СТАТИСТИКА Рабочая программа
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 02. СТАТИСТИКА
основной профессиональной образовательной программы-
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
38.02.06 «Финансы»
г. Курск
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО к применению на заседании цикловой комиссией специальности Финансы Протокол № 01 « 31 » августа 2016г. Председатель ЦК_____________ Кузнецова О.В. | Разработана на основе федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.06. «Финансы» УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР ________О.Б.Грунёва «___»_______201__г. |
Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.06 «Финансы», входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 836.
Разработчик:
_____________О.И. Кравцова, преподаватель ОБПОУ «КМТ»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 14 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины «Статистика»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена в заочной форме в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.06 «Финансы», входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовать статистическое наблюдение по формам статистической отчетности;
- проводить первичный контроль и обобщение материалов наблюдений;
- рассчитывать статистические показатели и интерпретировать полученные результаты;
- осуществлять комплексный анализ статистических показателей финансовой деятельности, готовить аналитические записки с предложениями по принятию управленческих решений;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- принципы организации работы статистических органов;
- основные способы сбора, сводки, группировки и анализа статистической информации;
- формы статистической отчетности организаций финансового сектора экономики;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих состояние организаций финансового сектора экономики.
В результате освоения учебной дисциплины должны быть сформированы
компетенции:
общие компетенции
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов,
в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 10 часов,
самостоятельной работы обучающегося - 80 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
- ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 80 |
в том числе: - самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами; - выполнение задания и оформление домашней контрольной работы. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Введение в статистику | 4 | |
Тема 1.1. Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 |
Предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели. Система государственной статистики в Российской Федерации. Задачи и принципы организации государственного статистического учета, тенденции его развития. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 1.1; - выполнение задания и оформление домашней работы.
| 2 | |
Раздел 2. Статистическое наблюдение | 12 | |
Тема 2.1. Этапы проведения и программно- методологические вопросы статистического наблюдения. | Содержание учебного материала | |
Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества информации. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 2.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | 6 | |
Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения | Содержание учебного материала | |
Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский, анкетный явочный. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись населения. Регистровая форма наблюдения. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 2.2; - выполнение задания и оформление домашней работы. | 6 | |
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных | 20 | |
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки | Содержание учебного материала | 6 |
Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 3.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Тема 3.2. Метод группировки в статистике | Содержание учебного материала | 8 |
Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 3.2; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Тема 3.3. Ряды распределения в статистике | Содержание учебного материала | 6 |
Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 3.3; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Раздел 4. Способы наг-лядного представления статистических данных | 6 | |
Тема 4.1. Статистические таблицы и графики | Содержание учебного материала | 2 |
Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Простая и сложная разработка сказуемого статистической таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения. | ||
Практическое занятие №1: Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках. | 2 | |
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 4.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | 2 | |
Раздел 5.Статистические показатели | 18 | |
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике. Средние величины в статистике | Содержание учебного материала | 2 |
Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения. Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая. Правило мажорантности степенных средних в статистике. Расчет среднего показателя способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике. | ||
Практическое занятие № 2: Расчет различных видов относительных величин. Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин. | 2 | |
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 5.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | 2 | |
Тема 5.2. Показатели вариации в статистике. | Содержание учебного материала | 6 |
Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 5.2; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Тема 5.3. Структурные характеристики вариационного ряда распределения | Содержание учебного материала | 6
|
Анализ структуры вариационных рядов распределения. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 5.3; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Раздел 6. Ряды динамики в статистике | 4 | |
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики. | Содержание учебного материала | 4 |
Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные. Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста). | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 6.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Раздел 7. Индексы в статистике | 12 | |
Тема 7.1. Виды индексов в статистике | Содержание учебного материала | 12 |
Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 7.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике | 10 | |
Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности | Содержание учебного материала | 6 |
Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 8.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Тема 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения | Содержание учебного материала | 4 |
Генеральная и выборочные совокупности. Полнота выборки. Ошибки выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 8.2; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Раздел 9. Статистичес-кое изучение связи между явлениями | 4 | |
Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями.Корреля-ционно-регрессионный анализ | Содержание учебного материала | 4 |
Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Интерпретация результатов. Виды связей и зависимостей. Корреляция и ее виды. Корреляционный анализ. Корреляционно-регрессионный анализ. Виды регрессии. Уравнение регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпритация моделей регрессии. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 9.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Всего | 90 |
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистика».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Статистика».
- сканер;
- принтер.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор (мультимедийная доска).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика.– М.: Кнорус, 2012
- Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)
- Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ –4-12/65 Н.
- Статистика: учеб. Для студ. Сред. Проф. Учеб. заведения /под ред.В.С.Мхитаряна. – 7-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-272 с.
- Сергеева И.И., Тимофеева С.А., Чекулина Т.А.Статистика: учебник. –М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2013.-272 с.
Дополнительные источники:
- Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2012.
- Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М. : Финансы и статистика, 2005. Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М. Вып. 1. 1998; вып. 2. 1998; вып. 3. 2000; вып. 4. 2003.
- Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник. М. : ИНФРА – М, 2013.
- Ефимова М. Р., Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие – 2-е издание переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика, 2012.
- Журнал «Вопросы статистики»
- М.Г.Сидоренко. Статистика,-М.: Форум, 2013.
- Н.В.Толстик, Н.М.Матегорина. Статистика.-М.:Феникс,2012.
- С.А.Канцедал. Основы статистики. –М.: Форум, Инфра-М, 2013.
- С.Н.Лысенко, И.А.Дмитриев. Общая теория статистики.-М.: Форум, Инфра-М, 2011.
- Статистические ежегодники
Интернет-ресурсы:
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь: | |
- организовать статистическое наблюдение по формам статистической отчетности;
| Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- проводить первичный контроль и обобщение материалов наблюдений; | Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- рассчитывать статистические показатели и интерпретировать полученные результаты; | Выполнение и защита практической работы. |
- осуществлять комплексный анализ статистических показателей финансовой деятельности, готовить аналитические записки с предложениями по принятию управленческих решений; | Проверка выполнения домашней контрольной работы |
Знать: | |
- предмет, метод и задачи статистики;
| Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- принципы организации работы статистических органов;
| Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- основные способы сбора, сводки, группировки и анализа статистической информации; | Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- формы статистической отчетности организаций финансового сектора экономики; | Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- технику расчета статистических показателей, характеризующих состояние организаций финансового сектора экономики. | Проверка выполнения домашней контрольной работы |
О.И. Кравцова, преподаватель ОБПОУ «КМТ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебной дисциплине "Статистика" (ФГОС СПО)
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности ...
Рабочая программа учебной дисциплины Статистика
Рабочая программа учебной дисциплины Статистика по специальности 030912 и 080110...
Рабочая программа дисциплины статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Рабочая программа составлена на основании топовой программы дисциплины в соответсвии с учебным планом по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет ...
Рабочая программа по дисциплине "Статистика"
Рабочая программа для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" для СПО....
Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика" для специальности "Программирование в компьютерных системах"
Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана филиала МГТУ в поселке Яблоновском по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Общая трудоемкость дисциплины ...
Статистика. «Ряды динамики в статистике». Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь содержит комплекс теоретических и практических заданий по разделу «Ряды динамики в статистике» программы дисциплины «Статистика», направленных на формирование н...