Методическая разработка открытого урока тема: "Спрос и предложение. Рыночный механизм"
методическая разработка на тему

Валиулина Анастасия Владимировна

Методическая разработка открытого урока по теме: "Спрос и предложение. Рыночный механизм". по дисциплине: "Экономическая теория" для специальности: 03.47.02 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc70.5 КБ
Office presentation icon nikitina_a.v._lektsiya_konkurs.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Методическая разработка

по проведению открытого урока

Тема:  «Спрос и предложение. Рыночный механизм»

   по   дисциплине:   «Экономическая теория»

для специальности:  03.47.02 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Составил преподаватель:    А.В.Никитина

Южно-Сахалинск

2015

Содержание

                                                                                                                                                                        стр.

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………… 3
  2. Ход учебного занятия ………………………………………………………………………………………………. 4
  3. Приложение  1. Кейсы. ………………………………………………………………………………………… ……8
  4. Приложение 2.  Задания для закрепления……. ……………………………………………………………………14
  5. Приложение 3.  Оценочный табель…………………………………………………………………………… ……17
  6. Приложение 4. Опорный конспект …………………………………………………………………………… ……18
  7. Приложение 5. Таблички на стол……………………………………………………………………………… ……19
  8. Приложение 6. Презентация……………………………………………………………………………………… …22
  9. Приложение 7. Фото-отчет ……………………………………………………………………………………… …. 31
  10. Литература …………………………………………………………………………………………………………….35

Пояснительная записка

         Сахалинский промышленно-экономический техникум готовит специалистов по документационному обеспечению управления, архивист. Это молодая востребованная специальность на рынке труда, имеющая большие перспективы в развитии.

Социально-экономические преобразования, происходящие в России в начале XXI века, требуют существенного изменения содержания подготовки специалистов  вооруженных знаниями современных экономических наук, владеющих основами  документационного обеспечения и управления, способных применять более эффективные методы работы и воздействия на деятельность предприятий в условиях рынка.

         Открытый урок по теме:  «Спрос и предложение. Рыночный механизм» проводится для студентов второго курса специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Цели учебного занятия:

  1. Обучающая: дать представление о понятиях: спроса и предложения, о законах спроса и предложения;  ознакомить с динамикой спроса и предложения и неценовыми факторами; рассмотреть модель рыночного равновесия и ситуации их нарушающие.
  2. Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения и умения излагать информацию для аудитории.
  3. Воспитательная: создавать условия для формирования коммуникативной компетенции через работу в группах, способствовать принятию ответственности за решение, воспитывать осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Форма учебного занятия: работа в малых группах

Используемые методы обучения:

                                основные – словесный, наглядный; практический

интерактивные - частично-поисковый, кейс-метод.

Средства обучения: электронная презентация в MS PowerPoint, опорный конспект, раздаточный материал, кейсы, цветные маркеры или фломастеры, клей, бумага (формат А3), магниты.

Развиваемые компетенции:

умение и навыки работы в группе, умение слушать, брать на себя ответственность, самостоятельность при принятии решений, умение мыслить, умение общаться, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.

 

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


п/п

Содержание и структура

учебного занятия

Время
(мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Подготовительный этап

До УЗ

На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, сдвигает столы для работы в группах (делит группу студентов на 3 группы), размещает на столах раздаточный материал (опорные конспекты, клей, кейсы, маркеры или фломастеры, листа А-3), запускает презентацию

1 слайд  

По возможности помогают преподавателю

Подготовка студентов к работе на УЗ

(1 мин)

 12:40

Здравствуйте,  ребята! Рада вас сегодня видеть на занятии.

1 слайд

 Приветствуют преподавателя, воспринимают информацию, настраиваются на работу.

Целевая установка

(2 мин)

 12:41

1 слайд

Сегодня тема нашего занятия: Спрос и предложение. Рыночный механизм.

Скажите, зачем вам делопроизводителям изучать эту тему?

С какой целью вам необходимо изучить тему спроса и предложения?

Какие вы думаете понятия, мы сегодня с вами изучим?

 Давайте посмотрим план сегодняшнего урока и сравним с вашими ожиданиями. 2 слайд

 I   Спрос

  - закон спроса;

  - динамика спроса;

  - «парадоксы» закона спроса.

II   Предложение

   - закон  предложения;

   - динамика  предложения;

III  Модель рыночного равновесия и ситуации его нарушающие

 Отвечают на вопросы,   ставят цели и задачи, перечисляют понятия, которые будут изучать на УЗ.

Смотрят на слайд.

Актуализация знаний

(2 мин)

 12:43

Скажите, пожалуйста, чтобы изучить тему спрос и предложения, какие темы необходимо знать?

Скажите, что такое рынок?

Скажите, что такое цена?

Скажите, что такое товар?

2 слайд

Отвечают на вопросы.

Рынок – это совокупность социально – экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда.

Цена – стоимость товара, выраженное в деньгах.

Товар – продукт труда произведенный для продажи, с целью потребления или дальнейшей переработки.

Домашнее задание

(0,5 мин)

 12:45

3 слайд - Ребята, у вас на столах лежат опорные конспекты. Запишите сразу домашнее задание. Литер. Слагода В.Г. стр. 101-121, выучить определения спроса, предложения;   законы спроса и предложения; причины динамики спроса и предложения; рыночное равновесие.

Студенты внимательно слушают, домашнее задание указано в опорном конспекте

Объяснение нового материала

(2 мин)

 12:45,5

 4 слайд Сегодня мы с вами изучим новую тему в виде построения проектов. Для этого вы распределились на три группы. Каждой группе предложено изучить один из трех пунктов плана.

Изучить новые понятия спроса, предложения и рыночное равновесие

 Студенты слушают, воспринимают информацию.

Работа в группах

(2 мин – я

13 мин- дети

Итог: 15 мин)

 12:47,5

4 слайд

  Кейс.

- Ребята, у вас у каждого лежит  материал с новой темой. У одной группы – это спрос, у второй группы – предложение, у третьей группы – рыночное равновесие.  При этом на столе каждой группы лежит лист А-3, цветная бумага, маркеры, фломастеры, ножницы и клей. Ваша задача внимательно изучить текс, выделить главное. Это главное написать на цветной бумаге маркером, отрезать необходимый размер бумаги и наклеить на лист.  Можно на листе построить график. Ваша основная цель - построить проект по своей теме. После чего выйти к магнитной доске, закрепить его и презентовать.

Для оценивая работы каждого участника, я назначаю главного (капитана) группы, который будет вести учет активность каждого на протяжении всего урока. Финальная оценка будет складываться с учетом вашей работы на каждом этапе.

Контролирую выполнение работы, при необходимости оказываю помощь.  

Каждая группа студентов выполняет свое задание согласно кейсу.

Презентация работ

(2 ,5 мин * 3 = 7,5 мин)

 13:2,5

 - Ребята, наступило время презентации ваших работ. Пожалуйста, первая группа выходите, закрепите свою работу на магнитной доске.

Первая группа «Спрос» - слайды 5-10

Вторая группа «Предложение» - слайды 11-14

Третья группа «Рыночный механизм» - слайды 15-17

Помогаю  при необходимости размещения выполненного задания (бумага формата А3) на доске при помощи магнитов, выслушиваю ответы представителей групп.

Контролирую, чтобы остальные студенты делали записи в опорный конспект.

- Ребята, если кто-то не успевает, делать записи, не расстраивайтесь, у вас записано домашнее задание, где указана литература, и вы сможете дома дописать то, что здесь не успели.

 По  очереди представитель группы размещает на доске материал и делает краткое выступление (отвечает у доски), остальные студенты вносят записи в опорный конспект).

Тестирование

(3,5 мин – тест,

2 мин. на проверку,

 оценивание = 5,5 мин)

 13:10

Молодцы! Теперь, для закрепления темы, я предлагаю вам ответить на тестовые задания.

Тест

Предлагает выполнить тест (3,5 минут),

Предлагает обменяться тестами и проверить их (верные ответы размещаются на слайде 18) и предлагает оценить тесты согласно количеству верных ответов.

Давайте подведем итог  выполнения: 

Кто получил 5 или 4? Поднимите руки

Кто получил 3? Поднимите руки

Выполняют тест

Обмениваются вариантами теста, проверяют, оценивают

Поднимают руки (сообщают оценки).

Подведение итогов

(2 мин)

 13:15,5

19 слайд=2 слайд

Давайте вернемся к началу УЗ и посмотрим, выполнили ли поставленные цели и задачи УЗ.

Смотрят слайд, вспоминают начало УЗ, отвечают на вопрос

Рефлексия

(2,5 мин)

Итого: 40мин.

 13:17,5

13:20

Слайды 20

Ребята, скажите какие вопросы у вас остались не раскрытыми?

У вас появилось  желание, продолжить изучение темы более углубленно.

Вы сегодня были активны.  Молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидание.  

Отвечают на вопросы.

Прощаются с преподавателем.

 

Литература

                 Основная литература:

  1. Слагода В.Г. Экономическая теория: учебник /В.Г.Слагода – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.  - (Профессиональное образование)

                   Дополнительная литература:

  1. Куликов Л. М.  Основы экономической теории: учебное пособие. -М.; Финансы и статистика, 2010 год
  2. Тальнишних Т. Г. Основы экономической теории: - М,: Издательский центр «Академия», 2009 год
  3.  Соколинский В. М. Экономическая теория: Учебное пособие – М,: КНОРУС, 2010 год
  4. Слагода В. Г. Основы экономической теории. Учебник. – М.: ФОРУМ:    ИНФРА –М, 2009
  5. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие.- 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009
  6. Киреев А. П. Экономика. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Законы спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения

Слайд 2

План 1. Спрос. - закон спроса; - динамика спроса. - «парадоксы закона спроса. 2. Предложение. - закон предложения; - динамика предложения. 3. Модель рыночного равновесия и ситуации его нарушающие

Слайд 3

Домашнее задание: Литер: Слагода В.Г. стр. 101-121 выучить определения спроса, предложения и коэффициента эластичности; законы спроса и предложения; причины динамики спроса и предложения.

Слайд 4

Спрос (« D » - «ди )– количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях . Предложение (« S » - «эс) – это количество товара, которое производители (продавцы) готовы продать (могут предложить) в единицу времени при данных условиях. Эластичность спроса показывает на сколько процентов изменился спрос при изменении цены на 1%

Слайд 5

- Ну и что вы намерены делать? Создавать спрос? - Многого вы понимаете в политэкономии, - ответил консул довольно невежливо. – Спроса создать нельзя. Но возможно создать условия, которые вызовут спрос. Вот этим-то я и занят. О.Генри . «Короли и капуста» Спрос (« D » - «ди», общепринятое сокращение английского термина « Demand » - «дэманд – спрос») – количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить приобрести по данной цене.

Слайд 6

Рис. 1 Кривая спроса P 8 ,5 D 7,5 6,5 5,5 4,5 3,5 2,5 1,5 0 200 300 400 500 650 850 1050 1200 Qd

Слайд 7

В чем суть «закона спроса»? Понизившаяся цена доступна большему числу покупателей. Подешевевший товар «перетягивает» покупателей дорогого товара. Снижение цены снижает расходы на товар и тем самым делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Слайд 8

Что означает «динамика спроса»? Рис. 2 Динамика спроса D1 D2 D3 P P1 Qd Q1 Q2 Q3 0

Слайд 9

Перемещение самого спроса происходит под влиянием трех главных неценовых факторов (детерминантов) спроса: 1. Изменение дохода покупателей. 2. Взаимозаменяемость товаров. 3. Взаимодополняемость товаров.

Слайд 10

Имеет ли закон спроса «исключения»? Возможные «исключения» из закона спроса: 1. Товары рассчитаны на богатых покупателей. 2. Ситуации, когда покупатели судят о качестве товара по его цене. 3. Явления, которые получили в экономической теории название «Эффект Гиффена».

Слайд 11

Издержки производства не оказывали бы никакого влияния на конкурентную цену, если бы они не воздействовали на предложение. Джон Стюарт Милль Предложение (« S » - «эс», общепринятое сокращение английского термина « Supple » - с ’ плай – предложение») – это количество товара, которое производители (продавцы) готовы продать (могут предложить) в единицу времени при данных условиях. Величина предложения – это количество товара, которое производители и продавцы готовы предложить к продаже на рынке по данной цене.

Слайд 12

Рис. 3. Кривая предложения В чем суть «закона предложения»? S Qs 8, 5 2,5 1, 5 0 20 0 30 0 135 0 P

Слайд 13

Что означает «динамика предложения »? Рис. 4 Динамика предложения S1 S2 S3 P P1 Qs Q1 Q2 Q3

Слайд 14

Факторы, влияющие на изменение предложения: 1. Цены на факторы производства. 2. Цены на конкурирующую за те же факторы производства продукцию. 3. Состояние технологии. 4. Ожидание изменений будущих цен на товар. 5. Налоги и субсидии. 6. Количество продавцов.

Слайд 15

Модель рыночного равновесия P D S P E Q Q Рыночное равновесие – ситуация на рынке при которой объем спроса и предложения равны.

Слайд 16

P D S P1 E P2 Qs Qd Покупатели настояли на цене ниже цены равновесия. Что произойдет на рынке?

Слайд 17

P D S P2 А P1 Qd Qs Q Продавцы настояли на цене выше цены равновесия. Что произойдет на рынке?

Слайд 18

Ключи Номер задания Вариант 1 Вариант 2 1 В Б 2 А В 3 А Б 4 А, В, Г Б, В, Г 5 Б А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: 5 ВЕРНО – «5» 4 ВЕРНО – «4» 3 ВЕРНО – «3» 2 И МЕНЕЕ ВЕРНО – «2»

Слайд 19

План 1. Спрос. - закон спроса; - динамика спроса. - «парадоксы закона спроса. 2. Предложение. - закон предложения; - динамика предложения. 3. Модель рыночного равновесия и ситуации его нарушающие

Слайд 20

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»

Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...

Открытое учебное занятие «Спрос и предложение. Рыночное равновесие»

Тема: «Спрос и предложение. Рыночное равновесие» По учебной дисциплине: «экономика» Для обучающихся по специальности: 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Цели...

Презентация к уроку "Спрос и предложение. Рыночное равновесие"

Тема: «Спрос и предложение. Рыночное равновесие» По учебной дисциплине: «экономика» Для обучающихся по специальности: 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Цели...

Презентация на тему" Спрос и предложение, рыночное равновесие"

Презентации на тему" Спрос и предложение, рыночное равновесие" и "Экономика наука и хозяйство" позволит студентам в наглядном виде разобраться в вопросах рыночного механизма спроса...

Методическая разработка открытого урока "Механизмы конструктивного общения"

Методическая разработка открытого урока "Механизмы конструктивного общения"...