Разработка к практическому занятию по Менеджменту Тема: «Принятие управленческого решения решения»
учебно-методический материал на тему
Разработка содержит вопросы для обсуждения, тест, ситуационные задания по теме "Принятие управленческого решения" и тест на определение наличия способности влиять на людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie_1.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Принятие управленческого решения»
Цель:
- закрепление теоретических знаний;
- решение ситуаций по теме;
- определение умения влиять на окружающих.
Вопросы для обсуждения: (по 3 балла)
- Решения и их разновидности.
- Определите особенности стратегических решений
- Укажите особенности директивных решений
- В каких ситуациях решения принимаются едино?
- Формы коллективного решения
- Коллективный метод принятия решения имеет свои преимущества и недостатки, назовите их
- Этапы принятия рационального решения.
- Определенность, неопределенность и риск в ходе реализации решения.
Работа студентов по подгруппам с контрольными вопросами и логическими упражнениями.
Контрольные вопросы и логические упражнения
1. Используя матрицу БКГ, ответьте на вопрос «Что делать?»: ( 3 балла)
А. Господствовать; Б. Инвестировать; В. Зарабатывать; Г. Снять урожай. Если доля реализуемой продукции Вашего предприятия возросла с 1% до 5%
Матрица БКГ
ЗВЕЗДА | ЗНАК ВОПРОСА |
ДОЙНАЯ КОРОВА | СОБАКА |
Высокая Низкая
Относительная доля рынка
квадрат 1 - ЗВЕЗДА - предприятие, завоевавшее большую долю рынка в растущем секторе экономики;
квадрат 2 - ЗНАК ВОПРОСА - предприятие, завоевавшее небольшие доли рынка в быстро растущих отраслях;
квадрат 3 - ДОЙНАЯ КОРОВА - предприятие, завоевавшее большие доли рынка в зрелых отраслях;
квадрат 4 - СОБАКА - предприятие с низкой долей рынка в отраслях, переживающих стагнацию.
- Примите правильное решение:
а) как менеджер крупного предприятия, занимающего монопольное положение в области безалкогольных напитков, приведите доводы против принятия антимонопольного законодательства;
б) как глава комиссии по антимонопольному регулированию, приведите доводы в пользу принятия антимонопольного законодательства;
в) как потребитель продукции, на чью сторону Вы станете в.случае опроса мнений?
- Какова сущность запрограммированного и незапрограммированного решения?
- Назовите основные принципы выработки и принятия решения.
- Каким образом черты характера лидера влияют на характер принимаемого им решения?
- Перечислите основные требования к методам решения проблем.
- Выполните тест
Тест «Решение управленческих проблем»
1. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?
1) чем больше информация, тем лучше
2) избыток информации также вреден, как и ее недостаток
3) получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя
4) избыточный объем информации – залог успеха
2. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?
1) для оптимального решения комплексной задачи
2) для сохранения «группового» стиля работы
3) для проверки квалификации рабочих
4) все перечисленное
3. Что означает «принять решение»?
1) перебрать все возможные альтернативы
2) перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы
3) отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы
4) отдать распоряжение к реализации конкретного плана
4. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?
1) степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы
2) степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя
3) уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат
4) уровень превышения своих полномочий
5. Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения?
1) если решение хорошее, вы будете знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое – будете знать, что не следует делать
2) по точности реализации решения возможна оценка квалификации подчиненных
3) проверка надежности административной структуры
4) проверка надежности экспертной структуры
6. Для каких целей в процессе принятия решений используется «мозговая атака»?
1) интенсификация мыслительного процесса
2) анализ нестандартных решений
3) выявление альтернатив
4) вовлечение всех участников в процесс принятия решений
7. Кому принадлежит авторство идей при использовании коллективных методов принятия решений
1) организации, где работают участники совещания
2) всем участникам совещания
3) участнику, выдвинувшему первоначальный вариант решения
4) участнику, выдвинувшему окончательный вариант решения
Задание 1 (6 баллов)
Укажите стиль принятия управленческого решения по классификации В.Вруума и Ф.Йеттона при следующих условиях:
№ | Условия принятия решения | Стиль принятия решения | |
1 | На предприятии создалась ситуация, требующая немедленного изменения технологического процесса. Для руководителя, имеющего достаточный опыт и квалификацию, может быть важным мнение главного технолога и начальника планово-экономического отдела. | ||
2 | В связи с предстоящим сокращением численности работников на предприятии образовались оппозиционные мини-группы, лидеры которых отстаивают личные мнения, создалась конфликтная ситуация | ||
3 | Проблема, возникшая на предприятии, нова и неординарна. Руководитель не располагает достаточным количеством информации для ее решения, и для него важны мнения сотрудников. В коллективе царит атмосфера демократии и взаимопонимания. | ||
4 | В организации предстоит провести сокращение численности работников. Предстоящее решение не совпадает с личными целями сотрудников. Руководитель пользуется авторитетом и его мнение воспринимается позитивно членами группы. | ||
5 | Проблема, по которой предстоит принять решение, является для руководителя достаточно сложной и новой. У него недостаточно информации, которую легко получить от подчиненных. Однако групповое обсуждение нецелесообразно. | ||
6 | При принятии решения возникли разногласия и голоса разделились на равные части. Времени для дальнейшего обсуждения недостаточно. Имеются результаты объективного анализа. |
Задание 2 (3 балла)
Заполните таблицу, указав, какой способ принятия управленческого решения (коллективный или индивидуальный) предпочтительнее:
- в условиях дефицита времени;
- для избежания субъективизма;
- для большей продуманности возможных последствий;
- при наличии конфликтной ситуации;
- при низкой квалификации сотрудников;
- для снижения сопротивления несогласных.
Коллективный способ | Индивидуальный способ |
Задание 3 (по 3 балла)
Прочтите афоризмы о психологии принятия решений и объясните их смысл:
- Если принял решение ты, пусть отныне не дрогнет рука:
можешь выбрать ты смелость советчика,
можешь выбрать совет смельчака
- обсуждать надо часто, решать – однажды
- не столь опасно принять дурное решение, как не решиться ни на что или решиться слишком поздно
Задание 4 (2 балла)
Заполните таблицу, указав вид принимаемого решения (запрограммированное или незапрограммированное) в зависимости от ситуации:
Ситуация | Вид решения | |
Новые, неординарные условия | ||
Число возможных альтернатив ограниченно, и они легко формулируются | ||
Стандартные, регулярно повторяющиеся ситуации | ||
Ситуация, где требуются глубокие знания, интуиция |
Задание 5 (3 балла)
Ситуационная задача:
Представьте, что Вам необходимо принять решение на основе анализа двух альтернатив, выбрав одну из них.
Сущность проблемы: необходимо выбрать поставщика энергетических и сырьевых ресурсов из двух возможных партнеров.
Поставщики
1 фирма 2 фирма
1. Количество и качество поставок 1. Количество и качество поставок
удовлетворяет потребителя удовлетворяет потребителя
2. Поставки осуществляют бесперебойно 2. Поставки осуществляются
некоторым опозданием
(от 2—3 дней до 1-й недели)
3. Цены на сырье и энергию выше 3. Цены на сырье и энергию
отраслевых на 3% соответствуют отраслевым
Задание 6 (3 балла)
Определите проблему и примите решение по алгоритму:
- Выработка и постановка цели (формулировка проблемы)
- Изучение проблемы
- Выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений
- Рассмотрение вариантов решения. (Оценка всех плюсов и минусов, по каждому варианту)
- Выбор и окончательное формулирование решения
Тест: руководитель, принимая управленческое решение, должен уметь повлиять на подчиненных с тем, чтобы убедить их в правильности решения, заручиться поддержкой, что обеспечит качественное исполнение решения. Проверьте наличие у вас такой способности.
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
- Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?
- Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
- Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
- Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
- Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?
- Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
- Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
- Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был не изменен?
- Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
- Любите ли вы менять обстановку у себя дома и переставлять мебель?
- Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?
12. Любите ли вы дразнить самоуверенных и заносчивых людей?
13. Любите ли доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?
Оценка результатов. Подсчитайте набранное вами количество баллов по приведенной таблице.
Ответ | Вопрос | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
Да | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Нет | 0 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
35-65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой идеал отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте, однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
30 и меньше баллов. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а зачастую оказываясь и неправильно понятым. А жаль!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы разработки и принятия управленческих решений
ttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-...
Методическая разработка занятия по ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей Тема: «Решение проблем. Выработка и принятие управленческих решений»
Разработка практического занятия...
CVP-анализ как инструмент принятия управленческих решений (2016 г.)
При цитировании статьи обязательна ссылка на материал: Поликарпов К.И., Тимофеев Д.Г., Дышлюк О.А. CVP-анализ как инструмент принятия управленческих решений// International Scientific Review of the Pr...
Методическая разработка открытого урока по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения «Разработка и принятие управленческих решений»
Практическое занятие по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения, на котором представлено формирование значимых ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста....
Методическая разработка занятия, тема " Процесс принятия группового решения и его психологические особенности"
Данная методическая разработка создана в помощь преподавателю, для проведения комбинированного занятия по теме: "Процесс принятия группового решения и его психологические особенности". Изуча...
Методическая разработка: Применение индексного анализа для принятия управленческих решений по выбору стратегии ценообразования в предприятии питания.
Студенты колледжа, обучающиеся по специальности «Организация обслуживания в предприятиях общественного питания»,имеют трудности с применениеминдексного ан...
Принятие управленческих решений в различных ситуациях
Принятие управленческих решений в различных ситуациях...