Рабочая программа по дисциплине "Финансы. Денежное обращение. Кредит"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине "Финансы. Денежное обращение и кредит" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" для СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 65.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»
(ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»)
«Утверждаю»
Заместитель директора
по учебной работе
____________ Н.В.Ильина
«____»__________ 2012год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
II курс для специальности
«Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
г.Сергиев Посад
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО)
080114 _ «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
код наименование специальности
и примерной программы по дисциплине (если она есть в наличии)
Организация-разработчик примерной программы:
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Разработчики примерной программы:
1. Бурунова А.В., преподаватель Уфимского финансово-экономического колледжа -
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»;
2. Масалкина Е.Ю., преподаватель Пермского финансово-экономического колледжа -
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»;
3. Мишина Н.И., преподаватель Бузулукского финансово-экономического колледжа –
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Эксперты примерной программы:
____________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
________________________________________________________________________________
Разработчики рабочей программы:
____________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
________________________________________________________________________________
Эксперты рабочей программы:
____________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
________________________________________________________________________________
Рекомендована(одобрена)
________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № от « » 20 г.
Рецензия на рабочую программу
дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
для специальности «Экономика и бухгалтерский учет».
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» предназначена для изучения сущности и роли в экономике финансов, денег, кредита и банков для учреждений среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена.
Содержание учебного материала для учреждений СПО рассчитано на формирование основ экономической культуры и более глубокого представления о путях повышения эффективности денежно-кредитного регулирования.
Сочетание теоретических основ финансовых, денежных и кредитных отношений с практическими элементами позволяет понимать их значение и механизмы функционирования в экономике страны и конкретной организации.
Рабочая программа ориентирована на достижение различных целей, которые способствуют формированию определенных навыков при изучении учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит».
Данная рабочая программа может быть рекомендована для планирования работы в среднем профессиональном учебном заведении по данной специальности.
ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»
__________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
______________________________________________________________________________
« » 20 г.
__________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
______________________________________________________________________________
« » 20 г.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
1.1. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ПК 1.3 | Проводить учёт денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы |
ПК 2.4 | Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. |
ПК 4.4 | Проводить анализ и контроль информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
-проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
-проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
-составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-сущность финансов, их функции и роль в экономике;
-принципы финансовой политики и финансового контроля;
-законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
-основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
-структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
-цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
-структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
-виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
-характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
-характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
-особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 93 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 62 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 31 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 93 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 62 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 31 |
Итоговая аттестация в форме | экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Деньги | 11 | |||
Тема 1.1 Деньги: сущность, эволюция, виды и функции. Денежная система. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Деньги как экономическая категория. Происхождение денег. Деньги как всеобщий эквивалент. | 1 | ||
2 | Виды денег и их эволюция. Действительные и символические деньги. Бумажные и кредитные деньги. Наличные и безналичные (депозитные) деньги. | |||
3 | Деньги как мера стоимости. Цена как денежное выражение стоимости. Масштаб цен. Деньги как средство обращения. Деньги как средство платежа. Понятие денежного оборота. Деньги как средство накопления. | |||
4 | Мировые деньги. Понятие иностранной валюты. Валютный курс как внешняя стоимость денег. | |||
5 | Роль денег в современных условиях. Сущность функции денег как мера стоимости. Функция денег как средство обращения и платежа. Деньги как средство накопления и мировые деньги. | |||
6 | Понятие денежной системы. Типы денежных систем. Особенности функционирования денежных систем, построенных на обращении бумажных и кредитных денег. Элементы денежной системы: денежная единица; масштаб цен; виды денежных знаков; денежное регулирование. | |||
7 | Принципы организации современных денежных систем. Характеристика денежной системы Российской Федерации. Виды и содержание денежных реформ. | |||
Тема 1.2 Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие денежного обращения. Отличие и взаимосвязь понятий денежного обращения и денежного оборота. Единство налично-денежного и безналичного компонентов денежного оборота. | 1 | ||
2 | Понятие денежной эмиссии и ее виды, организации и инструменты безналичного оборота. Понятие о платежной системе. | |||
3 | Количество денег в обращении. Факторы, определяющие массу денег в обращении. Закон денежного обращения. Денежная масса как важнейший количественный показатель денежного обращения. | |||
4 | Уравнение обмена. Спрос и предложение денег, находящихся в обращении. Понятие денежного мультипликатора. | |||
Практические занятия: | 4 | |||
1. Определение типов инфляции на основе ситуационных заданий. | ||||
2. Сопоставление механизма действия специфических законов денежного обращения. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | |||
1. Выполнение домашних заданий по разделу 1. | ||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы | ||||
1. Написание рефератов по вопросам происхождения денег, по видам денег. | ||||
2. Подготовка сообщений по видам денег. | ||||
Раздел 2. Финансы | 21 | |||
Тема 2.1. Финансы: сущность и функции | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Финансы как экономическая категория. Специфическая роль финансов в экономической системе. | 1 | ||
2 | Понятия децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. Признаки финансов. | |||
3 | Функции финансов: распределительная, стимулирующая, контрольная функция. | |||
4 | Понятие финансовых ресурсов. Финансовая система. Звенья финансовой системы Российской Федерации: государственная бюджетная система; внебюджетные фонды; финансы предприятий различных форм собственности фонды имущественного и личного страхования. | |||
5 | Структура финансовой системы по основным формам организации: общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. | |||
Тема 2.2. Государственный бюджет и функции казначейства | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие бюджетного устройства. Принципы бюджетного устройства. | 1 | ||
2 | Понятие бюджета. Экономическое значение бюджетного устройства. Бюджет. Функции государственного бюджета. | |||
3 | Организация бюджетного процесса. Структура доходов и расходов бюджета. Методы бюджетного регулирования. | |||
4 | Казначейство. Задачи органов Федерального Казначейства. | |||
Тема 2.3. Налоги и их функции | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие налогов, сборов. Функции налогов. | 1 | ||
2 | Элементы налогообложения. | |||
3 | Классификация налогов. | |||
4 | Налоговая система и контроль за соблюдением налогового законодательства. Структура налоговых органов. | |||
Тема 2.4 Внебюджетные фонды | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сущность и целесообразность создания внебюджетных фондов. Понятие внебюджетных фондов. | 1 | ||
2 | Виды внебюджетных фондов. | |||
3 | Источники формирования и направления использования внебюджетных фондов. Социальные внебюджетные фонды. | |||
Тема 2.5. Страхование | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Страхование как элемент финансовой системы и экономический механизм защиты от рисков. Функции страхования. | 1 | ||
2 | Понятие страхового фонда. Организационные формы страховых фондов. | |||
3 | Объекты страхования. Участники страховых отношений. | |||
4 | Понятия страхового риска и страхового случая. | |||
5 | Элементы договора страхования: срок страхования, страховая сумма, страховой взнос (премия), страховой тариф, страховая выплата. | |||
6 | Формы страхования: добровольное и обязательное. Страхование однородных объектов и неоднородных явлений. | |||
7 | Виды страховой деятельности: имущественное, личное страхование, страхование ответственности. | |||
Практические занятия: | 2 | |||
3. Составление схемы бюджетного процесса в Российской Федерации. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 9 | |||
1. Выполнение домашних заданий по разделу 2. | ||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы | ||||
1. Изучение основ бюджетного устройства и бюджетного процесса в регионе. | ||||
2. Изучение структуры налоговых органов в регионе. | ||||
3. Рассмотрение видов действующих внебюджетных фондов в регионе. | ||||
4. Изучение состава страховых фирм, действующих в регионе. | ||||
Раздел 3. Кредит и банки | 29 | |||
Тема 3.1. Сущность, функции и формы кредита | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Кредит как экономическая категория. Кредит как форма движения ссудного капитала. Особенности и источники образования ссудного капитала. | 1 | ||
2 | Структура рынка ссудных капиталов: участники и сегменты. | |||
3 | Процент за кредит как цена ссудного капитала. Понятие депозитного и ссудного процента. Факторы, определяющие норму процента. | |||
4 | Функции кредита: аккумуляция и мобилизация денежного капитала, перераспределение денежного капитала, экономия издержек обращения, создание кредитных средств обращения, ускорение концентрации капитала, контрольная функция и др. | |||
5 | Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность. | |||
6 | Формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, государственный, межбанковский, международный, частный. | |||
Тема 3.2. Банковская система Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Банковская система. Структура банковской системы. | 1 | ||
2 | Развитие банковской системы. | |||
3 | Роль Центрального Банка в банковской системе Российской Федерации. | |||
Тема 3.3. Банки | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Правовой статус коммерческих банков. Функции банков. Правовое положение банков как участников имущественного оборота и самостоятельных коммерческих предприятий. Специфика коммерческой деятельности банка. | 1 | ||
2 | Банки как источник ликвидности экономики. Принципы функционирования банка. | |||
3 | Типы банков. Организационная структура банка: понятие и виды. | |||
Тема 3.4. Банковская прибыль и ликвидность | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие ликвидности банка. Понятие прибыли банка. Источники формирования прибыли банка. | 1 | ||
2 | Краткая характеристика активных и пассивных операций банков. Классификация активных операций банков с точки зрения доходности, ликвидности и степени риска. | |||
3 | Общая характеристика банковского баланса. Основные принципы отражения операций банка по активу и пассиву баланса. | |||
Тема 3.5. Центральный банк России | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Правовое регулирование деятельности Центрального Банка. Органы управления Центрального Банка. | 1 | ||
2 | Основные задачи и принципы деятельности Центрального Банка Российской Федерации. Функции и операции Центрального Банка Российской Федерации. | |||
3 | Формы и принципы организации центрального банка. Функции центрального банка в области денежно-кредитного регулирования национальной экономики, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. | |||
4 | Банк России: правовой статус, управление и структура. Законодательно установленные функции Банка России. | |||
Тема 3.6. Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Денежно-кредитная политика. | 1 | ||
2 | Осуществление денежно-кредитной политики. Основные инструменты денежно-кредитной политики. | |||
Практические занятия: | 8 | |||
4. Определение процента за кредит. | ||||
5. Составление схемы организационно-правовых форм коммерческих банков. | ||||
6. Определение активных и пассивных операций банка. | ||||
7. Определение функций Центрального банка на основе ситуационных заданий. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 9 | |||
1. Выполнение домашних заданий по разделу 3. | ||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы | ||||
1. Подготовка сообщений по происхождению банков и их роли в экономической системе, состояние банковского дела в регионе. | ||||
2. Ознакомление с перечнем документов необходимых для получения лицензии на осуществление банковской деятельности. | ||||
Контрольная работа по разделам 1-3. | 2 | |||
Раздел 4. Эволюция денежного обращения и банковской системы России. | 4 | |||
Тема 4.1. Развитие банковского дела в России с 1917 г. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Чеканка монет на Руси. Предпосылки создания единой общерусской денежной системы в XV в. | 1 | ||
2 | Возникновение и развитие банковской и кредитной системы в России. Учреждение первых сословных банков. Развитие отдельных звеньев кредитной системы России, ее характерные черты: казенный характер кредитных учреждений, зависимость от Министерства финансов, централизация кредитных операций, одноуровневость построения кредитной системы. Его задачи и функции. | |||
3 | Механизм государственного контроля со стороны Министерства финансов. Развитие сети коммерческих и специализированных банков, специализированных кредитно-финансовых институтов в России. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
1. Выполнение домашних заданий по разделу 4. | ||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы | ||||
1. Подготовка сообщений по денежным реформам 1922 - 1924 годов и 1947 года и их последствия. | ||||
Раздел 5. Ценные бумаги и фондовый рынок | 14 | |||
Тема 5.1. Рынок ценных бумаг, его значение, основные понятия. Ценные бумаги | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Рынок ценных бумаг, его отличительные особенности, функции и место в системе рынков. | 1 | ||
2 | Субъекты рынка ценных бумаг: эмитенты, инвесторы, финансовые посредники. Классификация эмитентов и инвесторов. | |||
3 | Сегменты рынка: рынок государственных ценных бумаг, рынок корпоративных ценных бумаг, рынок производных ценных бумаг. Выпуск и обращение ценных бумаг, первичный и вторичный рынки. | |||
4 | Биржевой и внебиржевой рынки. Организованный и неорганизованный рынки. Компьютеризация рынка ценных бумаг. | |||
5 | Ценные бумаги, их свойства и виды. Характеристика видов ценных бумаг. | |||
6 | Сущность и цели применения производных финансовых инструментов. Виды производных финансовых инструментов их характеристика. | |||
Тема 5.2. Участники рынка ценных бумаг | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг в качестве финансовых посредников рынка. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. | 1 | ||
2 | Порядок лицензирования профессиональной деятельности. Совмещение и ограничения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг. Брокерская и дилерская деятельность, статус брокеров и дилеров, обязанности, виды оказываемых услуг, отличительные особенности. | |||
3 | Финансовые и предпринимательские риски, возникающие при купле-продаже ценных бумаг. | |||
Тема 5.3. Фондовая биржа, организация баржевой деятельности | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Процесс обращения ценных бумаг на фондовой бирже. Механизм организации торговли ценными бумагами, способы торговли. | |||
2 | Формирование доходов и расходов биржи. | |||
3 | Организация внебиржевого рынка ценных бумаг. | |||
Практические занятия: | 4 | |||
8. Определение видов ценных бумаг по ситуационным заданиям. | ||||
9. Построение схемы взаимодействия участников рынка ценных бумаг при заключении сделок на вторичном рынке (на примере региональной биржи). | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
1. Выполнение домашних заданий по разделу 5. | ||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы | ||||
1. Подготовка сообщений по возникновению и функционированию фондовых бирж в Российской Федерации, особенностям организации внебиржевого рынка ценных бумаг, оценке состояния рынка ценных бумаг региона. | ||||
Раздел 6. Специализированные кредитно-финансовые институты | 12 | |||
Тема 6.1. Страховые компании, инвестиционные фонды, сберегательные учреждения, компании и банки | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Лицензирование страховой деятельности. Государственный страховой надзор. Формы организации страховых компаний: государственные, акционерные, взаимные, кооперативные. | 2 | ||
2 | Особенности формирования капитала. Эмиссионно-учредительская деятельность инвестиционных институтов. Деятельность на вторичном рынке ценных бумаг. | |||
3 | Роль сберегательных институтов в вопросах социальной защиты населения. Специфика деятельности и многообразие форм сберегательных учреждений. | |||
4 | Особенности развития сберегательных институтов в Российской Федерации. | |||
Тема 6.2. Финансовые компании, финансово-промышленные группы, кредитные товарищества, кредитные союзы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Финансовые компании как особый вид кредитного института. Виды финансовых компаний в зависимости от специализации: потребительские компании, компании по кредитованию продаж, компании по кредитованию бизнеса. Специфика деятельности финансовых компаний в Российской Федерации. | 2 | ||
2 | Цели создания кредитных союзов, товариществ и обществ взаимного кредита. Состав участников. | |||
3 | Кредитные потребительские кооперативы граждан в Российской Федерации: цели создания, участники, источники ресурсов, направления деятельности, управление и контроль за деятельностью. | |||
4 | Назначение ломбардов как специфических кредитных учреждений. Развитие ломбардного бизнеса в Российской Федерации. | |||
Практические занятия: | 4 | |||
10. Выполнение практических ситуаций по определению деятельности специализированных кредитно-финансовых институтов. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
1. Выполнение домашних заданий по разделу 6. | ||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы | ||||
1. Подготовка сообщений по специализированным кредитно-финансовым институтам, действующим в регионе. | ||||
Всего: | 93 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: мультимедийное оборудование.
Технические средства обучения: калькуляторы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I, II с изменениями и дополнениями.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями.
- Налоговый кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями.
- Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.98 №862.
- Федеральный закон от 10.07.02 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
- Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" в ред. от 03.02.96 с изменениями и дополнениями.
- Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с изменениями и дополнениями.
- Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с изменениями и дополнениями.
- Федеральный закон от 15.08.96 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" с изменениями и дополнениями.
- Федеральный закон от 31.12.97 № 157-ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями.
- Федеральный закон от 25.02.99 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" с изменениями и дополнениями.
- Федеральный закон от 08.07.99 № 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" с изменениями и дополнениями.
- Федеральный закон от 07.08.01 № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан".
- Федеральный закон от 29.11.01 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год.
- Положение "О федеральном казначействе Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.93 № 864 с изменениями и дополнениями.
- Стандарты эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии. Утв. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19.10.2001 №27.
Нормативные документы Банка России
- Положение Банка России от 31.08.98 № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" с изменениями и дополнениями.
- Инструкция Банка России от 17.09.96 № 8 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" с изменениями и дополнениями.
- Инструкция Банка России от 23.07.98 № 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" с изменениями и дополнениями.
- Инструкция Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков" с изменениями и дополнениями.
Учебная литература
- Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2008.
- Зарипова И.Р. Финансы и кредит: Учебник, Уфа: РИО, 2008 г.
- Финансы и кредит: Учебное пособие/ Л.В.Перекрестова, Н.М.Романенко, С.П.Сазонов – М, Академия, 2012г.
Дополнительные источники:
Журналы: «Финансы», «Финансы и кредит», «Налоговый вестник», «БиНО» и др.
Интернет-ресурсы: Консультант плюс, Гарант
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; | Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы |
проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы |
проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы |
Знания: | |
сущность финансов, их функции и роль в экономике; | опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
принципы финансовой политики и финансового контроля; | опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, тестирование |
основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ; | опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций; | опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; | опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; | контрольная работа, опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; | Устный опрос |
кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики; | Устный опрос |
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы | Устный опрос Написание рефератов, докладов, эссе и их оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине "Финансы, денежное обращение, кредит"
В методической разработке раскрываются принципы, методы организациии исследовательской работы студентов с учетом специфики учебной дисциплины...
Рабочая программа "ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 080000 «Экономика и управление» по специальности среднего професс...
Рабочая программа по Финансам, денежному обращению и кредиту
Данная рабочая программа предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"...
КТП по дисциплине "Финансы.Денежное обращение.Кредит"
Календарно-тематический план по дисциплине "Финансы. Денежное обращение и кредит" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)....
рабочая программа по финансам, денежному обращению и кредиту
рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06. Финансы
Учебная дисциплина ОП 06 Финансы,денежное обращение и кредит, по специальности 38.02.06.Финансы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОП.02 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов
Учебный предмет «Финансы, денежное обращение и кредит» является частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности...