Открытое занятие на тему: "Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица"
план-конспект занятия на тему
Технологическая карта и дополнительное задание для проведения открытого занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn._karta_bezrabotitsa_to-11.docx | 38.64 КБ |
dop._zadanie.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экономика»
«Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица»
Дисциплина / группа/ специальность | «Экономика» Группа ТО-11 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров | |
Тема занятия | Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица | |
Тип занятия | Комбинированный урок | |
Ф.И.О. преподавателя | Шпаковская Наталья Александровна | |
Цель занятия | Знакомство, обобщение, систематизация знаний о безработице | |
Задачи занятия |
| |
Формируемые компетенции | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. | |
Ресурсы: | ||
Оборудование | Посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, раздаточный материал | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ | ||
деятельности преподавателя | деятельности обучающихся | |
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1 | Организационный момент | |
Цель | Сообщение темы учебного занятия, постановка цели учебного занятия | |
Длительность этапа | 3 мин | |
Проверка готовности обучающихся к занятию, фиксация отсутствующих; сообщение темы учебного занятия, постановка цели учебного занятия, уточнение понимания её обучающимися, обсуждение задач и этапов учебного занятия, мотивация к обучению | Подготовка информации дежурным (старостой), проверка готовности к занятию, принятие и осмысление целей и задач занятия | |
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2 | Устная работа | |
Цель | Повторение изученного материала по теме «Организация оплаты труда. Форма оплаты труда» | |
Длительность этапа | 10 мин | |
Повторение определения заработной платы, виды заработной платы, формы оплат труда и их подразделение | Отвечают на поставленные вопросы | |
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 3 | Изучение нового материала | |
Цель | Познакомить обучающихся с понятием безработицы, с историей возникновения безработицы, ее видами | |
Длительность этапа | 45 мин | |
Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население. Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, — 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:
Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодёжи, сельского населения и т.п.). Чаще всего выражается в процентах. В традиционных обществах заработная плата за работу не выплачивалась, так как деньги вообще не использовались. Люди жили за счёт земли, и земля принадлежала всем, либо никому. Разделение труда было малоощутимым. Когда были изобретены деньги и началось строительство городов, люди стали зависеть от них, покупая еду у продавцов, вместо того, чтобы выращивать, собирать или охотиться на еду самостоятельно. Зависимость от работы как от источника денег для приобретения еды и жилища является основой безработицы. Безработица как явление стала постепенно входить в экономическую мысль по мере усиления индустриализации и бюрократизации. Процесс формирования этого понятия можно рассматривать на примере Великобритании, так как там он был хорошо задокументирован. В XVI веке в Англии не делалось различий между бродягами и теми, у кого нет работы, все официально именовались Sturdy beggar и рассматривались как лица, которых нужно наказать и выслать[2]. Закрытие монастырей в 1530-х годах увеличило нищету, так как монастыри помогали бедным. Кроме того, во времена Тюдоров возросло население и усилился процесс огораживания. У безработных оставалось только два выхода — голодать или нарушать закон. В 1535 году вышел закон, предусматривавший создание системы общественных работ для борьбы с безработицей, финансировавшихся за счёт налогов на прибыль и капитал. Вышедший в следующем году закон разрешал применять к бродягам телесные наказания. Последствия безработицы
Выделяют следующие виды безработицы:
| Конспектируют новый материал | |
Историческая справка (Примеры ярких экономических кризисов в истории: отмена крепостного права, продажа Аляски, дефолт 1998 г.) | ||
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 4 | Решение задач на нахождение видов безработицы | |
Цель | Обеспечение уровня осмысления и понимания изученного материала; соотнесение ситуаций и видов безработицы (бланки с заданием) | Индивидуальная работа. Каждый студент получает бланк с заданием, в котором представлены ситуации и виды безработицы, сопоставляют их между собой |
Длительность этапа | 5 мин | |
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 5 | Проверочная работа | |
Цель | Применение полученных знаний и умений на практике | |
Длительность этапа | 20 мин | |
Организация выполнения проверочной работы, обеспечение контроля за выполнением задания Предложение мер по уменьшению уровня безработицы в стране (бланки с заданием) | Индивидуальная работа. Студенты делятся на 3 группы, получают бланки с заданием, в котором они описывают ситуации по безработице на выбор. Далее они описывают ситуации по решению этих проблем и обосновывают их | |
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 6 | Подведение итогов занятия | |
Цель | Оценка результатов занятия. Подведение итогов | |
Длительность этапа | 7 мин | |
Организация фронтальной беседы, проведение инструктажа по домашнему заданию, оценка результатов занятия. | Осуществление самооценки, соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, формулирование конечного результата своей работы на занятии |
Преподаватель Н.А. Шпаковская
Предварительный просмотр:
Соотнесите описанные случаи с соответствующим им типом безработицы:
А. После продолжительного перерыва в работе школьный учитель математики не может найти работу по специальности. От предложенных вакансий учителя пения и секретаря она отказалась и ожидает предложений по специальности | 1. Структурная безработица |
Б. Актер, исполняющий роль Деда Мороза на детских утренниках, не работает летом по специальности | 2. Сезонная безработица |
В. Вследствие общеэкономического спада, фирма предпринимателя Сергея объявлена банкротом и он не может найти работу | 3. Фрикционная безработица |
Г. После введения трамваев автоматического управления, водитель трамвая Алексей потерял работу | 4. Циклическая безработица |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А | Б | В | Г |
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Безработица"
Данная презентация была разработана для занятий по экономической теории по теме "Безработица". В презентации дается определение безработицы, формула расчеты уровня безработицы, рассмотрены виды безраб...
Методические указания по проведению практических занятий ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
...Методические указания для практических занятий по ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружен...
Конспект урока по обществознанию на тему: "Безработица, ее причины и последствия".
Вашему вниманию предлагается методический материал, а именно разработка конспекта по обществознанию для 1 курса колледжа на тему: "Безработица. Ее причины и последствия." Материал разработки предназна...
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию. Тема: "Безработица, виды, причины и последствия"
Методическая разработка урока по обществознанию....
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Экономика» на тему «Безработица»
Для спецдисциплин...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
Презентация доклада на областной студенческой конференции по теме:"Безработица в молодежной среде глазами студентов"
Рассмотрены причины и последствия безработицы в молодежной среде...