Деловая игра по модулю ПМ.01 для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)
материал на тему

Корышева Татьяна Борисовна

Деловая игра помодулю ПМ.01

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_po_pm01.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Отделение среднего профессионального образования

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Тема: «Проверка ведения бухгалтерского учета кассовых операций в организации »

    по профессиональному модулю: Документирование хозяйственных операций и  ведение бухгалтерского учета имущества организаций

Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

                                                  Разработал:

                                                   преподаватель КорышеваТатьяна Борисовна

                                                                  Воронеж 2014    

             

                                                      План урока

Тема:  Проверка ведения бухгалтерского учета кассовых операций в организации.

Цели:

дидактические:

-формировать представление о порядке ведения кассовых операций и организации учета денежной наличности в кассе предприятия;

- активизировать знания, понятия и навыки в области бухгалтерского учета;

- оценивать уровень знаний студентов.

воспитательные:

- формировать культуру общения;

- прививать навыки коллективной выработки и принятия решений;

- формировать умение обмениваться мнениями;

- вызвать у студентов интерес к изучаемой теме, дисциплине;

развивающие:

- развивать самостоятельность и активность в поиске знаний, творческий подход к подготовке выступлений;

- развивать речь, память и умение отстаивать свою точку зрения;

- развивать организаторские и коммуникативные способности.

Вид занятия. Практическое занятие.

Тип урока. Закрепление знаний.

Форма проведения.  Проблемно-поисковая практическая работа 

Методы проведения. Дискуссия, самостоятельная работа, работа в группах,

презентация.

Место проведения. Аудитория.

Время проведения. 2 часа.

Оборудование: Игровая документация, вычислительная техника.

        

Междисциплинарные связи: предшествующие – математика, экономическая теория, основы бухгалтерского учета;

сопутствующие – экономика предприятия, статистика, право, менеджмент, маркетинг.

                         

                                       Структура урока

1   Организационный момент – 3 мин.

  1. Проверка присутствующих и их готовности к занятию.
  2. Вводный инструктаж.

  1. Мобилизующий момент – 10 мин.

  1. Сообщение темы занятия.
  2. Сообщение целей.
  3. Выдача задания.

  1. Основная часть –  68 мин.

  1. Проведение проблемно-поисковой практической работы.

3.1.1Подготовительный этап игры: - 15 мин.

      - деление группы на рабочие подгруппы;

      - назначение экспертов;

      - знакомство с ситуацией, инструктаж.

3.1.2 Первый этап игры: 8 мин.

      - работа рабочих подгрупп;

      - работа экспертов.

3.1.3 Второй этап игры: - 15 мин.

      - выполнение квалификационных заданий.

3.1.4 Третий этап игры: 30 мин.

      - презентация

      - обсуждение работы подгрупп и экспертов.

  1. Заключительная часть – 7 мин.

  1. Подведение итогов.
  2. Оценка знаний.
  3. Комментарий преподавателя.  

5    Задание на дом – 2 мин.

                             

                           1. Организационный момент

   Организационный момент включает в себя проверку присутствующих и готовности студентов к уроку. Во вводном инструктаже преподаватель напоминает основные правила поведения: эмоции не должны превышать допустимый уровень, корректность, культура общения и уважительные взаимоотношения на уроке.

Напутствует студентам, что творчество, самостоятельность и постоянное сотрудничество будут поощряться.

                           2. Мобилизующий момент

   Мобилизующий момент включает сообщение темы занятия: «Проверка ведения бухгалтерского учета кассовых операций в организации»,

сообщение целей:

 дидактические:

-формировать представление о порядке ведения кассовых операций и организации учета денежной наличности в кассе предприятия;

- активизировать знания, понятия и навыки в области бухгалтерского учета;

- оценивать уровень знаний студентов.

воспитательные:

- формировать культуру общения;

- прививать навыки коллективной выработки и принятия решений;

- формировать умение обмениваться мнениями;

- вызвать у студентов интерес к изучаемой теме, дисциплине;

развивающие:

- развивать самостоятельность и активность в поиске знаний, творческий подход к подготовке выступлений;

- развивать речь, память и умение отстаивать свою точку зрения;

- развивать организаторские и коммуникативные способности.

 

Выдача задания:

Преподаватель выдает индивидуальные задания каждой подгруппе и чистые

листы для результатов работы (Приложения № 1, 2, 3, 4, 5, 6).

                               

                                           Задание №1

                       для подгруппы «Следственная группа»

1. Касса располагалась на первом этаже. Они посмотрели на единственную хлюпкую дверь кассы. Рядом с ней на деревянном дверном косяке виднелись три выемки от ударов чем-то тяжелым и тупым. Четвертый удар явно попал в цель – около замочной скважины было только одно углубление. Этого удара было достаточно, чтобы дверь почти слетела с петель – на ней был только один замок и никаких дверных накладок и усиленных навесов.

2.Вся электропроводка в кассе проходила прямо по стенам. Охранно-пожарная сигнализация и освещение были смонтированы раздельно.

Включатель электропитания кассы находился здесь же – он был спрятан за задней стенкой несгораемого шкафа.

3.На окне кассы были прикручены декоративные решетки, сделанные из стальных прутьев диаметром 10 мм. Из таких же стальных прутьев была сделана решетка в виде «солнца» на окошке для выдаче денег.

Требуется сделать необходимые выводы. Ваши ответы должны быть составлены в соответствии с Приложением №3 к Порядку ведения кассовых операций в РФ.

                                                Задание №2

 

        для подгруппы «Представители вышестоящей организации»

   Кассир-бухгалтер начала свой рассказ:

   1. 15 – го числа каждого месяца мы выплачиваем заработную плату нашим сотрудникам. Прошлый четверг как раз и было 15 – е число. Поэтому я, как полагается, за день до этого рассчитала в расчетно-платежной ведомости общую сумму заработной платы, выписала на эту сумму один приходный кассовый ордер и заполнила квитанцию.

2.В четверг утром директор дал мне свою машину, водитель которой был еще и в качестве охраны, и я получила в банке необходимую сумму на выплату заработной платы. В понедельник 19 – го числа завершался трехдневный срок, по которому законодательство разрешает хранить в кассе наличные деньги на выплату зарплаты сверх установленных лимитов. К концу рабочего дня пятницы сумма сверхлимитных денежных средств составила около 5000 рублей. Конкретнее можно посмотреть по кассовой книге.

3.В четверг и пятницу я выдавала заработную плату нашим работникам.

На платежных ведомостях были сделаны все необходимые и достаточные для выдачи денег надписи и подписаны главным бухгалтером.

4. Я знаю в лицо не всех работников, поэтому многие из них предъявляли мне паспорт или удостоверение, выданное нашим предприятием.

5.Вместо двоих наших сотрудников зарплату получали их жены. Я разрешила им расписаться вместо мужей и выдала деньги.

6.В пятницу во второй половине дня мне пришлось отлучиться по семейным обстоятельствам. Так что последним пяти работникам деньги выдавала старший бухгалтер Петрова А.А.. Она заменяет меня в мое отсутствие.

 

7.В конце каждого дня я подвожу промежуточные итоги, подсчитываю все оставшиеся деньги, сверяю их с остатками и прячу их в наш «сейф». Так мы называем единственный ящик моего письменного стола, который закрывается на ключ. Там деньги остаются на ночь. У нас в кассе есть, конечно же, и сейф, но недельки две назад в нем сломался замок, и с того времени мы пользуемся ящиком стола. Об этом, естественно, никто кроме меня, директора, главного бухгалтера и старшего бухгалтера не знал.

8.В пятницу я подвела общие итоги. В конце платежных ведомостей я сделала надписи о фактически выплаченных суммах и сверила их с общим итогом.

9.За эти два дня деньги получили почти все, кроме двоих заболевших сотрудников, один их которых должен был уехать в командировку.

10.Еще в четверг на сумму командировочных я составила расходный кассовый ордер, и чтобы он никуда не затерялся, я отдала его нашему командировочному – у него он будет целее.

         Этот сотрудник очень часто ездит по командировкам, и, кажется, еще не рассчитался по ранее выданному авансу.

11.Из части выручки, которая поступила в четверг в кассу, я зарезервировала ему на командировочные расходы. Его отъезд был запланирован на субботу, но он заболел и из-за этого не смог получить деньги в пятницу.

12.В пятницу вечером я обратилась к директору, чтобы он обеспечил меня транспортом и охраной для перевозки сверхлимитной суммы в банк. Ни автомобиля, ни охраны «под рукой» не оказалось. Я не захотела отвозить эти деньги на попутках. Сами знаете, что из этого могло бы получиться. Чтобы не рисковать, мы решили оставить всю сумму в кассе до понедельника.

13.Сегодня я пришла на работу и сразу же обнаружила, что дверь в кассу выбита и все деньги из кассы похищены. Об этом я сразу же сообщила главному бухгалтеру. Вот и все. Дальше вы знаете.

Требуется сделать все необходимые выводы. Ваши ответы должны быть составлены в соответствии с нарушенными пунктами Инструкции №18

«Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 4.10.93г. и соответствующими приложениями к ней.  

                                                       Задание №3

 

                  для подгруппы «Представители налогового органа»

Представьте себе, что СПК «Пересвет» оказалось оштрафовано налоговой инспекцией за неприменение контрольно-кассовых машин. Размер наложенного штрафа после определения степени вины  – 5 минимальных размеров оплаты труда. Со времени наложения штрафа уже прошло 11 дней.

Что вы посоветуете руководителю предприятию: оспаривать решение в судебном порядке или согласиться выплатить штраф в бесспорном порядке?

Какой срок остается у предприятия для подачи иска, чтобы штраф не был взыскан в бесспорном порядке?

Какие еще вы заметили нарушения порядка ведения кассовых операций?

                                               Задание №4

                      для подгруппы «Представители банка»

 Рассчитайте размер штрафа, который будет наложен на проверяемое предприятие СПК «Пересвет», если лимит остатка кассы, установленный

для данного предприятия указан в соответствующем документе и составляет

2500 рублей. Назовите этот документ.

Выплата заработной платы производится каждое 15-е число месяца.

Остаток кассы на начало месяца  - 2310 рублей.

Определите: с помощью какого учетного регистра вы сможете выполнить задание?

Проверьте полноту оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в банке и их целевое использование.

Какие еще вы заметили нарушения порядка ведения кассовых операций?

                                           

                                            Задание №5

                  для подгруппы «Администрация предприятия»

Разработайте свои предложения по устранению допущенных нарушений в порядке ведения бухгалтерского учета кассовых операций и возможных мерах наказания виновных лиц.

                                              Задание №6

                                для подгруппы «Эксперты»

Проанализируйте заданную производственную ситуацию в целом, оцените полноту и правильность выполнения заданий каждой подгруппой, корректность и уместность задаваемых вопросов, а также правильность  и своевременность ответов на них. Результаты оценки занесите в экран учета деятельности подгрупп.

        

                                      3. Основная часть

                               Проведение деловой игры

    На подготовительном этапе  вся группа студентов делится на подгруппы по 5 человек в каждой с учетом индивидуальных способностей и психологической совместимости участников. Эти подгруппы назовем следующим образом:  «Администрация предприятия», «Следственная группа», «Представители вышестоящей организации», «Представители налогового органа», «Представители банка».

   Кроме того, преподаватель назначает группу экспертов в количестве 5-ти человек из числа успевающих студентов, которые могут работать активнее, чем другие на протяжении всего урока и в какой-то мере дублировать преподавателя.

   В целях экономии времени мы это сделали заранее.

   В качестве знакомства с ситуацией преподаватель зачитывает Производственную ситуацию:

Представьте себе небольшое двухэтажное здание, весь первый и половину второго этажа которого занимает наше проверяемое предприятие.

Здание находится в центральной части села и дела у нашего предприятия, скажем прямо, идут неплохо.

Оно периодически сдавало в банк суммы выручки и действовало, как казалось всем, строго в соответствии с законодательством.

        Но вот в один из понедельников директор как всегда пришел на работу без опозданий, открыл дверь своего кабинета на втором этаже и уютно расположился в кресле, обдумывая очередность своих последующих действий.

       Его раздумья прервала резко открывшаяся дверь и вбежавший главный бухгалтер: «У нас происшествие – нас обокрали».

        Директор тут же отдал распоряжение главному бухгалтеру никого не впускать в помещение кассы до прибытия милиции. Сам принялся набирать 02 на телефонном аппарате.

         Милиция приехала через полчаса. Следственная группа сразу же попросила проводить их на место происшествия.

Далее участник следственной группы рассказывает:

1. Касса располагается на первом этаже. Мы посмотрели на единственную хлюпкую дверь кассы. Рядом с ней на деревянном дверном косяке виднелись три выемки от ударов чем-то тяжелым и тупым. Четвертый удар явно попал в цель – около замочной скважины было только одно углубление. Этого удара было достаточно, чтобы дверь почти слетела с петель – на ней был только один замок и никаких дверных накладок и усиленных навесов.

2.Вся электропроводка в кассе проходила прямо по стенам. Охранно-пожарная сигнализация и освещение были смонтированы раздельно.

Включатель электропитания кассы находился здесь же – он был спрятан за задней стенкой несгораемого шкафа.

3.На окне кассы были прикручены декоративные решетки, сделанные из стальных прутьев диаметром 10 мм. Из таких же стальных прутьев была сделана решетка в виде «солнца» на окошке для выдаче денег.

Далее преподаватель сообщает:

  Следственная группа перенесла свое внимание на личность кассира,

который по совместительству был и бухгалтером. К ним присоединились представители вышестоящей организации, проводившие плановую проверку предприятия.                            

   Кассир-бухгалтер начала свой рассказ:

   1. 15 – го числа каждого месяца мы выплачиваем заработную плату нашим сотрудникам. Прошлый четверг как раз и было 15 – е число. Поэтому я, как полагается, за день до этого рассчитала в расчетно-платежной ведомости общую сумму заработной платы, выписала на эту сумму один приходный кассовый ордер и заполнила квитанцию.

2.В четверг утром директор дал мне свою машину, водитель которой был еще и в качестве охраны, и я получила в банке необходимую сумму на выплату заработной платы. В понедельник 19 – го числа завершался трехдневный срок, по которому законодательство разрешает хранить в кассе наличные деньги на выплату зарплаты сверх установленных лимитов. К концу рабочего дня пятницы сумма сверхлимитных денежных средств составила около 5000 рублей. Конкретнее можно посмотреть по кассовой книге.

3.В четверг и пятницу я выдавала заработную плату нашим работникам.

На платежных ведомостях были сделаны все необходимые и достаточные для выдачи денег надписи и подписаны главным бухгалтером.

4.Я знаю в лицо не всех работников, поэтому многие из них предъявляли мне

паспорт или удостоверение, выданное нашим предприятием.

5.Вместо двоих наших сотрудников зарплату получали их жены. Я разрешила им расписаться вместо мужей и выдала деньги.

6.В пятницу во второй половине дня мне пришлось отлучиться по семейным обстоятельствам. Так что последним пяти работникам деньги выдавала старший бухгалтер Петрова А.А.. Она заменяет меня в мое отсутствие.

 

7.В конце каждого дня я подвожу промежуточные итоги, подсчитываю все оставшиеся деньги, сверяю их с остатками и прячу их в наш «сейф». Так мы называем единственный ящик моего письменного стола, который закрывается на ключ. Там деньги остаются на ночь. У нас в кассе есть, конечно же, и сейф, но недельки две назад в нем сломался замок, и с того времени мы пользуемся ящиком стола. Об этом, естественно, никто кроме меня, директора, главного бухгалтера и старшего бухгалтера не знал.

8.В пятницу я подвела общие итоги. В конце платежных ведомостей я сделала надписи о фактически выплаченных суммах и сверила их с общим итогом.

9.За эти два дня деньги получили почти все, кроме двоих заболевших сотрудников, один их которых должен был уехать в командировку.

10.Еще в четверг на сумму командировочных я составила расходный кассовый ордер, и чтобы он никуда не затерялся, я отдала его нашему командировочному – у него он будет целее.

         Этот сотрудник очень часто ездит по командировкам, и, кажется, еще не рассчитался по ранее выданному авансу.

11.Из части выручки, которая поступила в четверг в кассу, я зарезервировала ему на командировочные расходы. Его отъезд был запланирован на субботу, но он заболел и из-за этого не смог получить деньги в пятницу.

12.В пятницу вечером я обратилась к директору, чтобы он обеспечил меня транспортом и охраной для перевозки сверхлимитной суммы в банк. Ни автомобиля ни охраны «под рукой» не оказалось. Я не захотела отвозить эти деньги на попутках. Сами знаете, что из этого могло бы получиться. Чтобы не рисковать, мы решили оставить всю сумму в кассе до понедельника.

13.Сегодня я пришла на работу и сразу же обнаружила, что дверь в кассу выбита и все деньги из кассы похищены. Об этом я сразу же сообщила главному бухгалтеру. Вот и все. Дальше вы знаете.

Далее преподаватель дает краткий инструктаж о дальнейших действиях

участников игры, в котором сообщает о начале работы подгрупп над своими индивидуальными заданиями и работы экспертов.

        На первом этапе все подгруппы и эксперты в течение 8 минут внимательно изучают задания, а затем плавно  переходят на второй этап, приступая к выполнению своих квалификационных заданий, делая соответствующие пометки на полученных с заданиями чистых листах.

        Через короткое время (около 15-ти минут) все участники практической работы должны подготовит ответы на полученные ими индивидуальные задания.

       На третьем этапе проводится презентация выполненных заданий, в которой представитель от каждой подгруппы сообщает о результатах работы

подгруппы, а остальные участники задают данной подгруппе вопросы по обсуждаемой теме. За каждый удачно составленный вопрос эксперты добавляют спросившей подгруппе от 0 до 3 баллов, а за правильный ответ или дополнение к нему ответившая команда получает от 0 до 5 баллов.

         Одновременно эксперты оценивают по 10-ти бальной шкале выполнение подгруппой самого задания. Кроме того, подгруппы получают оценку экспертов за самоорганизацию при выполнении задания и участии в презентации.

      В свою очередь, работу экспертов оценивает преподаватель.

      Все данные о полученных баллах отражаются экспертами в экране учета деятельности подгрупп (Приложение №7).

                                 4. Заключительная часть

   В заключительной части урока подводятся итоги проведения практической работы.  Подгруппа, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем проблемно-поисковой практической работы «Проверка ведения бухгалтерского учета кассовых операций в организации».  Путем деления полученных результатов каждой подгруппой на количество участников в подгруппе, определяется средний балл одного участника, исходя из которого, каждому студенту выставляется оценка с учетом его активности и знаний.

В итоговом выступлении преподавателя подчеркивается квалифицированность проведенного подгруппами анализа, оценивается работа каждой команды, отмечаются лучшие участники.

 Преподаватель благодарит всех за участие в данном мероприятии.

                                     5. Задание на дом 

        Закрепить и доработать пройденный материал согласно учебной литературы:

 1.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 640с.

2.План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению на 2001г.

3. Лекционный материал.

                                                                                       Приложение №1

         

                                           ДОГОВОР

            о материальной ответственности кассира №5

                 

                                       от 19 марта 2014г.

        В целях обеспечения сохранности денежных средств СПК «Пересвет», действующего на основании устава в лице директора Павлова Виктора Алексеевича с одной стороны, и кассир Иванова Людмила Ивановна, паспорт серии 18 01341578, выдан Новоусманским РОВД 04.10.2001г., прописан

Новоусманский район, с.Орлово с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.Кассир Иванова Л.И. принимает на себя полную материальную ответственность за сохранность вверенных ему денежных средств и документов, находящихся в кассе, и несет ответственность в установленном

законом порядке.

2.Кассир обязуется:

- бережно относиться к переданным ему денежным средствам и документам;

- принимать меры по предотвращению ущерба;

- своевременно ставить в известность руководителя о наличии угрожающих

сохранности средств и документов объстоятельств;

- производить прием и выдачу денежных средств по документам, подписанным руководителем и главным бухгалтером предприятия;

- участвовать в инвентаризации кассы;

- возместить материальный ущерб, нанесенный предприятию по вине кассира.

3.Руководитель обязуется:

- создать необходимые условия для работы кассира и обеспечения сохранности вверенных ему средств;

- проводить инвентаризацию кассы в установленном порядке.

4.В случае необеспечения кассиром сохранности средств в кассе, нарушения «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» определение ущерба, причиненного предприятию, и его возмещение производится в соответствии с действующим законодательством.

5.Договор вступает в силу с момента его подписания.

6.Договор составлен в двух экземплярах, один из которых находится у

СПК «Пересвет», другой – у материально-ответственного лица.

 СПК «Пересвет»                                 Материально-ответственное лицо

                                                        Иванова Л.И.                 _____________

                                                   (Ф.И.О.)                            (подпись)      

           М.П.                                          

                                                                                                                       

                                                                                      Приложение №2

         

              Экран учета деятельности подгрупп 

  Подгруппы

                      Виды  контроля  в  баллах

Самоорганизация от0 до 5

Задани

от0до10

Вопрос

от0до3

Ответ

от0до5

Дополнение

 от 0до 5

Итого

баллов

Средняя

оценка

Следственная

   группа

Представители

вышестоящей

организации

Представители

налогового

   органа

Представители     банка

 

Администрация

предприятия

 

   Эксперты

 

   

                              

   

 

   

       

   

                              

                                                                                               

       

               

   

       

   

                              

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ  Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский...

Экономика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"

Методические указания содержат рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика", варианты котрольной работы, теоретические вопросы, практические задания и список рекомендуемой л...

Тесты по курсу "Экономика" для студентов СПО специальностей 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"

Тестовые задания составлены по основным темам курса и могут быть использованы как для самостоятельной работы обучающихся, так и для итогового контроля знаний по дисциплине "Экономика". Вопросы тестов ...

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ Практикум для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Практикум для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы содержит основные вопросы по темам дисциплины, рекомендованные для самостоятельного изучения, прикладные задания для ...

География. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы обучающихся, задания для практических работ, для самостоятельной работы обучающихся ...

Экология. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических занятий, для самостоятельной работы студентов ...