Рабочая программа ОП 16.В.10 Менеджмент
рабочая программа
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех её проявлениях, рассматривает способы достижения поставленной цели, исходя из мотивов поведения людей и связанные с их трудом и интеллектом.
Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения профессиональной деятельности. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М.КЛЫКОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 16.В.10 МЕНЕДЖМЕНТ
по специальности
050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»
Составитель:
САВОСТЬЯНОВА Анна Станиславовна, преподаватель
ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
- Паспорт программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 7
4. Условия реализации программы учебной дисциплины 14
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины 15
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Менеджмент»
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП 16.В.10 Менеджмент входит в общепрофессиональный цикл и составляет 46 часов учебной нагрузки из вариативной части ОПОП.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех её проявлениях, рассматривает способы достижения поставленной цели, исходя из мотивов поведения людей и связанные с их трудом и интеллектом.
Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения профессиональной деятельности. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.
В результате изучения дисциплины «Менеджмент» студент должен:
иметь представление:
- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;
- о характерных чертах современного менеджмента;
- о роли и месте менеджмента в условиях рыночной экономики;
знать:
- функции менеджмента; цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- формы делового и управленческого общения в коллективе;
- методы управления конфликтами;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- методы и принципы управления;
- понятие мотивации труда;
уметь:
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения.
- использовать нормативную, правовую информацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности.
иметь практический опыт:
- делового общения;
- составления распорядка рабочего дня и графика работы менеджера;
- ведения телефонных переговоров;
- составления резюме.
Результатом освоения программы является овладение обучающимися
общими компетенциями:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.
профессиональные компетенции:
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 час., в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 35 часов;
самостоятельной работы обучающегося 11 часов;
теоретических занятий – 31 час;
практических занятий – 4 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов/зачет-ных единиц |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 35 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 11 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
2. Содержание обучения по учебной дисциплине Менеджмент
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы современного менеджмента | Содержание учебного материала: | 6 | |
Тема 1.1 Сущность и характерные черты менеджмента | Понятие менеджмента, его сущность. Роль и задачи менеджмента. | 1 | 2 |
Тема 1.2. Зарубежный опыт менеджмента | Основные этапы истории менеджмента. Опыт менеджмента в России. | 1 | 2 |
Тема 1.3. Внешняя и внутренняя среда организации. | Среда. Внешняя среда. Среда прямого и косвенного воздействия. Внутренняя среда. Элементы внутренней среды предприятия. | 1 | 2 |
Тема 1.4. Организация работы предприятия. | Организация работы предприятия. Методы проектирования организационных структур. Типы и виды менеджмента. Менеджмент в системе организации. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на заданную тему: Сущность менеджмента и эволюция его теории. Особенности менеджмента в Японии, США, ФРГ. Великие менеджеры мира. | 2 | ||
Раздел 2. Основные функции менеджмента | 10 | ||
Тема 2.1. Процесс управления. Цикл менеджмента. | Содержание процесса управления. Получение и обработка информации о состоянии объекта. Определение хозяйственных принципов и ориентиров, целей и задач. | 1 | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2.2. Функции управления. Цикл менеджмента. | Основные функции управления. Цикл менеджмента. | 1 | 2 |
Тема 2.3. Планирование. | Сущность и виды планирования. Модель стратегического планирования. | 1 | 2 |
Тема 2.4. Организация, делегирование полномочий | Структура и типы организационных структур. Организация и делегирование полномочий. | 1 | 2 |
Тема 2.5. Мотивация. | Понятие мотивации. Эволюция понимания проблемы мотивации. Использование мотивации в практике менеджмента. | 1 | 2 |
Тема 2.6. Управленческое решение | Принятие решений. Какие бывают решения? Процесс принятия решений. Принципы принятия решений. | 1 | 2 |
Тема 2.7. Методы принятия решений | Моделирование и экспериментирование как методы решения управленческих решений. | 1 | 2 |
Тема 2.8. Контроль. | Контроль: сущность, виды, этапы контроля. Поведенческие аспекты контроля. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной литературой, составление конспекта. Использовать учебник (1) основной литературы и рекомендуемую дополнительную литературу. Написание эссе по теме: «Предвидение будущего – одна из величайших проблем, стоящих перед руководителями». | 2 | ||
Раздел 3. Менеджер, его место и роль в организации | 6 | ||
Тема 3.1. Сущность деятельности менеджера. | Деятельность менеджера. Качества менеджера. Навыки личной работы. | 1 | 2 |
Тема 3.2. Профессиональные качества менеджера | Модель современного менеджера. Знания и умения менеджера. Личные качества менеджера. Навыки и способности эффективно управлять. | 1 | 2 |
Тема 3.3. Взаимодействие менеджера в организации | Функции менеджера в организации. Корпоративные ресурсы организации. | 1 | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 3.4. Жизненный цикл менеджера | Жизненный цикл как объект управления. Карьера менеджера. Управление карьерой. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной литературой, составление конспекта. Использовать учебник (1) основной литературы и рекомендуемую дополнительную литературу. Написание эссе по теме: «Модель современного менеджера». Заполнение таблицы «Функции менеджера» | 2 | ||
Раздел 4. Руководство организацией как социальной системой. | 8 | ||
Тема 4.1. Неформальные группы и управление ими. | Группа в социально-психологическом аспекте. Типы групп. Характерные черты неформальных организаций. | 1 | 2 |
Тема 4.2. Феномен лидерства. Лидерство руководителя в организации. | Понятия руководства, влияния, власти. Виды власти. Качества лидера. Формы власти. | 1 | 2 |
Тема 4.3. Стили руководства и управления. | Авторитарный, демократический, либеральный стили руководства. Партнерство. | 1 | 2 |
Тема 4.4. Конфликты в организации | Основы делового общения. Конфликты и стрессы в организации. Создание благоприятного климата в организации. | 1 | 2 |
Тема 4.5. Стресс. | Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Позитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса. | 1 | 2 |
Практические занятия: Составление распорядка рабочего дня менеджера, его графика работы. Тестирование на тему «Сможете ли Вы добиться успеха в жизни?» | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной литературой, составление конспекта. Использовать учебник (1) основной литературы и рекомендуемую дополнительную литературу. Подготовка сообщений: Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть. Пройти тест “Моя стрессоустойчивость», «Подвержен ли я стрессу». | 2 | 3 | |
Раздел 5. Деловое общение. | 10 | 2 | |
Тема 5.1. Коммуникации как связующие процесса управления. | Коммуникации, их роль в процессе управления. Способы передачи информации. Виды информации. | 1 | 2 |
Тема 5.2. Процесс обмена информацией. | Модель и структура коммуникации. Процесс обмена информацией. Способы коммуникаций. Десять заповедей успешной коммуникации. | 1 | 2 |
Тема 5.3. Психологические закономерности делового общения. | Деловое общение и его особенности. Среда общения. Законы логичности речи. Слушание. Типичные ошибки слушания. Трансакт. Формы трансактов. | 1 | 2 |
Тема 5.4. Этика делового общения. | Этика, категории этики, принципы этики делового поведения руководителя. Этические нормы и принципы, используемые подчиненным в деловом общении с руководителем. Деловое общение между коллегами. | 1 | 2 |
Тема 5.5. Тактика делового общения | Формы делового общения. Правила успешных переговоров. Как подготовить сообщение, выступление. | 1 | 2 |
Тема 5.6. Техника телефонных переговоров | Правила телефонного этикета. | 1 | 2 |
Практические занятия: Тактика ведения телефонных переговоров. Деловая игра «Испорченный телефон» Тест: «Оценка персонального стиля делового общения» | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной литературой, составление конспекта. Подготовка сообщений по темам: «История формирования этикета в России» «Опыт зарубежных стран в развитии делового этикета» | 2 | 3 | |
Раздел 6. Компетентность в общении и решение проблемы собственного трудоустройства | 6 | ||
Тема 6.1. Эффективное поведение на рынке труда. | Состояние и проблемы современного рынка труда. | 1 | 2 |
Тема 6.2. Собеседование с работодателем. | Подготовка к собеседованию с работодателем. Закономерности общения с работодателем. Ошибки в общении с работодателем. | 1 | 2 |
Тема 6.3. Составление резюме. | Что такое резюме. Правила составления резюме. | 1 | 2 |
Итоговое занятие. Зачет. | 1 | 3 | |
Практические занятия: Составление резюме. Подготовка к встрече с работодателем. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений по темам: «Безработица в России»,«Вербальное и невербальное общение». «Подготовка к встрече с работодателем». | 1 | ||
ИТОГО: | 46 часов |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методическая и учебная литература;
- схемы, таблицы к урокам;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- методические рекомендации к практическим работам.
Технические средства обучения:
- автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор);
- аудиовизуальные и телекоммуникативные средства обучения;
- видеоматериалы, презентации.
4.2. Информационное обеспечение обучения
В целях изучения и систематизации учебного материала по изучаемой дисциплине рекомендованы следующие основные источники информации:
- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент – 9-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент - учебник – изд. 7-е. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент – М.: Форум, 2007 г.
- Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. – 4-е изд. Стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Интернет – ресурсы:
- http://www.alleng.ru
- http://studentam.net
- http://www.gaudeamus.omskcity.com
- http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, в процессе проведения практических занятий промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения | Практикум, устный и письменный опрос, тестирование. |
анализировать организационные структуры управления | |
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала | |
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения | |
применять эффективные решения, используя систему методов управления | |
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | |
Знания: | |
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития | Устный и письменный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа студентов. |
методы планирования и организации работы подразделения | |
принципы построения организационной структуры управления | |
основы формирования мотивационной политики организации | |
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | |
внешнюю и внутреннюю среду организации | |
цикл менеджмента | |
процесс принятия и реализации управленческих решений | |
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта | |
систему методов управления | |
методику принятия решений | |
стили управления, коммуникации, принципы делового общения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Менеджмент для специальности 100701 «Коммерция» среднего профессионального образования (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы по специальности 100701 «Коммерция» среднего профессиона...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.0...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности ...