ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ
учебно-методический материал
Лекционный материал формирует представление о статистической науке и об организации статистики как системы государственных учреждений. В лекции раскрывается содержание термина «статистика» и особенности ее предмета, показывается взаимосвязь отдельных этапов статистического исследования, роль учреждений государственной статистики в их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ
Цель: сформировать представление о статистической науке и об организации статистики как системы государственных учреждений. Задачи: раскрыть содержание термина «статистика» и особенности ее предмета, показать взаимосвязь отдельных этапов статистического исследования, роль учреждений государственной статистики в их реализации. |
Раздел 1. Теория статистики. 1
Тема 1. Предмет, метод и организация статистики 1
1.1. Определение статистики как вида деятельности и как науки 1
1.2. Задачи статистики. Статистическая совокупность, единица совокупности. Признаки единицы совокупности, их классификация 2
1.3. Этапы статистического исследования 2
1.4. Организация и сфера деятельности Федеральной службы государственной статистики 3
1.1. Определение статистики как вида деятельности и как науки
Термин «статистика» происходит от латинского слова «статус» - состояние, или (в том смысле, который оно приобрело в средневековой латыни) ─ политическое состояние. В научный обиход термин «статистика» был введен в XYIII и применялся для обозначения любого изложения сведений об отдельных государствах, то есть как «государствоведение».
В настоящее время термин «статистика» используется в разных значениях. Статистика может означать деятельность людей по сбору и предоставлению статистических данных. Статистикой называют сами данные, цифровой материал, который используется для характеристики социально-экономических явлений и процессов. Статистика ─ это и отрасль знаний, обладающая своим предметом и методом.
В статистической науке и практике выделяют общий статистический инструментарий, который разрабатывается такими научными дисциплинами, как теория статистики и математическая статистика; макроэкономическую статистику, объектом исследования которой является экономика в целом; микроэкономическую статистику, задачей которой является изучение отдельного производства, предприятия или группы предприятий; а также отдельные отрасли статистики: статистика населения, социальная статистика, статистика отдельных видов экономической деятельности и их финансовые аспекты.
1.2. Задачи статистики. Статистическая совокупность, единица совокупности. Признаки единицы совокупности, их классификация
Статистика нацелена на измерение закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. Такое изучение основано на системе категорий и понятий, которые отражают основные черты и особенности предмета и метода статистики.
Предметом статистики является статистическая совокупность – множество однокачественных, варьирующих явлений, то есть единиц, представляющих собой проявление одной и той же закономерности и одновременно отличающихся по своим характеристикам.
Характеристики или свойства единиц совокупности называются признаками. Очевидно, что для выявления закономерности необходимо собрать данные о признаках всех единиц совокупности, обобщить эти данные, выразить их в сводных показателях. Показатель – это обобщающая характеристика какого-либо свойства единиц совокупности. Показатели формируются в процессе статистической сводки, путем объединения первичных данных по группам единиц или по совокупности в целом.
Методы статистического исследования конкретизируются с учетом классификации признаков, которая может быть проведена по различным основаниям, например, по характеру их выражения (описательные и количественные), по способу измерения (первичные и вторичные), по типу вариации (альтернативные, дискретные, непрерывные), по отношению ко времени (моментные и интервальные) и др.
1.3. Этапы статистического исследования
Следуя отмеченным особенностям статистического метода, выделяют этапы статистической работы (статистического исследования):
- статистическое наблюдение (включая проверку качества собранных данных);
- обобщение собранных данных:
- группировка,
- сводка (расчет сводных показателей по группам и в целом по совокупности),
- представление, анализ и интерпретация результатов статистической группировки и сводки.
Все этапы статистического исследования взаимосвязаны между собой. На первом этапе статистического исследования формируется исходная информация, которая определяет содержание и качество обобщающих характеристик. Поэтому уже на стадии планирования статистического наблюдения предусматривается программа обработки и анализа собранных данных. Метод группировок позволяет ограничивать качественно однородные совокупности, что служит предпосылкой применения обобщающих показателей. В свою очередь показатели сводки отражают результативность проведенной группировки. Разделив изучаемую совокупность на группы, мы еще не получим их статистической характеристики. И лишь последующий расчет показателей сводки позволяет решить следующие задачи: установить наличие, размеры и распространенность в общей совокупности выделенных групп; раскрыть основные свойства этих групп, уровень однородности составляющих каждую группу явлений; оценить степень различий между выделенными группами.
1.4. Организация и сфера деятельности Федеральной службы государственной статистики
Согласно новой структуре федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президиума РФ от 9 марта 2004 г., Государственный комитет Российской Федерации по статистике был преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).
В Положении о Федеральной службе государственной статистики, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 399, сфера деятельности статистической службы определена следующим образом: Федеральная служба государственной статистики является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
- по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности;
- формированию официальной статистической информации о. социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны;
- а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.
Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики являются управления по основным направлениям деятельности службы. Федеральная служба государственной статистики осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Основной задачей государственной статистики является формирование государственных информационных ресурсов. Это достигается посредством статистического наблюдения. Адекватность отражения важнейших социально-экономических процессов, происходящих в стране, во многом зависит от используемых методов сбора и обработки первичных данных.
С начала 1990-х гг. в Российской Федерации реализовались две целевые программы реформирования государственной статистики:
- Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики, которая определяла основные задачи первого этапа реформирования государственной статистики, охватывающего период с 1993 по 1996 гг.
- Реформирование статистики в 1997─2000 годах.
Для обеспечения адекватного описания всех сфер экономики программы включали системы согласованных общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными классификациями.
В соответствии с принятым 27 декабря 2002 г. Федеральным законом № 184-ФЗ ‹‹О техническом регулировании›› общероссийские классификаторы обязательны для применения при создании государственных информационных систем и ресурсов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 ‹‹Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области››, реализующим указанный федеральный закон, утверждено ‹‹Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области››. Важнейшей составляющей современного этапа развития государственной статистики является внедрение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003─2005 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р, в указанный период завершается переход к формированию и предоставлению официальной статистической информации на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Выводы
Статистика в ее современном понимании призвана выявлять закономерности общественного развития. Использование статистической методологии предполагает сбор и обобщение данных множества единиц одного вида, которые различаются, варьируются в рамках общего качества, развиваясь по единым законам. Приемы и методы статистики приспособлены к отдельным этапам статистического исследования ─ это методы массового наблюдения, методы группировки и методы определения обобщающих показателей сводки, которые используются в анализе социально-экономических явлений и процессов. Методологическое единство сбора и разработки статистических данных обеспечивает деятельность Федеральной службы государственной статистики.
Вопросы для самопроверки
- Как вы понимаете термин "статистика"?
- В чем особенность становления статистики как особой отрасли знания?
- Какова взаимосвязь статистики с другими науками?
- В чем состоит специфика предмета статистического изучения?
- Какие виды признаков единиц совокупности вам известны?
- Каковы особенности статистического метода исследования?
- Как взаимосвязаны этапы статистического исследования?
- Какие задачи стоят перед государственной статистикой России?
- Какие функции выполняет Федеральная служба государственной статистики?
- В чем заключаются особенности основных этапов реформирования государственной статистики?
- Какие учреждения входят в состав Федеральной службы государственной статистики?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по предмету технология и организация механизированных работ на тему «Соцветия».
Данная разработка предназначена для уроков в группах по профессии "Тракторист-машинист с/х работ" в НПО....
Презентация на тему «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ»
Эта презентация предназначена для использования на уроке «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Р.Ф.».Представленная в презентации информация в наг...
Тест контроля знаний по теме "Предмет, метод и задачи статистики"
Тестовые материалы по теме "Предмет, метод и задачи статистики" предназначены для контроля знаний студентов и оценки результатов освоения дисциплины "Статистика"...
Методы, формы организации деятельности обучающихся
Формы и методы проведения уроков учебной практики. Процесс проведения занятий учебной практики (далее УП) осуществляется в различных формах и методах об...
Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства. Технологические карты
Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства. (технологические карты)...
Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства
1.Конпект открытого занятия,технологическая карта, презентация. ОБЖ, 1 курс 2. Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях .3.Оказание первой медицинской помощи при травмах4.Орган...
Мастер-класс по теме "Применение кейс-метода в организации учебно-образовательного процесса"
Мастер-класс по теме "Применение кейс-метода в организации учебно-образовательного процесса"...