Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"
методическая разработка на тему
Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_belki_-_osnova_zhizni.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Технологический колледж № 28
Левина В.Б., Чахоян О.В.
Конспект
интегрированого открытого урока
по дисциплинам химия и биология
«Белки – основа жизни»
Москва 2013
Цель: познакомить обучающихся с основными компонентами живых клеток – белками.
Задачи:
Образовательная – расширить знания обучающихся с основными компонентами живых клеток – белками, с их строением и видами,
Развивающая – сформировать умение отличать различные виды и свойства белков. Формирование навыков адаптации к условиям постоянно изменяющейся жизни с помощью приобретенных знаний, умений и навыков.
Воспитывающая - Воспитание нравственного отношения к жизни как наивысшей ценности. Воспитывать интерес к приобретаемой специальности
Тип занятия. Комбинированный урок (изучение нового материала и первичное закрепление).
Оборудование и материалы. Компьютер, проектор, презентации к уроку, видеоролики. Реактивы: спирт, ацетат свинца, раствор NаOH, HNO3, белок яйца, химическая посуда, спиртовка, держатели.
План урока
- Организационный момент. ( 5 мин.)
- Актуализация знаний . (10 мин.)
Опрос по теме “Амины и аминокислоты”. Опрос по разноуровневым карточкам.
- Изучение новой темы. (50 минут).
1 этап: постановка задачи, объяснение цели урока.
2 этап: изучение нового материала.
3 этап: демострационная лабораторная работа.
4 этап: работа в малых группах.
5 этап: подвести студентов к выводу.
- Закрепление учебного материала по ходу объяснения.
- Обсуждение результатов лабораторной работы работы.
- Закрепление знаний полученных на учебном занятии. Рефлексия.
- Подведение итогов занятия.
- Домашнее задание. (15 мин).
Ход занятия
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. Приветствие студентов, создание доброжелательной обстановки, проверка готовности рабочего места студентов. | 1. Приветствие преподавателя, проверка готовности рабочего места, настраивание на учебную деятельность. |
2. Опрос обучающихся по разноуровневым карточкам по теме: «Амины и аминокислоты» (Приложение 1) | 2. Отвечают на вопросы преподавателя по предыдущей теме: “Амины и аминокислоты”. |
3. Распределяет обучающихся в малые группы. | 3. Распределяются на малые группы, Выбирают консультанта в каждой группе. |
4. Раздает обучающимся таблицы для заполнения «Структура белков». (Приложение 2) и объясняет правило заполнения таблицы. | 4. Рассматривают таблицу. Слушают объяснения преподавателя по правилам заполнения таблицы. |
5. Объясняет новый материал и демонстрирует иллюстрации и пояснения при помощи презентации на электронной доске. Объясняет и демонстрирует строение и структуру молекулы белка.
Объясняет строение первичной структуры белка. Объясняет строение вторичной структуры белка. Объясняет строение третичной структуры белка. Объясняет строение четвертичной структуры белка. | 5. Слушают преподавателя. Заполняют таблицу «Структура белков». |
6. Предлагает обучающимся ответить на вопрос: Что является мономерами белков? Предлагает обучающимся вспомнить, что такое амфотерные свойства. | 6. Отвечают на вопросы преподавателя. |
7. Демонстрирует обучающимся лабораторную работу «Денатурация белков». Объясняет какие изменения происходят в организме при воздействии спирта, тяжелых солей и щелочей. Денатурация белков а) Действие спирта на белок; Вывод формулируется и записывается самостоятельно. После выполнения работы обучающимся предлагается проверить ее результаты. | 7. Двое обучающихся при помощи преподавателя выполняют лабораторную работу. Смотрят за проведением лабораторной работы. Слушают преподавателя. |
8. Предлагает обучающимся заполнить таблицу (Приложение 3) и оформить лабораторную работу в тетради для лабораторных и практических работ. | 8. Обучающиеся оформляют лабораторную работу в тетради для лабораторных и практических работ. Заполняют таблицу (Приложение 3) |
9. Предлагает обучающимся сделать вывод о проделанной лабораторной работе. а) Что явилось причиной денатурации? Выборочно из каждой малой группы спрашивает по одному обучающемуся. | 9. Делают вывод и записывают его в тетрадь для лабораторных и практических работ. Отвечают на вопросы преподавателя. |
10. Раздает обучающимся таблицы для заполнения «Виды белков и их свойства». (Приложение 4) и объясняет правило заполнения таблицы. | 10. Рассматривают таблицу. Слушают объяснения преподавателя по правилам заполнения таблицы. |
11. Рассказывает о значении белков в организме человека и демонстрирует иллюстрации и пояснения при помощи презентации на электронной доске. Объясняет значении белков как ферментов. Объясняет функции белков в организме. Объясняет почему возникает альбинизм. | 11. Слушают преподавателя. Заполняют таблицу «Виды белков и их свойства». |
12. Демонстрирует видеоролик «Синтез белка в организме». | 12. Смотрят видеоролик. |
13. Предлагает прослушать сообщение обучающегося на тему: «Значение белков в моей будущей профессии «Технолог мясного производства». | 13. Обучающийся выступает с заранее подготовленным сообщением при помощи электронной презентации. Обучающиеся слушают сообщение. |
14. Предлагает обучающимся вспомнить основные понятия изученной темы и поработать с текстом «Лови ошибку» (Приложение 5). Объясняет правила работы с текстом «Лови ошибку».
| 14. Слушают преподавателя. Работают с текстом в малых группах. |
15. Предлагает консультантам каждой малой группы проверить выборочно текст «Лови ошибку». | 15. Консультанты проверяют правильность работы с текстом «Лови Ошибку» |
16. Предлагает проанализировать текст, заполненные таблицы и сделать вывод о значении белков в жизни человека. | 16. Анализируют текст и заполненные таблицы в малых группах. Отвечают на вопросы преподавателя.
|
17. Предлагает обучающимся по желанию оценить занятие. | 16. Оценивают занятие, высказывают свое мнение о проведенном занятии. |
18. Домашнее задание: 1. Зарисовать четыре структуры белка. 2. Почему жители крупных мегаполисов имеют проблему с кожей -дерматиты, полиносы? 3. Почему нельзя сушить кожаную обувь, прислонив ее непосредственно к батарее? | 17. Записывают домашнее задание в тетрадь и слушают пояснения преподавателя. |
19 . Оценка преподавателем работы обучающихся на учебном занятии с обоснованием выставленных баллов. Выставляет оценки в журнал. | 18. Задают вопросы. |
Источники информации
Приложение 1
Тема «Амины и аминокислоты»
Карточка 1
I группа
Продолжи определения:
а. Амины – это производные ……….
б. В зависимости от характера углеводородных радикалов амины делятся на………….
в. Простейшие амины - газы, хорошо растворимые в ………
г. Незаменимые аминокислоты поступают в организм человека………
II группа
а. Приведи пример алифатического амина.
б. Приведи пример третичного амина.
в. Напиши уравнение реакции взаимодействия амина с водой.
г. Какие химические элементы образуют аминокислоты?
III группа
а. Напишите уравнение реакции взаимодействия аминокислоты со щелочью
б. Как получить α – аминопропионовую кислоту?
в. Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
Приложение 1 (продолжение)
Тема «Амины и аминокислоты»
Карточка 2
I группа
Продолжи определения:
а. Аминокислоты – бесцветные …………
б. В зависимости от характера углеводородных радикалов амины делятся на………….
в. Аминокислотами называют производные ………………
г. Аминокислоты, синтезирующиеся в организме человека называют………
II группа
а. Напиши формулу α-аминопропионовой кислоты.
Б. Приведи пример третичного амина.
В. Напиши уравнение реакции взаимодействия амина с водой.
г. Что является мономером у белков?
III группа
а. Напишите уравнение реакции взаимодействия аминокислоты с кислотой.
б. Напиши уравнение реакции Зинина.
в. Какая связь образуется в результате взаимодействия функциональных групп двух аминокислот?
Приложение 1 (продолжение)
Тема «Амины и аминокислоты»
Карточка 3
I группа
Продолжи определения:
а. В промышленности амины и их соединения широко используют для производства ……………………….
б. В зависимости от характера углеводородных радикалов амины делятся на………….
в. Аминокислоты – бесцветные …………
г. Растительные продукты, содержащие незаменимые аминокислоты……..
II группа
а. Приведи пример алифатического амина.
б. Приведи пример третичного амина.
в. Напиши уравнение реакции взаимодействия амина с водой.
г. Сколько типов аминокислот насчитывается?
III группа
а. Напишите уравнение реакции взаимодействия аминокислоты со щелочью
б. Как получить α – аминопропионовую кислоту?
в. Аминокислоты – относятся к гидрофильным веществам?
III группа
а. Напишите уравнение реакции взаимодействия аминокислоты с кислотой
б. Напиши уравнение реакции Зинина
Приложение1 (продолжение)
Тема «Амины и аминокислоты»
Карточка 4
I группа
Продолжи определения:
а. В зависимости от характера углеводородных радикалов амины делятся на………….
б. Амины – это производные ……….
в. Аминокислоты – бесцветные …………
г. Животные продукты, содержащие незаменимые аминокислоты……..
II группа
а. Приведи пример алифатического амина.
б. Приведи пример третичного амина.
в. Напиши уравнение реакции взаимодействия амина с водой.
г. Аминокислоты – относятся к гидрофобным веществам?
Приложение 2
ФИО обучающегося_________________________________
Структура белка | Пространственная конфигурация |
Приложение 3
Пример оформления лабораторной работы по теме «Денатурация белков»
Денатурация белков
Оборудование: пробирки, штативы, стеклянные палочки, электрическая плитка.
Реактивы: белок яйца, волос человека, этанол, ацетат свинца, HNO3 конц.
Действие спирта на белок | |
Действие ацетата свинца на белок | |
Действие кислоты на белок | |
Действие температуры на белок |
Вывод:
Приложение 4
Функции белков и их свойства
Название белка | Выполняемая функция | Пример нахождения в природе |
Приложение 5
Текст «Лови ошибку»
Белки – сложные неорганические полимеры, мономерами которых являются амины, которые проявляют кислотные свойства. Молекулы белков имеют большие размеры, поэтому их называют микромолекулы.
Вторичная структура белков – это чередование аминокислотных остатков в линейной структуре. Денатурация – процесс изменения цвета белковой молекулы. Белок куриного яйца кератин. При варке яиц белок не меняет свою первичную структуру.
Ферменты замедляют биохимические реакции, происходящие в живой клетке. Фермент пепсин участвует в газообмене и переносит кислород и углекислый газ.
Самая прочная из структур белка - это четвертичная структура, так как она образована водородной связью. Гормон инсулин входит в состав желудочного сока и помогает расщеплять белки.
Эритроциты содержат белок инсулин, который придаёт им белую окраску.
В иммунитете человека принимают участие транспортные белки, благодаря которым вырабатывается гормон адреналин. Кератин крайне необходим для расщепления белков.
Приложение 5 (продолжение)
Правильный текст «Лови ошибку»
Белки – сложные органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты, которые проявляют амфотерные свойства. Молекулы белков имеют большие размеры, поэтому их называют макромолекулы.
Первичная структура белков – это чередование аминокислот в линейной структуре. Денатурация - процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации. Белок куриного яйца альбумин. При варке яиц белок меняет свою первичную структуру.
Ферменты ускоряют биохимические реакции, происходящие в живой клетке.
Фермент пепсин входит в состав желудочного сока и участвует в расщеплении белков.
Самая прочная из структур белка - это первичная структура, так как она образована прочной ковалентной связью. Гормон инсулин выделяется поджелудочной железой и помогает усваивать углеводы.
Эритроциты содержат белок гемоглобин, который придаёт им красную окраску.
В иммунитете человека принимают участие защитные белки, благодаря которым вырабатываются антитела. Кератин входит в состав волос, рогов, копыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия "Спорт в жизни людей"
Основная идея занятия: пропаганда и формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни посредством иностранного языка (введение основ ЗОЖ в тематику учебного процесса).Урок направлен...
Методическая разработка открытого классного часа в группе 4 « М» на тему: «Завтра начинается сегодня или на пороге взрослой жизни».
Цель: создание условий для формирования у выпускников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения....
Методическая разработка открытого клуба Профессионал по теме "Натуральный яблочный сок - залог здорового образа жизни"
Методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Английский язык» тема: «Повседневная жизнь, свободное время, хобби»
открыый урок по теме: "Повседневная жизнь, свободное время, хобби "Тип занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материалаВид занятия: урок практического обученияТема: «Повседн...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
Учебно-методическая разработка Открытой олимпиады "Основы правовых знаний"
В данной методической работе описаны технологические аспекты подготовки и проведения Открытой Олимпиады «Основы правовых знаний». В приложениях помещены тестовые задания, оценочные листы, ...