Методическая разработка открытого урока по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения «Разработка и принятие управленческих решений»
учебно-методический материал

Практическое занятие по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения, на котором  представлено  формирование  значимых ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста. Для  содействия формированию  компетенций на занятии  используются  самые разнообразные методы, большое внимание  уделяется междисциплинарным связям, знаниям, выходящим за рамки дисциплины, опоре на уже имеющиеся знания,  самостоятельную работу и личную ответственность студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya_pm_04.doc57.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanchin.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия № 2

по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения

Тема:  «Разработка и принятие управленческих решений»

Вид занятия: практическое

Группа: 43

Специальность: 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов 

Цель занятия: знакомство обучающихся с возможными проблемными ситуациями на производстве

Задачи:

а) образовательная:

    - научить студентов выявлять проблемы в социально-профессиональных ситуациях и планировать деятельность по их решению;

   -   обучить навыкам  выработки и принятия  управленческих решений.

б)  развивающая:  

-   развить способность делать обоснованный выбор, исходя из своих решений, действий, из правильного анализа проблемы;

-  формирование логического, критического, творческого, проблемного мышления;

- формирование у студентов умений работать в режиме коллективной мозговой деятельности, решая общую задачу.

в)  воспитательная:

-     воспитание чувства ответственности за принятое решение;

 -    воспитание  инициативы и творчества.

Норма времени:  90 минут

Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, м/м проектор, экран или м/м доска, учебная доска, листочки для учащихся.

Наглядные и дидактические материалы:

Наглядные пособия, раздаточный материал: карточки с заданиями, ватман, маркеры, вырезки из журналов, клей, ножницы, оценочная ведомость.

Современные образовательные технологии: ИКТ-технология, технология проблемного обучения, технология интегрированного обучения.

Методы работы:  словесный метод, объяснительно-иллюстративный, эвристический метод,  исследовательский метод, Метод рейтинговой самооценки

Приемы работы: слово учителя, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, исследовательские задания, самостоятельная работа.

Формы работы с обучающимися: интерактивная, индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная.

Межпредметные связи: Управление персоналом, Менеджмент, Экономика отрасли, Эффективное поведение на рынке труда, Основы предпринимательства.

 Обучающийся должен уметь:

- применять теоретические знания по теме «Управленческие решения»;

- анализировать предложенную проблемную ситуацию;

- участвовать в диалоге, дискуссии, в работе малых групп;

- аргументировано формулировать свое отношение к предложенной проблемной ситуации;

- применять методы принятия управленческих решений;

- выступать с презентацией проекта.

Обучающийся должен знать:

- основные понятия по теме «Управленческие решения»;

- методы принятия управленческих решений.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь. Проверьте готовность к уроку.

2.Постановка учебной темы, цели и задач

   -Обратите, пожалуйста, внимание на слайд. Тема нашего занятия «Разработка и принятие управленческих решений»

- Откроем тетради и запишем ее.

- Мы видели тему. А теперь определим, какие слова на занятии будут ключевыми. Назовите их.

- Попробуйте сформулировать цель нашего практического занятия.

- Каковы задачи нашей встречи?

3.Мотивация темы

  - Нет никаких сомнений в том, что принятие управленческих решений является  одним из  важных видов деятельности в организациях всех типов и на любом уровне.

 - Поэтому приобретенные знания по данной теме не раз пригодятся вам в вашей будущей профессиональной деятельности, и вы в этом убедитесь.

- И сегодня на занятии мы попробуем смоделировать процесс принятия управленческого решения.    

                                 

4.Проверка  опорных знаний

- Теперь давайте вместе вспомним, что же такое «управление» и какие цели и задачи оно перед собой ставит. Объясните, какова роль управления в деятельности организации.

 - А теперь ребята эти знания помогут при выполнении вашего задания.

5. Инструктаж по технике выполнения задания

- Что мы должны сделать на уроке?

Сегодня для нашей работы необходимо разделиться на 4 малые группы по 4-5 человек в каждой команде, с целью дальнейшей совместной деятельности.

Ребята, вам  предлагается простая проблема, связанная со знакомой  ситуацией. Проблема включает в себя 2-3 признака, отношения между которыми определены или очевидны.  Необходимо исследовать данную проблему  в конкретной ситуации по алгоритму, изложенном в презентации:

     1. Проанализировать причины возникновения проблемы (что произошло, где, почему, что произойдет, если проблема не будет решена и т.д.)

      2. Выполнить деятельность по решению проблемы.

      3. Оценить результат деятельности и свою деятельность по решению проблем.

 Свои размышления по решению проблемы вам необходимо изложить на ватмане в виде рисунка, схемы и др.

Группы получают формы оценивания «Оценка вклада учащегося в работу малой группы», посмотрите - это  Приложение 2. В нем необходимо будет  проставить оценки   каждому члену группы. Вы должны объективно подходить к выставлению оценок, учитывать активность каждого студента, степень участия в достижении общего результата и т.д.

  Я буду, оценивать  вашу работу по следующим критериям:

Оценка деятельности по решению проблемы:

1) Цель деятельности по решению проблемы поставлена четко;

2) Способ достижения цели предложен;

3) Доступные ресурсы для реализации способа решения проблемы перечислены;

4) План действий  составлен в логической последовательности в соответствии с предложенным способом;

5) Контроль за действием и необходимая коррекция действий осуществлены.

  Оценка результата деятельности (проекта):

1) Проблема проанализирована, причины существования проблемы указаны;

2) Вывод о полученном результате деятельности сформулирован четко и аргументировано;

3) Сильные и слабые стороны своей деятельности при решении проблемы названы;

4)Предложения по улучшению деятельности при решении проблемы сформулированы и аргументированы.

Теперь давайте обратимся к  презентации, в которой изложен план решения проблемы (Приложение 1).

Демонстрация слайдов ЭОР (презентация)

6. Выполнение самостоятельной  работы студентов

- Ребята, каждая группа получила карточку – задание, если вам все понятно, то можно приступать к работе.  

7. Демонстрация выполненной работы

- Давайте смотреть результаты вашей работы. Пожалуйста, представителям из каждой дискуссионной группы необходимо поочередно продемонстрировать проект.

8. Рефлексия. Подведение итогов и оценивание

- Наша встреча подходит к концу, хочу спросить, как вам работалось в коллективе?

- Каким умениям и навыкам вы научились на занятии? Как эти навыки вы сможете использовать в жизни (профессиональной деятельности)?

- Какую деятельность по выявлению и решению проблемы вы проводили?

- По какому алгоритму вы вырабатывали управленческое решение?

- По каким критериям вы оценивали варианты решения проблемы?

- Что было наиболее удачным на сегодняшнем занятии?

- Теперь давайте обратимся к форме оценивания «Оценка вклада учащегося в работу малой группы» и с учетом рейтинга каждого студента группы выставим оценки.

9. Домашнее задание

- Подготовьте доклад на тему «Особенности процесса управления в сфере технологии мяса и мясных продуктов»

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

1.Вачугов В.Ф. «Основы менеджмента», М.: Издательство «ЭКМОС».- 2016

2.Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник. -  М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, ЛТД», 2015. – 142с.

3.Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2016.

4. Дубровская Л.С. Система планирования занятий .(методические рекомендации), Кинель-Черкассы, 2014.

5. http://www.knigafund.ru/books/

6.http://econspecdis.ucoz.ru/UMK_MEN/4_praktikum_menedzhment_080114_fragment.pdf

7. http://elibrary.unecon.ru/st_materials_files/355424272.pdf

     

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта практического занятия № 2 по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения

«Разработка и принятие управленческих решений»

Этапы учебного занятия

Содержание учебного занятия

Деятельность

обучающихся

Деятельность

преподавателя

Время

Методы, формы обучения и контроля

Средства обучения

Формируемые ОК и ПК

1.Организационный

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь. Проверьте готовность к уроку.

Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к занятию.

Приветствует обучающихся,

проверяет их готовность к занятию.

1

Словесный метод: беседа

Рабочая тетрадь по ПМ

ОК 2

2.Постановка учебной темы, цели и задач.

 

-Обратите, пожалуйста, внимание на слайд. Тема нашего занятия «Разработка и принятие управленческих решений»

- Откроем тетради и запишем ее.

- Мы видели тему. А теперь определим, какие слова на занятии будут ключевыми. Назовите их.

- Попробуйте сформулировать цель нашего практического занятия.

- Каковы задачи нашей встречи?

Читают тему.

Фиксируют в тетрадях.

Определяют ключевые слова.

Формулируют цель и задачи урока.

Фиксирует тему на экране.

Предлагает студентам определить какие понятия будут ключевыми.

Предлагает сформулировать цель и задачи урока.

3

Словесный

Технология критического мышления

Фронтальная форма работы

Мультимедийная аппаратура

Рабочая тетрадь по ПМ

ОК 2

ОК 6

ОК 7

3.Мотивация темы

- Нет никаких сомнений в том, что принятие управленческих решений является  одним из  важных видов деятельности в организациях всех типов и на любом уровне.

 - Поэтому приобретенные знания по данной теме не раз пригодятся вам в вашей будущей профессиональной деятельности, и вы в этом убедитесь.

- И сегодня на занятии мы попробуем смоделировать процесс принятия управленческого решения.

Слушают преподавателя

Объясняет,  зачем нужно изучать материал учебного занятия.

Формирует интерес к заданной теме.

Описывает профессиональные действия, при выполнении которых понадобятся знания и умения, полученные на практическом занятии.

3

Словесный метод

Мультимедийная аппаратура

Рабочая тетрадь по ПМ

ОК 1

4.Проверка  опорных знаний

- Теперь давайте вместе вспомним, что же такое «управление» и какие цели и задачи оно перед собой ставит. Объясните, какова роль управления в деятельности организации.

 - А теперь ребята эти знания помогут при выполнении вашего задания.

Формулируют определения.

Отвечают на вопросы.

Задает вопросы.

Проводит актуализацию опорных знаний, связанных с предстоящей работой.

Анализирует, корректирует ответы студентов.

Корректирует высказывания, помогает  при обобщении, формулировании  определений.

 

2

Интерактивный прием

«Мозговой штурм»

Фронтальный опрос

Словесный метод

Рабочая тетрадь по ПМ

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ОК 6

5. Инструктаж по технике выполнения задания

- Что мы должны сделать на уроке?

Сегодня для нашей работы необходимо разделиться на 4 малые группы по 4-5 человек в каждой команде, с целью дальнейшей совместной деятельности.

Ребята, вам  предлагается простая проблема, связанная со знакомой  ситуацией. Проблема включает в себя 2-3 признака, отношения между которыми определены или очевидны.  Необходимо исследовать данную проблему  в конкретной ситуации по алгоритму, изложенном в презентации:

     1. Проанализировать причины возникновения проблемы (что произошло, где, почему, что произойдет, если проблема не будет решена и т.д.)

      2. Выполнить деятельность по решению проблемы.

      3. Оценить результат деятельности и свою деятельность по решению проблем.

 Свои размышления по решению проблемы вам необходимо изложить на ватмане в виде рисунка, схемы и др.

Группы получают формы оценивания «Оценка вклада учащегося в работу малой группы», посмотрите - это  Приложение 2. В нем необходимо будет  проставить оценки   каждому члену группы. Вы должны объективно подходить к выставлению оценок, учитывать активность каждого студента, степень участия в достижении общего результата и т.д.

  Я буду, оценивать  вашу работу по следующим критериям:

Оценка деятельности по решению проблемы:

1) Цель деятельности по решению проблемы поставлена четко;

2) Способ достижения цели предложен;

3) Доступные ресурсы для реализации способа решения проблемы перечислены;

4) План действий  составлен в логической последовательности в соответствии с предложенным способом;

5) Контроль за действием и необходимая коррекция действий осуществлены.

  Оценка результата деятельности (проекта):

1) Проблема проанализирована, причины существования проблемы указаны;

2) Вывод о полученном результате деятельности сформулирован четко и аргументировано;

3) Сильные и слабые стороны своей деятельности при решении проблемы названы;

4)Предложения по улучшению деятельности при решении проблемы сформулированы и аргументированы.

Теперь давайте обратимся к  презентации, в которой изложен план решения проблемы (Приложение 1).

Слушают преподавателя.

Смотрят презентацию.

Делит студентов на группы и дает каждой группе карточку с заданием.

Объясняет, как работать в группах, подготовить свои ответы.

5

Словесный метод

Объяснительно-иллюстративный метод

Ноутбук, мультимедийная аппаратура, карточки с задания

ОК 2

ОК 3

6. Выполнение самостоятельной  работы студентов

- Ребята, каждая группа получила карточку – задание, если вам все понятно, то можно приступать к работе.  

Самостоятельно работают в группах, активно взаимодействуя друг с другом для решения общей проблемы.

Выполняют задания согласно указаниям преподавателя, следуют четкому алгоритму.

Выявляют проблемы в ситуациях, с которыми им придется столкнуться по роду своей профессиональной деятельности, планируют и организовывают  деятельность по их решению

анализируют результаты собственной деятельности.

Следит за работой в группах, выступает как «организатор образовательной среды».

50

Самостоятельная работа в микро-группах.

Работа в деятельностном режиме: погружение в проблему – практическая работа – обсуждение результатов.

Интерактивная прием

«Мозговой штурм»

Словесный метод

Наглядные пособия, раздаточный материал: ватман, маркеры, клей, ножницы, оценочная ведомость.

Метод рейтинговой самооценки

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

7. Демонстрация выполненной работы

- Давайте смотреть результаты вашей работы. Пожалуйста, представителям из каждой дискуссионной группы необходимо поочередно продемонстрировать проект.

Представители из каждой дискуссионной  группы поочередно демонстрируют   проекты.

Отвечают на вопросы студентов и преподавателя, высказывают свою точку зрения в публичном выступлении.

Задает вопросы. Анализирует проекты с учетом заявленных критериев.

21

Словесный метод

Объяснительно-иллюстративный метод

Эвристический диалог

Ватман, маркеры

ОК 6

ОК 7

8. Рефлексия. Подведение итогов и оценивание.

- Наша встреча подходит к концу, хочу спросить, как вам работалось в коллективе?

- Каким умениям и навыкам вы научились на занятии? Как эти навыки вы сможете использовать в жизни (профессиональной деятельности)?

- Какую деятельность по выявлению и решению проблемы вы проводили?

- По какому алгоритму вы вырабатывали управленческое решение?

- По каким критериям вы оценивали варианты решения проблемы?

- Что было наиболее удачным на сегодняшнем занятии?

- Теперь давайте обратимся к форме оценивания «Оценка вклада учащегося в работу малой группы» и с учетом рейтинга каждого студента группы выставим оценки.

Отвечают на вопросы.

Демонстрируют листы самооценки.

Подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся.

Благодарит за внимание.

3

Словесный метод

Эвристическая беседа

Рабочая тетрадь по ПМ

ОК 2

ОК 3

ОК 6

9. Домашнее задание

 - Подготовьте доклад на тему «Особенности процесса управления в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта»

Знакомятся с

заданием, записывают его в тетрадь.

Объясняет домашнее задание.

2

Словесный метод: инструктаж

Рабочая тетрадь по ПМ

ОК 7

Приложение к технологической карте

занятия № 2 по ПМ.04 Организация деятельности коллектива исполнителей

«Разработка и принятие управленческих решений»

Таблица 2

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

№1.

«Этапы выработки и принятия управленческих решений»

информационный

Презентация

ttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-

2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «В помощь преподавателю»:

Карточка ЭОР к теме: «Разработка и принятие управленческих решений».

ЭОР № 1

Основы менеджмента

http://www.college.ru/economics/management.html

Электронный учебник по основам менеджмента предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках менеджмента, ПМ. 04    Организация работы структурного подразделения    на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного

ЭОР № 2

Психология управления: учебное пособие

http://www.knigafund.ru/books/174432

Электронный учебный модуль « Психология управления: учебное пособие

». В учебном пособии изложены теоретические и практические вопросы психологии управления. Управление рассмотрено и как особая сфера деятельности, имеющая свои закономерности, и как широкая область человеческой практики, охватывающая все сферы социальной жизни. Представлена рефлексивно-деятельностная модель профессионального становления менеджера и психолога, обеспечивающего психологическую поддержку управления. Показаны возможности повышения эффективности функционирования организаций благодаря применению психологических методов управления. Рассмотрены психологические компоненты профессионализма менеджера. Раскрыты принципы и алгоритм психологического проектирования профессиональной деятельности и функционирования организации. Даны вопросы и задания, конкретные ситуации, диагностические материалы и методические рекомендации.

ЭОР № 3

Руководитель в системе управления: учебное пособие

http://www.knigafund.ru/books/173318

Электронный учебный модуль « Руководитель в системе управления: учебное пособие

» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках  ПМ. 04  Организация работы структурного подразделения

ЭОР № 4

Практикум по менеджменту: сборник практических работ и деловых игр

http://econspecdis.ucoz.ru/UMK_MEN/4_praktikum_menedzhment_080114_fragment.pdf

Электронный учебно - методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» подготовлен в рамках реализации методической проблемы техникума «Современные подходы к образовательным процессам в условиях перехода на ФГОССПО», ориентирован на качественно новый уровень профессиональной компетенции.

ЭОР № 5

Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации)

http://mexalib.com/view/22099

Учебное пособие подготовленно для методического обеспечения практических занятий по курсу "Менеджмент" и содержит комплекс деловых игр, тестов и конкретных ситуаций для развития практических навыков в области организационного поведения.

ЭОР № 6

«Management»

http://bgumanagement2009.narod.ru/practice/practice_14.html

Учебно-методический комплекс

ЭОР № 7

ПРАКТИКУМ

по дисциплине «Управленческие решения» для студентов

http://elibrary.unecon.ru/st_materials_files/355424272.pdf

Практикум по дисциплине «Управленческие решения» для студентов дневной и вечерней форм обучения

ЭОР № 8

Разработка управленческих решений - практикум

http://studok.net/book/434-razrabotka-upravlencheskix-reshenij-praktikum-trofimova-la/5-tema-2-process-prinyatiya-i-realizacii-upravlencheskix-reshenij.html

ТЕМА 1. Процесс принятия и реализации управленческих решений

ЭОР № 9

Энциклопедия производственного менеджера

http://www.up-pro.ru/encyclopedia/metody-upravlencheskih-reshenij.html

Статья из энциклопедии производственного менеджмента

ЭОР № 10

Методика принятия управленческих решений

http://omskpress.ru/news/53368/metodika_prinyatiya_upravlencheskix_resheniy/

Статья

Приложение 1

Презентация

Приложение 2

Лист самооценки

Приложение 3

Карточки с заданиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка открытого урока "ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ"

Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных навыков  в работе над звуковыми качествами произведения.Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывч...

Методическая разработка открытого урока МДК 01.04. Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов для специальности 46.02.01

Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.04.Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов разработана в соответствии с рабочей программой по специальности 46.02.01 Докум...

методическая разработка открытого урока по предмету "Экономика организации" на тему "Рентабельность предприятия"

методическая разработка включает в себя презентацию и разработку урока "Рентабельность предприятия"...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"...

Методическая разработка открытого урока по МДК. 04.01. Управление структурным подразделением

Методическая разработка открытого урока по МДК. 04.01. Управление структурным подразделением...