ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ
учебно-методический материал

Кудрявцева Елена Олеговна

Лекционный материал формирует представление о статистической науке и об организации статистики как системы государственных учреждений. В лекции раскрывается содержание термина «статистика» и особенности ее предмета, показывается взаимосвязь отдельных этапов статистического исследования, роль учреждений государственной статистики в их реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ

Цель: сформировать представление о статистической науке и об организации статистики как системы государственных учреждений.

Задачи: раскрыть содержание термина «статистика» и особенности ее предмета, показать взаимосвязь отдельных этапов статистического исследования, роль учреждений государственной статистики в их реализации.

Раздел 1. Теория статистики.        1

Тема 1. Предмет, метод и организация статистики        1

1.1. Определение статистики как вида деятельности и как науки        1

1.2. Задачи статистики. Статистическая совокупность, единица совокупности. Признаки единицы совокупности, их классификация        2

1.3. Этапы статистического исследования        2

1.4. Организация и сфера деятельности Федеральной службы государственной статистики        3

Выводы        5

1.1. Определение статистики как вида деятельности и как науки

Термин «статистика» происходит от латинского слова «статус» - состояние, или (в том смысле, который оно приобрело в средневековой латыни) ─ политическое состояние. В научный обиход термин «статистика» был введен в XYIII и применялся для обозначения любого изложения сведений об отдельных государствах, то есть как «государствоведение».

В настоящее время термин «статистика» используется в разных значениях. Статистика может означать деятельность людей по сбору и предоставлению статистических данных. Статистикой называют сами данные, цифровой материал, который используется для характеристики социально-экономических явлений и процессов. Статистика ─ это и отрасль знаний, обладающая своим предметом и методом.

В статистической науке и практике выделяют общий статистический инструментарий, который разрабатывается такими научными дисциплинами, как теория статистики и математическая статистика; макроэкономическую статистику, объектом исследования которой является экономика в целом; микроэкономическую статистику, задачей которой является изучение отдельного производства, предприятия или группы предприятий; а также отдельные отрасли статистики: статистика населения, социальная статистика, статистика отдельных видов экономической деятельности и их финансовые аспекты.

1.2. Задачи статистики. Статистическая совокупность, единица совокупности. Признаки единицы совокупности, их классификация

Статистика нацелена на измерение закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. Такое изучение основано на системе категорий и понятий, которые отражают основные черты и особенности предмета и метода статистики.

Предметом статистики является статистическая совокупность – множество однокачественных, варьирующих явлений, то есть единиц, представляющих собой проявление одной и той же закономерности и одновременно отличающихся по своим характеристикам.

Характеристики или свойства единиц совокупности называются признаками. Очевидно, что для выявления закономерности необходимо собрать данные о признаках всех единиц совокупности, обобщить эти данные, выразить их в сводных показателях. Показатель – это обобщающая характеристика какого-либо свойства единиц совокупности. Показатели формируются в процессе статистической сводки, путем объединения первичных данных по группам единиц или по совокупности в целом.

Методы статистического исследования конкретизируются с учетом классификации признаков, которая может быть проведена по различным основаниям, например, по характеру их выражения (описательные и количественные), по способу измерения (первичные и вторичные), по типу вариации (альтернативные, дискретные, непрерывные), по отношению ко времени (моментные и интервальные) и др.

1.3. Этапы статистического исследования

Следуя отмеченным особенностям статистического метода, выделяют этапы статистической работы (статистического исследования):

  • статистическое наблюдение (включая проверку качества собранных данных);
  • обобщение собранных данных:
  • группировка,
  • сводка (расчет сводных показателей по группам и в целом по совокупности),
  • представление, анализ и интерпретация результатов статистической группировки и сводки.

Все этапы статистического исследования взаимосвязаны между собой. На первом этапе статистического исследования формируется исходная информация, которая определяет содержание и качество обобщающих характеристик. Поэтому уже на стадии планирования статистического наблюдения предусматривается программа обработки и анализа собранных данных. Метод группировок позволяет ограничивать качественно однородные совокупности, что служит предпосылкой применения обобщающих показателей. В свою очередь показатели сводки отражают результативность проведенной группировки. Разделив изучаемую совокупность на группы, мы еще не получим их статистической характеристики. И лишь последующий расчет показателей сводки позволяет решить следующие задачи: установить наличие, размеры и распространенность в общей совокупности выделенных групп; раскрыть основные свойства этих групп, уровень однородности составляющих каждую группу явлений; оценить степень различий между выделенными группами.

1.4. Организация и сфера деятельности Федеральной службы государственной статистики

Согласно новой структуре федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президиума РФ от 9 марта 2004 г., Государственный комитет Российской Федерации по статистике был преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).

В Положении о Федеральной службе государственной статистики, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 399, сфера деятельности статистической службы определена следующим образом: Федеральная служба государственной статистики является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности;
  • формированию официальной статистической информации о. социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны;
  • а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики являются управления по основным направлениям деятельности службы. Федеральная служба государственной статистики осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Основной задачей государственной статистики является формирование государственных информационных ресурсов. Это достигается посредством статистического наблюдения. Адекватность отражения важнейших социально-экономических процессов, происходящих в стране, во многом зависит от используемых методов сбора и обработки первичных данных.

С начала 1990-х гг. в Российской Федерации реализовались две целевые программы реформирования государственной статистики:

  • Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики, которая определяла основные задачи первого этапа реформирования государственной статистики, охватывающего период с 1993 по 1996 гг.
  • Реформирование статистики в 1997─2000 годах.

Для обеспечения адекватного описания всех сфер экономики программы включали системы согласованных общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными классификациями.

В соответствии с принятым 27 декабря 2002 г. Федеральным законом № 184-ФЗ ‹‹О техническом регулировании›› общероссийские классификаторы обязательны для применения при создании государственных информационных систем и ресурсов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 ‹‹Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области››, реализующим указанный федеральный закон, утверждено ‹‹Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области››. Важнейшей составляющей современного этапа развития государственной статистики является внедрение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003─2005 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р, в указанный период завершается переход к формированию и предоставлению официальной статистической информации на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Выводы

Статистика в ее современном понимании призвана выявлять закономерности общественного развития. Использование статистической методологии предполагает сбор и обобщение данных множества единиц одного вида, которые различаются, варьируются в рамках общего качества, развиваясь по единым законам. Приемы и методы статистики приспособлены к отдельным этапам статистического исследования ─ это методы массового наблюдения, методы группировки и методы определения обобщающих показателей сводки, которые используются в анализе социально-экономических явлений и процессов. Методологическое единство сбора и разработки статистических данных обеспечивает деятельность Федеральной службы государственной статистики.

Вопросы для самопроверки

  1. Как вы понимаете термин "статистика"?
  2. В чем особенность становления статистики как особой отрасли знания?
  3. Какова взаимосвязь статистики с другими науками?
  4. В чем состоит специфика предмета статистического изучения?
  5. Какие виды признаков единиц совокупности вам известны?
  6. Каковы особенности статистического метода исследования?
  7. Как взаимосвязаны этапы статистического исследования?
  8. Какие задачи стоят перед государственной статистикой России?
  9. Какие функции выполняет Федеральная служба государственной статистики?
  10. В чем заключаются особенности основных этапов реформирования государственной статистики?
  11. Какие учреждения входят в состав Федеральной службы государственной статистики?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по предмету технология и организация механизированных работ на тему «Соцветия».

Данная разработка предназначена для уроков в группах по профессии "Тракторист-машинист с/х работ" в НПО....

Презентация на тему «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ»

Эта презентация предназначена для использования на уроке «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Р.Ф.».Представленная в презентации информация в наг...

Тест контроля знаний по теме "Предмет, метод и задачи статистики"

Тестовые материалы по теме "Предмет, метод и задачи статистики" предназначены для контроля знаний студентов и оценки результатов освоения дисциплины "Статистика"...

Методы, формы организации деятельности обучающихся

Формы и методы проведения уроков учебной практики.         Процесс проведения занятий учебной практики (далее УП) осуществляется в различных формах и методах об...

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства. Технологические карты

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства. (технологические карты)...

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства

1.Конпект открытого занятия,технологическая карта, презентация. ОБЖ, 1 курс 2. Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных  ситуациях .3.Оказание первой медицинской помощи при травмах4.Орган...

Мастер-класс по теме "Применение кейс-метода в организации учебно-образовательного процесса"

Мастер-класс по теме "Применение кейс-метода в организации учебно-образовательного процесса"...