Рабочая программа по дисциплине Экономическая теория
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский технологический университет»
МИРЭА
Колледж приборостроения и информационных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.11 Экономическая теория
специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Москва
2016
Одобрена Предметно-цикловой комиссией Экономических дисциплин | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
Протокол № 1 От «01» 09 2016г. Председатель предметно-цикловой комиссии _________ Поддубная Н.А. подпись ФИО | Директор колледжа ____________ _____О.В.Книга ФИО подпись |
Составитель: Шкилёва Оксана Анатольевна, преподаватель первой квалификационной категории Колледжа приборостроения и информационных технологий
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 17 |
| 18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины – является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
- использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
- строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;
- распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления;
- применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро - и макроуровнях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и функции экономической теории;
- общие положения экономической теории;
- основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;
- построение экономических моделей;
- характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы;
- основы формирования государственного бюджета;
- рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства;
- понятия мировой рынок и международная торговля;
- основные направления экономической реформы России.
- . Использование часов вариативной части ППССЗ
Из вариативной части использовано 85 часов
Дополнительные знания, умения, практический опыт | №№ тем | Кол-во часов | Обоснование включения в рабочую программу |
Формирование фундаментальных представлений студентов об экономике как науке и системы общественных отношений. Изучение основополагающих экономических законов, принципов и механизмов. Получение навыков использования экономико-математических методов в профессиональной деятельности. | 1÷22 | 85 | Получение студентами знаний об «Экономической теории» в целях формирования комплексного представления об экономической науке; для приобретения экономического мышления, необходимого для изучения других экономических дисциплин и дальнейшей успешной профессиональной деятельности по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» |
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 128 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов.
- самостоятельной работы обучающегося 43 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 128 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 85 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 |
в том числе: | |
доклады и сообщения | 25 |
домашняя работа | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 3 семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Предмет, структура, методы, функции экономической теории | Содержание учебного материала: Предмет, экономической теории как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Структура общей экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Основные методы экономической науки; суть диалектического, экономико - математического и абстрактного методов. Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа: Сформируйте основную проблему экономической теории. В чем состоит содержание метода научной абстракции. | 1 | ||
Тема 2. История развития экономической теории. | Содержание учебного материала: Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантилистов физиократов английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского. | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа: Подготовка докладов: Экономическая мысль в России. Экономическая теория послевоенного периода. | 1 | ||
Тема 3. Производство и экономика | Содержание учебного материала: Производство – процесс создания общественного продукта; воспроизводство, его фазы. Воспроизводство простое и расширенное. Экономическое производство, понятие экономической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда. Производство – основа жизни человеческого общества. Ресурсы и факторы производства, их классификация. Противоречия системы «ресурсы-потребности» и механизм их разрешения. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возрастания потребностей. | 4 | 1 |
Самостоятельная работ: Раскройте взаимосвязь: ресурсы, производство, распределение, обмен, потребление, потребности. Какие факторы влияют на расширение производственных возможностей. | 2 | ||
Тема 4. Экономические системы, их основные типы. | Содержание учебного материала: Экономическая система как форма организации общества. Основные элементы экономических систем: отношения собственности; методы управления и регулирования экономики; методы распределения ресурсов и благ. Основные типы экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная. Их отличительные черты. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: ответить на вопросы: Почему командно-административная система оказалась неэффективной, мало восприимчивой к научно-техническому прогрессу. Каковы критерии классификации экономических систем. | 2 | ||
Тема 5. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики. | Содержание учебного материала: Три основные вопросы экономической теории: производить ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. «Кривая производственных возможностей» и ее методологическое значение. Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето-эффективности. | 4 | 1 |
Практическое занятие №1: Построение кривой производственных возможностей и анализ точек на кривой. | 2 | ||
Самостоятельная работа: привести и описать примеры альтернативной стоимости. Подготовить экономический кроссворд | 2 | ||
Тема 6 Доходы от факторов производства | Доход как экономическая категория. Заработная плата и факторы ее определяющие. Номинальная и реальна заработная плата. Основные формы и системы заработной платы. Понятие «потребительская корзина». Механизм равновесия на рынке труда. Рынок капитала. Капитал – одна из ключевых экономических категорий. Основной и оборотный капитал. Понятие процентного дохода. Субъекты спроса на капитал и предложение капитала. Равновесие на рынке капитала. Рынок земли. Особенности земли как фактора производства. Землевладение и землепользование. Рента. Дифференциальная и абсолютная рента. Равновесие на рынке земли. Цена земли. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя как «остаточный доход». | 4 | |
Практическое занятие №2: Определение дохода от использования факторов производства | 4 | ||
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение по теме: Номинальная и реальная заработная плата | 2 | ||
Тема 7. Собственность как основа производственных отношений. | Содержание учебного материала: Производственные силы общества как материально-вещественная сторона производства. Показатели развития производственных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производительных сил общества. Производственные отношения как общественная форма производства. Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и формы присвоения. Многообразие форм собственности – основа перехода российской экономики к рынку. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: подготовить доклад Собственность как основа производственных отношений. | 2 | ||
Тема 8. Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.
| Содержание учебного материала: Обмен в системе общественного разделения труда. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена. Виды рынков. Признаки, принципы и функции рынка. Понятие инфраструктура рынка. Теория спроса и предложения. Спрос и предложение – важнейшие экономические рычаги рыночного механизма. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие. Рыночное ценообразование. Равновесная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия. | 4 | 1 |
Практическое занятие №3: Определение равновесной цены товара.Практическое занятие №4 Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения. (4 часа) | 6 | ||
Самостоятельная работа: подготовить сообщение Подготовка докладов, сообщений, презентаций по темам: Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Ответить на вопросы: В каком случае говорится об изменении величины спроса, а в каком - об изменении спроса. Как степень эластичности влияет на объем выручки производителя | 4 | ||
Тема 9. Рынок как регулятор производства товаров.
| Содержание учебного материала: Закон стоимости в механизме рынка. Трансформация стоимости в рыночную цену. Сущность принципа «невидимой руки» рынка. Конкуренция и монополия: модели современного рынка. «Плюсы» и «минусы» монополии. Антимонопольная политика. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: подготовить доклады Особенности монополизма в России. Конкуренция как механизм контроля в рыночной экономике. | 2 | ||
Тема 10. Теория поведения потребителя. | Содержание учебного материала: Рациональность потребителя и свобода выбора. Понятие «потребительского равновесия», «эффекта замещения» и «эффекта дохода». Бюджетная линия и кривые безразличия. | 2 | 1 |
Практическое занятие №5: Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия. | 2 | ||
Самостоятельная работа: ответить на вопросы Что показывают точки кривой безразличия? Почему бюджетную линию называют также линией возможностей потребления? | 2 | ||
Тема 11. Издержки производства | Издержи явные, неявные, экономические. Издержки постоянные, переменные и общие, средние и предельные издержки. Закон убывающей отдачи ресурсов. | 2 | |
Практическое занятие №6: Решение задач на определение и расчет издержек производства | 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовить экономический кроссворд | 2 | ||
Тема 12. Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели. | Содержание учебного материала: Макроэкономика как составная часть общей экономической теории. Понятие «макрорынка», его агенты и связи. Международная система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели: национальный объем производства, общий уровень цен, процентные ставка, занятость. Методы подсчета валового национального продукта (ВВП). | 2 | 1 |
Практическое занятие №7: Расчет основных макроэкономических показателей | 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка докладов. Методы расчета ВВП и понятие добавленной стоимости. Плюсы и минусы экономического роста. | 2 | ||
Тема 13. Рыночный механизм макроэкономического равновесия | Содержание учебного материала: Экономическое равновесие на макроуровне. Экономическая динамика как процесс развития рыночной экономики. Классическая экономическая теория о роли процента как регуляторе макрорынка. Теоретическая модель «инвестиции – предложение». Достоинства и недостатки классической модели равновесной динамики. Особенности кейнсианского подхода к проблеме макроэкономического равновесия. Роль совокупного спроса в достижении относительного равновесия. Теоретическая модель «национальный доход – совокупные расходы» и её значение. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовка докладов, сообщений, презентаций по темам: Рыночный механизм макроэкономического равновесия Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, влияющие на них. | 2 | ||
Тема 14. Экономический рост и его факторы | Содержание учебного материала: Экономический рост как положительная составляющая экономической динамики. Показатели экономического роста. НТП как фактор экономического роста. Издержки экономического роста. Источники и типы экономического роста. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: ответить на вопросы Назовите основные показатели экономического роста. Назовите типы экономического роста и дайте их сравнительную характеристику. | 2 | ||
Тема 15. Цикличность развития рыночной экономики. | Содержание учебного материала: Экономические потрясения на макрорынке. Понятие экономического цикла, фазы цикла. Основные причины кризисов производства. Социально – экономические последствия кризисов. “Длинные волны” Н.Д. Кондратьева. Особенности современного кризиса в России и проблемы его преодоления. | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа: ответить на вопросы Какие факторы влияют на экономический рост? Объясните влияние каждого из них. Есть ли границы экономического роста? Если есть, то чем они определяются? | 2 | ||
Тема 16. Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы | Содержание учебного материала: Безработица: сущность, формы, последствия. Измерение безработицы. Закон ОУКЕНА. Государственная политика занятости и регулирования безработицы. Система социальной защищенности граждан в условиях рынка. Компенсационные выплаты. Индексация доходов. | 2 | |
Практическое занятие №8: Определение уровня безработицы. | 2 | ||
Самостоятельная работа: ответить на вопросы. Каковы экономические и социальные последствия безработицы? Как взаимосвязана безработица и инфляция? | 2 | ||
Тема 17. Инфляция и антиинфляционная политика. | Содержание учебного материала: Инфляция: причины и формы проявления. Инфляция спроса, инфляция издержек. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Главная проблема инфляции. Уровень и темп инфляции. Оценка инфляции: кейнсианство и монетаризм. Особенности антиинфляционной политики в России. | 2 | 1 |
Практическое занятие №9: Определение уровня и темпов инфляции. Практическое занятие №10: Расчет индекса потребительских цен. | 4 | ||
Самостоятельная работа: подготовка докладов Причины и последствия инфляции | 2 | ||
Тема 18. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне. | Содержание учебного материала: Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах. Экономические функции государства. Инструменты государственного регулирования: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешняя экономическая политика. Проблема регулирования экономики в ходе реформ в России. | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа: Подготовка докладов, сообщений, презентаций по темам: Рынок и государство. Инструменты государственного регулирования. | 2 | ||
Тема 19. Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики. | Содержание учебного материала: Денежная система. Денежное обращение и его проблемы. Закон денежного обращения. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). Предложение денег. Основные модели спроса на деньги. Деньги полноценные и неполноценные. Основные виды неполноценных денег. Система золотого стандарта. Механизм функционирования денежного рынка Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину ВНП. Кейнсианская и монетаристская оценка роли государства в регулировании денежного рынка. | 4 | 1 |
Практическое занятие №11:Определение количества денег в стране в соответствии с законом денежного обращения. Практическое занятие №12: Расчет основных макроэкономических показателей. | 4 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка докладов, сообщений, презентаций по темам: Денежная система. Закон денежного обращения. Подготовка экономического кроссворда | 2 | ||
Тема 20. Денежно- кредитная и бюджетно-налоговая политика государства. | Содержание учебного материала: Понятие кредитной системы. Кредит: необходимость, сущность и основные формы. Принципы кредита. Функции Центрального банка России в кредитной системе. Понятие финансов. Госбюджет. Функции налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Составить схему: источники госбюджета. Подготовка докладов, сообщений, презентаций по темам: Денежно- кредитная и бюджетно-налоговая политика государства. | 2 | ||
Тема 21. Социальная политика государства | Содержание учебного материала: Социальная роль рынка и государства. Доходы населения: структура и показатели. Принципы распределения доходов в обществе. Проблема неравенства доходов в обществе. Кривая Лоренца и индекс Джини | 2 | |
Практическое занятие №13: Расчет индексов реальных доходов. Построение кривой Лоренца. | 2 | ||
Самостоятельная работа: подготовить сообщение о принципах распределения и проблеме неравенства дохода в обществе. | 2 | ||
Тема 22. Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую. | Содержание учебного материала: Необходимость международной интеграции. Основные формы мировых экономических отношений. Международная торговля Международная валютно-кредитная система. Государственное регулирование валютного курса. Конвертируемость валют. Условия обеспечения конвертируемости рубля. Место и роль России в мировом хозяйстве. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовить экономический кроссворд | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 1 | ||
Всего: | 128 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины обеспечена наличием учебного кабинета «Экономической теории и анализа финансово-экономической деятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- книжные шкафы;
- учебная, нормативная литература;
- схемы и таблицы по дисциплине «Экономическая теория»;
- комплект учебно-методических пособий по практическим работам;
- пособия для самостоятельной работы обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий литературы:
Основные источники:
- Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие. Кнорус. 2015 г.
- Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник. СПО. Феникс, 2016 г.
- Камаев В.Д., Борисовская Т.А., Ильчиков М.З. Экономическая теория. Кнорус, 2016 г.
Дополнительные источники
- Чуньков Ю.И. Экономическая теория в 3-х частях. ИТРК, 2013 г.
Интернет ресурс:
- Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф. http://www.minfin.ru/ru/
- Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли. http://www.economy.gov.ru/minec/main
- Сайт Эл. Словарь: Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Официальный сайт: газета Экономика и жизнь. http://www. Eg-online.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения и защиты практических занятий, устного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы. Сдача семестрового зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых ПК и ОК | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения:
| ОК 1-9 |
|
Усвоенные знания:
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Основы экономической теории"
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономической теории"...

Рабочая программа по дисциплине "Основы теории информации"
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы теории информации» составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

Рабочая программа по дисциплине "Основы теории информации"
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы теории информации» составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

Рабочая программа учебной дисциплины ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ для специальности 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухг...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории информации» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподавание в на
Программное обеспечение дополнительной подгоотовки в области информатики на специальности преподавание в начальных классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономическая теория специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономическая теория специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение...

Рабочая программа по УД Экономическая теория для специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления...
- Мне нравится (1)