Филиал «Котельники»
государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования Московской области
«Университет «Дубна»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе
______________Деникин А.С.
«_____»___________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. «Основы бухгалтерского учета»
Специальность среднего профессионального образования
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
базовой подготовки
Форма обучения
Очная
Котельники, 2016 г.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального образовательного государственного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Автор программы: Бачкала Ольга Николаевна, преподаватель техникума филиала «Котельники» государственного университета «Дубна»
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин
Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель цикловой комиссии экономических дисциплин Бачкала О.Н.
СОГЛАСОВАНО
Директор филиала А.Ф.Золотарева
«____» _________ 20___ г.
Руководитель библиотечной системы В.В. Мамонова
Содержание
1. | Паспорт рабочей программы дисциплины |
|
| 1.1. Область применения программы |
|
| 1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы |
|
| 1.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников при изучении дисциплины |
|
| 1.4. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины |
|
| 1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины |
|
2. | Структура и содержание дисциплины |
|
| 2.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий |
|
| 2.2. Тематический план и содержание дисциплины |
|
3. | Условия реализации рабочей программы дисциплины |
|
| 3.1. Образовательные технологии |
|
| 3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению |
|
| 3.3. Информационное обеспечение обучения |
|
4. | Контроль и оценка результатов освоения дисциплины |
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы бухгалтерского учета
.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина "Основы бухгалтерского учета" является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла – ОП.08
1.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников при изучении дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
- использовать формы и счета бухгалтерского учета;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
- национальную систему нормативного регулирования;
- международные стандарты финансовой отчетности;
- историю бухгалтерского учета;
- основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы бухгалтерского учета
1.4. Перечень формируемых компетенций
Общие компетенции (ОК)
ОК 1. Способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Способность организовывать собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество.
ОК 3. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Овладение информационной культурой. Способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководство, потребителями.
ОК 7. Способность брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Способность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Способность ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Способность исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК 1.1. Способность обрабатывать первичные бухгалтерские документы
ПК 1.2. Способность разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Способность проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Способность формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.1. Способность формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Способность выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.3. Способность отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи цепнностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Способность проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации
ПК 3.1. Способность формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Способность оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Способность формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Способность оформлять платежные документы для перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 4.1. Способность отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Способность составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Способность составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, отчеты по страховым взносам и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Способность проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 171 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 118 часа;
самостоятельной работы обучающегося 53 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе: | 118 |
практические занятия | 54 |
контрольная работа | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе: | 53 |
внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению домашних заданий
| 53 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 курс 2 семестр |
РАЗДЕЛ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. ЕГО ОБЪЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ. ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ВЕДЕНИЮ. |
Тема 1.1. Понятие и виды хозяйственного учета | Содержание учебного материала Введение в дисциплину. Понятие хозяйственного учета и его виды. Определение понятия бухгалтерского учета. | 2 | Репродуктивный
|
Практическое занятие №1 Понятие и виды хозяйственного учета. Проведение тестирования по теме и обсуждение его результатов. | 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.3-5 2) работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 14 2) Стр.3-12 1) работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 38-39 1) Подготовить сообщения по темам: - особенности бухгалтерского учета в условиях инфляции - основные хозяйственные процессы на предприятиях - роль бухгалтерской информации в управлении организацией | 1,5 |
Тема 1.2. Роль, задачи и функции бухгалтерского учета | Содержание учебного материала Роль, задачи и функции бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики. Функции, выполняемые бухгалтерским учетом в системе управления организацией. Принципы бухгалтерского учета. | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №2 Роль, задачи и функции бухгалтерского учета. Проведение тестирования по теме и обсуждение его результатов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.7-8 2) работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 14 2) Стр.12-21 1) работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 38-39 1)
| 1,5 |
Тема 1.3. Предмет и объекты бухгалтерского учета. Средства предприятия | Содержание учебного материала Предмет и объекты бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных средств предприятия. Классификация источников образования средств предприятия | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №3 Группировка имущества организации по составу и функциональной роли | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.8-14 2) работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 14 2) Решение практических задач стр.41-45 1) | 1,5 |
Тема 1.4. Предмет и объекты бухгалтерского учета. Источники образования средств предприятия | Содержание учебного материала Предмет и объекты бухгалтерского учета. Классификация источников образования средств предприятия | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №4 Группировка источников формирования имущества организации по составу и функциональной роли | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.8-14 2) работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 14 2) Решение практических задач стр.41-45 1) | 1,5 |
Тема 1.5. Требования к ведению бухгалтерского учета | Содержание учебного материала Основные требования к ведению бухгалтерского учета: документирование всех хозяйственных операций; использование плана счетов; принцип двойной записи по плану счетов; инвентаризация имущества и обязательств организации; оценка и калькуляция; бухгалтерский баланс; бухгалтерская отчетность. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №5 Требования к ведению бухгалтерского учета. Проведение тестирования и обсуждение его результатов. |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.21-38 1) работа с учебной литературой.. Ответить на вопросы, стр. 38-39 1) Подготовить сообщение по теме: - организация учета на предприятиях - финансовый, управленческий, налоговый учет | 1,5 |
РАЗДЕЛ 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ |
Тема 2.1. Законодательные основы бухгалтерского учета | Содержание учебного материала Роль нормативного регулирования в организации бухгалтерского учета в России. Задачи и механизмы осуществления нормативного регулирования. Функции основного методологического центра регулирования бухгалтерского учета. | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №6 Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в России. Проведение тестирования и обсуждение его результатов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.47-56 1), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 68 1) Стр.5-6 2) работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 14 2) | 1,5 |
Тема 2.2. Четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета | Содержание учебного материала Характеристика четырех уровней документов, обеспечивающих национальную систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Понятие бухгалтерских стандартов: федеральных, отраслевых, рекомендаций и стандартов экономического субъекта. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №7 Классификация нормативных документов по 4 уровням бухгалтерских стандартов | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" от 06.12.2011 N 402-ФЗ | 1,5 |
Тема 2.3. Формирование учетной политики организации | Содержание учебного материала Подходы к обоснованию учетной политики и факторы, влияющие на ее выбор. Методологические, организационные, технические и налоговые аспекты учетной политики. | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №8 Решение комплексной задачи стр. 71-75 1) | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.56-68 1), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 68 1) Подготовить сообщения по темам: - учетная политика организации - методологические аспекты учетной политики - организационные и технические аспекты учетной политики - налоговые аспекты учетной политики | 1,5 |
Тема 2.4. Международные стандарты финансовой отчетности | Содержание учебного материала Определение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Функции Комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Характеристика процессов разработки, утверждения и совершенствования МСФО. Применение МСФО. Сущность базовых принципов (допущений) МСФО. Характеристика качественных аспектов информации для ее использования в качестве отчётной на международном уровне. Список МСФО. Цель составления финансовой отчетности. Основные элементы финансовой отчетности. Требования к финансовой отчетности. Представление финансовой отчетности (выдержки из МСФО). | 2 | Репродуктивный |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделам 1, 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.149-173 1), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 173-174 1) | 1,5 |
РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ И СИСТЕМА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА |
Тема 3.1. Счета бухгалтерского учета | Содержание учебного материала Определение понятия счетов бухгалтерского учета. Деление активных, пассивных счетов на группы по объектам учета. Характеристика активно-пассивных счетов. Учет расчетов по обязательствам. Схемы активных, пассивных и активно-пассивных счетов. Классификация счетов по способу обобщения информации. Осуществление синтетического и аналитического учета на счетах. | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №9 Решение практических задач на открытие счетов, составление корреспонденций счетов, подсчет оборотов и определение конечного остатка по счетам. | 2
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.15-25 2), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 34 2) Стр.77-81 1), работа с учебной литературой Подготовить сообщения по темам: - принципы учета основных хозяйственных процессов | 1,5 |
Тема 3.2. Двойная запись | Содержание учебного материала Хронологическая, синтетическая и двойная запись хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Характеристика корреспонденций счетов и бухгалтерских проводок. Контировка первичных документов. Характеристика 4-х типов хозяйственных операций. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №10 Тренинг по записи хозяйственных операций с помощью бухгалтерских проводок и корреспонденции счетов. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.26-34 2), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 34 2) Стр.81-89 1), работа с учебной литературой | 1,5 |
Тема 3.3. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению | Содержание учебного материала Характеристика плана счетов бухгалтерского учета, как нормативно-правового документа для бухгалтерского учета, дата его утверждения. Структура и содержание плана счетов бухгалтерского учета. Взаимосвязь содержания плана счетов и бухгалтерского баланса. Структура и содержание инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета. Процедуры использования плана счетов в соответствии с инструкцией. |
1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №11 Тренинг по сравнению структуры плана счетов бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса. Практическое занятие №12 Тренинг по записи хозяйственных операций с помощью бухгалтерских проводок и корреспонденции счетов. | 1
1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ | 1,5 |
Тема 3.4. Классификация бухгалтерских счетов по назначению и структуре | Содержание учебного материала Счета для учета активов и источников их финансирования (основные, регулирующие, забалансовые) и счета для учета хозяйственных процессов (инвентарные, фондовые, и расчетные) | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №13 Тренинг по записи хозяйственных операций с помощью бухгалтерских проводок и корреспонденции счетов. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.46-71 2), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 71 2) | 1,5 |
Тема 3.5. Оборотная ведомость | Содержание учебного материала Порядок составления и расчета оборотной ведомости. Проверка правильности составления оборотной ведомости. Понятие синтетических и аналитических счетов, субсчета. Оборотная ведомость по синтетическим и аналитическим счетам. | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №14 Составление оборотных ведомостей по синтетическим и аналитическим счетам | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.89-92 1), работа с учебной литературой. Стр.35-43 2), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 45 2) | 1,5 |
Тема 3.6. Бухгалтерский баланс | Содержание учебного материала Процесс составления бухгалтерского баланса. Состав, структура и виды балансов, назначение статей баланса. Требования, предъявляемые к балансу организации, функции баланса. Составные части баланса и экономическое содержание его статей. | 2 | Продуктивный |
Практическое занятие №15 Решение практических задач на открытие синтетических счетов, составление корреспонденций счетов, подсчет оборотов и определение конечного остатка по счетам. Составление баланса по остаткам. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.92-99 1), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, стр. 99 1) стр. 40-45 2), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы, 45 2) Решение практических задач стр. 102-109 1) | 1,5 |
Тема 3.7. Элементы метода ведения бухгалтерского учета | Содержание учебного материала Краткая характеристика элементов метода ведения бухгалтерского учета: документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, система счетов и двойная запись, баланс и отчетность | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №16 Проведение тестирования и обсуждение его результатов. | 2
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.72-76 2), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы стр. 82-83 2) | 1,5 |
Тема 3.7. Порядок документооборота, технология обработки учетной информации | Содержание учебного материала Теоретические и методологические основы организации первичного учета. Технология движения документов. Первичные бухгалтерские документы, учетные регистры, отчетные документы. Исправление ошибок в учетных записях. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №17 Решение практических задач на внесение исправлений в учетные регистры | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.76-81 2), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы стр. 82-83 2) | 1,5 |
Тема 3.8. Формы бухгалтерского учета | Содержание учебного материала Характеристика и перечень форм бухгалтерского учета. Документы и журналы, используемые при различных формах бухгалтерского учета. Осуществление бухгалтерского учета по упрощенной форме. | 1 | Репродуктивный |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 3 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.84-94 2), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы стр. 94 2) | 1,5 |
РАЗДЕЛ 4. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА |
Тема 4.1. Учет в Древнем мире | Содержание учебного материала Проблемы развития учета в Древнем Египте, Вавилоне, Греции и Римской империи. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №18 Учет в древнем мире. Проведение тестирования и обсуждение его результатов. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщения по темам: Развитие учета в Древнем Египте и Вавилоне Развитие учета в Греции и Римской империи | 1,5 |
Тема 4.2. Учет в Средние века | Содержание учебного материала Становление в средние века бухгалтерского учета как науки. Лука Пачолли – основоположник диграфической парадигмы бухгалтерского учета. Сравнительная характеристика различных систем, методов и принципов бухгалтерского учета в различных странах и в различные времена. | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №19 Учет в средние века. Проведение тестирования и обсуждение его результатов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщения по темам: Лука Пачолли Возникновение двойной бухгалтерии в эпоху Ренессанса | 1,5 |
Тема 4.3 Становление и развитие бухгалтерского учета в дореволюционной России | Содержание учебного материала Усовершенствование в России IX века двойной бухгалтерии, тройная «русская» бухгалтерия. Деятельность выдающихся русских ученых в области бухгалтерского учета. Петербургская и Московская бухгалтерские школы в дореволюционной России. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №20 Развитие бухгалтерского учета в дореволюционной России. Проведение тестирования и обсуждение его результатов. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщения по темам: Характеристика тройной «русской» бухгалтерии. Работы выдающихся русских ученых в области бухгалтерского учета Основные различия Петербургской и Московской школ бухгалтерского учета | 1,5 |
Тема 4.4 Становление и развитие бухгалтерского учета в СССР и современной России | Содержание учебного материала Бухгалтерский учет в СССР: попытки стабилизации хозяйства и эпоха военного коммунизма, НЭП и реставрация традиционной системы бухгалтерского учета, деформация принципов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет в эпоху развитого социализма. Бухгалтерский учет в современной России, перспективы его реформирования и интегрирования в международное сообщество. | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №21 Развитие бухгалтерского учета в СССР и современной России. Проведение тестирования и обсуждение его результатов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщения по темам: Бухгалтерский учет в эпоху военного коммунизма и НЭПА Бухгалтерский учет в эпоху развитого социализма
| 1,5
33 33 33 |
2 курс 3 семестр |
РАЗДЕЛ 5. ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ |
Тема 5.1. Понятие основных хозяйственных процессов | Содержание учебного материала Краткая характеристика основных процессов, происходящих на предприятии: снабжение, производство, реализация. Теория циклов. Понятие издержек и затрат. Финансовые результаты деятельности: прибыль и убыток. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №22 Проведение тестирования по теме и обсуждение его результатов. | 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.90-92 1), работа с учебной литературой. | 1,5 |
Подраздел 5.2. Учет процесса снабжения и материальных запасов |
|
Тема 5.2.1. Процесс снабжения | Содержание учебного материала Краткая характеристика процесса снабжения. Классификация материальных запасов. Система синтетических и аналитических счетов для учета материально-производственных запасов | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №23 Тренинг по определению субсчетов к счету 10 для учета различным МПЗ | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.95-96 2), работа с учебной литературой. | 1,5 |
Тема 5.2.2. Понятие и виды ТЗР | Содержание учебного материала Понятие транспортно-заготовительных расходов. Понятие Франко-цен и их виды. Определение вариантов доставки и оплаты материалов. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №24 Проведение тестирования по теме и обсуждение его результатов. | 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.96-97 2), работа с учебной литературой. | 1 |
Тема 5.2.3. Учет поступления материалов | Содержание учебного материала Краткая характеристика процесса поступления материалов. Система синтетических и аналитических счетов для учета поступления материально-производственных запасов | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №25 Составление проводок по учету поступления материалов от поставщиков, подотчетных лиц и пр. | 2
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.97-98 2), работа с учебной литературой. | 1 |
Тема 5.2.4. Учет списания материалов в производство | Содержание учебного материала Краткая характеристика процесса списания материалов. Основные способы списания материалов в производство: ФИФО, ЛИФО, по средней себестоимости, по себестоимости каждой единицы | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №26 Составление проводок по учету списания материалов. | 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.98-101 2), работа с учебной литературой. | 1 |
Тема 5.2.5. Учет материалов на складе и в бухгалтерии | Содержание учебного материала Понятие складского и бухгалтерского учета материалов. Материально-ответственное лицо. Понятие номенклатуры материально-производственных запасов | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №27 Составление проводок по учету поступления и списания материалов. Расчет стоимости списания материалов различными методами | 2
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.101-102 2), работа с учебной литературой. | 1 |
Тема 5.2.6. Учет реализации материалов | Содержание учебного материала Краткая характеристика процесса реализации материалов, ее причины. Система счетов для учета реализации материально-производственных запасов. Порядок определения финансового результата от реализации материалов | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №28 Составление проводок по учету поступления материалов от поставщиков, подотчетных лиц и пр. | 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.102-103 2), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы стр. 103-104 2) | 1 |
Подраздел 5.3. Учет процесса производства |
Тема 5.3.1. Процесс производства | Содержание учебного материала Краткая характеристика процесса производства, его виды. Система счетов для учета процесса производства. Понятие себестоимости изготавливаемой продукции, издержки производства | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №29 Тренинг по определению счетов для учета различных затрат производства | 2
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.105-106 2), работа с учебной литературой. | 2 |
Тема 5.3.2. Виды и учет прямых затрат на производство продукции | Содержание учебного материала Краткая характеристика прямых затрат на производство. Система счетов для учета прямых затрат. Понятие незавершенного производства и определение его величины на конец месяца. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №30 Тренинг по определению величины незавершенного производства | 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.106-109 2), работа с учебной литературой. | 1 |
Тема 5.3.3. Учет и распределение косвенных затрат | Содержание учебного материала Краткая характеристика косвенных затрат. Система счетов для учета косвенных затрат. Порядок учета, распределения и списания косвенных затрат | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №31 Тренинг по учету, распределению и списанию косвенных затрат | 2
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.109-113 2), работа с учебной литературой. | 1 |
Тема 5.3.4. Себестоимость продукции и калькуляция затрат | Содержание учебного материала Себестоимость продукции, как один из основных показателей, определяющий эффективность работы предприятия. Понятие калькуляции себестоимости продукции. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №32 Расчет себестоимости готовой продукции и калькуляции затрат | 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.113-118 2), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы стр. 118 2) | 1 |
Подраздел 5.4. Учет готовой продукции и ее продажи |
Тема 5.4.1. Система счетов для учета готовой продукции | Содержание учебного материала Понятие готовой продукции. Система счетов для ее учета | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №33 Тренинг по использованию счетов для учета готовой продукции | 2
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.119 2), работа с учебной литературой. | 1 |
Тема 5.4.2. Коммерческие расходы | Содержание учебного материала Понятие коммерческих расходов, их классификация. Счет 44 - счет для учета коммерческих расходов. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №34 Составление проводок по учету коммерческих расходов | 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.120 2), работа с учебной литературой. | 1 |
Тема 5.4.3. Учет продажи готовой продукции | Содержание учебного материала Понятие реализованной продукции и реализации. Счет 90 - счет для учета процесса реализации. Понятие полной стоимости, выручки от продажи и финансового результата | 1 | Репродуктивный |
Практическое занятие №35 Составление проводок по учету процесса реализации, определение финансового результата | 2
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.121-122 2), работа с учебной литературой. | 1 |
Тема 5.4.4. Учет продажи выполненных работ | Содержание учебного материала Реализация выполненных работ и оказанных услуг. Формирование себестоимости реализованных работ и услуг. | 2 | Репродуктивный |
Практическое занятие №36 Определение себестоимости выполненных работ, оказанных услуг. Составление проводок по учету процесса реализации выполненных работ, оказанных услуг, определение финансового результата | 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.123-124 2), работа с учебной литературой. | 1 |
Тема 5.4.5. Методы учета выручки от продажи | Содержание учебного материала Методы определения доходов и расходов, выбираемые предприятием в зависимости от системы налогообложения и других факторов: метод начисления и кассовый метод | 1 | Репродуктивный
|
Практическое занятие №37 Тренинг по составлению бухгалтерских проводок | 2
|
Самостоятельная работа обучающихся: Стр.113-118 2), работа с учебной литературой. Ответить на вопросы стр. 118 2)
| 1 |
РАЗДЕЛ 6. МЕТОД "КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ" В РЕШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ |
Тема 6.1. Понятие метода "кейс-технология" | Содержание учебного материала Понятие метода "кейс-технология". Его цели и задачи. Порядок организации работы студентов и план проведения занятия. Оформление результатов работы. Порядок подведения итогов и оценка проделанной работы. | 2 | Продуктивный
|
Практическое занятие №38 "Кейс-технология": составление проводок и заполнение журнала хозяйственных операций. "Кейс-технология": открытие счетов синтетического и аналитического учета, подсчет оборотов и сальдо | 1
|
Практическое занятие №39 "Кейс-технология": составление оборотно-сальдовой ведомости и баланса | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление выполненной работы по методу "кейс-технология"
| 2
26 26 20 |
Всего: | 171 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Бухгалтерский учет».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- специализированная мебель.
Технические средства обучения:
- компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;
- технические устройства для аудиовизуального отображения информации;
- аудиовизуальные средства обучения;
- калькуляторы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Брыкова Н.В. Основы бухгалтерского учета Начальное профессиональное образование – М.:Издательский центр «Академия», 2013
Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета Начальное профессиональное образование – М.:Издательский центр «Академия», 2011
Богаченко В.М. Бухгалтерский учет Среднее профессиональное образование – М.: Феникс, 2013
Бухгалтерский учет. Основы теории, тесты, задачи – М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2010
Гомола А.И., Кириллов В.Е. Теория бухгалтерского учета Среднее профессиональное образование – М.: Издательский центр «Академия», 2013
Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет – М.: Проспект, 2010
Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет Среднее профессиональное образование – М.: Издательский центр «Академия», 2013
Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет: Практикум Среднее профессиональное образование – М.: Издательский центр «Академия», 2013
Соколов Я.В. История бухгалтерского учета – М.: Магистр, 2009
Дополнительные источники:
Аверчев И. МСФО - практика применения – М.: Эксмо, 2013
Ларионов А.Д. Бухгалтерский учет – М.: Проспект, 2013
Интернет-ресурсы:
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Справочно-правовая система «Гарант».
http://www.edu.ru Российское образование Федеральный портал
http://ecsocman.edu.ru Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
http://www.buh.ru Бух.1С – Интернет-ресурс для бухгалтеров
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
применять нормативное регулирование бухгалтерского учета | практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий |
ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности; | практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий |
соблюдать требования к бухгалтерскому учету; | практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий |
следовать методам и принципам бухгалтерского учета | практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий |
использовать формы и счета бухгалтерского учета | практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий |
Знания: |
|
нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности | практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование |
национальная система нормативного регулирования | практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование |
международные стандарты финансовой отчетности; историю бухгалтерского учета; | практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование |
основные требования к ведению бухгалтерского учета | практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование |
предмет, метод и принципы бухгалтерского учета | практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование |
план счетов бухгалтерского учета | практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование |
формы бухгалтерского учета | практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование
|