Рабочая программа учебной дисциплины «Предпринимательство в торговле» по специальности "38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" (ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ)
рабочая программа на тему
Программа разработана на дисциплину вариативной части ОПОП по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_predprin-vo_bu.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №39
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Предпринимательство в торговле»
код, специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Москва
2014
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Экономики и управления Протокол № ____ от «__» ______ 20___ г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
Председатель предметной (цикловой) комиссии _____________/ Н.А.Сладковская | Руководитель научно – методического центра ____________________/ Л.В.Карташова |
Составитель: Лаврентьева Л.В. преподаватель ГБОУ СПО ПК №39
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Предпринимательство в торговле»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации и профессионально переподготовке работников туристской индустрии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Предпринимательство в торговле» входит в профессиональный цикл дисциплин ОПОП СПО. Изучение учебной дисциплины направлено на формирование общих компетенций:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать среду и субъекты предпринимательства;
- оценивать условия и предпосылки развития предпринимательства;
- применять нормативную базу предпринимательства;
- оценивать предпринимательские риски;
- определять стадии развития предпринимательства;
- разрабатывать договора, регулирующие предпринимательскую деятельность.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы предпринимательской деятельности;
- признаки предпринимательства;
- среду предпринимательства;
- субъекты предпринимательства;
- виды предпринимательства;
- стадии развития предпринимательской фирмы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Предпринимательство в торговле
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Определение предпринимательства и предпринимателя. Инновационная направленность предпринимательской деятельности. Обмен как основное понятие предпринимательства. Макро- и микросреда предпринимателя, факторы и их влияние. Формы и виды предпринимательской деятельности. Предприниматели без образования юридического лица и юридические лица как равноправные субъекты предпринимательской деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности: сущность, цель, задачи. Органы лицензирования, лицензия и ее основные атрибуты. Аннулирование лицензии. | 2 | ||
2 | Характеристика и этапы предпринимательского процесса. Процесс поиска новой идеи. Составление бизнес-плана, характеристика его основных разделов. Поиск необходимых ресурсов. Учреждение и регистрация коммерческой организации. Организация функционирования и управления туристической фирмой. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка доклада по значению предпринимательства для рыночной экономики; 2. Подготовка доклада по теме История развития предпринимательства в России. | 8 | |||
Тема 2. Формы организации предпринимательства | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Статус и основные признаки юридического лица. Имущество юридического лица как гарантия выполнения его обязательств. Виды ответственности. Правомочность юридических лиц. | 2 | ||
2 | Субъекты предпринимательской деятельности. Характеристика субъектов предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы. | 2 | ||
3 | Хозяйственные товарищества как объединения лиц. Полное товарищество, его участники, учредительные документы, фирменное наименование и управление. Товарищество на вере, его участники (полные товарищи и командиты), учредительные документы, фирменное наименование и управление. Достоинства и недостатки хозяйственных обществ. Отличительные особенности хозяйственных товариществ. | 2 | ||
4 | Хозяйственные общества как объединения капиталов. Требования к минимальному капиталу. Общество с ограниченной ответственностью, его участники (максимальное количество), учредительные документы, фирменное наименование, уставный капитал и управление. Общество с дополнительной ответственностью, его участники, учредительные документы, фирменное наименование и управление. Акционерные общества, уставный капитал, участники, фирменное наименование, управление. Акция, виды акций, права по акциям. Виды акционерных обществ. Дочерние и зависимые общества. | 2 | ||
5 | Производственные кооперативы (артели), порядок образования, имущество кооператива, права и обязанности участников, паевый взнос, учредительные документы, распределение прибыли. Объединения юридических лиц. Цель образования союзов и ассоциаций. Права и обязанности его членов. Концерн, консорциум, холдинг: сущность, отличительные особенности | 2 | ||
Практические занятия: 1. Составление сопоставительной таблицы по организационно – правовым формам | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление кроссворда по терминам темы Формы организации предпринимательства; 2. Характеристика организационно-правовых форм предприятий торговли, расположенных на конкретной территории | 6 | |||
Тема 3. Экономические основы деятельности коммерческой организации | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Экономическая модель коммерческой организации, ее количественные характеристики. Трудовые ресурсы, оборотные средства, основные фонды и их составляющие, цена, выручка от реализации продукции, себестоимость, прибыль и ее виды, фонды и резервы. | 2 | ||
2 | Основные принципы деятельности коммерческой организации. Планирование деятельности, ценообразование, финансовые и кредитные отношения, внешнеэкономическая деятельность, трудовые отношения, социальная деятельность, контроль за деятельностью, ответственность коммерческой организации. Учет и отчетность в коммерческих организациях. Учетная политика, метод двойной записи, виды счетов, основные учетные регистры. | 2 | ||
Практические занятия
| 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить перечень договоров, характерных для организации туристской индустрии с указанием особенностей этих договоров. | 3 | |||
Тема. 4. Порядок и учреждение коммерческой деятельности | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Решение о создании фирмы. Учредительные документы, их состав и сведения, содержащиеся в них. Учредительный договор в хозяйственных товариществах. Учредительный договор и устав в хозяйственных обществах. Устав акционерного общества. | 2 | ||
2 | Порядок регистрации коммерческой организации. Перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица и предпринимателя без образования юридического лица. Причины отказа в регистрации. | 2 | ||
3 | Реорганизация коммерческих организаций. Решение о реорганизации или ликвидации. Формы реорганизации юридических лиц. Преобразование коммерческих организаций различных форм. Ликвидация коммерческих организаций. Виды ликвидации. Стадии ликвидации. Очередность удовлетворения требований при ликвидации юридического лица. | 2 | ||
4 | Несостоятельность (банкротство) коммерческой организации. Процедуры банкротства юридического (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, досудебная санация) и физического (конкурсное производство, мировое соглашение) лица. | |||
Практические занятия 1. Изучение и разработка учредительной документации для организации предпринимательской деятельности 2. Решение ситуационных задач по регистрации коммерческой организации | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по процедурам банкротства юридического лица | 4 | |||
Тема 5. Малое предпринимательство | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Сущность малого предпринимательства и его критерии в России и зарубежом. Роль малого бизнеса в рыночной экономике: жизнеспособность малого бизнеса, развитие “рискового” капитала, социальная мобильность населения, формирование новых капиталов, рост благосостояния. | 2 | ||
2 | Государственная поддержка развития предпринимательства. Техническое содействие (предоставление помещений и оборудования, информации, помощь в проведении НИОКР); финансовая помощь: льготное налогообложение и кредитование; социальная защита служащих. | 2 | ||
3 | Проблемы развития малого предпринимательства в России: технический и технологический уровни производства, источники и размеры капиталовложений, уровень технического руководства и управления и т.д. Стратегии роста малых фирм: копирование продукции крупных предприятий, оптимального размера фирмы, участие в продукции крупных фирм,. | 2 | ||
4 | “Франчайзинг” в малом бизнесе: понятие, сущность, роль в современном бизнесе | 2 | ||
Практические занятия
| 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подобрать примеры организаций, работающих по франчайзингу | 2 | |||
Тема 6. Сущность предпринимательского риска | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Определение риска в предпринимательстве. Типы риска. Управление риском | 2 | ||
Практические занятия
| 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление логико-смысловой схемы по видам предпринимательских рисков. | 3 | |||
Тема 7. Культура предпринимательства | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Культура предпринимательства. Требования рынка к качествам предпринимателей. Влияние общественных организаций на развитие этики. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по вопросам: Зарубежный опыт в становлении и развитии культуры предпринимательства (опыт США, Японии, Швеции и других стран). | 4 | |||
Всего: | 90 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Предпринимательства.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- телевизор;
- DVD;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Бударина А.В., Соловьев И.Б., Стелина А.Ф. Основы предпринимательской деятельности. — М.: Просвещение, 2008.
- Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник. - М.: дело, 2009.
Дополнительные источники:
- Веригин В.П. Преступления в сфере экономики: Учебно-практическое пособие. - М.: дело, 1999.
- Лаптев В.В. Предпринимательское право. Понятие и субъекты. — М.: Юрист, 1997.
- Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. - С-Пб.: ГМП «Формика», 1992.
- Основы предпринимательского дела: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. 2-е изд. - М.: БЕК, 1996.
Интернет – ресурсы:
8. http://rg.ru;
9. http://www.buhonline.ru/pub/comments/2012/11/6696
10. http://small-business.web-3.ru/basics/franchising/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
| Практические работы, индивидуальные задания для обучающихся, проверочные работы, тестовые задания по темам учебной дисциплины, контрольная работа |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский у...
Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет. Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 103 ч., в том числе:обяза...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Бизнес-планирование код, специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
рабочая ПРОГРАММА учебной дисциплины Бизнес-планирование код, специальность 38.02.01 Эко...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 14 "Бизнес-планирование" по специальности СПО "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Тематический план:Раздел 1. Бизнес-план и его роль в современном предпринимательствеТема 1.1. Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации (предприятия)Тема 1.2. Структура и функ...
Рабочая программа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 09 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (По отраслям )
Обществознание 10-11 класс. Базовый уровень....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.05 История Специальность среднего профессионального образования Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины БД.05 «История» предназначена для изучения дисциплины при реализации образовательной программы среднего общего обр...