Рабочая программа по ОП.06 Экономика отрасли
рабочая программа по теме

Рабочая  программа по  ОП.06 Экономика отрасли

предназначена для  подготовки рабочих  по професии "Элетросварщик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_pr._ekonomika_dlya_svarshchikov.docx64.9 КБ

Предварительный просмотр:

  МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ  И  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ  рт

Государственное автономное образовательное  учреждение  

начального  профессионального образования

«профессиональное училище №90»

 «Утверждаю»

Директор  ГАОУ НПО  «ПУ- 90»

______________  Р.Р. Ахметов

                                                     « 29 » августа  2012г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
оп.06 Экономика  отрасли

Профессия 150709.02  «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

                       Квалификация:

                                                      Электрогазосварщик   3 (4) разряда

                                    Форма  обучения: очная

                                            Срок  обучения – 10 месяцев

                                                                на  базе среднего (полного)  образования

                                                                                                                   Разработал преподаватель

                                                                                                     высшей категории

                                                                                             Бакиров А.А.                                                                                                                                                  

                                                                 

с.  Ст. Дрожжаное     2012г.            

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика отрасли

 

Рабочая программа учебной   дисциплины «Экономика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Экономика» предназначенной для изучения экономики  в учреждениях начальн7ого и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. И утвержденной Департаментом   государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе  Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) начального профессионального образования (далее – НПО) технического профиля:

  1. 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы);

Организация – разработчик:

ГАОУ НПО «ПУ -90»

Разработчик:

Бакиров А.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ НПО «ПУ-90»

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                 стр.

1.     Паспорт рабочей программы учебной дисциплины                                    4

2.     Структура и содержание учебной дисциплины                                            5

3.     Условия реализации программы учебной дисциплины                               6

4.     Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины              15

 

1.  ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Экономика отрасли

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся современного экономического мышления.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) экономика в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» может быть использована при освоении профессий НПО технического профиля 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Данная дисциплина относится к общеобразовательному социально-экономическому циклу.

1.3. Рабочая  программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
  2. развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  3. воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  4. овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  5. формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  2. описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  3. объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста

1.4.    Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Всего: 32 часа

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

 

     практические занятия

5

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

16

1. Написать реферат.

2. Подготовить доклад.

3. Составить схему, график.

 

Итоговая аттестация в форме зачета

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1

Экономика и экономическая наука

4

Тема 1.1. Свободные и экономические блага

Содержание учебного материала

1. Понятие экономики. Экономические потребности общества. Факторы производства.

2. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовить доклад на тему: «Идеи выдающихся экономистов теоретиков» таких, как А. Смит,                К. Маркс, Дж. Кейнс

1

Тема 1.2. Типы экономических систем

Содержание учебного материала

1. Традиционная экономика. Административно-командная экономика. Смешанная экономика

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составить таблицу на тему: «Типы экономических систем», указать главные черты, плюсы и минусы экономических систем.

1

Тема 1.3. Собственность. Конкуренция

Содержание учебного материала

1. Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

2.Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

2

2

Раздел 2.

Механизм рыночной экономики

4    

Тема 2.1. Рынок и его виды

Содержание учебного материала

1.Основные понятия, определения. Функции рынка. Виды рынка.

2. Спрос. Предложение. Равновесная цена.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составить график спроса и предложения на товар и определить цену равновесия, спроса и предложения.

2

Тема 2.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы

Содержание учебного материала

1. Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Виды и цели предпринимательской деятельности.

2. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.

3. Основной и оборотный капитал фирмы.

4. Издержки производства и их структура.

5. Маркетинг, менеджмент.

6. Определение системы цен. Ценообразование. Понятие дохода, прибыли.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составить схему «Классификация предприятий»

2. Написать реферат на тему: «Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития».

2

Раздел 3.

Труд и заработная плата

4

Тема 3.1. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда

Содержание учебного материала

1. Рынок труда. Цена труда.

2. Формы и виды заработной платы.

3. Повременная форма оплаты труда.

4. Сдельная форма оплаты труда, ее виды.

2

2

Практическое занятие №1

     Начисление  заработной платы.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составить схему «Виды рынков»

2. Написать реферат на тему: «Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века»

2

Тема 3.2. Безработица

Содержание учебного материала

1. Безработица. Виды безработицы. Социальные последствия безработицы.

2. Профессиональные союзы. Коллективный договор.

2

2

Раздел 4.

Деньги и банки

4

Тема 4.1. Понятие денег и их роль в экономике

Содержание учебного материала

1. Денег и сущность денег. Виды денег. Свойство и функции денег. Рынок валют.

2. Понятие банковской системы. Центральный банк. Коммерческие банки и их функции. Виды банковских операций.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовить доклад на тему: «Из истории денег»

1

Тема 4.2. Инфляция и ее социальные последствия

Содержание учебного материала

1. Сущность и виды инфляции.

2. Типы инфляции. Причины и последствия инфляции.

3. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Написать реферат на тему: «Финансовый кризис 1998 года в России»

1

Раздел 5.

Государство и экономика

6

Тема 5.1. Налоги. Система и функции налоговых органов

Содержание учебного материала

1. Понятие налогов. Система налогообложения.

2. Принципы и методы построения налоговой системы.

3. Виды налогов.

2

2

 Практическое занятие №2

Расчеты по  налоговым льготам.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Написать реферат на тему: «Упрощенная система налогообложения».

2

Тема 5.2. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Содержание учебного материала

1. Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета.

2. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

2

2

Практическое  занятие №3

Составление семейного бюджета.

1

Тема 5.3. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономический цикл.

Содержание учебного материала

1. Понятие валового внутреннего продукта. Методы расчета ВВП.

2. Реальные и номинальные расходы государства.

3. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составить таблицу «Доходы государства»

2

Раздел 6.

Международная экономика

4

Тема 6.1. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли.

Содержание учебного материала

1. Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Международная торговая политика.

2. Протекционизм в международной политике. Причины ограничений в международной торговле.

3. Фритрейдерство. Таможенная пошлина.                  4. Государственная политика в области международной торговли.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Написать реферат на тему: «Проблемы вступления России в ВТО»

1

Тема 6.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

Содержание учебного материала

1. Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот – курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы.

2. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России.

3. Итогово- обобщающий урок.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Проанализировать изменения курса иностранных валют

1

Итоговая аттестация

        Зачет

1

ИТОГО:

32

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблем).
  4.  -условия реализации программы дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:

  1. экономики;

Оборудование учебного кабинета: плакаты, планшеты, учебно-планирующая документация, учебно-методические материалы.

Технические средства обучения; проектор, ПК, мультимедиа.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательное учреждение- 6-е изд., -М.: Вита-Пресс, 2004.-256 с.
  2. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М., 2002.
  3. Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
  4. Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.
  5. Гомола А.И. Бизнес-планирование. Уч. пособие для СПО. – М., 2005.
  6. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В.Бухгалтерский учет. Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.
  7. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.
  8. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М., 2002.
  9. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (ManagerialEconomics) – М., 2007.
  10. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.
  11. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.
  12. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.
  13. Сафонов Н.А. Экономика предприятия. – М., 2002.
  14. Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
  15. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.
  16. Соколова С.В. Основы экономики. Учебник для НПО. – М., 2002.
  17. Соколова С.В. Основы экономики. Рабочая тетрадь к учебнику для НПО. – М., 2002.
  18. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. – М., 2006.
  19. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.
  20. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  21. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.

Дополнительные источники:

  1. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  2. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. – М., 2008.
  3. Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  4. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  5. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб., 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. http//fcir.edu.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:

  1. приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  2. описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  3. объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
  4. Учащийся должен знать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, работа по карточкам, беседа.

Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос.

Тестирование, практическая работа, устный опрос, беседа.

Контрольная работа, работа с научной литературой, диалог, наблюдение Беседа

Самостоятельная работа, устный опрос, тестирование

Разработчик:

ГАОУ НПО «ПУ № 90»

преподаватель

   А.А. Бакиров

(место работы)

(занимаемая должность)

        (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАСЛИ» И «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

Целью  работы являлось изучение особенностей, способов и методов проведения занятий с применением информационных технологий, а также формирование навыков применения информационных технологий у ст...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее ГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 220301 «Авт...

Презентация для урока по дисциплине "Экономика отрасли" по теме "Виды прибыли"

Тема: «Виды прибыли. РаспределениеЧистой прибыли».Обучающая цель: рассмотреть виды прибыли в строительстве в зависимости от этапов инвестиционного процесса.Развивающая цель: Развивать навыки рас...

Тест по дисциплине "Экономика отрасли"

Тест предназначен для проведения экзамена по дисциплине "Экономика отрасли" (специальность 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений")...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экономика отрасли"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика отрасли»  для  специальности 270802   «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предназначен для студентов заочного обучен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия" по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия" Профессия 09.01.03  «Мастер  по  обработке  цифровой  информации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экономика отрасли» для специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 2...