Деловая игра по Экономике отрасли
методическая разработка на тему
Деловая игра
«Производственное заседание по вопросу технико-экономического обоснования на приобретение нового производственного оборудования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_nosova_po_ekonomike.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
открытого урока
Деловая игра
«Производственное заседание по вопросу технико-экономического обоснования на приобретение нового производственного оборудования»
Серпухов 2015
Деловая игра
«Производственное заседание по вопросу технико-экономического обоснования на приобретение нового производственного оборудования»
(студенты 3-4 курса)
АКТУАЛЬНОСТЬ ИГРЫ: актуальность деловой игры объясняется тем, что ее целеполагание согласуется с основными положениями ФГОС, в частности с личностными характеристиками студента умеющий:
- использовать современные технологий для производства радиоаппаратуры, выбирать качественное оборудование для выполнения технологических процессов;
- выбирать основные методы и способы, применяемые для организации технологической подготовки производства, их достоинства и недостатки;
- эксплуатировать автоматизированное оборудование для сборки и монтажа радиоэлектронных изделий;
- оценивать экономическую эффективность новой техники (натуральные и стоимостные показатели)
- проводить расчет и анализ экономических показателей (повышение научно – экономической обоснованности планов и нормативов, состав и качество продукции, рост производительности труда, эффективность основных фондов и себестоимость продукцию)
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
ЦЕЛЬ ИГРЫ: формирование индивидуальности обучающихся, предполагающее
1) занятие активной жизненной позиции: активное включение в решение заданной производственной задачи, участие в разработке прогрессивных идей, концепций не по инерции, а по собственным убеждениям, как занятие определенной позиции; умение адекватно действовать в социальных отношениях;
2) формирование человечности: работа в коллективе, выбор, принятие позиции, в том числе в контексте производственных отношений (разных производственных отделов: экономика и организация технологической подготовки производства);
3) следование четко разработанному плану: с учетом конкретных социальных, политических, прогрессивных и экономических условий на благо производственного процесса, с учетом интересов, ценностей, традиций и инновации предприятия, общества и людей;
4) развитие творчества: создание нового способа, правила - выход за пределы привычных способов деятельности как самостоятельный отказ от привычного способа решения задач.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДО НАЧАЛА ИГРЫ
В качестве домашнего задания всем студентам необходимо найти информацию, связанную с основными тенденциями по росту инновационных технологий, автоматизации производства, выпускаемой продукции, экономических показателей. Необходимо понять, осмыслить эту информацию.
Студент - «Директор предприятия» готовится к слайдовой презентации для открытия заседания: читает готовый материал, презентацию, выданные ему учителем (возможна собственная подготовка).
Студент - «Начальник коммерческого (ЭКОНОМИЧЕСКОГО) отдела» готовится к слайдовой презентации для открытия заседания: читает готовый материал, презентацию, выданные ему учителем (возможна собственная подготовка).
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
- преподаватель рассказывает учащимся о ходе деловой игры, ее сущности, последовательности ее реализации:
- введение в игру:
а) преподаватель обозначает проблему, связанную с выбором необходимого оборудования и необходимостью точного расчета экономических показателей в межпроизводственных отношениях;
б) подводит учащихся к решению заданной проблемы;
- распределение ролей между участниками игры,
- погружение в игру: открытие заседания:
«директор предприятия» ставит задачу по выбору оборудования, для производства современной радиоэлектронной аппаратуры в рамках развития программы по инновации России (показывает слайдовую презентацию);
выступление начальника коммерческого отдела по технико-экономическому обоснованию приобретения нового оборудования и оценки экономической эффективности новой техники (показывает слайдовую презентацию);
участники заседания выбирают прогрессивное оборудование (из презентации);
экономический анализ по оценки эффективности внедрения данного оборудования на производстве;
представителями производственной части помогает в вопросе выбора оборудования;
- подведение итогов игры,
- рефлексия,
ВВЕДЕНИЕ В ДЕЛОВУЮ ИГРУ
- Введение в проблему:
Преподаватель: «Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.
Инновационная деятельность включает:
- выявление проблем предприятия;
- осуществление инновационного процесса;
- организацию инновационной деятельности.
Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим».
Преподаватель: «Поскольку решение данной проблемы требует совместных усилий всех людей, то мы попытаемся принять участие в решении этой проблемы современного производственного процесса, которая существует сегодня в мире и выяснить для себя, как студенты могут помочь в решении этой проблемы. Для этого, предлагаю Вам принять участие в деловой игре «Производственное заседание по вопросу технико-экономического обоснования на приобретение нового производственного оборудования».
II. Преподаватель рассказывает ход деловой игры «Производственное заседание по вопросу технико-экономического обоснования на приобретение нового производственного оборудования»:
Для деловой игры распределяют роли:
- «директор предприятия», который собирает производственное совещание по инновационной программе. В задачу «директора предприятия» входит кратко освятить, как решается эта проблема на территории Российской Федерации, в данном регионе (в зависимости от учебного заведения) и в мире, обсудить проблему автоматизации и инновации и разработать пути решения проблемы;
- «начальника коммерческого отдела», который предоставляет:
План внедрения прогрессивных технологических процессов
План механизации и автоматизации производства
План совершенствования подготовки производства
А также технико-экономическое обоснование на приобретение нового оборудование.
- «участники заседания», в задачу которых входит выбор прогрессивного, надежного, нового оборудование;
- «экономический отдел», в задачу которого входит проводить расчет и анализ экономических показателей и оценивать эффективность внедрения новой техники. Сотрудники предоставляют:
Анализ сведений по новому оборудованию с оценкой экономических показателей;
Анализ экономической эффективности новой техники, который включает в себя:
Натуральные показатели эффективности новой техники.
Натуральными показателями эффективности являются: повышение долговечности и надежности изделий, улучшение их эксплуатационных параметров; высвобождение производственных площадей и организация на них выпуска дополнительной продукции; сокращение числа всех категорий работающих; сокращение норм расхода материалов; уменьшение удельных норм расхода технологического топлива.
Стоимостные показатели эффективности новой техники.
Срок окупаемости капитальных вложений
То=К/Эг, где
К - капитальные вложения связанные с освоением и выпуском нового изделия;
Эг — годовой экономический эффект.
Годовой экономический эффект
Эг=(Цопт-ПС)*Nгод
- «представителями производственной части», в задачу которых входит помощь в вопросе о выборе оборудования;
Ход игры:
- открытие заседания: заседание проходит на территории крупного отечественного предприятия с задачами инноватизации, поэтому с приветственным словом ко всем его участникам обращается «директор предприятия»; «директор предприятия» рассказывает о инновационной программе в Российской Федерации и ставит задачу по модернизации производственной части предприятия, показывает слайдовую презентацию;
- решение проблемы модернизации производственной части предприятия: участникам деловой игры выдается материал, в котором представлена информация о современном оборудовании, производимой в Российской Федерации, которую предоставляет «начальник коммерческого отдела». Все участники деловой игры знакомятся с информацией, выбирая наилучшие варианты для решения проблемы модернизации. Участники заседания советуются в вопросах модернизации с «представителями производственной части». Представители «экономического отдела» проводят расчет и анализ экономических показателей и оценивают эффективность внедрения новой техники на производстве.
- участники заседания обсуждают правильность выбора и эффективности модернизации, подводят итоги совещания.
РАСПРЕДЕНИЕ РОЛЕЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ИГРЫ
- студенты более успешно выполнившие разноуровневые задания, принимают роли руководства предприятия: директор предприятия, начальник коммерческого отдела, сотрудник экономического отдела;
- роль участников заседания – студенты, проявившие хорошие и средние знания по предмету «Производство радиоаппаратуры»;
- роль участников экономического отдела – студенты, проявившие хорошие и средние знания по предмету «Экономика отрасли»
- роли представителей производственной части – остальные учащиеся группы.
РЕГЛАМЕНТ ИГРЫ
Игра рассчитана на два академических часа:
5-8 мин – отводится на введение в игру: обозначение учителем проблемы;
5-8 мин - распределение ролей, объяснение сущности деловой игры;
5-10 мин – открытие совещания, выступление «директора предприятия», постановка задачи;
5-10 мин – выступление «начальника коммерческого отдела», предоставления информации о рынке производственного оборудования;
10-20- мин – проведение производственного совещания: - студенты в предложенных ролях решают проблему выбора оборудования в рамках инновационной модернизации производства;
15-20 мин – расчет и анализ экономических показателей и оценивают эффективность внедрения новой техники на производстве;
5-10 мин – окончательный выбор оборудования для модернизации;
15-20 мин рефлексия, подведение итогов;
2-3 мин выгружение из игры.
ПРАВИЛА И НОРМЫ:
Правила: поощрение разных подходов к решению проблемы; допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемой проблеме; предоставление возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений; уважительное отношение к различным точкам зрения на рассматриваемую проблему; каждый участник должен иметь возможность высказаться; каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены; в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.; побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.
Нормы: высказывания на плакатах не должны нести в своем содержании, унизительного, оскорбительного отношения к другим людям, событиям, фактам и др.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРЫ - ПРОВЕДЕНИЕ «Производственного заседания по вопросу технико-экономического обоснования на приобретение нового производственного оборудования»
- открытие заседания: заседание проходит на территории крупного отечественного предприятия с задачами инноватизации, поэтому с приветственным словом ко всем его участникам обращается «директор предприятия»; «директор предприятия» рассказывает о инновационной программе в Российской Федерации и ставит задачу по модернизации производственной части предприятия, показывает слайдовую презентацию.
- «начальник коммерческого отдела», показывает слайдовую презентацию, предоставляет участникам заседания информацию о современном производственном оборудовании с предъявлением не только технических, но и экономических характеристик.
- Задание студентам: решить проблему «Как эффективно и качественно модернизировать производство, путем закупки нового прогрессивного оборудования, с расчетом экономических показателей эффективности?»
Деятельность студентов в рамках деловой игры:
- все студенты присутствуют на производственном совещании по вопросу технико-экономического обоснования на приобретение нового производственного оборудования, выслушивают выступление «директора предприятия». Заслушивают выступление «начальника коммерческого отдела», получают информационные сведения.
Деятельность студентов по решению заданной проблемы (осуществляется параллельно): студенты изучают материал, предложенный на карточках, в которых раскрываются технические и экономические показатели представленного оборудования; выявляют трудности переустройства и модернизации в России; последовательно в группе рассказывают содержание карточек и вместе обсуждают решение проблемы.
Деятельность учащихся – «экономический отдел» выявляют экономические показатели эффективности внедрения нового оборудования, предоставляют устный (письменный) отчет – «сотрудник экономического отдела», с аргументированным объяснением;
Деятельность учащихся – «представителей производственной части»: кратно излагают свою точку зрения при выборе того или иного вида оборудования;
Примечание: необходимо обратить внимание студентов на то, чтобы проблемы решалась с позиции отечественного производства, в рамках инновационной программы развития производства в Российской Федерации, педагога, учащегося (какой он может внести вклад в решении этой проблемы?)
Пepeчень примерных решений проблемы «Как эффективно и качественно модернизировать производство, путем закупки нового прогрессивного оборудования, с расчетом экономических показателей эффективности?», который могут выработать участники деловой игры:
Что нужно делать
- Целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей указанных выше источников инноваций.
- Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе вопрос: "Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих потребителей возникло желание ею пользоваться?"
- Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: "смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?"
- Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и небольшое количество людей, ограниченный риск. В противном случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.
- Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создаст ситуацию, когда конкуренты вас опередят.
Чего не следует делать
- «Не умничайте». Инновациями будут пользоваться обычные люди, а при достижении крупных масштабов - и люди некомпетентные. Все чересчур сложное в конструкции или в эксплуатации почти наверняка обречено на неудачу.
- Не разбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей сразу. Инновация требует концентрации энергии. Необходимо, чтобы люди, над ней работающие, хорошо понимали друг друга.
- Осуществляйте нововведения ради удовлетворения потребностей текущего времени. Если нововведение не найдет немедленного приложения, оно останется лишь идеей.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
- Преподаватель обращается к участникам деловой игры: «В начале деловой игры был поставлен вопрос: могут ли студенты внести вклад в решение проблемы инновационной перестройки предприятия (модернизации), путем закупки нового прогрессивного оборудования, с расчетом экономических показателей эффективности (учащиеся отвечают). Таким образом, ваша активная жизненная позиция миф или реальность?
ВЫБОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА НА ПРАКТИКЕ
Преподаватель предлагает студентам разработать программу их активной жизненной позиции, связанной с решением проблем современных предприятий, и реализовать её на практике, в социуме. Участие в этой деятельности не обязательное, её выбор осуществляется на основе рефлексии в контексте системного мышления.
РЕФЛЕКСИЯ ВЫБОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия выбора деятельности обучающимся на основе системного мышления предполагает, что перед обучающимся ставятся вопросы. Например, деятельность, которую вам предстоит выбрать, ориентирована на выполнение общественного предназначения, инициированного интересами общества, семьи, социальных групп, народа, человечества или вас волнуют только собственные проблемы? Результаты вашей деятельности привнесут вклад в развитие общества или вас заботит только собственное «Я»? Ваша деятельность предполагает осуществление себя в смысловой сфере других людей посредством системы взглядов на проблемы общества или вы не желаете думать о проблемах общества и не пытаетесь их решать?
Таким образом, обучающемуся необходимо решить для себя вопросы: что ему делать, зачем, почему и как.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Один из вариантов организации пространства деловой игры
РЕКВИЗИТЫ:
карточки с информацией о новом оборудовании;
Реквизиты могут выбираться в зависимости от обстоятельств.
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Критерии оценивания решенной проблемы: актуальность и новизна предлагаемых решений, количество предлагаемых решений, их аргументация, практическая ценность предлагаемых решений проблемы, ответы на вопросы участников деловой игры, их полнота, аргументированность.
Примечание: учащиеся с учителем могут разработать свои критерии оценивания решенной проблемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-деловой игры по экономике "Конкурс предпринимательских проектов"
Одно из главных требований реализации образовательных программ ФГОС - это применение в деятельности преподавателя активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной раб...
Деловая игра по Аудиту для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)
Деловая игра по аудиту...
Деловая игра по модулю ПМ.01 для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)
Деловая игра помодулю ПМ.01...
Методическая разработка деловой игры по экономике "Я предприниматель"
Цель игры: обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм; развивать умение принимать решения при возникновении различных экономических ситуаций; воспитывать умени...
Деловая игра «Семейная экономика»
Деловая игра...
Методические рекомендации по проведению деловой игры по дисциплине «ЭКОНОМИКА» 100 вопросов по экономике
Методические рекомендациипо проведению деловой игры по дисциплине «ЭКОНОМИКА» 100 вопросов по экономике...
Методическая разработка проведения практического урока в форме деловой игры по МДК 01.01 .Практические основы бухгалтерского учета активов организации по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методическая разработка проведения практического урока в форме деловой игры по МДК 01.01 .Практические основы бухгалтерского учета активов организации ...