Методическая разработка открытого урока
учебно-методическое пособие на тему

Рыбакова Ирина Николаевна

Методическая разработка

Открытый урок: Деловая имитационно-ролевая игра "Предприятие и его основные фонды"

по дисциплине "Экономика организации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тверской области

Государственное бюджетное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Калязинский колледж имени Н.М. Полежаева»

Методическая  разработка

 Открытый  урок: деловая имитационно-ролевая игра

«Предприятие и его основные фонды»

по дисциплине «Экономика организации»

для студентов специальности 38.02.01

«Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

г. Калязин, 2015 год

ОДОБРЕНА

П(Ц)К специальных дисциплин

Специальности  38.02.01 «Экономика и

бух. учет (по отраслям)»

Протокол № _____ от ___________________

Председатель __________ И.Н. Рыбакова

Автор исполнитель:

преподаватель Рыбакова И.Н.

Рецензенты:

  1. УТВЕРЖДЕНА

   Зам. директора по учебной работе:

  «_____» ____________ 20____года

     _______________ А. Ю. Кудрявцев

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 4

1 Сценарий деловой имитационно-ролевой игры «Предприятие и его основные фонды» по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»..5

1.1 Введение в игру «Предприятие и его основные фонды»………………… 5

1.2 Основные цели игры «Предприятие и его основные фонды»……………. 6

1.3 Описание изучаемой проблемы…………………………………………….. 6

1.4 Мотивация познавательной деятельности…………………………………. 7

1.5 Материальное обеспечение…………………………………………………. 7

1.6 Межпредметные связи………………………………………………………. 7

1.7 План игры «Предприятие и его основные фонды»………………………... 8

1.8 Общее описание процедуры игры «Предприятие и его основные фонды»9

1.9 Описание игры «Предприятие и его основные фонды»………………… 10

2 Содержание и ход занятия «Деловая имитационно-ролевая игра

«Предприятие и его основные фонды»» ……………………………………..  12

3 Технологическая схема деловой имитационно-ролевой игры

«Предприятие и его основные фонды»……………………………………….. 14

Литература……………………………………………………………………… 16

ВВЕДЕНИЕ

                  Данная работа может быть использована в качестве методического пособия при проведении зачетного занятия по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)» для контроля и закрепления знаний по темам: «Предприятие – самостоятельный субъект рыночной экономики», «Основной капитал и его роль в производстве», посредством деловой имитационно-ролевой игры. Предполагаемая форма проведения занятия позволит закрепить полученные знания и навыки решения задач по перечисленным выше темам, предоставит возможность студентам проявить самостоятельность в приятии решений, умение работать в группах, организаторские и исполнительские способности.

                  Данная методическая разработка содержит в себе:

- Сценарий игры (введение, учебно-воспитательные цели, описание изучаемой проблемы, мотивация познавательной деятельности, межпредметные связи, материальное обеспечение, план игры, общее описание процедуры игры и т.д.);

- Содержание и ход занятия;

- Технологическую схему деловой игры.

1 Сценарий деловой имитационно-ролевой игры

«Предприятие и его основные фонды»

по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

1.1 Введение в игру «Предприятие и его основные фонды»

     Любая деятельность должна осуществляется по определенной системе, алгоритму действий. Успех познавательной деятельности также во многом зависит от систематизации этого процесса. Мы с вами на протяжении ряда занятий изучали материал в некоторой последовательности, т.е. совершали познавательные действия – Д1, Д2, Д3 и т.д. (см. схему 1).

Схема 1 Познавательная деятельность

     Познавательная деятельность как любая другая, осуществляется ради какого-либо результата (схема 1).

(Вопрос группе: Как вы думаете, какой результат предполагает познавательная деятельность?).

     Правильно – получение знаний и умений (схема 1). Вы уже привыкли, что после изучения какой-либо темы мы производим закрепление и контроль знаний, полученных ранее, в той или иной форме. И вот сегодня, логическое завершение изучения сразу нескольких тем нашей дисциплины, когда система «сработала» – мы проводим зачетное занятие, контроль знаний и умений в форме деловой игры «Предприятие и его основные фонды».

1.2 Основные цели игры «Предприятие и его основные фонды»

Основные цели игры:

- Образовательная – закрепить теоретические знания данной темы и научиться применять их при выполнении практических заданий.

В результате проведения игры студент должен:

знать:

- понятие предприятия, основные виды и организационно – правовые формы предприятий в рыночных условиях;

- понятие, структуру, виды оценок основных фондов, понятие износа и амортизации.

уметь:

- рассчитывать среднегодовую стоимость ОПФ, показатели эффективности использования ОПФ, амортизационные отчисления.

- Развивающая – студенты должны усвоить роль и место предприятия в рыночной системе хозяйствования, необходимость обеспечения предприятия ОПФ, связь данной темы с другими профилирующими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.

- Воспитательная – воспитать в студентах самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, умение работать в группах, организаторские и исполнительские способности, любовь к будущей профессии.

1.3 Описание изучаемой проблемы

     Выбор темы для данного занятия неслучаен. Ведь предприятия, их организационно- правовые формы; показатели хозяйственной деятельности – это основной объект (предмет) изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)».

     Мы с вами находимся в начале пути. И очень важно именно сейчас закрепить изученный материал, чтобы успешно продолжить изучение данной дисциплины.

1.4 Мотивация познавательной деятельности

     Форма проведения зачетного занятия – деловая имитационная ролевая игра – позволит будущим специалистам проявить себя в роли либо руководителя коллектива, либо ответственного исполнителя, научиться применять знания при выполнении практических заданий..

     Знания, умения, навыки, полученные на занятии, пригодятся выпускникам в их будущей профессиональной деятельности, помогут адаптироваться в сложной макроэкономической обстановке в условиях рынка.

1.5 Материальное обеспечение

Калькуляторы, мультимедийный проектор; указатели, карточки руководителям предприятий, карточки заданий (I, II, III тур), таблицы исходных данных, др. раздаточный материал.

1.6 Межпредметные связи

     Есть и еще причина, по который мы столько внимания уделяем этой теме. Ведь тема занятия тесно связана с соответствующими разделами других профилирующих дисциплин: «Бухгалтерский учет», «Финансы и кредит», «Анализ хозяйственной деятельности», «Аудит», «Налоги и налогообложение», а также профессиональных модулей.

     Согласитесь, ведь невозможно изучить, например, учет основных средств, бухгалтерские операции с ними, не зная, что такое ОС, их состав и показатели использования. Точно также, трудно произвести анализ состояния основных фондов на предприятии или рассчитать сумму налога на имущество предприятий, не зная базовых понятий основных фондов.

(Итак, убедила я вас, что нам просто необходимо сыграть в эту игру? Ну тогда начинаем!).

1.7 План игры «Предприятие и его основные фонды»

1 Разминка – тестовый контроль знаний;

2                                                    ИГРА

        1 ТУР        3 ТУР        

        2 ТУР        

        

1 фронтальный        1 фронтальный        1 фронтальный опрос

опрос (теория);         опрос (теория);        (теория);

2 работа в группах        2 работа в группах;        2 работа в группах;

над заданиями;        3 ответы с         3 ответы с пояснениями;

3 ответы с пояснениями;        пояснениями;        4 проверка

4 проверка        4 проверка        правильности ответов.

правильности ответов.        правильности ответов.

  1. Анализ игры.

1.8 Общее описание процедуры игры

«Предприятие и его основные фонды»

1.8.1 Условия, правила игры, инструктаж:

     Все студенты поделены на группы, и в дальнейшем работают как индивидуально, так и в группах. Прежде, чем определиться с группами и распределять роли, позволю себе ввести условия и правила игры:

     Действуют запреты на отказ от полученной роли, на выход из игры, на пассивное отношение, на подавление активности, на нарушения этики поведения. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. При необходимости студенты могут обращаться к ведущему, либо к помощнице, либо к экспертам.

1.8.2 Формирование групп, распределение ролей:

- Сегодня моей главной помощницей будет (имя студента, например, Катя). Она будет поддерживать материальное обеспечение игры. А теперь основные группы: (Катя приступает к выполнению своих обязанностей).

     Формирование групп:

  1. Предприятие №1 «Акционерное общество» – руководитель (Ф.И.О. студента);
  2. Предприятие №2 «Индивидуальное (семейное) частное предприятие» – руководитель (Ф.И.О. студента);
  3. Предприятие №3 «Товарищество» – руководитель (Ф.И.О. студента)

     Обязанности руководителя предприятия:

- организует работу всей группы (предприятия);

- следит за объявленным регламентом;

- назначает работника предприятия отвечать (защищать результаты расчетов) у доски; если такового не находится, руководитель отвечает сам.

     Обязанности работников предприятия:

- активно работают в группах и выполняют все поручения своего руководителя.

  1. Банк – 2 ч. (один главный).
  2. Администрация города

     Обязанности:

Работают индивидуально, а также в группах обсуждают вопросы туров. Затем один из работников представляет развернутые ответы на вопросы.

  1. Эксперты – 2 человека.

Обязанности экспертов:

- следят за ходом игры;

- следят за регламентом;

- проверяют тесты;

- оценивают устные ответы с места и у доски, выполнение практических заданий;

- заполняют карты результатов;

- вместе с руководителем игры подводят итоги игры.

     Регламент: время выполнений заданий – объявляется при выдаче заданий.

     Занятие зачетное, поэтому за работу на уроке практически все студенты получают оценки.

     Система оценок такова: в течение всего занятия баллы накапливаются в специальных таблицах (ведомостях, которые ведут эксперты (см. карты результатов). В конце игры подведем итоги.

1.9 Описание игры «Предприятие и его основные фонды»

1.9.1 Разминка (тестовый контроль) – выполняют все участники игры на специальных карточках индивидуально. Вопросы дважды читает руководитель игры, студенты отвечают. Карточки раздает и собирает помощница. Ответы проверяют эксперты и итоги заносят в карты результатов  (до конца игры).

1.9.2 1 тур:

1 Фронтальный опрос (индивидуально отвечают на заданные вопросы).

2 Работа в группах (прим.: раздать таблицы исходных данных):

- выполнение практических заданий (карточки раздает помощница);

- подготовка ответа группы у доски;

- подготовка ответа на вопрос тура – для групп IV и V;

- представление ответов работниками предприятий, назначенными руководителями либо самими руководителями предприятий;

(Задания зачитываются вслух руководителем игры (ведущим) и раздаются в группы на карточках помощницей).

II тур:            схема проведения аналогична I туру.

III тур:

1.9.3 Подведение итогов игры:

1 Сначала выслушаем мнение экспертов...

2 Как вы думаете, получилась ли игра? Нужны ли такие игры?

3 Я считаю, что цели,  поставленные в начале нашего урока, достигнуты.

     Однако, есть и некоторые, ошибки, недочеты в игре, которые в следующий раз исправим. Понравилось активное участие  группы. Особенно отличаю такую работу и таких студентов, как (имена студентов).

4 Подведем окончательные итоги игры:

- Оценки студентам.

- Спасибо за игру. Все свободны.

2 Содержание и ход занятия «Деловая имитационно-ролевая игра

«Предприятие и его основные фонды»»

Содержание и последовательность основных этапов урока.

Регламент, мин.

1 Организационный момент

1.1 Заполнение журнала, рапортички;

1.2 Подготовка аудитории к занятию;

1.3 Внешний вид студентов, др. организационные вопросы.

3-5

2 Игра «Предприятие и его основные средства»

2.1 Этап подготовки – ввод в игру

Введение;

Постановка проблемы;

Учебно-воспитательные цели игры; Материальное обеспечение; Межпредметные связи;

План игры (условия, правила, распределение ролей, инструктаж).

8-10

2.3 Этап проведения

2.3.1 Разминка – тестовый контроль заданий;

2.3.2 I тур

- Теоретические вопросы (фронтальный опрос);

-  Работа в группах (выполнение практических заданий);

- Ответы  с пояснениями у доски, проверка правильности ответов при помощи таблицы результатов.

2.3.3 II тур

- Теоретические вопросы (фронтальный опрос);

- Работа в группах (выполнение практических заданий);

- Ответы с пояснениями у доски, проверка правильности ответов.

2.3.4 III тур

- Теоретические вопросы (фронтальный опрос);

- Работа в группах;

- Ответы с пояснениями у доски, проверка правильности ответов.

8-10

3-5

10

3-5

3-5

5-8

3-5

3-5

5-8

3-5

3 Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры

3.1 Выступление экспертов;

3.2 Обмен мнениями об игре;

3.3 Констатация достигнутых результатов, положительных моментов игры;

3.4 Окончательный итог игры.

5-6

4 Заключительный момент

4.1 Подведение итогов урока (достигнута ли цель занятия);

4.2 Оценки студентам (на основе карт результатов);

4.3 Оценка хода урока, подготовки студентов к занятию, их активности.

3-4

3 Технологическая схема деловой имитационно-ролевой игры

«Предприятие и его основные фонды»

Наименование этапов игры

Содержание этапов и отдельных «шагов» игры

1 Этап подготовки

1.1 Разработка игры

Разработка сценария.

Содержание сценария:

- Введение;

- Учебно-воспитательные цели;

- Описание изучаемой проблемы;

- Мотивация познавательной деятельности, обоснование поставленной задачи;

- Межпредметные связи;

- План игры;

- Материальное обеспечение.

Общее описание процедуры игры.

1.2 Ввод в игру

1.2.1  Постановка проблемы (см. сценарий);

1.2.2 Условия, правила игры, инструктаж;

1.2.3 Формирование групп, распределение ролей:

I -«Акционерное общество» (7-8человек);

II - «Индивидуальное (семейное) частное предприятие» (5-6 человек);

III - «Товарищество» (7-8 человек);

IV- «Банк» (2 чел.);

V – «Администрация города» (2 чел.);

VI – Эксперты (2 чел.);

VII – Помощница.

Ведущие игры назначает «главного» в каждой группе – руководителей предприятий. Подробное описание обязанностей участников игры см. в сценарии.

1.2.4. Регламент – указывается при выдаче заданий на туры;

1.2.5. Консультации (инструктаж) – подробно см. сценарий;

1.2.6. Описание игры: игра проводится в 3 тура, каждый из которых содержит: фронтальный опрос (для всех участников) на знание теоретических аспектов темы и работу в группах – выполнение практических заданий и анализ показателей. Кроме того, в качестве разминки в начале игры проводится тестовый контроль знаний. В конце игры – выступление экспертов и подведение итогов игры.

2 Этап проведения

2.1 . I тур

- Разминка - тестовый контроль. (выполняет все участники игры – индивидуально на карточках).

- Фронтальный опрос (для всех участников);

- Работа в группах:

              -выполнение практических заданий;

              -подготовка ответа у доски;

              -подготовка ответа на основной вопрос тура.

- Ответы предоставляют работники предприятий, назначенные руководителями либо сами руководители.

- Проверка правильности ответов (при помощи таблицы результатов).

2.2   II тур  

                                 |→ схема проведения аналогична

2.3  III тур.

Подробное содержание тестовых вопросов, вопросов и заданий туров – см. сценарий.

3 Этап анализа

3.1 Выступление экспертов;

3.2 Обмен мнениями;

3.3 Констатация достигнутых результатов (реализация целей игры), отрицательных и положительных моментов игры;

3.4 Подведение окончательных итогов игры.

Литература

1 Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2006

2 Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник, практикум – М.: Финансы и статистика, 2009

3 Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. – М., 2007

4 Морошкин В.А. Бизнес-планирование. – М.: Инфра-М, 2009

5 Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник – М.: Экономистъ, 2007

6 Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия): учеб./под ред. И.В. Сергеева – М.: «Финансы и статистика». – М., 2007

7 Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. Вита-пресс- М., 2008

8 Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. Проспект. – М., 2007.

9 Экономика предприятия. Учебник под редакцией Волкова О.Н. и Девяткина О.В., Инфра –М., 2007

10 Экономика организации (предприятия, фирмы): Учебник под ред. профессора Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. М.: 2010

11 Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И.Волкова, проф. В.Я. Позднякова. «Финансы и  статистика». – М., 2008

12Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб.и доп. ЮНИТИ. – М., 2007

13 Экономика предприятия: Учебник / под ред.проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. В.А. Швандера. – 4-е изд., перераб.и доп. ВИТА-Пресс – М., 2007

14 Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд.- СПб., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...