Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
рабочая программа
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_distsipline_menedzhment.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
Научно- методической работе
_____________Л.В.Иноземцева
«______»_______________2020__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Менеджмент (по отраслям)
ЖЕРДЕВКА 2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.04 коммерция (по отраслям) .
Организация – разработчик: ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности».
Разработчик:
Аванесян М.Б., преподаватель.
Рецензенты:
Молчанова В.В., преподаватель, ТОГБПОУ «Жердевский колледж
сахарной промышленности»
Меняйлова Г.И., Казначей региона ООО «РУСАГРО – Тамбов» - филиал «Жердевский».
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией
экономических дисциплин
Протокол № от « » г.
Председатель цикловой комиссии ____________Молчанова В.В.
Согласовано:
Заместитель директора по
научно -методической работе
_____________Л.В.Иноземцева Л.В.
Согласовано:
с заведующим технологическим
отделением
___________________ О.В.Байтицкая
Содержание
стр.
1.Паспорт программы учебной дисциплины……………………...…..3
2.Структура и содержание учебной дисциплины………………......4
3.Условия реализации учебной дисциплины……………….…............5
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины……………………….……………………………………14
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Менеджмент (по отраслям)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
-функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
-систему методов управления;
-стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента;
- делового и управленческого общения;
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
-учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Практическая работа обучающегося | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
Работа с основной и дополнительной литературой. Составление докладов. | 30 9 |
Итоговая аттестация в форме зачет |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общие сведения о менеджменте | 10 | ||
Тема 1.1 Основы методологии менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие и сущность менеджмента, цели, задачи. Основные положения новой парадигмы управления. | |||
Лабораторные работы | - | 2 | |
Практические занятия | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Практические предпосылки возникновения менеджмента». | 2 | 3 | |
Тема 1.2 Управление и менеджмент | Содержание учебного материала | ||
Сходство и отличие управления и менеджмента. Важнейшие категории менеджмента. Закономерности и принципы менеджмента. | 2 | ||
Лабораторные работы | |||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «История возникновения и развития менеджмента» | 2 | ||
Раздел 2. Сущность организации. | 22 | 2 | |
Тема 2.1. Организация и ее структура | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие организации ее характеристика и классификация. Миссия и цели организации. Постановка цели по SMART. Концепция жизненного цикла организации. | |||
Лабораторные работы | - | 2 | |
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | 3 | |
Тема 2.2 Внутренняя и внешняя среда организации. | Содержание учебного материала | ||
Понятие среды. Составляющие факторы внешней и внутренней сред организации. Понятие и механизм образования формальных и неформальных организаций | 2 | ||
Лабораторные работы | |||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом, доклады на тему: “Корпоративная культура компании: понятие, цель формирования», «Командная деятельность менеджера: понятие, факторы командной работы, состав Команды». | 2 | ||
Тема 2.3. Типы организационных структур управления. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Типы структур управления, их достоинства и недостатки. | |||
Лабораторные работы | 2 | ||
Практические занятия | |||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Дивизионная структура управления», «Множественная структура управления». | 2 | 3 | |
Тема 2.4 Основные принципы построения организационных структур. | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные принципы построения и проектирования организационных структур. | 2 | ||
Лабораторные работы | 2 | ||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему : «Стиль вышестоящего – стиль нижестоящего». | 2 | 3 | |
Раздел 3. Цикл менеджмента | 40 | ||
Тема 3.1. Основные составляющие цикла менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Цикл менеджмента, характеристика и взаимосвязь. Функции менеджмента. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом, учебником, доклад на тему «Женщина руководитель в современном мире управления, плюсы и минусы». | 2 | 3 | |
Тема 3.2. Планирование в системе менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Сущность планирования. Основные стадии планирования. Особенности планирования производством в условиях рыночной экономики. | |||
Лабораторные работы | - | 2 | |
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом, доклад на тему: “Тактическое и стратегическое планирование». | 4 | 3 | |
Тема 3.3. Мотивация и потребности . | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Мотивация: критерии мотивации труда, индивидуальное и групповая мотивация, ступени мотивации. Теории мотивации и потребности человека, процессуальные теории мотивации. | |||
Лабораторные работы | - | 2 | |
Практические занятия | 6 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад по темы: «Теория ожидания и справедливости», «теория Портера-Лоулера», « Индивидуальная и групповая мотивация». «Социология и психология управления как отрасль современного знания». | 2 | ||
Тема 3.4. Система методов управления
| Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие и классификация методов управления, их достоинства и недостатки. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад по теме: « Управленческая ответственность – порядок формирования и распределения». | 4 | 3 | |
Тема 3.5. Управленческое решение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Содержание и виды управленческих решений. Процесс принятия решений.. Уровни принятия решений. Индивидуальные стили принятия решений. Условия эффективности управленческих решений. Технология организации «Мозгового штурма», Составление матрицы приоритетов принятия решений. | |||
Лабораторные работы | - | 2 | |
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад по теме “ Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации», «Профессиональные качества руководителя и их характеристика». | 2 | 3 | |
Раздел 4. Современный менеджер | 34 | 2 | |
Тема 4.1 Менеджер: понятия, личные и деловые качества, функции | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие и уровни менеджера, основные задачи и функции. Требования к уровням менеджеров. | |||
Лабораторные работы | - | 2 | |
Практические занятия | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад по теме: “ Профессиональные качества руководителя и их характеристика», «Портрет современного руководителя». | 4 | 3 | |
Тема 4.2. Власть, авторитет менеджера и лидерство.. | Содержание учебного материала | 2 | |
Власть и источники власти. Виды власти. Сущность и источники авторитета менеджера. Лидер, компетенции лидера. | |||
Лабораторные работы | - | 2 | |
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов, докладов на тему « Портрет современного руководителя», « Понятие лидерства и его влияние на успешность деятельности персонала предприятия». | 2 | 3 | |
Тема 4.3 Стиль и имидж менеджера . | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие и характеристика стилей руководства. Управленческая решетка ГРИД. Основные подходы к формированию имиджа менеджера. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся. докладов на тему:” « Совершенствование искусства общения»,» | 2 | 3 | |
Тема 4.4 Этика современного бизнеса | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Правила деловой этики. Этические нормы поведения. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: реферат по теме: «Навыки вербального и невербального общения и их использование». | 3 | ||
Тема 4.5 Деловое и управленческое общение | Содержание учебного материала | 2 | |
Организация и проведение переговоров, деловых совещаний, встреч, планерок. | |||
Лабораторные работы | |||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся: реферат по теме: « Преграды в коммуникациях», «Техника телефонных переговоров», «Основные типы собеседников». | 2 | ||
Тема 4.6 Самоменеджмент руководителя | Содержание учебного материала | 2 | |
Круг самоменеджмента, профессиональный план, приоритеты в работе. | |||
Лабораторные работы | |||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся: реферат по теме: « Тайм-менеджмент и его роль для современного менеджера» | 2 | ||
Раздел 5 Управление конфликтами и стрессами | 11 | ||
Тема 5.1 Причины и виды конфликтов и стрессов | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Конфликты: природа, типы, функции и причины конфликта. Стресс: природа и причины стресса. | |||
Лабораторные работы | - | 2 | |
Практические работы | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений, докладов, компьютерных презентаций на темы: - Типы конфликтов, - Конфликт. Виды конфликтов. Решение конфликтных ситуаций - Взаимосвязь конфликтов и стресса . | 2 | 3 | |
Тема 5.2 Способы разрешения конфликтов | Содержание учебного материала | 2 | |
Управление конфликтами и стрессами. Семь подходов к эффективному разрешению конфликтов. Карта конфликта. | |||
Лабораторные работы | - | 2 | |
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | 3 | |
Итого: | 117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент».
Оборудование учебного кабинета: доска, рабочее место студентов и преподавателя, ПК преподавателя, проектор.
Технические средства обучения: персональный компьютер, электронные версии лекций (презентации).
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
- В.С.Юкаев «Менеджмен краткий курс», М.: 2019 год.
- И.В.Бородушко «Основы менеджмента» учебник, Издательство Юнити М.:2018.
- Н.И.Кабушкин «Основы менеджмента» Учебник. Издательство «Новое знание».,М.:2017 год., (11 издание исправленное).
- М.Х.Мескон,М.Альберт,Ф.Хедоури.Основы менеджмента. Уебник. Издательство «Дело»-М.:2019г.
- Д.Д.Вачугов. Основы менеджмента. Учебник.Издательство «Высшая школа»-М.:2018.
- А.К.Семенов,В.И.Набоков. Основы менеджмента.Практикум.Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»-М.:2017.
Дополнительные источники:
- Л.В.Иванов «Менеджмент» Практикум, М. 2018 год.
- Ф.М.Русинов « Менеджмент» Учебник. Издательство «ИД ФБК-ПРЕСС»-М.:2017.
- Е.Л. Маслова «Менеджмент» учебник, М.: 2017 года.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, выступлений.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся умеет: -применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения; -планировать и организовывать работу подразделения; -формировать организационные структуры управления; учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся знает: -сущность и характерные черты современного менеджмента; -внешнюю и внутреннюю среду организации; -цикл менеджмента; -процесс и методику принятия и реализации управленческих решений; -функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; -систему методов управления; -стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение; -особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. | тестирование по результатам индивидуальных ответов и письменных работ; по результатам устных и письменных ответов - проверка письменных работ; - устные опросы; - тестирование. - защита индивидуальных занятий зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...