СТАТИСТИКА Рабочая программа
учебно-методический материал на тему

Кравцова Ольга Ивановна

СТАТИСТИКА Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op_02_finansy_statistika.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 02. СТАТИСТИКА

основной профессиональной образовательной программы-

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности  

38.02.06 «Финансы»

г. Курск


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

к применению на заседании

цикловой комиссией

специальности Финансы

Протокол № 01

« 31 » августа  2016г.

Председатель ЦК_____________

Кузнецова  О.В.

Разработана на основе федерального образовательного стандарта

по специальности среднего

профессионального образования

38.02.06. «Финансы»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

________О.Б.Грунёва

«___»_______201__г.

        Рабочая программа учебной  дисциплины «Статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности  38.02.06 «Финансы», входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 836.

                                

Разработчик:

_____________О.И. Кравцова,  преподаватель ОБПОУ  «КМТ»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

учебной дисциплины «Статистика»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена в заочной форме в соответствии с ФГОС по специальности   38.02.06 «Финансы», входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего  общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:     

  - организовать статистическое наблюдение по формам статистической отчетности;

  - проводить первичный контроль и обобщение материалов наблюдений;

  - рассчитывать статистические показатели и интерпретировать полученные результаты;

          - осуществлять комплексный анализ статистических показателей финансовой деятельности, готовить аналитические записки с предложениями по принятию управленческих решений;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 

          - предмет, метод и задачи статистики;

          - принципы организации работы статистических органов;

 - основные способы сбора, сводки, группировки и анализа статистической информации;

 - формы статистической отчетности организаций финансового сектора экономики;

  - технику расчета статистических показателей, характеризующих состояние организаций финансового сектора экономики.

В результате освоения учебной дисциплины должны быть сформированы

 компетенции:

общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов,

в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 10 часов,

самостоятельной работы обучающегося - 80 часа.


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

  1. ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

10

в том числе:

        лабораторные занятия

-

        практические занятия

4

        контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

80

в том числе:

- самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами;

- выполнение задания и оформление домашней контрольной работы.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Введение в статистику

4

Тема 1.1. Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации

Содержание учебного материала

2

Предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели.

Система государственной статистики в Российской Федерации. Задачи и принципы организации государственного статистического учета, тенденции его развития.

Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета.

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 1.1;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

 

2

Раздел 2. Статистическое наблюдение

12

Тема 2.1. Этапы проведения и программно- методологические вопросы статистического наблюдения.

Содержание учебного материала

Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения.

Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества информации.

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 2.1;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

6

Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения

Содержание учебного материала

Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский, анкетный явочный. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись населения. Регистровая форма наблюдения.

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 2.2;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

6

Раздел 3. Сводка  и группировка статистических данных

20

Тема 3.1. Задачи и  виды статистической сводки

Содержание учебного материала

6

Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки.

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 3.1;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

Тема 3.2. Метод группировки в статистике

Содержание учебного материала

8

Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 3.2;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

Тема 3.3. Ряды распределения в статистике

Содержание учебного материала

6

Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма.

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 3.3;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

Раздел 4. Способы наг-лядного представления статистических данных

6

Тема 4.1. Статистические таблицы и графики

Содержание учебного материала

2

Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Простая и сложная разработка сказуемого статистической таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.

Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения.

Практическое занятие №1:

 Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках.

2

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 4.1;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

2

Раздел 5.Статистические показатели

18

Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике. Средние величины в статистике

Содержание учебного материала

2

Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения. Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая. Правило мажорантности степенных средних в статистике. Расчет среднего показателя способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике.

Практическое занятие № 2:

Расчет различных видов относительных величин.

Расчет  средних уровней с использованием различных видов средних величин.

2

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 5.1;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

2

Тема 5.2.  Показатели вариации в статистике.

Содержание учебного материала

6

Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение.

 Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 5.2;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

Тема 5.3. Структурные характеристики вариационного ряда распределения

Содержание учебного материала

6

     

Анализ структуры вариационных рядов распределения.

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 5.3;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

4

Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики.

Содержание учебного материала

4

Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные.

Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста).

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 6.1;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

Раздел 7. Индексы в статистике

12

Тема 7.1. Виды индексов в статистике

Содержание учебного материала

12

Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ.

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 7.1;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике

10

Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности

Содержание учебного материала

6

Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике.

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 8.1;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

Тема 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения

Содержание учебного материала

4

Генеральная и выборочные совокупности. Полнота выборки. Ошибки выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 8.2;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

Раздел 9. Статистичес-кое изучение связи между явлениями

4

Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями.Корреля-ционно-регрессионный анализ

Содержание учебного материала

4

Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Интерпретация результатов. Виды связей и зависимостей. Корреляция и ее виды. Корреляционный анализ. Корреляционно-регрессионный анализ. Виды регрессии. Уравнение регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпритация моделей регрессии.

Самостоятельная работа:

-самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 9.1;

- выполнение задания и оформление домашней работы.

Всего

90


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистика».

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Статистика».
  • сканер;
  • принтер.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор (мультимедийная доска).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская  Статистика.– М.: Кнорус,  2012
  2. Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)
  3. Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ –4-12/65 Н.
  4. Статистика: учеб. Для студ. Сред. Проф. Учеб. заведения /под ред.В.С.Мхитаряна. – 7-е изд., стер.-М.: Издательский центр  «Академия», 2013.-272 с.
  5. Сергеева И.И., Тимофеева С.А., Чекулина Т.А.Статистика: учебник. –М.:  ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2013.-272 с.

Дополнительные источники:

  1. Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2012.
  2. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М. : Финансы и статистика, 2005. Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М. Вып. 1. 1998; вып. 2. 1998; вып. 3. 2000; вып. 4. 2003.
  3. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник. М. : ИНФРА – М, 2013.
  4. Ефимова М. Р.,  Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие – 2-е издание переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика, 2012.
  5. Журнал «Вопросы статистики»
  6. М.Г.Сидоренко. Статистика,-М.: Форум, 2013.
  7. Н.В.Толстик, Н.М.Матегорина. Статистика.-М.:Феникс,2012.
  8. С.А.Канцедал. Основы  статистики. –М.: Форум, Инфра-М, 2013.
  9. С.Н.Лысенко, И.А.Дмитриев. Общая теория статистики.-М.: Форум, Инфра-М, 2011.
  10. Статистические ежегодники

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.orq

http://www.gisa.ru/76952.html

http://www.dic.acaddemic.ru


  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

  - организовать статистическое наблюдение по формам статистической отчетности;

        

Проверка выполнения домашней контрольной работы

- проводить первичный контроль и обобщение материалов наблюдений;

Проверка выполнения домашней контрольной работы

  - рассчитывать статистические показатели и интерпретировать полученные результаты;

Выполнение и защита практической работы.

- осуществлять комплексный анализ статистических показателей финансовой деятельности, готовить аналитические записки с предложениями по принятию управленческих решений;

Проверка выполнения домашней контрольной работы

Знать:

- предмет, метод и задачи статистики;

           

Проверка выполнения домашней контрольной работы

- принципы организации работы статистических органов;

 

Проверка выполнения домашней контрольной работы

- основные способы сбора, сводки, группировки и анализа статистической информации;

Проверка выполнения домашней контрольной работы

- формы статистической отчетности организаций финансового сектора экономики;

Проверка выполнения домашней контрольной работы

- технику расчета статистических показателей, характеризующих состояние организаций финансового сектора экономики.

Проверка выполнения домашней контрольной работы

О.И.  Кравцова,  преподаватель  ОБПОУ  «КМТ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Статистика" (ФГОС СПО)

Программа  учебной  дисциплины  является  частью  примерной  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности ...

Рабочая программа учебной дисциплины Статистика

Рабочая программа учебной дисциплины Статистика по специальности 030912 и 080110...

Рабочая программа дисциплины статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Рабочая программа составлена на основании топовой программы дисциплины в соответсвии с учебным планом по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  080114  Экономика и бухгалтерский учет ...

Рабочая программа по дисциплине "Статистика"

Рабочая программа для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" для СПО....

Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика" для специальности "Программирование в компьютерных системах"

Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана филиала МГТУ в поселке Яблоновском по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Общая трудоемкость дисциплины ...

Статистика. «Ряды динамики в статистике». Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь содержит комплекс теоретических и практических заданий по разделу «Ряды динамики в статистике» программы дисциплины «Статистика», направленных на формирование н...