Методическая разработка открытого урока
учебно-методическое пособие на тему
Методическая разработка
Открытый урок: Деловая имитационно-ролевая игра "Предприятие и его основные фонды"
по дисциплине "Экономика организации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деловая игра по лисциплине "Экономика организации" | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тверской области
Государственное бюджетное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
«Калязинский колледж имени Н.М. Полежаева»
Методическая разработка
Открытый урок: деловая имитационно-ролевая игра
«Предприятие и его основные фонды»
по дисциплине «Экономика организации»
для студентов специальности 38.02.01
«Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
г. Калязин, 2015 год
ОДОБРЕНА П(Ц)К специальных дисциплин Специальности 38.02.01 «Экономика и бух. учет (по отраслям)» Протокол № _____ от ___________________ Председатель __________ И.Н. Рыбакова Автор исполнитель: преподаватель Рыбакова И.Н. Рецензенты: |
Зам. директора по учебной работе: «_____» ____________ 20____года _______________ А. Ю. Кудрявцев |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 4
1 Сценарий деловой имитационно-ролевой игры «Предприятие и его основные фонды» по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»..5
1.1 Введение в игру «Предприятие и его основные фонды»………………… 5
1.2 Основные цели игры «Предприятие и его основные фонды»……………. 6
1.3 Описание изучаемой проблемы…………………………………………….. 6
1.4 Мотивация познавательной деятельности…………………………………. 7
1.5 Материальное обеспечение…………………………………………………. 7
1.6 Межпредметные связи………………………………………………………. 7
1.7 План игры «Предприятие и его основные фонды»………………………... 8
1.8 Общее описание процедуры игры «Предприятие и его основные фонды»9
1.9 Описание игры «Предприятие и его основные фонды»………………… 10
2 Содержание и ход занятия «Деловая имитационно-ролевая игра
«Предприятие и его основные фонды»» …………………………………….. 12
3 Технологическая схема деловой имитационно-ролевой игры
«Предприятие и его основные фонды»……………………………………….. 14
Литература……………………………………………………………………… 16
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа может быть использована в качестве методического пособия при проведении зачетного занятия по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)» для контроля и закрепления знаний по темам: «Предприятие – самостоятельный субъект рыночной экономики», «Основной капитал и его роль в производстве», посредством деловой имитационно-ролевой игры. Предполагаемая форма проведения занятия позволит закрепить полученные знания и навыки решения задач по перечисленным выше темам, предоставит возможность студентам проявить самостоятельность в приятии решений, умение работать в группах, организаторские и исполнительские способности.
Данная методическая разработка содержит в себе:
- Сценарий игры (введение, учебно-воспитательные цели, описание изучаемой проблемы, мотивация познавательной деятельности, межпредметные связи, материальное обеспечение, план игры, общее описание процедуры игры и т.д.);
- Содержание и ход занятия;
- Технологическую схему деловой игры.
1 Сценарий деловой имитационно-ролевой игры
«Предприятие и его основные фонды»
по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»
1.1 Введение в игру «Предприятие и его основные фонды»
Любая деятельность должна осуществляется по определенной системе, алгоритму действий. Успех познавательной деятельности также во многом зависит от систематизации этого процесса. Мы с вами на протяжении ряда занятий изучали материал в некоторой последовательности, т.е. совершали познавательные действия – Д1, Д2, Д3 и т.д. (см. схему 1).
Схема 1 Познавательная деятельность
Познавательная деятельность как любая другая, осуществляется ради какого-либо результата (схема 1).
(Вопрос группе: Как вы думаете, какой результат предполагает познавательная деятельность?).
Правильно – получение знаний и умений (схема 1). Вы уже привыкли, что после изучения какой-либо темы мы производим закрепление и контроль знаний, полученных ранее, в той или иной форме. И вот сегодня, логическое завершение изучения сразу нескольких тем нашей дисциплины, когда система «сработала» – мы проводим зачетное занятие, контроль знаний и умений в форме деловой игры «Предприятие и его основные фонды».
1.2 Основные цели игры «Предприятие и его основные фонды»
Основные цели игры:
- Образовательная – закрепить теоретические знания данной темы и научиться применять их при выполнении практических заданий.
В результате проведения игры студент должен:
знать:
- понятие предприятия, основные виды и организационно – правовые формы предприятий в рыночных условиях;
- понятие, структуру, виды оценок основных фондов, понятие износа и амортизации.
уметь:
- рассчитывать среднегодовую стоимость ОПФ, показатели эффективности использования ОПФ, амортизационные отчисления.
- Развивающая – студенты должны усвоить роль и место предприятия в рыночной системе хозяйствования, необходимость обеспечения предприятия ОПФ, связь данной темы с другими профилирующими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.
- Воспитательная – воспитать в студентах самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, умение работать в группах, организаторские и исполнительские способности, любовь к будущей профессии.
1.3 Описание изучаемой проблемы
Выбор темы для данного занятия неслучаен. Ведь предприятия, их организационно- правовые формы; показатели хозяйственной деятельности – это основной объект (предмет) изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)».
Мы с вами находимся в начале пути. И очень важно именно сейчас закрепить изученный материал, чтобы успешно продолжить изучение данной дисциплины.
1.4 Мотивация познавательной деятельности
Форма проведения зачетного занятия – деловая имитационная ролевая игра – позволит будущим специалистам проявить себя в роли либо руководителя коллектива, либо ответственного исполнителя, научиться применять знания при выполнении практических заданий..
Знания, умения, навыки, полученные на занятии, пригодятся выпускникам в их будущей профессиональной деятельности, помогут адаптироваться в сложной макроэкономической обстановке в условиях рынка.
1.5 Материальное обеспечение
Калькуляторы, мультимедийный проектор; указатели, карточки руководителям предприятий, карточки заданий (I, II, III тур), таблицы исходных данных, др. раздаточный материал.
1.6 Межпредметные связи
Есть и еще причина, по который мы столько внимания уделяем этой теме. Ведь тема занятия тесно связана с соответствующими разделами других профилирующих дисциплин: «Бухгалтерский учет», «Финансы и кредит», «Анализ хозяйственной деятельности», «Аудит», «Налоги и налогообложение», а также профессиональных модулей.
Согласитесь, ведь невозможно изучить, например, учет основных средств, бухгалтерские операции с ними, не зная, что такое ОС, их состав и показатели использования. Точно также, трудно произвести анализ состояния основных фондов на предприятии или рассчитать сумму налога на имущество предприятий, не зная базовых понятий основных фондов.
(Итак, убедила я вас, что нам просто необходимо сыграть в эту игру? Ну тогда начинаем!).
1.7 План игры «Предприятие и его основные фонды»
1 Разминка – тестовый контроль знаний;
2 ИГРА
1 ТУР 3 ТУР
2 ТУР
1 фронтальный 1 фронтальный 1 фронтальный опрос
опрос (теория); опрос (теория); (теория);
2 работа в группах 2 работа в группах; 2 работа в группах;
над заданиями; 3 ответы с 3 ответы с пояснениями;
3 ответы с пояснениями; пояснениями; 4 проверка
4 проверка 4 проверка правильности ответов.
правильности ответов. правильности ответов.
- Анализ игры.
1.8 Общее описание процедуры игры
«Предприятие и его основные фонды»
1.8.1 Условия, правила игры, инструктаж:
Все студенты поделены на группы, и в дальнейшем работают как индивидуально, так и в группах. Прежде, чем определиться с группами и распределять роли, позволю себе ввести условия и правила игры:
Действуют запреты на отказ от полученной роли, на выход из игры, на пассивное отношение, на подавление активности, на нарушения этики поведения. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. При необходимости студенты могут обращаться к ведущему, либо к помощнице, либо к экспертам.
1.8.2 Формирование групп, распределение ролей:
- Сегодня моей главной помощницей будет (имя студента, например, Катя). Она будет поддерживать материальное обеспечение игры. А теперь основные группы: (Катя приступает к выполнению своих обязанностей).
Формирование групп:
- Предприятие №1 «Акционерное общество» – руководитель (Ф.И.О. студента);
- Предприятие №2 «Индивидуальное (семейное) частное предприятие» – руководитель (Ф.И.О. студента);
- Предприятие №3 «Товарищество» – руководитель (Ф.И.О. студента)
Обязанности руководителя предприятия:
- организует работу всей группы (предприятия);
- следит за объявленным регламентом;
- назначает работника предприятия отвечать (защищать результаты расчетов) у доски; если такового не находится, руководитель отвечает сам.
Обязанности работников предприятия:
- активно работают в группах и выполняют все поручения своего руководителя.
- Банк – 2 ч. (один главный).
- Администрация города
Обязанности:
Работают индивидуально, а также в группах обсуждают вопросы туров. Затем один из работников представляет развернутые ответы на вопросы.
- Эксперты – 2 человека.
Обязанности экспертов:
- следят за ходом игры;
- следят за регламентом;
- проверяют тесты;
- оценивают устные ответы с места и у доски, выполнение практических заданий;
- заполняют карты результатов;
- вместе с руководителем игры подводят итоги игры.
Регламент: время выполнений заданий – объявляется при выдаче заданий.
Занятие зачетное, поэтому за работу на уроке практически все студенты получают оценки.
Система оценок такова: в течение всего занятия баллы накапливаются в специальных таблицах (ведомостях, которые ведут эксперты (см. карты результатов). В конце игры подведем итоги.
1.9 Описание игры «Предприятие и его основные фонды»
1.9.1 Разминка (тестовый контроль) – выполняют все участники игры на специальных карточках индивидуально. Вопросы дважды читает руководитель игры, студенты отвечают. Карточки раздает и собирает помощница. Ответы проверяют эксперты и итоги заносят в карты результатов (до конца игры).
1.9.2 1 тур:
1 Фронтальный опрос (индивидуально отвечают на заданные вопросы).
2 Работа в группах (прим.: раздать таблицы исходных данных):
- выполнение практических заданий (карточки раздает помощница);
- подготовка ответа группы у доски;
- подготовка ответа на вопрос тура – для групп IV и V;
- представление ответов работниками предприятий, назначенными руководителями либо самими руководителями предприятий;
(Задания зачитываются вслух руководителем игры (ведущим) и раздаются в группы на карточках помощницей).
II тур: схема проведения аналогична I туру.
III тур:
1.9.3 Подведение итогов игры:
1 Сначала выслушаем мнение экспертов...
2 Как вы думаете, получилась ли игра? Нужны ли такие игры?
3 Я считаю, что цели, поставленные в начале нашего урока, достигнуты.
Однако, есть и некоторые, ошибки, недочеты в игре, которые в следующий раз исправим. Понравилось активное участие группы. Особенно отличаю такую работу и таких студентов, как (имена студентов).
4 Подведем окончательные итоги игры:
- Оценки студентам.
- Спасибо за игру. Все свободны.
2 Содержание и ход занятия «Деловая имитационно-ролевая игра
«Предприятие и его основные фонды»»
Содержание и последовательность основных этапов урока. | Регламент, мин. |
1 Организационный момент 1.1 Заполнение журнала, рапортички; 1.2 Подготовка аудитории к занятию; 1.3 Внешний вид студентов, др. организационные вопросы. | 3-5 |
2 Игра «Предприятие и его основные средства» | |
2.1 Этап подготовки – ввод в игру Введение; Постановка проблемы; Учебно-воспитательные цели игры; Материальное обеспечение; Межпредметные связи; План игры (условия, правила, распределение ролей, инструктаж). | 8-10 |
2.3 Этап проведения 2.3.1 Разминка – тестовый контроль заданий; 2.3.2 I тур - Теоретические вопросы (фронтальный опрос); - Работа в группах (выполнение практических заданий); - Ответы с пояснениями у доски, проверка правильности ответов при помощи таблицы результатов. 2.3.3 II тур - Теоретические вопросы (фронтальный опрос); - Работа в группах (выполнение практических заданий); - Ответы с пояснениями у доски, проверка правильности ответов. 2.3.4 III тур - Теоретические вопросы (фронтальный опрос); - Работа в группах; - Ответы с пояснениями у доски, проверка правильности ответов. | 8-10 3-5 10 3-5 3-5 5-8 3-5 3-5 5-8 3-5 |
3 Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры 3.1 Выступление экспертов; 3.2 Обмен мнениями об игре; 3.3 Констатация достигнутых результатов, положительных моментов игры; 3.4 Окончательный итог игры. | 5-6 |
4 Заключительный момент 4.1 Подведение итогов урока (достигнута ли цель занятия); 4.2 Оценки студентам (на основе карт результатов); 4.3 Оценка хода урока, подготовки студентов к занятию, их активности. | 3-4 |
3 Технологическая схема деловой имитационно-ролевой игры
«Предприятие и его основные фонды»
Наименование этапов игры | Содержание этапов и отдельных «шагов» игры |
1 Этап подготовки 1.1 Разработка игры | Разработка сценария. Содержание сценария: - Введение; - Учебно-воспитательные цели; - Описание изучаемой проблемы; - Мотивация познавательной деятельности, обоснование поставленной задачи; - Межпредметные связи; - План игры; - Материальное обеспечение. Общее описание процедуры игры. |
1.2 Ввод в игру | 1.2.1 Постановка проблемы (см. сценарий); 1.2.2 Условия, правила игры, инструктаж; 1.2.3 Формирование групп, распределение ролей: I -«Акционерное общество» (7-8человек); II - «Индивидуальное (семейное) частное предприятие» (5-6 человек); III - «Товарищество» (7-8 человек); IV- «Банк» (2 чел.); V – «Администрация города» (2 чел.); VI – Эксперты (2 чел.); VII – Помощница. Ведущие игры назначает «главного» в каждой группе – руководителей предприятий. Подробное описание обязанностей участников игры см. в сценарии. 1.2.4. Регламент – указывается при выдаче заданий на туры; 1.2.5. Консультации (инструктаж) – подробно см. сценарий; 1.2.6. Описание игры: игра проводится в 3 тура, каждый из которых содержит: фронтальный опрос (для всех участников) на знание теоретических аспектов темы и работу в группах – выполнение практических заданий и анализ показателей. Кроме того, в качестве разминки в начале игры проводится тестовый контроль знаний. В конце игры – выступление экспертов и подведение итогов игры. |
2 Этап проведения | 2.1 . I тур - Разминка - тестовый контроль. (выполняет все участники игры – индивидуально на карточках). - Фронтальный опрос (для всех участников); - Работа в группах: -выполнение практических заданий; -подготовка ответа у доски; -подготовка ответа на основной вопрос тура. - Ответы предоставляют работники предприятий, назначенные руководителями либо сами руководители. - Проверка правильности ответов (при помощи таблицы результатов). 2.2 II тур |→ схема проведения аналогична 2.3 III тур. Подробное содержание тестовых вопросов, вопросов и заданий туров – см. сценарий. |
3 Этап анализа | 3.1 Выступление экспертов; 3.2 Обмен мнениями; 3.3 Констатация достигнутых результатов (реализация целей игры), отрицательных и положительных моментов игры; 3.4 Подведение окончательных итогов игры. |
Литература
1 Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2006
2 Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник, практикум – М.: Финансы и статистика, 2009
3 Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. – М., 2007
4 Морошкин В.А. Бизнес-планирование. – М.: Инфра-М, 2009
5 Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник – М.: Экономистъ, 2007
6 Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия): учеб./под ред. И.В. Сергеева – М.: «Финансы и статистика». – М., 2007
7 Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. Вита-пресс- М., 2008
8 Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. Проспект. – М., 2007.
9 Экономика предприятия. Учебник под редакцией Волкова О.Н. и Девяткина О.В., Инфра –М., 2007
10 Экономика организации (предприятия, фирмы): Учебник под ред. профессора Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. М.: 2010
11 Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И.Волкова, проф. В.Я. Позднякова. «Финансы и статистика». – М., 2008
12Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб.и доп. ЮНИТИ. – М., 2007
13 Экономика предприятия: Учебник / под ред.проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. В.А. Швандера. – 4-е изд., перераб.и доп. ВИТА-Пресс – М., 2007
14 Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд.- СПб., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»
В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии коллективного обучения.Рекомендована для использования ...
Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»
Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...
Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»
Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...
Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»
Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения по программе «Технология штукатурных работ », составлена для мастеров производственного обучения...