Рабочая программа учебной дисциплины "Финансы,денежное обращение и кредит"
рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Финансы,денежное обращение и кредит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.06._finansy_denezhnoe_obrashchenie_i_kredit.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение II.13.

к ООП по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

форма обучения - заочная

р. п. Ардатов

2023

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (форма обучения - заочная).

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ардатовский аграрный техникум»

Разработчик:

Денисова Л. Ф. - преподаватель

              Рассмотрено на заседании предметной

 (цикловой) комиссии экономических дисциплин

                  Протокол №____от____________2023 года

                         Председатель ПЦК________ Г.В. Ометова

                                    Рекомендовано к применению

Методическим советом техникума

Председатель  Методсовета_____________ Г.А. Бочкарева 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                       стр.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                                         

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  

12

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации;

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01-09

ПК 2.5,4.4

- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

- проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

- проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

- сущность финансов, их функции и роль в экономике;

    - принципы финансовой политики и финансового контроля;

    - законы денежного обращения;

    - сущность, виды и функции денег;

    - основные типы и элементы денежных систем;

    - виды денежных реформ;

    - структуру кредитной и банковской системы;

    - функции банков и классификацию банковских операций;

    - цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

    - структуру финансовой системы;

    - принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного     устройства;

    - виды и классификации ценных бумаг;

    - особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

    - характер деятельности и функции профессиональных участников рынка

ценных бумаг;

    - характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;

    - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования её экономической системы.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

На основании реализации рабочей программы воспитания, включенной в основную образовательную программу по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), у обучающихся формируются следующие личностные результаты:

ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности.

ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР 15 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

97

в том числе:

теоретическое обучение

12

лабораторные работы (если предусмотрено)

-

практические занятия (если предусмотрено)

6

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

контрольная работа (если предусмотрено)

-

консультации

-

Самостоятельная работа

72

Промежуточная аттестация в форме экзамена

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит.        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

Деньги, денежное обращение и денежная система

6

Тема 1.1.

Деньги, денежное обращение и денежная система

Содержание учебного материала

-

ОК 01-09

ПК 4.4

ЛР 4

1. Сущность и происхождение денег. Функции денег. Виды денег.

2. Понятие денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег.

3. Денежная система и её элементы. Инфляция и формы её проявления.

В том числе, практических занятий

-

Практическое занятие № 1

Расчёт показателей, связанных с денежным обращением. Определение индекса инфляции.

-

Самостоятельная работа обучающихся

6

РАЗДЕЛ 2.

Финансы и финансовая система

58

Тема 2.1.

Финансы, финансовая система и финансовая политика

Содержание учебного материала

4

ОК 01-09

ПК 4.4

ЛР 4

1. Социально-экономическая сущность финансов, их роль в экономике.

2. Функции финансов.

3. Понятие финансирования, его принципы. Финансовые ресурсы и источники их формирования.

4. Финансовая система, её звенья , их взаимосвязь.

5. Финансовая политика, её задачи и содержание.

        

6. Управление финансами.

Самостоятельная работа обучающихся

8

Тема 2.2.

Государственные финансы: госбюджет и внебюджетные фонды

Содержание учебного материала

4

ОК 01-09

ПК 4.4

ЛР 4,10,13-15

1. Федеральный  бюджет, его функции, состав и структура доходов и расходов.

2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.

3. Бюджетная система РФ.

В том числе, практических занятий

2

Практическое занятие № 2

Определение состава и структуры доходов и расходов бюджета, состояния бюджета. Расчёт сумм страховых взносов и штрафных санкций за допущенные нарушения в государственные внебюджетные фонды.

2

Самостоятельная работа обучающихся

8

Тема 2.3.

Государственный кредит

Содержание учебного материала

-

ОК 01-09

ПК 4.4

ЛР 4

1.Сущность и функции государственного кредита.

2.Управление государственным кредитом.

3.Ссудный капитал и кредит. Рынок ссудного капитала.

Самостоятельная работа обучающихся

8

Тема 2.4.

Страхование

Содержание учебного материала

2

ОК 01-09

ПК 4.4

ЛР 4,10,13-15

1. Сущность страхования, его значение, роль в рыночной экономике.

2. Виды страхования.

3. Социальное страхование как форма соцобеспечения граждан.

4. Порядок страхования имущества предприятий.

В том числе, практических занятий

2

Практическое занятие № 3

Определение размера страхового платежа, страхового ущерба и страхового возмещения по застрахованным объектам.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

Тема 2.5.

Финансы предприятий

Содержание учебного материала

2

ОК 01-09

ПК 2.5,4.4

ЛР 4,10

1. Понятие финансов предприятий, их функции, принципы организации.

2. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий.

3. Доходы и расходы предприятий, факторы увеличения доходов.

4. Финансирование и кредитование капитальных вложений.

5. Финансирование и кредитование спецмероприятий.

В том числе, практических занятий

-

Практическое занятие № 4

Расчёт валового и чистого дохода, балансовой и чистой прибыли.

-

Практическое занятие № 5

Расчёт потребности в долгосрочном кредите, расходов на различные спецмероприятия и источников их финансирования.

-

Самостоятельная работа обучающихся

6

Тема 2.6.

Финансовое планирование и финансовый контроль

Содержание учебного материала

2

ОК 01-09

ПК 2.5,4.4

ЛР 4

1. Финансовое планирование и прогнозирование на предприятиях.

2. Сметное планирование-основа сбалансированности финансовых показателей.

3. Финансовый контроль, его виды и методы проведения.

В том числе, практических занятий

-

Практическое занятие № 6

Составление финансового плана, отдельных бюджетов (смет).

-

Самостоятельная работа обучающихся

8

РАЗДЕЛ 3.

Банковская система и рынок ценных бумаг

16

Тема 3.1.

Банковская система

Содержание учебного материала

2

ОК 01-09

ПК 2.5,4.4

ЛР 4,10,13-15

1. Понятие и основные элементы банковской системы.

2. Функции и операции Центрального банка РФ.

3. Коммерческие банки России, их функции и операции.

В том числе, практических занятий

2

Практическое занятие № 7

Расчёт суммы процентов по вкладам и кредитам.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

Тема 3.2.

Рынок ценных бумаг

Содержание учебного материала

-

ОК 01-09

ПК 4.4

ЛР 4

1. Рынок ценных бумаг в РФ, его структура, функции, участники.

2. Виды ценных бумаг и их характеристика.

В том числе, практических занятий

-

Практическое занятие № 8

Расчёт рыночной стоимости ценных бумаг, суммы дивидендов по акциям, процентного дохода по облигациям.

-

Самостоятельная работа обучающихся

8

РАЗДЕЛ 4.

Валютная система и международные кредитные отношения

10

Тема 4.1.

Валютная система РФ и международные кредитные отношения

Содержание учебного материала

2

ОК 01-09

ПК 4.4

ЛР 4

1. Понятие валюты. Классификация и виды валют. Конвертируемость валюты.

2. Валютный курс. Виды валютных курсов. Расчёт валютного курса.

3. Валютная система, виды валютных систем.

4. Кредитование внешней торговли.

5. Платёжный баланс: понятие и основные составляющие.

В том числе, практических занятий

-

Практическое занятие № 9

Расчёт курса валют, курсовой разницы.

-

Самостоятельная работа обучающихся

8

Промежуточная аттестация в форме экзамена

7

ОК 01-09

ПК 2.5,4.4

ЛР 4,10,13-15

Всего:

97

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины имеется кабинет «Финансов, денежного обращения и кредитов», оснащенный оборудованием:

- посадочные места для обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-методическая документация;

- классная доска.

техническими средствами обучения:

- компьютер;

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания не имеются.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) –

1. Перекрестова Л.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для студ. учреждений сред. образования /Л.В. Перекрестова, Н.П. Романенко, С.П. Сазонов.-15-е. изд., перераб. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2020.-320с ЭБС «Академия» https://academia-moscow.ru/reader/?id=482851

2. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.]: под редакцией Л. А. Чалдаевой. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 434 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13969-3. — Текст: непосредственный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/finansy-denezhnoe-obraschenie-i-kredit-511610#page/2

3. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д.В. Бураков [и др.]; под редакцией Д.В. Буракова.-2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 366 с. — (Профессиональное образование). — Текст : непосредственный. // ЭБС Юрайт  ISBN 978-5-534-10231-4 https://urait.ru/viewer/finansy-denezhnoe-obraschenie-i-kredit-513542#page/2

3.2.3. Дополнительные источники

  1. не имеются.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:

- сущность финансов, их функции и роль в экономике;

    - принципы финансовой политики и финансового контроля;

    - законы денежного обращения;

    - сущность, виды и функции денег;

    - основные типы и элементы денежных систем;

    - виды денежных реформ;

    - структуру кредитной и банковской системы;

    - функции банков и классификацию банковских операций;

    - цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

    - структуру финансовой системы;

    - принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного     устройства;

    - виды и классификации ценных бумаг;

    - особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

    - характер деятельности и функции профессиональных участников рынка

ценных бумаг;

    - характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;

    - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования её экономической системы.

Быстрота ориентации в представляемом материале,  быстрота реакции на вопросы.

Правильные и четкие ответы на контрольные вопросы;

Уровень правильных ответов при письменном и устном контроле.

Адекватность применения профессиональной терминологии.

Быстрота выполнения тестовых заданий, уровень верных ответов.

Качество и техническая грамотность составленных сообщений, рефератов, четкость изложения материала.

Текущий контроль

при проведении:

-письменного/

устного опроса;

-тестирования;

-практических занятий;

-оценки результатов самостоятельной работы (сообщений, индивидуальных заданий, решения задач, и т.д.)

Промежуточная аттестация

в форме экзамена 

Уметь:

- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

- проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

- проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

Правильность решения расчетных задач и выполнения практических работ.

Точность, быстрота и качество выполненных заданий.

Точность формулировок, соответствие требованиям.

Оценка выполнения практических заданий

Экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит"

Цель дисциплиныДать слушателям необходимые знания в сфере финансовых отношений для более успешного изучения дисциплин, основанных на данном учебном курсе.Задачи курсаОзнакомить слушателей с теоретичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебной  дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит  специальность 38.02.01  Экономика  и бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (Углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 38.02.01 Эконом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Смоленское областное государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит»

Аннотация Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит»  по программе специалистов среднего звена 38.02.06 «Финансы»/M.А. Биякаева...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОПЦ.02 Финансы, денежное обращение , специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая програма по дисциплине "Финансы,денежное обращение и кредит" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессиональног...