рабочая программа по финансам, денежному обращению и кредиту
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Принято на заседании Совета техникума Протокол № _____ от _________________
| УТВЕРЖДАЮ директор ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» Харин А.В. ________________ приказ № ____ от «____» _________ 20 ___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06. «Финансы, денежное обращение и кредит»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Рыльск 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06. «Финансы, денежное обращение и кредит» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
Организация - разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».
Разработчик: Шатилина Наталья Ивановна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. «Финансы, денежное обращение и кредит»
Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК профессионального учебного цикла специальности «Операционная деятельность в логистике»
Протокол № 10 от «29» июня 2015г.
Председатель ПЦК _____________ Шатилина Н.И.
(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. «Финансы, денежное обращение и кредит»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического Совета техникума
Протокол № 1 от «31» августа 2015г.
Председатель методического совета __________ Добрынина И.Н.
(подпись)
Заместитель директора по учебной работе_________ Добрынина И.Н.
(подпись)
Методист ___________ Кузьменко И.В.
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ. 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ. 6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 15
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Финансы, денежное обращение и кредит»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06. «Финансы, денежное обращение и кредит» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины ОП. 06. «Финансы, денежное обращение и кредит» обучающийся должен
Уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- анализировать показатели, связанные с денежным обращением;
- анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения дисциплины ОП. 06. «Финансы, денежное обращение и кредит» обучающийся должен
Знать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
- структура кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирование ее экономической системы.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 60 часов.
В том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов.
Самостоятельная работа обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
индивидуальное задание | 6 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 14 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала. Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит», ее содержание и место в системе социально-экономических категорий. Цели, задачи и содержание дисциплины. Сущность и характерные черты денежной и финансово-кредитной системы. | 2 | 2 |
Раздел 1. Деньги и денежное хозяйство страны. | 2 | ||
Тема 1.1.Сущность денег и тенденции развития современной денежной системы. | Содержание учебного материала. Функции и роль денег в рыночной экономике. Денежное обращение. Инфляция и инфляционная политика. Денежное хозяйство страны. | 2 | 3 |
Раздел 2. Финансы. | 10 | ||
Тема 2.1. Сущность финансов, их функции и роль в экономике. | Содержание учебного материала. Сущность и функции финансов. Роль финансов в экономике. | 2 | 3 |
Тема 2.2.Финансовая политика. | Содержание учебного материала. Сущность и содержание финансовой политики. Современная финансовая политика Российской Федерации. | 2 | 3 |
Тема 2.3. Управление финансами. | Содержание учебного материала. Общие понятия об управлении финансами. Органы управления финансами. Характеристика финансовых планов и прогнозов. Финансовый контроль. | 2 | 3 |
Практическая работа Взаимодействие различных сегментов финансового рынка | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад на тему: 1.Финансовое планирование. 2.Финансовое прогнозирование. | 2 | ||
Раздел 3. Денежное обращение и денежная система. | 16 | ||
Тема 3.1. Деньги и денежное обращение. | Содержание учебного материала. Понятие денежного обращения, его содержание и структура. Наличное и безналичное обращение. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег. Особенности денежного оборота при различных моделях экономики.. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов на тему: Особенности денежного оборота при различных моделях экономики. | 2 | ||
Тема 3.2. Безналичный денежный оборот, его организация. | Содержание учебного материала. Основы организации денежного оборота. Принципы организации безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов. | 2 | 3 |
Выполнение индивидуальных заданий. Определение платежного кризиса и направления его смягчения в условиях переходной экономики. | 2 | ||
Тема 3.3. Налично-денежный оборот, его организация. | Содержание учебного материала. Экономическое содержание налично-денежного оборота. Организация налично-денежного оборота. | 2 | 3 |
Тема 3.4. Форма развития денежной системы. | Содержание учебного материала. Денежные системы, их формы и развитие. Современный тип денежной системы, ее характеристика. Денежная единица и ее покупательная способность. | 2 | 3 |
Выполнение индивидуальных заданий. Выявление направления стабилизации денежной единицы. | 2 | ||
Практическое занятие. Анализ показателей денежного обращения. | 2 | ||
Раздел 4. Кредит и банковская система. | 14 | ||
Тема 4.1. Сущность кредита, его функции и виды. | Содержание учебного материала. Необходимость и сущность кредита. Функции кредита, их характеристика. Законы кредита. Виды кредита. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Формы кредита, их характеристика. Роль кредита. Изменение роли кредита. Границы кредита. | 2 | ||
Тема 4.2. Понятие и элементы банковской системы.
| Содержание учебного материала. Понятие и признаки банковской системы. Характеристика банковской системы. Сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы. Особенности построения банковских систем. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов на темы: 1.Развитие банковской системы. 2.Возникновение банков. 3.Развитие банков. | 2 | ||
Выполнение индивидуальных заданий. Выявление опыта организации банковских систем зарубежных стран. Определение порядка построения банковской системы России. | 2 | ||
Тема 4.3. Центральные и коммерческие банки. | Содержание учебного материала. Общая характеристика центральных банков. Задачи и функции центральных банков. Денежно – кредитное регулирование. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов на тему: 1. Общая характеристика центральных банков. 2. Банковские услуги. | 2 | ||
Раздел 5. Бюджет государства. | 6 | ||
Тема 5.1. Бюджет и бюджетная система. Внебюджетные фонды. | Содержание учебного материала. Социально – экономическая сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы бюджета. Сущность и назначение внебюджетных фондов Государственные внебюджетные фонды. | 2 | 3 |
Практическое занятие. Анализ структуры государственного бюджета. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Участники бюджетного процесса. Порядок рассмотрение и утверждение Федерального бюджета. | 2 | ||
Раздел 6. Рынок ценных бумаг. | 6 | ||
Тема 6.1.Структура и совершенствование рынка ценных бумаг в РФ. | Содержание учебного материала. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Развитие рынка ценных бумаг. Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг. | 2 | 3 |
Практическое занятие. Сравнительная характеристика ценных бумаг. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание реферата на тему: 1. Совершенствование рынка ценных бумаг. 2. Фондовая биржа. | 2 | ||
Раздел 7. Развитие кредитного дела и денежного обращения в России на этапах формирования экономической системы. | 2 | ||
Тема 7.1. Кредитное дело и кредитное обращение в России | Содержание учебного материала. Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России. Особенности построения банковских систем стран с развитой рыночной экономикой. | 2 | 3 |
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего: | 60 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Финансы, денежное обращение и кредит».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 316 с.
- Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: Финстатинформ, 2010. – 246 с.
- Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. – М.: Институт международного права и экономики, 2011. – 267 с.
- Бункина М.П. Деньги. Банки. Валюта: Учебное пособие. – М.: ДИС, 2010. – 435 с.
- Долан Э.ДЖ., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно – кредитная политика: Пер. с англ./Под общ. Ред. В.В. Лукашевича, М.Б. Ярцева. – СПб.: СПб. Оркестр: Литера плюс, 2011. – 473 с.
- Общая теория финансов: Учебник /Под ред. Е.Ф. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – 348 с.
- Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ. Банки и биржи. 2011. 431 с.
- Общая теория денег и кредита: Учебник /Под ред. Е. Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 2010. – 198 с.
- Молчанов А. В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 362 с.
- Лаврушина О.И. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 460 с.
- Харрис Л. Денежная теория: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2010. – 294 с.
Дополнительные источники:
- Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. – М.: Консалтбанкир, 2010. – 378с.
- Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России/Под ред. М.Х. Лапидуса. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 269с.
- Кочович Е. Финансовая математика: Теория и практика финансово-банковских расчетов. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 149с.
- Лаврушина О.И. Основы банковского менеджмента. – М.: Инфра-М, 2010. – 431с.
- Семенова Т.Г., Семенков А.В. Денежные реформы России в XIX в. – СПб., Марафон, 2011. – 371с.
- www.consultant.ru
- www.rufinance.ru
- www.minfin.ru
4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь: - оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; - анализировать показатели, связанные с денежным обращением; - анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета; - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. Знать: - сущность финансов, их функции и роль в экономике; - принципы финансовой политики и финансового контроля; - законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; - основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ; - структура кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций; - цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; - структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; - виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; - характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; - кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики; - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирование ее экономической системы. | текущий контроль: оценка выполнения индивидуального задания; оценка выполнения практического задания; оценка выполнения группового задания; оценка выполнения группового практического задания. оценка выполнения устного фронтального опроса; оценка выполнения тестирования; оценка выполнения дидактического диктанта; оценка выполнения устного фронтального опроса; оценка выполнения индивидуального задания; оценка выполнения тестирования; оценка выполнения групповой письменной работы; оценка выполнения устного фронтального опроса; оценка выполнения индивидуального задания; оценка выполнения устного фронтального опроса; оценка выполнения устного фронтального опроса и письменного индивидуального. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 080000 «Экономика и управление» по специальности среднего професс...
Рабочая программа по Финансам, денежному обращению и кредиту
Данная рабочая программа предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"...
Рабочая программа по дисциплине "Финансы. Денежное обращение. Кредит"
Рабочая программа по дисциплине "Финансы. Денежное обращение и кредит" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" для СПО....
Рабочая программа учебной дисциплины "Финансы,денежное обращение и кредит"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Финансы,денежное обращение и кредит"...
Рабочая программа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"
Для специальности 080110 "Банковское дело"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06. Финансы
Учебная дисциплина ОП 06 Финансы,денежное обращение и кредит, по специальности 38.02.06.Финансы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОП.02 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов
Учебный предмет «Финансы, денежное обращение и кредит» является частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности...