Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Экономика» на тему «Безработица»
методическая разработка на тему

Для спецдисциплин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_valeeva.docx175.4 КБ

Предварительный просмотр:

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Марксовский политехнический колледж»

Методическая разработка учебного занятия  

по дисциплине «Экономика»

на тему «Безработица»

для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Преподаватель: Валеева Ю.В.,  

преподаватель первой категории

г. Маркс, 2018 г.

Группа, специальность: группа №11 пкд  по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Вид урока: урок открытия нового знания.

Тип урока: учебное занятие с применением информационных технологий, кейс - метод.

Место урока: данный урок может быть использован

  • на уроках экономики в теме "Труд как главный фактор производства";
  • на уроках обществознания по теме «Трудовые отношения».

Цели урока:

обучающая: познакомить обучающихся с одной из основных проблем экономики – безработицейсформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях;

развивающая: показать ситуацию на рынке труда в целом и в современной России, развивать экономическое мышления через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа;

воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.

Межпредметные связи: обществознание, право, математика, история.

Оборудование урока: ПК, мультимедийное оборудование, презентация к уроку на тему "Безработица", учебник, дидактический материал, «кейсы», план-конспект.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые студенты! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.  Попрошу старосту доложить о присутствии группы на уроке.

Давайте позитивно настроимся на работу. Желаю вам удачного освоения новых знаний.  

  1. Мотивация.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова философа Людвига Фейербаха:

Человек лишь там чего-то добивается,

где он сам верит в свои силы”

Людвиг Фейербах, философ

– Как вы их понимаете? (если человек верит в свои силы – он добьется успеха)

– Я думаю, что вы верите в свои силы и наш урок будет успешным!

– Ребята, прежде чем начать занятие, я подготовила видеофрагмент, посмотрев который вы поймёте, какова же будет тема нашего урока.

Просмотр видеофрагмента.

– Какова же тема нашего урока? (Безработица) (тема урока на доске, записать в рабочие тетради).

Итак, вы совершенно правильно определили тему урока.

Ребята, тема нашего  занятия «Безработица». Эта тема очень актуальна, потому что из множества макроэкономических проблем безработица может стать настоящим бедствием и для государства в период экономической перестройки или кризиса, и для человека, пополнившего ряды безработных. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять, откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

Послушайте, пожалуйста, историческую справку, которую подготовила…

Историческая справка

В 1929-1933 годах США переживали самый глубокий экономический кризис за всю историю – спад производства на 25%. Этот период вошел в историю под названием «Великая депрессия». В 1933 году в разгар кризиса: каждый четвертый был безработным; 39 миллионов американцев имели работу, а 12 миллионов – не могли найти. Вот так, лишившиеся работы, люди часто стояли в очередях, чтобы получить хоть какое-то пособие и выжить.

Но парадокс в том, что и в период подъёмов в странах с рыночной экономикой существует некоторое количество безработных. Даже в 1944 году в США, когда одна шестая часть населения была в армии, пенсионеры вновь выходили на работу, (рабочая неделя составляла в то время 6 или 7 рабочих дней) вследствие острой нехватки рук, 1,2% желающих трудится, не могли найти работу.

– Спасибо, вот, ребята, вам пример: две разных ситуации, но в том и в другом случае существует безработица.

  1. Постановка целей урока

– Как вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня обсудить? (Ответы обучающихся).

– Да, вы все верно сказали, обобщим все ваши высказывания:

Цели учебного занятия – узнать:

  • что такое безработица?
  • какие существуют типы безработицы?
  • какие меры предпринимает государство по сокращению безработицы?
  • в чем причины безработицы?
  • каковы последствия безработицы?

Проблемный вопрос:

Может ли наблюдаться в стране полное отсутствие безработицы?

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Итак, что же такое БЕЗРАБОТИЦА?

Этот термин означает наличие в стране людей, способных и желающих трудиться при сложившемся уровне оплаты труда, но они не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Возникает вопрос, всех ли не имеющих работы людей можно считать безработными?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим на примере России структуру населения страны:

Для оценки масштабов безработицы используют следующие показатели:

1. Численность безработных – абсолютное число безработных

2.Уровень (или норма) безработицы – отношение числа безработных к численности экономически-активного населения (совокупной рабочей силы), выраженное в процентах

Уровень безработицы = ·100%

Имеется следующая информация:

Численность работающего населения поселка 9800 человек. Общая численность населения 14000. Из них 200 человек – безработные с применением критериев МОТ (Международная организация труда). Рассчитайте уровень безработицы (Уб) в посёлке.

Уб = (Б / РС) * 100%

200 чел. – безработные

Рабочая сила = занятые + безработные

9800+200=10000 чел. – рабочая сила

Уб = (200 / 10000) *100 % = 2 %

– Каковы же типы безработицы и государственные меры по ее снижению?

Метод кейсов

- Каждая группа получает кейс с материалом и вопросами. Вы изучаете материал и отвечаете на поставленные вопросы. Затем изложите суть своего материала так, чтобы другой группе было доступно и понятно. Время работы с кейсами – 5 минут.

ВАРИАНТЫ КЕЙСОВ:

КЕЙС № 1

Фрикционная безработица (от слова "фрикция"-трение) – это неизбежная форма безработицы, связанная с поиском людьми работы, соответствующей их квалификации и целям, и ожиданием выхода на работу.

В эту категорию попадают люди, которые или находятся в процессе перехода с одной работы на другую, или только что появились на рынке труда.

Она включает:

  • студентов, ищущих работу после окончания учебы;
  • женщин, которые вырастили детей и хотят вернуться на работу;
  • уволенных в запас военнослужащих;
  • всех тех, кто уволился по собственному желанию в поисках лучшей работы или нового места жительства.

Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты, у них уже есть профессия, имеется определенный уровень квалификации. В этом случае период поиска работы носит непродолжительный характер, так как для трудоустройства не требуется получения новой профессии или повышения квалификации. Рабочих мест больше, чем претендентов на их получение

Обычно фрикционной безработицей охвачено 2-3% рабочей силы.

Чтобы помочь таким безработным, необходимы следующие государственные меры:

  • Информация о наличии рабочих мест.
  • Услуги службы занятости.

Фрикционная безработица – явление неизбежное, потому что люди всегда будут искать лучшее место работы, и желательное, потому что на той работе, которая нравится, человек способен добиться лучших результатов.

Таким образом, если поиски работы увенчиваются успехом, выигрывают две стороны:

человек находит работу, полнее отвечающую его способностям и желаниям,

общество, так как работа, удовлетворяющая человека, более эффективна и результативна, чем та, которая не приносит ему удовольствия.

ВОПРОСЫ:

  1. В чем суть фрикционной безработицы?
  2. Кто попадает в эту категорию?
  3. Чем может оказать помощь государство таким безработным?

КЕЙС № 2

Структурная безработица вызывается несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на труд (структуре рабочих мест).

Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

  • с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы;
  • научно-технический прогресс приводит к изменениям в структуре производства и уменьшению спроса на ряд профессий – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, черно-белых телевизоров, керосиновых ламп, пишущих машинок), а другие появляются (производство компьютеров, мобильных телефонов). Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера.
  • структурная безработица находит выражение в том, что при существовании людей, оставшихся без работы, в стране есть немалое число вакансий, которые не могут быть заняты безработными без предварительного, иногда длительного, их переобучения.

Разновидностью структурной безработицы является безработица технологическаясвязанная с внедрением в производство новейшего трудосберегающего оборудования, особенно информационной техники. Компьютеризация производства болезненно затронула большую категорию служащих, положение которых еще совсем недавно отличалось относительной стабильностью. В число безработных все чаще попадают работники отделов бухгалтерского учета, производственного контроля и планирования, где работник, умеющий использовать компьютерные технологии, способен заменить необходимых ранее нескольких сотрудников. Вследствие компьютеризации многих торговых операций в 90-х годах резко замедлилось увеличение численности занятых в розничной торговле развитых западных стран, которая на протяжении 80-х гг. среди всех отраслей давала наибольший прирост дополнительных рабочих мест.

Сезонная безработица. В туризме, сельском хозяйстве, лесной промышленности производственный цикл имеет ярко выраженный сезонный характер. В период межсезонья работники теряют работу.

Государственные меры:

  • Субсидии на получение образования.
  • Обучение и переобучение работников.
  • Создание временных рабочих мест.

Структурная безработица продолжительна и дорогостояща.

ВОПРОСЫ:

  1. В чем суть структурной безработицы?
  2. Какую безработицу называют сезонной?
  3. Какие меры необходимо предпринимать государству для уменьшения структурной безработицы?

КЕЙС № 3

Циклическая безработица – это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

Самый тяжёлый вид безработицы, так как мало что зависит от человека, рабочих мест намного меньше безработных. Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу. Работники, уволенные в период общего экономического спада.

Государственные меры:

  • Стимулирование роста экспорта как толчок к росту производства и занятости.
  • Инвестирование в реконструкцию и модернизацию предприятий.
  • Поощрение иностранных инвестиций в экономику.
  • Создание условий для роста самозанятости, поддержка малого бизнеса.

Скрытая безработица – разновидность циклической безработицы.

Суть скрытой безработицы в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполный рабочий день или неполную рабочую неделю), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска.

Директора предприятий стараются сохранить значительное количество рабочих мест в расчете на стабилизацию отечественной экономики в ближайшее время, сохранить высококвалифицированный персонал в надежде на будущие заказы.

С другой стороны, очень часто директора, не желая вступать в конфликт с коллективом или для того, чтобы не платить сокращенным работникам выходное пособие, не проводят сокращения как такового, но пытаются избавиться от ненужных работников путем замораживания заработной платы. Одновременно в условиях безработицы сами работники зачастую предпочитают находиться несколько месяцев в отпуске или работать неполное рабочее время, чем быть уволенными.

Официально частично занятые работники не регистрируются как безработные, хотя фактически являются таковыми. Кого-то из них, например, женщин, имеющих малолетних детей, такая неполная занятость вполне устраивает. Но среди скрыто безработных есть и немало таких, кто хотел бы, но не может устроиться на полный рабочий день или полную рабочую неделю.

В соответствии с методологией Международной организации труда частично занятые работники не классифицируются как безработные. (Если человек работает, хотя бы один час в день, он уже считается занятым) и не регистрируются как безработные, хотя фактически являются таковыми.

Отсюда – некоторое занижение показателя безработицы в Российской Федерации.

В западноевропейских странах неполный рабочий день работает каждый восьмой трудоспособный житель, в Великобритании, Швеции, Нидерландах – каждый третий-пятый. В России практика частичной занятости также достаточно широко распространена.

ВОПРОСЫ:

  1. В чём суть циклической безработицы?
  2. Какие меры необходимо предпринимать государству для уменьшения циклической безработицы?
  3. В чем суть скрытой безработицы?

Обобщим итоги работы с кейсами

Основные типы безработицы:

  • Фрикционная
  • Структурная
  • Циклическая

Говорят ребята:

Фрикционная – существует в обществе всегда, связана с тем, что люди ищут работу, соответствующую их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Это требует времени.

Структурная – существует в обществе всегда, связана с воздействием научно-технического прогресса на производство, в результате чего изменяется структура спроса на рабочую силу.

Циклическая – связана с циклическим спадом производства, существует в период экономических кризисов.

Да, вы правильно говорите, обобщим наши выводы:

Фрикционная и Структурная формы безработицы существуют в обществе всегда, это неизбежное явление. Циклическая безработица растет в период кризисов в экономике.

5. Первичная проверка усвоения материала

– А теперь проверим, как вы усвоили типы безработицы.

Задание «Определи тип безработицы»:

Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя определения трех видов безработицы, укажите какой вид безработицы, – фрикционную, структурную (в т.ч. сезонную) или циклическую, – представляет каждый из перечисленных работников.

  1. Недавний выпускник вуза, ищущий свою первую работу – фрикционная.
  2. Бывший работник сталелитейного завода, закрытого из-за того, что устарело оборудование – структурная.
  3. Работник, уволенный агрофирмой по окончании сбора урожая – структурная, сезонная.
  4. Плотник, уволенный вследствие спада в жилищном строительстве из-за роста ставок банковского процента – циклическая.
  5. Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье – фрикционная.
  6. Закрытие ряда угольных шахт и массовое увольнение шахтеров из-за строительства электростанций, использующих в качестве источника энергии нефть – структурная.
  7. Домохозяйка решила пойти работать и начала поиски рабочего места – фрикционная.
  8. Закрытие военного производства привело к увольнению работников – структурная.
  9. В мае 2005 года Андрей окончил университет. Хорошо отдохнув 1,5 месяца, он начал искать работу и спустя 2 недели нанялся на уборку клубники. Когда через 2 месяца период уборки закончился, Андрей был уволен. Он будет учтен при исчислении – фрикционной и сезонной безработицы.

– Молодцы, ребята! Типы безработицы вы усвоили.

Давайте выясним возможные причины безработицы и пути ее снижения

А как вы думаете, каковы последствия безработицы для государства (страны)?

Каковы последствия безработицы для человека?

  1. Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
  2. Снижаются налоговые поступления.
  3. Снижается уровень жизни семьи безработного.
  4. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.
  5. Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.
  6. Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

6. Закрепление изученного материала.

Тест на проверку усвоенного материала: (3 мин.)

Выберите единственно правильный вариант ответа:

1) Человек, потерявший работу из-за спада в экономике, увеличивает:

А. Фрикционную безработицу

Б. Структурную безработицу

В. Циклическую безработицу

2) К категории безработных будет относиться:

А. Металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать

Б. Уволенный токарь, который в течение длительного времени не смог найти работу и прекратил поиски

В. Текстильщица, переведённая на режим неполной рабочей недели

Г. Программист, который уволился с прежнего места работы потому, что его не устраивала выплачиваемая там зарплата

3) Как называется вид самой опасной безработицы?

А. Фрикционная безработица

Б. Структурная безработица

В. Циклическая безработица

Г. Естественная безработица

4) В сказке «По щучьему веленью» Емеля не работает. Он…

А. Вносит вклад в увеличение фрикционной безработицы

Б. Не вносит вклад в увеличение безработицы

В. Вносит вклад в увеличение структурной безработицы

Г. Вносит вклад в увеличение циклической безработицы

5) Человек, потерявший работу из-за перемены места жительства, увеличивает:

А. Фрикционную безработицу

Б. Структурную безработицу

В. Циклическую безработицу

Г. Естественную безработицу

- Оцените себя (узнать, кто как справился с тестом).

  1. Рефлексия.

(Мысли мудрых о безработице)

- С каким основным понятием познакомились на уроке? В чём его суть?

Назовите основные типы безработицы.

Вернёмся к проблеме:

Может ли наблюдаться в стране полное отсутствие безработицы? Почему?

Обобщение:

  • дали определение безработицы и проанализировали различия в причинах возникновения каждого вида безработицы;
  • определили типы безработицы - фрикционная, структурная и циклическая;
  • выяснили формулу расчета уровня безработицы;
  • познакомились с особенностями безработицы в России.

– Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.

  1. Выставление оценок. Отметить лучших обучающихся.

  1. Задание на дом: (провести инструктаж домашнего задания)
  1. придумать по 2-3 примера, соответствующих каждому типу безработицы;
  2. составить кроссворд на тему «Безработица»;
  3. подготовить сообщение об уровне безработицы в нашей области (в районе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Основы философии" тема: Основные категории бытия

Конспект занятия по дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экономика организации" по теме "Прибыль и рентабельность"

Разработка открытого занятия - изучение нового материала  с использованием элементов технологии критического мышления предназанчена для работы со студентами технических специальностей СПО....

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Иностранный язык» Тема «Здоровый образ жизни»

               Методическая разработка учебного занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и прошла  апробацию на открытом уроке 29 н...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: «Применение геоинформационных систем (ГИС)-технологий в сельском хозяйстве»

Данная работа является методической разработкой занятия с использованием интерактивных технологий. Тема «Применение геоинформационных систем (ГИС)-технологий в сельском хозяйстве» - одна и...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ЕН.01 Математика на тему:«Матрицы. Действия над матрицами»

Методическая разработка занятия составлена с применением компьютерных технологий, а именно, с применением электронного варианта лекции по теме «Матрицы. Действия над матрицами». Применение...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Освоение методов органолептической оценки качества рыбных консервов. Расшифровка маркировки»

Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Освоение методов органолептической оценки качества рыбн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Товароведная характеристика вегетативных овощей»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Товароведная характеристика вегетативных овощей»...