Рабочая программа УД Естествознание ОПОП для специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
рабочая программа на тему

Береснева Инна Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание основной профессиональной образовательной программы для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»  разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Естествознание», разработанной ФГАУ «Федеральный институт развития образования», утвержденной Министерством образования и науки РФ от 23 июля 2015 года, с учетом требований ФГОС СПО для специальностей социально-экономического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_estestvoznaniyu_dlya_spo.docx96.45 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

       ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

общеобразовательного  цикла

основной профессиональной образовательной  программы

по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Форма обучения - очная

______________________________________________________________________________________

(очная, заочная, очно-заочная)

Люберцы, 2016 г.


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                      Стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ  

1.1. Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Естествознание», разработанной ФГАУ «Федеральный институт развития образования», утвержденной Министерством образования и науки РФ от 23 июля 2015 года, с учетом требований ФГОС СПО для специальностей социально-экономического профиля.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
  • работать с естественнонаучной информацией,  содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе:владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
  • энергосбережения;
  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
  • профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
  • осознанных личных действий по охране окружающей среды.

знать/понимать

  •   смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;  
  • вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира.

Дисциплина «Естествознание» способствует формированию у студентов следующих общих компетенций:

ОК 1. Осознавать  социальную значимость  своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией  к выполнению профессиональной деятельности

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

ОК 13.. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть общими компетенциями  по 4 блокам:

  1. самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  2. самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни);
  3. коммуникативный (умение эффективно сотрудничать с людьми);
  4. информационный (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем).

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:

Профильное изучение дисциплины достигается за счет:

  1. осуществления межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС;
  2. организации внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание)

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки                     138 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки  
108 часов;
самостоятельной работы                                     30часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

138

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

Химия

43

Биология

20

Физика

45

в том числе:

Контрольные работы

7

     Практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

Химия

11

Биология

8

Физика

11

в том числе:

работа с учебной литературой и информационными источниками, составление конспектов, таблиц, логико-дидактических структур, кроссвордов,  решение расчетных задач, составление уравнений химических реакций, подготовка сообщений, докладов, электронных презентаций, мини-проектов.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2


2.2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ХИМИЯ

43+11 (54)

Раздел 1.Общая и неорганическая химия

23+ 5  (28)

Введение

Введение в естествознание. Химическая картина мира как составная часть естественнонаучной картины мира. Роль химии в жизни современного общества.

1

Тема 1.1

Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала:

3

1.Основные понятия и законы химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.

2

Практические занятия:

Контрольные работы: Входной контроль

1

Самостоятельная работа студентов

1. Выполнение индивидуальных заданий.

Вычисления по химическим формулам: вычисления относительной молекулярной, молярной массы, количества вещества, молярного объема газов по известному количеству вещества, объему и массе; определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

1

Тема 1.2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала:

2

Лекции

1. Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

2.Строение атома и периодический законД.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

1

1

2

2

Практические занятия

--

Контрольные работы

--

Самостоятельная работа студентов

  1. Характеристика химического элемента по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева (Выполнение индивидуальных заданий)

1

3

Тема 1.3

Строение вещества

Содержание учебного материала:

4

1. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

2. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

3. Металлическая связь,как особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами.

4. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных растворах.

1

1

1

1

2

Практические занятия:

Контрольные работы:  

Тема 1.4

Вода. Растворы

Содержание учебного материала:

4

1.Вода в природе, быту, технике и производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое. Водородная химическая связь.

2. Роль воды в химических реакциях. Растворы. Растворение. Растворимость веществ. Массовая доля растворенного вещества.

            Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. Степень электролитической диссоциации.            

1

2

Практические занятия:

№ 1. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества

1

Контрольные работы

Самостоятельная работа студентов

Выполнение индивидуальных заданий

Решение расчетных задач с использованием понятий массовая и объемная доля компонентов смеси, массовая доля примесей, массовая доля растворенного вещества.

1

Тема 1.5

Химические реакции

Содержание учебного материала:

3

1.Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

2.Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

2

1

2

2

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа студентов

  1. Выполнение индивидуальных заданий.

- Расчеты по уравнениям химических реакций.

- Составление уравнений ОВР

1

3

Тема 1.6

Классификация неорганическихсоединений и их свойства

Содержание учебного материала:

3

1. Оксиды, кислоты, основания, соли  и их свойства.Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Химические свойства оксидов. Кислоты, основания, соли как электролиты. Химические свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации.

2. Гидролиз солей. Понятие о водородном показателе (pH) раствора. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная.

2

1

2

Лабораторные опыты: Определение рН раствора солей. Взаимодействия металлов с растворами кислот и солей

Практические занятия

-

Контрольные работы:  

Самостоятельная работа студентов

  1. Работа сучебником, конспектом.

- Диссоциация кислот, оснований, солей. Ионные уравнения реакций.

             - Уравнения реакций гидролиза солей различного типа. Определение pH раствора.

1

3

Тема 1.7

Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала:

3

1.Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии.  Сплавы черные и цветные.Коррозия: виды, причины, механизмы протекания. Способы защиты от коррозии.

2.  Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

1

1

2

2

Практические занятия:

Контрольные работы:   № 1 «Общая и неорганическая химия»

1

Раздел 2.  Органическаяхимия

16+ 5(21)

Тема 2.1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала:

2

  1. Предмет органической химии.Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
  2. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.Основные положения теории химического строения. Изомерия: структурная, пространственная; изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

1

1

2

Лабораторные опыты

1. Изготовление моделей молекул органических веществ.

2

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа студентов

Тема 2.2

Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала:

4

1. Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

2. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.Применение этилена на основе свойств.

3. Алкины. Ацетилен.Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.

4. Ароматические углеводороды. Бензол.Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. (Работа с учебником - составление конспекта)

1                                                                                                                                                                            

1

1

1

2

2

2

2

Практические занятия:

Контрольные работы:

1

Самостоятельная работа студентов.

  1. Выполнение индивидуальных заданий:

- составление структурных формул изомеров углеводородов;

- решение расчетных задач на вывод молекулярной формулы;

- генетическая связь между классами органических соединений, решение цепочек превращений.

  1. Работа с учебной литературой и информационными источниками (подготовка  докладов, сообщений, электронных презентаций)

- Углеводородное топливо, его виды и назначение.

- Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты.

- Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.

- Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.

- Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

- Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджете РФ

2

1

1

3

3

Тема 2.3

Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала:

6

Лекции

1. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

2. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту,восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

3. Карбоновые кислоты.Сложные эфиры.Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

4.Жиры.Мыла. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.Мыла.

5. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсациии гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид.

1

1

1

1

2

2

2

2

Лабораторные опыты

1. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).  Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.

2

Практические занятия:

Контрольные работы:

Самостоятельная работа студентов

  1. Выполнение индивидуальных заданий:

- решение расчетных задач;

- решение цепочек превращений;

2. Работа с учебной литературой и информационными источниками (подготовка рефератов, докладов, сообщений, электронных презентаций)

  • Углеводы и их роль в живой природе.
  • Этанол: величайшее благо и страшное зло.
  • Алкоголизм и его профилактика.
  • Многоатомные спирты в моей будущей профессиональной деятельности.
  • Сложные эфиры в природе и их значение
  • Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
  • Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
  • Углеводы как питательные вещества

2

1

1

3

Тема 2.4

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Содержание учебного материала:

4

1. Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола.Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты.Аминокислоты как амфотерные бифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

2. Белки.Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

3. Полимеры.Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

1

1

1

2

2

Лабораторные опыты

 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Обратимая и необратимая денатурация белков.

2

Практические занятия:

Контрольные работы: № 2 «Органическая химия»

1

2

Самостоятельная работа студентов

Работа с учебной литературой и информационными источниками (подготовка докладов, сообщений, рефератов, мини-презентаций)

  • Витамины как биоорганические соединения. Их классификация и обозначение.  Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Нормы потребления. Понятие об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах.
  • Полимеры – современные конструкционные материалы.
  • Роль полимеров в моей будущей профессии.
  • Белковая основа иммунитета.
  • Белки в питании человека.
  • Основы рационального питания.
  • Пищевая и биологическая ценность белков.
  • Химия и кулинария.

1

1

3

3

Раздел 3. Химия и жизнь

3 + 1 (4)

Тема 3.1

Химия и организм человека

Содержание учебного материала:

2

Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, жиры, углеводы, витамины. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

2

Тема 3.2

Химия в быту

Содержание учебного материала

1

Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

1

Лабораторные опыты

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа студентов:

Работа с учебной литературой и информационными источниками (подготовка рефератов, сообщений, докладов, электронных презентаций)

  • Роль макроэлементов в организме человека.
  • Роль микроэлементов в организме человека.
  • Токсичные элементы и их действие на организм человека.
  • Источники и пути загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов.
  • Роль металлов и сплавов в научно-техническом процессе.
  • Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
  • Современные методы обеззараживания воды
  • Растворы вокруг нас
  • Минеральные воды
  • Особенности пищевых продуктов как дисперсных систем

1

Дифференцированный зачет

1

Всего по разделу ХИМИЯ:

43 + 11 (54)

БИОЛОГИЯ

20 + 8 (28)

Тема 1. Биология – совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

Содержание учебного материала:

Биология – совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии Определение жизни (с привлечением материала  из разделов физики и химии). Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, размножение, рост и развитие Уровни организации жизни.

1

Тема 2. Клетка

Содержание учебного материала:

6

История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурно-функциональная единица жизни.

Строение клетки. Прокариоты и эукариоты. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро и его функции. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.

Химическая организация клетки. неорганические вещества в составе клетки. роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов.  Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.

Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы- возбудители инфекционных заболеваний. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), профилактика ВИЧ-инфекции.

Практические занятия:

№ 1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

№ 2 Сравнение клеток растений и животных

1

1

Контрольные работы

Самостоятельная работа студентов:

Тема 3. Организм

Содержание учебного материала:

6

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.

Способность к воспроизведению – одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки. бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.

Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.

Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.

Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н.В. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

Практические занятия:

№ 3 Решение генетических задач

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа студентов:

Тема 4. Вид

Содержание учебного материала:

6

Эволюционная теория и ее роль в формировании естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ.

Результата эволюции. сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития в биосфере. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза. Происхождение человеческих рас.

Практические занятия:

№ 4. Описание особей вида по морфологическому критерию

1

Контрольные работы

Самостоятельная работа студентов:

Итоговый тест по биологии

1

Всего по разделу БИОЛОГИЯ

20 +8 (28)

ФИЗИКА

45 + 11 (56)

Введение

Физика – фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости.

Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.

1

Тема 1.  Механика

Содержание учебного материала

13

1

1. Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона.

2. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

3.Импульс. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

4. Механические колебания. Период и частота колебаний.

5. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

Практические занятия:

3

1

Решение задач по теме «Механика»

Самостоятельная работа студентов

3

1

Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.

Закон сохранения импульса и реактивное движение.

Механические волны. Свойства волн.

Тема 2. Тепловые явления

Содержание учебного материала

11

2

1. История атомистических учений

2. Масса и размеры молекул. Тепловое движение.

3.  Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

4. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

5. Тепловые машины, их применение.

Практические занятия

2

1

Решение задач по тема молекулярно-кинетической теории

Самостоятельная работа студентов

3

2

Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества.

Необратимый характер тепловых процессов.

Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

Тема 3. Электромагнитные явления

Содержание учебного материала

16

1

1. Электрические заряды и их взаимодействие.

2.  Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

3. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.

4. Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

5. Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

6. Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение.

7. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.

Лабораторные работы

2

1

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

Практические занятия:

Решение задач по темам «Закон Кулона» , «Соединения проводников», «Магнитные силы»

6

Самостоятельная работа студентов

2

1

Электрическое поле.

Проводники и изоляторы в электрическом поле.

Тема .4. Строение атома и квантовая физика

Содержание учебного материала

3

1

1.Квантовая гипотеза Планка. Фотоэффект и корпускулярные свойства света.

2. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Опыт Резерфорда.

3. Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

Самостоятельная работа студентов

3

1

Использование фотоэффекта в технике.

Квантование энергии.

Принцип действия и использование лазера.

Дифференцированный зачет

1

Всего по разделу ФИЗИКА

45 + 11 (56)

Всего по дисциплине Естествознание

108 + 30 (138)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинетов: «Физика», «Химия», «Биология».

Оборудование учебных кабинетов:

- рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;

- комплект учебно-методической документации(учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, руководство для выполнения лабораторно-практических работ, электронная справочно-учебная литература, мультимедийные обучающие программы);

- наглядные пособия (схемы, таблицы, модели кристаллических решеток, изобразительные и натуральные пособия);

- лабораторные приборы и оборудование (демонстрационные приборы, баня водяная, весы лабораторные, термометры лабораторные, штативы металлические, лабораторная посуда и химические реактивы)

Технические средства обучения: аудиовизуальные, компьютерные, телекоммуникационные

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Габриелян О.С. Химия: учеб. Для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2012.

Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.

Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2009.

Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.

Физика и астрономия. 9 кл./под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского - М., 2010

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл.- М., 2011.

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл.- М., 2011.

Касьянов В.А. Физика 10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012.

Касьянов В.А. Физика 11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012.

В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева Общая биология: учебник для студентов сред. проф.учебных заведений – М., 2008.

Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц Общая биология. 10-11 кл. Учебник Базовый уровень- М., 2008.

Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц Общая биология. 10-11 кл. Учебник Базовый уровень- М., 2006.

Дополнительные источники:

Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2012.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2006.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2006.

Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.

Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.

Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.

Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.

Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие. – М., 2003.

Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.

Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.

Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. – М., 2003.

Интернет – материалы

  • http://window.edu.ru/единое окно доступа к образовательным ресурсам;

  • http://edu.ru/федеральный образовательный портал:учреждения,программы,стандарты;

  • http://www.ito.su/информационные технологии в образовании;

  • http://www.ed.gov.ru/сайт Министерства образования РФ;

  • http://www.edu.ru/Федеральный портал«Российское образование»;

  • http://www.school.edu.ruРоссийский общеобразовательный портал;

  • http://www.informika.ruЦентр Информации Министерства общего ипрофессионального образования РФ «Информатика»;

  • http://www.km.ruмультипорталKM. RU;

  • http://www.vlibrary.ru/поисковая система газет и журналов«Виртуальнаябиблиотека».
  • http://schools.perm.ru/modules/mylinks/viewcat.php?cid=12. Пермский школьный городской портал. (Содержит хорошую подборку интернет - ресурсов по биологии.)
  • http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет - материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
  • http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения контрольных и практических работ,

тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,

исследований.

Формой итогового контроля является дифференцированный зачет.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе:владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

энергосбережения;

безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

осознанных личных действий по охране окружающей среды.

Тесты

Сообщения

Зачёт

Решение задач

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

                          Сообщения

Сообщения

Знание

  смысла понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;

Тесты

Контрольная работа

Самостоятельная работа

Практическая работа

Рефераты

Лабораторная работа

Тесты

Контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА производственной практики 38.0201 .Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям, базовая подготовка)

Рабочая программа производственной  практики по профилю специальности разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС)  среднего...

Рабочая программа по финансовой математике , специальность "Экономика и бухгалтерский учет" (повышенный уровень)

Рабочая программа по дисциплине "Финансовая математика" , специальность "Экономика и бухгалтерский учет" (повышенный уровень)...

Методические рекомендации к выпускной квалификационной работе (дипломной работе) ОПОП 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

При разработке методических рекомендаций в основу положены: 1) ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденный Министерством образования и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОЛИТОЛОГИЯ специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), углубленная подготовка»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее  –  ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...

программа ПМ 05 по специальности экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)

Комплект оценочных материалов (КОС) разработан в соответствии с требованием Федерального образовательного стандарта среднего профессионального оразования по специальности  38.02.01."Экономик...

Рабочая программа производственной практики (38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям))

Рабочая программа производственной  практики   по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Экономика и бухгалтерский учет гостиничного предприятия 43.02.14 Гостиничное дело

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Экономика и бухгалтерский учет гостиничного предприятия   43.02.14 Гостиничное дело...