Рабочая программа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в цикл обще-профессиональных дисциплин учебного плана специальности, устанавливающих базовые знания и умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности выпускника. Студенты знакомятся с оказанием первой помощи, с мероприятиями по защите от негативных воздействий ЧС, с профилактическими мерами безопасности жизнедеятельности, с основами военной службы и обороны государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Промышленно-экономический колледж»
(СПб ГБОУ СПО «ПЭК»)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора СПб ГБОУ СПО «ПЭК» ________________Ю.К. Соловьева (подпись) «____»_____________ 20 ___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОП.12 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)
углубленной подготовки
Максимальная нагрузка по дисциплине - 109
Всего - 75
Занятия на уроках - 45
Практические занятия - 30
Самостоятельная нагрузка - 34
Санкт-Петербург
2016 г.
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 837
Автор: Корсакова Н.А. | преподаватель СПб ГБОУ СПО «ПЭК» |
Князева Н.В. Степанов Д.В. | преподаватель СПб ГБОУ СПО «ПЭК» преподаватель СПб ГБОУ СПО «ПЭК» |
Согласовано: ____________________________________________________________________
наименование организации (предприятия)
____________________________________________________________________
должность, Фамилия Имя Отчество
____________________________________________________________________
дата, подпись
Рабочая программа переутверждена на _________/_________учебный год
без изменений / с изменениями _____________
Зам. директора по НМР____________________ протокол №____от «____»___________20 __г.
Рабочая программа переутверждена на _________/_________учебный год
без изменений / с изменениями _____________
Зам. директора по НМР____________________ протокол №____от «____»___________20 __г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПРАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в цикл обще-профессиональных дисциплин учебного плана специальности, устанавливающих базовые знания и умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности выпускника. Студенты знакомятся с оказанием первой помощи, с мероприятиями по защите от негативных воздействий ЧС, с профилактическими мерами безопасности жизнедеятельности, с основами военной службы и обороны государства.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
-область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у выпускника специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям):
A) Общие компетенции (ОК1-ОК9), включающие в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Б) Профессиональные компетенции (ПК 1.1-1.4, 2.1-2.4, 3.1-3.4, 4.1-4.4, 5.1-5.5), соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств, организации.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 5.1 Организовывать налоговый учет.
ПК 5.2 Разрабатывать и заполнять первичные учетные документы и регистры налогового учета.
ПК 5.3Проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов, обязательных для уплаты.
ПК 5.4 Применять налоговые льготы в используемой системе налогообложения при исчислении величины налогов и сборов, обязательных для уплаты.
ПК 5.5 Проводить налоговое планирование деятельности организации
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 109 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 75 часов,
из них 30 часов практические занятия;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 109 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 75 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения | 32 | |||||||||
Тема 1.1. Цели и задачи дисциплины БЖД. Основные понятия БЖД | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Введение в БЖД. Среда обитания человека. Цели и задачи изучения БЖД. | 1,2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||||||||
Написать эссе на тему «Человек и среда обитания» | ||||||||||
Тема 1.2. Научно-технический Прогресс и среда обитания человека | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Негативные воздействия в системе «человек – среда обитания». Потенциальная опасность, индивидуальный, социальный, приемлемый риск. Влияние научно- технического прогресса. | 1,2 | ||||||||
Практические занятия | 6 | |||||||||
1 | Негативные факторы в системе « Человек – среда обитания» | |||||||||
2 | Техносфера | |||||||||
3 | Принципы организации и функционирования Российской системы чрезвычайных ситуаций | |||||||||
Тема 1.3 Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера | Содержание учебного материала | 14 | ||||||||
1 | Общая характеристика чрезвычайных ситуаций, их классификация. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах. | 1,2 | ||||||||
2 | Прогнозирование развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях | 1,2 | ||||||||
3 | Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС. Гражданская оборона, основные понятия определения и задачи. | 1,2 | ||||||||
4 | Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС. Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. | |||||||||
4 | Устойчивость функционирования производства в ЧС. Защитные сооружения ГО | 1,2 | ||||||||
Практические занятия | 10 | |||||||||
1 | Гражданская оборона в современных условиях | |||||||||
2 | Определение характера ЧС и начальная оценка ее последствия | |||||||||
3 | Планирование, организация и проведение работ при ликвидации последствий ЧС | |||||||||
4 | Защита населения при ликвидации последствий ЧС | |||||||||
5 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | |||||||||
Тема 1.4. Безопасность жизнедеятельности в области профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 3 | ||||||||
1 | Правовые основы обеспечения безопасности труда. Основные мероприятия по предупреждению производственного травматизма. | |||||||||
2 | Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. | |||||||||
Практические занятия | 2 | |||||||||
1 | Опасные и вредные производственные факторы на рабочем месте бухгалтера. Мероприятия, предотвращающие или уменьшающие их воздействие на работающего. | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 16 | |||||||||
1 | Написать эссе на тему «Человек и среда обитания» | |||||||||
2 | Изучить Федеральный Закон 21.12.1994 N 68-ФЗ(ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | |||||||||
3 | Составить таблицу «Классификация ЧС мирного времени» | |||||||||
4 | Написать реферат по предложенной тематике | |||||||||
5 | Изучить Федеральный Закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ | |||||||||
6 | Изучить Федеральный Закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ | |||||||||
7 | Подготовить доклад о потенциально опасных объектах, находящихся на территории вашего места проживания» | |||||||||
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 36 | |||||||||
Тема 2.1. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | Содержание учебного материала | 24 | ||||||||
1 | Введение. Цели, общие правила и приоритеты оказания первой помощи | 1,2 | ||||||||
2 | Симптомы и признаки: обморок, шок, бронхиальная астма. | 2,3 | ||||||||
3 | Симптомы и признаки стенокардии, инфаркта миокарда, инсульта | 2,3 | ||||||||
4 | Симптомы и признаки эпилептического припадка, гипогликемии, гипервентиляция | |||||||||
5 | Принципы оказания первой помощи при отравлении. | 2,3 | ||||||||
6 | Принципы оказания первой помощи при травмах. | 2,3 | ||||||||
7 | Принципы оказания первой помощи при кровотечениях | 2,3 | ||||||||
8 | Принципы оказания первой помощи при электротравме и ожогах | 2,3 | ||||||||
9 | Принципы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе. | 2,3 | ||||||||
10 | Принципы оказания первой помощи при переломах, ушибах и вывихах. | 2,3 | ||||||||
11 | Закрытый массаж сердца, искусственная вентиляция легких. | 2,3 | ||||||||
12 | Оказание первой неотложной помощи при обструкции верхних дыхательных путей | 2,3 | ||||||||
Практические занятия | 10 | |||||||||
1 | Отработка оказания первой помощи при различных неотложных состояниях: обморок, шок, бронхиальная астма | |||||||||
2 | Отработка оказания первой помощи при стенокардии, инфаркте миокарда, инсульте. | |||||||||
3 | Отработка оказания первой помощи при травмах и кровотечениях. | |||||||||
Отработка оказания первой помощи при ожогах и отморожении. | ||||||||||
5 | Отработка приемов закрытого массажа сердца и искусственной вентиляции легких на манекене | |||||||||
Контрольное тестирование | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||||||||
1 | Подготовить реферат на тему «Профилактика венерических заболеваний» | |||||||||
2 | Подготовить реферат на тему «Злоупотребления психоактивными веществами и их последствия» | |||||||||
3 | Подготовить реферат на тему « Инфекции дыхательных путей: туберкулез, дифтерия, грипп, корь, краснуха» | |||||||||
4 | Подготовить реферат на тему «Кишечные инфекции: вирусный гепатит А, ботулизм, полиомиелит» |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- Доска стеклянная
- Стол преподавателя
- Стул преподавателя
- Ученический комплект (стол и 2 стула)
- Информационная доска
- Шкаф металлический
- Шкаф (бук) верх стекло
- Респиратор Р-2
- Ватно-марлевая повязка
- Противопыльная тканевая маска
- Аптечка индивидуальная (АИ-2)
- Бинты марлевые
- Жгуты кровоостанавливающие резиновые
- Шинный материал (металлические, Дитерихса)
- Комплект плакатов по Гражданской обороне (Уголок по ГО И ЧС объекта)
- Комплект плакатов по основам пожарной безопасности (Уголок пожарной безопасности)
- Комплект плакатов по ЧС («Индивидуальные средства защиты в чрезвычайных ситуациях», «Меры по противодействию терроризму»)
- Комплект плакатов по основам медицинских знаний («Первая медицинская помощь при травмах», «Никотиновая зависимость», «Алкогольная зависимость»)
- Комплект плакатов по основам военной службы («Структура вооруженных сил Российской Федерации», «Воинские звания и знаки различия»)
Технические средства обучения:
- Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
- Мультимедиа проектор
- Тренажер сердечно-легочной реанимации Максим III-01
- Стрелковый оптико-электронный тренажер ОЭТЗ-АК-МПМ
3.2. Информационно обеспечения обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Э.А Арустамов и др. «Безопасность жизнедеятельности», Учебник, М: Академия , 2010-176 с.
- Г.С. Ястребов «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»: уч. пособие, Ростов н/Д: Феникс, 2005, 397 с.
- В.Ю. Микрюков «Безопасность жизнедеятельности»,
- И.Ф. Колонтаевская “Безопасность жизнедеятельности. Тесты – М: Тесты “Альфа - Пресс”, 2008 – 656 с.
Интернет-ресурсы:
- www.mchs.gov.ru
- 78. mchs.gov.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: | |
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций | Тестирование, практические занятия |
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту | практические занятия |
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения | практические занятия |
применять первичные средства пожаротушения | реферат |
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности | тестирование |
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью | тестирование |
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы | практические занятия |
оказывать первую помощь пострадавшим | тестирование |
знания: | |
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России | Реферат, практические занятия, самостоятельные работы |
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации | Тестирование, практические занятия |
основы военной службы и обороны государства | тестирование |
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения | Тестирование, практические занятия, самостоятельные работы |
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах | реферат |
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке | практические занятия |
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО | тестирование |
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | реферат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ По специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
Рабочая программа преддипломной практики по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (Углубленная подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 38.02.01 Эконом...
Программ преддипломной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНАЯ) Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) Форма подготовки: очнаяБазовой подгот...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОЛИТОЛОГИЯ специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), углубленная подготовка»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...
Программа учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Экономика и управление...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08. «Основы бухгалтерского учета» Специальность среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫОП.08. «Основы бухгалтерского учета»Специальность среднего профессионального образования38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)базовой подготовки...
Рабочая программа учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (отраслям)
Рабочая программа учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (отраслям) . Учебная практика проходит после изучения двух профессиональных модулей по специальн...