Рабочая программа ОУП (у).09. Экономика
рабочая программа

Трубникова Анна Станиславовна

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета  разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины, одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования" для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

Разработчики:

 Савостьянова Анна Станиславовна,

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.преподаватель ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_oup_u.09_ekonomika.docx109.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М. КЛЫКОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП (у).09. ЭКОНОМИКА

по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

срок обучения 2 года 10 месяцев

2019 г.

        Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета  разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины, одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (2015г.)

Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

Разработчики:

 Савостьянова Анна Станиславовна, преподаватель ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                            стр.

      1. Пояснительная записка                                                                                           4

1.1.Общая характеристика  учебного предмета

ОУП (у).09 Экономика                                                                                                     4

1.2.Место учебного предмета в учебном плане                                                  6

1.3.Результаты освоения учебного предмета                                                      6

1.4.Содержание учебного предмета                                                                     8

      2. Тематическое планирование                                                                                 14

    2.1.Тематический план учебного предмета

2.2.Характеристика основных видов учебной

деятельности                                                                                                         18

      3. Учебно-методическое и материально-техническое  

обеспечение программы учебного предмета                                                                 23

       4.  Рекомендуемая литература                                                                                  24

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП (у).09 ЭКОНОМИКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

 Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы общеобразовательного учебного предмета Экономика направлено на достижение следующих целей:

  • освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
  • развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской   деятельности;
  • овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет;
  • анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;
  • овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
  • понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономических знаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, владения базовыми экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности.

Экономика изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельность индивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне. Содержание учебной дисциплины

«Экономика» является начальной ступенью в освоении норм и правил деятельности экономических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации, в целом Российской Федерации и экономических отношений международного уровня.

Изучение экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержа- нии обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования экономика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.

Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:

формированию у обучающихся современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях;

        овладению умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности;

формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей трудовой  деятельности.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.  

1.2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Экономика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «Экономика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.  

В учебном плане по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.  

Учебная дисциплина «Экономика» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО социально-экономического профиля профессионального образования.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:
  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
  • формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • метапредметных:
  • овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения  имеющихся  проблем;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
  • генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
  • предметных:
  • сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
  • понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
  • сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
  • владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
  • сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребите ля, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

  • способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
  • понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи при освоении обучающимися профессий СПО и специальностей СПО для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики.

1. Экономика и экономическая наука

  1. Потребности человека и ограниченность ресурсов

Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

  1. Факторы производства. Прибыль и рентабельность

Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента.

  1. Выбор и альтернативная стоимость

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

  1. Типы экономических систем

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.

  1. Собственность и конкуренция

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.

Практические  занятия
Выбор и альтернативная стоимость. Решение задач.

  1. Семейный бюджет

  1. Статьи доходов и расходов семейного бюджета.

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Этапы личного финансового планирования. Планирование и учет финансов. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.

Практическое  занятие

Расчет семейного бюджета. Составить и проанализировать доходы и расходы семьи.

Влияние инфляции и безработицы на семейный бюджет.

  1. Товар и его стоимость

  1. Товар и его стоимость. Понятие стоимости товара. Соотношение

полезности и стоимости товаров.

  1. Потребительские предпочтения. Закон убывающей предельной

полезности. Расчет предельной полезности товаров.

  1. Рыночная экономика

4.1. Рыночный механизм. 4.2. Рыночное равновесие. 4.3. Рыночные структуры

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность  предложения.  Рыночные  структуры.

  1. Экономика предприятия: цели, организационные формы

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.

  1. Отраслевая принадлежность предприятий.

        Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл.

  1. Организация производства

Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.

  1. Производственные затраты.

Виды затрат: Производственные затраты, затраты обращения. Явные и неявные затраты.

4.8. Себестоимость продукции. Калькуляция себестоимости.

Себестоимость продукции, классификация затрат по экономическим элементам. Калькулирование. Перечень статей калькуляции. Калькуляция себестоимости, виды себестоимости. Виды калькуляций.

4.9. Бюджет затрат. Методы учета затрат.

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Калькуляция себестоимости Предельные издержки производства. Методы учета затрат. Бюджет затрат Ценообразование. Доход предприятия.

Практические  занятия

Законы рынка. Закон спроса и предложения и их неценовые факторы. Построение кривых спроса и предложения». Решение задач.

Типы коммерческих организаций.

  1. Труд и заработная плата

  1. Рынок труда.

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Рынок труда и его субъекты. Предложение труда. Факторы влияющие на предложение труда. Цена рабочей силы.

  1. Заработная плата Формы оплаты труда.

Цена труда. Понятие заработной платы. Функции заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.

  1. Организация заработной платы. Мотивация труда

Механизм организации  оплаты  труда. Тарифная система оплаты труда:

тарифная сетка

  1. Безработица. Политика государства в области занятости

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Страхование населения.

  1. Наемный труд и профессиональные союзы

Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Практические  занятия

Формы и системы оплаты труда. Расчет заработной платы различных категорий работников. Расчет фонда оплаты труда.

  1. Деньги и банки

  1. Деньги и их роль в экономике

Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.

  1. Функции и виды денег

Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа.

  1. Банковская система. Роль банков в экономике. Деятельность в банке.

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. Кредит. Расчетно-кассовые операции.

  1. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.

  1. Инфляция и ее социальные последствия

Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

  1. Государство и экономика

  1. Роль государства в развитии экономики

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.

  1. Налоги и налогообложение

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

  1. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

  1. Показатели экономического роста. Экономические циклы

Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

  1. Основы денежно-кредитной политики государства

Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

  1. Международная экономика

  1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.

8.2. Валюта. Обменные курсы валют

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.

  1. Глобализация мировой экономики.

Глобальные экономические проблемы.

  1. Особенности современной экономики России

Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Темы рефератов (докладов, сообщений), индивидуальных проектов

  • Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
  • Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
  • Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
  • Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
  • Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
  • Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
  • Экономические кризисы в истории России.
  • Центральный банк РФ и его роль.
  • Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века.
  • Проблемы вступления России в ВТО.
  • Россия на рынке технологий.
  • Финансовые кризисы в России.
  • Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
  • Электронные рынки как феномен мировой экономики Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
  • Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
  • Мировой опыт свободных экономических зон.
  • Возникновение и эволюция денег на Руси.
  • Международные валютно-финансовые организации.
  • Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж. П. Аллегре, П. Даниелс).

Подготовка презентаций по темам:

Факторы производства. Прибыль и рентабельность.

Виды конкуренции

Статьи доходов и расходов семейного бюджета.

Организационно- правовые формы предприятий.

Эволюция  денег.

2.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тематический план учебного предмета ОУП (у).09 Экономика

п/п

Наименование разделов, тем

Мак-сималь-ная учеб-ная наг-рузка

Количество

аудиторных часов

Самостояте-льная рабо-та

Всего

Лабо-ра-тор-ные рабо-ты

Прак-ти-ческие заня-тия

Введение

1.

     Экономика и экономическая наука

46

40

20

6

1.1.Введение. Экономика и экономическая наука.

1

1.2. Потребности человека. Экономические блага.

1

1.3. Экономические ресурсы.

1

2

1.4. Рынки труда, капиталов и ресурсов.

1

1.5. Факторы производства. Прибыль и рентабельность.

1

2

1.6.  Прибыль как результат финансово-хозяйственной деятельности.

1

2

1.7. Методы  анализа прибыли.

1

2

1.8. Рентабельность. Показатели рентабельности.

1

2

1.9. Выбор  и  альтернативная  стоимость.

1

2

1.10. Коэффициент предельной полезности.

1

1.11. Кривая производственных возможностей. 

1

2

1.12. Типы экономических систем.

1

2

1.13. Понятие   собственности.

1

1.14. Формы собственности.

1

2

2

1.15. Сущность конкуренции

1

1.16. Виды конкуренции

1

2

2

1.17. Экономическая свобода.

1

1.18. Значение специализации и обмена

1

1.19. Государственное регулирование.

1

2

1.20. Рынок и предпринимательство.

1

2.

 Семейный бюджет

6

4

2

2

2.1. Семейный бюджет.

1

2

2.2. Личное финансовое планирование.

1

2

  3.

 Товар и его стоимость

6

4

2

2

3.1. Товар и его стоимость

1

3.2. Потребительские предпочтения

1

2

2

4.

Рыночная экономика

42

36

16

6

4.1. Рыночный механизм.

1

4.2. Рыночное  равновесие.

1

2

4.3. Рыночные  структуры.

1

4.4. Цена товара. Доход потребителей.

1

2

4.5. Спрос и предложение.

1

2

4.6. Законы спроса и предложения.

1

2

4.7. Экономика предприятия.

1

4.8. Организационно- правовые формы предприятий.

1

2

2

4.9. Отраслевая принадлежность предприятий

1

4.10. Инфраструктура предприятий.

1

4.11.  Организация  производства

1

2

4.12. Классификация производственных процессов.

1

4.13. Производственный цикл. Поточное производство.

1

2

4.14.Материально-технические и социально-экономические факторы.

1

4.15. Производственные затраты.

1

2

4.16. Явные и неявные затраты.

1

4.17. Себестоимость продукции.

1

2

4.18. Калькуляция себестоимости.

1

4.19. Бюджет затрат.

1

2

4.20. Методы учета затрат.

1

5.

Труд и заработная плата

30

14

10

6

5.1. Рынок  и труд .

1

5.2. Цена рабочей силы.

1

2

5.3. Заработная плата.

1

2

5.4. Формы оплаты труда.

1

2

5.5.  Организация заработной платы.  

1

5.6. Мотивация труда.

1

2

5.7. Безработица.

1

5.8. Формы безработицы

1

2

5.9. Пенсии. Политика государства в области занятости.

1

5.10. Страхование .

1

5.11. Наемный труд и профессиональные союзы

1

2

5.12. Коллективный договор

1

2

Зачет

2

6.

Деньги и банки

36

18

6

18

6.1. Сущность и происхождение денег.

1

2

6.2. Эволюция  денег.

1

2

6.3. Роль денег в экономике

1

2

6.4. Функции  и виды денег.

1

2

2

6.5. Банковская система.

1

2

6.6. Роль банков в экономике.

1

6.7. Деятельность банков. Центральный банк РФ.

1

2

2

6.8. Кредит. Расчетно-кассовые операции.

1

6.9. Ценные бумаги: акции, облигации.

1

2

6.10. Фондовые биржи.

1

2

6.11. Инфляция. Причины виды инфляции.

1

2

2

6.12. Социальные последствия инфляции.

1

7.

Государство и экономика

40

24

8

14

7.1. Роль государства в развитии экономики

1

2

7.2. Налоги и налогообложение.

1

2

2

7.3. Возникновение налоговой системы

1

7.4. Формирование налоговой системы в России.

1

2

7.5. Принципы налогообложения

1

7.6. Виды и функции налогов

1

2

7.7. Государственный бюджет.

1

2

7.8. Дефицит и профицит бюджета

1

2

7.9. Экономический рост

1

2

7.10. Показатели экономического роста.

1

2

7.11. Экономические циклы

1

7.12. Экономические кризисы

1

7.13 Причины и последствия экономических кризисов

1

7.14. Основы денежно-кредитной политики государства

1

2

7.15. Модели денежно-кредитной политики.

1

2

7.16. Инструменты денежно-кредитной политики государства

1

8.

Международная экономика

28

18

6

10

8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик

1

8.2. Внешнеэкономическая деятельность России.

1

2

8.3. Структура экспорта и импорта.

1

2

8.4. Импортозамещение в России.

1

2

8.5. Валюта. Обменные курсы валют

1

2

2

8.6. Валютный курс как индикатор экономики.

1

8.7.Факторы влияющие на валютный курс.

1

8.8. Паритет покупательной способности

1

2

8.9. Глобализация мировой экономики. Суть глобализации.

1

2

8.10. Движущие силы глобализации.

1

8.11. Особенности современной экономики России.

1

2

8.12. Признаки экономического роста.

1

8.13. Экономика России как часть мирового хозяйства.

1

8.14. Экономика России  и мировой кризис.

1

8.15. Последствия экономических кризисов.

1

8.16. Путь к инновационной экономике

1

Итого:

234

170

70

64

Внеаудиторная  самостоятельная  работа

Подготовка устных выступлений эссе, рефератов, докладов,  презентаций с использованием информационных технологий и т. п.

64

Промежуточная аттестация в форме экзамена

Всего:

6

2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

 (на уровне учебных действий)

Введение

Обоснование актуальности изучения экономики как составной части общественных наук.

Формулирование целей и задач учебной дисциплины, раскрытие ее связи с другими учебными предметами и практикой рыночной экономики

1. Экономика и экономическое хозяйство

1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов

Формулирование основных экономических понятий «потребности человека» и «ограниченность ресурсов».

Раскрытие понятия экономики, предмет экономической науки, определение связей понятий «потребление», «производство», «распределение».

Характеристика потребностей человека, рынков труда, капиталов и ресурсов

1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность

Освещение сущности концепции факторов производства, различие понятий ренты и заработной платы.

Обоснование значения предпринимательства и финансово- хозяйственной  деятельности.

Умение отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой.

Произведение расчета прибыли, понимание методов  анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.)

1.3. Выбор  и  альтернативная стоимость

Раскрытие понятия зависимости потребности покупателя на рынке от цены на этот продукт.

Определение факторов, влияющих на формирование цены на рынке.

Изучение материала, построение кривой спроса с использованием материалов из сборника задач по экономике

1.4. Типы экономических систем

Изучение различий элементов экономических систем. Выявление характерных черт постиндустриального общества ХХ века и новых экономических особенностей ХХI века информатизации в разных сферах общества. Раскрытие традиционной и административно-командной экономических систем.

1.5.Собственность и конкуренция

Изучение понятия «собственность», виды собственности в различных странах.

Изучение различия государственной, муниципальной и частной собственности.

Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигархии.

1.6. Экономическая свобода.

Значение       специализации и обмена

Изучение этапов становления рыночной экономики.

Изучение вопроса о развитии предпринимательства

в условиях рыночной экономики. Изучение роли государства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе.

2. Семейный бюджет

2.1. Статьи доходов и расходов семейного бюджета

 Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей.

 

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

3. Товар и его стоимость

3.1. Товар и его стоимость.

3.2. Потребительские предпочтения

      Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек производства.

4. Рыночная экономика

4.1.Рыночный механизм.

Рыночное равновесие. Рыночные структуры

    Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги. Изучение ключевых характеристик товара: качества, технических характеристик, гарантий, возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного обслуживания и полезных свойств товара.

Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета спроса на товар.

4.2. Экономика предприятия. Организационно-правовые формы

    Изучение определения предприятия и их классификации. Раскрытие понятия «организационное единство». Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо». Изучение схемы организационно-правовых форм предприятий, характеристика каждой из них.

4.3. Организация производства

    Изучение классификатора производственных процессов. Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов.

Формулировка цели составления маршрутной технологи- ческой карты.

Изучение понятий: «производственный цикл», «поточное производство»; «партионный метод»; «единичный метод организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство».

4.4.Производствен-ные затраты.

Бюджет  затрат.

     Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих организациях.

Изучение структуры производственных расходов: прямых и косвенных.

Изучение понятия себестоимости и калькулирования — двух основных подходов к определению затрат.

Изучение состава и содержания бюджета затрат коммерческого предприятия.

Характеристика особенностей нормативного, позаказного, попередельного и попроцессного методов учета затрат.

Проведение анализа плановой сметы или бюджета производства и продажи продукции предприятия.

5.  Труд и заработная плата

5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

       Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального трудового контракта и коллективных соглашений (договоров). Изучение факторов формирования рынка труда: заработной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяжести и сложности труда, потребности в свободном времени. Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная плата», «основные формы оплаты труда».

5.2. Безработица. Политика государства

в области занятости

     Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий:

«явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная»,

«циклическая», «застойная», «естественная» безработица. Изучение основных причин безработицы, социальных по- следствий и вопросов трудоустройства безработных.

5.3. Наемный труд

и профессиональные союзы

    Изучение характеристики категорий экономически активного населения в разных странах, целей создания профсоюзов.

6. Деньги и банки

6.1. Деньги и их роль в экономике

  Изучение определения денег: как ценности; эталона об- мена; натуральных и символических; мер стоимости.

Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен, мировых денег. Изучение видов денег.

6.2.

Банковская система

    Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны.

Изучение поддержки стабильности и динамичности банков. Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задач и   функций.

Содержание

обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

 (на уровне учебных действий)

6. Деньги и банки

6.3. Инфляция и ее социальные последствия

Изучение экономических и социальных последствий инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Характеристика видов инфляций.

7.  Государство и экономика

7.1. Роль государства в развитии экономики

Изучение необходимости государственного регулирования экономики, функций правительства США в XVIII веке, сформулированных А. Смитом.

Изучение методов государственного регулирования экономики.

7.2. Налоги

и налогообложение

Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире.

Раскрытие становления налоговой системы в России. Характеристика реформ налоговых систем в различных странах, общих принципов налогообложения.

Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов.

Изучение функций и видов налогов.

7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

Формулировка целей создания государственного бюджета. Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и «профицит бюджета».

Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет.

7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы

Определение понятия «национальный продукт». Характеристика разницы между ВВП и ВНП. Формулировка конечной цели экономического роста. Исследование причин кризисных явлений. Раскрытие сути цикличности в экономике.

7.5. Основы денежно- кредитной политики государства

Раскрытие определения денежно-кредитной политики. Изучение инструментов денежно-кредитной политики, используемых центральными банками различных стран.

Изучение сущности резервов кредитных организаций в ЦБ РФ.

8. Международная экономика

8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных  экономик

Изучение понятия «международная торговля», факторов; определяющих производственные различия национальных экономик.

Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных экономик».

Изучение понятия «Всемирная торговая организация» (ВТО), принципов построения торговой системы ВТО

8.2. Валюта.  Обменные курсы валют

Изучение основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

Изучение понятия «валютный курс»; факторов, влияющих на валютный курс.

Изучение понятия «валютный паритет», особенностей регулирования валютного курса

8.3. Глобализация мировой экономики

Изучение процесса глобализации мировой экономики; сущности глобализации мирового экономического сообщества

8.4. Особенности современной экономики России

Изучение признаков экономического роста России. Формулирование роли Российской Федерации в мировом хозяйстве.

Изучение факторов, способствующих росту стабилизационного фонда и резервов страны

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебного предмета требует наличия: учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- информационные стенды наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);

- методическая и учебная литература;

- схемы, таблицы, презентации к урокам;

- методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

- методические рекомендации к практическим работам.  

Технические средства обучения:

-  информационно-коммуникативные  средства;

-  экранно-звуковые  пособия;

- автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер с лицензионным программным обеспечением);

- калькуляторы;

- видеоматериалы, презентации.

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

В целях изучения и систематизации учебного материала по изучаемому предмету рекомендованы следующие основные источники информации:

  1.  Борисов Е.Ф. Основы экономической теории: учебник для средних учебных заведений.-2-еизд.-М.:Высшая школа.-240с., 2010.
  2.  Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие.-М.:Проспект.-256с.,2007.
  3.  Борисова О.В. Бизнес-планирование деятельности предприятий торговли.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  4.  Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля:учебник.-М.:Академия.-366с.,2012.
  5.  Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля:практикум:учебное пособие для студенческих учреждений СПО.-М.:Академия.-366с.,2012.
  6.  Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений.-3-е изд., стер.-М.:Академия.-288с.2007.
  7.  Соколова СВ. Основы экономики. -М.: «Академия», 2007 5.Сафронов НА. Экономика организации.- М.: Экономистъ,2006.
  8. Чечевицина Л.Н. Экономика предприятия:учеб.пособие.-8-еизд.доп. и перераб.-Ростов н/Д: Феникс.- 378с.(СПО),2008.

9. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учеб. для НПО.-4-е изд., стер.-М.:изд. Центр «Академия».-176с.,2006

 Интернет – ресурсы:

Основы экономики

http://basic.economicus.ru

http://www.edu.ru., www.biznet.ru, www.mbm.ru

http://www.experiment.edu.ru., – электронныйучебник

http:// www.aup.ru/books/m88/ Т.И. Юркова,

газета Экономика и жизнь. www. Eg-online.ru/

Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm

http:// www.iloveeconomics.ru

Федеральный образовательный портал "Экономика, Социология, Менеджмент".  Форма доступа:http://www.ecsocman.edu.ru

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы экономики"

Данная программа разработана на основании рекомендаций ФИРО...

Рабочая программа по ОП.06 Экономика отрасли

Рабочая  программа по  ОП.06 Экономика отраслипредназначена для  подготовки рабочих  по професии "Элетросварщик"...

Рабочая программа ОПД.06 Основы экономики

Рабочая программа ОПД.06 Основы экономики по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...

Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг"«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» Специальность 080114

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ОП 03 Менеджмент

Рабочая программа составлена в соотвествии с требованиями ФГОС. Является частью ОПОП по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Содержит все, предусмотренные структурой разд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины ОП.01 Экономика организацииДля обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звенаспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Адаптированная рабочая программа дисциплины ОП.01 Экономика организации для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Аннотация рабочей программыдисциплины ОП. 01 «Экономика организации»для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»...