Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание" - 107-78 часов
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание" относится к циклу "Общебразовательная подготовка" и предназначена для студентов 1 курса учреждений среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_1_kurs_107-78_ch.docx | 70.13 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины обществознание разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт); 190623 «Техническая эксплуатация подвижного состава железнодорожного транспорта» и примерной программы для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008.
Организация-разработчик: Лискинский техникум железнодорожного транспорта -филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» ( далее ЛТЖТ- филиал РГУПС)
Разработчик: Н.Н. Мёдова, преподаватель Лискинского техникума железнодорожного транспорта, филиал ФГБОУ ВПО РГУПС
Рекомендована методическим Советом ЛТЖТ – филиал РГУПС
Протокол методического Совета №_________ от «____»__________20__г.
©
©
©
©
©
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО РГУПС)
Лискинский техникум железнодорожного транспорта имени И.В. Ковалёва
(ЛТЖТ – филиал РГУПС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
для специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт); 190623 «Техническая эксплуатация подвижного состава железнодорожного транспорта»
(базовый уровень среднего профессионального образования)
2011 г.
ОДОБРЕНА цикловой комиссией общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин Протокол № от «_____» 2011 г. Председатель ___________________ | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт); 190623 «Техническая эксплуатация подвижного состава железнодорожного транспорта» Заместитель директора по учебной работе ______________Г.Д. Голованёв |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 9 |
| 23 |
| 28 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель предмета:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- структурную систему об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
уметь:
- получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, предоставленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма и т.д.);
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, сточки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 58 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов 107 | Объем часов 78 | |
Введение | Содержание учебного материала: Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 1 | 1 | |
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 10/6 | |||
1.1. Общество как сложная система | 3/1 | |||
Тема 1.1.1 Общество, его типы и формы развития | Содержание учебного материала: Понятие общества. Общество как динамически саморазвивающаяся система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. (Основные институты общества. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь). Понятие общественного прогресса. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Научно – технический прогресс. Сущность исторического процесса. Эволюция и революция как формы социального изменения. Типология общества. Восток и Запад. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Самостоятельная работа: подготовка сообщений и презентаций на тему: «Современные концепции развития общества»; работа с учебником | 1 1 | 1 | |
Тема 1.1.2.Общество и глобальные проблемы современности | Содержание учебного материала: Общество как способ существования человека. Многообразие мира и единство человечества. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века (глобальные проблемы современности). | 1 | 1 | |
Тема 1.2.3 Особенности российской цивилизации | Содержание учебного материала: Исторический путь России: основные вехи. Особенности развития Российской цивилизации. Россия между Востоком и Западом. | 1 | 1 | |
1.2. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 3/3 | |||
Тема 1.2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции | Содержание учебного материала: Человек как результат биологической и социокультурной революции. Бытие человека. Индивид, индивидуальность, личность. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Поведение человека. Потребности и интересы. Самостоятельная работа: написание сочинения-эссе на тему: «Что такое человеческая душа?». | 1 1 | 1 | |
Тема 1.2.2 Сущность и многообразие человеческой деятельности | Содержание учебного материала: Человеческая деятельность, её многообразие. Структура деятельности. Предназначение человека. Трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Творчество. Самостоятельная работа: Общение и деятельность или общение как деятельность? Мир общения. Виды общения. Способы общения. Общение и коммуникации. Диалог. Функции общения. | 1 1 | 1 | |
Тема 1.2.3 Свобода и необходимость в деятельности человека. | Содержание учебного материала: Свобода личности и необходимость. Свобода и ответственность. Свобода человека и её ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Свобода выбора свободного человека. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №2); контрольно –тестовая работа №2 | 1 1 | 1 | |
1.3. Проблема познаваемости мира и человека в нём | 4/2 | |||
Тема 1.3.1 Познавательная деятельность человека | Содержание учебного материала: Познание как процесс идеального отражения мира. Структура познавательной деятельности. Истина и её критерии. Объективная(абсолютная и относительная) и субъективная истина. Истинное и ложное. Заблуждение. Агностицизм. Научное и ненаучное познание. Многообразие форм знания (ненаучное познание). Специфика и критерии научности познания. Уровни научного познания: эмпирический, теоретический, методологический. Наука и проблема классификации наук. Самостоятельная внеаудиторная работа: подготовка сообщений на тему: «Искусственный интеллект». | 1 1 | 1 | |
Тема 1.3.2. Особенности социального познания. | Содержание учебного материала: Особенности социального познания. Конкретно – исторический подход к социальным явлением. Факты, интерпретации, оценки. Социальные и гуманитарные знания. Самовосприятие. Формирование образа «Я». Самооценка. Самоисповедь и самопознание. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №3); контрольно –тестовая работа №3 | 1 1 | 1 | |
Систематизация и обобщение знаний по разделу 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 2 | 1 | ||
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 4/4 | |||
Тема 2.1. Духовная культура общества | Содержание учебного материала: Понятие культура. Культура нравственная, экономическая, политическая, правовая. Типология мировой культуры. Элитарная, массовая и народная культура. Культура и духовная жизнь общества. Функции культуры. Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала | 1 1 | 1 | |
2.2. Религия как феномен культуры | Содержание учебного материала: Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Менталитет человека. Религия и религиозное мышление. Многообразие религий. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в РФ. Роль религий в современном обществе. Самостоятельная работа: Подготовка групповых сообщений по мировым религиям. | 1 1 | 2 | |
Тема 2.3. Роль образования в жизни общества. | Содержание учебного материала Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №4); контрольно –тестовая работа №4 | 1 1 | 2 | |
Тема 2.4. Мораль и искусство как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала : Мораль – духовный регулятор деятельности. Идеалы, ценности, категории морали. Моральная оценка. Становление нравственного человека. Понятие искусства и его значение. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Эстетика и мораль. Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала | 1 1 | 1 | |
Раздел 3. Экономика | 10/11 | |||
Тема 3. 1. Экономика и её роль в обществе | Содержание учебного материала: Экономика как наука и хозяйство . Главные вопросы экономики . Потребности . Выбор и альтернативная стоимость . Ограниченность ресурсов . Факторы производства . Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная , централизованная (командная ) и рыночная экономика. Самостоятельная работа: Проработка вопросов по учебнику с использованием дополнительной литературы: Рациональный потребитель . Защита прав потребителя . Основные доходы и расходы семьи . Реальный и номинальный доход . Сбережения . | 1 1 | 2 | |
Тема 3.2. Собственность и её роль в процессе производства | Содержание учебного материала: Экономическое и юридическое содержание понятия собственность. Формы собственности. Приватизация. Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала | 1 1 | 1 | |
Тема 3.3. Модели современного рынка | Содержание учебного материала: Современная Российская экономика и модели современного рынка. Монополия и её формы. Конкуренция и её формы. Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала | 1 1 | 1 | |
Тема 3.4.Законы рыночного саморегулирования | Содержание учебного материала: Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 1 1 | 2 | |
Практическая работа: Решение задач | 1 | 1 | ||
3.5. Фирма в рыночной экономике | Содержание учебного материала: Роль фирм в экономике. Издержки , выручка , прибыль . Производительность труда . Основные организационные формы бизнеса в России . Основные источники финансирования бизнеса . Акции и облигации . Фондовый рынок Основы менеджмента и маркетинга . Самостоятельная работа: Частные и общественные блага . Внешние эффекты . Функции государства в экономике . Виды налогов . Государственные расходы . Государственный бюджет . Государственный долг . Основы налоговой политики государства . | 1 1 | 2 | |
Практическая работа: Расчёт эффективности деятельности фирмы и максимальной прибыли. | 1 | 1 | ||
Тема 3.6. Экономика потребителя. | Содержание учебного материала: Потребности. Теория предельной полезности. Доходы и их виды. Заработная плата, её формы. Прожиточный минимум. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №5). | 1 1 | 1 | |
Тема 3.7. Структура экономики страны | Содержание учебного материала: Основные макроэкономические показатели. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Самостоятельная работа: проработка вопросов: Основы денежной политики государства Деньги. Процент . Банковская система. Роль центрального банка . Основные операции коммерческих банков . Другие финансовые институты. Паевые и пенсионные фонды , страховые компании . | 1 1 | 2 | |
Тема 3.8. Государство и экономика | Содержание учебного материала: Функции государства в экономике . Виды налогов . Государственные расходы . Государственный бюджет . Государственный долг. Механизмы государственного регулирования. Денежно – кредитная (монетарная политика). Бюджетно – налоговая (фискальная политика). Социальная политика государства в экономике. Самостоятельная работа: Макроэкономическое равновесие и показатели макроэкономической нестабильности Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Инфляция Виды причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры | 1 1 | 1 | |
Тема 3.9. Основные проблемы экономики России. Мировая экономика | Содержание учебного материала: Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Факторы формирования международных экономических отношений. Формы международной экономической интеграции и её значение Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме. | 1 1 | 1 | |
Систематизация и обобщение знаний по разделу 3. Экономика | 1 | 1 | ||
Раздел 4. Социальные отношения | 11/6 | |||
4.1. Социальная стратификация и мобильность | Содержание учебного материала: Социальные общности. Толпа как социальная общность. Социальная стратификация и социальная дифференциация. Социальные страты современного общества. Социальный класс и социальный слой. Социальная мобильность. Социальные лифты. Маргинальность. Самостоятельная работа: написание сочинения –эссе. (индивидуальные темы) | 1 1 | 2 | |
Тема 4.2. Социальные институты современного общества. | Содержание учебного материала: Виды социальных институтов. Процесс институционализации. Роль социальных институтов. Самостоятельная работа: Работа со статистическими таблицами. | 1 1 | 2 | |
Тема 4.3. Социальные статусы и роли человека | Содержание учебного материала: Понятие социальный статус и виды. Статусы постоянные и меняющиеся, престиж и престижность профессиональной деятельности. Понятие социальная роль, многообразие социальных ролей в процессе социализации. Статусно – ролевой конфликт. | 1 | 2 | |
Тема 4.4. Социальные нормы и контроль. | Содержание учебного материала Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме. | 1 1 | 2 | |
Тема 4.5. Социальное поведение и конфликты | Содержание учебного материала: Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Самостоятельная работа: Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. | 1 1 | 2 | |
Тема 4.6. Этнические общности. | Содержание учебного материала: Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 1 | 1 | |
Тема 4.7 Молодёжь как социальная группа | Содержание учебного материала: Молодёжь как социальная группа, её роль в обществе, современная молодёжная политика РФ Самостоятельная работа: подготовка сообщений по темам: «Современные молодежные течения и движения»; составление программы развития молодёжной политики в современной России | 2 1 | 3 | |
Тема 4.8. Семья как малая социальная группа | Содержание учебного материала: Роль семьи в обществе, проблемы неполных семей, современная демографическая ситуация в РФ. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №6); контрольно –тестовая работа №6 | 2 1 | 1 | |
Систематизация и обобщение знаний по разделу 4. Социальные отношения | 1 | 1 | ||
Раздел 5. Политика как общественное явление | 14/6 | |||
5.1. Политика и власть. | Содержание учебного материала: Понятие власти. Власть, её происхождение, структура и виды. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. | 1 | 1 | |
Тема 5.2 Государство. | Содержание учебного материала: Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме. | 2 1 | 2 | |
Тема 5.3 Партии и партийные системы | Содержание учебного материала: Политические партии и избирательный процесс. Избирательное право. Политические движения. Партийные системы. современные идейно-политические системы, законодательно-регулируемая деятельность партий в РФ Самостоятельная работа: взаимодействие различных политических партий и движений современной России; становление многопартийности в России. | 2 1 | 2 | |
Тема 5.4 Гражданское общество и правовое государство | Содержание учебного материала: Гражданское общество и государство, основные черты гражданского и демократического общества, избирательная компания в РФ Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала | 2 1 | 2 | |
Тема 5.5. Личность и политика | Содержание учебного материала: политический статус личности, политическое участие, лидерство, политическая элита — особенности её в современной России. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №7); | 1 1 | 2 | |
Практическая работа: Политический портрет общественного деятеля (на выбор); политические карикатуры (описание по плану) | 1 | 1 | ||
Тема 5.6. Политическая идеология | Содержание учебного материала: Идейно-политические движения в истории и современном мире. | 2 | 1 | |
Тема 5.7. Роль СМИ в политической жизни общества | Содержание учебного материала: роль СМИ в политической жизни общества, направление и характер информации распространяемой в СМИ, влияние СМИ на политическое сознание и мышление Самостоятельная работа: желтая пресса и ее роль | 2 1 | 2 | |
Тема 5.3 Семинарское занятие по разделу 5 | Содержание учебного материала: По итогам изучения раздела 5 проводится семинарское занятие по вопросам, содержащимся в методических указаниях по подготовке к занятию. | 1 | 1 | |
Систематизация и обобщение знаний по разделу 5. Политика как общественное явление; контрольно –тестовая работа №7 | 1 | |||
Раздел 6. Право | 21/7 | |||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала: Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 2 | 1 | |
Тема 6.2. Источники (формы) права | Содержание учебного материала: Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Иерархия нормативно – правовых актов в РФ. Законы и подзаконные акты. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятия, учебной и юридической литературы. Подготовка к опросу по теме. | 2 1 | 2 | |
Тема 6.3. Правоотношения | Содержание учебного материала: Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 2 | 1 | |
Тема 6.4. Особенности правоотношений несовершеннолетних | Содержание учебного материала: Правовые отношения несовершеннолетних. Права и обязанности. Ответственность. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №8); контрольно –тестовая работа №8 | 2 1 | 2 | |
Тема 6.5. Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала: Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура Конституции РФ. | 2 | 1 | |
Тема 6.6. Система органов государственной власти | Содержание учебного материала: Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы. | 2 1 | 2 | |
Тема 6.7. Основные конституционные права и свободы человека и гражданина. | Содержание учебного материала:Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщика. | 2 | 1 | |
Практическая работа: Составление сравнительного каталога прав и обязанностей граждан по всеобщей Декларации прав и свобод и Конституции РФ. | 1 | |||
Тема 6.8. Отрасли российского права. | Содержание учебного материала: Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы. | 1 | |||
Тема 6.4. Международное право | Содержание учебного материала: Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы. | 2 1 | 1 | |
Практическая работа: решение заданий по форме ЕГЭ | 1 | |||
Итоговое ( зачётное) занятие | Содержание учебного материала: сдача зачёта по методическим указаниям. | 1 | 3 | |
Итого |
Всего | 107 107 | 78 78 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально – экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по обществознанию;
-опорно-логические схемы,
- DVD и видео фильмы,
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Для преподавателей
Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
| Текущий контроль: 1.Опрос по пройденному материалу; 2.Контроль ведения конспектов; 3.Проверка результатов самостоятельной работы; 4.Тестирование; 5.Участие в повторительно-обобщающих уроках. Результаты обучения оцениваются по рейтинговой шкале из расчёта пяти баллов за урок, повторительные уроки и выполнение творческих заданий – по десять баллов, итоговое занятие – 15 баллов. |
| Итоговый контроль: 1.Сдача зачёта по дисциплине; 2.Применение итоговой рейтинговой оценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия" на 234 часа для групп социально-экономического профиля 43.02.02 Парикмахерское искусство, 43.02.11 Гостиничный сервис.
Рабочая программа рассчитана на 234 часа для групп социально-экономического профиля в учебных заведениях среднего профессионального образования....
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03 Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия. Технический профиль. 285 часов
Программа общеобразовательной учебной дисциплина Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия (далее – «Математика») предназначена для изучения математики в профессиональных образова...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03 Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия. Естественнонаучный профиль. 228 часов
Программа общеобразовательной учебной дисциплина Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия (далее – «Математика») предназначена для изучения математики в профессиональных образова...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03 Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия. Технический профиль. 234 часа
Программа общеобразовательной учебной дисциплина Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия (далее – «Математика») предназначена для изучения математики в профессиональных образова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по программе подготовки квалифицированных рабочих 19727 Штукатур на базе основного общего образования – 4,5 недели (162 часов) группа СПА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по программе подготовки квалифицированных рабочих19727 Штукатур на базе основного общего образования – 4,5 недели (162 часов)группа СПА...
Рабочая программа учебной дисциплины "История" - 171-117 часов нагрузки
Рабочая программа учебной дисциплины "История" относится к циклу "Общебразовательная подготовка" и предназначена для студентов 1 курса учреждений среднего профессионального образов...
Рабочая программа учебной дисциплины "История" - 72-48 часов
Рабочая программа учебной дисциплины "История" относится к циклу "Общебразовательная подготовка" и предназначена для студентов 2 курса учреждений среднего профессионального образов...