Рабочая программа учебной дисциплины "Финансы,денежное обращение и кредит"
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Финансы,денежное обращение и кредит"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение II.13.
к ООП по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
форма обучения - заочная
р. п. Ардатов
2023
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (форма обучения - заочная).
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ардатовский аграрный техникум»
Разработчик:
Денисова Л. Ф. - преподаватель
Рассмотрено на заседании предметной
(цикловой) комиссии экономических дисциплин
Протокол №____от____________2023 года
Председатель ПЦК________ Г.В. Ометова
Рекомендовано к применению
Методическим советом техникума
Председатель Методсовета_____________ Г.А. Бочкарева
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации;
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01-09 ПК 2.5,4.4 | - оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; - проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; - проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета; - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. | - сущность финансов, их функции и роль в экономике; - принципы финансовой политики и финансового контроля; - законы денежного обращения; - сущность, виды и функции денег; - основные типы и элементы денежных систем; - виды денежных реформ; - структуру кредитной и банковской системы; - функции банков и классификацию банковских операций; - цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; - структуру финансовой системы; - принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; - виды и классификации ценных бумаг; - особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; - характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; - характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования её экономической системы. |
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
На основании реализации рабочей программы воспитания, включенной в основную образовательную программу по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), у обучающихся формируются следующие личностные результаты:
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности.
ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
ЛР 15 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 97 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 12 |
лабораторные работы (если предусмотрено) | - |
практические занятия (если предусмотрено) | 6 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) | - |
контрольная работа (если предусмотрено) | - |
консультации | - |
Самостоятельная работа | 72 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 7 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. Деньги, денежное обращение и денежная система | 6 | ||
Тема 1.1. Деньги, денежное обращение и денежная система | Содержание учебного материала | - | ОК 01-09 ПК 4.4 ЛР 4 |
1. Сущность и происхождение денег. Функции денег. Виды денег. | |||
2. Понятие денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег. | |||
3. Денежная система и её элементы. Инфляция и формы её проявления. | |||
В том числе, практических занятий | - | ||
Практическое занятие № 1 Расчёт показателей, связанных с денежным обращением. Определение индекса инфляции. | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
РАЗДЕЛ 2. Финансы и финансовая система | 58 | ||
Тема 2.1. Финансы, финансовая система и финансовая политика | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-09 ПК 4.4 ЛР 4 |
1. Социально-экономическая сущность финансов, их роль в экономике. | |||
2. Функции финансов. | |||
3. Понятие финансирования, его принципы. Финансовые ресурсы и источники их формирования. | |||
4. Финансовая система, её звенья , их взаимосвязь. | |||
5. Финансовая политика, её задачи и содержание.
| |||
6. Управление финансами. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
Тема 2.2. Государственные финансы: госбюджет и внебюджетные фонды | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-09 ПК 4.4 ЛР 4,10,13-15 |
1. Федеральный бюджет, его функции, состав и структура доходов и расходов. | |||
2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. | |||
3. Бюджетная система РФ. | |||
В том числе, практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 2 Определение состава и структуры доходов и расходов бюджета, состояния бюджета. Расчёт сумм страховых взносов и штрафных санкций за допущенные нарушения в государственные внебюджетные фонды. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
Тема 2.3. Государственный кредит | Содержание учебного материала | - | ОК 01-09 ПК 4.4 ЛР 4 |
1.Сущность и функции государственного кредита. | |||
2.Управление государственным кредитом. | |||
3.Ссудный капитал и кредит. Рынок ссудного капитала. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
Тема 2.4. Страхование | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-09 ПК 4.4 ЛР 4,10,13-15 |
1. Сущность страхования, его значение, роль в рыночной экономике. | |||
2. Виды страхования. | |||
3. Социальное страхование как форма соцобеспечения граждан. | |||
4. Порядок страхования имущества предприятий. | |||
В том числе, практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 3 Определение размера страхового платежа, страхового ущерба и страхового возмещения по застрахованным объектам. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Тема 2.5. Финансы предприятий | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-09 ПК 2.5,4.4 ЛР 4,10 |
1. Понятие финансов предприятий, их функции, принципы организации. | |||
2. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий. | |||
3. Доходы и расходы предприятий, факторы увеличения доходов. | |||
4. Финансирование и кредитование капитальных вложений. | |||
5. Финансирование и кредитование спецмероприятий. | |||
В том числе, практических занятий | - | ||
Практическое занятие № 4 Расчёт валового и чистого дохода, балансовой и чистой прибыли. | - | ||
Практическое занятие № 5 Расчёт потребности в долгосрочном кредите, расходов на различные спецмероприятия и источников их финансирования. | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Тема 2.6. Финансовое планирование и финансовый контроль | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-09 ПК 2.5,4.4 ЛР 4 |
1. Финансовое планирование и прогнозирование на предприятиях. | |||
2. Сметное планирование-основа сбалансированности финансовых показателей. | |||
3. Финансовый контроль, его виды и методы проведения. | |||
В том числе, практических занятий | - | ||
Практическое занятие № 6 Составление финансового плана, отдельных бюджетов (смет). | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
РАЗДЕЛ 3. Банковская система и рынок ценных бумаг | 16 | ||
Тема 3.1. Банковская система | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-09 ПК 2.5,4.4 ЛР 4,10,13-15 |
1. Понятие и основные элементы банковской системы. | |||
2. Функции и операции Центрального банка РФ. | |||
3. Коммерческие банки России, их функции и операции. | |||
В том числе, практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 7 Расчёт суммы процентов по вкладам и кредитам. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Тема 3.2. Рынок ценных бумаг | Содержание учебного материала | - | ОК 01-09 ПК 4.4 ЛР 4 |
1. Рынок ценных бумаг в РФ, его структура, функции, участники. | |||
2. Виды ценных бумаг и их характеристика. | |||
В том числе, практических занятий | - | ||
Практическое занятие № 8 Расчёт рыночной стоимости ценных бумаг, суммы дивидендов по акциям, процентного дохода по облигациям. | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
РАЗДЕЛ 4. Валютная система и международные кредитные отношения | 10 | ||
Тема 4.1. Валютная система РФ и международные кредитные отношения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-09 ПК 4.4 ЛР 4 |
1. Понятие валюты. Классификация и виды валют. Конвертируемость валюты. | |||
2. Валютный курс. Виды валютных курсов. Расчёт валютного курса. | |||
3. Валютная система, виды валютных систем. | |||
4. Кредитование внешней торговли. | |||
5. Платёжный баланс: понятие и основные составляющие. | |||
В том числе, практических занятий | - | ||
Практическое занятие № 9 Расчёт курса валют, курсовой разницы. | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 7 | ОК 01-09 ПК 2.5,4.4 ЛР 4,10,13-15 | |
Всего: | 97 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины имеется кабинет «Финансов, денежного обращения и кредитов», оснащенный оборудованием:
- посадочные места для обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методическая документация;
- классная доска.
техническими средствами обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания не имеются.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) –
1. Перекрестова Л.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для студ. учреждений сред. образования /Л.В. Перекрестова, Н.П. Романенко, С.П. Сазонов.-15-е. изд., перераб. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2020.-320с ЭБС «Академия» https://academia-moscow.ru/reader/?id=482851
2. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.]: под редакцией Л. А. Чалдаевой. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 434 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13969-3. — Текст: непосредственный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/finansy-denezhnoe-obraschenie-i-kredit-511610#page/2
3. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д.В. Бураков [и др.]; под редакцией Д.В. Буракова.-2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 366 с. — (Профессиональное образование). — Текст : непосредственный. // ЭБС Юрайт ISBN 978-5-534-10231-4 https://urait.ru/viewer/finansy-denezhnoe-obraschenie-i-kredit-513542#page/2
3.2.3. Дополнительные источники
- не имеются.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знать: - сущность финансов, их функции и роль в экономике; - принципы финансовой политики и финансового контроля; - законы денежного обращения; - сущность, виды и функции денег; - основные типы и элементы денежных систем; - виды денежных реформ; - структуру кредитной и банковской системы; - функции банков и классификацию банковских операций; - цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; - структуру финансовой системы; - принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; - виды и классификации ценных бумаг; - особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; - характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; - характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования её экономической системы. | Быстрота ориентации в представляемом материале, быстрота реакции на вопросы. Правильные и четкие ответы на контрольные вопросы; Уровень правильных ответов при письменном и устном контроле. Адекватность применения профессиональной терминологии. Быстрота выполнения тестовых заданий, уровень верных ответов. Качество и техническая грамотность составленных сообщений, рефератов, четкость изложения материала. | Текущий контроль при проведении: -письменного/ устного опроса; -тестирования; -практических занятий; -оценки результатов самостоятельной работы (сообщений, индивидуальных заданий, решения задач, и т.д.) Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Уметь: - оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; - проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; - проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета; - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. | Правильность решения расчетных задач и выполнения практических работ. Точность, быстрота и качество выполненных заданий. Точность формулировок, соответствие требованиям. | Оценка выполнения практических заданий Экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-734734-1487445336.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит"
Цель дисциплиныДать слушателям необходимые знания в сфере финансовых отношений для более успешного изучения дисциплин, основанных на данном учебном курсе.Задачи курсаОзнакомить слушателей с теоретичес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855848-1479909436.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (Углубленная подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 38.02.01 Эконом...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-1293157-1644475343.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит»
Аннотация Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит» по программе специалистов среднего звена 38.02.06 «Финансы»/M.А. Биякаева...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-954606-1508346531.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОПЦ.02 Финансы, денежное обращение , специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая програма по дисциплине "Финансы,денежное обращение и кредит" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессиональног...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/19/picture-1047273-1532017673.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06. Финансы
Учебная дисциплина ОП 06 Финансы,денежное обращение и кредит, по специальности 38.02.06.Финансы...