Рабочая программа по УД Экономическая теория для специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op_01_ekonom_teoriya_od_2017.doc | 384 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Экономическая теория
специальность 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
ОД-1601
г. Южно-Сахалинск, 2017 г.
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 11 августа 2014 г. № 975 и зарегистрированным в Минюсте России 20 августа 2014 г. № 33682 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и на основе примерной программы.
Рассмотрено на заседании ПЦК ЭД
Протокол № 9 от 03.05.2017 г.
ППЦК __________ А.В. Валиулина
Рассмотрено на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол № 10 от 06.06. 2017 г.
Председатель МС ________ С.А. Блохина
Составитель: Валиулина А.В., преподаватель первой квалификационной категории
ГБПОУ «СПЭТ»
Мирошниченко Т.В., преподаватель первой квалификационной категории
ГБПОУ «СПЭТ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- закономерности функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях и методы государственного регулирования;
- общие положения экономической теории.
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ПК 1.1. Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.
ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 120 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 80 часов;
- самостоятельной работы студентов 40 часов.
Распределение часов, отводимое на освоение учебной дисциплины, по семестрам:
№ п\п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ОП.01. Экономическая теория | 120 | 120 | ||||||
| 80 | 80 | |||||||
В том числе: | Занятий на уроках | - | - | 56 | - | - | - | 56 | |
Лабораторных работ | - | - | - | - | - | - | - | ||
Практических занятий | - | - | 24 | - | - | - | 24 | ||
| - | - | 40 | - | - | - | 40 | ||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | экзамен |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 56 |
практические работы | 24 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа студентов (всего) | 40 |
в том числе: | |
сообщение | 8 |
презентация | 5 |
решение задач | 9 |
реферат | 6 |
кластер | 4 |
глоссарий | 3 |
кроссворд | 3 |
таблица | 2 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экономическая теория
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
2 курс, 3 семестр | |||
Раздел 1. Введение в экономическую теорию | 12 | ||
Тема 1.1. Введение в экономическую теорию. Предмет, структура основы экономической теории | Содержание учебного материала | ||
Понятие экономической теории. Содержание, цель и задачи дисциплины. Структура экономики: микроэкономика, макроэкономика. Основные этапы развития экономической теории. Сущность и значимость дисциплины «Основы экономической теории» в будущей профессии. | 1 | ||
Тематика теоретических занятий: | |||
Введение в экономическую теорию. Предмет, структура основы экономической теории | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся : подготовить реферат: История развития экономической теории | 6 | ||
Тема 1.2. Методология и функция экономической теории | Содержание учебного материала | ||
Законы экономической теории: специфические экономические законы, общие экономические законы. Функции экономики: познавательная, методологическая, практическая. Методы экономики: диалектический метод, научная абстракция, индукция, дедукция, анализ и синтез, позитивный анализ и нормативный анализ, исторический метод, логический метод, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент. Сущность и социальная значимость будущей профессии | 2 | ||
Тематика теоретических занятий: | |||
Методология и функция экономической теории | 2 | ||
Тематика практической работы: | |||
Практическая работа 1 Семинар «История развития экономической теории» | 2 | ||
Раздел 2. Общие проблемы экономической теории | 18 | ||
Тема 2.1. Проблемы производственных возможностей и эффективности экономики | Содержание учебного материала | ||
Ресурсы производства: природные, материальные (рукотворные), трудовые, финансовые. Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Понятие производство, воспроизводство, потребление и обмен. Основные вопросы экономики. «Кривая производственных возможностей» (КПВ), альтернативные (вмененные) издержки. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов решения задач. | 2 | ||
Тематика теоретических занятий: | 2 | ||
Проблемы производственных возможностей и эффективности экономики | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: решить задачу | 1 | ||
Тематика практической работы: | |||
Практическая работа 2 Расчет альтернативных издержек и построение кривой производственных возможностей (КПВ). | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: решить задачу | 1 | ||
Тема 2.2. Предельная полезность. Выбор потребителя
| Содержание учебного материала | ||
Понятие потребности человека их классификация. Теория маржинализма (предельной полезности). Общая и маржинальная (предельная) полезность. Функции полезности. Закон убывающей маржинальной (предельной) полезности. Рациональное поведение потребителя: выбор потребителя как максимизация полезности. Бюджетное ограничение. Кривые безразличия. Максимизация полезности: оптимум потребителя при данном бюджетном ограничении. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов решения задач. | |||
Тематика теоретических занятий: | |||
Предельная полезность. Выбор потребителя | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: решить задачу | 1 | ||
Тематика практической работы: | |||
Практическая работа 3 Определение полезности и выбора потребителя. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: решить задачу | 1 |
Тема 2.3. Экономические системы: типы и модели | Содержание учебного материала |
| |||||
Типы экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная, смешанная. Методы распределения ресурсов и благ; ценообразование. Национальные модели экономических систем: рыночная экономическая система; центрально-управляемая экономическая система; российская модель экономики. Поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | 2 | ||||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
Экономические системы: типы и модели | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Составить сравнительную таблицу. Типы экономических систем. | 2 | ||||||
Тема 2.4. Собственность и экономические интересы. Виды собственности | Содержание учебного материала |
|
| ||||
Понятие собственности. Экономическая и юридическая стороны собственности. Формы и виды собственности в России. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | 2 | ||||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
Собственность и экономические интересы. Виды собственности | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: составить кроссворд | 1 | ||||||
Раздел 3. Микроэкономика | 41,5 | ||||||
Тема 3.1. Товар как экономическая категория | Содержание учебного материала | ||||||
Товар как экономическая категория. Потребительская стоимость и стоимость товара. Стоимость и цена товара. Полезность товара. Объективная и субъективная стороны полезности материального блага. | 2 | ||||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
Товар как экономическая категория | 2 | ||||||
Тема 3.2. Деньги в рыночной экономике. Виды денег, сущность и функции. | Содержание учебного материала | ||||||
Понятие деньги. Виды денег. Функции денег. Методы стабилизации денежного обращения. Уравнение обмена (И. Фишера). | 2 | ||||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
Деньги в рыночной экономике. Виды денег, сущность и функции. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: История денег | 1 | ||||||
Тематика практической работы: | |||||||
Практическая работа 4 Расчет показателей уравнения обмена | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: решить задачу | 1 | ||||||
Тема 3.3. Цена в рыночной экономике. Функции и системы цен. | Содержание учебного материала | ||||||
Понятие цена, ценообразование. Виды и функции цен. Механизм рыночного ценообразования. | 2 | ||||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
Цена в рыночной экономике. Функции и системы цен. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: Виды цен в рыночной экономике | 1 | ||||||
Тема 3.4. Рынок, его виды и функции. | Содержание учебного материала | ||||||
Понятие рынка, его функции. Виды рынков. Значение рынка в экономике. | 2 | ||||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
Рынок, его виды и функции. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: составить кроссворд | 1 | 2 | |||||
Тема 3.5. Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие. | Содержание учебного материала | ||||||
Понятие спрос, предложение. Законы спроса и предложения. Динамика спроса и предложения. Понятие эластичности спроса. Виды эластичности. Методы расчета эластичности спроса. Понятие равновесная цена, равновесный объем продаж. Последствия установления неравновесных цен. | |||||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения. | 2 | ||||||
Рыночное равновесие. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: составить кластер | 2 | ||||||
Тематика практической работы: | |||||||
Практическая работа 5 Расчет равновесной цены и равновесного объема продаж. Определение эластичности спроса. | 2 | ||||||
Тема 3.6. Конкуренция и монополия, виды конкуренции. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Понятие конкуренции, ее функции. Виды конкуренции. | |||||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
Конкуренция и монополия, виды конкуренции | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение и презентацию | 2,5 | ||||||
Тематика практической работы: | |||||||
Практическая работа 6 Монополия и ее виды | 2 | ||||||
Тема 3.7. Издержки производства и прибыль | Содержание учебного материала |
| 2 | ||||
Понятие издержки. Классификация издержек. Прибыль ее виды. | |||||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
Издержки производства и прибыль | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: составить глоссарий | 1 | ||||||
Тематика практической работы: | |||||||
Практическая работа 7. Расчет стоимости производства: затраты, выручка и максимум прибыли | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: решить задачу | 1 | ||||||
Практическая работа 8. Расчет бухгалтерских и экономических затрат и прибыли. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: решить задачу | 1 | ||||||
Тема 3.8. Рыки производственных ресурсов | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Рынок труда и заработная плата. Понятие капитал: основной, оборотный. Капитал и процент. Рынок земли и земельная рента .Цена земли. Предпринимательство, прибыль предпринимателя. | |||||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
Рыки производственных ресурсов | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: решить задачу | 1 | ||||||
Тематика практической работы: | |||||||
Практическая работа 9 Определение цены земли и цены капитала | 2 | ||||||
Раздел 4. Макроэкономика | 16 | ||||||
Тема 4.1 Общие понятия о макроэкономике. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Понятие макроэкономики. Понятие системы национальных счетов (СНС), определение валового внутреннего продукта (валового национального продукта), значение валового внутреннего продукта реального и номинального. | |||||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
Общие понятия о макроэкономике | 2 |
Тема 4.2 Макроэкономические показатели, методы их расчета | Содержание учебного материала |
| 2 |
Методика расчета основных макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый личный доход, индекс потребительских цен, дефлятор, уровень инфляции | |||
Тематика теоретических занятий: | |||
Макроэкономические показатели, методы их расчета | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: решить задачу | 1 | ||
Тематика практической работы: | |||
Практическая работа 10 Расчет макроэкономических показателей. | 2 | ||
Тема 4.3 Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы их определяющие. | Содержание учебного материала |
| 2 |
Понятия совокупное производство, совокупный уровень цен. Совокупный спрос. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. | |||
Тематика теоретических занятий: | |||
Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы их определяющие | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: составить глоссарий: Макроэкономические показатели | 1 | ||
Тема 4.4. Экономический рост, его типы и оценка | Содержание учебного материала | ||
Понятие экономический рост и факторы его определяющие. Типы и источники экономического роста. Издержки роста экономики. | 2 | ||
Тематика теоретических занятий: | |||
Экономический рост, его типы и оценка | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: составить кроссворд | 1 | ||
Тема 4.5. Цикличность развития рыночной экономики. Понятие экономического цикла, фазы цикла. | Содержание учебного материала | ||
Понятие кризис его виды. Понятие экономического цикла его фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем. Социально-экономические последствия кризисов. | 2 | ||
Тематика теоретических занятий: | |||
Цикличность развития рыночной экономики. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: «Экономические циклы. Виды циклов» | 1 | ||
Раздел 5. Механизм макроэкономического регулирования | 32,5 | ||
Тема 5.1. Содержание, формы и методы регулирования экономки на макроуровне. | Содержание учебного материала | ||
Формы и методы государственного регулирования экономики на макроуровне. Рынок и государство. Инструменты государственного регулирования: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешняя экономическая политика. | 2 | ||
Тематика теоретических занятий: | |||
Содержание, формы и методы регулирования экономки на макроуровне. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: составить кластер | 1 | ||
Тема 5.2 Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономки | Содержание учебного материала | ||
Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину валового национального продукта. Сущность денежной системы и закон денежного обращения. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). | 2 | ||
Тематика теоретических занятий: | |||
Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономки | 2 | ||
Тема 5.3 Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства. | Содержание учебного материала | ||
Понятие кредитной системы. Принципы кредита. Функции Центрального Банка России в кредитной системе. Понятие финансов. Госбюджет. Функции налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства. | 2 | ||
Тематика теоретических занятий: | |||
Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение и презентацию | 2,5 | ||
Тематика практической работы: | |||
Практическая работа 11 Макроэкономическая роль государства: денежно-кредитная и фискальная политика | 2 |
Тема 5.4 Инфляция и антиинфляционная политика | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие инфляция, ее виды. Причины инфляции. Взаимосвязь инфляции с безработицей. | |||
Тематика теоретических занятий: | |||
Инфляция и антиинфляционная политика | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение и презентацию | 3 | ||
Тематика практической работы: | |||
Практическая работа 12 Инфляция и безработица: взаимодействие двух процессов | 2 | ||
Тема 5.5 Доходы, проблемы формирования. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие доход. Виды доходов. Значение кривой Лоренца и коэффициента Джини. | |||
Тематика теоретических занятий: | |||
Доходы, проблемы формирования. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: Доходы населения: понятие, виды. | 1 |
Тема 5.6 Основные направления социальной политики государства в современных условиях | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие бедность, черта бедности. Факторы, от которых зависит различия в уровне потребления. Основные направления распределения средств по линии программ помощи. Сущность социальной политики государства в современных условиях. | |||
Тематика теоретических занятий: | |||
Основные направления социальной политики государства в современных условиях | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: Социальная политика Сахалинской области | 1 | ||
Тема 5.7 Основные направления экономической реформы в России | Содержание учебного материала |
| 2 |
Задачи институциональных преобразований в России. Процесс экономической реформы: проблемы и достижения. | |||
Тематика теоретических занятий: | |||
Основные направления экономической реформы в России | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: составить кластер | 1 | ||
Тема 5.8 Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие интеграция экономики. Содержание и факторы интеграции. Главные интеграционные группировки. | |||
Тематика теоретических занятий: | |||
Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: составить глоссарий | 1 | ||
Всего: | 120 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя.
Учебно-наглядные средства:
- комплект учебно-методической документации;
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
- Пястолов, С. М. Экономическая теория : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. М. Пястолов,. - 5-е изд., пер. и доп. - Москва : Издательский центр Академия, 2015. - 272 с.
Дополнительная литература:
- Пястолов С.М. Экономическая теория : Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.М. Пястолов. - Москва : Издательский центр Академия, 2009. - 256с.
- Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебник / В.Г. Слагода. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 368с. - (Профессиональное образование)
- Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории : Учебное пособие для проф. учеб. заведений / Т.Г. Тальнишних. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2009. - 288с.
- Экономическая теория: электронный учебник/С.С.Носова.-Электрон. дан.- Москва : КНОРУС, 2008.-1 электрон. опт. диск: зв. цв.
- Экономическая теория: Учебный компьютерный курс.-1 электрон. опт. диск: зв. цв.
- Основы экономической теории: Интерактивная обучающая компьютерная программа.-1 электрон. опт. диск: зв. цв.
Адреса ресурсов Интернета
- http://economicus.ru/
- http://economist.com.ru/archive.htm
- http://ecsoc.hse.ru/
- http://ecsocman.edu.ru/
- http://library.hse.ru/e-resources/HSE_economic_journal/
- http://politstudies.ru/friends/index.htm
- http://www.cemi.rssi.ru/emm/home.htm
- http://www.cemi.rssi.ru/mei/libr.htm
- http://www.econom.nsc.ru/eco/Arhiv/index.htm
- http://www.finansy.ru/publ.htm
- http://www.jusinf.ru/
- http://www.lawecon.ru/
- http://www.prime-tass.ru/
- http://www.vedi.ru/red_r.htm
- http://www.vopreco.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях | Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
Знания: | |
закономерности функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях и методы государственного регулирования | Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
общие положения экономической теории | Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
4.2. Вопросы к экзамену по учебной дисциплине Экономическая теория
Теоретические вопросы:
- Введение в экономическую теорию. Предмет, структура основы экономической теории. Понятие экономической теории. Содержание, цель и задачи дисциплины. Структура экономики: микроэкономика, макроэкономика.
- Методология и функция экономической теории. Законы экономической теории. Функции экономики. Методы экономики.
- История развития экономической теории Основные этапы развития экономической теории.
- Проблемы производственных возможностей и эффективности экономики Ресурсы производства. Факторы производства. Понятие производство, воспроизводство, потребление и обмен. Основные вопросы экономики. «Кривая производственных возможностей» (КПВ), альтернативные (вмененные) издержки.
- Предельная полезность. Выбор потребителя. Понятие потребности человека их классификация. Теория маржинализма (предельной полезности). Общая и маржинальная (предельная) полезность. Функции полезности. Закон убывающей маржинальной (предельной) полезности. Рациональное поведение потребителя
- Экономические системы: типы и модели Типы экономических систем. Методы распределения ресурсов и благ; ценообразование. Национальные модели экономических систем: рыночная экономическая система; центрально-управляемая экономическая система; российская модель экономики
- Собственность и экономические интересы. Виды собственности. Понятие собственности. Экономическая и юридическая стороны собственности. Формы и виды собственности в России.
- Товар как экономическая категория Товар как экономическая категория. Потребительская стоимость и стоимость товара. Стоимость и цена товара. Полезность товара. Объективная и субъективная стороны полезности материального блага.
- Деньги в рыночной экономике. Виды денег, сущность и функции Понятие деньги. Виды денег. Функции денег. Методы стабилизации денежного обращения. Уравнение обмена (И. Фишера).
- Цена в рыночной экономике. Функции и системы цен Понятие цена, ценообразование. Виды и функции цен. Механизм рыночного ценообразования
- Рынок, его виды и функции. Понятие рынка, его функции. Виды рынков. Значение рынка в экономике.
- Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения Понятие спрос, предложение. Законы спроса и предложения. Динамика спроса и предложения. Понятие эластичности спроса. Виды эластичности. Методы расчета эластичности спроса
- Рыночное равновесие. Понятие равновесная цена, равновесный объем продаж. Последствия установления неравновесных цен.
- Конкуренция и монополия, виды конкуренции. Понятие конкуренции, ее функции. Виды конкуренции
- Издержки производства и прибыль. Понятие издержки. Классификация издержек. Прибыль ее виды.
- Рынки производственных ресурсов Рынок труда и заработная плата. Понятие капитал: основной, оборотный. Капитал и процент. Рынок земли и земельная рента. Цена земли. Предпринимательство, прибыль предпринимателя.
- Общие понятия о макроэкономике. Понятие макроэкономики. Понятие системы национальных счетов (СНС), определение валового внутреннего продукта (валового национального продукта), значение валового внутреннего продукта реального и номинального.
- Макроэкономические показатели, методы их расчета. Методика расчета основных макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый личный доход, индекс потребительских цен, дефлятор, уровень инфляции.
- Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы их определяющие. Понятия совокупное производство, совокупный уровень цен. Совокупный спрос. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- Экономический рост, его типы и оценка Понятие экономический рост и факторы его определяющие. Типы и источники экономического роста. Издержки роста экономики.
- Цикличность развития рыночной экономики. Понятие экономического цикла, фазы цикла. Понятие кризис его виды. Понятие экономического цикла его фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем. Социально-экономические последствия кризисов.
- Содержание, формы и методы регулирования экономки на макроуровне. Формы и методы государственного регулирования экономики на макроуровне. Рынок и государство. Инструменты государственного регулирования: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешняя экономическая политика.
- Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономки. Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину валового национального продукта. Сущность денежной системы и закон денежного обращения. Денежная масса, ее показатели (агрегаты).
- Понятие кредитной системы. Принципы кредита. Функции Центрального Банка России в кредитной системе.
- Понятие госбюджет. Структура госбюджета: доходная часть, расходная часть. Дефицит бюджета. Государственный долг.
- Понятие налоги. Функции налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства.
- Инфляция и антиинфляционная политика Понятие инфляция, ее виды. Причины инфляции. Взаимосвязь инфляции с безработицей
- Доходы, проблемы формирования. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Понятие доход. Виды доходов. Значение кривой Лоренца и коэффициента Джини
- Основные направления социальной политики государства в современных условиях Понятие бедность, черта бедности. Факторы, от которых зависит различия в уровне потребления. Основные направления распределения средств по линии программ помощи. Сущность социальной политики государства в современных условиях.
- Основные направления экономической реформы в России Задачи институциональных преобразований в России. Процесс экономической реформы: проблемы и достижения.
- Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую Понятие интеграция экономики. Содержание и факторы интеграции. Главные интеграционные группировки.
Практические вопросы:
- Построить «Кривую производственных возможностей».
- Определить альтернативные издержки.
- Сделать экономический выбор с помощью экономических издержек.
- Определить общую и предельную полезность блага
- Построить график рыночного равновесия и определить равновесную цену и равновесный объем продаж.
- Определить эластичность спроса и предложения.
- Объяснить заданные ситуации с точки зрения поведения покупателей и продавцов, опираясь на законы рынка.
- Определить максимальную прибыль производителя.
- Определить объем производства и цену товара.
- Определить прибыль (убыток) фирмы. Сделать вывод и предложить пути решения проблемы конкурентной фирмы при полученных результатах.
- Определить постоянные, переменные издержки; бухгалтерскую и экономическую прибыль
- Определить уровень вынужденной безработицы
- Определить равновыгодную для продавца и покупателя цену участка земли
- Определить ВВП реальный, ВВП номинальный. Рассчитать индекс-дефлятор.
- Рассчитать ВВП двумя методами: по доходам и по расходам.
- Рассчитать макроэкономические показатели: ЧНП, НД, РЛД, ЛД.
- Дать обоснованный экономический вывод с использованием макроэкономической терминологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по "Основы экономической теории"
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономической теории"...
Рабочая программа учебной дисциплины ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ для специальности 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухг...
Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 168 часов, в том числе:...
Рабочая программа по дисциплине Экономическая теория
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономическая теория специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономическая теория специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ 01.Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации для обучающихся по специальности46.02.01Документационное обеспечение управления и архивоведение
Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ.01 Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации; МДК 01.01 Документационное обеспечение управлен...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ учебной дисциплины «Управление персоналом» для обучающихся по специальности46.02.01Документационное обеспечение управления и архивоведение
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Управление персоналом» для обучающихся специальности 46.02.01 Документационное обеспечение упр...