КОС по дисциплине "Экономическая теория"
учебно-методический материал на тему
КОС по дисциплине "Экономическая теория специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_osnovy_ekonomicheskoy_teoriibu.docx | 62.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение CПО
Электромеханический колледж №55
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
для промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Основы экономической теории»
код, специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
Москва
2013
Согласовано Учебно-методическая комиссия по специальности ___080114__Экономика и бухгалтерский учет Протокол № __1__ от «_30_» _августа__ 2013_ г. | |
Председатель учебно-методической комиссии ____________/_Круглова М.Е. |
Подпись Ф.И.О.
Составители: Круглова М.Е., преподаватель__________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Оценочные средства представляют собой банк заданий для проведения промежуточной аттестации в виде обязательной контрольной работы по дисциплине «Основы экономической теории» и ориентированы на проверку качества знаний обучающихся, освоивших её полный курс.
Содержание банка в полной мере отражает содержание типовой программы учебной дисциплины. В состав банка включены 4 варианта заданий по 7 вопросов и 2 задачи.
Время ответа по одному варианту должно составлять не более 90 минут.
При оценке результатов за правильно выполненные задачи ставится по 1 баллу и по 0,5 баллов за правильный ответ на теоретический вопрос. Решение задач является обязательным условием получения оценки «4» или «5».
ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) * | Наименование тем | Кол-во часов | Порядковый номер задания | Уровень трудности ** |
Уметь оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; | Тема 1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории. | 10 | 1вар.1,2,3,4,5 2 вар.1 3 вар.- 4 вар. - 5 вар.- | 2 |
Знать предмет, метод и функции экономической теории; | ||||
Уметь использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; | Тема 1.2. История развития экономической теории… | 8 | 1 вар.- 2 вар. 2,3 3 вар.1,2,3 4 вар.- | 2 |
Знать общие положения экономической теории; | ||||
Уметь оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; строить графики и схемы, иллюстрирующие основные экономические модели; распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления; | Тема 2.1 Производство и экономика. | 12 | 1 вар. – 2 вар. -2, 3 задание 3 вар. – 5, 6 задание 4 вар. - | 2 |
Знать общие положения экономической теории; | 2 вар.- 9 | 3 | ||
Уметь оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; строить графики и схемы, иллюстрирующие основные экономические модели; распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления; | Тема 2.2. Собственность как основа производственных отношений. | 6 | 4 вар. – 3 задание | 2 |
Знать общие положения экономической теории; | ||||
Уметь распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях; | Тема 3.1. Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. | 16 | 1 вар. 5,6,7 2 вар. – 4,5,6,7 3 вар. – 4 4 вар. 4,5,6,7 | 2 |
Знать общие положения экономической теории; основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета; | 1 вар. – 8,9 2 вар. – 8 3 вариант – 8,9 4 вариант – 8,9 | 3 |
Вопросы
- Понятия «экономика», «экономикс».
- Функции рынка.
- Предмет экономической теории.
- Функции экономической теории.
- Методы экономической теории.
- Два уровня рассмотрения хозяйственных систем, микроэкономика и макроэкономика.
- Меркантилизм как 1-я школа экономической теории.
- Школы классической политической экономии.
- Марксистская политическая экономия.
- Экономикс: неоклассики и кейнсианцы.
- Теория кейнсианско - неоклассического синтеза.
- Рыночный спрос и его факторы.
- Рыночное предложение и его факторы.
- Равновесная рыночная цена. Рыночное саморегулирование равновесной цены.
- Основные факторы рыночного саморегулирования.
- Эластичность спроса
- Ценовая эластичность спроса и общая выручка.
- Эластичностьспроса и предложения.
- Основные факторы современного производства.
- Средства производства.
- Основные типы собственности и виды собственности.
- Собственность как основа производственных отношений. Отношения собственности на средства производства.
- Понятие производственных возможностей. Граница производственных возможностей.
- Вменённые издержки и закон их возрастания.
- Товар как экономическая категория. Свойства товара.
- 3 этапа развития товарообменных отношений.
- Деньги как экономическая категория
- Основные виды неполноценных денег.
- Понятие рынка. Основные виды рынков.
- Функции денег и закон денежного обращения.
БЛАНК ЗАДАНИЯ
Ответы
1 вариант
Кратко ответить на вопросы (указать основные положения)
- Понятия «экономика», «экономикс».
- Предмет экономической теории.
- Функции экономической теории
- Методы экономической теории.
- Основные факторы рыночного саморегулирования.
- Рыночный спрос и его факторы.
- Функции рынка.
Решить задачи. Сделать вывод.
Задача
При увеличении цены масла на 3% спрос на него сократился на 3,5%, а спрос на маргарин увеличился на 2,5%.
Найдите эластичность спроса на масло и перекрестную эластичность спроса на маргарин.
Задача
Ситуационная задача
Вы – коммерческий директор крупной автомобилестроительной компании, имеющей оптимальные технологии и финансовые ресурсы.
При каких из перечисленных ниже вариантов развития ситуации на рынке автомобилей имеет смысл делать инвестиции в расширение производственных мощностей:
А) цены на автомобили незначительно снижаются, а спрос на них остается высокоэластичным;
Б) цены на автомобили увеличиваются, а спрос на них остается высокоэластичным.
Ответы на вопросы:
- Понятия «экономика», «экономикс»
Слово «Экономика» происходит от греческого Οίκοnomike – искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Однако, в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения (рис. 1.1).
Основные значения термина «Экономика» Рис 1.1
Экономика | ||
это | это | это |
общественные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью людей | хозяйство того или иного района, страны, группы стран или всего мира | научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни общества |
например | например | Например |
экономика феодальная, рыночная, административно-командная | экономика Чебоксар, Урала, России, Ближнего Востока, мировая экономика и т.д. | экономика сельского, лесного хозяйства, промышленности, бухгалтерский учет и т.д. |
Экономика | это вся деятельность людей, которая связана с обеспечением материальных условий их жизни |
Экономикс – область экономической науки, экономическая теория, изучающая теоретические основы экономических процессов.
- Предмет науки можно сформулировать так: экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимальной социально-экономической эффективности.
- Функции экономической теории:
- эмпирическая;
- теоретическая;
- образовательная;
- практическая.
- Методы экономической теории
- наблюдение и сбор фактов
- эксперимент
- моделирование
- метод научных абстракций
- анализ и синтез
- системный подход
- индукция и дедукция
- исторический и логический методы
- графический метод
- Основные факторы рыночного саморегулирования:
- рыночная цена;
- спрос;
- предложение;
- конкуренция
«Невидимая рука рынка «по А.Смиту»
- Рыночный спрос и его факторы:
Спрос – платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода.
Например, при цене костюма 200 д.е. недельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д.е. – 900 штук.
Факторы спроса:
- Изменение вкусов потребителей;
- Изменение числа покупателей;
- Изменение доходов потребителей;
- Изменение цен на сопряженные товары;
- Изменения в ожиданиях потребителей;
- Степень удовлетворения потребностей
- Функции рынка:
- Посредническая функция
- Ценообразующая функция
- Информирующая функция.
- регулирующая функция.
- Стимулирующая функция
- Оздоравливающая функция (или санирующая).
- Задача.
В случае а) следует делать инвестиции в расширение производства, так как с увеличением цены резко возрастет спрос на автомобили (высокоэластичный).
- Задача
Кэ: 3,5/3= 1,17 спрос на масло эластичен
Кэ: 2,5/3=0,83 перекрестный спрос на маргарин не эластичен
2 вариант
- Два уровня рассмотрения хозяйственных систем, микроэкономика и макроэкономика.
- Меркантилизм как 1-я школа экономической теории.
- Школы классической политической экономии.
- Рыночное предложение и его факторы.
- Равновесная рыночная цена. Рыночное саморегулирование равновесной цены.
- Эластичность спроса
- Ценовая эластичность спроса и общая выручка.
Задача
Заданы функция спроса Qd=100-Р и функция предложения Qs=2Р-50 , где Р- цена в руб.
- Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.
- Если правительство решит снизить цену до 48 руб., стремясь стимулировать потребление, к чему это приведет?
Задача
Построить кривую ГПВ для следующих альтернатив производства 2-х товаров:
Станки | 10 | 9 | 7 | 4 | 0 |
Ткани | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ответы:
- микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) таких систем. Она изучает:
- такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство);
- отдельные рынки (рынок зерна), производство, сбыт или цену конкретного продукта.
Таким образом, микроэкономический подход близок к методу анализа.
Макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, т.е. совокупности экономических единиц. Например, мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства
- Теории меркантилистов ориентировались на решение практических задач и выработку рациональной экономической политики государства в 15-17 вв.
Основные идеи меркантилистов:
- главным богатством общества являются деньги, сокровища (золото, серебро);
- источником этого богатства служит сфера обращения (внешняя торговля и денежный оборот);
- государство должно активно вмешиваться в экономику, целенаправленно помогая обогащению нации.
В числе его главных теоретиков были экономисты: англичанин Томас Ман (1571-1641) и француз Антуан де Монкретьен (ок. 1575-16721г.)
- Физиократы и рыночная школа классиков.
- Рыночное предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени. Например, если производители телеприемников готовы продавать их по цене 2000 д.е. и в количестве 1000 шт. в неделю, то это и составит предложение данного товара. Факторы:
- Цены на ресурсы
- Технологии
- Налоги и субсидии
- Цены на другие товары
- Изменение числа производителей
- Рыночная цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной.
Рыночная цена, у.е.
избыток
Точка равновесия
равновесная цена
Дефицит
Спрос=предложению Спрос, предложение (шт.)
При отклонении от точки равновесия рынок саморегулирует цену (если спрос больше предложения, возникает дефицит товара, предприниматели поднимают цену, если предложение больше спроса, продавцы вынуждены снижать цену, т.к. товар залеживается. Т.е. рыночная цена всегда стремится к равновесной.).
- Эластичность спроса – это такой спрос на товар, при котором небольшое изменение цены ведет к значительному изменению спроса. Пример: предметы роскоши обладают эластичным спросом. Если изменение цены спрос не изменяет или изменяет незначительно, такой спрос называется неэластичным. Пример: предметы первой необходимости (хлеб, тарифы на электроэнергию, на городской автотранспорт).
- Если товары обладают эластичным спросом, то выручка будет расти только в случае, если продавцы будут снижать цену, если спрос не эластичный, то выручка будет увеличиваться при увеличении цен на товары.
- Даны функция спроса Qd=100-Р и функция предложения Qs=2Р-50. Приравниваем их друг другу:
100-Р=2Р-50
Р=50 руб.
Q= 50 штук.
Если Р=48 руб., то спрос будет больше предложения и наступит дефицит товара. Предприниматели начнут снижать цены.
- Задача
Построить кривую ГПВ для следующих альтернатив производства 2-х товаров:
Станки | 10 | 9 | 7 | 4 | 0 |
Ткани | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Строим кривую ГПВ по точкам.
Вмененные издержки товара А: ¼,1/3,1/2,1
Товара Б: 1,2,3,4
Вариант 3
- Марксистская политическая экономия.
- Экономикс: неоклассики и кейнсианцы.
- Теория кейнсианско - неоклассического синтеза.
- Эластичность спроса и предложения.
- Основные факторы современного производства.
- Средства производства.
- Основные типы собственности и виды собственности.
Задача
Заданы функция спроса Qd=100-Р и функция предложения Qs=2Р-50 , где Р- цена в руб.
- Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.
- Если правительство решит снизить цену до 30 руб., стремясь стимулировать потребление, к чему это приведет?
Ситуационная задача
Вы – коммерческий директор крупной автомобилестроительной компании, имеющей оптимальные технологии и финансовые ресурсы.
При каких из перечисленных ниже вариантов развития ситуации на рынке автомобилей имеет смысл делать инвестиции в расширение производственных мощностей:
А) цены на автомобили незначительно снижаются, а спрос на них остается высокоэластичным;
Б) цены на автомобили увеличиваются, а спрос на них остается высокоэластичным.
Ответы:
- Согласно марксизму, капиталистическое общество – классово-антагонистическое (антагонизм – спор, борьба), т.е. населено непримиримо враждебными двумя основными классами – буржуазией (эксплуататорами) и пролетариатом (эксплуатируемыми). Никакие компромиссы и реформы невозможны. Речь идет только об уничтожении частной собственности и ликвидации буржуазного строя в целом.
Марксисты заявили о курсе на социальную революцию, на насильственный захват политической власти в обществе и установление в нем диктатуры пролетариата (от лат. dictatura – неограниченная власть), на экспроприацию[1] частной собственности и строительство социализма с его общественной собственностью на средства производства. Карл Маркс, Фридрих Энгельс – основоположники школы.
- Экономикс: неоклассики и кейнсианцы.
3. Кейнсианско-неоклассический синтез – это соединение двух учений, что и является современным направлением развития экономической науки.
4. Эластичность спроса и предложения – это их способность гибко изменяться под влиянием определяющих факторов. Главный фактор – цена. Если изменения спроса и предложения значительны под влиянием цены, то они эластичны, если спрос и предложение мало меняются под влиянием цены, то товары обладают неэластичным спросом.
5. Ключевые факторы современного производства
6.Средства производства – средства труда (оборудование, здания), предметы труда (сырье, материалы)
- Основные типы собственности и виды собственности.
Виды собственности Содержание
Вещественная собственность | Собственность на материальные объекты (средства производства и предметы потребления) |
Интеллектуальная собственность | Собственность на духовные объекты (идеи, знания, информацию) |
Собственность на управление | Собственность на руководство общественной жизнью |
- Задача
Заданы функция спроса Qd=100-Р и функция предложения Qs=2Р-50 , где Р- цена в руб.
Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.
Если правительство решит снизить цену до 30 руб., стремясь стимулировать потребление, к чему это приведет?
100-Р=2Р-50
Р=50 руб.
Q= 50 штук.
Если Р=30 руб., то спрос будет больше предложения и наступит дефицит товара. Предприниматели начнут повышать цены.
- Задача
В случае а)имеет смысл инвестировать в проект: небольшое снижение цены вызовет значительное увеличение спроса при условии эластичности товара
4 вариант
- Собственность как основа производственных отношений. Отношения собственности на средства производства.
- Понятие производственных возможностей. Граница производственных возможностей.
- Вменённые издержки и закон их возрастания.
- Товар как экономическая категория. Свойства товара.
- 3 этапа развития товарообменных отношений.
- Деньги как экономическая категория
- Основные виды неполноценных денег.
Ситуационная задача
Вы – коммерческий директор крупной автомобилестроительной компании, имеющей оптимальные технологии и финансовые ресурсы.
При каких из перечисленных ниже вариантов развития ситуации на рынке автомобилей имеет смысл делать инвестиции в расширение производственных мощностей:
А) цены на автомобили незначительно снижаются, а спрос на них остается высокоэластичным;
Б) цены на автомобили увеличиваются, а спрос на них остается высокоэластичным;
В) снизились таможенные пошлины на автомобили иностранных марок;
Г) возросли доходы населения;
Д) ВВП на душу населения снизился.
Задача
Заданы функция спроса Qd=100-Р и функция предложения Qs=2Р-50 , где Р- цена в руб.
- Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.
- Если правительство решит снизить цену до 40 руб., стремясь стимулировать потребление, к чему это приведет?
- Сколько денежных средств потеряет продавец, если закупочная цена составляет 18 руб. за единицу товара
- Структура отношений собственности
владение пользование
распоряжение
Присвоение средств производства – вступление в собственность, пожизненное владение, долгосрочное управление.
Использование средств производства – сдача в аренду, лизинг.
Экономическая реализация собственности – получение дохода.
- Понятие производственных возможностей. Граница производственных возможностей.
Производственные возможности – это максимальное количество товаров и услуг, которые может выпустить предприятие или любой субъект рыночной экономики при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
Граница производственных возможностей – это кривая, отражающая все альтернативы одновременного выпуска двух товаров при полном задействовании всех имеющихся ресурсов.
товар Б
т. Н
т.М
Товар А
В точке М возможен выпуск товаров А и Б. В точке Н – нет. Ресурсов не достаточно.
- Вмененные издержки по мере смены альтернатив растут.
- Товарное производство – это производство для обмена или на продажу. Продукт такого производства называется товаром.
2 свойства товара:
- Потребительская ценность
- Стоимость
- 3 этапа развития товарообменных отношений.
Т-Т бартер
Т-т-Т обмен на товар-посредник
Т-Д-Т обмен непосредственно на деньги
- Деньги как экономическая категория
Деньги – всеобщий товарный эквивалент, который:
- Выражает стоимость всех товаров
- Служит посредником в их обмене.
- Рис. Основные виды неполноценных денег
Бумажные деньги:
- казначейские билеты
- банковские билеты (современные банконоты)
Биллонные монеты
Кредитные деньги:
- векселя
- банкноты (изначально)
- чеки
- кредитные карточки
- В случае а) и г) можно делать инвестиции.
- Р=50 руб.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.
- оценка «5» (отлично) выставляется студентам за верные ответы, которые составляют 91 % и более от общего количества вопросов;
- оценка «4» (хорошо) соответствует результатам тестирования, которые содержат от 71 % до 90 % правильных ответов;
- оценка «3» (удовлетворительно) от 60 % до 70 % правильных ответов;
- оценка «2» (неудовлетворительно) соответствует результатам, содержащим менее 60 % правильных ответов.
Для получения оценок «4» или «5» необходимо обязательное решение задач.
[1] Экспроприация – 1) в социологии – лишение собственности и прежнего социального положения одного общественного строя другим;
2) у юристов – принудительное (безвозмездное или оплачиваемое) отчуждение (изъятие) у кого-либо имущества госорганами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: от теории к практике
В современной стратегии образования актуализируется значимость здоровья молодого поколения как одного из приоритетных направлений его гуманизации, являющегося основой физического и социального благопо...
Статья «Основные понятия в индийской музыкальной теории»
КУРСОВАЯ РАБОТАЦелью курсовой работы является ознакомление с основными понятиями в индийской музыкальной теории.Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:1. Ознакомиться с основн...
Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц
Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...
Рабочая тетрадь к учебнику О.В.Гончаровой, Ю.С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания по междисциплинарному курсу МДК.02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРАКТИКУМОМ для специальности 44.02.01«Дошкольное образование
Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образо...
Учебное занятие по дисциплине: ЕН.01 МАТЕМАТИКА Раздел 3. Основы теории вероятностей и математической статистики Тема 3.1. Применение математической статистики и теории вероятностей
Цели занятия: Учебные: проверить знания и умения обучающихся по темам:основные понятия и определения теории вероятностиРазвивающие: развитие познавательных интересов; развитие умений ан...
Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."
.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...
ХИМИЯ ТЕОРИЯ 1 ТЕМА: Предмет органической химии. Теория химического строения А.М. Бутлерова.
ПРЕЗНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ, СОДЕРЖИТ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, МАТЕРИАЛ КОНТРОЛЯ....