Методическая разработка открытого занятия по разделу "Лексика и фразеология"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_i_frazeologiya.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: О словах разнообразных, одинаковых и разных.
Цели: повторить теоретический материал, посвящённый лексике и фразеологии; формировать умения грамотно и верно использовать фразеологизмы в устной и письменной речи; расширять словарный запас; развивать литературный вкус.
Тип урока: обобщающий урок по разделу «Лексика и фразеология».
Методические приёмы:
1) предварительное домашнее задание;
2) сообщения студентов;
3) индивидуальные задания;
4) творческое задание;
5) просмотр эпизодов из м/ф «Легенды и мифы Древней Греции».
Оборудование:
1) ноутбук, экран, проектор;
2) эпизоды из м/ф «Легенды и мифы Древней Греции»;
3) раздаточные материалы.
Межпредметные связи:
1) литература;
2) история.
Эпиграф: Человек нашёл слова для всего,
что обнаружено им во вселенной.
С. Я. Маршак
Ход урока.
I. Слово преподавателя.
1. Наша с вами работа на последних занятиях была связана с разделом, посвящённым лексике и фразеологии. Вы познакомились с новыми понятиями по теории, мы вместе находили речевые ошибки и исправляли их.
2. Сегодня у нас урок-обобщение по разделу «Лексика и фразеология». Надеюсь, вы покажите, что уроки не прошли даром, и знаете, умеете вы гораздо больше.
II. Работа над темой.
1. Обращение к теме урока. (Прочитать, объяснить суть). Пользуясь нашими знаниями, мы должны понять почему же слова разнообразные, одинаковые и разные.
2. Обращение к эпиграфу. (Прочитать, объяснить суть).
3. Начинаем с повторения теоретического материала.
А) что изучает лексика?
Б) Где отражено лексическое богатство языка?
В) Назовите лингвистические словари русского языка. (Толковый, синонимов, антонимов, орфоэпический, орфографический, этимологический …).
4. Мы живём в такое время, когда не можем обойтись без слов иностранного происхождения. Они встречаются не только в профессиональной деятельности, но прочно входят в нашу повседневную жизнь. Н-р: пиар, тренд, фэйк, презентация, Интернет. Для одних людей это привычные слова. Для других – обобщённое представление о том или ином явлении.
Но, оказывается, мы не всегда правильно можем понять произнесённые слова даже родного русского языка, н-р:
-- печь (сущ., гл.);
-- косой (прил., сущ в косв. падеже);
-- лук (овощ, оружие);
-- потри (гл.), по три (предлог с сущ.).
5. Обращение к теме урока (с учётом примеров).
6. Игра «Переводчик». (Студенты пользуются раздаточным материалом). Заменить все слова в предложениях синонимами.
А) -- Доктор прописал пациенту инъекции.
-- Разъярённая вьюга замела все тропинки.
-- Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Б) -- При проверке было выявлено немало дефектов.
-- Он пишет мемуары.
-- Ваши аргументы убедительны.
Вопросы:
-- что-то изменилось в предложениях?
-- что?
Заменить старославянские слова их русскими эквивалентами.
-- Старец нахмурил чело.
-- Горят румянцем свежие ланиты.
-- Устами младенца глаголет истина.
7. Об ошибках в речи.
А) Среди словарей, которые вы назвали (не назвали), есть «Словарь иностранных слов».
Вопрос: всё ли правильно в таком названии?
Ответ: это «явная тавтология», которую приходится признать.
Б) Приведите другие примеры. (Загадать загадку, постелить постель …)
В) Исправляем лексические ошибки.
-- Он установил столько рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики.
-- Он ещё в глубокой юности начал писать стихи.
-- От усталости моё тело подкашивалось на ногах.
8. Среди лингвистических словарей есть один очень интересный, но студенты им пользуются очень редко. Назовите его. (Этимологический)
Вопрос: что изучает этимология?
Ответ: происхождение и изменение морфемной структуры слова (etymon – истина + logos – понятие, учение).
А) Этимология слов XX – XXI вв.
(Об образовании однокоренных слов. Мясо куриное, свинина, баранина, медвежатина …)
Вопрос: почему корова, а мясо говядина? (Объяснение преподавателя)
Ответ: образовано от общеславянского govedo – «бык», восходящего к индоевропейскому govъ (в армянском kov – «корова», в англ. cow – «корова»). (Вывести на экран или на ватмане)
Б) Этимология слов с античности и XIX в. (Инд-е задания)
-- Каникулы, позор, рогатка.
9. Неологизмы в нашей речи.
Вопрос: какие слова называются неологизмами?
Ответ: вновь созданные слова, которые служат для обозначения новых предметов, явлений, для выражения новых понятий, появившихся в развивающемся обществе: шоу, ремейк и т. д.
А) Начало XX века.
Света! Вовсю, небес солнцеглазье!
Долой – толпу облаков-белоручек
Радуйтесь, звёзды, на митинг вылазя!
Рассейтесь буржуями, тучные тучи!
Вылазь! Сюда из теми подваловой!
Что стал? Чего глядишь исподлобленно?!
Иди! Подходи! Вливайся! Подваливай! (В. Маяковский)
Задание: найти неологизмы и дополнить другими. (Н-р: велосипед-очки)
Б) Привести примеры неологизмов XXI в. (Криптовалюта, флеш моб, абилимпикс, бонус …)
В) Авторы слов.
Не только в нашей стране, но и за рубежом люди знают слова: спутник, витамины, робот. У этих и других слов есть авторы. Кто же они?
-- Сергей Королёв придумал слово «корабль-спутник».
-- Т. Эдисон придумал слово «фонограф».
-- Э. Ферми придумал слово «нейтрино».
-- Д. Свифт придумал слово «лилипут».
-- К. Функ придумал слово «витамин».
-- Я. Фон Гогенгейм придумал слово «гном».
-- О. Попов (клоун) придумал слово «авоська».
-- Й. Чапек (брат писателя К. Чапека) придумал слово «робот».
Возможно и вам улыбнётся судьба, и вы придумаете слово, которое увековечит ваше имя. Дерзайте!
10. С лексикой очень тесно связана фразеология, фразеологические обороты.
Вопрос: что такое фразеологизмы?
Ответ: это устойчивые, воспроизводимые единицы языка, обладающие целостным лексическим значением.
(Привести примеры фразеологизмов)
Задание: назовите их источники происхождения.
Ответ:
1) Древнегреческая мифология (Сизифов труд, нить Ариадны, титанический труд, Домоклов меч и т. д.)
2) Из Библии (Земля обитованная, Пуп Земли, Садом и Гамора, камня на камне не оставить и т. д.)
3) Из профессиональной лексики (Первая скрипка, тютелька в тютельку, идти ва-банк, попасть в просак и т. д.)
4) Из художественной литературы (сидеть (остаться) у разбитого корыта, песенка спета и т. д.)
11. Происхождение фразеологизмов.
А) Просмотр эпизодов из м/ф «Легенды и мифы Древней Греции». (2мин. 20сек)
Задание: в ходе просмотра эпизодов написать фразеологизмы, о которых идёт речь.
Ответ: сердце Прометея, подвиги Геракла, золотое руно, голова Гидры, медуза Горгона. (Происхождение: древнегреческая мифология)
Б) Происхождение фразеологизмов:
-- из профессий; на основе исторических фактов; легенды и мифы; из Библии. (Инд-е зад-е)
-- «Почему рубль длинный?». (Инд-е зад-е) (Происхождение: исторический факт)
12. Проводим «Аукцион».
Побеждает группа, которая последней назовёт фразеологизм, содержащий имена людей, упоминание животных, птиц, насекомых.
(Пока идёт аукцион другие студенты готовятся к невербальному представлению фразеологических оборотов)
13. Рубрика «Театр без микрофона».
Представление фразеологических оборотов, используя невербальный способ передачи информации и приёмы пантомимы. (Каждая группа представляет не более 2-х фраз-их оборотов. Другие группы угадывают их.)
14. «Чёрный ящик». (Задание для всех)
Если вы установите, связь между всеми этими предметами, то ответите на вопрос, что находится в чёрном ящике. Итак, слова: кисель, хлеб, трава, решето, гусь, рыба.
Ответ: все предметы связывает слово вода: седьмая вода на киселе, сидеть на хлебе и воде, тише воды ниже травы, носить воду решетом, как с гуся вода, как рыба в воде.
15. Неологизмы в области фразеологии. (По предварительному д/з)
Возможно дополнение: офисный планктон, газетная утка, жёлтая пресса, заполнить пробел, показать крупным планом, оказаться в гуще событий и т. д.
III. Обобщение. Итоги урока.
1. Обращение к теме урока.
На основе материала урока давайте подтвердим справедливость формулировки темы.
Слова
Корова – говядина; уста – губы;
лук (овощ), лук (оружие);
разнообразные, луг – [лук];
одинаковые за́мок (архитектурное сооружение),
и замо́к (запирающее устройство);
разные. мемуары – воспоминания;
задирать нос, вешать нос.
2. Итак, на уроке мы повторили теоретический материал, на конкретных примерах вы расширили и закрепили свои знания и умения по лексике и фразеологии.
3. Итоги урока.
4.Стихотворение В. Солоухина «Слово о словах». (Преподаватель читает наизусть)
IV. Домашнее задание.
1. Текст стихотворения Л. Галкина «Страшные слова».
2. Ответить на вопросы, касающиеся стихотворения:
-- о чём оно?
-- каков способ образования слов, выделенных курсивом?
-- что обозначают слова, выделенные курсивом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе
Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»
Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА" - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА"Приложения к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы компле...
Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»
В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...
Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия
В предложенном материале приводится примернst рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...