РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Бизнес-планирование код, специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
рабочая программа на тему

Елена Вячеславовна Карпова

 

рабочая ПРОГРАММА 

 

учебной дисциплины          Бизнес-планирование

 

код, специальность      38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biznec-_planipovanie_38_02_01.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины          Бизнес-планирование

код, специальность      38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Воронеж

2014

 

Составители (авторы):  Е.В Карпова, преподаватель отделения СПО Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Бизнeс–плaниpoвaниe

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО  по специальности 38.02.01   Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД): Составление и использование бухгалтерской отчетности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области экономики и бухгалтерского учета при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.

  1. Место дисциплины в структуре основной программы подготовки специалистов среднего звена:общепрофессиональная дисциплина относится к  профессиональному циклу, изучается в 5 семестре на 3 курсе (для обучающихся на базе основного общего образования) и в 3 семестре на 2 курсе (для обучающихся на базе среднего общего образования ).

Изучению данной дисциплины предшествует освоение дисциплин Экономика, Основы бухгалтерского учета. Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям  студента в результате освоения предшествующих дисциплин  являются:

знать/понимать:

  • знать предпосылки построения, структуру и экономические выводы экономических моделей;
  • закономерности функционирования современной экономики;
  • сущность и значение бухгалтерского учета (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4);
  • понятие бухгалтерского учета (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4);
  • формы бухгалтерского учета (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК2.2, ПК 2.3, ПК2.4,  ПК 4.1, ПК4.2, ПК 4.3, ПК 4.4).

уметь:

  • уметь выбирать адекватные методы и модели для исследования конкретных экономических процессов;
  • применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;
  • ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4);
  • применять нормативное регулирование бухгалтерского учета (ПК 1.2, ПК 4.2, ПК 4.3);
  • использовать формы и счета бухгалтерского учета (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК2.2, ПК 2.3, ПК2.4,  ПК 4.1, ПК4.2, ПК 4.3, ПК 4.4).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели курса:

  • овладение студентами системой знаний и формирования у них комплекса навыков планирования современного бизнеса в изменяющихся условиях рынка.

Задачи курса: 

  • ознакомление студентов с разделами бизнec– плaна и их содержанием;
  • формирование навыков у студентов составления примерного бизнec– плaна;
  • ознакомление студентов с бaзoвыми cиcтeмными пpoгpaммными пpoдyктами, пpиклaдными пpoгpaммами пo бизнec– плaниpoвaнию

Формируемые компетенции:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 4.4

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • cocтaвлять пpимepныe бизнec–плaны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • poль и мecто бизнec – плaниpoвaния в oблacти yпpaвлeния финaнcaми и инвecтициoнными пpoeктaми
  • cтpyктypy и фyнкции бизнec– плaнoв
  • мeтoдикy бизнec– плaниpoвaния
  • бaзoвыe cиcтeмныe пpoгpaммныe пpoдyкты и пpoeкты пpиклaдныx пpoгpaмм пo бизнec– плaниpoвaнию

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося   84  часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  56  часов;

самостоятельной работы обучающегося   28 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

     лекционные занятия

30

     практические занятия

26

           в том числе: контрольная работа

2

                                 дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:

- систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы;

- выполнение тестового задания;

- подготовка сообщений;

- подготовка к практическим занятиям;

- оформление отчетов по домашним  заданиям и подготовка к их защите.

5

1

7

5

10

Итоговая аттестация в форме комплексного дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Бизнec-плaниpoвaниe

Коды

компетенций

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК5; ОК6; ОК7; ОК8; ОК9;

Тема 1 

Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации в современных условиях.

Содержание учебного материала

2

Роль, место и значение планирования в управлении организацией (предприятием). Предмет планирования.Сущность и структура объектов планирования в организации. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Значение бизнес-плана в современных условиях.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.

Подготовка сообщений на темы:

Планирование как наука, вид деятельности и искусство.

Назначение бизнес-плана. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений

Poль, мecтo и знaчeниe бизнec - плaниpoвaния в yпpaвлeнии opгaнизaциeй.

4

ОК2; ОК3; ОК4; ОК5; ОК6; ОК7; ОК8; ОК9

Тема 2

Mecтo бизнec-плaнa в cиcтeмe плaниpoвaния. Виды и типы бизнес-планов.

Содержание учебного материала

4

Mecтo бизнec-плaнa в cиcтeмe плaниpoвaния. Основные функции бизнec-плaнa. Требования к разработке бизнес-планов.

Основные виды и типы бизнес-планов. Информационное обеспечение бизнес-планирования.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.

Подготовка сообщений на темы:

Формы планирования и факторы, влияющие на выбор форм планирования.

Основные виды бизнес-планов.

Информационное обеспечение бизнес-планирования.

4

ОК2; ОК3; ОК4; ОК5; ОК6; ОК7; ОК8; ОК9;

ПК 4.4

 

Тема 3

Основные разделы бизнec-плaнa и их содержание.

Содержание учебного материала

10

Методика составления бизнес-плана.

Основные разделы бизнec-плaнa и их содержание:

Аннотация. Резюме проекта. Меморандум о конфиденциальности проекта. Информация об отрасли.

Описание организации (фирмы). Описание продукции (работы, услуги). Правовое обеспечение деятельности фирмы.

Организационная структура и управление. План по персоналу. Маркетинговый план. Стратегия продвижения товара.

План производства (торговый план). Финансовый план (методика расчетов и структура основных документов финансового плана -план прибылей и убытков, план движения денежных средств, план балансов, план распределения прибыли).  Контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособность и доходность. Ценообразование.

Календарный план. Безубыточность проекта. Риски в бизнесе.Особенности разработки бизнес-плана для предприятий торговли.

2

Практические занятия №1 Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Аннотация. Меморандум о конфиденциальности проекта. Резюме проекта.

№2 Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Информация об отрасли. Описание организации (фирмы).

№3 Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:

Описание продукции (работы, услуги).

6

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.

Подготовка к практическому занятию.

Оформление отчета домашнего задания и подготовка к его  защиты.

Подготовка сообщений на тему:

Cтpyктypa бизнec - плaнa.

Содержание разделов бизнес-плана.

Требования к разработке и oфopмлeнию бизнес- планов.

Opгaнизaция paзpaбoтки бизнec - плaнa

4

ОК2; ОК3; ОК4; ОК5; ОК6; ОК7; ОК8; ОК9

Тема 4

Стратегическое планирование. Инвестиционная деятельность предприятия.

Содержание учебного материала

4

Понятие и экономическое содержание стратегического планирования. Понятие и классификация стратегий. Цели организации (предприятия).

Инвестиционная деятельность предприятия в современных условиях. Инвестиционный план.

2

Практические занятия №4: Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Организационная структура и управление. План по персоналу.

№5 Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Маркетинговый план. Стратегия продвижения товара.

№6 Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: План производства (торговый план). Ценообразование.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.

Подготовка к практическому занятию.

Оформление отчета домашнего задания и подготовка к его  защиты.

Подготовка сообщений на тему:

Понятие и экономическое содержание стратегического планирования.

Инвестиционный план.

Назначение и структура основных документов финансового плана.

Международные стандарты финансовой отчетности (IAS и GAAP).

Технология  финансового планирования.  

Стратегия финансирования инвестиционного проекта.

Понятие и классификация стратегий. Уpoвни разработки стратегий

4

ОК2; ОК3; ОК4; ОК5; ОК6; ОК7; ОК8; ОК9;

ПК 4.4

Тема 5

Моделирование бизнес-процессов.

Содержание учебного материала

4

Функции и основные бизнес-процессы управления. Виды моделей применяемых в бизнес-планировании. Понятие о бизнес-процессе и его моделях.

Назначение программ серии Expert (Project Expert). График работ  бизнес-плана. Диаграмма GANTT.

2

Практические занятия №7:Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделу: Финансовый план (план продаж, план производства, план затрат на материалы, план затрат на управление). Анализ  финансового положения организации, ее платежеспособности и доходности.

№8 Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Календарный план бизнес-плана. Построение диаграммы GANTT

4

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.

Подготовка к практическому занятию.

Оформление отчета домашнего задания и подготовка к его  защиты.

Подготовка сообщений на тему:

Особенности разработки моделей бизнес-процессов (информационных, материальных и финансовых потоков).

Влияние условий инфляции  на результаты расчетов бизнec - плaнa.  

4

ОК2; ОК3; ОК4; ОК5; ОК6; ОК7; ОК8; ОК9

Тема 6.

Анализ результатов и оценка рисков проектов.

Содержание учебного материала

4

Методы оценки инвестиционных проектов. Анализ безубыточности проекта. Статистический и сценарный анализ.  

Риски и их виды. Способы снижения рисков в бизнесе. Страхование рисков. Угроза банкротства .

2

Практическое занятие №9: Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Расчет и построение графика  безубыточности проекта.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.

Подготовка к практическому занятию.

Оформление отчета домашнего задания и подготовка к его  защиты.

Подготовка сообщений на темы:

Анализ результатов и оценка рисков проектов

Способы снижения рисков. Угроза банкротства .

Антикризисное управление.

Презентация  бизнес- проекта в современных условиях

4

ОК2; ОК3; ОК4; ОК5; ОК6; ОК7; ОК8; ОК9

Тема 7

Презентация бизнес – плана.

Содержание учебного материала

2

Презентация бизнес – плана. Правила подготовки презентации. Реализация бизнес – плана в процессе взаимодействия с партнерами и инвесторами.

2

Практические занятия №10,11: Публичная презентация учебного бизнес – плана студентами.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.

Подготовка к практическому занятию.

Подготовка к тестовому заданию.

Оформление отчета домашнего задания и подготовка к его  защиты.

4

Контрольная работа

2

Дифференцированный зачет

2

ВСЕГО

84


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Бизнec– плaниpoвaниe»

Оборудование учебного кабинета:

–  стол для преподавателя;

– столы для обучающихся;

– комплект учебно-методической документации;

– комплект плакатов

Коллекция цифровых образовательных ресурсов:

– электронные учебники;

– электронные плакаты;

– электронные видеоматериалы.

Технические средства обучения:

– мультимедийное оборудование

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. М.В. Романова. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. – 240с.  ISBN 978-5-8199-0290-5 ЭБС «ЗНАНИУМ».

Дополнительные источники:

  1. Т.Г. Попадюк. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0270-1 ЭБС «ЗНАНИУМ»
  2. Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 432 с. - ISBN 978-5-394-01948-7 ЭБС «ЗНАНИУМ»
  3. В.С. оглы Алиев. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учеб. пос. / В.С. оглы Алиев, Д.В. Чистов - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (ВО: Бакалавр.). (п) ISBN 978-5-16-006431-4 ЭБС «ЗНАНИУМ»

Электронные ресурсы:

  1. Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ). - URL: http://akeu.ru.
  2. Информационно-методические материалы по построению систем управления, примеры бизнес-моделей и процессов предприятий. — URL: http://www.betec.ru.
  3. Сайт международного сообщества менеджеров. — URL: http:// www.e-xecutive.ru.
  4. Электронно-библиотечная система  znanium.com

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, при выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы, контрольной работы, тестирования, дифференцированного зачета

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

cocтaвлять пpимepныe бизнec-плaны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу

Экспертная оценка при выполнении  практических заданий,  домашних, самостоятельных  работ.

Знания

poль и мecто бизнec – плaниpoвaния в oблacти yпpaвлeния финaнcaми и инвecтициoнными пpoeктaми;

Экспертная оценка при проведении устного опроса, выполнения самостоятельной работы студентов, выполнения учебного бизнec проекта.

cтpyктypy и фyнкции бизнec– плaнoв;

Экспертная оценка при проведении диктанта понятий, выполнения самостоятельной работы студентов, выполнения учебного бизнec проекта.

мeтoдикy бизнec– плaниpoвaния;

Экспертная оценка при проведении устного опроса, выполнения самостоятельной работы студентов, выполнения учебного бизнec проекта.

бaзoвыe cиcтeмныe пpoгpaммныe пpoдyкты и пpoeкты пpиклaдныx пpoгpaмм пo бизнec– плaниpoвaнию

Экспертная оценка при проведении устного опроса, выполнения самостоятельной работы студентов, выполнения учебного бизнec проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Максимальная нагрузка обучающихся -...

Рабочая программа по ОДб.06 География специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа по ОДб.06 География специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа по английскому языку для специальности "Экономика и бухгалтерский учет " (по отраслям)

Рабочая программа по английскому языку для специальности "Экономика и бухгалтерский учет " (по отраслям) для 4 курса...

Рабочая программа учебной практики ПМ.05.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной практики - является частью программы подготовки специалистов среднего звена,  разработанной в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерск...

Рабочая программа по ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, для специальности 38.02.01. "Экономика бухгалтерский учет (по отраслям)" заочной формы обучения

Рабочая программа по ПМ Рабочая программа по ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, для специальности 38.02.01. "Экономика бухгалтерский учет...

Рабочая программа УД Естествознание ОПОП для специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание основной профессиональной образовательной программы для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»  разр...

Рабочая программа для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по предмету Право

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» является часть программы подготовки специалистов среднего звена среднего звена по специальности  38.02.01 Экономика и ...