Методическая разработка открытого урока тема: "Спрос и предложение. Рыночный механизм"
методическая разработка на тему
Методическая разработка открытого урока по теме: "Спрос и предложение. Рыночный механизм". по дисциплине: "Экономическая теория" для специальности: 03.47.02 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka.doc | 70.5 КБ |
nikitina_a.v._lektsiya_konkurs.ppt | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
Методическая разработка
по проведению открытого урока
Тема: «Спрос и предложение. Рыночный механизм»
по дисциплине: «Экономическая теория»
для специальности: 03.47.02 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Составил преподаватель: А.В.Никитина
Южно-Сахалинск
2015
Содержание
стр.
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………… 3
- Ход учебного занятия ………………………………………………………………………………………………. 4
- Приложение 1. Кейсы. ………………………………………………………………………………………… ……8
- Приложение 2. Задания для закрепления……. ……………………………………………………………………14
- Приложение 3. Оценочный табель…………………………………………………………………………… ……17
- Приложение 4. Опорный конспект …………………………………………………………………………… ……18
- Приложение 5. Таблички на стол……………………………………………………………………………… ……19
- Приложение 6. Презентация……………………………………………………………………………………… …22
- Приложение 7. Фото-отчет ……………………………………………………………………………………… …. 31
- Литература …………………………………………………………………………………………………………….35
Пояснительная записка
Сахалинский промышленно-экономический техникум готовит специалистов по документационному обеспечению управления, архивист. Это молодая востребованная специальность на рынке труда, имеющая большие перспективы в развитии.
Социально-экономические преобразования, происходящие в России в начале XXI века, требуют существенного изменения содержания подготовки специалистов вооруженных знаниями современных экономических наук, владеющих основами документационного обеспечения и управления, способных применять более эффективные методы работы и воздействия на деятельность предприятий в условиях рынка.
Открытый урок по теме: «Спрос и предложение. Рыночный механизм» проводится для студентов второго курса специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Цели учебного занятия:
- Обучающая: дать представление о понятиях: спроса и предложения, о законах спроса и предложения; ознакомить с динамикой спроса и предложения и неценовыми факторами; рассмотреть модель рыночного равновесия и ситуации их нарушающие.
- Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения и умения излагать информацию для аудитории.
- Воспитательная: создавать условия для формирования коммуникативной компетенции через работу в группах, способствовать принятию ответственности за решение, воспитывать осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Форма учебного занятия: работа в малых группах
Используемые методы обучения:
основные – словесный, наглядный; практический
интерактивные - частично-поисковый, кейс-метод.
Средства обучения: электронная презентация в MS PowerPoint, опорный конспект, раздаточный материал, кейсы, цветные маркеры или фломастеры, клей, бумага (формат А3), магниты.
Развиваемые компетенции:
умение и навыки работы в группе, умение слушать, брать на себя ответственность, самостоятельность при принятии решений, умение мыслить, умение общаться, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ | Содержание и структура учебного занятия | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
Подготовительный этап | До УЗ | На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, сдвигает столы для работы в группах (делит группу студентов на 3 группы), размещает на столах раздаточный материал (опорные конспекты, клей, кейсы, маркеры или фломастеры, листа А-3), запускает презентацию 1 слайд | По возможности помогают преподавателю | |
Подготовка студентов к работе на УЗ (1 мин) | 12:40 | Здравствуйте, ребята! Рада вас сегодня видеть на занятии. 1 слайд | Приветствуют преподавателя, воспринимают информацию, настраиваются на работу. | |
Целевая установка (2 мин) | 12:41 | 1 слайд Сегодня тема нашего занятия: Спрос и предложение. Рыночный механизм. Скажите, зачем вам делопроизводителям изучать эту тему? С какой целью вам необходимо изучить тему спроса и предложения? Какие вы думаете понятия, мы сегодня с вами изучим? Давайте посмотрим план сегодняшнего урока и сравним с вашими ожиданиями. 2 слайд I Спрос - закон спроса; - динамика спроса; - «парадоксы» закона спроса. II Предложение - закон предложения; - динамика предложения; III Модель рыночного равновесия и ситуации его нарушающие | Отвечают на вопросы, ставят цели и задачи, перечисляют понятия, которые будут изучать на УЗ. Смотрят на слайд. | |
Актуализация знаний (2 мин) | 12:43 | Скажите, пожалуйста, чтобы изучить тему спрос и предложения, какие темы необходимо знать? Скажите, что такое рынок? Скажите, что такое цена? Скажите, что такое товар? 2 слайд | Отвечают на вопросы. Рынок – это совокупность социально – экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. Цена – стоимость товара, выраженное в деньгах. Товар – продукт труда произведенный для продажи, с целью потребления или дальнейшей переработки. | |
Домашнее задание (0,5 мин) | 12:45 | 3 слайд - Ребята, у вас на столах лежат опорные конспекты. Запишите сразу домашнее задание. Литер. Слагода В.Г. стр. 101-121, выучить определения спроса, предложения; законы спроса и предложения; причины динамики спроса и предложения; рыночное равновесие. | Студенты внимательно слушают, домашнее задание указано в опорном конспекте | |
Объяснение нового материала (2 мин) | 12:45,5 | 4 слайд Сегодня мы с вами изучим новую тему в виде построения проектов. Для этого вы распределились на три группы. Каждой группе предложено изучить один из трех пунктов плана. Изучить новые понятия спроса, предложения и рыночное равновесие | Студенты слушают, воспринимают информацию. | |
Работа в группах (2 мин – я 13 мин- дети Итог: 15 мин) | 12:47,5 | 4 слайд Кейс. - Ребята, у вас у каждого лежит материал с новой темой. У одной группы – это спрос, у второй группы – предложение, у третьей группы – рыночное равновесие. При этом на столе каждой группы лежит лист А-3, цветная бумага, маркеры, фломастеры, ножницы и клей. Ваша задача внимательно изучить текс, выделить главное. Это главное написать на цветной бумаге маркером, отрезать необходимый размер бумаги и наклеить на лист. Можно на листе построить график. Ваша основная цель - построить проект по своей теме. После чего выйти к магнитной доске, закрепить его и презентовать. Для оценивая работы каждого участника, я назначаю главного (капитана) группы, который будет вести учет активность каждого на протяжении всего урока. Финальная оценка будет складываться с учетом вашей работы на каждом этапе. Контролирую выполнение работы, при необходимости оказываю помощь. | Каждая группа студентов выполняет свое задание согласно кейсу. | |
Презентация работ (2 ,5 мин * 3 = 7,5 мин) | 13:2,5 | - Ребята, наступило время презентации ваших работ. Пожалуйста, первая группа выходите, закрепите свою работу на магнитной доске. Первая группа «Спрос» - слайды 5-10 Вторая группа «Предложение» - слайды 11-14 Третья группа «Рыночный механизм» - слайды 15-17 Помогаю при необходимости размещения выполненного задания (бумага формата А3) на доске при помощи магнитов, выслушиваю ответы представителей групп. Контролирую, чтобы остальные студенты делали записи в опорный конспект. - Ребята, если кто-то не успевает, делать записи, не расстраивайтесь, у вас записано домашнее задание, где указана литература, и вы сможете дома дописать то, что здесь не успели. | По очереди представитель группы размещает на доске материал и делает краткое выступление (отвечает у доски), остальные студенты вносят записи в опорный конспект). | |
Тестирование (3,5 мин – тест, 2 мин. на проверку, оценивание = 5,5 мин) | 13:10 | Молодцы! Теперь, для закрепления темы, я предлагаю вам ответить на тестовые задания. Тест Предлагает выполнить тест (3,5 минут), Предлагает обменяться тестами и проверить их (верные ответы размещаются на слайде 18) и предлагает оценить тесты согласно количеству верных ответов. Давайте подведем итог выполнения: Кто получил 5 или 4? Поднимите руки Кто получил 3? Поднимите руки | Выполняют тест Обмениваются вариантами теста, проверяют, оценивают Поднимают руки (сообщают оценки). | |
Подведение итогов (2 мин) | 13:15,5 | 19 слайд=2 слайд Давайте вернемся к началу УЗ и посмотрим, выполнили ли поставленные цели и задачи УЗ. | Смотрят слайд, вспоминают начало УЗ, отвечают на вопрос | |
Рефлексия (2,5 мин) Итого: 40мин. | 13:17,5 13:20 | Слайды 20 Ребята, скажите какие вопросы у вас остались не раскрытыми? У вас появилось желание, продолжить изучение темы более углубленно. Вы сегодня были активны. Молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидание. | Отвечают на вопросы. Прощаются с преподавателем. |
Литература
Основная литература:
- Слагода В.Г. Экономическая теория: учебник /В.Г.Слагода – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с. - (Профессиональное образование)
Дополнительная литература:
- Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие. -М.; Финансы и статистика, 2010 год
- Тальнишних Т. Г. Основы экономической теории: - М,: Издательский центр «Академия», 2009 год
- Соколинский В. М. Экономическая теория: Учебное пособие – М,: КНОРУС, 2010 год
- Слагода В. Г. Основы экономической теории. Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА –М, 2009
- Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009
- Киреев А. П. Экономика. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План 1. Спрос. - закон спроса; - динамика спроса. - «парадоксы закона спроса. 2. Предложение. - закон предложения; - динамика предложения. 3. Модель рыночного равновесия и ситуации его нарушающие
Домашнее задание: Литер: Слагода В.Г. стр. 101-121 выучить определения спроса, предложения и коэффициента эластичности; законы спроса и предложения; причины динамики спроса и предложения.
Спрос (« D » - «ди )– количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях . Предложение (« S » - «эс) – это количество товара, которое производители (продавцы) готовы продать (могут предложить) в единицу времени при данных условиях. Эластичность спроса показывает на сколько процентов изменился спрос при изменении цены на 1%
- Ну и что вы намерены делать? Создавать спрос? - Многого вы понимаете в политэкономии, - ответил консул довольно невежливо. – Спроса создать нельзя. Но возможно создать условия, которые вызовут спрос. Вот этим-то я и занят. О.Генри . «Короли и капуста» Спрос (« D » - «ди», общепринятое сокращение английского термина « Demand » - «дэманд – спрос») – количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить приобрести по данной цене.
Рис. 1 Кривая спроса P 8 ,5 D 7,5 6,5 5,5 4,5 3,5 2,5 1,5 0 200 300 400 500 650 850 1050 1200 Qd
В чем суть «закона спроса»? Понизившаяся цена доступна большему числу покупателей. Подешевевший товар «перетягивает» покупателей дорогого товара. Снижение цены снижает расходы на товар и тем самым делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.
Что означает «динамика спроса»? Рис. 2 Динамика спроса D1 D2 D3 P P1 Qd Q1 Q2 Q3 0
Перемещение самого спроса происходит под влиянием трех главных неценовых факторов (детерминантов) спроса: 1. Изменение дохода покупателей. 2. Взаимозаменяемость товаров. 3. Взаимодополняемость товаров.
Имеет ли закон спроса «исключения»? Возможные «исключения» из закона спроса: 1. Товары рассчитаны на богатых покупателей. 2. Ситуации, когда покупатели судят о качестве товара по его цене. 3. Явления, которые получили в экономической теории название «Эффект Гиффена».
Издержки производства не оказывали бы никакого влияния на конкурентную цену, если бы они не воздействовали на предложение. Джон Стюарт Милль Предложение (« S » - «эс», общепринятое сокращение английского термина « Supple » - с ’ плай – предложение») – это количество товара, которое производители (продавцы) готовы продать (могут предложить) в единицу времени при данных условиях. Величина предложения – это количество товара, которое производители и продавцы готовы предложить к продаже на рынке по данной цене.
Рис. 3. Кривая предложения В чем суть «закона предложения»? S Qs 8, 5 2,5 1, 5 0 20 0 30 0 135 0 P
Что означает «динамика предложения »? Рис. 4 Динамика предложения S1 S2 S3 P P1 Qs Q1 Q2 Q3
Факторы, влияющие на изменение предложения: 1. Цены на факторы производства. 2. Цены на конкурирующую за те же факторы производства продукцию. 3. Состояние технологии. 4. Ожидание изменений будущих цен на товар. 5. Налоги и субсидии. 6. Количество продавцов.
Модель рыночного равновесия P D S P E Q Q Рыночное равновесие – ситуация на рынке при которой объем спроса и предложения равны.
P D S P1 E P2 Qs Qd Покупатели настояли на цене ниже цены равновесия. Что произойдет на рынке?
P D S P2 А P1 Qd Qs Q Продавцы настояли на цене выше цены равновесия. Что произойдет на рынке?
Ключи
План 1. Спрос. - закон спроса; - динамика спроса. - «парадоксы закона спроса. 2. Предложение. - закон предложения; - динамика предложения. 3. Модель рыночного равновесия и ситуации его нарушающие
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»
Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...
Методическая разработка открытого урока «Разборка ГРМ (газо-распределительный механизм)»
Методическая разработка...
Открытое учебное занятие «Спрос и предложение. Рыночное равновесие»
Тема: «Спрос и предложение. Рыночное равновесие» По учебной дисциплине: «экономика» Для обучающихся по специальности: 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Цели...
Презентация к уроку "Спрос и предложение. Рыночное равновесие"
Тема: «Спрос и предложение. Рыночное равновесие» По учебной дисциплине: «экономика» Для обучающихся по специальности: 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Цели...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
Презентация на тему" Спрос и предложение, рыночное равновесие"
Презентации на тему" Спрос и предложение, рыночное равновесие" и "Экономика наука и хозяйство" позволит студентам в наглядном виде разобраться в вопросах рыночного механизма спроса...
Методическая разработка открытого урока "Механизмы конструктивного общения"
Методическая разработка открытого урока "Механизмы конструктивного общения"...