Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии" Специальность - 34.0201 Сестринское дело
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 34.0201 «Сестринское дело».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_sestrinskoe_delo.doc | 382.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ
«БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ.
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 34.0201 «Сестринское дело».
Разработчик - преподаватель колледжа:
Шалашникова Татьяна Александровна
Рецензенты:
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК ОГСЭЕН и ОП дисциплин
Протокол №____________
от « __ »__________20__г.
Председатель
________________ _______________
подпись Ф.И.О.
Утверждена на методическом совете
от «__» _____________ 20__г.
Зам директора по УР
________________ Шереметова О.В.
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью Основной профессиональной образовательной программы Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Байкальский базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Республики Бурятия» в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
34.0201 Сестринское дело, Базовый и углубленный уровень среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ дополнительного профессионального образования 34.0201 Сестринское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы микробиологии и иммунологии» входит в состав дисциплин профессионального цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
-проводить простейшие микробиологические исследования;
-дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
-осуществлять профилактику распространения инфекции.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
-морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
-основные методы асептики и антисептики;
-основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
-факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
1.4. Количество часов на освоение Рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
5.2.1. Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
5.2.2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы микробиологии и имммунологиии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||
Раздел 1.Общая микробиология | 27 | 1 1 1 1 | ||||||||||
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1. | Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии. | |||||||||||
2. | История развития микробиологии и иммунологии. | |||||||||||
3. | Роль микроорганизмов в жизни человека и общества. | |||||||||||
4. | Научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии. | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях Составление сообщений по вопросам истории и развития науки микробиологии, ее современных достижениях и использовании микроорганизмов на благо человека и о проблемах борьбы с ними. | 1 | 1 1 1 1 1 1 | ||||||||||
Тема 1.2. Классификация микроорганизмов. Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов. Организация микробиологической лабораторной службы | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1. | Прокариоты и эукариоты. Принципы классификации микроорганизмов на бактерии, грибы, простейшие, вирусы. .Предмет и задачи бактериологии, микологии, паразитологии, вирусологии. | |||||||||||
2. | Систематика и номенклатура микроорганизмов. Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность. Название вида микроорганизмов в соответствии с бинарной номенклатурой | |||||||||||
3. | Характер взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм и симбиоз. | |||||||||||
4. | Симбиотические отношения: мутуализм, комменсализм, паразитизм, характеристика каждого типа взаимоотношений, их значение для человека. | |||||||||||
5. | Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности. Номенклатура микробиологических лабораторий, их структура и оснащение базовой лаборатории. | |||||||||||
6. | Правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 1 1 1 1 1 1 1 | ||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях | ||||||||||||
Тема 1.3. Экология микроорганизмов | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1. | Понятие об экологии. Микробиоциноз почвы, воды, воздуха. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении возбудителей инфекционных болезней. | |||||||||||
2. | Влияние физических факторов (температуры, давления, ионизирующей радиации, ультразвука, высушивания), механизм их действия на микроорганизмы. | |||||||||||
3. | Влияние химических факторов, механизм их действия на микроорганизмы. | |||||||||||
4. | Понятие о дезинфекции. (Тепловая, химическая, лучевая дезинфекция. Профилактическая и текущая дезинфекция. Средства дезинфекции, их выбор в зависимости от объекта, подлежащего обработке и микроорганизмов, на которые направлено действие дезинфицирующих средств. Стационарные, переносные и передвижные установки для дезинфекции воздуха помещений. Использование аэрозолей для дезинфекции). | |||||||||||
5. | Контроль за качеством стерилизации и дезинфекции. Современные системы экспресс- контроля стерилизации и дезинфекции. | |||||||||||
6. | Понятие об асептике и антисептике. Методы асептики и антисептики. | |||||||||||
7. | Системы сбора, хранения и утилизации медицинских отходов, содержащих инфицированный Материал. Понятие о стерилизации. Тепловая, химическая, лучевая стерилизации. Аппараты для тепловой стерилизации (паровой стерилизатор,воздушный стерилизатор, другие стерилизаторы), их устройство, правила работы, техника безопасности при эксплуатации. | |||||||||||
Практические занятия | 4 | |||||||||||
Микробиологическая лаборатория, устройство, оснащение, правила работы. Стерилизация. Дезинфекция, хранение, утилизация, медицинских отходов, содержащих инфицированный материал. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях Создание презентаций о современных дезинфектантах, аппаратах для утилизации отходов и пр.Составление рефератов на тему «Микрофлора окружающей среды». | ||||||||||||
Тема 1.4. Учение об инфекционном и эпидемическом процессах | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1 | Понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание». | 1 1 1 | ||||||||||
2 | .Паразитарная форма взаимоотношений микро – и макроорганизмов. Факторы, влияющие на возникновение, течение и исход инфекционного процесса: количественная и качественная характеристика микроба – возбудителя, состояние макроорганизма, экологические факторы. | |||||||||||
3. | Стадии инфекционного процесса. Характерные особенности инфекционных болезней: зависимость от вида патогенного микроорганизма, контагиозность, цикличность. Периоды инфекционной болезни. Формы инфекционного процесса. | |||||||||||
4 | .Понятие об эпидемическом процессе. Влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса. Источник инфекции. Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. Пути передачи возбудителей инфекции. Природная очаговость инфекционных болезней. Восприимчивость коллектива к инфекции. Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация). | 1 1 | ||||||||||
5 | Интенсивность эпидемического процесса. Эколого-эпидемическая классификация инфекционных болезней. Карантинные (конвенционные) и особо опасные инфекции. | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях, составление текста бесед по вопросам санитарно-гигиенического просвещения разных групп населения (например, о соблюдении правил личной гигиены в целях профилактики кишечных инфекций для школьников начальных классов).. | ||||||||||||
Тема 1.5. Учение об иммунитете | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1 | Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества. Неспецифические и специфические факторы защиты, их взаимосвязь. Виды иммунитета. | 1 1 1 1 | ||||||||||
2 | Основные формы иммунного реагирования. Иммунологические исследования, их значение. Серологические исследования: реакции агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента, с использованием метки, нейтрализации токсина, их механизм и применение. | |||||||||||
3. | Молекулярно-биологические методы диагностики: полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот, их механизм и применение. Иммунный статус. Патология иммунной системы. Кожно-аллергические пробы. | |||||||||||
4. | Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины, иммуноглобулины и иммунные сыворотки, эубиотики, бактериофаги, иммуномодуляторы, диагностические препараты, их состав, свойства, назначение. | |||||||||||
Практические занятия | 4 | |||||||||||
1.Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных болезней. 2.Постановка простейших серологических реакций и учёт результатов | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Составление рефератов на темы: «Историческое значение иммунитета в развитии общества», «Медицинские иммунологические препараты (например вакцины), их практическое применение и значение для человека и общества» | ||||||||||||
Раздел 2 Бактериология | 24 | |||||||||||
Тема 2.1. Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы её изучения | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||
1 | Классификация бактерий по Берджи. Принципы подразделения бактерий на группы. Особенности морфологии микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов. Формы бактерий: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся. Структура бактериальной клетки: основные и дополнительные структуры, их химический состав и назначение. | 1 1 1 | ||||||||||
2 | Микроскопические методы изучения морфологии бактерий: виды микроскопов, методы окраски. Дифференциация бактерий по морфологическим и тинкториальным свойствам. | |||||||||||
3 | .Приготовление препаратов из разного нативного материала и культуры микроорганизмов, окраска простым и сложными методами, микроскопия в иммерсии, описание препарата. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований. | |||||||||||
Практическое занятие | 4 | |||||||||||
Изучение морфологии бактерий | ||||||||||||
Тема 2.2. Физиология бактерий, методы её изучения | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 | |||||||||
1. | Химический состав бактериальной клетки. Ферменты бактерий. Питание, дыхание, рост и размножение бактерий. | |||||||||||
2. | Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Условия культивирования бактерий. Термостат, правила эксплуатации. | |||||||||||
3. | Выделение чистой культуры бактерий. Культуральные и биохимические свойства бактерий, их значение для дифференциации бактерий. | |||||||||||
4. | Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов | |||||||||||
Практические занятия | 4 | |||||||||||
Культивирование бактерий, изучение культуральных свойств | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях | ||||||||||||
Тема 2.3. Частная бактериология. Антибактериальные средства. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |||||||||
1. | Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. | |||||||||||
2. | Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. | |||||||||||
3. | Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. | 1 1 1 1 1 1 1 | ||||||||||
4. | Профилактика распространения инфекций. | |||||||||||
5. | Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. | |||||||||||
6. | Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы). | |||||||||||
7. | Антибактериальные средства, механизм их действия. Общая характеристика механизмов устойчивости бактерий к антибактериальным препаратам. Общая характеристика методов оценки антибиотикочувствительности. | |||||||||||
8. | Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам диско-диффузионным методом, методом серийных разведений, постановкой β-лактамозного теста, экспресс-методами. | |||||||||||
9. | Факторы антибактериального и антитоксического иммунитета, провоцирование хронического течения болезни и аллергизации организма. | |||||||||||
10 | Методы микробиологической диагностики бактериальных инфекций: микроскопическое и бактериологическое исследования, серологическое исследование (реакции агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента, с использованием метки, нейтрализации токсина); аллергические диагностические пробы (кожные, in vitro); молекулярно-биологические методы (полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот). | |||||||||||
Практическое занятие | 4 | |||||||||||
Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам. Профилактика бактериальных инфекций (проведение бесед студентами) | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике бактериальных инфекций с разными группами населения. | ||||||||||||
Раздел 3. Микология | 5 | |||||||||||
Тема 3.1. Классификация грибов. Строение и особенности физиологии грибов, методы их изучения Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1 | Классификация грибов: низшие и высшие грибы, совершенные и несовершенные грибы. Морфология грибов. | 1 1 1 | ||||||||||
2 | Особенности питания и дыхания грибов. Культивирование грибов, оптимальные условия для культивирования. Устойчивость грибов к факторам окружающей среды. | |||||||||||
3 | Грибы как санитарно-показательные микроорганизмы воздуха. | |||||||||||
4 | Возбудители грибковых кишечных инфекций – микотоксикозов. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. | 1 1 1 1 1 1 | ||||||||||
5 | Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. | |||||||||||
6 | Возбудители грибковых инфекций наружных покровов – дерматомикозов, их классификация. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. | |||||||||||
7 | Патогенные дрожжи и дрожжеподобные грибы, связь с ВИЧ инфекцией | |||||||||||
8 | .Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета | |||||||||||
9 | Методы микробиологической диагностики микозов: микроскопическое и микологическое исследования, серологическое исследование (реакции агглютинации, преципитации, связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, иммуноферментный анализ, иммуноблотинг), полимеразная цепная реакция, аллергологические диагностические пробы (кожная, in vitro), биологическое, гистологическое исследования. | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. | ||||||||||||
Подготовка текста бесед по профилактике микозов с разными группами населения | ||||||||||||
Раздел 4. Паразитология | 10 | |||||||||||
Тема 4.1. Общая характеристика и классификация простейших, методы их изучения. Частная протозоология | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||||
1. | Общая характеристика и классификация простейших: саркодовых (дизентирийная амёба), жгутиковых (лямблия, трихомонада, трипаносома), споровиков(малярийный плазмодий, токсоплазма) и инфузорий (кишечный балантидий). Особенности их морфологии и жизнедеятельности. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||||||||||
2. | Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза, балантидиаза. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления. | |||||||||||
3. | Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов. 4. 5. | |||||||||||
4. | Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления. | |||||||||||
5. | Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления. | |||||||||||
6. | Токсоплазмоз, источник инвазии, пути заражения, жизненный цикл паразита, основные проявления врождённых и приобретённых токсоплазмозов. | |||||||||||
7. | Противопротозойные препараты. Особенности иммунитета при протозойных инфекциях. | |||||||||||
8. | Микроскопический метод обнаружения простейших в биологическом материале (кровь, моча, кал) и объектах окружающей среды (почва, вода) как основной метод лабораторной диагностики протозоозов. Профилактика протозоозов.Методы микробиологической диагностики протозоозов: микроскопическое, культуральное, серологическое, аллергологическое и биологическое исследования. | |||||||||||
Практическое занятие | 4 | |||||||||||
Обнаружение простейших в биологическом материале и объектах окружающей среды. Методы микробиологической диагностики протозоозов. Профилактика протозоозов | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике протозоозов с разными группами населения | ||||||||||||
Тема 4.2. Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||||
1 | Общая характеристика и классификация гельминтов. Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов: сосальщиков (трематод), ленточных червей (цестод) и круглых червей (нематод). | 1 1 1 1 | ||||||||||
2 | Источники инвазии, пути распространения и заражения гельминтами. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды. Характерные клинические проявления гельминтозов. | |||||||||||
3 | Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале (кал, моча), яиц и личинок в объектах окружающей среды (почва, вода) и промежуточных хозяевах (например, рыбе, мясе). | |||||||||||
4 | Профилактика гельминтозов. | |||||||||||
5 | Методы микробиологической диагностики гельминтозов: макро- и микроскопическое исследование, серологическое исследование (реакции связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, прямой гемагглютинации, кольцепреципитации, латексной агглютинации, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ), аллергическое исследование (кожные пробы). | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике гельминтозов с разными группами населения | ||||||||||||
Раздел 5. Вирусология | 7 | |||||||||||
Тема 5.1. Классификация и структура вирусов. Культивирование и репродукция вирусов. Методы изучения вирусов | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1. | Особенности классификации вирусов, таксономия. Структура вирусов, просто и сложно устроенные вирусы. Формы вирионов. Изучение морфологии вирусов | 1 1 1 1 | ||||||||||
2. | Особенности физиологии вирусов как облигатных клеточных паразитов. Методы культивирования и индикации вирусов. Устойчивость вирусов к факторам окружающей среды. Репродукция вируса: продуктивный тип репродукции и его стадии, понятие об абортивном и интегративном типах. Генетика вирусов и её значение для современной медицины | |||||||||||
3. | Бактериофаги, их свойства и применение в диагностике, профилактике и лечении инфекционных болезней. Бактериофаги как санитарно-показательные микроорганизмы фекального загрязнения окружающей среды. | |||||||||||
4. | Методы микробиологической диагностики вирусных инфекций: вирусологическое исследование, серологическое исследование (реакции связывания комплимента, непрямой гемагглютинации, торможения гемагглютинации, радиального гемолиза, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ), молекулярно-биологические методы (полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот), экспресс-диагностика (реакция иммунофлюоресценции, иммунная электронная микроскопия, молекулярно-биологические методы и др.). | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. | ||||||||||||
Тема 5.2. Частная вирусология. Противовирусные препараты. Особенности противовирусного иммунитета | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 1 1 1 | |||||||||
1. | Возбудители вирусных кишечных инфекций: гепатитов А и Е, полиомиелита, ротавирусных инфекций. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. | |||||||||||
2. | .Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа, других острых респираторных вирусных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, опоясывающего герпеса, натуральной оспы. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. | |||||||||||
3. | Возбудители вирусных кровяных инфекций: иммунодефицита человека, гепатитов В,С,Д,G, геморрагической лихорадки, клещевого энцефалита. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций | |||||||||||
4. | Возбудители вирусных инфекций наружных покровов: бешенства, простого вируса, цитомегалии, ящура. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. | |||||||||||
5. | Онкогенные вирусы. Медленные вирусные инфекции. Интерферон и другие противовирусные препараты. Индукторы интерферона. Устойчивость вирусов к химиопрепаратам. | |||||||||||
6. | Особенности противовирусного иммунитета, обусловленные двумя формами существования вирусов: внеклеточной и внутриклеточной. | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике вирусных инфекций с разными группами населения | ||||||||||||
Раздел 6. Клиническая микробиология | 15 | 1 1 1 | ||||||||||
Тема 6.1. Микрофлора организма человека | Содержание материала | 1 | ||||||||||
1. | Микробиоциноз в условиях физиологической нормы организма человека. | |||||||||||
2. | Понятие «нормальная микрофлора человека». Резидентная и транзиторная микрофлора. Формирование микробиоциноза и его изменения в процессе жизнедеятельности человека. Нормальная микрофлора различных биотопов: кожи, слизистых оболочек рта, верхних дыхательных путей, пищеварительного тракта, мочеполовой системы. Роль нормальной микрофлоры для жизнедеятельности и здоровья человека: защита организма от патогенных микробов, стимуляция иммунной системы, участие в метаболических процессах и поддержании их баланса. | |||||||||||
3. | Дисбактериоз, причины, симптомы, методы исследования, корреляция. | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка рефератов на тему «Нормальная микрофлора различных биотопов» | ||||||||||||
Тема 6.2. Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||||
1 | Значение своевременного и адекватного взятия материала для микробиологических исследований. Меры предосторожности при сборе и транспортировке исследуемого материала. Предохранение от контаминации исследуемого материала нормальной микрофлорой. | 1 1 | ||||||||||
2 | Правила взятия, сроки, температурные и другие условия транспортировки материала для бактериологических, микологических, паразитологических и вирусологических исследований, поддерживающие жизнедеятельность возбудителя, предотвращающие избыточный рост сопутствующий микрофлоры и обеспечивающие безопасность людей и окружающей среды. Количество отбираемого материала. Посуда, инструменты и химические реагенты, используемые для сбора материала, их перечень, подготовка к работе, утилизация. Оформление сопровождающих документов. | |||||||||||
Практическое занятие | 4 | |||||||||||
Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. | ||||||||||||
Тема 6.3. Современные технологии, применяемые в клинической микробиологии | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |||||||||
1 | Микрометоды для индентификации микроорганизмов различных групп и определения их антибиотикочувствительности. | . | ||||||||||
2 | Автоматизация и компьютеризация при идентификации и отделении антибиотикочувствительности микроорганизмов. Регистрация и анализ данных с помощью персонального компьютера. Преимущества современных технологий в клинической микробиологии перед классическими методами. | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. | ||||||||||||
Тема 6.4. Внутрибольничные инфекции | Содержание материала | 2 | 1 | |||||||||
Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ) (больничная, госпитальная, нозокомиальная, оппортунистическая), классификация. Источники, механизмы передачи, пути передачи. Основные причины возникновения ВБИ, резервуары и типичные места обитания микроорганизмов, часто встречающихся в медицинских учреждениях. Профилактика ВБИ: разрушение цепочки инфекции на разных стадиях. Организация, информационное обеспечение и структура эпиднадзора в учреждениях здравоохранения. Микробный пейзаж внутрибольничных инфекций. Санитарно-микробиологические исследования воздуха, смывов, стерильного материала в учреждениях здравоохранения. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действие медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. | ||||||||||||
Всего: | 90 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы микробиологии и имммунологии
Оборудование учебного кабинета:
1. Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- общий рабочий стол для работы с реактивами;
- книжный шкаф;
- шкаф для реактивов;
- шкафы для инструментов и приборов.
2. Учебно-наглядные пособия
- плакаты, слайды, фотографии;
- муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри;
- микропрепараты бактерий, грибов, простейших;
- образцы бланков направлений на микробиологические исследования, регистрации результатов проведённых исследований и др.;
- фотографии с изображением поражений наружных покровов инфекционным агентом;
- плакаты и другие средства наглядной агитации, используемые в профилактической деятельности.
3. Аппаратура и приборы
- агглютиноскоп;
- аппарат для бактериологического анализа воздуха (аппарат Кротова);
- аппарат для дезинфекции воздуха;
- весы аптечные ручные с разновесом от 0,01 г до 100,0 г;
- дистиллятор (Д-1) (4-5 л в час) электрический;
- лупа ручная (4х-7х);
- микроскопы с иммерсионной системой;
- стерилизатор воздушный;
- стерилизатор паровой
- термостат для культивирования микроорганизмов;
- холодильник бытовой.
4. Лабораторные инструменты, посуда, реактивы, питательные среды, , обеспечивающие проведение практических занятий.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийное оборудование;
-программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Борисов Л.Б.
Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.
2. Воробьёв А.А.
Медицинская и санитарная микробиология: Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А. Воробьёв, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Воробьёв А.А., Быков А.С.
Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии6 Учебное пособие для студентов медицинских вузов. -М.: Медицинское информационное агентство, 2003.
4. Воробьёв А.А.
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Издательство: МИА, 2008.
5. Сбойчаков В.Б.
Санитарная микробиология. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
6. Тец В.В.
Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: Медицина, 2002.
Дополнительные источники:
1. Алешукина А.В.
Медицинская микробиология: Учебное пособие. – Ростов н\д: Феникс, 2003.
2. Г.Р. Бурместер
Наглядная иммунология. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
3. Воробьёв А.А., Быков А.С., Бойченко М.Н.
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов. – 2-е изд., испр. И доп. –М.: Мед. информ. Агентство, 2006.
4. Кипайкин В.А., Рубашкина Л.А.
Эпидемиология: Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
5. Коротяев А.И., Бабичев С.А.
Медицинская микробиология и вирусология. Издательство: СпецЛит, 2008.
6. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В., Рубашкина Л.А.
Инфекционный контроль в лечебно-профилактических учреждениях. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
7. Лабинская А.С., Блинкова Л.П., Ещина А.С.
Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований: Учебное лит. Для учащихся мед. училищ и колледжей. – М.: Медицина, 2004.
8. Лабинская А.С.
Частная медицинская микробиология с техникой микробиологических исследований. Издательство: Медицина, 2005.
9. Лабинская А.С.
Руководство по медицинской микробиологии. Общая и санитарная микробиология. Книга 1.Издательство: БИНОМ, 2008.
10. Малов В.А.
Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.
11. Мальцев В.Н., Пашков Е.П., Хаустова Л.И.
Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
12. Марри П.Р., Шей И.Р.
Клиническая микробиология. Краткое руководство: Пер. с англ. – М.: Мир, 2006.
13. Маянский А.Н.
Патогенетическая микробиология. Издательство: НГМА, 2006.
14. Покровский В.И., Поздеев О.К.
Медицинская микробиология. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2007.
Интернет ресурсы
№ | НАИМЕНОВАНИЕ | ДОСТУП (САЙТ) | ПРИМЕЧАНИЕ |
1. | Министерство здравоохранения и социального развития РФ | (http//www.minzdravsoc.ru) | |
2. | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | (http//www.rospotrebnadzor.ru) | |
3. | ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | (http//www.fcgsen.ru) | |
4. | Информационно – методический центр «Экспертиза» | (http//www.crc.ru) | |
5. | Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения | (http//www.mednet.ru). |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований | Решение ситуационных задач. Демонстрация практических действий по забору и упаковке разных инфекционных материалов, составлению сопроводительных документов. Решение ситуационных задач по технике безопасности и действиям в нестандартных ситуациях |
Уметь проводить простейшие микробиологические исследования | Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микроскопированию микропрепаратов, описание морфологии увиденных под микроскопом микроорганизмов. Демонстрация практических действий по подготовке лабораторной посуды к работе (мытьё, сушка, стерилизация). Демонстрация практических действий по приготовлению питательных сред из полуфабрикатов в соответствии и указаниями на этикетке, разливу сред в чашки Петри, посеву микроорганизмов шпателем, тампоном, петлёй. Описание культуральных свойств бактерий, грибов. Демонстрация практических действий по проведению реакции микроагглютинации |
Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам | Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к бактериям, грибам, простейшим по рисункам, фотографиям, муляжам морфологии и культуральных свойств. Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к гр (-) и гр (+) коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах. Выполнение заданий по определению в микропрепарате грибов и описанию их. Выполнение заданий по обнаружению в биологическом материале или объектах окружающей среды простейших и гельминтов и описание их. Демонстрация умения отличать по культуральным свойствам кишечную палочку (на ср. Эндо), стафилококки (на желточно-солевом агаре) и другие микроорганизмы при их культивировании на элективных средах. Выполнение тестовых заданий |
Уметь осуществлять профилактику распространения инфекции | Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе. Составление текста бесед по профилактике инфекционных заболеваний для разных групп населения. Выступление с беседами по вопросам профилактики распространения инфекционных заболеваний в школах, лечебно-профилактических учреждениях, учебных группах и др. (справка из места проведения беседы) |
Знать роль микроорганизмов в жизни человека и общества | Составление рефератов по истории и развитию науки микробиологии, о современных достижениях и проблемах использования микроорганизмов на благо человека и борьбы с ними. Выполнение тестовых заданий на тему: «Предмет и задачи микробиологии, история микробиологии, научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии» |
Знать морфологию, физиологию, экологию микроорганизмов, методы их изучения | Выполнение тестовых заданий на тему: «Морфология, физиология, экология микроорганизмов, методы их изучения». Описание морфологии микроорганизмов по фотографиям. Составление рефератов на темы: «Микрофлора почвы (воды, воздуха)», «Микробиоциноз кожи ( других биотопов)» |
Знать основные методы асептики и антисептики | Узнавание составных элементов парового и воздушного стерилизаторов, заполнение таблиц о режимах стерилизации и стерилизующих материалах. Решение ситуационных задач. Выполнение тестовых заданий. |
Знать основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней | Выполнение тестовых заданий. Решение ситуационных задач. Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения инфекций (в том числе внутрибольничных) с различными группами населения. Составление алгоритмов действий среднего медицинского работника при угрозе эпидемии в конкретной ситуации |
Знать факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике | Выполнение тестовых заданий. Решение ситуационных задач. Подготовка и проведение бесед о значении иммунопрофилактики с различными группами населения. Составление рефератов по истории и развитию иммунологии, значению для человека и общества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Обраовательного Станда...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Станд...
Рабочая программа по основам патологии для специальности 34.02.01. Сестринское дело за 2014-2015г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по основам патологии по специальности 34.02.01. Сестринское дело Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В...
Рабочая программа по дисциплине: "История" для специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине: "История" для специальности: 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа по дисциплине "Обществознание" для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине "Обществознание" для специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа по дисциплине: "История" для специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине: "История" для специальности: 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа по дисциплине: "Обществознание" для специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине: "Обществознание" для специальности: 34.02.01 Сестринское дело...