Открытое занятие на тему: "Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица"
план-конспект занятия на тему

Эванс Наталья Александровна

Технологическая карта и дополнительное задание для проведения открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_bezrabotitsa_to-11.docx38.64 КБ
Microsoft Office document icon dop._zadanie.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экономика»

«Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица»

Дисциплина / группа/ специальность

«Экономика»

Группа ТО-11   38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Тема занятия

Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица

Тип занятия

Комбинированный урок

Ф.И.О. преподавателя

Шпаковская Наталья Александровна

Цель занятия

Знакомство, обобщение, систематизация знаний о безработице

Задачи занятия

  • Познакомить обучающихся с понятием безработица.
  • Познакомить обучающихся с историей возникновения и развития безработицы.
  • Познакомить обучающихся с видами безработицы.
  • Воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога.
  • Развитие экономически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.

Формируемые компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.   

Ресурсы:

Оборудование

Посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, раздаточный материал

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

деятельности преподавателя

деятельности обучающихся

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1

Организационный момент

Цель

Сообщение темы учебного занятия, постановка цели учебного занятия

Длительность этапа

3 мин

Проверка готовности обучающихся к занятию, фиксация отсутствующих; сообщение темы учебного занятия, постановка цели учебного занятия, уточнение понимания её обучающимися, обсуждение задач и этапов учебного занятия, мотивация к обучению

Подготовка информации дежурным (старостой), проверка готовности к занятию, принятие и осмысление целей и задач занятия

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2

Устная работа

Цель

Повторение изученного материала по теме «Организация оплаты труда. Форма оплаты труда»

Длительность этапа

10 мин

Повторение определения заработной платы, виды заработной платы, формы оплат труда и их подразделение

Отвечают на поставленные вопросы

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 3

Изучение нового материала

Цель

Познакомить обучающихся с понятием безработицы, с историей возникновения безработицы, ее видами

Длительность этапа

45 мин

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, — 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

  • Не имел работы
  • Искал работу
  • Был готов приступить к работе

Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодёжи, сельского населения и т.п.). Чаще всего выражается в процентах.

В традиционных обществах заработная плата за работу не выплачивалась, так как деньги вообще не использовались. Люди жили за счёт земли, и земля принадлежала всем, либо никому. Разделение труда было малоощутимым. Когда были изобретены деньги и началось строительство городов, люди стали зависеть от них, покупая еду у продавцов, вместо того, чтобы выращивать, собирать или охотиться на еду самостоятельно. Зависимость от работы как от источника денег для приобретения еды и жилища является основой безработицы.

Безработица как явление стала постепенно входить в экономическую мысль по мере усиления индустриализации и бюрократизации. Процесс формирования этого понятия можно рассматривать на примере Великобритании, так как там он был хорошо задокументирован. В XVI веке в Англии не делалось различий между бродягами и теми, у кого нет работы, все официально именовались Sturdy beggar и рассматривались как лица, которых нужно наказать и выслать[2]. Закрытие монастырей в 1530-х годах увеличило нищету, так как монастыри помогали бедным. Кроме того, во времена Тюдоров возросло население и усилился процесс огораживания. У безработных оставалось только два выхода — голодать или нарушать закон. В 1535 году вышел закон, предусматривавший создание системы общественных работ для борьбы с безработицей, финансировавшихся за счёт налогов на прибыль и капитал. Вышедший в следующем году закон разрешал применять к бродягам телесные наказания.

Последствия безработицы

  • Снижение доходов
  • Проблемы с психическим здоровьем
  • Потеря квалификации
  • Ухудшение криминогенной ситуации

Выделяют следующие виды безработицы:

  • Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.
  • Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Разновидности вынужденной безработицы:
  • циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе.
  • сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
  • технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
  • Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.
  • Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
  • Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
  • Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.
  • Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.
  • Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
  • Скрытая:
  • формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.
  • наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу

Конспектируют новый материал

Историческая справка

(Примеры ярких экономических кризисов в истории: отмена крепостного права, продажа Аляски, дефолт 1998 г.)

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 4

Решение задач на нахождение видов безработицы

Цель

Обеспечение уровня осмысления и понимания изученного материала; соотнесение ситуаций и видов безработицы (бланки с заданием)

Индивидуальная работа.

Каждый студент получает бланк с заданием, в котором представлены ситуации и виды безработицы, сопоставляют их между собой

Длительность этапа

5 мин

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 5

Проверочная работа

Цель

Применение полученных знаний и умений на практике

Длительность этапа

20 мин

Организация выполнения проверочной работы, обеспечение контроля за выполнением задания  

Предложение мер по уменьшению уровня безработицы в стране (бланки с заданием)

Индивидуальная работа.

Студенты делятся на 3 группы, получают бланки с заданием, в котором они описывают ситуации по безработице на выбор. Далее они описывают ситуации по решению этих проблем и обосновывают их

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 6

Подведение итогов занятия

Цель

Оценка результатов занятия. Подведение итогов

Длительность этапа

7 мин

Организация фронтальной беседы, проведение инструктажа по домашнему заданию, оценка результатов занятия.

Осуществление самооценки, соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, формулирование конечного результата своей работы на занятии

Преподаватель                                                                                        Н.А. Шпаковская



Предварительный просмотр:

Соотнесите описанные случаи с соответствующим им типом безработицы:

А. После продолжительного перерыва в работе школьный учитель математики не может найти работу по специальности. От предложенных вакансий учителя пения и секретаря она отказалась и ожидает предложений по специальности

1. Структурная безработица

Б. Актер, исполняющий роль Деда Мороза на детских утренниках, не работает летом по специальности

2. Сезонная безработица

В. Вследствие общеэкономического спада, фирма предпринимателя Сергея объявлена банкротом и он не может найти работу

3. Фрикционная безработица

Г. После введения трамваев автоматического управления, водитель трамвая Алексей потерял работу

4. Циклическая безработица

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Безработица"

Данная презентация была разработана для занятий по экономической теории по теме "Безработица". В презентации дается определение безработицы, формула расчеты уровня безработицы, рассмотрены виды безраб...

Методические указания по проведению практических занятий ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

...Методические указания для практических занятий по ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружен...

Конспект урока по обществознанию на тему: "Безработица, ее причины и последствия".

Вашему вниманию предлагается методический материал, а именно разработка конспекта по обществознанию для 1 курса колледжа на тему: "Безработица. Ее причины и последствия." Материал разработки предназна...