Методические рекомендации по изучению темы: «Налогообложение предприятий МБ» по дисциплине: ТО.Р.03 «Основы предпринимательской деятельности».
методическая разработка на тему
Содержание
Предисловие
1.Виды налогов в РФ
1.2. Виды и функции налогов
2. Общетеоретическая характеристика специальных налоговых режимов
2.1 Понятие и роль налоговых режимов в налоговой политике РФ
2.2 Условия применения УСН
2.3 Налоги, не уплачиваемые при применении УСНО. Субъекты предпринимательской деятельности. Наименование налога, не
уплачиваемого при применении УСНО
2.4 Налоговый учет и отчетность при УСН
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение КК «Колледж Ейский»
Методические рекомендации по изучению темы:
«Налогообложение предприятий МБ»
по дисциплине:
ТО.Р.03 «Основы предпринимательской деятельности».
Подготовил преподаватель
Дмитриченко Р.Ю.
2013 год
Содержание
Предисловие 3
1.Виды налогов в РФ 4
1.2. Виды и функции налогов 4
2. Общетеоретическая характеристика специальных налоговых режимов 5
2.1 Понятие и роль налоговых режимов в налоговой политике РФ 5
2.2 Условия применения УСН 10
2.3 Налоги, не уплачиваемые при применении УСНО. Субъекты предпринимательской деятельности. Наименование налога, не
уплачиваемого при применении УСНО 13
2.4 Налоговый учет и отчетность при УСН 17
Используемая литература 19
Предисловие
Методические рекомендации по изучению темы содержат необходимый теоретический материал для проведения занятия «Налогообложение предприятий МБ» по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности». у студентов специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства», 190631 «ТО и ремонт автомобильного транспорта» 110810 «Электрификация сельского хозяйства».
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства», 190631 «ТО и ремонт автомобильного транспорта», 110810 «Электрификация сельского хозяйства».
1.Виды налогов в РФ
Налоговые системы в разных странах отличаются по видам налогов, уровню налоговых ставок и по многим другим параметрам. Налоговая система России сформирована в ее основных чертах осенью 1991 года для обеспечения деятельности государства в критических условиях. По своей структуре и принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 90-х годов, в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам, однако она недостаточно эффективна и нуждается в реформировании. Для этой цели служит Налоговый кодекс, в котором должны быть четко закреплены контуры российской налоговой системы, соответствующей экономике рыночного типа.
1.2. Виды и функции налогов.
Налоговая система Российской Федерации включает 4 грyппы налогов:
1. Общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;
2. Респyбликанские налоги и сборы респyблик в составе РФ, национально-госyдарственных и административных образований, yстанавливаемые законами этих респyблик и решениями госyдарственных органов этих образований;
3. Местные налоги и сборы, yстанавливаемые местными органами госyдарственной власти в соответствии с законодательством РФ и респyблик в составе РФ;
4. Общеобязательные респyбликанские налоги и сборы респyблик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.
Состав налогов и сборов может меняться по решению соответствyющих органов.
К общегосyдарственным налогам, взимаемым на всей территории РФ по единым ставкам, относятся:
1. Налог на добавленную стоимость.
2. Акцизы.
3. Налог на прибыль с банковской деятельности.
4. Налог со страховой деятельности.
5. Налог с биржевой деятельности.
6. Налог на операции с ценными бyмагами.
7. Таможенная пошлина.
8. Налог на прибыль предприятий.
9. Налог на доходы с физических лиц.
10. Налоги и платежи за использование природных ресyрсов.
11. Налоги на транспортные средства.
12. Налог с имyщества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.
К респyбликанским налогам и налогам национально-госyдарственным и административно-территориальных образований относятся:
1. Налог на имyщество предприятий.
2. Лесной доход.
3. Плата за водy, забираемyю промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.
К местным налогам и сборам относятся:
1. Налог на имyщество физических лиц.
2. Земельный налог.
3. Сбор за право торговли.
4. Налог на рекламy (до 5% от стоимости yслyг по рекламе)
5. Налог на перепродажy автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.
6. Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками.
7. Лицензионный сбор за право проведения местных аyкционов и лотерей.
8. Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покyпке валюты (по ставке до 0.1% от сyммы сделки) .
Законы, приводящие к изменению налоговых платежей, обратной силы не имеют. Ответственность за правильность исчисления и yплаты налога несет налогоплательщик.
2. Общетеоретическая характеристика специальных налоговых режимов
2.1 Понятие и роль налоговых режимов в налоговой политике РФ
Рассматривая историю развития специальных налоговых режимов, необходимо отметить, что в Российской Федерации с 1996 г. использовалась упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и с 1998 г. — система налогообложения с применением единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, хотя по налоговому законодательству они не позиционировались как специальные налоговые режимы. Отдельного внимания заслуживают свободные экономические зоны, первая из которых появилась в России в 1991 г., так как в дальнейшем в соответствии с налоговым законодательством РФ они были отнесены к специальным налоговым режимам территориального типа.
Впервые понятие «специальный налоговый режим» появилось в первоначальной редакции ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в 1999 г. Специальные налоговые режимы определялись как «система мер налогового регулирования», применяемая в случае и в порядке, установленных НК РФ. В дальнейшем эта редакция претерпела изменения, и специальные налоговые режимы стали определяться как «особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени», применяемые в случаях и порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и федеральными законами.
Несмотря на фактическое использование специальных налоговых режимов в налоговой системе того периода, ст. 18 НК РФ вводилась в действие только со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 2118-1). В свою очередь этот закон не содержал положений, касающихся специальных налоговых режимов, и только в 2001 г. в него были внесены соответствующие изменения и дополнения, согласно которым «актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах могут устанавливаться специальные налоговые режимы (системы налогообложения), вводящие особый порядок исчисления и уплаты налогов», в том числе замена предусмотренной совокупности налогов и сборов одним налогом. Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не означало установления и введения новых налогов и сборов. Однако в Законе РФ №2118-1, который был в силе до 2005 г., в числе региональных налогов оставался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, что вызвало некоторую неопределенность. Когда в 2005 г. Закон РФ № 2118-1 утратил силу, специальные налоговые режимы стали полностью регулироваться НК РФ. С 2005 г. была введена новая редакция ст. 18 НК РФ, согласно которой «специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов»[3]. Это определение не претерпело изменений и применяется в НК РФ до настоящего времени.
Существующее определение специальных налоговых режимов, данное в НК РФ, по мнению В.И. Насыровой[4], не в полной мере отражает признаки действующих специальных налоговых режимов. Наиболее серьезным недостатком этого определения является то, что оно не предусматривает существования единого налога, который является ядром трех из четырех действующих специальных налоговых режимов. Хотя в ст. 12 НК РФ упоминается об установлении специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Эта проблема поднималась ранее в работах других авторов и до сих пор не нашла своего решения.
В.И. Насырова отмечает, что в ст. 18 НК РФ предполагается «особый порядок определения элементов налогообложения». В соответствии со ст. 17 НК РФ к элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Возникает вопрос о том, какие элементы налогообложения регулируются в особом порядке: федеральные, региональные или местные налоги, установленные ст. 13-15 НК РФ, или единые налоги, уплачиваемые при применении специальных налоговых режимов.
В системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов. И для этого специального налогового режима определение, данное в НК РФ, вполне подходит. Однако налогоплательщики, применяющие другие специальные налоговые режимы, освобождаются от обязанности по уплате некоторых налогов. Для них предполагается уплата единого сельскохозяйственного налога, налога при упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, которые в свою очередь не указаны в составе федеральных, региональных и местных налогов в ст. 13-15 НК РФ. То есть, следуя определению, уплата единых налогов является формой освобождения от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов, что, на взгляд В.И. Насыровой, является не совсем корректным. Необходимо законодательное закрепление статуса единых налогов, которые используются при построении специальных налоговых режимов, в определении специальных налоговых режимов. Закрепление статуса единых налогов в определении специальных налоговых режимов в ст. 18 НК РФ позволит снять данное противоречие.
Таким образом, недостаточная теоретическая и организационная проработка вопросов сущности специальных налоговых режимов отразилась в нормах налогового законодательства РФ. Наиболее удачным является первое определение специальных налоговых режимов, которое давалось в НК РФ первоначальной редакции.
Специальные налоговые режимы — система мер налогового регулирования. Данное определение наиболее полно отражает экономическую сущность специальных налоговых режимов, так как основная цель их введения заключается в достижении с их помощью более высокого фискального и регулирующего эффекта налогообложения в областях, которые в силу своей специфики нуждаются в дополнительном регулировании. Можно выделить две цели введения и использования специальных налоговых режимов в налоговых системах: финансовую как инструмент налогового регулирования и организационную как упрощение налогового администрирования[8]. На практике довольно сложно разграничить реализацию этих целей. Финансовая цель специальных налоговых режимов заключается в налоговом регулировании, так как невозможным является решение тех задач, которые ставятся перед специальными налоговыми режимами, в рамках общей системы налогообложения.
Организационная цель специальных налоговых режимов достигается путем использования в их конструкции единого налога, что позволяет значительно упростить и удешевить процедуры налогового контроля и налогового администрирования.
Важным является определение пропорции приоритета той или иной цели. Если обратиться к практическим аспектам применения специальных налоговых режимов, то можно отнести упрощенную систему налогообложения к специальному режиму с преобладанием цели снижения налоговой нагрузки; систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход — с преобладанием цели упрощения процедур налогового администрирования; систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога — с равным приоритетом обеих целей.
Рассматривая специфические особенности специальных налоговых режимов как мер налогового регулирования, нельзя не отметить позитивных и негативных последствий их применения.
Позитивное влияние специальных налоговых режимов на экономику характеризуется несколькими факторами:
• снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы (причем возможно регулирование круга налогоплательщиков);
• повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов;
• сокращение теневого оборота, упрощение процедур налогового администрирования для налогоплательщиков, повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д.
Негативные последствия применения специальных налоговых режимов могут быть охарактеризованы такими факторами:
• разукрупнение организаций;
• создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов;
• снижение поступлений ЕСН и налога на прибыль в бюджеты;
• подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей;
• затруднение для налоговых органов процедур проведения налоговых проверок и т. д.
В последнее время произошли значительные изменения механизмов налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В большей степени они направлены на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Своевременность и оперативность их принятия несомненны. Однако следует более внимательно анализировать негативные факторы воздействия специальных налоговых режимов на экономику, так как активное использование специальных налоговых режимов в кризисный период может привести к нежелательным последствиям, не оправданным ни с точки зрения потерь бюджетных доходов, ни с точки зрения снижения налоговой нагрузки для конкретных сфер экономики.
С точки зрения формирования доходов бюджетов, наиболее эффективной является упрощенная система налогообложения. Сумма исчисленных налогов в среднем на одного налогоплательщика составляет максимальное значение среди сравниваемых показателей и на 50% превышает среднее значение.
Рассматривая подходы, заложенные в основу объединения систем налогообложения, включаемых НК РФ в состав специальных налоговых режимов, надо отметить, что нет единых принципов их объединения. Это следует из сравнения действующих специальных налоговых режимов между собой. Некоторые признаки и элементы налогообложения специальных налоговых режимов в РФ представлены приложении 1.
Анализ данных приложения 1 показывает, что предметы, объекты, источники и даже субъекты специальных налоговых режимов неоднородны. Такая неоднородность позволяет использовать каждый спецрежим как отдельный инструмент налогового регулирования.
2.2 Условия применения УСН
УСН предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождает от уплаты ряда налогов.
Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Единый налог рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.
Одним из преимуществ УСН является ее добровольное применение налогоплательщиками. В абз. 2 п. 1 ст. 346.11 НК РФ прямо закреплено, что переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.
Применять УСНО могут далеко не все организации и индивидуальные предприниматели (ИП), а только те, которые удовлетворяют требованиям, перечисленным в ст. 346.12 НК РФ. Следует отметить, что перечень требований к ИП гораздо меньше, чем к организациям.
Ограничений на применение УСН достаточно много, но все их для удобства можно разделить на две группы:
- ограничения для перехода на УСН;
- ограничения на дальнейшее применение УСН.
Некоторые из них касаются только организаций (например, ограничение по наличию филиалов и представительств). Но большинство ограничений являются общими и для юридических лиц, и для предпринимателей.
Перечень ограничений для применения УСН является закрытым. Какие-либо иные условия не могут препятствовать использованию данного спецрежима. Например, индивидуальные предприниматели вправе применять УСН, даже если они не являются налоговыми резидентами РФ.
Право перехода на УСН, как и право ее последующего применения, зависит от величины доходов. Они не должны превысить установленный лимит.
У индивидуальных предпринимателей право перехода на УСН не зависит от размера полученных доходов. Для них такого ограничения не установлено.
Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ, впервые создаваемые организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве. Однако перейти на УСН возможно с момента регистрации компании до постановки на налоговый учет[12] и даже не подавая заявление о переходе на УСН с начала деятельности, но подавая декларации по единому налогу в связи с применением УСН, организация и индивидуальный предприниматель не лишаются права применять этот вид налогообложения.
В 2009 г. были изменены требования к налогоплательщикам, желающим перейти на УСН и применяющим данную систему налогообложения[14]. Теперь организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, в котором она подает заявление об этом, ее доходы не превысили 45 млн руб. (ранее - 15 млн руб.). Продолжать применять УСН смогут и налогоплательщики, у которых доход за год не превысил 60 млн руб. (ранее - 20 млн руб.). Согласно новой редакции п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн руб., он считается утратившим право на применение УСН с начала квартала, когда указанное превышение произошло. Новые предельные размеры доходов будут применяться до 2012 г. включительно. В течение 2013 г. будут применяться предельные размеры доходов, действовавшие в 2009 г. с учетом индексации. Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право перейти на УСН, применяется с 1 октября 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 г. Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение УСН, применяется с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно с учетом индексации, в размере, действовавшем в 2009 г. До 2012 г. включительно отменяется также применение коэффициента-дефлятора.
Дополнена статья, посвященная применению индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента. Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов РФ по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение такой системы налогообложения. При этом допускается дифференциация годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта. Если законом субъекта РФ по какому-либо из видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не изменен на следующий календарный год, то в этом календарном году при определении годовой стоимости патента учитывается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, действующий в предыдущем году. Если вид предпринимательской деятельности, предусмотренный п. 2 указанной статьи, входит в перечень, установленный п. 2 ст. 346.26 Кодекса, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному виду предпринимательской деятельности не может превышать величину базовой доходности умноженную на 30.
Перечисленные меры позволят расширить круг субъектов малого предпринимательства, желающих либо уже имеющих возможность применять УСН, а также реально снизить налоговую нагрузку на данную категорию хозяйствующих субъектов.
Внесены изменения в НК РФ, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. и закрепляющие следующее: патент на право применения УСН выдается на период от одного до 12 месяцев. Ранее патент мог выдаваться на квартал, полугодие, девять месяцев либо год. При этом в п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ было сохранено следующее положение: в случае получения патента на более короткий срок (квартал, шесть месяцев, девять месяцев) его стоимость подлежит перерасчету в соответствии с продолжительностью периода, на который он был выдан.
Таким образом, наблюдалось противоречие между вышеуказанными нормами НК РФ, т.к. более коротким сроком в целях получения патента могут являться не только квартал, шесть или девять месяцев, но и любое количество месяцев в пределах одного года. Принятые поправки устраняют данную правовую коллизию. Кроме того, уточнены основания утраты права на применение УСН на основе патента. Налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения, если в календарном году, когда он применяет УСН на основе патента, его доходы превысили 60 млн руб., независимо от количества полученных в указанном году патентов. Переход, как и прежде, осуществляется с начала налогового периода, на который был выдан соответствующий патент.
Новым законом устранена правовая коллизия, в частности сокращен перечень оснований для утраты права на применение УСН на основе патента. Согласно внесенной поправке такими основаниями не являются привлечение наемных работников (в т.ч. по договорам гражданско-правового характера) и осуществление на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта РФ. Данный Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, когда она подает заявление о переходе на УСН, ее доходы не превысили 60 млн руб. Реальные объемы поступлений в бюджет фирмы определяются в соответствии со ст. 248 НК РФ. Независимо от выбранного объекта налогообложения установлен единый порядок учета доходов при УСН. Согласно ст. 346.15 НК РФ в состав доходов включаются выручка от продажи товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав и внереализационные доходы.
УСН может применяться налогоплательщиками наряду с иными режимами налогообложения. Однако на практике оказывается, что УСН реально совмещать только с ЕНВД[18]. Дело в том, что невозможно применять УСН вместе с системой налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, поскольку на УСН не переводятся участники соглашения о разделе продукции.
Несовместима УСН и с ЕСХН в силу прямого указания на это в пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Кроме того, УСН не вправе применять организации и предприниматели, которые занимаются игорным бизнесом и платят налог на игорный бизнес. Также нельзя одновременно работать на УСН и на общей системе налогообложения, поскольку обе они применяются налогоплательщиком в отношении всех видов осуществляемой им деятельности. Таким образом, совмещать УСН возможно только с режимом налогообложения в виде ЕНВД. Что касается индивидуальных предпринимателей, которые применяют УСН на основании патента и осуществляют несколько видов деятельности, то они могут также совмещать применение патентной УСН с обычной УСН и иными режимами налогообложения - ЕНВД, общим режимом налогообложения[20].
Переход на УСНО предусматривает замену ряда налогов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Исчерпывающий перечень этих налогов приведен в пункте 1.1.
2.3 Налоги, не уплачиваемые при применении УСНО. Субъекты предпринимательской деятельности. Наименование налога, не уплачиваемого при применении УСНО.
Организации. Налог на прибыль организации.
Налог на имущество организации.
Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов полученных от осуществления предпринимательской деятельности).
Индивидуальные предприниматели Налог на имущество физических лиц (в отношении имущества), используемого для предпринимательской деятельности).
Единый социальный налог
Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Все иные налоги налогоплательщики УСН платят в установленном порядке. Это акцизы, водный, транспортный, земельный и другие налоги.
Например, индивидуальный предприниматель, который применяет УСН, имеет в собственности транспортные средства. Согласно ст. 357 НК РФ он должен исчислять и уплачивать по ним транспортный налог.
Для того, чтобы начать применять упрощенную систему, необходимо соблюсти определенную процедуру, установленную НК РФ.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором он впервые будет применять УСН. Налогоплательщик, который захочет изменить избранный объект налогообложения после подачи заявления о переходе на данный спецрежим, обязан уведомить об этом инспекцию до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые будет применена упрощенная система налогообложения.
Причем объект налогообложения нельзя менять в течение налогового периода. Однако объект налогообложения может меняться ежегодно с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего тому году, в котором он решил изменить объект налогообложения.
Согласно нормам НК РФ не только переход на УСНО, но возврат к иным режимам налогообложения является добровольным. То есть налогоплательщик, решив, что применение данного спецрежима более для него невыгодно, может отказаться от применения УСНО. Для этого необходимо совершить ряд определенных НК РФ действий. Кроме того, поскольку применение УСНО предусмотрено для субъектов малого предпринимательства и расширять сферу действия данного спецрежима не предполагается, не только для перехода на УСНО, но и для его применения необходимо соответствовать определенным критериям[23]. В случае если налогоплательщик перестает соответствовать этим критериям, он уже обязан перейти на иной режим налогообложения. При этом надо совершить некоторые процедуры, закрепленные в НК РФ. Таким образом, переход с УСНО на иные режимы налогообложения (чаще всего на общий) можно разделить на добровольный и обязательный.
Согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения могут быть выбраны:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Соответственно, при разных объектах налогообложения применяются и разные налоговые ставки:
- доходы - налоговая ставка 6%;
- доходы, уменьшенные на величину расходов, — налоговая ставка 15%. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ).
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 346.14 НК РФ: налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. При определении налоговой базы доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода согласно перечню доходов, включаемых в состав доходов, учитываемых при налогообложении.
При этом при определении налоговой базы налогоплательщики, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы», не вправе уменьшать полученные доходы на какие-либо расходы. Следовательно, налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, все расходы должен производить за счет доходов, остающихся в его распоряжении после уплаты налога в связи с применением упрощенной системы.
Ставка налога в данном случае составляет 6%. При этом сумма налога при УСНО (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на ОПС, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
В данном случае налогоплательщик отражает в Книге учета доходов и расходов только суммы полученных доходов, а также соблюдает порядок документального подтверждения доходов. Налоговый учет расходов такие налогоплательщики не ведут[26].
В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Перечень доходов, включаемых в состав доходов, учитываемых при налогообложении, приведен в ст. 346.15 НК РФ, перечень расходов - в ст. 346.16 НК РФ. При этом особенностью УСНО является то, что перечень расходов закрытый: учитываются только расходы, прямо поименованные в перечне. Ставка налога в данном случае составляет 15%. Но с 2009 г. субъектам РФ дано право устанавливать дифференцированные ставки, снижая ставку налога до 5%.
В случае получения убытков за налоговый период или если налоговая база равна нулю, будет иметь место сумма налога к уплате по итогам налогового периода. Для этой ситуации п. 6 ст. 346.18 НК РФ предусмотрен минимальный налог[27]. Минимальный налог уплачивается, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. В том же пункте раскрыт механизм исчисления и уплаты данного налога. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.
2.4 Налоговый учет и отчетность при УСН
Налогоплательщики УСН обязаны вести налоговый учет своих доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Для этого они используют специально утвержденные формы учета[28].
С 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют «обычную» УСН (те, которые не приобретали патент), ведут налоговый учет в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Форма Книги учета доходов и расходов и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.
Для индивидуальных предпринимателей, работающих на патентной УСН, с 1 января 2009 г. введен отдельный налоговый регистр. Теперь они должны вести Книгу учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента. Форма Книги учета доходов и Порядок ее заполнения также утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.
До 1 января 2009 г. все «упрощенцы» (включая и тех, которые применяли УСН на основе патента) для ведения налогового учета использовали единую форму Книги учета доходов и расходов, утвержденную Приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н. С 2009 г. вести дополнительно такую Книгу не надо. Это прямо закреплено в п. 3 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного тем же Приказом Минфина России и МНС России. По общему правилу организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов[29].
Но, во-первых, бухучет организации все-таки нужен с практической точки зрения. Он наилучшим образом покажет финансовое положение фирмы и поможет всесторонне оценить результаты ее деятельности.
А во-вторых, в большинстве случаев у организаций, плательщиков УСН возникает необходимость вести бухучет в силу иных законов.
Так, например, бухучет нужно вести акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью.
Конституционный Суд РФ[30] по существу вопроса указал, что, несмотря на освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет, акционерным обществам необходимо составлять бухгалтерскую отчетность по данным об имущественном и финансовом положении, а также по результатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивает права акционеров на получение информации о деятельности акционерного общества.
Таким образом, Конституционный Суд РФ фактически подтвердил необходимость ведения бухгалтерского учета акционерными обществами.
Необходимость вести бухгалтерский учет может возникнуть и в других случаях, предусмотренных законом, а также при совмещении УСН и ЕНВД.
Организации, которые применяют УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Об этом ранее сообщали и налоговые органы[31], хотя у Минфина России противоположная точка зрения.
Между тем налоговики изложенную позицию Минфина России не поддерживают и по-прежнему не требуют от организаций, которые применяют УСН, представлять бухгалтерскую отчетность[32]. Ведь освобождение от этой обязанности прямо предусмотрено абз. 2 п. 1 ст. 15, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ и пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, которые применяются в совокупности. Кроме того, Федеральные законы от 26.12.1995 № 208-ФЗ и от 08.02.1998 № 14-ФЗ, включающие нормы о бухгалтерском учете в обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах, также не требуют представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Надо подчеркнуть, что организации-плательщики УСН не могут быть привлечены к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за то, что не сдали бухгалтерскую отчетность. Освобождение не распространяется на организации, которые совмещают УСН и ЕНВД. Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации[33].
Отметим, что с 1 января 2009 г. налогоплательщикам УСН не нужно подавать расчеты по авансовым платежам по транспортному и земельному налогам за отчетные периоды - I квартал, II квартал, III квартал. Такое правило применяется, только если транспортное средство, земельный участок используется исключительно для ведения предпринимательской деятельности, по которой применяется УСН[34]. Однако при этом от уплаты авансовых платежей по данным налогам налогоплательщик УСН не освобождается.
Вопросы по изложенному материалу:
1. Периодичность налоговой отчетности.
2. Отчетность во внебюджетные фонды.
3. Льготы при применении стандартной системы налогообложения.
Тестовые задания:
1. Гражданин должен представить в регистрирующий орган по месту жительства следующие документы:
а) заявление о заключение брака;
б) заявление, составленное по установленной форме;
в) документ, удостоверяющий личность гражданина РФ;
г) документ об уплате регистрационного сбора.
2. Индивидуальные предприниматели как налогоплательщики должны стать на учет в налоговом органе по месту жительства после их государственной регистрации:
а) в течение 1 года;
б) в течение 10 дней;
в) в течение 5 лет;
г) в течение 20 лет.
3. Персональные данные, включаемые в состав сведений об индивидуальных предпринимателях при постановке на учет:
а) фамилия, имя, отчество;
б) дата и место рождения;
в) внешние данные;
г) цвет глаз
4. К расходам на рекламу относятся:
а) расходы на рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети;
б) расходы на световую и иную наружную рекламу;
в) расходы на ремонт основных средств
г) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию
5. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя:
а) в течение 5 лет с момента признания его банкротом;
б) в течение 3 лет с момента признания его банкротом;
в) в течение одного года с момента признания его банкротом;
г) в течение 6 месяцев с момента признания его банкротом.
6. Численность работников малого предприятия определяется с учетом:
а) только руководства;
б) работников, кроме руководства;
в) всех работников предприятия;
г) работников представительств и филиалов;
7. ИНН представляет собой:
а) серийный код паспорта
б) 12-значный цифровой код
в) счастливое число
г) 24-значное число
8. Индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить сохранность первичных учетных документов, Книги учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов:
а) в течение 1 года
б) в течение 2 лет
в) в течение 4 лет
г) в течение 5 лет
9. Амортизируемые основные средства (имущество) объединяются:
а) в 5 групп
б) в 7 групп
в) в 15 групп
г) в 10 групп
10. Малое предприятие лишается льгот при нарушении численности работников:
а) на 2 месяца
б) на 3 месяца
в) на 6 месяцев
г) на 1 год
Список используемой литературы
1. Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности: «Феникс» 2012
2. Методические рекомендации по изучению курса
«Основы предпринимательской деятельности»
3. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник.- М.: ИТК «Дашков и К» 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Экономические и правовые основы производственной деятельности»
Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 Повар, кондитер; профессиональны...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по практическим работам по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо практическим работампо дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»для студентов специальности35.02.07 Механизация сельского хозяйстваочной формы ...
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения
Методические рекомендациипо внеаудиторной самостоятельной работепо дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»для студентов специальности35.02.07 Механизация сельского хозяйстваоч...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работдисциплины «Основы предпринимательской деятельности»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению самостоятельной работы учебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельности Специальность: 08.02.01 Строительство и эксплуатаци
Методические указания обучающимся по выполнению самостоятельной работы учебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельности Специальность: 08.02.01 Строительство и эксплуатация здани...
Методические рекомендации по ОП.08 Основы предпринимательской деятельности по теме «Защита прав потребителей»
Цель:1. познакомиться с основными положениями Закона РФ «О защите прав потребителя»;2. научиться правильно использовать содержащиеся в них понятия;3. научить применять свои знания при реше...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» разработаны на основе Федерального государственного образовательно...