Рабочая программа учебной дисциплины «Математика»
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_odl.docx | 65.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогический совет
ОГБПОУ СОТА
Протокол №1 от 28.08.20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕМАТИКА»
для специальностей среднего профессионального образования
2020 г.
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин Протокол №1 от 28.08.20. Председатель ЦМК ______________ /__Гмырикова С.В./ | «УТВЕРЖДАЮ» Зам директора по УР ___________/Колесник Ю.С./ 31.08.20. |
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская областная технологическая академия»
Разработчик: Нечушкина Ирина Сергеевна, преподаватель
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «Математика» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» (автор – М.И.Башмаков).
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 | |||
| 5 | ||
| 9 | ||
| 16 | ||
| 18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы «Математика» направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся общего представления об идеях и методах математики;
• формирование у обучающихся понимания значимости математики для научно-технического прогресса;
• формирование отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла;
• формирование у обучающихся готовности к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• формирование у обучающихся готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Общая характеристика учебной дисциплины
Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся.
Общие цели изучения математики традиционно реализуются в четырех направлениях:
- общее представление об идеях и методах математики;
- интеллектуальное развитие;
- овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями;
- воспитательное воздействие.
Содержание учебной дисциплины разработано в соответствии с основными содержательными линиями обучения математике:
- алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;
- теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
- линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;
- геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;
- стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира.
В рабочей программе учебный материал представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий (алгебраической, теоретико-функциональной, уравнений и неравенств, геометрической, стохастической), что позволяет гибко использовать их расположение и взаимосвязь, глубину изучения материала, уровень подготовки студентов по дисциплине.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.
1.2 Место дисциплины в учебном плане
общеобразовательный учебный цикл
1.3 Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Математика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений, способность воспринимать красоту и гармонию мира.
• предметных:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
- сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 351 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 234 часа;
самостоятельной работы обучающегося 117 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 351 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 234 |
в том числе: | |
практические занятия | 117 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 117 |
в том числе: | |
выполнение типовых заданий | 33 |
составление таблиц для систематизации материала | 44 |
решение комплексных задач практического характера | 20 |
подготовка сообщений, докладов, рефератов с использованием информационных технологий | 20 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа Обучающихся | Объем часов |
Введение |
| 1 |
Раздел 1 Алгебра | 106 | |
Тема 1.1 Развитие понятия о числе | Содержание учебного материала | 6 |
| ||
Практические занятия | 6 | |
Практическое занятие № 1 «Арифметические действия над числами. сравнение числовых выражений» | ||
Практическое занятие № 2 «Нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной)» | ||
Практическое занятие № 3 «Выполнение действий над комплексными числами» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение типовых заданий по теме: «Развитие понятия о числе» Подготовка сообщений по теме: «Развитие понятия о числе» | 3 | |
Тема 1.2 Корни, степени, логарифмы. | Содержание учебного материала | 4 |
| ||
Практические занятия | 16 | |
Практическое занятие № 4 «Вычисление и сравнение корней. Выполнение расчетов с радикалами.» | ||
Практическое занятие № 5 «Нахождение значений степеней с рациональным показателем. Сравнение степеней» | ||
Практическое занятие № 6 «Преобразование рациональных выражений» | ||
Практическое занятие № 7 «Преобразование выражений, содержащих степени» | ||
Практическое занятие № 8 «Нахождение значений логарифма по произвольному основанию» | ||
Практическое занятие № 9 «Переход от одного основания к другому. Вычисление и сравнение логарифмов» | ||
Практическое занятие № 10 «Логарифмирование и потенцирование выражений» | ||
Практическое занятие № 11 «Выполнение действий с корнями, степенями и логарифмами. Преобразование выражений.» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение типовых заданий по теме: «Корни, степени и логарифмы» Составление таблиц для систематизации материала | 14 | |
Тема 1.3 Основы тригонометрии | Содержание учебного материала | 8 |
1. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. 2. Вращательное движение. Формулы приведения. 3. Формулы сложения, Формулы удвоения. Формулы половинного угла. 4. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. 5. Обратные тригонометрические функции: арксинус, арккосинус, арктангенс. Простейшие тригонометрические уравнения. 6. Простейшие тригонометрические неравенства. | ||
Практические занятия | 16 | |
Практическое занятие № 12 «Радианная мера измерения углов вращения и связь с градусной мерой. Основные тригонометрические тождества» | ||
Практическое занятие № 13 «Формулы приведения» | ||
Практическое занятие № 14 «Формулы сложения, удвоения» | ||
Практическое занятие № 15 «Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму» | ||
Практическое занятие № 16 «Обратные тригонометрические функции: арксинус, арккосинус, арктангенс» | ||
Практическое занятие № 17 «Простейшие тригонометрические уравнения» | ||
Практическое занятие № 18 «Решение тригонометрических уравнений» | ||
Практическое занятие № 19 «Преобразование тригонометрических выражений. Прикладные задачи» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение типовых заданий по теме: «Основы тригонометрии» Составление таблиц для систематизации материала | 12 | |
Тема 1.4 Функции их свойства и графики | Содержание учебного материала | 8 |
| ||
Практические занятия | 16 | |
Практическое занятие № 20 «Свойства линейной, квадратичной, кусочно-линейной и дробно-линейной функций» | ||
Практическое занятие № 21 «Свойства и графики степенных и показательных функций» | ||
Практическое занятие № 22 «Обратные функции и их графики. Свойства и графики логарифмических функций» | ||
Практическое занятие № 23 «Преобразования графиков функций» | ||
Практическое занятие № 24 «Свойства и графики синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Обратные тригонометрические функции» | ||
Практическое занятие № 25 «Гармонические колебания. Прикладные задачи» | ||
Практическое занятие № 26 «Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств» | ||
Практическое занятие № 27 «Построение и чтение графиков функций» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение типовых заданий по теме: «Функции, их свойства и графики. Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. Решение комплексных задач практического характера | 8 | |
Тема 1.5 Уравнения и неравенства | Содержание учебного материала | 17 |
| ||
Практические занятия | 9 | |
Практическое занятие № 28 «Решение рациональных и иррациональных уравнений и неравенств» | ||
Практическое занятие № 29 «Решение показательных, логарифмических уравнений и неравенств» | ||
Практическое занятие № 30 «Решение систем уравнений» | ||
Практическое занятие № 31 «Метод интервалов» | ||
Практическое занятие № 32 «Решение уравнений, неравенств и систем уравнений» | ||
Самостоятельная работа обучающихся.. Выполнение типовых заданий по теме: «Уравнения и неравенства» Составление таблиц для систематизации материала. | 12 | |
Раздел 2 Начала математического анализа | 40 | |
Тема 2.1 Последовательности. Производная. | Содержание учебного материала | 18 |
| ||
Практические занятия | 8 | |
Практическое занятие № 33 «Правила и формулы дифференцирования, таблица производных элементарных функций» | ||
Практическое занятие № 34 «Исследование функции с помощью производной» | ||
Практическое занятие № 35 «Нахождение наибольшего и наименьшего значения и экстремальных значений функций» | ||
Практическое занятие № 36 «Применение производной к решению математических и прикладных задач» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение типовых заданий по теме: «Начала математического анализа» Решение комплексных задач практического характера | 8 | |
Тема 2.2 Первообразная и интеграл | Содержание учебного материала | 8 |
1. Первообразная и интеграл. 2. Нахождение определённого интеграла непосредственно и подстановкой. 3. Определённый интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. 4. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. | ||
Практические занятия | 6 | |
Практическое занятие № 37 «Нахождение первообразной и неопределённого интеграла» | ||
Практическое занятие № 38 «Вычисление определённого интеграла непосредственно. Вычисление определённого интеграла подстановкой» | ||
Практическое занятие № 39 «Применение определенного интеграла к вычислению физических величин и площадей» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение типовых заданий по теме: «Начала математического анализа». Решение комплексных задач практического характера. Подготовка выступлений, творческих заданий, рефератов. | 18 | |
Раздел 3 Комбинаторика, статистика и теория вероятностей | 22 | |
Тема 3.1 Элементы комбинаторики | Содержание учебного материала | 6 |
| ||
Практические занятия | 2 | |
Практическое занятие № 40 «Правила комбинаторики. Размещения, сочетания и перестановки. Решение комбинаторных задач» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение типовых заданий по теме: «Элементы комбинаторики» Подготовка выступлений по теме: «История развития комбинаторики, теории вероятностей и статистики и их роль в различных сферах человеческой жизни» | 6 | |
Тема 3.2 Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики. | Содержание учебного материала | 8 |
| ||
Практические занятия | 6 | |
Практическое занятие № 41 «Решение задач на вычисление вероятностей событий» | ||
Практическое занятие № 42 «Вычисление числовых характеристик дискретной случайной величины» | ||
Практическое занятие № 43 «Прикладные задачи» | ||
Самостоятельная работа обучающихся.. Выполнение типовых заданий по теме: «Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики». Решение комплексных задач практического характера | 4 | |
Раздел 4 Геометрия | 66 | |
Тема 4.1 Прямые и плоскости в пространстве | Содержание учебного материала | 8 |
| ||
Практические занятия | 14 | |
Практическое занятие № 44 «Признаки взаимного расположения прямых. Угол между прямыми» | ||
Практическое занятие № 45 «Взаимное расположение прямых и плоскостей. Теоремы о взаимном расположении прямой и плоскости. Угол между прямой и плоскостью» | ||
Практическое занятие № 46 «Перпендикуляр и наклонная к плоскости» | ||
Практическое занятие № 47 «Теорема о трех перпендикулярах» | ||
Практическое занятие № 48 «Признаки и свойства параллельных и перпендикулярных плоскостей» | ||
Практическое занятие № 49 «Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояния между плоскостями, расстояние между скрещивающимися прямыми, Между произвольными фигурами в пространстве» | ||
Практическое занятие № 50 «Теорема о площади ортогональной проекции многоугольника. Взаимное расположение пространственных фигур» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение типовых заданий по теме: «Прямые и плоскости в пространстве». Подготовка презентаций | 10 | |
Тема 4.2 Многогранники и круглые тела. | Содержание учебного материала | 18 |
| ||
| ||
Практические занятия | 12 | |
Практическое занятие № 51 «Различные виды многогранников. Их изображение. Сечения, развертки многогранников. Виды симметрии в пространстве. Симметрия тел вращения и многогранников.» | ||
Практическое занятие № 52 «Площадь поверхности . Вычисление площади поверхности призмы, параллелепипеда, куба» | ||
Практическое занятие № 53 «Вычисление площади поверхности пирамиды, усеченной пирамиды» | ||
Практическое занятие № 54 «Вычисление площади поверхности цилиндра, конуса, сферы» | ||
Практическое занятие № 55 «Вычисление объёмов многогранников» | ||
Практическое занятие № 56 «Вычисление объёмов тел вращения» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение типовых заданий по теме: «Многогранники». Решение комплексных задач практического характера | 12 | |
Тема 4.3 Координаты и векторы | Содержание учебного материала | 8 |
| ||
Практические занятия | 6 | |
Практическое занятие № 57 «Векторы. Действия с векторами» | ||
Практическое занятие № 58 «Декартова система координат в пространстве. Расстояние между точками. Действия с векторами, заданными координатами. Скалярное произведение векторов» | ||
Практическое занятие № 59 «Использование векторов при доказательстве теорем стереометрии. Векторное уравнение прямой и плоскости» | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение типовых заданий по теме: «Координаты и векторы». Решение комплексных задач практического характера | 10 | |
Всего: | 351 |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Учебно-методическое обеспечение программы дисциплины
Освоение программы учебной дисциплины «Математика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности.
- кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по математике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического обеспечения программы учебной дисциплины «Математика» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-математиков, модели геометрических тел);
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Математика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по математике.
3.2 Материально-техническое обеспечение программы дисциплины
Кабинет математических дисциплин удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.2 № 178-02), оснащен типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях: специализированной учебной мебелью, шкафами для хранения учебно-наглядных пособий и учебной литературы, кодоскопом, видеопроектором.
Цифровые образовательные ресурсы: материалы электронной библиотеки, электронные учебные пособия, авторские презентации (преподавателя и учащихся) по темам курса, программа для составления тестов «AD Tester 2.88.4», программа для выполнения геометрических построений «Geogebra», программа для исследования и построения графиков функций «Physicon».
3.3 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Башмаков М.И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/М.И. Башмаков – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256с.
- Дополнительные источники:
- Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005. – 400с.
- Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М.: Графа, 2004. – 400с.
- Дадаян А.А. Математика: Учебник.- М: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005, 552 с.
- Колмогоров А.Н. Алгебра и начала математического анализа. 10- А45 11 классы: учебник для образовательных организаций. – М. : Просвещение, 2013. – 384 с.
- Омельченко В.П. Математика: учебное пособие – изд.5-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 380с.
- Федеральный портал "Российское образование" [Электронный ресурс] : Режим доступа: www.edu - Загл. с экрана (дата обращения: 28.09.2016)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] : Режим доступа: www.school-collection.edu.ru - Загл. с экрана (дата обращения: 28.09.2016)
- "Сеть творческих учителей" [Электронный ресурс] : – Режим доступа:www.it-n.ru - Загл. с экрана (дата обращения: 28.09.2016)
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] : – Режим доступа: www .festival.1september.ru - Загл. с экрана (дата обращения: 28.09.2016)
- Федеральный портал завуч.инфо [Электронный ресурс] : – Режим доступа:http://www.zavuch.info/methodlib/228/75709/-- Загл. с экрана (дата обращения: 28.09.2016)
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс] : – Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/zachet-po-geometrii mnogogranniki-- Загл. с экрана (дата обращения: 28.09.2016)
- Физмат. школа www.phizmat.org.ua (дата обращения: 28.09.2016)
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Ознакомление с ролью математики в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Ознакомление с целями и задачами изучения математики при освоении профессий СПО и специальной СПО |
Алгебра | |
Развитие понятия о числе | Выполнение арифметических действий над числами, сочетая устные и письменные приемы. Нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной); сравнение числовых выражений. Нахождение ошибок в преобразованиях и вычислениях (относительно ко всем пунктам программ) |
Корни, степени, логарифмы | Ознакомление с понятием корня n-степени, свойствами радикалов и правил сравнения корней. Формулирование определения корня и свойства корней. Вычисление и сравнение корней, выполнение прикидки значения корня. Преобразование числовых и буквенных выражений, содержащим радикалы. Выполнение расчетов по формулам, содержащим радикалы, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Определение равносильности выражений с радикалами. Решение иррациональных уравнений. Ознакомление с понятием степени с действительным и показателем. Нахождение значений степени, используя при необходимости инструментальные средства. Записывание корня n-степени в виде степени с дробным показателем наоборот. Формулирование свойств степеней. Вычисление степеней с рациональным показателем, выполнение прикидки значения степени, сравнение степеней. Преобразование числовых и буквальных выражений, содержащий степени, применяя свойства. Решение показательных уравнений. Ознакомление с применением корней и степеней при вычислении средних, делении отрезка в «золотом сечении». Решение прикладных задач на сложные проценты. |
Преобразование алгебраических выражений | Выполнение преобразований выражений, применение формул, связанных со свойствами степеней и логарифмов. Определение области допустимых значений логарифмического выражения. Решение логарифмических уравнений. |
Основы тригонометрии | |
Основные понятия | Изучение радикального метода измерения углов вращения их связи с градусной мерой угла с его расположением. |
Формулирование определений тригонометрических функций для углов повтора и острых углов прямоугольного треугольника и объяснение их взаимности. | |
Основные тригонометрические тождества | Применение основных тригонометрических тождеств для вычисления значений тригонометрических функций по одной из них. |
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства | Решение по формулам и тригонометрическому кругу простейших тригонометрических уравнений. Применение общих методов решения уравнений (приведение к линейному, квадратному, метод разложение на множители, замены переменной) при решении тригонометрических неравенств. |
Арксинус, арккосинус, арктангенс числа | Ознакомление с понятием обратных тригонометрических функций. Изучение определений арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа, формулирование их, изображение на единичной окружности, применение при решении уравнений. |
Функции, их свойства и графики | |
Функции. Понятие о непрерывности функции | Ознакомление с понятием переменной, примерами зависимости между переменными. Ознакомление с понятием графика, определение принадлежности точки графику функции. Определение по формуле простейшей зависимости, вида ее графика. Выражение по формуле одной переменной через другие. Ознакомление с определением функции, формулирование его. Нахождение области определения и области значений функции. |
Свойства функции. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях | Ознакомление с примерами функциональных зависимостей в реальных процессах из смежных дисциплин. Ознакомление с доказательными рассуждениями некоторых свойств линейной и квадратичной функций, проведение исследования линейной, кусочно-линейной, дробно-линейной и квадратичной функций, построение графиков. Построение и чтение графиков функций. Исследование функции. Составление видов функций по данному условию, решение задач на экстремум. Выполнение преобразований графика функции. |
Обратные функции | Изучение понятия обратной функции, определение вида построение графика обратной функции, нахождение ее области определения и области значений. Применение свойств функции при исследовании уравнений и решении задач на экстремум. Ознакомление с понятием сложной функции. |
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. Обратные тригонометрические функции | Вычисление значений функций по значению аргумента. Определение приложения точки на графике по ее координатам и наоборот. Использование степенных и логарифмических функций. |
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств по известным алгоритмам. Ознакомление с понятием непрерывной периодической функции, формулирование свойств синуса и косинуса, построение графиков. Ознакомление с понятием разрывной периодической функции, формулирование свойств тангенса и котангенса, построение их графиков. Применение свойств функции для сравнения значений тригонометрических функций, решения тригонометрических уравнений. Построение графиков обратных тригонометрических функций и определение графиков свойств. Выполнение преобразования графиков. | |
Начало математического анализа | |
Последовательности | Ознакомление с понятием числовой последовательности, способами ее задания, вычисления ее членов. Ознакомление с понятием предела последовательности. Ознакомление с вычислением сумму бесконечного числового ряда на примере вычисления суммы бесконечно убывающего геометрической прогрессии. Решение задач на применение формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии. |
Производная и ее применение | Ознакомление с понятием производной. Изучение и формулирование ее механического и геометрического смысла, изучение алгоритма вычисления производной на примере вычисления мгновенной скорости и углового коэффициента касательной в общем виде. Усвоение правил дифференцирования функций, составления уравнения касательной. Изучение теорем о связи свойств функции и производной, формулировка их. Проведение с помощью производной исследования функции, заданной формулой. Установление связи свойств функции и производной по их графикам. Применение производной для решения задач на нахождение наибольшего, наименьшего значения и нахождения экстремума. |
Первообразная и интеграл | Ознакомление с понятием интеграла и первообразной. Изучение правила вычисления первообразной и теоремы Ньютона-Лейбница. Решение задач на связь первообразной и ее производной, вычисление первообразной для данной функции. Решение задач на применение интеграла для вычисления физических величин и площадей. |
Уравнение и неравенства | |
Уравнения и системы уравнений неравенства и системы неравенств с двумя переменными | Ознакомление с простейшими сведениями о корнях алгебраических уравнений, понятиями исследования уравнений и систем уравнений. Изучение теории равносильности уравнений и ее применения. Повторение записи решения стандартных уравнений, приемов преобразования уравнений для сведения к стандартному уравнению. |
Решение рациональных, иррациональных, показательных и тригонометрический уравнений и систем. Использование свойств и графиков функций для решения уравнений. Повторение основных приемов решения систем. Решение уравнений с применением всех приемов(разложения на множители, введение новых неизвестных, подстановки, графического метода). Решение систем уравнений с применением различных способов. Ознакомление с общими вопросами решения неравенств и использование свойств и графиков функций при решении неравенств. Решение неравенств и систем неравенств с применением различных областей науки и практики. Интерпретирование результатов с учетом реальных ограничений. | |
Элементы комбинаторики, теории вероятностей и статистики | |
Основные понятия комбинаторики | Изучение правил комбинаторики и применение при решении комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач методом перебора по правилу умножения. Ознакомление с понятиями комбинаторики: размещениями, сочетаниями, перестановками и формулами для их вычисления. Объяснение и применение формул для вычисления размещения, перестановок и сочетаний при решении задач. Ознакомление с биномом Ньютона и треугольником Паскаля. Решение практических задач с использованием понятий и правил комбинаторики. |
Элементы теории вероятностей | Изучение классического определения вероятностей, свойств вероятности, теоремы о сумме вероятностей. Рассмотрение вероятностей событий. |
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики) | Ознакомление с представлением числовых данных и их характеристиками. Решение практических задач на обработку числовых данных, вычисление их характеристик. |
Геометрия | |
Прямые и плоскости в пространстве | Формулировка и приведение доказательств признаков взаимного расположения прямых и плоскостей. Распознавание на чертежах и моделях различных случаев взаимного расположения прямых и плоскостей, аргументирование своих суждений. Формулирование определений, признаков и свойств параллельных и перпендикулярных плоскостей, двугранных и линейных углов. Выполнение построения углов между прямыми, прямой и плоскостью, между плоскостями по описанию и распознавание их на моделях. Применение признаков и свойств расположения прямых и плоскостей при решении задач. Изображение на рисунках и конструирование на моделях перпендикуляров и наклонных к плоскости, прямых, параллельных плоскостей, углов между прямой и плоскостью и обоснование построения. Решение задач на вычисление геометрических величин. Описывание расстояния от точки до плоскости, между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве. |
Формулирование и доказывание основных теорем о расстояниях (теорем существования, свойства). Изображение на чертежах и моделях расстояния и обоснование своих суждений. Применение формул и теорем планиметрии для решения задач. Ознакомление с понятием параллельного проектирования и его свойствами. Формулирование теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника. Применение теории для обоснования построений и вычислений. Аргументирование своих суждений о взаимном расположении пространственных фигур. | |
Многогранники | Описание и характеристика различных видов многогранников, перечисление их элементов и свойств. Изображение многогранников и выполнение построения на изображениях и моделях многогранников. Вычисление линейных элементов и углов в пространственных конфигурациях, аргументирование своих суждений. Характеристика и изображение сечения, развертки многогранников, вычисление площадей поверхностей. Построение простейших сечений куба, призмы, пирамиды. Применение фактов и сведений из планиметрии. Ознакомление с видами симметрий в пространстве, формулирование определений и свойств. Характеристика симметрии тел вращения и многогранников. Применение свойств симметрии при решении задач. Использование приобретенных знаний для исследования и моделирования несложных задач. Изображение основных многогранников и выполнение рисунков по условиям задач. |
Тела и поверхности вращения | Ознакомление с видами тел вращения, формулирование их определений и свойств. Формулирование теорем о сечении шара плоскостью плоскости, касательной к сфере. Характеристика и изображение тел вращения, их развертки, сечения. Решение задач на построение сечений, вычисление длин, расстояний, углов, площадей. Проведение доказательных рассуждений при решении задач. Применение свойств симметрии при решении задач на тела вращения, комбинацию тел. Изображение основных круглых тел и выполнение рисунка по условию задачи. |
Измерения в геометрии | Ознакомление с понятиями площади и объёма, аксиомами и свойствами. Решение задач на вычисление площадей плоских фигур с применением соответствующих формул и фактов из планиметрии. Изучение теорем о вычислении объёмов пространственных тел, решение задач на применение формул вычисления объёмов. Изучение формул для вычисления площадей поверхностей многогранников и тел вращения. Ознакомление с методом вычисления площади поверхности сферы. Решение задач на вычисление площадей поверхности пространственных тел. |
Координаты и векторы | Ознакомление с понятием вектора. Изучение декартовой системы координат в пространстве, построение по заданным координатам точек и плоскостей, нахождение координат точек. Нахождение уравнений окружности, сферы, плоскости. Вычисление расстояний между точками. Изучение свойств векторных величин, правил разложения векторов в трехмерном пространстве, правил нахождения координат вектора в пространстве, правил действий с векторами, заданными координатами. Применение теории при решении задач на действия с векторами. Изучение скалярного произведения векторов, векторное уравнение прямой и плоскости. Применение теории при решении задач на действия с векторами, координатный метод, применение векторов для вычисления величин углов и расстояний. Ознакомление с доказательствами теорем стереометрии и взаимном расположении прямых и плоскостей с использованием векторов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА для специальности СПО: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в ГОУ СК № 38 на 1 курсе (на базе 9 классов) для специальности 190631 «Техническое обслуживани...
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности СПО 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
Данная программа реализуется на базе основного общего образования. Максимальная нагрузка по дисциплине 68 часов. В том числе аудиторных 48 часов, самостоятельная работа студентов 20 часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Математика
Рабочая программа по математике по специальностям "Экономика и бухгалтерский учет", "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов", "Технология лесозаготовок" в соответствии с Федерал...
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика", созданная преподавателем Сандаловой Л.В. обобщает опыт работы преподавателя и предназначена для реализации федерального компонента государствен...
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для профессии "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ"
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика", созданная преподавателем Сандаловой Л.В. обобщает опыт работы преподавателя и предназначена для реализации федерального компонента государствен...
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для профессии "Исполнитель художественно - оформительских работ"
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика", созданная преподавателем Сандаловой Л.В. обобщает опыт работы преподавателя и предназначена для реализации федерального компонента государствен...
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для профессии "Станочник"
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика", созданная преподавателем Сандаловой Л.В. обобщает опыт работы преподавателя и предназначена для реализации федерального компонента государствен...