о поверхностной, а о декоративной и абстрактной стилизации. В декоративном искусстве стилизация — закономерный способ ритмической организации целого. Наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В станковое искусство стилизация вносит черты повышенной декоративности. Стилизация применяется в проектной деятельности (дизайн) и художественных произведениях (декоративная живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство).

Самой высокой степени локализации и объединения видов стилизации из всех форм искусства достигает дизайн. Это же проявляется и в модернистских направлениях живописного искусства (супрематизм, сюрреализм). Дизайн как направление художественной деятельности ведет поиск соответствия художественной концепции воплощенной форме, отметая все лишнее. Стилизация является обязательным, а часто и главным средством художественной выразительности в дизайне.

  1. Теперь нам необходимо вспомнить, что же такое принцип. Да, это основное, исходное положение какой-либо теории, руководящая идея, основное правило деятельности. Есть принципы научные – некие выявленные мета-законы, по которым развивается мировой порядок. Есть принципы юридические, например, равенство всех перед законом государства. Есть принципы математики и литературы.

В декоративной композиции тоже есть свои принципы. Основными принципами стилизации в создании художественного произведения являются:

ПРИНЦИП ОБОБЩЕНИЯ

Это мысленное объединение сходных по каким-либо качествам объектов, помогающее лучше выразить художественную идею. Объекты претерпевают видоизменение, переработку природных мотивов, что достигается выявлением типичного, акцентированием подобного, цель которых — сделать мотив более ясным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для художника.

- Обобщение формы с появлением абриса и изменением силуэта.

- Обобщение формы в её границах.

ПРИНЦИП УПРОЩЕНИЯ.

Упрощение создает условия для художественного выявления наиболее значимых качеств изображаемого объекта путем отбрасывания несущественных деталей, «выпрямлением» линий контура и усиления форм, служащих целям создания художественного образа изображаемого объекта.

- Объёмное изображение превращается в плоскостное.

- Конструкция упрощается.

- Форма стремится к геометрическим базовым моделям.

- Цвет не соблюдается и становится менее сложным.

ПРИНЦИП НАРАСТАЮЩЕЙ ДЕКОРАТИВНОСТИ.

Усложнение изображения также является видом стилизации и усиливает декоративность графического листа с помощью деталей проработки элементов, применения разнообразной графической фактуры, усиления цветовой интенсивности.

- Обобщение формы и усложнение, добавление деталей, отсутствующих в натуре.

В решении художественного пространства часто происходит взаимодействие принципов стилизации: с одной стороны упрощение общего силуэта композиции для достижения целостности ее восприятия, с другой стороны усиление и усложнение декоративных принципов решения образа. Одновременное упрощение и усложнение позволяет достигать образной выразительности в решении задач стилевого единства композиционного поля и силуэта.

Границы стилизации находятся в пределах между точным воспроизведением формы и крайней степенью ее упрощения. Например, товарные и дорожные знаки имеют, как правило, очень лаконичную форму, что позволяет их острее воспринимать и надолго запоминать главные, характерные и узнаваемые черты, основные пропорции и силуэт.

Таким образом, основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов как элементов декоративной композиции, - это:

  • простота форм,
  • их обобщённость и символичность,
  • эксцентричность, чувственность,
  • геометричность,
  • красочность.

Стилизация цветов, например, получается с использованием геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, круга, пятиугольника. При помощи разных графических средств художники передают индивидуальные черты цветка или даже всего растения.

  1. МЕТОДЫ СТИЛИЗАЦИИ как способы достижения цели можно разделить на творческий и подражательный.

Вначале проясним понятие ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ, которая вытекает из первого вида внешней, поверхностной, формальной стилизации и предполагает наличие готового образца для подражания. Заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров.

При создании произведений декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод ТВОРЧЕСКОЙ СТИЛИЗАЦИИ. Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа. При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».

Творческая стилизация в искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

  1. Как мы выяснили, декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции. В процессе декоративного рисования возможно свободное обращение не только с формами, цветом и размерами элементов, но и с изменением пропорций, если данная деформация оправдана композиционной целью.

Для усиления декоративного образа применяют множество СПОСОБОВ. Выделим основные способы:

Типизация

Выявление наиболее общего и характерного, присутствующего в реалистических объектах

Индивидуализация

Выделение существенных индивидуальных характеристик

Идеализация

Предельное акцентирование выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта

Гиперболизация

Преувеличение художественной образности

Схематизация

Упрощение формы до геометрических фигур

Комбинирование

Сочетание и перегруппирование элементов

Агглютинация

Совмещение или склеивание несовместимых частей

Акцентирование

Подчеркивание характерных черт, свойств

Метафора

Перенос смыслов и черт одушевленных предметов на неодушевленные

  1. Завершая лекционное знакомство с принципами и методами стилизации, подведем небольшой итог.

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие.

Термин «СТИЛИЗАЦИЯ» в графической композиции трактуется как «декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых отношений».

Стилизовать – значит упростить изображение объекта до четкого контрастного рисунка, в основе которого лежит штрих, пятно, линия.

Основная цель стилизации – это преобразование реалистичного изображения в выразительный и эмоциональный объект.

Основными принципами стилизации в создании художественного произведения являются:

ПРИНЦИП ОБОБЩЕНИЯ

ПРИНЦИП УПРОЩЕНИЯ.

ПРИНЦИП УСЛОЖНЕНИЯ, НАРАСТАЮЩЕЙ ДЕКОРАТИВНОСТИ.

В решении художественного пространства часто происходит взаимодействие принципов стилизации.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у элементов декоративной композиции, - это:

  • простота форм,
  • их обобщённость и символичность,
  • геометричность,
  • красочность.

МЕТОДЫ СТИЛИЗАЦИИ как способы достижения цели можно разделить на творческий и подражательный. При создании произведений декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод ТВОРЧЕСКОЙ СТИЛИЗАЦИИ.

Для усиления декоративного образа применяют множество СПОСОБОВ.

Домашнее задание

Первым заданием будет найти в каком-либо журнале большое выразительное изображение цветов, животных, человека. Это потребуется нам для работы на следующем занятии как реалистичное изображение, подлежащее стилизации.

Вторым заданием будет изучение таблицы «Способы стилизации».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по дисциплине «Теоретические и методические основы музыкально- исполнительской деятельности» для студентов по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

План - конспект урока по дисциплине «Теоретические и методические основы музыкально- исполнительской деятельности» для студентов по специальности  44.02.02 преподавание в начальных кл...

План-конспект урока «Принцип действия барабанных и дисковых тормозных механизмов»

Подробный план-конспект урока по теме: «Принцип действия барабанных и дисковых тормозных механизмов»...

Сказочный образ (план-конспект занятия по композиции)

План-конспект открытого занятия по дисциплине Композиция для студентов специальности 050603 Изобразительное искусство и черчение....

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО занятия учебного предмета «Композиция» ТЕМА: «ЭТЮД НАТЮРМОРТА С ЦВЕТАМИ»

Представленное занятие предмета  «Композиция» дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (срок обучения 5лет), разработан для учащихся 3 класса ...

план -конспект учебного занятия по МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах

план-конспект к занятию по теме "Аналитическая работа в правоохранительных органах"...