ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа по теме
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afkhd_2bd.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2012г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080110 «Банковское дело»
Организация-разработчик: ГОУ СПО «КТТ»
Разработчики:
Якупова С.З., преподаватель спецдисциплин, председатель ЦК
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 4 |
| 7 |
| 9 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 «Банковское дело»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Профессиональный цикл, опщепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-анализировать основные показатели производственно-финансовой деятельности предприятия;
-использовать в работе экономическую, нормативную и инструктивную документацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-методы экономического анализа, комплексной оценки и применять их при анализе хозяйственной деятельности;
-классификацию видов экономического анализа;
-особенности анализа деятельности клиента банка;
-основные направления анализа деятельности банка.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 74 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 54часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 74 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
теоретическое обучение | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
(систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы; оформление практических работ, рефератов, отчетов, презентаций и подготовка к их защите) | 23 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Содержание, задачи и виды экономического анализа |
| 20 | |
1.1 Содержание, предмет и задачи экономического анализа | Содержание учебного материала | ||
1. Содержание экономического анализа, как системы специальных знаний. Основные задачи экономического анализа | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад на тему: История и перспективы развития экономического анализа. | 4 | ||
1.2 Метод, методика и информационное обеспечение экономического анализа | Содержание учебного материала | ||
1. Понятие методов экономического анализа, характеристика особенностей метода. Классификация методов, способов и приемов анализа. Информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности. | 2 | ||
Практические занятия. Решение задач с применением методов экономического анализа. | 2 | ||
1.3 Классификация видов экономического анализа | Содержание учебного материала | ||
1.Общая схема экономического анализа. Экономический анализ как важнейшая функция управления экономикой на различных уровнях. Понятие перспективного, оперативного и текущего анализа. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучить экономико-математические методы и их применение при анализе хозяйственной деятельности предприятия. | 8 | ||
Раздел 2. Система комплексного экономического анализа, факторы и резервы повышения эффективности производства | 10 | ||
2.1 Понятие системного подхода. Классификация факторов и резервов повышения эффективности производства. | Содержание учебного материала | ||
1. Краткий обзор этапов в системном подходе к комплексному экономическому анализу. Классификация факторов и резервов повышения эффективности производства. | 2 | ||
2.2 Методика комплексной оценки интенсификации и эффективности производства | Содержание учебного материала | ||
1. Схема факторов, показателей и конечных результатов интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности. Методика анализа интенсификации производства. | 4 | ||
Практические занятия. Решение задач. Расчет комплексной оценки всесторонней интенсификации производства | 4 | ||
Раздел 3. Методика анализа основных показателей производственно-финансовой деятельности предприятия | 20 | ||
3.1 Анализ фондоотдачи, материалоемкости и производительности труда | Содержание учебного материала | ||
1. Задачи анализа использования средств труда на предприятии. Схема формирования и анализа стоимостных показателей и факторов использования средств труда. Показатели использования основных производственных фондов. Факторы влияющие на размер фондоотдачи. | 2 | ||
Практические занятия. Решение задач. Анализ фондоотдачи, материалоотдачи, производительности труда. | 2 | ||
3.2 Анализ объема, качества и структуры продукции, работ и услуг, затрат на производство и себестоимость продукции | Содержание учебного материала | ||
1. Задачи экономического анализа объема, качества и структуры продукции на предприятии. Анализ экономии от снижения себестоимости продукции. | 2 | ||
Практические занятия. Анализ объема, качества и структуры продукции. Анализ затрат на производство и себестоимость продукции. | 2 | ||
3.3 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия | Содержание учебного материала | ||
1. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Основные показатели рентабельности их формирование и зависимость. | 2 | ||
Практические занятия. Решение задач. Факторный анализ прибыли от реализации продукции | 2 | ||
3.4 Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности предприятия | Содержание учебного материала | ||
1. Характеристика показателей финансовой устойчивости предприятия. Понятие платежеспособности и ликвидности предприятия. Коэффициенты покрытия, ликвидности и платежеспособности предприятия. | 2 | ||
Практические занятия. Структурный анализ активов и пассивов предприятия. Анализ финансовой устойчивости предприятия. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Рассмотреть анализ использования авансированных производственных фондов | 4 | ||
Раздел 5 Анализ финансового состояния коммерческого банка | 24 | ||
4.1 Ресурсы коммерческого банка и его база | Содержание учебного материала | ||
1. Ресурсы коммерческого банка: структура и характеристика. Оценка достаточности собственного капитала банка. Привлеченные средства коммерческого банка. | 2 | ||
Практические занятия. Анализ структуры собственного капитала банка | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучить информационные источники расчета показателей: годовая и квартальная бухгалтерская отчетность. | 4 | ||
4.2 Структура и качество активов банка | Содержание учебного материала | ||
1. Состав и структура активов. Анализ качества активов банка. Анализ структуры активов, приносящей процентный доход. | 2 | ||
Практические занятия. Анализ качества активов банка. | 2 | ||
4.3 Доходы и прибыль коммерческого банка | Содержание учебного материала | ||
1. Доходы, расходы, процентная маржа. Оценка уровня доходов и расходов банка. Формирование и использование прибыли. Рентабельность. | 2 | ||
Практические занятия. Анализ доходов и расходов банка. | 2 | ||
4.4 Ликвидность и платежеспособность банка | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Понятие и факторы, определяющие ликвидность и платежеспособность банка. Характеристика групп факторов. | |||
Практические занятия. Оценка ликвидности банка. | 2 | ||
4.5 Система кредитоспособности клиента банка | Содержание учебного материала | ||
1. Понятие и критерии кредитоспособности клиента. Уровень кредитоспособности клиента: финансовое положение заемщика банка. | 2 | ||
Практические занятия. Анализ денежного потока как способа оценки кредитоспособности клиентов | 2 | ||
Всего: | 74 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- ПК преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- ПК-10 штук, программное обеспечение, электронные средства учебного назначения;
- комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.: ил.
2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 215 с. – (Серия «Высшее образование»).
3.Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующих субъектов. – М.: Финансы и статистика, 2006
4.Ковалев В.В. Финансовый анализ: методика и процедура. – М.: Финансы и статистика, 2005
5. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Лысенко Д.В. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с. – (Высшее
образование).
6.Любушкин Н.П., Лещева В.Т. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2006
7. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей. – М.: Академический Проект, 2002. – 573 с.
8.. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 288 с. – (Высшее образование).
9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с.
10. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности:Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.:ИНФРА-М, 2003. – 303 с.
11. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. – Испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416 с. – (Высшее образование).
12. Экономический анализ: Учебник для вузов/ Под ред. Л.Т.Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Дополнительные источники:
- Алексеева А.И. Комплексный анализ финансово хозяйственной деятельности. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006
2. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2005
4. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. пособие. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. – 304 с.
5. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2006
6. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: Учебное пособие. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. – 240 с.
7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ПБОЮЛ, 2000.
8. Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. Тесты, задачи, деловые игры, ситуации. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 448 с.
9. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальныхрешений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие/Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. - М.:Финансы и статистика, 2000. – 656 с.: ил.
Интернет-ресурсы
- Автоматизированная система комплексного финансово-экономического и управленческого анализа хозяйственной деятельности предприятия
(ФинЭкАнализ)
4. .http://www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
-анализировать основные показатели производственно-финансовой деятельности предприятия; | Экспертная оценка решения задач, разбора производственных ситуаций, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, защиты практических занятий |
-использовать в работе экономическую, нормативную и инструктивную документацию. | Использование и анализ данных бухгалтерского учета и отчетности, нормативных и инструктивных документов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
-методы экономического анализа, комплексной оценки и применять их при анализе хозяйственной деятельности; | Экспертная оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, защиты практических занятий |
-классификацию видов экономического анализа; | Экспертная оценка решения задач, разбора производственных ситуаций, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, защиты практических занятий |
-особенности анализа деятельности клиента банка; | Экспертная оценка решения задач, разбора производственных ситуаций, защиты практических занятий |
-основные направления анализа деятельности банка. | Решение ситуационных и производственных задач на определение основных показателей деятельности банка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет. Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 103 ч., в том числе:обяза...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность банковской деятельности» 38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Рабочая программа по дисциплине "Безопасность банковской деятельности...
Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике для базовой подготовки
Рассматриваются теоретические вопросы экономического анализа как системы знаний о предмете и объектах, методе и задачах, методике и организации аналитической работы на предприятиях. Раскрываются метод...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы профессиональной деятельности" по специальности СПО 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...