Рабочая программа по учебной дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности специальность Банковское дело
рабочая программа на тему
РП АФХД БД
Скачать:
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Ф.Ф. Мазитов
«01» сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Наименование специальности
38.02.07 Банковское дело
Уфа, 2015
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Анализ финасово-хозяйственной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.07 Банковское дело, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г., № 832
Разработчик:
Девицкая Ирина Александровна, преподаватель
Рабочая программа рассмотрена цикловой комиссией экономики и управления (протокол от 29 августа 2014г. № 1)
Рабочая программа одобрена Педагогическим советом (протокол от 1 сентября 2014г. №1 )
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
- Область применения программы 4
- Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена…………………………………. 4
- Цели и задачи учебной дисциплины - требования к
результатам освоения учебной дисциплины 4
- Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей
программы учебной дисциплины 6
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 6
- Примерный тематический план и содержание учебной
дисциплины 7
- Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению 12
- Информационное обеспечение обучения 12
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 13
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в профессиональный цикл (общепрофессиональная дисциплина).
- Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
Целью дисциплины является формирование у студентов, обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело, теоретических знаний и практических навыков анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Задачи изучения дисциплины:
- получение знаний о направлениях анализа финансово-хозяйственной деятельности, процедурах его организации и проведения;
- рассмотрение вопросов методологии анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- изучение и овладение специальными методами и приемами анализа для решения задач по управлению и улучшению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия;
- формирование навыков оценки результатов деятельности организации и выявления резервов повышения ее эффективности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации;
- обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации;
- использовать информационные технологии для сбора, обработки, накопления и анализа информации;
знать:
- состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации;
- основные методы и приемы экономического анализа;
- методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
ОК 2 - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3 - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4 - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5 – владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;
ОК 9 – ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
ПК 2.1. – Оценивать кредитоспособность клиентов.
- Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 44 часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очное отделение
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 126 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 84 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 42 |
лабораторные работы | |
практические занятия | 42 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 42 |
в том числе: | |
решение домашних заданий | 20 |
работа с конспектами и учебной литературой | 22 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия»
Очное отделение
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. | Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности (внешний анализ) | |
Тема 1.1. Предмет, содержание и задачи и виды экономического анализа. | Содержание учебного материала | |
Предмет, содержание и задачи анализа. Система экономической информации для анализа. Объекты и субъекты анализа финансово-хозяйственной деятельности. Анализ как функция управления и контроля деятельности хозяйствующего субъекта. Виды экономического анализа. Источники информации для анализа. | 4 | |
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | 4 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Тема 1.2. Методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности | Содержание учебного материала | |
Метод экономического анализа. Традиционные и математические методы. Применение в анализе абсолютных, относительных и средних величин. Метод сравнения, группировки, балансовый метод. Факторный анализ, вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ. Методика анализа достоверности источников информации | 4 | |
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | 4 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Тема 1.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как основной источник информации при проведении внешнего финансового анализа | Содержание учебного материала | |
Состав, виды форм, структура, принципы построения, сроки подготовки. Бухгалтерский баланс. Отчет о финансовых результатах. Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных средств Пояснения к бухгалтерской отчетности
| 6 | |
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Раздел 2. | Анализ деятельности предприятия как клиента банка | |
Тема 2.1. Анализ деловой активности и анализ эффективности использования имущества предприятия | Содержание учебного материала | |
Сущность и основные способы анализа деловой активности. Золотое правило экономики предприятия. Показатели деловой активности. Анализ структуры и динамики баланса. Анализ эффективности использования основных, оборотных средств, трудовых и финансовых ресурсов. | 4 | |
Лабораторные работы | ||
Практические занятия Анализ деловой активности предприятия | 4 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Тема 2.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия | Содержание учебного материала | |
Виды прибыли, получаемой предприятием и методика их расчета. Показатели рентабельности работы предприятия и их значения для оценки финансового состояния предприятия | 4 | |
Лабораторные работы | ||
Практические занятия Анализ структуры и динамики прибыли, анализ показателей рентабельности работы предприятия | 4 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Тема 2.3. Анализ ликвидности, платежеспособности и состояния платежно-расчетной дисциплины предприятия | Содержание учебного материала | |
Экономическая сущность ликвидности баланса предприятия. Взаимосвязь понятия: ликвидность, платежеспособность и кредитоспособность. Методика анализа ликвидности. Группировка актива по степени ликвидности, а пассива по группам срочности. Показатели ликвидности и их нормативы. Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. | 4 | |
Лабораторные работы | ||
Практические занятия. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия с помощью различных методов анализа | 4 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Тема 2.4. Анализ финансовой устойчивости предприятия | Содержание учебного материала | |
Понятие финансовой устойчивости предприятия. Показатели финансовой устойчивости. Оценка зависимости предприятия от заемных средств. Методика расчета обеспеченности запасов и затрат источниками их финансирования. Перспективный анализ финансовой устойчивости с учетом предполагаемой выдачи кредита | 4 | |
Лабораторные работы | ||
Практические занятия Анализ финансовой устойчивости предприятия с помощью различных приемов и методов | 4 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Тема 2.5. Комплексный анализ финансового состояния предприятия | Содержание учебного материала | |
Комплексная оценка деятельности предприятия. Методика комплексной оценки. Выбор показателей для обобщения результатов анализа | 6 | |
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Тема 2.6. Заключение о характере взаимоотношений банка с клиентом на основе результатов анализа | Содержание учебного материала | |
Методика оценки. Рейтинговая оценка. Кредитная история. Заключение о характере взаимоотношений банка с клиентом на основе результатов анализа | 6 | |
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Примерная тематика курсовой работы (если предусмотрены) | ||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (если предусмотрены) | ||
Всего: | 126 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины по специальности 38.02.07 Банковское дело требует наличия учебного кабинета анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска с маркерами;
- экран.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- стандартное программное обеспечение: MS Windows XP, текстовый редактор MS Word, редактор электронных таблиц MS Excel; Internet Explorer,
- калькулятор.
- Мультимедиа-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум [Текст]: учеб. пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. – М.: ИД Фрум: ИНФРА-М, 2010. – 192 с.
- Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб. пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - 2-e изд., испр. и доп. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 288 с. - (Профессиональное образование).
- Канке, А.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 288 с.
- Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. - 6-e изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 378 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 345 с.
- Чуева, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / Л.Н. Чуева, И.Н. Чуев. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К*, 2010. – 348 с.
Дополнительные источники:
- Самигуллина, И.Р. Сборник задач по дисциплине "АФХД"[Текст]. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2009. – 36 с.
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM:
- Губин, В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности[Текст]: учебник / В.Е. Губин, О.В. Губина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с. - http://znanium.com/bookread.php?book=454283
- Губин, В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Практикум[Текст]: учеб. пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 192с. - http://znanium.com/bookread.php?book=402717
- Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб. пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - 2-e изд., испр. и доп. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 288 с. - http://znanium.com/bookread.php?book=373890
- Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. - 6-e изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 378 с. - http://znanium.com/bookread.php?book=413148
Интернет-ресурсы:
- Анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/deyatelnost-predpriyatiya-2/, свободный.
- Анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/, свободный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Оценка качества освоения программы учебной дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Текущий контроль проводится в форме: опросов, выполнения заданий на практических занятиях, тестирования и др.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
|
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Программа учебной дисциплины "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 080114 ...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Иностранный /английский/ язык" для специальности "Операционная деятельность в логистике", 1 курс
Рабочая программа по учебной дисциплине "Иностранный /английский/ язык" для специальности "Операционная деятельность в логистике", 1 курс выполнена на основе Примерной рабочей программы, разработанной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Основы логистики» код, профессия/специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Рабочая программа операционная деятельность в логистике...
ФОС по учебной дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике ППССЗ базового уровня
Оценочные средства, представленные по общепрофессиональной дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности содержат пояснительную записку к итоговой аттестации в формате тестирования, два вариа...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии" Специальность - 34.0201 Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...