РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Менеджмент» код, профессия/специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
рабочая программа на тему
Рабочая программа дисциплина Менеджмент, для специальности Документационное обеспечение и архивоведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_menedzhment_dou.docx | 50.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Образовательный комплекс сферы услуг
(ГБПОУ ОКСУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины «Менеджмент»
код, профессия/специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Москва
2015 год
Одобрена Методическим советом ГБПОУ ОКСУ | Разработана на основе Рекомендаций Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «По организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии/специальности среднего профессионального образования» по дисциплине «Менеджмент», примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Менеджмент» для ПОО, «Рекомендовано (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования» 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение |
Протокол №__________ от «____»_________20___г. | |
Председатель Методического совета __________/_________________ подпись ФИО | Заместитель директора по учебной работе ___________________/Н.В. Ширинян/ подпись ФИО |
Программа разработана: Устюжиной Л.И. преподавателем 1-ой категории ФИО, должность, ученая степень, звание | |
Рецензент (внешний): ____________________________________________ ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ПОО |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | Пояснительная записка рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины | 4 |
1.1. | Область применения программы | 4 |
1.2. | Место дисциплины в структуре ОПОП ФГОС СПО | |
1.3. | Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины | 4 |
1.4. | Профильная составляющая (направленность) освоения программы общеобразовательной дисциплины | 5 |
1.5. | Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины (из учебного плана) | 5 |
1.6. | Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине | 5 |
2. | Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины | 5 |
2.1. | Объем (в часах) общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы | 5 |
2.2. | Тематический план и содержание учебной дисциплины | 7 |
3. | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины | 9 |
3.1. | Требования к материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины | 9 |
3.2. | Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам | 9 |
3.3. | Информационно-коммуникационное обеспечение освоения программы Перечень разрешенных/ рекомендованных учебных изданий (в соответствии с ежегодными приказами Минобрнауки России) Интернет-ресурсов, дополнительной литературы | 9 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины | 9 |
1. Пояснительная записка рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Менеджмент»
- Область применения программы: реализация среднего общего образования в пределах ОПОП ФГОС по специальности 034702 Документационное обеспечение управления в соответствии c Рекомендациями Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года, и ФГОС получаемой специальности среднего профессионального образования, примерной программой по дисциплине Документационное обеспечение управелния, с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Иметь понятие теоретических основ менеджмента. Внутреннюю и внешнюю среду компании. Строить стратегические и оперативные планы. |
ПК 2.2 | Уметь формулировать научные основы менеджмента. Функции менеджмента. Определение сущности менеджмента и школ менеджмента |
ПК 2.3 | Знать основы управления. Методы и стили управления. Методы принятия решений, основы коммуникаций, методы разрешения конфликтов. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7 | Работать с клиентами, используя базовые знания делового русского и иностранного языков и учитывая межэтнические и этнические различия |
ОК 8 | Эффективно использовать оргтехнику и соответствующие средства защиты от опасных и вредных факторов, соблюдать правила техники безопасности |
ОК 9 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины «Менеджмент» является формирование готовности у будущего специалиста в области документационного обеспечения к осуществлению профессиональной деятельности, умения использовать современный инструментарий менеджмента в управлении организациями, предприятиями, объединениями различных отраслей экономики. Задачи дисциплины «Менеджмент»:
- Теоретическое освоение студентами знаний в области управления организацией;
- Изучение инструментария менеджмента в сфере принятия управленческих решений;
- Изучение теоретических аспектов менеджмента;
- Формирование представления студентов о месте и роли менеджмента в работе организации.
В результате освоения дисциплины «менеджмент» обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
- способностью к экономическому образу мышления.
Знать:
- понятие и принципы управления на предприятиях различных форм собственности, основы организации работы малых коллективов;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- законодательные и нормативные акты, регламентирующие трудовые правоотношения;
- формы и методы управления и обучения сотрудников;
- организационное обеспечение документирования управления персоналом и трудовой деятельности работников;
- особенности менеджмента в области обеспечения документооборота в компании.
Уметь:
- различать школы управления и применять их в современных условиях;
- анализировать и оценивать изменения во внешней среде;
- изменить внутреннюю структуру в зависимости от изменений внешней среды;
- применять теории мотивации на практике
- выстраивать систему мотивации на примере компании
- применять методы управления в зависимости от характера работы компании
- выстраивать коммуникации в компании
- организовывать полноценные команды
- управлять конфликтными ситуациями.
Владеть:
- Принципами методов управления;
- методами принятия управленческих решений;
- Инструментарием менеджмента на основе принципов школ управления
- Методами мотивации сотрудников
- Методами разрешения конфликтных ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
- самоорганизация: умение ставить цели, планировать свою работу, знать и рационально использовать свои личностные ресурсы;
- самообучение: стремление к самостоятельному получению нужной информации и расширению кругозора, умение самостоятельно получать знания, готовность самосовершенствоваться;
- информационный блок: умение искать, анализировать, преобразовывать и применять полученную информацию для решения поставленной задачи (проблемы); умение использовать для самостоятельного получения знаний современные информационные технологии;
- коммуникативный блок: умение работать в коллективе, общаться со сверстниками, учителями/преподавателями, грамотно выражать свои мысли, уметь обоснованно доказывать свою точку зрения и т.п.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента. | 30 | ||
Тема 1.1. Роль менеджмента в современном развитии | Особенности рыночной экономики. Характерные черты современного этапа развития экономики России. | 14 8 2 | 1 |
Роль менеджмента в современном экономическом развитии. Задачи государства в поиске эффективного инструмента мотивации руководителей предприятий. Необходимость повышения профессионализма российских руководителей, менеджеров и предпринимателей. Понятие, сущность, цели, задачи и значение менеджмента. Общие и специальные функции менеджмента как вида деятельности. Зарождение и развитие менеджмента. Классики менеджмента. Главные законы управления и принципы менеджмента. Виды менеджмента Практическая работа № 1 Составить цели и задачи | 1 | ||
Самостоятельная работа: Индивидуальные задания: 1.Сущность рыночной экономики 2.Роль менеджмента в современном экономическом развитии 3.Особенности современной экономики России 4.Необходимость повышения профессионализма российских менеджеров | 4 | ||
Тема 1.2. Организация, как объект управления | Понятие, сущность, цели, задачи и значение менеджмента. Общие и специальные функции менеджмента как вида деятельности. Зарождение и развитие менеджмента. Классики менеджмента. Главные законы управления и принципы менеджмента. Школы менеджмента. | 16 6 | 1 |
Практическая работа № 2-3 : | 4 | ||
Миссия и цели. | |||
Методы управления организацией | |||
Самостоятельная работа: реферат «Трудности российского менеджмента» и анкетирование «Я-менеджер» «Внешняя и внутренняя среда предприятия» | 6 | ||
Раздел 2. Управление коллективом компании | 38 | ||
Тема 2.1. Внутренняя и внешняя среда компании | Характеристика и основные особенности внутренней и внешней среды менеджмента предприятия. Внешняя среда предприятия – макроуровень. Региональный аспект внешней среды предприятия. Факторы прямого и косвенного воздействия. Предприятие как саморазвивающийся объект в условиях рыночной экономики. Характеристика элементов внутренней среды - микроуровень. | 12 4 | 3 |
Практическая работа № 4 | 2 | ||
Взаимодействие внутренней и внешней среды предприятия. | |||
Анализ внешней среды предприятия. | |||
Самостоятельная работа схема «Управление малыми группами» «Власть и влияние» «Анализ управленческих решений» | 6 | ||
Тема 2.2 Мотивация деятельности | Сущность процесса мотивации труда, понятие мотивации. Классические теории мотивации: содержательные и процессуальные. Классическая теория мотивации Тейлора. Иерархия потребностей Маслоу. Теория мотиваторов и гигиенических факторов Ф.Герцберга. Теория ожиданий. Мотивы и мотиваций трудовой деятельности. Мотиваций и стиль руководства предприятием. Оценка персонала предприятия. | 14 | 2 |
Общая характеристика стратегического управления. Понятие, сущность, функции и роль стратегического менеджмента. Особенности стратегического планирования. Стадии выполнения стратегий. | 4 | 3 | |
Практическая работа № 5-6 | 4 | ||
Разработать мотивацию | |||
Виды мотиваций Стимулирование | |||
Самостоятельная работа «Мотивационная деятельность», «Организация управления», «Виды мотиваций в крупнейших Российских и зарубежных компаниях» | 6 | ||
Тема 2.3 Управленческие решения. Раздел 3. Функции и методы управления | Сущность и общая характеристика организационных структур управления предприятием. Основные варианты построения организационных структур, их достоинства и недостатки. Элементы организационной структуры управления. Функции аппарата управления. Виды связей, поддерживающих отношения между элементами структуры. Уровни управления предприятием. Управленческие полномочия на предприятии. Структура предприятия. Типы организационных структур. | 12 4 | 2 |
Практическая работа № 7-8: | 4 | ||
Анализ управленческих решений | |||
Публичное выступление | |||
Самостоятельная работа: «Экономические методы» «Методы принятия решений» | 4 52 | ||
Тема 3.1. Коммуникации в управлении |
Роль коммуникаций в управлении предприятием. Их система, виды и особенности. Коммуникационный процесс. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса. Формальные и неформальные коммуникации. Барьеры в коммуникационном процессе. Трудности при межличностных коммуникациях. Пути совершенствования коммуникаций и роль менеджеров предприятия в оптимизации этого решения. | 14 6 | 2 |
Практическая работа № 9-10: | 4 4 | ||
Процесс коммуникации. | |||
Построение коммуникационных сетей на предприятии. Самостоятельная работа: «Организация управления» «Виды мотиваций в крупнейших компаниях» | |||
Тема 3.2. Руководство: власть и авторитет | Понятие процессного подхода к управлению предприятием. Сущность процесса управления, его элементы и функции. Определение хозяйственных принципов, ориентиров, целей и задач в процессе управления предприятием. Современные средства управленческого труда. Функции менеджмента на различных уровнях управления предприятием. Искусство менеджера в управлении коллективом работников. Роль и значение ситуационного подхода в управлении коллективом работников. Власть и авторитет сходства и различия. Виды и основы власти. | 14 6 | 3 |
Практическая работа № 11-12: | 4 | ||
Авторитет и его виды | |||
Деловая беседа | |||
Самостоятельная работа: « Понятие стиля руководства: Авторитарный», «Виды власти» | 4 | ||
Тема 3.3. Управление конфликтом | Функции контроля в экономическом механизме менеджмента. Управление конфликтом. Причины конфликта. Этапы разрешения конфликта. Методы разрешения конфликтных ситуаций. Понятие стресса. Причины стресса. Управление стрессом | 24 12 | 3 |
Практическая работа 13-14-15 «Формы деловой коммуникации» Разрешение конфликтной ситуации. Снятие стресса | 6 | ||
Самостоятельная работа: «Коммуникационные барьеры», «Правила делового этикета», «Виды коммуникаций» | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Менеджмента.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент»;
- плоскостные таблицы и схемы;
- учебные кинофильмы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1.Теория менеджмента А.К.Семенов, В.И.Набоков М «Дашков и К» 2013 2.Менеджмент Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов М. Дрофа 2009 3.Основы менеджмента В.Г. Веснин М. Мастерство 2009 4.Менеджмент Е.Н. Кнышова И. Пичугин М. Форум 2010 5.Менеджмент В.Д. Грибов М. Асадема 2009 6.Деловая культура и психология общения Г.М.Шеламова М. Асадема 2008 7.Сборник ситуационных задач Э.А.Уткин М.Финансы и статистика 2009 8.Менеджмент В.И.Руденко М. Феникс 2009 | М «Дашков и К» 2013 |
М. Дрофа 2009 | |
М. Мастерство 2009 | |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- различать школы управления и применять их в современных условиях; | практическая работа |
- анализировать и оценивать изменения во внешней среде; | практическая работа |
- изменить внутреннюю структуру в зависимости от изменений внешней среды; | домашнее задание практическая работа |
- применять теории мотивации на практике | тест практическая работа опрос на уроке |
Знания: | |
- понятие и принципы управления на предприятиях различных форм собственности, основы организации работы малых коллективов; | тест |
- функции, виды и психологию менеджмента; | домашнее задание |
- законодательные и нормативные акты, регламентирующие трудовые правоотношения; | индивидуальные задания |
- формы и методы управления и обучения сотрудников; | практическая работа |
- организационное обеспечение документирования управления персоналом и трудовой деятельности работников; | тест |
- особенности менеджмента в области обеспечения документооборота в компании. | практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
Адаптированная образовательная программа по ПМ.01 "Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации" по специальности СПО 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Адаптированная образовательная программа профессионального модуля разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего профессионального образова...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины МДК.01.01 "Документационное обеспечение управления" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины МДК.01.01 "Документационное обеспечение управления" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Управление персоналом» код, профессия/специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа по дисциплине "Управление персоналом"...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Менеджмент" по специальности 43.02.06 "Сервис на транспорте"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) (базовая подготовка). Рабо...
Рабочая программа по ПМ.01 «Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации» (базовый уровень) ППССЗ по специальности CПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности CПО, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 46.00.00 «История и а...
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД 08 «Информатика» специальность 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «ОУД.08 Информатика» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисци...