Рабочая программа по дисциплине "Маркетинг"
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Бухгалтерский учет (по отраслям)». Организация-разработчик: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Многопрофильный колледж»» Разработчик: Намрова Евгения Савровна – преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_marketing.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Многопрофильный колледж»
УТВЕРЖДАЮ Директор ___________Н.Н. Ильянова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Маркетинг
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Бухгалтерский учет (по отраслям)».
Организация-разработчик: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Многопрофильный колледж»»
Разработчик: Намрова Евгения Савровна – преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК преподавателей дисциплин и МДК профессионального цикла Протокол от «____»_________201_ г. №___ Председатель ЦМК________ Н.В. Шевцова | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________О.А. Ломакина |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………...…. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………...…6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………...12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………..13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к профессиональным дисциплинам и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
− использовать основные категории маркетинга в практической деятельности;
− выявлять сегменты рынка;
− проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
− проводить опрос потребителей;
− определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга;
− учитывать особенности маркетинга (по отраслям);
− изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения;
− оценивать поведение покупателей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга;
- принципы и функции маркетинга;
- сущность стратегического планирования в маркетинге;
- этапы жизненного цикла продукции с особенностями маркетинга (по отраслям);
- методы маркетинговых исследований;
- факторы маркетинговой среды;
- критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке;
- модель покупательского поведения;
- стратегию разработки нового товара;
- природу и цели товародвижения, типы посредников;
- ценовые стратегии и методы ценообразования;
- цели и средства маркетинговой коммуникации;
- основы рекламной деятельности.
Изучение учебной дисциплины способствует формированию следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | ||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 52 | ||
в том числе: | |||
практические занятия | 20 | ||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 | ||
в том числе: | |||
индивидуальные задания | |||
внеаудиторная самостоятельная работа | 26 | ||
Промежуточная аттестация в форме - зачета |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАРКЕТИНГ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Понятие и сущность маркетинга | 8 | ||
1. Сущность, цели, задачи и принципы маркетинга. 2. Функции маркетинга. 3. Методы маркетинга. | 2 | 1 | |
4. Виды маркетинга. 5. Субъекты маркетинга. 6. Взаимосвязь спроса, вида маркетинга и его стратегии. | 2 | 2 | |
Практическое занятие 1 Установление взаимосвязи между спросом, видом и стратегией маркетинга | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий История и эволюция маркетинговой концепции. Сферы применения маркетинга: услуги, политика, государственные и общественные организации, идеи. Субъекты маркетинга. | 2 | ||
Тема 2 Окружающая среда маркетинга | 4 | ||
1. Среда маркетинга как совокупность факторов, определяющих направление деятельности предприятия. 2. Микросреда предприятия и факторы ее определяющие. 3. Макросреда предприятия и факторы ее определяющие. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Цели, методы, инструментарий исследования маркетинговой среды. | 2 | ||
Тема 3. Рынок и рыночные показатели | 8 | ||
1.Понятие рынка, его виды, принципы деятельности. 2.Структура рынка. 3.Содержание и основное назначение рыночных показателей: ёмкость, конъюнктуры рынка, доля рынка. | 2 | 2 | |
4.Оценка конъюнктуры рынка. 5.Факторы, обеспечивающие нормальное функционирование рынка. 6.Инфраструктура рынка. | 2 | 2 | |
Практическое занятие 2 Анализ конъюнктуры рынков основных товаров | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Структура рынка: монополия, олигополия, чистая и монополистическая конкуренция. | 2 | ||
Тема 4. Сегментирование рынка | 6 | ||
1.Понятие и принципы сегментирования рынка. 2.Основные категории и признаки сегментирования. 3.Основные критерии и признаки сегментирование рынка потребительских товаров.. | 2 | 1 | |
Практическое занятие 3 Сегментирование рынка потребительских товаров. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Выбор целевых сегментов рынка. Стратегия охвата рынка. Основные критерии и признаки сегментирование рынка товаров производственно-технического назначения. | 2 | ||
Тема 5. Маркетинговые исследования рынка | 4 | ||
1.Понятие, значение и сущность маркетинговой информации. 2.Система маркетинговой информации. 3.Система маркетинговых исследований: понятие, масштабы, объекты. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Информационное обеспечение маркетинга предприятия. Основные направления исследований в маркетинге. | 2 | ||
Тема 6. Покупательское поведение потребителей | 6 | ||
1.Основные характеристики потребителей. 2.Модели покупательского поведения. 3.Процесс принятия решения о покупке товара. | 2 | 3 | |
Практическое занятие 4 Оценка поведения различных групп покупателей. Изучение Закона РФ «О защите прав потребителей» | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Факторы покупательского поведения. Особенности поведения различных групп покупателей. | 2 | ||
Тема 7. Основы товарной политики и планирования продукции | 8 | ||
1.Сущность и классификация товаров в маркетинге. 2.Стратегия и этапы разработки новых товаров. 3.Жизненный цикл товара. Анализ жизненного цикла товара. | 2 | 2 | |
4.Сущность и показатели качества товаров. 5. Методы определения качества товаров. 6.Фирменный стиль. Компоненты фирменного стиля. | 2 | 2 | |
Практическое занятие 5 Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Товарный ассортимент и ассортиментная политика. Товарная марка и товарный знак. Товарное досье. Товарная политика и товарная упаковка. | 2 | ||
Тема 8. Конкуренция и конкуренты | 6 | ||
1. Конкуренция, её место и роль в современной рыночной экономике 2. Понятие, виды конкуренции. 3.Стратегии конкуренции. | 2 | 3 | |
Практическое занятие 6 Анализ конкурентоспособности товара и фирмы. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Понятие и методы добросовестной и недобросовестной конкуренции. Становление конкуренции в отечественной экономике. Общие принципы поведения фирмы на рынке. | 2 | ||
Тема 9.Ценовая политика в условиях рынка | 6 | ||
1.Основы рыночного ценообразования. 2.Функции цен в условиях рынка. 3.Классификация цен на товары. | 2 | 3 | |
Практическое занятие 7 Расчет и анализ цен на конкретном товарном рынке. Выбор метода ценообразования. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Ценовые стратегии в маркетинге. Государственное регулирование цен. | 2 | ||
Тема 10. Планирование товародвижения | 4 | ||
1.Основные методы распространения товара. 2.Факторы и функции каналов товародвижения. 3.Содержание и структура каналов сбыта. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Социально-экономическая сущность оптовой торговли. Организационные формы оптовой торговли. Розничная торговля в рыночной экономике. Состав и структура розничного товарооборота. | 2 | ||
Тема 11. Маркетинговые коммуникации (комплекс стимулирования) | 12 | ||
1.Комплекс маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, метод прямых продаж. 2.Стимулирование сбыта, его цели, приемы и свойства. 3.Коммерческая пропаганда, ее качества. | 2 | 3 | |
6.Содержание и основные принципы рекламы. Задачи рекламы. 7.В иды рекламы. 8. Выбор средств распространения рекламы. | 2 | 3 | |
Практическое занятие 8 Разработка рекламного обращения | 2 | ||
Практическое занятие 9 Создание товарного знака и логотипа | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Тема и девиз рекламной компании. Правила рекламы. Выбор средств рекламы и её эффективность. Этапы процесса маркетинговой коммуникации. Этапы процесса создания рекламы | 4 | ||
Практическое занятие 10 Расчет и анализ основных показателей экономической эффективности маркетинга на предприятии. | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических пособий «Маркетинг».
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература :
1. В.П. Федько Маркетинг М.: «ИНФРА-М» 2013
2. А.В. Лукина Маркетинг М.: «ИНФРА-М» 2013
3. Барышев А.Ф. Маркетинг – М.: Академия, 2012.
4. Кондратьев А.Д. Маркетинг: концепции и решения. – М.: Олма-Пр. Инвест, 2011.
5. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг – менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд. /Пер. с англ. Под науч. ред. С.Г. Жильцова. – СПб.: Питер, 2010.
6. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник /Под ред. проф. В.А. Алексунина. – 5-е изд., - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.
7. Ющук Е. Конкурентная разведка. Маркетинг рисков и возможностей. Изд-во: Вершина, 2012.
18. «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
9. «Маркетинг и маркетинговые исследования». Научно-исследовательский журнал. Издательство: Издательский дом «Гребенников».
10. «Практический маркетинг». Практический журнал. Издательство: ВСI Marketing».
Интернет – ресурсы:
1. http://www.marketolog.ru/-маркетолог
2. http://www.marketing.spb.ru/-энциклопедия
3. http://www.marketingandresearch.ru/-журнал
4. http://marketingmix.com.ua/-маркетинг
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | ||
Умения: | |||
использовать основные категории маркетинга в практической деятельности | домашние работы | ||
выявлять сегменты рынка | практические занятия | ||
проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения | домашние работы | ||
проводить опрос потребителей | практические занятия | ||
определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга | практические занятия | ||
учитывать особенности маркетинга (по отраслям) | домашние работы | ||
изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения | домашние работы | ||
оценивать поведение покупателей | домашние работы | ||
Знания: | |||
концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга | домашние работы | ||
принципы и функции маркетинга | домашние работы | ||
сущность стратегического планирования в маркетинге | домашние работы | ||
этапы жизненного цикла продукции с учетом особенностей маркетинга (по отраслям) | домашние работы | ||
методы маркетинговых исследований | домашние работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...