Методическая разработка урока (моделирующая игра) на тему "Деньги.Банки. Банковская система."
методическая разработка на тему
Материал предназначен для преподавания в профессиональном училище. Может быть интересен на уроках экономики в 9-11 классах средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моделирующая игра по теме "Деньги. Банки. Банковская система" | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока экономики в ГБОУ НПО ПУ № 97 МО
на тему «Деньги. Банки. Банковская система»
Форма проведения: лекция, презентация, моделирующая игра.
Цель урока:
Расширение представления обучающихся о деятельности банков и банковской системе в целом.
Задачи урока:
Изучить:
· особенности банковской системы;
· основные функции Центрального и коммерческих банков, и их роль в экономике;
· классификацию коммерческих банков, виды банковских операций и виды депозитов;
· основные принципы кредитования;
· цель создания и виды банковских резервов;
· дать представление о кредитной эмиссии и банковском мультипликаторе.
Развивать:
· умение работать с дополнительной литературой, искать нужную информацию в сети Интернет;
· умение решать задачи;
· навыки выбора более выгодного банка для сотрудничества.
Данный урок относится к разделу «Деньги и банки» программы, рассчитан на учащихся уже имеющих представление о том, что такое банк, из чего складывается прибыль банка, кто является вкладчиком и заемщиком.
Ход урока:
- Вступительное слово преподавателя.
- Тестирование, подведение итогов
- Раздача вспомогательных материалов
- Презентация «Деньги.Банки»
- Тест-задание «Банки» (Ребята выполняют задания теста. Осуществляют взаимопроверку, рассчитывают баллы и переводят баллы в рубли, умножая баллы на 1000. Это – первоначальный капитал для дальнейших этапов урока. Правильный ответ — 10 ед., неправильный — 0 ед.)
- Теоретическая часть урока.
- Решение задач. Моделирующая игра.
- Подведение итогов.
1 этап урока: Тест на сомоопределение.
2 этап урока: Теоретический:
Презентация «Деньги и банки».
3 этап урока: Тест «Банки.Банковская система». Задачи. Игра «Увеличение капитала»
Основные понятия урока
Банк Банковская система Пассивы банка Обязательные резервы Активы банка Избыточные резервы Кредитная эмиссия Банковский мультипликатор
Технические средства обучения - видеопроектор, экран, ПК .
Сегодня трудно представить себе жизнь без банков. Банки окружают нас повсюду. Ваши родители получают зарплату через банк. Вы имеете пластиковые карточки, выданные банком для разных целей. Кто-то наверняка расскажет о том, как ваши родители обращались в банк за кредитом – для какой – то большой покупки. И, конечно, каждый месяц ваши родители отправляются в банк для оплаты коммунальных услуг. А еще в банках обменивают валюту – например, рубли на доллары и доллары на рубли, покупают ценные бумаги компаний и государственные облигации, делают долгосрочные вклады.
Современный банк – это целый мир со своими правилами и законами. Закончив училище, каждый из вас встанет перед проблемой выбора своего банка – как клиент или может даже будущий работник. В любом случае вы должны действовать в жизни так, чтобы ваш банк был вам и другом, и помощником, и партнером.
Насколько может подойти для вас банковский бизнес? Предлагаю тест, который поможет вам определить место банка в нашей жизни.
Тест «Годится ли для вас банковский бизнес?»
Выберите утверждение, которое в наибольшей степени отвечает вашему характеру:
А. – «Мой любимый предмет – математика! Я могу целый день провести за расчетами. Цифры завораживают меня и внушают уважение»;
В - «Мне нравится общаться с людьми больше, чем с бумажками. Большинство домашних заданий я выполняю вместе с друзьями. Друзья прислушиваются к моему мнению».
С - «Я люблю проводить время, играя в активные игры с большим числом участников (волейбол, баскетбол и др.). В одиночестве мне становится скучно».
Итоги:
Если вы выбрали утверждение А, банковский бизнес для вас целиком подходит. Вы легко достигнете успеха в качестве банковского аналитика.
Если вы выбрали утверждение В, вы можете работать в банке в качестве операциониста, человека, который непосредственно взаимодействует с клиентами.
Если вы выбрали утверждение С, то банк подойдет вам только качестве места, где могут храниться ваши деньги. Работа в банке вам, скорее всего, не подойдет.
Итак, тест пройден, и впереди вас ожидает интереснейшая экскурсия по банку!
Посмотрим презентацию «Деньги и банки».
Банковские операции и услуги:
Трастовые операции – доверительное управление активами физических или юридических лиц.
Лизинг – приобретение дорогостоящего оборудования и машин и сдача из в аренду (арендатор выплачивает взносы, за счет которых происходит погашение стоимости оборудования и выплачивается доход учреждению, кредитующему сделку).
Инкассовые операции – получение по поручению клиента денег по денежным и товарно-расчетным документам.
Переводные операции – перечисление внесенных в банк денег получателю, находящемуся в другом месте.
Выпуск кредитных карточек.
Обмен валюты.
Охрана ценностей.
Продолжение урока
Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор.
(Объясняет учитель).
Эффект мультипликатора
Напоминающий цепную реакцию процесс, когда увеличение (уменьшение) расходов одних людей и фирм ведет к увеличению (уменьшению) доходов, а значит, и расходов, других людей и фирм. В результате общее изменение расходов в экономике в несколько раз превышает первоначальное.
Например, в экономике действуют три банка.
ЦБ выпустил 100 р. в обращение. Эта сумма была выплачена работникам, которые положили ее на депозит в первый банк.
При норме обязательного резервирования в 5% банк будет обязан выделить обязательные резервы в 5 рублей.
Остальная сумма в 95 рублей будет выдана в виде кредитов фирмам и населению. После того как кредит использован, например, на производство товара, выручка от продажи товара вновь кладется на депозит, скажем, теперь во второй банк.
Предположим, величина выручки равняется величине кредита, т. е. 95 рублей.
Когда 95 руб. окажутся во втором банке, 4 руб. 75 коп. (5% от 95руб) останутся в виде обязательного резерва, а 90 руб. 25 коп. будут вновь выданы в кредит.
Если затем сумма 90 руб. 25 коп. попадает в третий банк как депозит, 4 руб. 50 коп. пойдут в резерв, а 85 руб.75 коп. – в новый кредит.
Этот процесс будет продолжаться до тех пор пока величина кредита не уменьшится до нуля.
Общая величина денег в экономике будет равняться сумме всех банковских депозитов:
М = 100+95+90,25+85,75+…=100+100(1-0,05)+100(1-0,05) (1-0,05)+ 100(1-0,05) (1-0,05) (1-0,05) +…=100/0,05=2000 (руб.)
По сравнению с денежной базой в 100 руб. совокупное предложение денег возросло в результате деятельности банков в 20 раз.
Коэффициент прироста предложения денег по отношению к денежной базе называют кредитно-денежным мультипликатором (или банковским)
Решение задач на закрепление понятия «Банковский мультипликатор»
Учащиеся решают задачи в группах, проверяют правильность решения. За каждую правильно решенную задачу «зарабатывают» по 100 руб.
Регулирование кредита
У ЦБ есть два главных инструмента регулирования размеров кредитов, которые КБ могут выдавать фирмам и населению:
I Изменение процентной ставки
ЦБ выдает КБ кредиты под определенный, одинаковый для всех, процент. Это значит, что процентные ставки, которые будут устанавливать КБ своим клиентам, должны быть не ниже (а в действительности, как правило, выше, иначе это не принесет никакой прибыли коммерческим банкам), чем процентная ставка ЦБ. Если государство решает повысить процентную ставку по кредитам для КБ, те тоже вынуждены повышать свои процентные ставки. Наоборот, если государство снижает стоимость кредитов, КБ имеют возможность сделать более дешевыми кредиты для фирм и населения.
Два варианта кредитной политики государства
· В первом случае цель государства – сдержать рост денежной массы в обращении и тем самым обуздать инфляцию и рост цен в стране.
· Во втором случае в итоге возрастает экономическая активность предпринимателей: фирмы вкладывают (инвестируют) больше средств в производство товаров и услуг, в расширение своего бизнеса. ( см. приложение)
II Изменение нормы резервирования банковских средств
Оба инструмента (и процентная ставка и норма резервирования) служат одним и тем же целям. Для бизнеса очень важно, какую кредитную ставку или норму резервирования средств устанавливает государство, особенно когда фирмы берут кредиты для финансирования крупных проектов или мероприятий.
Пример:
Если фирме на один год нужен кредит в размере 10 млн. руб. для строительства филиала, то изменение процентной ставки по кредиту с 90% до 91% означает удорожание кредита на 100 тыс. рублей.
Банковские резервы
Основную роль в обеспечении устойчивости банка играют специально создаваемые банковские резервы. Необходимость образования этих резервов обусловлена тем, что ни один банк не гарантирован от «набега» вкладчиков, вызванного финансовой паникой, банкротством крупных заемщиков банка и т. п. В силу этого банк может оказаться несостоятельным и будет вынужден прекратить платежи по своим долговым обязательствам. При наличии значительных резервов банк окажется способен компенсировать эти негативные события и даже в неблагоприятных условиях безотказно выполнять все свои текущие операции.
Но было бы неразумно держать значительные суммы активов в виде бездействующих денежных средств. Поэтому в современных условиях банковские резервы представляют собой вклады в Центральный банк страны. Эти резервы являются обязательными для каждого коммерческого банка, и их размер обычно определяется в законодательном порядке или устанавливается решением правления ЦБ. Величина резервов устанавливается на основе нормы резервов.
Норма резервов – это установленное ЦБ отношение суммы резервов к сумме вкладов до востребования.
Коммерческие банки, как и любое коммерческое предприятие, осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли. Поэтому оставшиеся деньги после выплаты обязательных резервов Центральному банку коммерческий банк может выдать желающим в виде кредитов. Но есть очень осторожные банки, которые предпочитают оставлять в резервах чуть больше, чем это предписано Центральным банком. Они имеют избыточные резервы.
Продолжение урока
1. Продемонстрировать, как фирмы стремятся к максимизации прибыли, снижая затраты и увеличивая выручку от продажи готовой продукции.
2. Увеличить уже имеющийся у групп - участников капитал.
Сотрудничество групп с банками.
Перед началом данного этапа каждой группе предлагается подсчитать количество денег «заработанных» на всех этапах урока, внести полученные данные в учетный лист
Вниманию ребят предлагается услуги трех коммерческих банков, различающиеся по процентным ставкам вклада и займа. Ребята должны выбрать банк по своему усмотрению, вложить все заработанные деньги и через месяц «получить» прибыль, т. е. увеличить (а может быть, в случае неправильного выбора банка, уменьшить) количество денег, либо вообще все потерять.
Задание: У нас 3 фирмы (учащиеся прелагают названия своим фирмам)
Каждая фирма имеет капитал для размещения в банке(итгои режения задач и выполнения заданий)
Банк «Спутник»:
· процент вклада – 12% в год;
· процент займа – 23% в год.
Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.
Банк «Ориент»
· процент вклада – 14% в год;
· процент займа – 25% в год.
Проценты начисляются по методу простых процентов 1 раз в год.
Банк «Идеал»
· процент вклада – 25% в год;
· процент займа – 23% в год.
Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.
После выбора банка ребятам предлагаются ситуации, которые и повлияют на величину прибыли и общего результата урока.
Банк | Предлагаемая ситуация |
«Спутник»: | Процентная ставка увеличена до 15% |
Умножьте величину своего вклада на 1,15 | |
«Ориент» | Процентная ставка увеличена до 12% |
Умножьте величину своего вклада на 1,12 | |
«Идеал» | Банк обанкротился |
Умножьте величину своего вклада на 0 |
Подведение итогов урока:
1. Ответьте на вопросы
- Что нового узнали на уроке? Чему учились на уроке?
- Какая информация самая необходимая в современном мире?
- Какой этап урока наиболее понравился? Почему?
- Что получилось и что не получилось на уроке?
2. Заполнение учетного и оценочного листов
3. Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание:
теоретический материал урока; решить задачи (свободный выбор )
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задачи «Банки. Банковская система»
1. Как изменится покупательная способность денег, если цены возрастут на 20%?
2. Какую сумму надо вложить в банк на 180 дней под 40% годовых, чтобы получить 300 000 рублей?
3. Банк предлагает начисление 3% по вкладу ежемесячно по схеме сложного процента. На сколько % в год увеличится вложенная сумма денег?
4. Фактические резервы банка равны 30 млн. руб., общая сумма текущих вкладов – 100 млн. руб., норма обязательных резервов – 10%. Рассчитайте величину избыточных резервов банка.
5. Если фактические резервы банка составляют 72 млн. руб., а избыточные равны 4% от депозитов. Норма обязательных резервов 20%. Чему равна величина обязательных резервов?
6. В банке Х, являющемся одним из многих банков, открыт счет на 10 000 долларов. Норма обязательных резервов установлена в 25%. На сколько долларов этот депозит способен увеличить сумму предоставляемых этим банком ссуд?
7. Фактические резервы КБ составляют 700 млн. руб., а депозиты 1500 млн. руб. Норма обязательных резервов 20%. На сколько может увеличить предложение денег этот банк и вся банковская система, если кредитные возможности будут использованы полностью?
8. Денежный мультипликатор равен:
А) 5 при 5%-й норме банковского резерва;
Б) 20 при 10%-й норме банковского резерва;
В) 10 при 10%-й норме банковского резерва;
9. Инфляция на острове МАН привела к росту цен в 1,5 раза. Предложение денег возросло с 40 млн. до 45 млн. пиастров. Улучшение работы банков позволило увеличить скорость обращения денег на 20%. На сколько процентов изменился объем продаж?
10. Предложение наличных (металлических и бумажных) денег в стране Амстралии увеличилось на 80 млн. динариев, а доля их в денежной массе, а доля их в денежной массе возросла в 1,5 раза. Цены повысились в среднем на 20%. Скорость обращения денег и объем продаж не изменились. Чему стала равна масса наличных денег в обращении?
11. Что случиться, если предложение денег увеличится с 567 млрд. руб. до 890 млрд. руб., в то время как скорость обращения денег и количество произведенного и проданного товара не изменятся?
12. В январе цены выросли на 20%, в феврале – на 10%, в марте – на 5%, в апреле – упали на 1%. Как изменилась покупательная способность денег за этот период?
13. Предложение денег В Галиции возросло с 16 млн. до 18 млн. дукатов. Объем продаж уменьшился на 10%. Скорость обращения не изменилась. На сколько процентов в среднем изменились цены.
14. Рассчитайте, сколько денег было выведено из обращения за год, если суммарная стоимость проданных за год товаров составила 90 трлн. руб., среднее число оборотов денег в год равнялось 10, а в начале года в обращении находилось 12 трлн. рублей.
15. Произведен срочный вклад под 12% годовых на 3 месяца в сумме 50 000 руб. Начисление процентов происходит по методу простых процентов. Рассчитайте, сколько денег получит клиент на руки в конце срока?
16. Билл Гейтс произвел срочный вклад тоже под 12 % годовых на 3 месяца 50 000 руб. Начисление процентов происходит по методу сложных процентов. Рассчитайте, сколько денег получит Билл Гейтс на руки в конце срока?
ТЕСТ «Банки. БС» :
Соотнесите название коммерческого банка и выполняемые функции ( в таблице укажите стрелками):
Виды банков
Банк | Функции |
Сберегательный | Выдают кредиты для внедрения в производство научно-технических изобретений и нововведений |
Инвестиционные | Выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные проекты, т. е. осуществляет денежные вложения в производство и строительство на длительный срок |
Инновационные | Предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.) |
Ипотечные | Выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества. |
Сейф-банк | Это крупные банки региона: «Возрождение», Инкомбанк и др. |
Ломбард | Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США. |
Региональные банки | Разновидность банка (кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок. |
Международные банки | Хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный %; выдают в долг денежные ссуды; выполняют различные расчетные операции с населением; покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов. |
Главные принципы кредитования:
1. Целевой характер кредита означает, что деньги берутся для определенного вида деятельности
2. Срочность кредита - кредит выдается на конкретный срок.
3. Возвратность кредита – к концу срока заемщик обязан полностью вернуть занятые у банка деньги.
4. Платность кредита – банк берет плату за свои услуги.
5. Обеспеченность кредита – банк требует от заемщика гарантий (поручители, залог и др.)
Методическая литература.
1. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов.
2. Мицкевич А.А.Сборник заданий по экономике. Для 9-10 классов.
3. Практикум по основам экономической теории. 10-11 кл. Под ред. Иванова С.И.
Интернет-ресурсы: http://www.pandia.ru http://nsportal.ru/olga-r
Учетный лист группы
Название группы __________________________________
Участники Ф.И._____________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Название этапа урока | Доход, руб. |
1. Тестирование. | |
2. Теория «Деньги. Банки. Банковская система» | |
3. Задача. Выбор банка. Вложение всего дохода в банк. | |
4. Тестирование. Игра «увеличение капитала» | |
ИТОГО: |
Оцените по пятибалльной системе этапы урока:
Этап урока | Оценка |
1. Тестирование. | |
2. Теория. «Деньги. Банки. Банковская система». | |
3. Вложение всего дохода в банк. Банковские операции. | |
4. Тестирование. Игра «увеличение капитала» |
Поделитесь своими впечатлениями об уроке:
Что понравилось? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что не понравилось? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши пожелания __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: «Деньги.Банки. Банковская система». Преподаватель ГБОУ НПО ПУ № 97 МО Рязанова О.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по обществознанию «Политические партии и партийные системы»
Данная методическая разработка урока направленна на формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека...
Методическая разработка урока – ролевой игры: "Влияние лекарственных веществ на организм человека на примере действия ацетилсалициловой кислоты"
Методическая разработка урока - ролевой игры: "Влияние органических лекарственных веществ на организм человека на примере анализа действия ацетилсалициловой кислоты". Дисциплина "О...
Методическая разработка урока по дисциплине"Основы банковского дела" и "Финансы и кредит"
Методическая разработка предназначена для преподавателей, работающих с игровыми технологиями при контроле знаний студентов.Межпр...
Методическая разработка урока "Банковская система Российской Федераци"
Методическая разработка урока "Банковская система Российской Федерации" по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"...
Методическая разработка урока-деловой игры по экономике "Конкурс предпринимательских проектов"
Одно из главных требований реализации образовательных программ ФГОС - это применение в деятельности преподавателя активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной раб...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн
В настоящее время наиболее актуальными являются активные формы и методы обучения. В процессе таких занятий каждый студент непрерывно побуждается к активной деятельности,...
Методическая разработка урока (с технологической картой): "Решение задач на проценты с экономическим содержанием.Банковская деятельность и ее принципы" с использованием информационных технологий.
Технологическая карта урока с использованием информационных технологий...