Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
рабочая программа
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________________МЕНЕДЖМЕНТ_______________________
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм;
-в программе профессиональной подготовки по профессии 20336 «Бухгалтер».
1.2.Место дисциплины в структуре ППССЗ: цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности и методы, средства и приемы менеджмента;
-делового и управленческого общения;
-планировать и организовывать работу подразделения;
-формировать организационные структуры управления;
-учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
-внешнюю и внутреннюю среду организации;
-цикл менеджмента;
-процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
-функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
-систему методов управления;
-стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: |
|
практические занятия | 39 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: |
|
выполнение заданий исследовательского характера | 10 |
проработка конспекта лекций и учебной литературы | 13 |
выполнение рефератов | 3 |
решение практических заданий | 13 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______ _ОП.03___МЕНЕДЖМЕНТ_(по отраслям)__________
2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Организация-разработчик: ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»
Разработчик: Хаева М.В, преподаватель профессионального цикла.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин протокол № 1 от «___» сентября 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................................................................................4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………................................................................…………5
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ………………………………….............………11
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………...........13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________________МЕНЕДЖМЕНТ_______________________
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм;
-в программе профессиональной подготовки по профессии 20336 «Бухгалтер».
1.2.Место дисциплины в структуре ППССЗ: цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности и методы, средства и приемы менеджмента;
-делового и управленческого общения;
-планировать и организовывать работу подразделения;
-формировать организационные структуры управления;
-учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
-внешнюю и внутреннюю среду организации;
-цикл менеджмента;
-процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
-функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
-систему методов управления;
-стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 39 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
выполнение заданий исследовательского характера | 10 |
проработка конспекта лекций и учебной литературы | 13 |
выполнение рефератов | 3 |
решение практических заданий | 13 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины_______МЕНЕДЖМЕНТ____________________________
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы менеджмента | 6 | ||
Тема 1.1. Сущность менеджмента, эволюция его теории и практики | Содержание учебного материала Понятие менеджмента, сущность менеджмента, цели и задачи менеджмента, этапы развития менеджмента. Научные подходы в менеджменте, их вклад в развитие менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение рефератов по вопросам: американская модель менеджмента, японская модель менеджмента, западноевропейская модель менеджмента Проработка конспекта лекций и учебной литературы | 1 | ||
Тема 1.2. Цикл, виды и уровни менеджмента | Содержание учебного материала Виды менеджмента. Уровни менеджмента. Цикл менеджмента как основа управленческой деятельности | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы Подготовка сообщений: личные качества менеджера, деловые качества менеджера | 1 | ||
Раздел 2. Организация как система управления | 10 | ||
Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и внутренняя среда | Содержание учебного материала Понятие организации. Внешняя среда организации: понятие, факторы внешней среды. Внутренняя среда организации: понятие, факторы внутренней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия. Деловые и фоновые факторы. | 3 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы | 1 | ||
Практическое занятие Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия | 1 | ||
Тема 2.2. Коллектив в системе менеджмента | Содержание учебного материала Понятие и классификация групп. Факторы эффективности работы группы. «Команда» и «группа»: общие черты и различия. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта и учебной литературы | 1 | ||
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике | 32 | ||
Тема 3.1. Планирование как функция менеджмента | Содержание учебного материала Планирование: понятие, значение, виды планирования. Методы планирования | 4 | 2 |
Практическое занятие: Определение стратегических направлений развития предприятия (организации), построение дерева целей. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта и учебной литературы Подготовка к практическому занятию (выбор предприятия) | 2 | ||
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента | Содержание учебного материала Организация как функция менеджмента: понятие, значение. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки, принципы построения. Ключевые элементы структуры. Делегирование, ответственность, полномочия. Препятствия к эффективному делегированию и пути их преодоления. Организационные регламенты | 2 | 2 |
Практические занятия Разработка организационной структуры предприятия, разработка проектов регламентов. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы | 2 | ||
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента | Содержание учебного материала Мотивация как функция менеджмента: понятие, значение. Содержательные и процессуальные теории. Стимулирование: понятие, виды, формы стимулирования. Регламенты управления: положение о материальном стимулировании, положение о нематериальном стимулировании | 4 | 2 |
Практические занятия Формирование системы мотивации и стимулирования труда. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы | 2 | ||
Тема3.4. Контроль как функция менеджмента | Содержание учебного материала Контроль как функция менеджмента: понятие, значение. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Технология контроля. | 2 | 2 |
Практические занятия Разработка системы контроля (по выбранному направлению деятельности) | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы | 2 | ||
Раздел 4. Методы и стили менеджмента | 15 | ||
Тема 4.1. Система методов управления | Содержание учебного материала Методы управления: понятие, классификация, направленность, содержание, организационная форма методов, взаимосвязь. Характеристика экономических методов управления: сущность, классификация, содержание. Характеристика административных методов управления: сущность, классификация, содержание. Характеристика социально-психологических методов управления: сущность, классификация, содержание | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы | 3 | ||
Тема 4.2. Стили менеджмента | Содержание учебного материала Стиль менеджмента: понятие, факторы формирования, виды стилей. Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей | 2 | 2 |
Практические занятия Методы и стили менеджмента | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы | 4 | ||
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений | 22 | ||
Тема 5.1. Понятие, классификация и показатели качества управленческих решений | Содержание учебного материала Принятие управленческих решений как функция менеджмента. Понятие решения, классификация решений. Показатели качества управленческих решений. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы | 3 | ||
Практическое занятие Процесс принятия управленческого решения (деловая игра) | 1 | ||
Тема 5.2. Процесс принятия и реализации управленческих решений | Содержание учебного материала Процесс принятия и реализации управленческих решений. Методы принятия управленческих решений | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы | 3 | ||
Практические занятия Принятие управленческих решений | 10 | ||
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение | . | 32 | |
Тема 6.1. Коммуникация как функция менеджмента | Содержание учебного материала Коммуникация как функция менеджмента: понятие, значение. Коммуникационный процесс: этапы и элементы коммуникационного процесса. Причины неэффективных коммуникаций и пути их преодоления. Управленческая информация, классификация, виды. Информационные технологии в профессиональной деятельности. | 4 | 3 |
Практические занятия Публичное выступление и его оценка (деловая игра) | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы Подготовка публичного выступления | 4 | ||
Тема 6.2. Деловое общение | Деловое общение: понятие общения, принципы общения, формы делового общения, их характеристика. | 3 | 3 |
Практические занятия Организация и проведение совещания, переговоров, беседы | 7 | ||
Самостоятельная работа Проработка конспекта лекций и учебной литературы Подготовка к практическому занятию | 10 | ||
Экзамен | |||
ВСЕГО | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Менеджмент (по отраслям)» требует наличия учебного кабинета «Менеджмент».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- аудиовизуальные технические средства;
-мультимедийное оборудование;
-компьютеры.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Гражданский кодекс РФ
2.Трудовой кодекс РФ
3.Н. И. Берзон, В. И, Горелый, В. Д. Газман «Финансовый менеджмент». – М.: Академия, 2012
4.Косьмин А. Д. Менеджмент: учебник для студентов среднего профессионального образования / А. Д. Косьмин, Н. В. Свинтицкий, Е. А. Косьмина. – М. : Академия, 2012. – 208с. 2011
5.И. В. Пичужкин, В. Н. Жарков, С. А. Максимов «Основы менеджмента». – М.: Юрайт-Издат, 2012
Дополнительные источники:
- Аширов Д.А. Управление персоналом: учебное пособие.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-432с.
- Костин В.А., Костина Т.В. Менеджмент: учебное пособие.-М.: Гардарики, 2008.-334с.
- Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: Учебное пособие.-СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007.-480с.
- Лукичева Л.И. Управление организацией: учебное пособие.-М.: Омега –Л, 2008.-360с.
- Николаева Т.И. Менеджмент: учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2008.-320с.
- Журнал «Управление персоналом»
- Журнал «Справочник руководителя»
- http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://www.aup.ru/ AUR.RU Административно-управленческий портал
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ (по отраслям)»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умеет: | Формы контроля: -текущий -тематический -рубежный -итоговый Методы контроля: -оценка устного опроса (устный углубленный опрос, фронтальный опрос) -оценка тестирования -оценка письменного опроса (диктант, опрос-викторина, работа по карточкам-заданиям, решение кроссвордов) -оценка защиты рефератов - оценка выполнения самостоятельной работы |
-применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; | |
-делового и управленческого общения; | |
-планировать и организовывать работу подразделения; | |
-формировать организационные структуры управления; | |
-учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности. | |
Знает: | |
-сущность и характерные черты современного менеджмента; | |
-внешнюю и внутреннюю среду организации; | |
-цикл менеджмента; | |
-процесс и методику принятия и реализации управленческих решений; | |
-функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; | |
-систему методов управления; | |
-стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение; | |
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. | Формы контроля: -текущий -тематический -рубежный -итоговый Методы контроля: -оценка защиты практических работ -интерпретация результатов наблюдений в процессе деловых игр |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...