Методическая разработка открытого занятия по разделу "Лексика и фразеология"
методическая разработка на тему

Методическая разработка открытого занятия по разделу "Лексика и фразеология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_i_frazeologiya.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: О словах разнообразных, одинаковых и разных.

Цели: повторить теоретический материал, посвящённый лексике и фразеологии; формировать умения грамотно и верно использовать фразеологизмы в устной и письменной речи; расширять словарный запас; развивать литературный вкус.

Тип урока: обобщающий урок по разделу «Лексика и фразеология».

Методические приёмы: 

1) предварительное домашнее задание;

2) сообщения студентов;

3) индивидуальные задания;

4) творческое задание;

5) просмотр эпизодов из м/ф «Легенды и мифы Древней Греции».

Оборудование:

1) ноутбук, экран, проектор;

2) эпизоды из м/ф «Легенды и мифы Древней Греции»;

3) раздаточные материалы.

Межпредметные связи:

1) литература;

2) история.

Эпиграф:                                                             Человек нашёл слова для всего,

                                                                               что обнаружено им во вселенной.

                                                                                                                С. Я. Маршак

                                                            Ход урока.

I. Слово преподавателя.

1. Наша с вами работа на последних занятиях была связана с разделом, посвящённым лексике и фразеологии. Вы познакомились с новыми понятиями по теории, мы вместе находили речевые ошибки и исправляли их.

2. Сегодня у нас урок-обобщение по разделу «Лексика и фразеология». Надеюсь, вы покажите, что уроки не прошли даром, и знаете, умеете вы гораздо больше.

II. Работа над темой.

        1. Обращение к теме урока. (Прочитать, объяснить суть). Пользуясь нашими знаниями, мы должны понять почему же слова разнообразные, одинаковые и разные.

        2. Обращение к эпиграфу. (Прочитать, объяснить суть).

3. Начинаем с повторения теоретического материала.

А) что изучает лексика?

Б) Где отражено лексическое богатство языка?

В) Назовите лингвистические словари русского языка. (Толковый, синонимов, антонимов, орфоэпический, орфографический, этимологический …).

4. Мы живём в такое время, когда не можем обойтись без слов иностранного происхождения. Они встречаются не только в профессиональной деятельности, но прочно входят в нашу повседневную жизнь. Н-р: пиар, тренд, фэйк, презентация, Интернет. Для одних людей это привычные слова. Для других – обобщённое представление о том или ином явлении.

Но, оказывается, мы не всегда правильно можем понять произнесённые слова даже родного русского языка, н-р:

-- печь (сущ., гл.);

-- косой (прил., сущ в косв. падеже);

-- лук (овощ, оружие);

-- потри (гл.), по три (предлог с сущ.).

5. Обращение к теме урока (с учётом примеров).

6. Игра «Переводчик». (Студенты пользуются раздаточным материалом). Заменить все слова в предложениях синонимами.

А)    -- Доктор прописал пациенту инъекции.

        -- Разъярённая вьюга замела все тропинки.

-- Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

Б)    -- При проверке было выявлено немало дефектов.

       -- Он пишет мемуары.

       -- Ваши аргументы убедительны.

Вопросы:

-- что-то изменилось в предложениях?

-- что?

 Заменить старославянские слова их русскими эквивалентами.

-- Старец нахмурил чело.

-- Горят румянцем свежие ланиты.

-- Устами младенца глаголет истина.

        7. Об ошибках в речи.

А) Среди словарей, которые вы назвали (не назвали), есть «Словарь иностранных слов».

Вопрос: всё ли правильно в таком названии?

Ответ: это «явная тавтология», которую приходится признать.

Б) Приведите другие примеры. (Загадать загадку, постелить постель …)

В) Исправляем лексические ошибки.

-- Он установил столько рекордов, что их помнят только отъявленные любители    спортивной статистики.

-- Он ещё в глубокой юности начал писать стихи.

-- От усталости моё тело подкашивалось на ногах.  

        8. Среди лингвистических словарей есть один очень интересный, но студенты им пользуются очень редко. Назовите его. (Этимологический)

Вопрос: что изучает этимология?

Ответ: происхождение и изменение морфемной структуры слова (etymon – истина + logos – понятие, учение).

А) Этимология слов XX – XXI вв.

(Об образовании однокоренных слов. Мясо куриное, свинина, баранина, медвежатина …)

Вопрос: почему корова, а мясо говядина? (Объяснение преподавателя)

Ответ: образовано от общеславянского govedo – «бык», восходящего к индоевропейскому govъ (в армянском kov – «корова», в англ. cow – «корова»). (Вывести на экран или на ватмане)

Б) Этимология слов с античности и XIX в. (Инд-е задания)

-- Каникулы, позор, рогатка.

9. Неологизмы в нашей речи.

Вопрос: какие слова называются неологизмами?

 Ответ: вновь созданные слова, которые служат для обозначения новых предметов, явлений, для выражения новых понятий, появившихся в развивающемся обществе: шоу, ремейк и т. д.

А) Начало XX века.

Света! Вовсю, небес солнцеглазье!

Долой – толпу облаков-белоручек

Радуйтесь, звёзды, на митинг вылазя!  

Рассейтесь буржуями, тучные тучи!      

        Вылазь! Сюда из теми подваловой!  

        Что стал? Чего глядишь исподлобленно?!

        Иди! Подходи! Вливайся! Подваливай!                (В. Маяковский)  

Задание: найти неологизмы и дополнить другими. (Н-р: велосипед-очки) 

Б) Привести примеры неологизмов XXI в. (Криптовалюта, флеш моб, абилимпикс, бонус …)

В) Авторы слов.

Не только в нашей стране, но и за рубежом люди знают слова: спутник, витамины, робот. У этих и других слов есть авторы. Кто же они?

-- Сергей Королёв придумал слово «корабль-спутник».

-- Т. Эдисон придумал слово «фонограф».

-- Э. Ферми придумал слово «нейтрино».

-- Д. Свифт придумал слово «лилипут».

-- К. Функ придумал слово «витамин».

-- Я. Фон Гогенгейм придумал слово «гном».

-- О. Попов (клоун) придумал слово «авоська».

-- Й. Чапек (брат писателя К. Чапека) придумал слово «робот».

        Возможно и вам улыбнётся судьба, и вы придумаете слово, которое увековечит ваше имя. Дерзайте!

        10. С лексикой очень тесно связана фразеология, фразеологические обороты.

Вопрос: что такое фразеологизмы?

Ответ: это устойчивые, воспроизводимые единицы языка, обладающие целостным лексическим значением.

(Привести примеры фразеологизмов)

Задание: назовите их источники происхождения.  

Ответ:

1) Древнегреческая мифология (Сизифов труд, нить Ариадны, титанический труд,    Домоклов меч и т. д.)

2) Из Библии (Земля обитованная, Пуп Земли, Садом и Гамора, камня на камне не оставить и т. д.)

3) Из профессиональной лексики (Первая скрипка, тютелька в тютельку, идти ва-банк, попасть в просак и т. д.)

4) Из художественной литературы (сидеть (остаться) у разбитого корыта, песенка спета и т. д.)

          11. Происхождение фразеологизмов.

А) Просмотр эпизодов из м/ф «Легенды и мифы Древней Греции». (2мин. 20сек)

Задание: в ходе просмотра эпизодов написать фразеологизмы, о которых идёт речь.

Ответ: сердце Прометея, подвиги Геракла, золотое руно, голова Гидры, медуза Горгона. (Происхождение: древнегреческая мифология)

Б) Происхождение фразеологизмов:

-- из профессий; на основе исторических фактов; легенды и мифы; из Библии.    (Инд-е зад-е)

-- «Почему рубль длинный?». (Инд-е зад-е) (Происхождение: исторический факт)

        12. Проводим «Аукцион».

Побеждает группа, которая последней назовёт фразеологизм, содержащий имена людей, упоминание животных, птиц, насекомых.

        (Пока идёт аукцион другие студенты готовятся к невербальному представлению фразеологических оборотов)

        13. Рубрика «Театр без микрофона».

         Представление фразеологических оборотов, используя невербальный способ передачи информации и приёмы пантомимы. (Каждая группа представляет не более 2-х фраз-их оборотов. Другие группы угадывают их.)  

        14. «Чёрный ящик». (Задание для всех)

        Если вы установите, связь между всеми этими предметами, то ответите на вопрос, что находится в чёрном ящике. Итак, слова: кисель, хлеб, трава, решето, гусь, рыба.

         Ответ: все предметы связывает слово вода: седьмая вода на киселе, сидеть на хлебе и воде, тише воды ниже травы, носить воду решетом, как с гуся вода, как рыба в воде.

        15. Неологизмы в области фразеологии. (По предварительному д/з)

Возможно дополнение: офисный планктон, газетная утка, жёлтая пресса, заполнить пробел, показать крупным планом, оказаться в гуще событий и т. д.

III. Обобщение. Итоги урока.

1. Обращение к теме урока.

На основе материала урока давайте подтвердим справедливость формулировки темы.

           Слова

                                      Корова – говядина; уста – губы;

                                      лук (овощ), лук (оружие);

  разнообразные,         луг – [лук]; 

     одинаковые             за́мок (архитектурное сооружение),        

              и                      замо́к (запирающее устройство);          

        разные.                 мемуары – воспоминания;  

                                      задирать нос, вешать нос.    

                                         

2.  Итак, на уроке мы повторили теоретический материал, на конкретных примерах вы расширили и закрепили свои знания и умения по лексике и фразеологии.

3. Итоги урока.

4.Стихотворение В. Солоухина «Слово о словах». (Преподаватель читает наизусть)

IV. Домашнее задание.

1. Текст стихотворения Л. Галкина «Страшные слова».

2. Ответить на вопросы, касающиеся стихотворения:

-- о чём оно?

-- каков способ образования слов, выделенных курсивом?

-- что обозначают слова, выделенные курсивом?

                                             

                                             

                                       

                                             

        

 

                   

 

     

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе

Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»

Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА" - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА"Приложения к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы компле...

Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»

В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...

Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия

В предложенном материале  приводится примернst  рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных  занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...