План-конспект УЗ по МДК 01.01 Основы композиции. Принципы и методы стилизации
план-конспект занятия
План-конспект УЗ по МДК 01.01 Основы композиции. Принципы и методы стилизации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_zanyatie_19_printsipy_i_metody_stilizatsii_1.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
учебного занятия по МДК 01.01.
Основы композиции
ТЕМА: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СТИЛИЗАЦИИ
Преподаватель: Жданова Э.Н.
Группа: 25 Д
Специальность 54.02.01. Дизайн
Дата проведения 18.02.2022
г. Строитель, 2022 г.
Ход учебного занятия
- Не раз, каждый человек слышал такое слово, как стилизация. В музеях, в школах и других местах. Так что же это такое?
Стилизация в искусстве…? Для начала давайте вспомним, что слово стиль переводится с греческого как «палочка для письма». Со временем оно приобрело другой смысл, связанный с индивидуальностью идейно-художественных особенностей творческой личности. В широком же смысле данное понятие связано с различными веяниями в искусстве и культурой разных времен. Теперь мы можем вывести термин, что же такое стилизация?
Стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм, символичность, знаковость - характерные черты стилизованного рисунка.
Основная цель стилизации – это преобразование реалистичного изображения в выразительный и эмоциональный объект. Это происходит путем отражения сути. Для отображения такого объекта необходимо сконцентрироваться на самом главном в нем. Для того чтобы не копировать натуру, художники должны включать ассоциативное мышление и достать из памяти сохранившиеся впечатления.
Метод художественной стилизации в русской культуре впервые был широко использован членами Мамонтовского кружка в конце XIX века. Как учебная дисциплина предмет «Стилизация» был привнесен в Строгановское училище непревзойденным мастером этого метода - Михаилом Врубелем, который в 1898 году был приглашен для преподавания новых предметов — «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации». С тех пор этот курс входит в учебные программы художественных учебных заведений, являясь частью курса композиции. На современном этапе развития искусства и дизайна, стилизация находит все более широкое применение.
- Итак, мы отметили, что для стилизации характерно абстрагирование, мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения автора произведения признаков, с целью выявления более значимых, отражающих суть предмета элементов.
Здесь термин «СТИЛИЗАЦИЯ» трактуется как «декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых отношений». И это вид декоративной стилизации.
Но СТИЛИЗАЦИЯ – это еще и производное понятие от СТИЛЯ. Вспомним, что стиль – это фундаментальная категория искусства, выражающая идейную сущность художественного творчества через взаимосвязь содержания и формы, изобразительных приемов, мировоззрения, как отдельной личности, так и целой эпохи. В данном контексте «стилизация» может видоизмениться до поверхностной, формальной и применяться как способ намеренной имитации формальных признаков образной системы чего-либо (художественного стиля эпохи, авторского стиля художника) в новом, необычном художественном контексте.
Но мы сейчас говорим более не о поверхностной, а о декоративной и абстрактной стилизации. В декоративном искусстве стилизация — закономерный способ ритмической организации целого. Наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В станковое искусство стилизация вносит черты повышенной декоративности. Стилизация применяется в проектной деятельности (дизайн) и художественных произведениях (декоративная живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство).
Самой высокой степени локализации и объединения видов стилизации из всех форм искусства достигает дизайн. Это же проявляется и в модернистских направлениях живописного искусства (супрематизм, сюрреализм). Дизайн как направление художественной деятельности ведет поиск соответствия художественной концепции воплощенной форме, отметая все лишнее. Стилизация является обязательным, а часто и главным средством художественной выразительности в дизайне.
- Теперь нам необходимо вспомнить, что же такое принцип. Да, это основное, исходное положение какой-либо теории, руководящая идея, основное правило деятельности. Есть принципы научные – некие выявленные мета-законы, по которым развивается мировой порядок. Есть принципы юридические, например, равенство всех перед законом государства. Есть принципы математики и литературы.
В декоративной композиции тоже есть свои принципы. Основными принципами стилизации в создании художественного произведения являются:
ПРИНЦИП ОБОБЩЕНИЯ
Это мысленное объединение сходных по каким-либо качествам объектов, помогающее лучше выразить художественную идею. Объекты претерпевают видоизменение, переработку природных мотивов, что достигается выявлением типичного, акцентированием подобного, цель которых — сделать мотив более ясным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для художника.
- Обобщение формы с появлением абриса и изменением силуэта.
- Обобщение формы в её границах.
ПРИНЦИП УПРОЩЕНИЯ.
Упрощение создает условия для художественного выявления наиболее значимых качеств изображаемого объекта путем отбрасывания несущественных деталей, «выпрямлением» линий контура и усиления форм, служащих целям создания художественного образа изображаемого объекта.
- Объёмное изображение превращается в плоскостное.
- Конструкция упрощается.
- Форма стремится к геометрическим базовым моделям.
- Цвет не соблюдается и становится менее сложным.
ПРИНЦИП НАРАСТАЮЩЕЙ ДЕКОРАТИВНОСТИ.
Усложнение изображения также является видом стилизации и усиливает декоративность графического листа с помощью деталей проработки элементов, применения разнообразной графической фактуры, усиления цветовой интенсивности.
- Обобщение формы и усложнение, добавление деталей, отсутствующих в натуре.
В решении художественного пространства часто происходит взаимодействие принципов стилизации: с одной стороны упрощение общего силуэта композиции для достижения целостности ее восприятия, с другой стороны усиление и усложнение декоративных принципов решения образа. Одновременное упрощение и усложнение позволяет достигать образной выразительности в решении задач стилевого единства композиционного поля и силуэта.
Границы стилизации находятся в пределах между точным воспроизведением формы и крайней степенью ее упрощения. Например, товарные и дорожные знаки имеют, как правило, очень лаконичную форму, что позволяет их острее воспринимать и надолго запоминать главные, характерные и узнаваемые черты, основные пропорции и силуэт.
Таким образом, основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов как элементов декоративной композиции, - это:
- простота форм,
- их обобщённость и символичность,
- эксцентричность, чувственность,
- геометричность,
- красочность.
Стилизация цветов, например, получается с использованием геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, круга, пятиугольника. При помощи разных графических средств художники передают индивидуальные черты цветка или даже всего растения.
- МЕТОДЫ СТИЛИЗАЦИИ как способы достижения цели можно разделить на творческий и подражательный.
Вначале проясним понятие ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ, которая вытекает из первого вида внешней, поверхностной, формальной стилизации и предполагает наличие готового образца для подражания. Заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров.
При создании произведений декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод ТВОРЧЕСКОЙ СТИЛИЗАЦИИ. Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа. При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».
Творческая стилизация в искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.
- Как мы выяснили, декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции. В процессе декоративного рисования возможно свободное обращение не только с формами, цветом и размерами элементов, но и с изменением пропорций, если данная деформация оправдана композиционной целью.
Для усиления декоративного образа применяют множество СПОСОБОВ. Выделим основные способы:
Типизация | Выявление наиболее общего и характерного, присутствующего в реалистических объектах |
Индивидуализация | Выделение существенных индивидуальных характеристик |
Идеализация | Предельное акцентирование выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта |
Гиперболизация | Преувеличение художественной образности |
Схематизация | Упрощение формы до геометрических фигур |
Комбинирование | Сочетание и перегруппирование элементов |
Агглютинация | Совмещение или склеивание несовместимых частей |
Акцентирование | Подчеркивание характерных черт, свойств |
Метафора | Перенос смыслов и черт одушевленных предметов на неодушевленные |
- Завершая лекционное знакомство с принципами и методами стилизации, подведем небольшой итог.
Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие.
Термин «СТИЛИЗАЦИЯ» в графической композиции трактуется как «декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых отношений».
Стилизовать – значит упростить изображение объекта до четкого контрастного рисунка, в основе которого лежит штрих, пятно, линия.
Основная цель стилизации – это преобразование реалистичного изображения в выразительный и эмоциональный объект.
Основными принципами стилизации в создании художественного произведения являются:
ПРИНЦИП ОБОБЩЕНИЯ
ПРИНЦИП УПРОЩЕНИЯ.
ПРИНЦИП УСЛОЖНЕНИЯ, НАРАСТАЮЩЕЙ ДЕКОРАТИВНОСТИ.
В решении художественного пространства часто происходит взаимодействие принципов стилизации.
Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у элементов декоративной композиции, - это:
- простота форм,
- их обобщённость и символичность,
- геометричность,
- красочность.
МЕТОДЫ СТИЛИЗАЦИИ как способы достижения цели можно разделить на творческий и подражательный. При создании произведений декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод ТВОРЧЕСКОЙ СТИЛИЗАЦИИ.
Для усиления декоративного образа применяют множество СПОСОБОВ.
Домашнее задание
Первым заданием будет найти в каком-либо журнале большое выразительное изображение цветов, животных, человека. Это потребуется нам для работы на следующем занятии как реалистичное изображение, подлежащее стилизации.
Вторым заданием будет изучение таблицы «Способы стилизации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по дисциплине «Теоретические и методические основы музыкально- исполнительской деятельности» для студентов по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
План - конспект урока по дисциплине «Теоретические и методические основы музыкально- исполнительской деятельности» для студентов по специальности 44.02.02 преподавание в начальных кл...
План-конспект урока «Принцип действия барабанных и дисковых тормозных механизмов»
Подробный план-конспект урока по теме: «Принцип действия барабанных и дисковых тормозных механизмов»...
Сказочный образ (план-конспект занятия по композиции)
План-конспект открытого занятия по дисциплине Композиция для студентов специальности 050603 Изобразительное искусство и черчение....
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО занятия учебного предмета «Композиция» ТЕМА: «ЭТЮД НАТЮРМОРТА С ЦВЕТАМИ»
Представленное занятие предмета «Композиция» дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (срок обучения 5лет), разработан для учащихся 3 класса ...
план -конспект учебного занятия по МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах
план-конспект к занятию по теме "Аналитическая работа в правоохранительных органах"...