Методическая разработка урока по теме «Синтетический и аналитический учет издержек обращения» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
методическая разработка на тему
Урок по теме «Синтетический и аналитический учет издержек обращения» входит в МДК 04.03 «Организация бухгалтерского учета и аудита на предприятиях торговли и общественного питания» специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). ДаУрок проводится в игровой форме, что позволяет заинтересовать обучающих изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой ненавязчивой форме, снять тревожность по поводу возможных ошибок; сформировать творческое мышление, стимулировать рост познавательной деятельности.
Урок по теме «Синтетический и аналитический учет издержек обращения» является повторительно-обобщающим. Для таких уроков является эффективным использование игровых технологий. нное МДК является частью профессионального модуля ПМ 04 «Составление и анализ бухгалтерской отчетности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_io.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский торгово – экономический техникум»
Методическая разработка
урока по теме «Синтетический и аналитический учет издержек обращения»
для специальности 38.02.01
«Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
.
Хабаровск, 2017
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………................…2
2.План проведения урока……………………………………………………………4
3.Методические рекомендации……………………………………….…….………6
4.Ход и содержание урока……...……………………………………………...……8
5.Заключение………………………………………………………………………..166.Приложения:
- Номенклатура статей затрат торговли и общественного питания…………………………………………………………………...…..18
- Карточка заданий для практической ситуации……………....................…19
- Методика составления расчета издержек обращения по реализованным товаром и отражения в учете …………………………………………...….20
- Таблица оценки знаний………………………………………….………..…21
- Оценочный лист…………………………………………………………..…22
- Образец карточки…………………………………………........................…23
7.Список литературы…………………………………………………………….....24
- Пояснительная записка
Успешность будущего специалиста в области экономики и учета определяется такими показателями, как: профессиональная компетентность, способность к саморазвитию, творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности, готовность к быстрому и правильному выполнению поставленной задачи. Эти показатели успешности закладываются в процессе обучения, поэтому возникает потребность совершенствования методики учебного процесса.
Урок по теме «Синтетический и аналитический учет издержек обращения» входит в МДК 04.03 «Организация бухгалтерского учета и аудита на предприятиях торговли и общественного питания» специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Данное МДК является частью профессионального модуля ПМ 04 «Составление и анализ бухгалтерской отчетности»
Рабочей программой по ПМ04 определены профессиональные и общие компетенции, умения и знания, которые студенты должны приобрести в результате изучения данной темы: формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.; отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ставить цели; принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий; работать в коллективе и команде; определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Обучающий должен уметь:
- формировать бухгалтерские проводки по учету имущества
- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
- определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
Обучающий должен знать:
- учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
- систему учета затрат и их классификацию;
- механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
- методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
- методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.
Урок проводится в игровой форме, что позволяет заинтересовать обучающих изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой ненавязчивой форме, снять тревожность по поводу возможных ошибок; сформировать творческое мышление, стимулировать рост познавательной деятельности.
Урок по теме «Синтетический и аналитический учет издержек обращения» является повторительно-обобщающим. Для таких уроков является эффективным использование игровых технологий. Игра раскрывает личностный потенциал студента: позволяет раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытать себя на профессиональную пригодность, упражняться в профессиональной компетентности, а также прогнозировать свои собственные возможности для выполнения будущей профессиональной деятельности. Игра рассматривается как способ организации воспитания и обучения.
При проведении занятия должна быть обеспечена наглядность, поэтому рекомендуется использовать презентацию. В презентации подготовить слайды для актуализации опорных знаний студентов по изученному материалу и слайды с домашним заданием, где показать правила выполнения заданий с использованием приема «Фишбон».
По структуре урок является уроком систематизации и обобщения знаний и умений. Общей целью таких уроков является проверка степени усвоения профессиональных умений и навыков, развитие творческого отношения к обучению. При проведении таких уроков целесообразно разделение группы на подгруппы из 5-6 человек для решения ситуационных задач и совместной работы.
2. План проведения урока
Предмет: МДК 04.03 «Организация бухгалтерского учета и аудита на предприятиях общественного питания»
Тема урока: Синтетический и аналитический учёт издержек обращения в предприятиях торговли и общественного питания.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Вид урока: Практическая работа
Формат проведения: урок –конкурс с элементами игры
Цели урока: Обобщить, повторить и закрепить пройденный теоретический и практический материал на предыдущих уроках, а также применить полученные знания и умения в новой ситуации.
Планируемые результаты:
Развить профессиональные и общие компетенции:
ПК1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Обучающий должен уметь:
- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
- определять результаты хозяйственной деятельности;
- закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
Обучающий должен знать:
учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
систему учета затрат и их классификацию;
механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации;
методы определения результатов хозяйственной деятельности.
Задачи:
Обучающая: обобщить полученные знания на разных этапах изучения материала, сформировать практические навыки по ведению синтетического и аналитического учёта издержек обращения на предприятиях торговли и общественного питания, на уровне его применения в типовой ситуации.
В результате урока обучающиеся должны
- уметь вести синтетический и аналитический учёт издержек обращения;
- знать, план счетов, нормативные акты, регламентирующие ведение учета издержек обращения, основные счета, используемые для ведения учета, регистры аналитического учёта издержек обращения;
Развивающая: развивать умение работать со счетами и регистрами бухгалтерского учёта, предназначенными для ведения синтетического и аналитического учёта издержек обращения; творчески применять знания в практической деятельности, развивать умение самостоятельно анализировать, делать выводы; создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности; развивать интерес студентов к приобретению профессиональных и общих компетенций.
Воспитательная: воспитание интереса к своей будущей профессии; воспитание творческого отношения к профессиональной деятельности; воспитание сознательной дисциплины при работе в группе.
Межпредметные связи: Основы бухгалтерского учета; ПМ 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества; ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации; Экономика организации
Материально-техническое оснащение: компьютер, видеопроектор, экран.
Дидактическое оснащение: презентация урока, план счетов, раздаточный материал, карточки рефлексии
Методы и приемы:
- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы -беседа)
- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия (приемы –показ презентации, использование раздаточного материала)
- инновационные методы – метод проблемных ситуаций, использование элементов деловой игры, приема «Фишбон».
- методы контроля – (приемы –решение проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом, обсуждение полученных результатов); прием «Формула ПОПС»,метод «Квадрат впечатлений»
3.Методические рекомендации
Урок начинается с организационного момента, проверки отсутствующих студентов, мотивации учебной деятельности, создания позитивного настроя – настроя быть успешным.
При постановки целей урока важно привлечь студентов к формулированию целей. Это помогает показать обучающим значимость изучаемой темы в современных условиях, четко обозначить задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. При сообщении темы занятия необходимо подчеркнуть важность и значимость ее в организации бухгалтерского учета на любом предприятии и для будущей профессиональной деятельности.
В начале урока можно предложить студентам осмысление эпиграфа урока. Это помогает снять напряжение, которое возникает в начале урока и создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Данный урок является практической работой – методом освоения навыков организации и ведения учета издержек обращения с применением современных инновационных технологий: решение проблемных ситуаций, использование элементов деловой игры, приемов «Фишбон», и «Формула ПОПС».
В качестве проверки знаний студентов и их подготовленности к выполнению практического занятия предлагается устный фронтальный опрос по ранее изученному материалу. Его можно проводить с использованием презентации. На слайдах появляются вопросы, а затем на следующем слайде демонстрируется правильный ответ.
Одним из дидактических средств, направленных на развитие личности, повышение активности обучающихся и заинтересованности в результатах образовательного процесса, включение их в межличностное общение является использование элементов игры при проведении урока. Очень важно, чтобы в ходе проведения игры преподаватель при ее организации обращал внимание на степень включенности студентов в игру, на их активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации.
Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно разрешить проблему и определить способы ее решения.
В основе изучения и анализа конкретных ситуаций лежит пошаговая организация познавательной и практической деятельности обучающихся.
Для выполнения работы целесообразно разделить группы студентов на подгруппы для решения ситуационных задач.
В процессе совместной работы важна учебно-исследовательская работа обучающихся, которая состоит из нескольких этапов.
1. Постановка проблемы-ознакомление студентов с целями и задачами предстоящего занятия.
2. Изучение теории по данной проблематике- проверка, углубление и закрепление знаний по теоретическим вопросам, которые были получены на лекциях, а также в процессе самостоятельного изучения.
3. Подбор метода исследования и определения состава участников игрового процесса, а также ознакомление их с функциями.
4. Самостоятельная работа обучающихся по решению определенной ситуации с использованием методических рекомендаций для студентов; справочных материалов, таблиц, необходимы для обработки информации и подготовки соответствующего решения.
При выдаче домашнего задания преподаватель может определить вариант самостоятельной работы студентов. Например, используя методику «Фишбон» (рыбная кость) сформулировать проблемы учета издержек обращения для предприятий торговли и общественного питания данного региона, путем анализа выделить их причины и определить пути устранения.
При выполнении данной работы можно использовать данные полученные при прохождении производственной практики на предприятиях края. Можно посоветовать студентам выполнить работу в цвете, на отдельном листе. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий. При проверке задания преподаватель самостоятельно определяет действия — предлагает либо далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Помимо разъяснения порядка проведения практического занятия и выдачи домашнего задания преподаватель должен объяснить критерии оценки результатов работы, так как работа в группах носит состязательный характер. Можно предложить студентам оценить работу друг друга по определенным критериям.
На заключительном этапе урока необходимо при подведении итогов дать возможность студентам самостоятельно проанализировать значимость данной темы для своей будущей профессиональной деятельности и выяснить мнение обучающихся о методике проведения занятия и его результатах, для того, чтобы совершенствовать организацию и проведение учебных занятий. Можно предложить студентам использовать прием «Формула ПОПС» (позиция, объяснение, пример, следствие) и заполнить «Квадрат впечатлений», в котором они должны отразить свои оценки и замечания по уроку.
Каждой группе можно выдать образец оценочного листа, в котором они должны самостоятельно оценить работу членов их команды в группе по каждому из критериев оценивания по 5- ти бальной шкале: участие в команде, умение анализировать ситуацию, умение отстаивать свою точку зрения и приводить доказательства. Данная работа обучает самоконтролю и повышает мотивацию обучения.
4.Ход и содержание урока.
1.Организационный момент – 2 мин.
Обучающиеся поделены на группы, согласно жеребьёвке. Проверка отсутствующих.
2. Сообщение темы и совместное заведение с обучающимися целей и задач урока, порядка его проведения – 5 мин.
3. Мотивация учебной деятельности, создание позитивного настроя -5 мин.
4.Осмысление эпиграфа:
Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку.
А.Навои
Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Как оно связано с уроком?
Это важно для вашей будущей профессии – бухгалтер?
5.Актуализация опорных знаний студентов 8 мин. (повторение лекционного материала с использованием компьютерной презентации) с применением метода контрольных вопросов.
Вступительное слово преподавателя:
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта каждый бухгалтер должен владеть основами учета имущества и обязательств организации, проведения и оформления хозяйственных операций, а также обработкой бухгалтерской информации. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: имущество и обязательства организации; хозяйственные операции; финансово-хозяйственная информация; бухгалтерская отчетность. Бухгалтер должен обладать не только профессиональными, но и общими компетенциями, включающими в себя способность: выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. В настоящее время количество предприятий торговли и общественного питания увеличивается и расширяется. Все предприятия являются частными. Основная цель работы – получение прибыли. Прибыль предприятия – это доходы минус расходы.
Фронтальный опрос:
Какие расходы предприятия вы знаете?
Что включает в себя понятие издержек обращения?
Почему необходимо вести учёт издержек обращения?
Какие статьи издержек обращения регламентированы законодательством?
На что влияют издержки обращения?
Какой счет используется для учета издержек обращения?
Дайте характеристика основных статей издержек обращения?
6.Обобщение и систематизация знаний.
Тестирование по вариантам.
Цель работы: для проверки степени компетентности специалистов по вопросам учета издержек обращения 8 мин.
Проверку тестов осуществляют студенты самостоятельно по эталону, а капитан команды подсчитывает и записывает общее количество баллов в таблицу. Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов 10.
Тема: «Учёт расходов на продажу (издержек обращения) предприятий»
I вариант
Вопросы | Ответы | ||
1 | 2 | 3 | |
1. Что показывает оборот по дебету счёта 44 «Расходы на продажу»? | Сумму издержек обращения по списанным товарам | Сумму издержек обращения по поступившим товарам | Сумму издержек обращения по реализованным товарам |
2.Определить корреспонденцию счетов на списание расходов согласно авансового отчёта | Д71 К44 | Д91 К71 | Д44 К71 |
3.На издержки обращения по статье «Расходы по оплате труда» относятся: | Расходы по оплате труда штатного персонала | Расходы по оплате труда нештатного персонала | Расходы по оплате труда штатного и нештатного персонала |
4.Расчёт издержек обращения на остаток товара производится | В розничной торговле | В оптовой торговле | В оптовой и розничной торговле |
5.Установить корреспонденцию счетов на списание расходов по реализованным товарам | Д44 К90 | Д99 К44 | Д90 К44 |
6. Как списываются командировочные расходы на издержки обращения? | Вся сумма, включая НДС | В переделах норм без НДС | По факту без НДС |
7. Какие расходы не подлежат включению в издержки обращения торгового предприятия? | Сумма отчислений на соц. страхование | Расходы по рекламе новых видов товаров | Расходы по приобретению основных средств |
8. По отношению к балансу счет 44 «Расходы на продажу» | АП | П | А |
9. Как списывается недостача на издержки обращения? | В полной сумме | В соответствии с учетной политикой предприятия | В пределах норм естественной убыли |
II вариант
Вопросы | Ответы | ||
1 | 2 | 3 | |
1. По отношению к балансу счет 44 «Расходы на продажу» | АП | А | П |
2. Как списываются командировочные расходы на издержки обращения? | В переделах норм без НДС | По факту без НДС | Вся сумма, включая НДС |
3. Как списать расходы по реализованным товарам | Д44 К90 | Д90 К44 | Д99 К44 |
4.На издержки обращения по статье «Расходы по оплате труда» относятся: | Расходы по оплате труда штатного персонала | Расходы по оплате труда штатного и нештатного персонала | Расходы по оплате труда нештатного персонала |
5. Что показывает оборот по дебету счёта 44 «Расходы на продажу»? | Сумму издержек обращения по списанным товарам | Сумму издержек обращения по поступившим товарам | Сумму издержек обращения по реализованным товарам |
6. Как списывается недостача на издержки обращения? | В полной сумме | В пределах норм естественной убыли | В соответствии с учетной политикой предприятия |
7. Какие расходы не подлежат включению в издержки обращения торгового предприятия? | Сумма отчислений на соц. страхование с заработной платы работника | Расходы по приобретению основных средств | Расходы по рекламе новых видов товаров |
9. Расчёт издержек обращения на остаток товара производится | в розничной и оптовой торговле | в оптовой и розничной торговле и общественном питании | в общественном питании |
10. Определить правильную корреспонденцию счетов на списание расходов согласно авансового отчёта | Д71 К44 | Д44 К71 | Д91 К71 |
Решение практической ситуации по вариантам. 10 мин
Цель работы: отработка навыков отражения операций по учету расходов на продажу на счетах бухгалтерского учета, составлению грамотного и точного расчета издержек обращения по реализованным товарам и правильное определение результатов хозяйственной деятельности.
Критерий оценки:
Каждая правильная корреспонденция счетов 1 балл
Правильность и точность расчета каждой требуемой суммы 1 балл.
Команды осуществляют взаимную проверку работы по образцу, который отражается в презентации на слайде, и заполняют таблицу оценки знаний.
Задание:
1. Отразить хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета
2. Определить общую сумму расходов за отчетный период.
3. Произвести расчет издержек обращения по реализованным товарам
4. Определить финансовый результат
1 вариант
Сальдо начальное по счету 44 – 2000 руб.
Операции:
1. Начислено транспортной организации за доставку товаров, включая НДС - 5900руб. (в т.ч. НДС 18% – 900 руб.)
2. Начислено ЖЭУ №12 за аренду офиса 15000 руб. НДС 18% - 2808 руб.
3. Переданы по акту в эксплуатацию списаны:
- специальная одежда и хозяйственный инвентарь – 3500 руб.
4.Утверждены и списаны командировочные расходы:
- суточные – 1000 руб.
- проезд и проживание – 11800руб., в т.ч. НДС 18% - 1800 руб
5. Списаны канцелярские принадлежности – 500 руб.
Данные для расчета издержек обращения по реализованным товарам:
остаток товаров на конец периода - 20000руб.
выручка за отчетный период - 60000руб.
2 Вариант
Сальдо начальное по счету 44 – 2000 руб.
Операции:
1. Начислено транспортной организации за доставку товаров – 10000руб., НДС 18% - 1800руб.
2. Начислено ТСЖ №12 за уборку территории – 1180руб., включая НДС 18% - 180 руб.
3. Начислена амортизация:
- основных средств – 1500руб.
- нематериальных активов 500руб.
4. Начислена заработная плата за март – 33000руб.
5. Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды - ?
Данные для расчета издержек обращения по реализованным товарам:
остаток товаров на конец периода - 22000руб.
выручка за отчетный период - 120000руб
Решение практической ситуации
I вариант | II вариант |
1. Д44 К60 5000 Д19 К60 900 | 1. Д44 К60 10000 Д19 К60 1800 |
2. Д44 К60 15000 Д19 К60 2700 | 2. Д44 К60 1000 Д19 К60 180 |
3. Д44 К10 3500 | 3. Д44 К02 1500 Д44 К05 500 |
4. Д44 К71 11000 Д19 К71 1800 | 4. Д44 К70 35000 |
5. Д44 К50 500 | 5. Д44 К69 10500 |
Решение:
I вариант | II вариант |
1.СН – 2000 2. Тр.расх. – 5000 3. СК41 – 20000 4. об.К90 – 60000 5. ср.% = (2000+5000)*100/80000 = 8,75% 6. СК44 = 20000*8,75% = 1750 7. об.К44 = 2000+35000-1750 = 35250 8. Финансовый результат 15597руб. Прибыль | 1.СН – 2000 2. Тр.расх. – 10000 3. СК41 – 22000 4. об.К90 – 120000 5. ср.% = (2000+10000)*100/142000 = 8,45% 6. СК44 = 22000*8,75% = 1859 7. об.К44 = 2000+58000-1859 = 58141 8. Финансовый результат 43554руб. Прибыль |
7. Применение знаний и умений в новой ситуации
Проведение конкурса «Своя игра» по вопросам учёта издержек обращения в соответствии с их классификацией. 10 мин.
Цель конкурса: в игровой форме воспроизвести полученные знания и умения на новом уровне, используя переформулированные вопросы.
В презентации к уроку появляется таблица с указанием предлагаемых тем и номеров вопросов по каждой теме от 1-5. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов от 10-50. С повышением балла увеличивается сложность задаваемого вопроса.
Конкурс «Своя игра»
Темы | Баллы | ||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | |
Статьи издержек обращения | |||||
Корреспонденция счетов | |||||
Отчетность | |||||
Документы |
Тема: «Статьи издержек обращения»
1. Включаются ли расходы по доставке материалов на статью «Транспортные расходы»? (10)
2. На какую статью относятся расходы по содержанию холодильного оборудования, а также стоимость материалов, используемых для упаковки готовой продукции? (20)
3. На какую статью издержек обращения относятся командировочные расходы? (30)
4. Какие статьи расходов регламентируются по нормам в соответствии с требованиями НК РФ? (40)
5. На какую статью издержек обращения относятся расходы по обслуживанию контрольно-кассовых машин? (50)
Тема: «Корреспонденция счетов»
1. Укажите корреспонденцию счетов по операции: начислены транспортные расходы поставщикам за оказанные услуги. (10)
2. Укажите корреспонденцию счетов по операции: начислена заработная плата работникам предприятия. (20)
3. Укажите корреспонденцию счетов по операции: начислена амортизация основных средств. (30)
4. Укажите корреспонденцию счетов по операции: списаны командировочные расходы с подотчетного лица. (40)
5. Укажите корреспонденцию счетов по операции: списаны издержки обращения по реализованным товарам. (50)
Тема: «Отчетность»
1. По какой статье отражаются издержки обращения в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» (10)
2. В каких формах отчетности отражаются издержки обращения? (20)
3. Укажите название статьи баланса где показывается сумма издержек обращения. (30)
4. В какой форме отчетности отражаются суммы издержек обращения на остаток товара? (40)
5. Сумма каких издержек обращения отражается в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках»? (50)
Тема: «Документы»
1. Какие расходы отражаются в документе «Авансовый отчет»? (10)
2. Какой документ используется для отражения расходов по статье «Расходы на оплату труда»? (20)
3. Состоит из двух разделов: товарного и транспортного. О каком документе идет речь? (30)
4. В какие сроки составляется ведомость начисления амортизации? (40)
5. В скольких экземплярах составляется карточка аналитического учета издержек обращения? (50)
8.Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
Приём «Лови ошибку» 10 мин.
Цель использования данного приема: формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Студентам предлагается информация, содержащая неизвестное количество ошибок. Обучающиеся ищут ошибку группой или индивидуально. Каждая правильно угаданная ошибка – 1 балл.
1. Расходы на продажу отражаются в разных формах отчетности: | |
А) Баланс | В) Приложение к балансу |
Б) Отчет о финансовых результатах | Г) Отчет о движении денежных средств |
2.Начисление транспортных расходов отражается | |
А) 44/60 | В) 10/60 |
Б)44/76 | Г) 01/60 |
3.Данные расходы не являются нормируемыми | |
А) Расходы на рекламу | В) Суточные |
Б) Представительские расходы | Г) Расходы на оплату труда |
4.Статья «Транспортные расходы» включает расходы по доставке | |
А) Товаров | В) Прочего имущества |
Б) Основных средств | Г) Материалов |
5.Начисленные проценты по банковским кредитам относятся на счёта | |
А) 44 «Расходы на продажу» | В) 26 «Общехозяйственные расходы» |
Б) 91 «Прочие доходы и расходы» | Г) 97 «Расходы будущих периодов» |
6.Не относится к издержкам обращения | |
А) Расходы по оплате банковских услуг | В) Расходы на перевозку топлива |
Б) Почтовые расходы | Г) Расходы на ремонт тары |
7.Эти налоги отражаются проводкой 44/68 | |
А) Налог на прибыль | В) Земельный налог |
Б) Налог на имущество | Г) Транспортный налог |
8.В издержки обращения включаются затраты, производимые за счет прибыли |
9.Начисленые расходы на продажу отражаются операциями | |
А) Дебет 44 Кредит 01 | Г) Дебет 44 Кредит 50 |
Б) Дебет 44 Кредит 02 | Д) Дебет 44 Кредит 60 |
В) Дебет 44 Кредит 05 | Е) Дебет 44 Кредит 70 |
10.Сумма издержек обращения по реализованным товарам отражается | |
А) В балансе | В) В главной книге |
Б) В отчете о финансовом результате | Г) В оборотной ведомости |
Ответ: 1-2; 2-1;3-1;4-3;5-3;6-3;7-2;8-1;9-1;10-1 (количество ошибок)
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Используя приём «Формула ПОПС» обучающимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента формулы:
П – позиция; О – объяснение (или обоснование); П – пример
С – следствие (или суждение)
Этот прием используем для каждой команды - предлагаем позицию. Команда должна дать обоснование, привести пример и сделать вывод. 5 мин.
Первая позиция: для команды 1- мы считаем в учете очень важным в раздел учета издержек обращения?»; для команды 2. - мы считаем нельзя допускать ошибки в учете издержек обращении?
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что…».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Мы можем доказать это на примере…».
Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого мы делаем вывод о том, что…».
Критерий оценки:
Позиция должна быть обоснована, подтверждена примером и сделан вывод. За каждое правильное предложение 1 балл
Оценить работу на практическом занятии. Заполнить «Квадрат впечатлений». Отразить свои оценки и замечания по уроку.
Используя «Оценочный лист» обучающимся необходимо оценить работу каждого студента в группе по критериям оценивания по 5- бальной шкале.
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельности преподавателя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | 1-2 мин | Приветствие, проверка посещаемости в группе | Докладывает староста группы |
Мотивация учебной деятельности | 2-3 мин | Формулирует тему и цели практической работы для студентов | Записывают дату, тему практической работы в тетрадь |
Осмысление эпиграфа | 5 мин | Читает, задаёт вопросы | Отвечают на вопросы |
Актуализация опорных знаний студентов | 10 мин | Повторение лекционного материала со студентами с использованием контрольных вопросов, указанных в презентации на слайдах | Отвечают на вопросы. Повторяют изученный материал по теме |
Обобщение и систематизация знаний. | 25-30 | Объяснение студентам порядка выполнения заданий. Задание 1. Тестирование Задание 2. Решение практической ситуации. | Отвечают на тесты и решают практическую задачу |
Применение знаний и умений в новой ситуации | 10-15 мин | Объяснение студентам порядка проведения конкурса. Проведение конкурса «Своя игра» | Выбирают тему вопроса, номер, слушают вопрос и отвечают |
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция Приём «Лови ошибку» | 10 мин | Предлагает студентам ситуации с разным количеством ошибок | Слушают, определяют ошибки |
Домашнее задание | 5мин | Выдача домашнего задания по теме урока с объяснением правил выполнения: сформулировать проблемы учета издержек обращения используя методику «Фишбон», путем анализа выделить причины и определить пути устранения | Записывают домашнее задание |
Рефлексия. Подведение итогов урока | 10 мин | Рефлексия. Предлагает использовать приём «Формула ПОПС» и «Квадрат впечатлений» 2. Подведение итогов. Выставление оценок. | Слушают преподавателя. Команды представляют свои варианты ответов по «Формуле ПОПС». Заполняют квадрат впечатлений и оценочный лист. |
Заключение
Данный урок является уроком систематизации и обобщения знаний и умений, дает возможность решить широкий комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач, которые формируют общую культуру студентов, творческий подход к делу.
Проведение таких уроков способствует повышению профессиональной компетентности, способности к саморазвитию.
Урок показывает уровень усвоения теоретического материала и сформированности основных навыков учета издержек обращения
Урок помогает систематизировать и обобщить знания полученные на занятиях по:
- Классификации издержек обращения;
- Ведению синтетического и аналитического учёта издержек обращения;
- Расчету издержек обращения по реализованным товарам;
- Отражению их в бухгалтерской отчетности.
Положительным моментом урока является применение знаний, полученных при изучении других дисциплин и модулей.
В ходе урока были использованы разнообразные приемы и методы, способствующие активизации мыслительной деятельности студентов на уроке и применению полученных знаний на практике.
Для наглядности урока подготовлена презентация, которая используется на протяжении всего занятия, как при стартовой актуализации опорных знаний студентов вначале урока, так и на закрепление полученных знаний.
Не маловажное значение уделяется внеаудиторной самостоятельной работе, которая способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, развитию творческого подхода к решению проблем профессионального уровня; формирует потребность в самоорганизации, повышает качество учебного процесса.
Приложение 1
Номенклатура статей затрат торговли и общественного питания
Номер статьи | Название статьи |
1 | Транспортные расходы |
2 | Расходы на оплату труда |
3 | Отчисления на социальные нужды |
4 | Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря |
5 | Амортизация основных средств |
6 | Расходы на ремонт основных средств |
7 | Списание стоимости санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, другого инвентаря и хозяйственных принадлежностей |
8 | Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд |
9 | Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров |
10 | Расходы на рекламу |
11 | Потери товаров и технологические отходы |
12 | Расходы на тару |
13 | Прочие расходы |
Карточка учета издержек обращения
За __________20_г.
Наименование организации
Наименование регистров | Статьи издержек обращения | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
Итого |
Приложение 2
Карточка заданий для практической ситуации.
I вариант
Задание:
1. Отразить хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета
2. Заполнить карточку аналитического учета издержек обращения по хозяйственным операциям за отчетный период. Отразить каждый вид расходов с учетом классификационных групп издержек обращения.
3. Определить общую сумму расходов за отчетный период.
4. Произвести расчет издержек обращения по реализованным товарам
Сальдо начальное по счету 44 – 2000 руб.
Операции:
1. Начислено транспортной организации за доставку товаров, включая НДС - 5900руб. (в т.ч. НДС 18% – 900 руб.)
2. Начислено ЖЭУ №12 за аренду офиса 15000 руб. НДС 18% - 2808 руб.
3. Переданы по акту в эксплуатацию списаны:
- Специальная одежда и хозяйственный инвентарь – 3500 руб.
4.Утверждены и списаны командировочные расходы:
- Суточные – 1000 руб.
- Проезд и проживание – 11800руб., в т.ч. НДС 18% - 1800 руб.
5. Списаны канцелярские принадлежности – 500 руб.
2 Вариант
Сальдо начальное по счету 44 – 2000 руб.
Операции:
1. Начислено транспортной организации за доставку товаров – 10000руб., НДС 18% - 1800руб.
2. Начислено ТСЖ №12 за уборку территории – 1180руб., включая НДС 18% - 180 руб.
3. Начислена амортизация:
- Основных средств – 1500руб.
- Нематериальных активов 500руб.
4. Начислена заработная плата за март – 33000руб.
5. Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды -?
Дополнительные данные для расчета издержек обращения по реализованным товарам:
1 вариант | 2 вариант | |
Остаток товаров на конец периода Выручка за отчетный период | 20000 руб. 60000 руб. | 22000 руб. 120000 руб. |
Приложение 4
Методика составления расчёта издержек обращения по реализованным товарам и отражения в учете.
1.Сальдо начальное счета 44 «Расходы на продажу»
2.Транспортные расходы по доставке товара
3. Остаток товаров на конец месяца (Ск 41 «Товары»)
4. Сумма реализованных товаров за месяц
5. Средний процент издержек обращения
=
6. Сальдо конечное счета 44 Ск 44= (сумма отражаемая в балансе предприятия)
7. Оборот кредита счёта 44= Сн + об.Д – Ск
Д 90/2 К 44 – списание суммы издержек обращения по реализованным товарам
Приложение 5
Таблица оценки знаний
№ п/п | Конкурсы | Система оценки | Команда 1 | Команда 2 |
1 | Тестирование | 1балл за правильный ответ | ||
2 | Решение ситуаций | 1 балл за каждую правильную проводку + 5 баллов за правильную итоговую сумму | ||
3 | Конкурс «Своя игра» | В соответствии со стоимостью вопроса (от 10 до 50 баллов) | ||
4 | Викторина | 1 балл за правильный ответ | ||
5 | Приём «Лови ошибку» | 1 балл за найденную ошибку | ||
6 | «Формула ПОПС» | 1 балл за каждое правильное предложение | ||
ИТОГО: |
Приложение 6
Оценочный лист
Ф.И.О. студента___________________________________________________
Оцените работу по каждому из критериев оценивания по 5- бальной шкале
Критерии оценивания | Участники группы | Средний балл | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Участие в работе команды | |||||||
Умение анализировать имеющуюся информацию | |||||||
Умение отстаивать свою точку зрения и приводить доказательства | |||||||
Всего |
Приложение 7
Образец карточки
Квадрат впечатлений
Оцените работу на практическом занятии «Синтетический и аналитический учёт издержек обращения в предприятиях торговли и общественного питания»
Внесите в сектора «квадрата впечатлений» свои оценки и замечания.
ПОЛЕЗНО |
ПОНРАВИЛОСЬ |
ХОТЕЛОСЬ БЫ ИЗМЕНИТЬ (Можно было бы лучше) | НЕ ПОНРАВИЛОСЬ |
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. //Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.garant.ru/
2. Все положения по бухгалтерскому учету, М.: Изд. «Э»,2016 //Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.garant.ru/
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. //Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.garant.ru/
4. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник для вузов. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2015.
5. Большой бухгалтерский словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2011. -235 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.A. Педагогика: СПб: Питер,2016.
7. Бухгалтерский учет: учебник / А.Ю. Бабаев, Л.Г. Макарова, Ю.А. Оболенская, А.М. Петров, Ю.Н. Самохвалова. М.: ТК Велби, Проспект, 2012.
8. Геворкян Е.А. Бухгалтерский учет товарных операций в торговле. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014.
9. Иванова Н.В. Бухгалтерский учет на предприятиях торговли. М.: Академия, 2013.
10. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. М.: Финансы и статистика, 2012.
11. Палий В.Ф. Современный бухгалтерский учет. М.: Бухгалтерский учет, 2012.
12. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2009
13. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2011г.
14 Самыгин С И Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие /С.И.Cамыгина. -М.: КноРУС,2012: -480c.
15. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Мастерство, 2014.
16.Cкворцова С.А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов, М.: Вектор науки ТГУ.
17. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2013.
18. Чечевицина Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник. – М.: Маркетинг, 2005. – 352 с.
19. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. 4-е изд., пераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2012, - 712 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и практические задания к дифференцированному зачету по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Вопросы и практические задания к дифференцированному зачету по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА по дисциплине ОП. 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Цель:активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины ОП. 10 «Безопасность жизнедеятельности»;формирование ...
Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Являются частью учебно-методического комплекса по дисциплине. Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и...
Рабочая программа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Является частью учебно-методического комплекса. Рабочая пргорамма дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по сп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит» 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
В Методических указаниях представлены Практические работы № 1 - 13 по ОП.06 "Финансы, денежное обращение и кредит" В практической работе имеется теоретический материал, цел...
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ Методические указания по выполнению контрольной работы для обучающихся СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) заочной формы обучения
Методические указания содержат рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит», варианты контрольной работы, теоретические вопросы, практ...