Статистика. «Ряды динамики в статистике». Рабочая тетрадь
методическая разработка на тему

Златоустова Ольга Александровна

Рабочая тетрадь содержит комплекс теоретических и практических заданий по разделу «Ряды динамики в статистике» программы дисциплины «Статистика», направленных на формирование навыков внеаудиторной самостоятельной работы, что позволит обучающимся закрепить теоретические знания об особенностях построения и статистического анализа рядов динамики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_statistika.docx320.55 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЫСШАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА»

СТАТИСТИКА

 «Ряды динамики в статистике»

Рабочая тетрадь

Санкт-Петербург

2014


Одобрено и рекомендовано на заседании цикловой методической комиссии профессионального цикла  «10» ноября 2014г. (протокол № 3)

Рецендент:

М.С. Афанасьева, зам.директора по учебно-производственной работе, преподаватель экономических дисциплин

Златоустова О.А.

Ряды динамики в статистике: Рабочая тетрадь. – СПб:ГБУ «Высшая банковская школа», 2014. – 23 с.

Рабочая тетрадь содержит комплекс теоретических и практических заданий по разделу «Ряды динамики в статистике» программы дисциплины «Статистика», направленных на формирование навыков внеаудиторной самостоятельной работы, что позволит обучающимся закрепить теоретические знания об особенностях построения и статистического анализа рядов динамики.

Для обучающихся по специальности 080108, 080110, 38.02.07 «Банковское дело» при освоении учебной программы дисциплины «Статистика» по разделу «Ряды динамики в статистике», а также может быть использована преподавателями на аудиторных занятиях


Оглавление

Как пользоваться рабочей тетрадью        4

ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ        5

Задание 1.1.        5

Задание 1.2.        5

Задание 1.3.        6

Задание 1.4.        6

Задание 1.5.        7

Задание 1.6        7

Задание 1.7.        7

Задание 1.8.        8

Задание 1.9.        9

Задание 1.10.        9

Задание 1.11.        10

 


Как пользоваться рабочей тетрадью

Материалы, вошедшие в рабочую тетрадь, подготовлены на основе примерной учебной программы по дисциплине «Статистика», содержание которой соответствует государственным требованиям к содержанию и уровню подготовки по специальности 080108, 080110, 38.02.07 «Банковское дело». Выполнению заданий помогут знания, полученные при изучении дисциплин «Финансы, денежное обращение и кредит», «Экономика организации», «Экономическая теория».

Для выполнения заданий по каждой теме следует изучить входящие в нее вопросы по учебникам, включенным в список литературы. Далее следует внимательно ознакомиться с условиями каждого задания, ответить на вопросы и сделать необходимые расчеты. Ответы на вопросы, результаты расчетов и полученные выводы следует записать в специально отведенных для этого местах. При построении таблиц и графиков необходимо руководствоваться правилами, изученными ранее.

Допускается построение таблиц и графиков с помощью компьютера. В этом случае их распечатки вклеиваются в тетрадь, а преподавателю, по его требованию, для проверки демонстрируется соответствующий файл.


ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ

Задание 1.1.

Назовите основные показатели ряда динамики.

Задание 1.2.

В табл. 1 приведены отдельные показатели, характеризующие операции с наличным долларом США в обменных пунктах уполномоченных банков во второй половине 2012 года. Укажите, какие из шести приведенных в табл. 1 рядов динамики являются рядами: а) интервальными; б) моментными; в) абсолютных величин; г) относительных величин; д) средних величин.

Таблица 1

Месяц

Средний размер разовой сделки, дол. США

Количество
сделок, тыс. ед.

Среднемесячный курс, руб./дол.

Средняя маржа по операции

Доля операций
с долларом США
в общем объеме операций, %

покупка

продажа

покупка

продажа

покупка

продажа

покупка

продажа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Июль

147

417

2500

1266

30,9850

31,7161

0,73

92,5

71,8

Август

135

430

2367

1222

30,9780

31,7423

0,7

89,6

83,5

Сентябрь

135

452

2168

1142

31,0812

31,8015

0,7

90,1

85,7

Октябрь

137

458

2073

1253

31,1811

31,8869

0,7

90,8

85,8

Ноябрь

135

468

1875

1284

31,3157

32,0620

0,7

91,2

84,8

Декабрь

148

508

2020

1504

31,3931

32,0986

0,7

91,8

79,6

Задание 1.3.

Дополните табл. 2 формулами расчета показателей. При этом используйте следующие обозначения: уi –– уровень текущего периода, у1 –– уровень начального периода.

Таблица 2

Показатели динамики

Показатель

Метод расчета

с переменной базой (цепные)

с постоянной базой
(базисные)

1

2

3

1. Абсолютный прирост

Δ =

Δ΄ =

2. Коэффициент роста

Кр =

Кр΄ =

3. Темп роста, %

Тр =

Тр΄ =

4. Темп прироста, %

Тп =

Тп΄ =

Задание 1.4.

В табл. 3 приведен ряд динамики наличных денег в обращении (М) во втором полугодии 2013 года, учитываемых на балансе Банка России (млн. руб.). Дополните табл. 3, рассчитав указанные показатели.

Таблица 3

Показатель

01.07

01.08

01.09

01.10

01.11

01.12

1

2

3

4

5

6

7

М

685 682

699 480

720 123

718 245

717 769

733 772

Δ

Δ΄

Тр

Тр΄

Задание 1.5.

Запишите формулы среднего уровня для интервального и моментного рядов динамики.

Средняя для интервального ряда

___________________________________________________________________________

Средняя для моментного ряда (средняя хронологическая)

___________________________________________________________________________

Задание 1.6

Определив, является ряд в задании 1.4 интервальным или моментным, рассчитайте его среднее значение и средний коэффициент роста.

___________________________________________________________________________

Среднее значение

___________________________________________________________________________

Средний коэффициент роста

Задание 1.7.

Известна общая сумма вкладов населения в банках региона на 1-е число каждого месяца с января по август включительно 2013 года кроме июля: млн. руб.

Таблица 4

01.01

01.02

01.03

01.04

01.05

01.06

01.07

01.08

479,9

510,4

582,4

596,7

622,7

630,6

617,8

Известно также, что с 1 июля по 1 августа общая сумма вкладов населения в банках региона уменьшилась на 1,0%. Определите сумму вкладов населения на
1 июля. Рассчитайте за весь указанный период базисные абсолютные приросты, темпы роста и прироста суммы вкладов населения. Представьте исходные и полученные данные в табл. 5.

Таблица 5

Дата

01.01

01.02

01.03

01.04

01.05

01.06

01.07

01.08

Сума вклада

Абсолютный прирост

Темп роста, %

Темп прироста, %

Рассчитайте средние остатки вкладов граждан в I полугодии; среднемесячные темпы роста и прироста за весь период. Укажите виды примененных средних величин.

Средние остатки вкладов

___________________________________________________________________________

Среднемесячные темпы роста

___________________________________________________________________________

Среднемесячные темпы прироста

Задание 1.8.

Индекс потребительских цен на конец каждого месяца по отношению к концу предыдущего месяца в 2012 году составлял, %:

Таблица 6

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

102,2

102,1

101,1

101,1

101,7

100,6

100,7

100,1

100,4

101,1

101,6

101,6

Рассчитайте индекс потребительских цен за год.

Индекс потребительских цен за год

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Годовой темп инфляции, %

___________________________________________________________________________

Задание 1.9.

Индекс потребительских цен за 2013 год равен 118,6%. Рассчитайте среднемесячный темп инфляции за этот год.

Среднемесячный темп инфляции за 2013 год, %

___________________________________________________________________________

Задание 1.10.

В табл. 7 приведены данные о денежной массе (М2) на указанные даты 2013 года. Дополните табл. 7, рассчитав темпы прироста денежной массы.

Таблица 7

Дата

Денежная масса М2, млрд. руб.

Темпы прироста денежной массы, %

к предыдущему месяцу

к началу года

1

2

3

4

01.01

1602,6

––

––

01.02

1502,0

01.03

1522,9

01.04

1562,4

01.05

1621,3

01.06

1686,0

01.07

1751,1

01.08

1776,1

01.09

1812,5

01.10

1846,6

01.11

1884,6

01.12

1930,0

Используя результаты расчетов, укажите:

а) в какие месяцы происходило снижение показателя;

б) когда значение показателя впервые превысило начальный уровень;

в) когда значение показателя впервые превысило начальный уровень на 10%;

 г) в каком месяце был наибольший относительный прирост.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание 1.11.

По данным таблицы 8  выбрать динамический ряд, соответствующий Вашему варианту, для которого:

  1. Рассчитать:

а) среднегодовой уровень ряда динамики;

б) цепные и базисные показатели динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста;

в) средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста

2. Сделать выводы.

Таблица 8

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ  ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИРМЫ  

ЗА ПЕРИОД С 2010 ПО 2014 ГОДА (ПО СОПОСТАВИМОЙ ОЦЕНКЕ)

Год

Объем производства продукции,

тыс.руб

Средне-годовая стоимость ОПФ,

 тыс.руб.

Среднегодовая численность ППП, чел.

Число

наименований продукции, производимой фирмой,

шт.

Среднегодовая стоимость оборотных средств,

тыс.руб.

Балансовая прибыльтыс.руб.

Чистая прибыль

тыс.руб.

Объем реализации тыс.руб.

ФЗП

тыс.

руб.

Дебиторская задолженность

тыс.руб.

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2010

2011

2012

2013

2014

1267

1361

1475

1589

1712

1141

1180

1222

1261

1300

577

594

610

628

646

130

136

143

152

163

1369

1506

1687

1856

2060

742

756

770

786

800

284

300

319

342

362

896

986

1084

1188

1300

600

648

697

748

800

543

489

429

377

321


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты урока по теме Ряды динамики

Технологические карты составлены в соответствии рабочей программой и календарно-тематическим планом по дисциплине статистика...

Презентация к открытому уроку с элементами проекта на тему "Расчет показателей ряда динамики"

Презентация к открытому уроку с элементами проекта на тему "Расчет показателей ряда динамики"...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине "Статистика" для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Статистика" включает задания к практическим занятиям и предназначена для выполнения аудиторной практической работы студентов по специальности 38.02.01 Эконо...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине "Статистика" для студентов специальности 38.02.07 Банковское дело

Рабочая тетрадь содержит задания к практическим занятиям по учебной дисциплине "Статистика" и предназначена для выполнения аудиторной практической работы студентов по специальности 38.02.07 Банковское...

Рабочая тетрадь № 1 по учебной дисциплине "Статистика" для выполнения внеаудиторной работы студента по технологической карте № 1 для студентов специальности 38.02.07 Банковское дело

Основной целью рабочей тетради является закрепление и углубление знаний и умений студентов, получивших в процессе обучения, а также возможность подготовиться к диагностике по технологической карте...

Рабочая тетрадь № 2 по учебной дисциплине "Статистика" для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студента по технологической карте № 2

Рабочая тетрадь № 2 по учебной дисциплине «Статистика» предназначена для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студента по технологической карте № 2 по теме: Аналитическая статистика. В...

План-конспект практического занятия «Приемы исследования рядов динамики социально-экономических процессов»

Тема 3.3. Статистическое изучение взаимосвязи и динамики социально-экономических процессов ПЗ №12. Приемы исследования рядов динамики социально-экономических процессов Цель занятия: консультация ...