Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание" - 107-78 часов
рабочая программа на тему

Горяев Сергей Михайлович

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание" относится к циклу "Общебразовательная подготовка" и предназначена для студентов 1 курса учреждений среднего профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_1_kurs_107-78_ch.docx70.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

2011 г.


Рабочая программа учебной дисциплины обществознание разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 190701 «Организация перевозок и управление  на транспорте (железнодорожный транспорт); 190623 «Техническая эксплуатация подвижного состава железнодорожного транспорта» и  примерной программы    для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008.

Организация-разработчик: Лискинский техникум железнодорожного транспорта -филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Ростовский государственный университет путей сообщения» ( далее ЛТЖТ- филиал РГУПС)

Разработчик: Н.Н. Мёдова, преподаватель Лискинского техникума железнодорожного транспорта, филиал ФГБОУ ВПО РГУПС

Рекомендована методическим Советом ЛТЖТ – филиал РГУПС

Протокол методического Совета №_________ от «____»__________20__г.

©

©

©

©

©

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Лискинский техникум железнодорожного транспорта имени И.В. Ковалёва

(ЛТЖТ – филиал РГУПС)

 

                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание

для специальности 190701 «Организация перевозок и управление  на транспорте (железнодорожный транспорт); 190623 «Техническая эксплуатация подвижного состава железнодорожного транспорта»

(базовый уровень среднего профессионального образования)

 

2011 г.

                                 ОДОБРЕНА

цикловой комиссией общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин

Протокол №    от «_____» 2011 г.

Председатель ___________________

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 190701 «Организация перевозок и управление  на транспорте (железнодорожный транспорт); 190623 «Техническая эксплуатация подвижного состава железнодорожного транспорта»

Заместитель директора по учебной работе ______________Г.Д. Голованёв

 

       

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

28


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая  программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель предмета:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • структурную систему  об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

уметь:

  • получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их    существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, предоставленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма и т.д.);
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, сточки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов,  в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 58 часов.


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов 107

Объем часов  

78

Введение

Содержание учебного материала: Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

1

1

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

10/6

1.1. Общество как сложная система

3/1

Тема 1.1.1 Общество, его типы и формы развития

Содержание учебного материала: Понятие общества. Общество как динамически саморазвивающаяся система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. (Основные институты общества. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь).

Понятие общественного прогресса. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Научно – технический прогресс. Сущность исторического процесса. Эволюция и революция как формы социального изменения.

Типология общества. Восток и Запад. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество.

Самостоятельная работа: подготовка сообщений и презентаций на тему: «Современные концепции развития общества»; работа  с учебником

1

1

1

Тема 1.1.2.Общество и глобальные проблемы современности

Содержание учебного материала: Общество как способ существования человека. Многообразие мира и единство человечества. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века (глобальные проблемы современности).

1

1

Тема 1.2.3 Особенности российской цивилизации

Содержание учебного материала: Исторический путь России: основные вехи. Особенности развития Российской цивилизации. Россия между Востоком и Западом.

1

1

1.2. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

3/3

Тема 1.2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Содержание учебного материала: Человек как результат биологической и социокультурной революции. Бытие человека. Индивид, индивидуальность, личность. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Поведение человека. Потребности и интересы.

Самостоятельная работа: написание сочинения-эссе на тему: «Что такое человеческая душа?».

1

1

1

Тема 1.2.2 Сущность и многообразие человеческой деятельности

Содержание учебного материала: Человеческая деятельность, её многообразие. Структура деятельности. Предназначение человека. Трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Творчество.

Самостоятельная работа:  Общение и деятельность или общение как деятельность? Мир общения. Виды общения. Способы общения. Общение и коммуникации. Диалог. Функции общения.

1

1

1

Тема 1.2.3 Свобода и необходимость в деятельности человека.

Содержание учебного материала: Свобода личности и необходимость. Свобода и ответственность. Свобода человека и её ограничители (внутренние – со стороны самого человека  и внешние – со стороны общества). Свобода выбора свободного человека.

Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №2); контрольно –тестовая работа №2

1

1

1

1.3. Проблема познаваемости мира и человека в нём

4/2

Тема 1.3.1 Познавательная деятельность человека

Содержание учебного материала: Познание как процесс идеального отражения мира. Структура познавательной деятельности.

Истина и её критерии. Объективная(абсолютная и относительная)  и субъективная истина. Истинное и ложное. Заблуждение.  Агностицизм.

Научное и ненаучное познание. Многообразие форм знания (ненаучное познание). Специфика и критерии научности познания. Уровни научного познания: эмпирический, теоретический, методологический. Наука и проблема классификации наук.

Самостоятельная внеаудиторная работа: подготовка сообщений  на тему: «Искусственный интеллект».

1

1

1

Тема 1.3.2. Особенности социального познания.

Содержание учебного материала: Особенности социального познания. Конкретно – исторический подход к социальным явлением. Факты, интерпретации, оценки. Социальные и гуманитарные знания.

Самовосприятие. Формирование образа «Я». Самооценка. Самоисповедь и самопознание.

Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №3); контрольно –тестовая работа №3

1

1

1

Систематизация и обобщение знаний по разделу 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

2

1

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества

4/4

Тема 2.1. Духовная культура общества

Содержание учебного материала: Понятие культура. Культура нравственная, экономическая, политическая, правовая. Типология мировой культуры. Элитарная, массовая и народная культура. Культура и духовная жизнь общества. Функции культуры.

Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала

1

1

1

2.2. Религия как феномен культуры

Содержание учебного материала: Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Менталитет человека. Религия и религиозное мышление. Многообразие религий. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в РФ. Роль религий в современном обществе.

Самостоятельная работа: Подготовка групповых сообщений по мировым религиям.

1

1

2

Тема 2.3. Роль образования в жизни общества.

Содержание учебного материала Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №4); контрольно –тестовая работа №4

1

1

2

Тема 2.4. Мораль и искусство как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала : Мораль – духовный регулятор деятельности. Идеалы, ценности, категории морали. Моральная оценка. Становление нравственного человека.

Понятие искусства и его значение. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Эстетика и мораль.

Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала

1

1

1

Раздел 3. Экономика

10/11

Тема 3. 1. Экономика и её роль в обществе

Содержание учебного материала: Экономика как наука и хозяйство . Главные вопросы экономики . Потребности . Выбор и альтернативная стоимость . Ограниченность ресурсов  . Факторы производства .

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная , централизованная (командная ) и рыночная экономика. 

Самостоятельная работа: Проработка вопросов по учебнику с использованием дополнительной литературы: Рациональный потребитель . Защита прав потребителя . Основные доходы и расходы семьи . Реальный и номинальный доход . Сбережения .

1

1

2

Тема 3.2. Собственность и её роль в процессе производства

Содержание учебного материала: Экономическое и юридическое содержание понятия собственность. Формы собственности. Приватизация.

Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала

1

1

1

Тема 3.3. Модели современного рынка

Содержание учебного материала: Современная Российская экономика и модели современного рынка. Монополия и её формы. Конкуренция и её формы.

Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала

1

1

1

Тема 3.4.Законы рыночного саморегулирования

Содержание учебного материала: Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально.

1

1

2

Практическая работа: Решение задач

1

1

3.5. Фирма в рыночной экономике

Содержание учебного материала: Роль фирм в экономике. Издержки , выручка , прибыль . Производительность труда . Основные организационные формы бизнеса в России . Основные источники финансирования бизнеса . Акции и облигации . Фондовый рынок Основы менеджмента и маркетинга .

Самостоятельная работа:  Частные и общественные блага . Внешние эффекты . Функции государства в экономике . Виды налогов . Государственные расходы . Государственный бюджет . Государственный долг . Основы налоговой политики государства .

1

1

2

Практическая работа: Расчёт эффективности деятельности фирмы и максимальной прибыли.

1

1

Тема 3.6. Экономика потребителя.

Содержание учебного материала: Потребности. Теория предельной полезности. Доходы и их виды. Заработная плата, её формы. Прожиточный минимум.

Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №5).

1

1

1

Тема 3.7. Структура экономики страны

Содержание учебного материала: Основные макроэкономические показатели.  Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Самостоятельная работа: проработка вопросов: Основы денежной политики государства Деньги. Процент . Банковская система. Роль центрального банка . Основные операции коммерческих банков . Другие финансовые институты.  Паевые и пенсионные фонды , страховые компании .

1

1

2

Тема 3.8. Государство и экономика

Содержание учебного материала:  Функции государства в экономике . Виды налогов . Государственные расходы . Государственный бюджет . Государственный долг.  Механизмы государственного регулирования. Денежно – кредитная (монетарная политика). Бюджетно – налоговая (фискальная политика). Социальная политика государства в экономике.

Самостоятельная работа:  Макроэкономическое равновесие и показатели макроэкономической нестабильности Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Инфляция  Виды  причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры  

1

1

1

Тема 3.9. Основные проблемы экономики России.  Мировая экономика

Содержание учебного материала: Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

 Факторы формирования международных экономических отношений. Формы международной экономической интеграции и её значение

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. 

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме.

1

1

1

Систематизация и обобщение знаний по разделу 3. Экономика

1

1

Раздел 4. Социальные отношения

11/6

4.1. Социальная стратификация и мобильность

Содержание учебного материала: Социальные общности. Толпа как социальная общность. Социальная стратификация и социальная дифференциация. Социальные страты современного общества.  Социальный класс и социальный слой. Социальная мобильность. Социальные лифты. Маргинальность.

Самостоятельная работа: написание сочинения –эссе. (индивидуальные темы)

1

1

2

Тема 4.2. Социальные институты современного общества.

Содержание учебного материала: Виды социальных институтов. Процесс институционализации. Роль социальных институтов.

Самостоятельная работа: Работа со статистическими таблицами.

1

1

2

Тема 4.3. Социальные статусы и роли человека

Содержание учебного материала: Понятие социальный статус и виды. Статусы постоянные и меняющиеся, престиж и престижность профессиональной деятельности. Понятие социальная роль, многообразие социальных ролей в процессе социализации. Статусно – ролевой конфликт.

1

2

Тема 4.4. Социальные нормы и  контроль.

Содержание учебного материала Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме.

1

1

2

Тема 4.5. Социальное поведение и конфликты

Содержание учебного материала: Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Самостоятельная работа:  Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

1

1

2

Тема 4.6. Этнические общности.

Содержание учебного материала: Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

1

1

Тема 4.7 Молодёжь как социальная группа

Содержание учебного материала: Молодёжь как социальная группа, её роль в обществе, современная молодёжная политика РФ  

Самостоятельная работа: подготовка сообщений по темам: «Современные молодежные течения и движения»; составление программы развития молодёжной политики в современной России

2

1

3

Тема 4.8.  Семья как малая социальная группа

Содержание учебного материала: Роль семьи в обществе, проблемы неполных семей, современная демографическая ситуация в РФ.

Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №6); контрольно –тестовая работа №6

2

1

1

Систематизация и обобщение знаний по разделу 4. Социальные отношения

1

1

Раздел 5. Политика как общественное явление

14/6

5.1. Политика и власть.

Содержание учебного материала: Понятие власти. Власть, её происхождение, структура и виды. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура.

1

1

Тема 5.2 Государство.

Содержание учебного материала:  Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме.

2

1

2

Тема 5.3 Партии и партийные системы

Содержание учебного материала:  Политические партии и избирательный процесс. Избирательное право. Политические движения. Партийные системы. современные идейно-политические системы, законодательно-регулируемая деятельность партий в РФ

Самостоятельная работа: взаимодействие различных политических партий и движений современной России; становление многопартийности в России.

2

1

2

Тема 5.4 Гражданское общество и правовое государство

Содержание учебного материала:  Гражданское общество и государство, основные черты гражданского и демократического общества, избирательная компания в РФ

Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала

2

1

2

Тема 5.5. Личность и политика

Содержание учебного материала:  политический статус личности, политическое участие, лидерство, политическая элита — особенности её в современной России.

Самостоятельная работа:  решение познавательных заданий (самостоятельная работа №7);

1

1

2

Практическая работа: Политический портрет общественного деятеля (на выбор); политические карикатуры (описание по плану)

1

1

Тема 5.6. Политическая идеология

Содержание учебного материала:  Идейно-политические движения в истории и современном мире.

2

1

Тема 5.7. Роль СМИ в политической жизни общества

Содержание учебного материала: роль СМИ в политической жизни общества, направление и характер информации распространяемой в СМИ, влияние СМИ на политическое сознание и мышление

Самостоятельная работа: желтая пресса и ее роль

2

1

2

Тема 5.3 Семинарское занятие по разделу 5

Содержание учебного материала: По итогам изучения раздела 5 проводится семинарское занятие по вопросам, содержащимся в методических указаниях по подготовке к занятию.

1

1

Систематизация и обобщение знаний по разделу 5. Политика как общественное явление; контрольно –тестовая работа №7

1

Раздел 6. Право

21/7

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала: Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

2

1

Тема 6.2. Источники (формы) права

Содержание учебного материала: Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Иерархия нормативно – правовых актов в РФ. Законы и подзаконные акты. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятия, учебной и  юридической литературы. Подготовка к опросу по теме.

2

1

2

Тема 6.3. Правоотношения

Содержание учебного материала: Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

2

1

Тема 6.4. Особенности правоотношений несовершеннолетних

Содержание учебного материала: Правовые отношения несовершеннолетних. Права и обязанности. Ответственность.

Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №8); контрольно –тестовая работа №8

2

1

2

Тема 6.5. Основы конституционного права Российской Федерации

Содержание учебного материала: Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура Конституции РФ.

2

1

Тема 6.6. Система органов государственной власти

Содержание учебного материала: Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы.

2

1

2

Тема 6.7. Основные конституционные права и свободы человека и гражданина.

Содержание учебного материала:Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

Права и обязанности налогоплательщика.

2

1

Практическая работа: Составление сравнительного каталога прав и обязанностей граждан по всеобщей Декларации прав и свобод и Конституции РФ.

1

Тема 6.8. Отрасли российского права.

Содержание учебного материала: Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Защита прав потребителей.

Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы.

1

Тема 6.4. Международное право

Содержание учебного материала: Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

 Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы.

2

1

1

Практическая работа: решение заданий по форме ЕГЭ

1

 Итоговое   ( зачётное) занятие

Содержание учебного материала: сдача зачёта по методическим указаниям.

1

3

Итого

        

                         Всего

107

107

78

78


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально – экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по обществознанию;

-опорно-логические схемы,

- DVD и видео фильмы,

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

        Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005

        Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005

Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.

Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.

Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.

Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.

Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.

Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.

Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.

Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.

Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.

Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. – М., 2005.

Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.     – М., 2005.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.

Для преподавателей

Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп.     – М., 2002.

Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.

Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.

Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.

Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.          –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

  • Умения:                        получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Текущий контроль:

1.Опрос по пройденному материалу;

2.Контроль ведения конспектов;

3.Проверка результатов самостоятельной работы;

4.Тестирование;

5.Участие в повторительно-обобщающих уроках.

Результаты обучения оцениваются по рейтинговой шкале из расчёта пяти баллов за урок, повторительные уроки и выполнение творческих заданий – по десять баллов, итоговое занятие – 15 баллов.

  • Знания:                   структурную систему  об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.

Итоговый контроль:

1.Сдача зачёта по дисциплине;

2.Применение итоговой рейтинговой оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия" на 234 часа для групп социально-экономического профиля 43.02.02 Парикмахерское искусство, 43.02.11 Гостиничный сервис.

Рабочая программа рассчитана на 234 часа для групп социально-экономического профиля в учебных заведениях среднего профессионального образования....

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03 Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия. Технический профиль. 285 часов

Программа общеобразовательной учебной дисциплина Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия (далее – «Математика») предназначена для изучения математики в профессиональных образова...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03 Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия. Естественнонаучный профиль. 228 часов

Программа общеобразовательной учебной дисциплина Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия (далее – «Математика») предназначена для изучения математики в профессиональных образова...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03 Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия. Технический профиль. 234 часа

Программа общеобразовательной учебной дисциплина Математика: Алгебра, начала математического анализа, геометрия (далее – «Математика») предназначена для изучения математики в профессиональных образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по программе подготовки квалифицированных рабочих 19727 Штукатур на базе основного общего образования – 4,5 недели (162 часов) группа СПА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по программе подготовки квалифицированных рабочих19727 Штукатур на базе основного общего образования – 4,5 недели (162 часов)группа СПА...

Рабочая программа учебной дисциплины "История" - 171-117 часов нагрузки

Рабочая программа учебной дисциплины "История" относится к циклу "Общебразовательная подготовка" и предназначена для студентов 1 курса учреждений среднего профессионального образов...

Рабочая программа учебной дисциплины "История" - 72-48 часов

Рабочая программа учебной дисциплины "История" относится к циклу "Общебразовательная подготовка" и предназначена для студентов 2 курса учреждений среднего профессионального образов...