Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг"«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» Специальность 080114
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» среднего профессионального образования (СПО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 270.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент общего и профессионального образования Брянской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Клинцовский текстильный техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Маркетинг
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Специальность 080114
Клинцы 2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» среднего профессионального образования (СПО)
Разработчик: Преподаватель экономических
_____________________ дисциплин Артюшенко С.В.
Программа рекомендована предметно-цикловой методической комиссией экономических дисциплин, протокол № ___ от _____ ________ г.
Председатель ПЦК ____________________________ Мамчич Е.Л.
Утверждаю
Зам. директора по УР КТТ
от «_______________» ____________________________ В.В.Ковалёв
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Маркетинг
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 080114 Экономика.
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
- Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные категории маркетинга в практической деятельности;
- выявлять сегменты рынка;
- проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
- проводить опрос потребителей;
- определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга;
- учитывать особенности маркетинга (по отраслям);
- изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения;
- оценивать поведение покупателей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга;
- принципы и функции маркетинга;
- сущность стратегического планирования в маркетинге;
- этапы жизненного цикла продукции с особенностями маркетинга (по отраслям);
- методы маркетинговых исследований;
- факторы маркетинговой среды;
- критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке;
- модель покупательского поведения;
- стратегию разработки нового товара;
- природу и цели товародвижения, типы посредников;
- ценовые стратегии и методы ценообразования;
- цели и средства маркетинговой коммуникации;
- основы рекламной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 24 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Основы маркетинга | 18 | ||
Тема 1.1. Сущность маркетинга | Маркетинг как экономическая категория. Основные понятия маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Принципы и функции маркетинга. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям) | 2 | 1 |
Практические занятия Отработка маркетинговых понятий и использование основных категорий маркетинга в практической деятельности. | 2 | ||
Тема 1.2. Маркетинговая информация и маркетинговое исследование | Понятие, значение и сущность маркетинговой информации. Вспомогательные системы маркетинговой информации. Первичная и вторичная информация. Методы маркетинговых исследований. | 2 | 2 |
Практические занятия | 4 | ||
Разработка анкеты и проведение опроса потребителей. Выполнение маркетингового исследования и анализ результатов собранной информации. Принятие маркетинговых решений. | |||
Тема 1.3. Окружающая среда маркетинга | Понятие маркетинговой среды и ее составные части. | 2 | 3 |
Практические занятия | 2 | ||
Изучение и анализ контролируемых и неконтролируемых факторов маркетинговой среды, влияющих на работу фирмы с учетом особенностей маркетинга (по отраслям). | |||
Тема 1.4. Покупательское поведение потребителей | Модель покупательского поведения. Основные характеристики покупателей. Реакция покупателей на покупку. | 2 | 3 |
Практические занятия | 2 | ||
Оценка поведения различных групп покупателей. | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Состояния спроса и задачи маркетинга. Маркетинговые службы. Основные способы опроса. Факторы маркетинговой среды. Факторы покупательского поведения. Процесс принятия решения о покупке. | 10 |
1 | 2 | 3 | |
Раздел.2. Основные стратегии маркетинга | 16 | ||
Тема. 2.1. Сегментирование рынка | Понятие и роль сегментов рынка. Понятие целевого маркетинга. Способы и стратегии охвата рынка. Пути позиционирования товара на рынке. | 2 | 1 |
Практические занятия Изучение принципов сегментирования. Исследования отдельного сегмента. Отбор целевых сегментов рынка. | 2 | ||
Тема. 2.2 Стратегическое планирование в маркетинге | Понятие и сущность стратегического планирования в управлении предприятием. Цель стратегического планирования. Маркетинговая программа. | 2 | 2 |
Тема. 2.3. Основы товарной политики | Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортимента и товарной номенклатуры. | 2 | 2 |
Практические занятия Решение о марке товара, упаковке. Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. | 2 | ||
Тема. 2.4. Ценообразование в маркетинге | Понятие и сущность цены. Типы рынков в зависимости от ценообразования. Цели ценообразования. Зависимость цены от спроса. Методы ценообразования. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Управление ценами: скидки и демпинг. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг. | 2 | 1 |
Практические занятия Характеристика цен на конкретном товарном рынке. Определение типа рынка и выбор метода ценообразования. | 4 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Принципы сегментирования. Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке товара. Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге. | 10 |
1 | 2 | 3 | |
Раздел. 3. Сбытовая функция маркетинга | 14 | ||
Тема. 3.1. Организация товародвижения | Понятие товародвижения. Природа и цели товародвижения. Организация товародвижения. Значение посредников и каналов распределения и сбыта. Функции каналов товародвижения. Классификация каналов товародвижения в зависимости от составляющих их уровней. Типы посредников. | 2 | 2 |
Практические занятия Обсуждение вопросов организации сбыта. Выбор посредников из нескольких вариантов | 2 | ||
Тема. 3.2. Маркетинговые коммуникации | Понятие ФОССТИС, его составные части и средства. Маркетинговая коммуникация -основная функция ФОССТИС. Цели и средства маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, метод прямых продаж. Имидж и фирменный стиль. Понятие «Паблик рилейшнз». | 2 | 2 |
Тема. 3.3. Рекламное дело | Рекламная деятельность. Виды рекламы. Рекламный бюджет. Правила рекламы. Законодательство о рекламе Каналы и средства распространения рекламы. | 2 | 3 |
Практические занятия Разработка рекламного обращения. Создание товарного знака и логотипа. | 4 | ||
Контрольная работа по разделам 1-3 | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Методы и формы распространения товаров. Этапы процесса маркетинговой коммуникации. Стили рекламного обращения. Этапы процесса создания рекламы. | 4 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организация и технология коммерческой деятельности и логистики»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических пособий «Маркетинг». Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Голембиовский С.А. Русский маркетинг. Издат-во Ось-89, 2008.
- Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру. Как создавать, завоевывать и удержать рынок. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
- Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2006.
Дополнительные источники:
- Абрамова Г.П. Маркетинг в АПК. - М.: Колос, 2007
- Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд./ Под общ. ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: Питер, 2006.
- Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2006.
- Бун Л. Современный маркетинг: Зарубежный учебник. М.: изд. ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
- Кондратьев А. Д. Маркетинг: концепции и решения. - М.: Олма-Пр. Инвест, 2008.
- Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг - менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд. /Пер. с англ. Под науч. ред. С.Г. Жильцова. - СПб.: Питер, 2007.
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник /Под ред. проф. В. А. Алексунина. - 3-е изд., - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
- Назимко А. Событийный маркетинг. Руководство для заказчиков и исполнителей. Изд-во: Вершина, 2007.
- Ющук Е. Конкурентная разведка. Маркетинг рисков и возможностей. Изд-во: Вершина, 2006.
- Сюзан Дрейк, Мишель Галмен, Сара Робертс. Зажигай! Внутренний маркетинг для воодушевления сотрудников и привлечения клиентов. Изд-во: Вершина, 2006.
- «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
- «Маркетинг и маркетинговые исследования». Научно-исследовательский журнал. Издательство: Издательский дом «Гребенников».
13. «Практический маркетинг». Практический журнал. Издательство: ВС1
Marketing)).
Интернет - ресурсы:
- http://www.marketolog.ru/-маркетолог
- http://www.marketing.spb.ru/-энциклопедия
- http://www.marketingandresearch.ru/-журнал
- http://marketingmix.com.ua/-маркетинг
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
использовать основные категории маркетинга в практической деятельности | тестирование |
выявлять сегменты рынка | практические занятия |
проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения | выполнение исследовательской работы |
проводить опрос потребителей | практические занятия |
определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга | практические занятия |
учитывать особенности маркетинга (по отраслям) | домашние работы |
изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения | выполнение исследовательской работы |
оценивать поведение покупателей | индивидуальные задания |
Знания: | |
концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга | индивидуальные задания |
принципы и функции маркетинга | тестирование |
сущность стратегического планирования в маркетинге | домашние работы |
этапы жизненного цикла продукции с учетом особенностей маркетинга (по отраслям) | индивидуальные задания |
методы маркетинговых исследований | выполнение исследовательской работы |
критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке | индивидуальные задания, домашние работы |
модель покупательского поведения | домашние работы |
природу и цели товародвижения, типы посредников | индивидуальные задания |
стратегию разработки нового товара | практические занятия |
ценовые стратегии и методы ценообразования | индивидуальные задания |
цели и средства маркетинговой коммуникации | домашние работы |
основы рекламной деятельности | индивидуальные задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/17/picture-832721-1476719081.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 "Бухгалтерский учет" по специальности СПО 38.02.06 "Финансы"
Тематический план: Раздел I Основы бухгалтерского учетаТема 1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности и международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)Тема 1.2. К...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/17/picture-832721-1476719081.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 "Бухгалтерский учет" по специальности СПО 38.02.05 " Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
Тематический план:Раздел 1. Основы бухгалтерского учетаТема 1.1. Норматиное регулирование бухгалтерского учетаТема 1.2. Закон "О бухгалтерском учете"Тема 1.3. Основные нормативные акты, регулируюшие б...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/01/picture-954681-1506880491.jpg)
2017 ОП 08 Рабочая программа год набора 2016 Организация бухгалтерского учета в банках специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/07/picture-1413664-1657210739.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Специальность 38.02.07 Банковское дело
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Бухгалтерский учет разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) специальности 38.02.07 Банковско...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/21/picture-1481672-1692646321.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Учебная дисциплина ОП.10. Бухгалтерский учет логистических операций является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 3...