Рабочая программа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
рабочая программа на тему
Является частью учебно-методического комплекса. Рабочая пргорамма дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 № 832, учебного плана, утвержденного приказом от 07.07.2015 № 141. Рабочая программа содержит структурные элементы: паспорт; структуру и содержание учебной дисциплины (объем и виды учебной работы, тематический план и содержание); условия реализации программы (требования по обеспечению, перечень литературы, Интернет-ресурсов); контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 468 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ОСТРОГОЖСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ________________ О.В. Редина «______» ______________ 20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
для специальности
38.01.02 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
ОСТРОГОЖСК 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 832, учебного плана, утвержденного приказом № 120 от 19.06.2014.
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
Разработчик:
Евсюкова Т.А., заведующий экономико-правовым отделением, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных циклов ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
Рецензенты:
Чалая Е.В., председатель цикловой комиссии экономических, бухгалтерских и юридических дисциплин, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных циклов ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»;
Орехова Е.С., председатель предметной (цикловой) комиссии экономики, менеджмента и права ГБПОУ ВО «Павловский техникум».
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией экономических, бухгалтерских и юридических дисциплин
Протокол №____от «___»_______20___ г.
Председатель цикловой комиссии________ Е.В.Чалая
СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделением ________ Т.А. Евсюкова
СОГЛАСОВАНО
Методист ________ Н.В. Козлова
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 4 |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы | 4 |
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины | 4 |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины | 5 |
| 6 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины | 7 |
| 16 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 16 |
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. | 16 |
| 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
- проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения;
- сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежных систем;
- виды денежных реформ;
- структуру кредитной и банковской системы;
- функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы;
- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификации ценных бумаг;
- особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 81 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа: повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника; выполнение заданий для закрепления изученного материала; подготовка сообщений, докладов; выполнение индивидуальных заданий | 11 10 4 2 |
Форма промежуточной аттестации: 5 семестр – экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Деньги | 12 | ||||
Тема 1.1. Сущность, виды и функции денег | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Деньги как экономическая категория. Происхождение денег. Роль денег в современных условиях. Деньги как всеобщий эквивалент. | 1 | |||
2 | Виды денег и их эволюция. Действительные и символические деньги. Бумажные и кредитные деньги. Наличные и безналичные (депозитные) деньги. | 1 | |||
3 | Деньги как мера стоимости. Цена как денежное выражение стоимости. Масштаб цен. Деньги как средство обращения. Деньги как средство платежа. Понятие денежного оборота. Деньги как средство накопления | 1 | |||
4 | Мировые деньги. Понятие иностранной валюты. Валютный курс как внешняя стоимость денег. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Сущность, виды и функции денег» | 0,5 | |||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 0,5 | |||
Тема 1.2. Основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Понятие денежной системы. Типы денежных систем. Принципы организации современных денежных систем. Особенности функционирования денежных систем, построенных на обращении бумажных и кредитных денег. Элементы денежной системы: денежная единица; масштаб цен; виды денежных знаков; эмиссионная система; денежное регулирование. | 1 | |||
2 | Характеристика денежной системы Российской Федерации. | 1 | |||
3 | Виды и содержание денежных реформ. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ» | 0,5 | |||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 0,5 |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1.3. Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота. Законы денежного обращения | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие денежного обращения. Отличие и взаимосвязь понятий денежного обращения и денежного оборота. Единство налично-денежного и безналичного компонентов денежного оборота. | 2 | ||
2 | Понятие денежной эмиссии и ее виды, организации и инструменты безналичного оборота. Понятие о платежной системе. | 2 | ||
3 | Количество денег в обращении. Факторы, определяющие массу денег в обращении. Закон денежного обращения. Денежная масса как важнейший количественный показатель денежного обращения. | 2 | ||
4 | Уравнение обмена. Спрос и предложение денег, находящихся в обращении. Понятие денежного мультипликатора. | 2 | ||
5 | Инфляция. Виды инфляции. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Сопоставление механизма действия специфических законов денежного обращения. Определение типов инфляции на основе ситуационных заданий. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота. Законы денежного обращения» | 1 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 1 | ||
Раздел 2. Финансы | 20 | |||
Тема 2.1. Сущность финансов, их функции и роль в экономике. Структура финансовой системы | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Финансы как экономическая категория. Специфическая роль финансов в экономической системе. | 1 | ||
2 | Понятия децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. Признаки финансов. | 1 | ||
3 | Функции финансов: распределительная, стимулирующая, контрольная функция. | 1 | ||
4 | Понятие финансовых ресурсов. Финансовая система. Звенья финансовой системы Российской Федерации: государственная бюджетная система; внебюджетные фонды; финансы предприятий различных форм собственности; фонды имущественного и личного страхования. | 1 | ||
5 | Структура финансовой системы по основным формам организации: общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота. Законы денежного обращения» | 0,5 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 0,5 | ||
Тема 2.2. Принципы финансовой политики и финансового контроля | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Финансовая политика | 1 | ||
2 | Управление финансами в Российской Федерации. Органы управления финансами | 1 | ||
3 | Финансовый контроль и его виды | 1 | ||
4 | Методы проведения финансового контроля | |||
5 | Органы финансового контроля: Счетная палата, Федеральное казначейство | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Принципы финансовой политики и финансового контроля» | 0,5 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 0,5 | ||
Тема 2.3. Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие бюджета как экономической категории. Понятие и функции государственного бюджета. | 2 | ||
2 | Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система Российской Федерации, ее сущность и составляющие. Принципы бюджетного устройства. | 2 | ||
3 | Специальные бюджетные фонды Российской Федерации: Стабилизационный фонд, Фонд национального благосостояния, Резервный фонд. | |||
4 | Организация бюджетного процесса в Российской Федерации: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение федерального бюджета. | 2 | ||
5 | Структура доходов бюджета. Сущность налогов и их роль в формировании доходов бюджета. | 2 | ||
6 | Структура расходов бюджета. Методы бюджетного регулирования. | 2 | ||
7 | Бюджеты субъектов Российской Федерации | 2 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1. | Составление схемы бюджетного процесса в Российской Федерации. | 2 | ||
2. | Расчет дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства» | 1 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 1 | ||
3 | Выполнение индивидуального задания (составить схему бюджетного устройства в Острогожском муниципальном районе) | 2 | ||
Тема 2.4. Внебюджетные фонды | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сущность и целесообразность создания внебюджетных фондов. Понятие внебюджетных фондов. Виды внебюджетных фондов. | 1 | ||
2 | Социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Источники формирования и направления использования внебюджетных фондов. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Внебюджетные фонды» | 0,5 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 0,5 | ||
Раздел 3. Кредит и банки | 25 | |||
Тема 3.1. Кредит и кредитная система в условиях рыночной экономики | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Кредит как экономическая категория. Кредит как форма движения ссудного капитала. Особенности и источники образования ссудного капитала. | 2 | ||
2 | Структура рынка ссудных капиталов: участники и сегменты. | 2 | ||
3 | Процент за кредит как цена ссудного капитала. Понятие депозитного и ссудного процента. Факторы, определяющие норму процента. | 2 | ||
4 | Функции кредита: аккумуляция и мобилизация денежного капитала, перераспределение денежного капитала, экономия издержек обращения, создание кредитных средств обращения, ускорение концентрации капитала, контрольная функция и др. | 2 | ||
5 | Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность. | 2 | ||
6 | Формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, государственный, межбанковский, международный, частный. | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | |
7 | Кредитная система Российской Федерации | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Определение процента за кредит. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Кредит и кредитная система в условиях рыночной экономики» | 1 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 1 | ||
3 | Подготовить сообщение на тему «Новые виды кредита: лизинг, кредитные карточки, ипотека» | 1 | ||
Тема 3.2. Структура банковской системы Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Банковская система. Структура банковской системы. | 2 | ||
2 | Развитие банковского дела в России с 1917 г. | 2 | ||
3 | Роль Центрального Банка в банковской системе Российской Федерации. Функции центрального банка в области денежно-кредитного регулирования национальной экономики, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Структура банковской системы Российской Федерации» | 0,5 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 0,5 | ||
Тема 3.3. Банки. Функции банков. Классификация банковских операций | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Правовой статус коммерческих банков. Функции банков. Правовое положение банков как участников имущественного оборота и самостоятельных коммерческих предприятий. Специфика коммерческой деятельности банка. | 2 | ||
2 | Банки как источник ликвидности экономики. Принципы функционирования банка. | 2 | ||
3 | Типы банков. Организационная структура банка: понятие и виды. | 2 | ||
4 | Краткая характеристика активных и пассивных операций банков. Классификация активных операций банков с точки зрения доходности, ликвидности и степени риска. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Определение активных и пассивных операций банка. |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Банки. Функции банков. Классификация банковских операций» | 1 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 1 | ||
3 | Подготовка сообщения «Обзор филиалов коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Острогожского муниципального района Воронежской области». | 1 | ||
Тема 3.4. Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Денежно-кредитная политика. | 2 | ||
2 | Осуществление денежно-кредитной политики. Основные инструменты денежно-кредитной политики. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики» | 0,5 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 0,5 | ||
Раздел 4. Эволюция денежного обращения и банковской системы России | 3 | |||
Тема 4.1. Развитие банковского дела в России с 1917 г. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Чеканка монет на Руси. Предпосылки создания единой общерусской денежной системы в XV в. | 2 | ||
2 | Возникновение и развитие банковской и кредитной системы в России. Учреждение первых сословных банков. Развитие отдельных звеньев кредитной системы России, ее характерные черты: казенный характер кредитных учреждений, зависимость от Министерства финансов, централизация кредитных операций, одноуровневость построения кредитной системы. Его задачи и функции. | 2 | ||
3 | Механизм государственного контроля со стороны Министерства финансов. Развитие сети коммерческих и специализированных банков, специализированных кредитно-финансовых институтов в России. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Развитие банковского дела в России с 1917 г.» | 0,5 |
1 | 2 | 3 | 4 | |
2 | Подготовка сообщения «Денежные реформы в России 1922-1924 годов и 1947 года и их последствия» | 0,5 | ||
Раздел 5. Ценные бумаги и фондовый рынок | 15 | |||
Тема 5.1. Рынок ценных бумаг, его значение, основные понятия. Ценные бумаги | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Рынок ценных бумаг, его отличительные особенности, функции и место в системе рынков. | 2 | ||
2 | Субъекты рынка ценных бумаг: эмитенты, инвесторы, финансовые посредники. Классификация эмитентов и инвесторов. | 2 | ||
3 | Сегменты рынка: рынок государственных ценных бумаг, рынок корпоративных ценных бумаг, рынок производных ценных бумаг. Выпуск и обращение ценных бумаг, первичный и вторичный рынки. | 2 | ||
4 | Биржевой и внебиржевой рынки. Организованный и неорганизованный рынки. Компьютеризация рынка ценных бумаг. | 2 | ||
5 | Ценные бумаги, их свойства и виды. Характеристика видов ценных бумаг. | 2 | ||
6 | Сущность и цели применения производных финансовых инструментов. Виды производных финансовых инструментов их характеристика. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Определение видов ценных бумаг по ситуационным заданиям. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Рынок ценных бумаг, его значение, основные понятия. Ценные бумаги» | 0,5 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 1 | ||
3 | Подготовка сообщения «Возникновение и функционирование фондовых бирж в Российской Федерации» | 0,5 | ||
Тема 5.2. Участники рынка ценных бумаг | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг в качестве финансовых посредников рынка. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. | 1 | ||
2 | Порядок лицензирования профессиональной деятельности. Совмещение и ограничения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг. Брокерская и дилерская деятельность, статус брокеров и дилеров, обязанности, виды оказываемых услуг, отличительные особенности. | 1 | ||
3 | Финансовые и предпринимательские риски, возникающие при купле-продаже ценных бумаг. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Участники рынка ценных бумаг» | 0,5 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 0,5 | ||
Тема 5.3. Фондовая биржа, организация биржевой деятельности | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Процесс обращения ценных бумаг на фондовой бирже. Механизм организации торговли ценными бумагами, способы торговли. | 2 | ||
2 | Формирование доходов и расходов биржи. | 2 | ||
3 | Организация внебиржевого рынка ценных бумаг. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Построение схемы взаимодействия участников рынка ценных бумаг при заключении сделок на вторичном рынке (на примере региональной биржи). | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Фондовая биржа, организация биржевой деятельности» | 1 | ||
2 | Выполнение заданий для закрепления изученного материала | 1 | ||
Раздел 6. Специализированные кредитно-финансовые институты | 6 | |||
Тема 6.1. Страховые компании, инвестиционные фонды, сберегательные учреждения, компании и банки | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Лицензирование страховой деятельности. Государственный страховой надзор. Формы организации страховых компаний: государственные, акционерные, взаимные, кооперативные. | 2 | ||
2 | Особенности формирования капитала. Эмиссионно-учредительская деятельность инвестиционных институтов. Деятельность на вторичном рынке ценных бумаг. | 2 | ||
3 | Роль сберегательных институтов в вопросах социальной защиты населения. Специфика деятельности и многообразие форм сберегательных учреждений. | 2 | ||
4 | Особенности развития сберегательных институтов в Российской Федерации. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Страховые компании, инвестиционные фонды, сберегательные учреждения, компании и банки» | 0,5 | ||
2 | Подготовка доклада «Специализированные кредитно-финансовые институты, действующие в Воронежской области». | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 6.2. Финансовые компании, финансово-промышленные группы, кредитные товарищества, кредитные союзы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Финансовые компании как особый вид кредитного института. Виды финансовых компаний в зависимости от специализации: потребительские компании, компании по кредитованию продаж, компании по кредитованию бизнеса. Специфика деятельности финансовых компаний в Российской Федерации. | 2 | ||
2 | Цели создания кредитных союзов, товариществ и обществ взаимного кредита. Состав участников. | 2 | ||
3 | Кредитные потребительские кооперативы граждан в Российской Федерации: цели создания, участники, источники ресурсов, направления деятельности, управление и контроль за деятельностью. | 2 | ||
4 | Назначение ломбардов как специфических кредитных учреждений. Развитие ломбардного бизнеса в Российской Федерации. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 0,5 | |||
1 | Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Финансовые компании, финансово-промышленные группы, кредитные товарищества, кредитные союзы» | |||
Всего: | 81 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска, тематические стенды.
Наглядные пособия: плакаты, раздаточный материал, инструкционно-технологические карты для проведения практических занятий.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, С.П. Сазонов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
- Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / О.Е. Янин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
Дополнительные источники:
- Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач; под ред. проф. И.Г. Акперова. – М.: КНОРУС, 2009. – 640 с.
- Кузнецова В.В. Банковское дело. Практикум: учебное пособие / В.В. Кузнецова, О.И. Ларина. – М.: КНОРУС, 2010. – 264 с.
- Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: практикум : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, Е.С. Старостина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
- Семибратова О.И. Банковское дело: учебник для нач. проф. образования / О.И. Семибратова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
- Тавасиев А.М. Банковское дело: учеб. пособие / А.М. Тавасиев, В.А. Москвин, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 287 с.
- Ходачник Г.Э. Основы банковского дела: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.Э. Ходачник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
Интернет-ресурсы:
www.consultant.ru (Справочная правовая система «КонсультантПлюс»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: |
|
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; | проверка заданий, выполненных на практических занятиях; устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала |
проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; | проверка заданий, выполненных на практических занятиях; устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала |
проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета; | проверка заданий, выполненных на практических занятиях; устный опрос; проверка индивидуального задания, выполненного самостоятельно |
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. | проверка заданий, выполненных на практических занятиях; устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала |
Знать: |
|
сущность финансов, их функции и роль в экономике; | устный опрос; тестирование; проверка сообщений, докладов; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала |
принципы финансовой политики и финансового контроля; | устный опрос; тестирование; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала |
законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; | устный опрос; тестирование; проверка письменных самостоятельных работ; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала |
основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ; | устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала |
структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций; | устный опрос; тестирование; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала; проверка сообщений |
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; | устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала |
структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; | контрольная работа; устный опрос; тестирование; проверка индивидуального задания, выполненного самостоятельно |
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; | устный опрос; проверка сообщений; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала |
характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; | устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала |
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы. | устный опрос; проверка докладов |
Результаты обучения (освоенные общие и профессиональные компетенции) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Наблюдение и оценка деятельности студента в процессе обучения, на практических занятиях. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Наблюдение и оценка работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций, участие в деловых и ролевых играх. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Наблюдение и оценка деятельности студентов при подготовке сообщений, докладов; оценивание заданий внеаудиторной самостоятельной работы студента. |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | Наблюдение за формированием навыков работы в информационных сетях; компьютерное тестирование; оценивание заданий внеаудиторной самостоятельной работы студента. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Наблюдение за ролью и взаимодействием обучающихся в (микро)группе, парах. |
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. | Устный опрос, проверка заданий внеаудиторной работы студентов |
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. | Устный опрос, проверка заданий внеаудиторной работы студентов |
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. | Устный опрос, проверка заданий внеаудиторной работы студентов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-134190-1351599032.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Документационное обеспечение упраления" для специальности 38.02.01 -Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования социально-экономического профиля в пределах основных образовател...
Рабочая программа учебной дисциплины «Предпринимательство в торговле» по специальности "38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" (ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ)
Программа разработана на дисциплину вариативной части ОПОП по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-181873-1379696530.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Налоги и налогообложение" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа по дисциплине "Налоги и налогообложение" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-844151-1478426509.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Является частью учебно-методического комплекса. Рабочая пргорамма дисциплины "Документационное обеспечение управления" разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855848-1479909436.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855848-1479909436.jpg)
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-1104042-1547737559.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины ОУД.07 «Информатика» для ППССЗ 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Рабочая программа Учебной дисциплины ОУД.07 «Информатика» ППССЗ 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»...