Рабочая программа "Маркетинг" по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям (по отраслям)
рабочая программа по теме

Ящук Ирина Николаевна

Рабочая программа по дисциплине "Маркетинг" по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Программа рассчитана на 50 аудиторных часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.11_marketing.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Коркинский филиал

«Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины «Маркетинг»

Для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

2015 г.

Одобрена

Комиссией профессионального цикла по специальностям группы 38.00.00 Экономика и управление

Протокол №            от

Председатель предметно-цикловой комиссии  ___________(Русяева Н.В.)

Составлена

С учетом требований ФГОС среднего профессионального образования и спецификой ОПОП СПО (ППССЗ)  по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Утверждаю:

Заместитель директора по УР

________________  (С.В. Потапова)

Автор:  И.Н. Ящук  – преподаватель общепрофессинальных дисциплин и профессиональных модулей

Рецензент: Е.Е. Балицкая – преподаватель общепрофессинальных дисциплин и профессиональных модулей


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 11. Маркетинг

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Маркетинг» относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-        Выбирать вариант охвата рынка исходя из возможностей фирмы;

-        Составлять опросный лист;

-        Устанавливать основные виды потребностей;

-        Анализировать поведение покупателей;

-        Определять этапы рыночной жизни товара;

-        Анализировать ценовую политику и сбытовую политику.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-        Основные термины, предмет, цели и задачи дисциплины, её структурно-логическую схему;

-        Принципы и функции маркетинга;

-        Концепции рыночных отношений, их характерные признаки;

-        Элементы комплекса маркетинга;

-        Виды маркетинговой информации, принципы отбора;

-        Принципы сегментирования;

-        Модели покупательского поведения;

-        Классификацию товаров. ЖЦТ и его этапы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

14

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

Составление опорных конспектов

6

Подготовка презентаций и рефератов

10

Составление тематических кроссвордов

2

Подготовка тематических сообщений

7

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 11. Маркетинг

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1. Введение. Концепции рыночной экономики

Содержание учебного материала

4

1.

Введение. Предмет и задачи дисциплины: маркетинг, рынок, коньюктура рынка. Структурно-логическая схема дисциплины. Сущность маркетинга, цели и задачи. Межпредметные связи с другими дисциплинами.

Социально-экономическое значение маркетинга, принципы и функции.

История возникновения и основные этапы развития маркетинга. Необходимость возникновения и совершенствования маркетинга в современных условиях.

1

2.

Концепции рыночной экономики: Концепция совершенствования товара. Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбыта). Концепция маркетинга. Концепция социально-этичного маркетинга. Концепция совершенствования производства. Понятие рынка в маркетинге. Основные рыночные показатели: доля рынка, ёмкость рынка, конъюнктура рынка. Основные понятия маркетинга: нужда, спрос, потребность, сделка, рынок.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2. Структура маркетинговой деятельности и исследования рынка

Содержание учебного материала

10

1

Технология маркетинговой деятельности: анализ возможностей фирмы, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, разработка вспомогательных систем маркетинга. Основные типы маркетинга: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, противодействующий.

2

2

Окружающая среда маркетинга: понятие, виды, факторы, формирующие окружающие среду. Микросреда маркетинга: понятие. Субъекты и контролируемые факторы, формирующие микросреду организации. Макросреда маркетинга: понятие. Субъекты и неконтролируемые факторы, формирующие макросреду.

3

Значение маркетингового исследования, этапы проведения, способы отбора информации: опрос, наблюдение, эксперимент. Виды маркетинговых исследований.

Практическое занятие № 1. PEST и SWOT анализ конкретной фирмы

4

Практическое занятие № 2. Разработка вопросов анкеты и составление опросных листов по определенному товару

Самостоятельная работа обучающихся Конспект  «Методы контроля»

4

Тема 3. Объекты и субъекты маркетинговой деятельности

Содержание учебного материала

8

1

Объекты маркетинговой деятельности: Основные понятия: нужда, потребность, спрос. Классификация потребностей. Факторы, влияющие, а спрос. Виды спроса. Эластичность спроса по цене.

2

2

Понятие потребительского рынка, его субъекты. Модели покупательского поведения: побудительные факторы, «чёрный ящик» сознания, ответные реакции покупателя.

3

Понятие сегментирования, значение, требования к сегменту. Признаки сегментирования: общие, объективные и специфические. Рыночная «ниша». Целевой маркетинг: варианты охвата рынка.

4

Понятие конкуренции, виды конкуренции: функциональная, видовая, предметная, ценовая, неценовая. Конкурентоспособность товара. Бостонская матрица.

Практическое занятие № 3. Прогнозирование спроса конкретного товара на основе его эластичности.

6

Практическое занятие № 4.  Определение типов покупателей и способов воздействия с учётом ответных реакций покупателя

Практическое занятие № 5. Анализ и выделение сегмента рынка с использованием различных принципов. Решение ситуационных задач

Самостоятельная работа обучающихся конспект «Порядок разработки и структура плана маркетинга»

8

Тема 4. Средства маркетинга

Содержание учебного материала

12

1

Маркетинговые понятия товара, классификация. Жизненный цикл товара. Рыночная атрибутика товара: марка, товарный знак, упаковка, маркировка товара. Торговая политика предприятия:  товарная номенклатура, ассортимент, его глубина и широта.

2

Цена в комплексе маркетинга, ценовая политика предприятия. Этапы процесса ценообразования. Методы ценообразования: на издержках, с ориентацией на конкуренцию, с ориентацией на спрос. Стратегии ценообразования

3

Понятие сбыта и сбытовой политики, факторы её определяющие. Виды сбыта, стратегии сбыта, каналы сбыта их длина и ширина. Торговые посредники: оптовая и розничная торговля. Классификация розничных предприятий.

4

Понятие продвижения, его цели и функции. Информационные виды продвижения: реклама, личная продажа, пропаганда, стимулирование сбыта. Служба ФОССТИС, цели, задачи

5

Понятие, назначение, цели, функции рекламы. Классификация рекламы. Средства рекламы. Эффективность рекламы различных видов.

Практическое занятие № 6. Решение и анализ маркетинговых ситуаций по формированию товарной политики фирмы с учётом ЖЦТ

4

Практическое занятие № 7. Анализ ценовой политики фирмы

Самостоятельная работа обучающихся подготовка сообщения «Методы формирования цен», «Виды цен», Подготовка презентаций «Методы воздействия рекламы на потребителей»

13

Дифференцированный зачёт

2

Всего:

75


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет - лаборатория организации коммерческой деятельности, логистики, стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие столы и стулья по количеству обучающихся;

- рабочий стол и стул для преподавателя;

- классная доска;

- комплект учебно – методической литературы.

Технические средства обучения: компьютеры, проектор, принтер, сканер интерактивная доска, мультимедийное оборудование, экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов Маркетинг – Ростов-на-Дону – Феникс. 2007. – 251 с.
  2. Ф. Котлер Основы маркетинга М.Росинтерн 2002
  3. О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина Маркетинговые исследования рынка М. ИД «ФОРУМ», 2009. – 188 с.
  4. И.Д. Мустафаева Маркетинг. Учебное пособие для студентов ССУЗов, 2009г. (электронный ресурс)

                   Дополнительные источники:

  1. Е.В. Демченко Маркетинг услуг: Учебное пособие/ Е.В. Демченко. – Мн. БГЭУ, 2002. – 161с.
  2. А.П. Дурович Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Мн.: НПЖ «Финансы, учёт, аудит», 1997 – 464с.
  3. Т.Д. Маслова, С.Г. Батук, Л.Н. Ковалик Маркетинг Пособие для подготовки к экзамену И.Д. Питер, 2002
  4. В.Д.Сухов Основы маркетинга. Практикум: уч. Пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.aup.ru/
  2. http://studme.org/
  3. http://www.zavtrasessiya.com/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  1. Выбирать вариант охвата рынка исходя из возможностей фирмы;

2. Составлять опросный лист;

3.Устанавливать основные виды потребностей;

4.Анализировать поведение покупателей;

5.Определять этапы рыночной жизни товара;

6.Анализировать ценовую политику и сбытовую политику.

Оценка результата выполнения практических заданий

Знать:

1.Основные термины, предмет, цели и задачи дисциплины, её структурно-логическую схему;

2.Принципы и функции маркетинга;

3.Концепции рыночных отношений, их характерные признаки;

4.Элементы комплекса маркетинга;

5.Виды маркетинговой информации, принципы отбора;

6.Принципы сегментирования;

7.Модели покупательского поведения;

8.Классификацию товаров. ЖЦТ и его этапы.

Устный опрос

Тестирование

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины ОП.01 Экономика организацииДля обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звенаспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» Уровень подготовки – базовый Для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»  Уровень подготовки – базовый Для  специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "Экономика организации" специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                 учебной  дисциплины  Экономика организации специальность38.02.01 ...

Адаптированная рабочая программа дисциплины ОП.01 Экономика организации для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Аннотация рабочей программыдисциплины ОП. 01 «Экономика организации»для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА Специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Программа общеобразовательной учебной дисциплина «Экономика» предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего об...